Православная женская одежда. Православная мода желает войти в моду

Верующие христианки часто сталкиваются с проблемой поиска своего уникального стиля. Ведь женщине верующей хочется одеваться красиво, женственно, со вкусом, но, при этом умеренно, целомудренно, скромно. Такая одежда есть, и, более того, у каждой из нас есть возможность найти свой неповторимый стиль, чтобы не выглядеть как все. Ведь все мы разные, уникальные, и неповторимые, а значит, во всём многообразии женственных и скромных нарядов нужно найти себя, найти гармонию между своим внутренним я и внешним, чтобы показать в одежде грани своей личности, свои ценности, свой вкус и красоту.

Составлять базовый гардероб удобнее всего исходя из своей цветовой палитры и предпочтений, образа жизни, вкуса, стиля, типажа внешности. Ведь если вы романтичная особа, любящая рюши и всякие милые детали, проводящая время в уютном семейном кругу, и не очень расположенная к путешествиям или спорту, вам вряд ли пригодятся советы базового гардероба для истовой паломницы и путешественницы, которая не мыслит себя без приключений и экстрима. Это не значит, что путешественница не может быть романтичной, отнюдь! Но всё же базовый гардероб этих женщин будет разным.

Еще важным моментом является знакомство с собой. Какая вы? Что любите, какие грани хотите выразить в наряде? Какие увлечения, ценности, черты характера у вас? Помните фильм “Степфордские жены”, где все женщины в городе Степфорд были одеты одинаково в стиле 50-х? Все как на подбор, как красивые картинки, при этом совершенно не понятно, кто из них кто. Какой у них характер, внутренний мир, и так далее. А стиль прекрасный! 50-е вообще очень женственные, красивые, романтичные. Но не могут все женщины в городе быть одинаковыми! Поэтому, выбирая одежду и учитывая свою веру, необходимо, прежде всего, обратиться к самой себе. Тип фигуры, типаж внешности, цветотип, характер, внутренний мир, мечты, цели. Всё это поможет вам найти свой стиль одежды.

Какие стили мы можем взять на вооружение, если говорить об одежде для православных женщин?

Романтический стиль – очень женственный, детальный, изящный, воздушный, милый. Оборки, кружева, милые детали, воланы, рюши, драпировки, банты, локоны, ленты. Всё изящное, прекрасное, изысканное. Сочетание приталенности и пышности в одежде, плавность линий, полное отсутствие вульгарности, обилие декора, деталей. Любимые принты романтика – цветы, горошек, узоры, орнамент. Романтики любят в основном платья и юбки, и именно они составляют основу базового гардероба. Можно ли сказать, что этот стиль подойдет всем? Конечно, нет! Кто-то считает его приторным, перегруженным, не своим. Какой характер у Романтика? Он всё-таки имеет с её нарядами много общего. Мягкая женственная походка, мягкие движения, загадочная улыбка, женственность.

А ля Русс – стиль, который сейчас очень популярен. Народные элементы в а-ля русс более смягченные, чем в фолк. Стиль женственный и достойный, с элементами ретро. Отсутствие вульгарности делают этот стиль привлекательным для многих. Длинные платья, юбки с оборками, красивые детали, головные уборы. Как правило, основой базового гардероба тоже становится платье, и к нему уже подбираются аксессуары, кардиганы, жакеты, обувь.

Нью Лук (50-е) – особый стиль, который тоже уместен для женщин верующих. Важно понимать, что этот стиль подходит в основном тем, у кого очень хрупкий верх, тонкая талия, узкие плечи. И не забывайте, что одежда в стиле Нью Лук обращает на себя очень много внимания со стороны окружающих. Готовы ли вы к нему, нравится ли оно вам? Это тоже нужно спросить себя. Основа базового гардероба в стиле Нью-Лук – это платья, юбки и женственные блузы.

Классический стиль – этот стиль для тех, кто предпочитает умеренность, консерватизм и, вместе с тем, женственность. Помните, что классический стиль отличается от делового. Базовый гардероб в классическом стиле – это элегантные полуприталенные платья, юбки классической длины ниже колена, жакеты, аксессуары. Такая одежда уместна всегда, она вне времени.

Повседневный городской стиль – в этом стиле большое разнообразие для жительниц города. Этот стиль для тех, кто любит свободно передвигаться, следит за модой, путешествует налегке, предпочитает смешение стилей. Стиль кэжуал очень мобильный, разнообразный, меняющийся. В базовом гардеробе этого стиля есть платья свободного кроя или полуприталенные (в зависимости от вашего типа фигуры), юбки, жакеты и жилеты, интересные аксессуары.


Бохо – стиль, который любим многими, но не всем подходящий. Это стиль женственности и свободной личности одновременно, стиль очень летящий, многослойный, удобный, яркий. Его базу составляют длинные свободные платья и юбки, сарафаны и многослойные топы, множество аксессуаров. Вещи интересные, незаурядные. В бохо есть и хиппи, и прованс, более утонченный французский стиль, и романтика.

В былые времена женщины бережно хранили «воскресный наряд», который одевали только по особым случая в церковь. С тех пор укоренилось понятие «людей посмотреть и себя показать». Многие ходили в церковь только за этим. Мы хотим, чтобы наряды оставались умеренно скромными и не отвлекали внимание от Богослужения. Помните, что святость — в умеренности!

Хотите развить свой собственный вкус, чтобы быть уверенной в себе и довольной тем впечатлением, которое производите на окружающих? Приходите на наш и создавайте образы, в которых вам будет комфортно всегда!

С уважением,

стилист-имиджмейкер Екатерина Панкина

До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались.

И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию.

Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти.

Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле.

Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний.

Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам.

Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты.

Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).

Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения.

Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих».

Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть.

Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии.

А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы.

Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком.

Одним – не жарко, другим – не холодно.

Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши.

Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины.

В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.

Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.

В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.

Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма.

Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие.

Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.

Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия».

В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали.

Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно.

Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов.

Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки!

Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках.

Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов.

В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины.

Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества.

В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства.

Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях.

Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами.

А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое.

Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии.

Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего.

А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все».

Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики.

А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16).

Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются.

Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское.

Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).

Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно.

Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие.

Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет.

Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться?

На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев.

В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым.

Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена.

кандидат искусствоведения


22 / 01 / 2007

Комментарии читателей:

2009-02-20
17:40
Ирина :
Прекрасная статья. Моя профессия связана с модой, и я воспитываю дочку. Все мои недоумения, сомнения в обосновании православного взгляда на вопросы моды разрешились. Спасибо! Теперь хоть буду знать, что оветить дочке и как отстаивать свое мнение.

2009-02-20
17:40
ОЛЬГА :
ВСЕ ЭТО ЧИСТАЯ ПРАВДА!И Я ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН И ТЕХ КТО ЦЕНИТ НАТУРАЛЬНУЮ КРАСОТУ! ПОРА СНЯТЬ С СЕБЯ "МАСКИ" И ОТРОСТИТЬ ВОЛОСЫ!

2009-02-20
17:40
Максим :
То что написано в этой статье - полный бред, по другому это назвать -язык не поворачивается.
Конечно, гораздо проще придумать статью о мифических свойствах джинсов и другой "модной" одежды, чем посмотреть реальности в лицо.

Видимо, в России все настолько хорошо, что осталось, только, женщинам одеть юбки, чтобы все стало идеально.

А то, что и в повседневной жизни и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негатива и вранья, то что большая часть населения (до 80%) страны живет за чертой бедности, законы не соблюдаются даже первыми лицами государства, на улицах полно бездомных детей, бешеная инфляция, да много чего еще... Только, сытый голодного не разумеет.
Все проблемы уйдут когда мы оденем юбки!

Я то думал, что у церкви первая и основная цель - забота о простом народе, о его духовности и процветании, защита интересов простого народа перед зарвавшимися политиканами и ворами, коими заполнено наше правительство и дума. Но, видимо, я ошибался, и церковь идет в ногу с нашими политическими лидерами, а до проблем простого народа ей так же далеко, как многим из нас до бога.

Любовь Буткевич - вы бы лучше занялись чем-нибудь полезным, чем тратить свое и наше время на создание таких "псевдо-шедевров".

2009-02-20
17:40
Groan :
Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени.

И после этого вы что-то говорите про моду и личный вкус? Три раза ха! Хоть сами думайте, что пишете.

2009-02-20
17:40
ИЛЬЯ :
ТЁПЛАЯ БЕСЕДА ВСЁ ПРАВИЛЬНО

2009-02-20
17:40
Наталья :
Прекрасная статья,спасибо.

2009-02-20
17:40
Ковалева Ирина :
Уважаемая Любовь!
В одной статье Вы вместили примеры из истории, литератуты, Священного писания... С большим интересом и откликом в душе читала я ваш труд. Вы где-то и про меня написали. И, Вы знаете, я бы подписалась за каждое Ваше слово, так я с Вами согласна.
Всего Вам хорошего и спаси Вас Господь.
Ковалева Ирина.

2009-02-20
17:40
Марина :
В брюках действительно теплее; пользоваться косметикой - не грех; джинсы никак не влияют на стройность и осанку фигуры. Да и вообще всё, перечисленное Вами как ужас-ужас, на дело спасения каждого конкретного человека не влияет.

2009-02-20
17:40
Елена :
Очень жаль, что портал такого уровня опустился до публикации такой "клиники"...

2009-02-20
17:40
Lilan :
Бедные мужики...все время со сквозняком вокруг этого...ну...малого таза. Да еще с подпоркой снизу.

Церкви что, вообще заняться нечем?

2009-02-20
17:40
хожу в брюках :
интересно, на основании каких медицинских заключений автор сделала вывод о вреде ношения брюк из-за "тонкого сквозняка"..? может, стоит параллельно привести статистику по женской смертности и патологиям (в т.ч. из-за переохлаждения мочеполовой системы) в современности и "благословенные" времена, когда женщинам запрещались брюки?
не спорю с автором по поводу того, что современная одежда зачастую создается не столько для тепла и удобства, сколько для введения в соблазн и узкие брючки-"пупоскопы" вредны не только для духовного, но и для физического здоровья...
но ведь про сквозняк и колом стоящие подпорки - это чистой воды бред. уважаемая госпожа Буткевич, если вы хотите, чтобы ваш взгляд разделили многие - не становитесь посмешищем.

2009-02-20
17:40
Мари :
"...Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний..."
А я думала что белый цвет был так популярен в Древнем Египте и Индии потому что великолепно смотрится на загорелом теле, а цветные ткани непрактичны т.к. быстро выгорают на палящем солнце.

"...Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты..." Если полистать историю костюма, то можно обнаружить насколько многоцветны бывают одеяния невесты.

"..Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины... " Женщины, работающие в офисе прекрасно понимают что косметика является элементом имиджа, и приходить без нее так же неприлично как и без нижнего белья. В солидных фирмах этот пункт специально оговаривается в договоре при найме на работу.

2009-02-20
17:40
---Красивая одежда не может помешать молитве. Она даже дань уважения Богу,ведь не зря с древнейших времен,идя на литургию, одевали самые лучшие одежды.Косметика на лице подобранная со вкусом также не печать бесовства,может нам в городах уже просто не хватает сил быть естественно красивыми - воздух не тот, вот и румянец исчез,а от недосыпания - круги под глазами.Зачем же быть бледными?Единственное что должно осуждаться и сводиться на нет - распущеннность в одежде.А скромное очарование каблучков,платьев,и даже удобно-небрежный вариант-джинсы не помеха для праведной жизни.Главное,чтобы в глазах был свет, а в помыслах Христос.Елена,Ставрополь

2009-02-20
17:40
Андрей :
Целиком и полностью поддерживаю автора статьи. "Женская" мода содомствующих модельеров извратила женщину и вот уже в некоторых храмах стали сначала несмело, а теперь и открыто появляться дамы в джинсах или брюках, и единственным "Стопом" служит маленькая надпись возле свечного ящика -"женщины в брюках к причащению не допускаются". Но в храм уже можно! Редко когда я услышу возглас священника на всеобщей исповеди, который пристыжает женщин, пришедших в храм накрашенными, обвешанными золотом и в брюках. А теперь ведь и брюки какие пошли - с низкой талией, почти полностью открывающие нижнюю часть живота. Иногда думается, что в храмах надо иметь для таких вот случайных "прихожанок" что-то типа большого куска ткани, в который и заворачивать такую "христианку". Может, вдруг это и поможет ей взглянуть на себя со стороны.

2009-02-20
17:40
Елена :
Наверное, самое страшное во всякой моде и во всяком современном одевании (или скорее - раздевании),этото, что женщины стремяться безудержно обнажаться, не взирая на самое себя, можно ли ей открыть свое тело или по возрасту и конституции телесной уже надо его более скрывать, чем обнажать. Отсутствие всякого рассуждения, уважения к себе, своей личности, месту, где находишься, и наплевательское отношение к окружающим людям - вот та дань моде, которую несет на себе современная женщина. Не останавливает ничего - даже то, что заходят на территорию святыни, храма Божьего, мужского монастыря - на-=верное, ума не хватает рассудить что и как должно быть. Короткая юбка, короткий ум. На всякое вполне законное и резонное требование привести себя при нахождении на территории монастыря в человеческий вид поднимаетя целая буря криков, упреков, угроз - не имеете права!, юбка хороша, и ничего, что грудь голая и все белье сверху, теперь лето и мне жарко, а если вы меня не пропустите такую, как я хочу того, то я пойду к благочинному жаловаться и напишу во все газеты, как ущемляют права человека в храмах московского патриархата, да я вам - ого-го! Вот наша дань моде, дань своему "Я", своему уму и лукавому мудрствованию- все положить под ноги своих страстей и похотей. А вы говорите - четки... Не важно, что там за душой - мир Христов или сонмище бесово - главное- четки до земли и в черное замотаться, и можно учить направо и налево, говорить ближнему "пошла вон отсюда" и шипеть на всех мимоходящих как истинная православная ведьма. И являть собой пример многим и многим пришедшим "матушки", почти монахини. К сожалению (глубокому моему) почему-то на это никто не обращает внимания достодолжного, наверное, ни у кого нет на это сил, потому что так распространилось повсеместно, что стало повальной болезнью многих и многих.
Простите меня последнюю.

2009-02-20
17:40
Таня :
Уважаемая Любовь Буткевич,спасибо огромное за эту статью! Согласна с вами на все 100%. Я сама недавно решила отказаться от косметики, и, что самое удивительное, все окружающие сказали:"что же ты раньше красилась? Тебе так намного лучше!" А мне на самом деле было важно только одно: что я перестала врать хоть в этом (искажать то, что дано Богом), ну и потом это просто удобно(утром меньше времени занимают сборы и вечером глаза так тереть от туши не надо).
Я бы хотела вас попросить еще написать что-нибудь по поводу питания в православии, а именно излишней худобе или что называется сейчас, анорексии, если есть желание, конечно. Вы бы очень мне помогли.
Спасибо Вам огромное! Таня С.

2009-02-20
17:40
Наталья :
Очень интересная и познавательная статья. Спасибо автору. Побольше бы публики, которая прочитала бы эту статью до конца, в частности женской. И побольше бы откликов, в частности даже просто сердечных. Настолько точно здесь подмечено отношение к одежде, что даже мне после прочтения стало стыдно, потому как всё это присутствует в каждом из нас. И только Господь Бог любит всех нас, независимо от нашего мировоззрения. Так почему же многие из нас не могут прозреть и увидеть этого? . . . . .

2009-02-20
17:40
Иннокентий :
Отрадная статья, я думаю,лучше уж со смирением и страхом Божиим в джинсах, чем в платках "в нахмурку", но с бесовской гордостью! Один мой знакомый батюшка "нахмуриных прихожан" называет - ультра-православными, очень точный, на мой взгляд, тЭрмин. С поклоном, Иннокентий(Иркутск).

2009-02-20
17:40
---Как часто мы что-то или кого-то осуждаем. А ведь неважно, во что одеты - в белое или черное, или красное. Слышала не раз - не туда встала, сделай то-то, в Церкви на бабушек не обижаюсь - им кажется, что соблюдая до тонкостей где и как встать, как подать или наклониться они приобрели и Благодать и право командовать кем-то. А ведь красота то в доброте и в умении быть милостливой. А девушки пока глупые, потом поумнеют, деточек нарожают, мужей будут в скорбях поддерживать. Страшно другое - растление нравственное, всякие марши геев, поиски лишь сексуальных партнеров и удовольствий безудержных. Дай Бог, чтобы в Церковь пришли и на Иконы посмотрели и вопрос задали - прости нам, Господи, грехи наши, если дети наши из тел своих и одеяний своих кумиров понаделали. А эти увлечения бесконечными салонами красоты и соляриями? А это непременное желание быть худой до обморока? Все мысли только об этом. Одежда - уже вторично, она сейчас только индустрия моды. Что толку, если она одета не в джинсу, а в скромный суперкостюмчик с юбочкой от Юдашкина за 2 тыс. у.е.?

2009-02-20
17:40
Ольга :
В середине 90-х работала преподавателем в училище (в т.ч. "Истории костюма"). Тема "Византийский костюм" была дополнена рассказом об одежде, в которой изображены Святые на иконах. "Дети" (17-20 лет) слушали чутко, заинтересованно, затаив дыхание... Урок прошел как никогда хорошо. Сейчас я понимаю - с Божией помощью. В настоящее время одна из учениц замужем за православным священником, другая - более десяти лет подвизается в монастыре. Преподаватель курса "История костюма" в институте, где я получила в.о., тоже православная монахиня. Спаси Господи!

2009-02-20
17:40
Ксения :
"Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все»." - а может быть эта НР в душе прекрасна, а одевается так потому, что не хочет обрекать себя на дополнительные мучения еще и от того, что она не такая как все внешне?
Разве нельзя спастись нося брюки???
У меня трое детей, муж уже несколько лет живет с другой женщиной и почти совсем мне не помогает их ростить. Сейчас я имею очень высокооплачиваемую работу, я и мои дети ни в чем не нуждаемся. На работе я должна выглядеть как все иначе я просто ее потеряю. Поэтому обычно я ношу классические брюки (иногда даже с опущенной талией)с тонкой рубашкой или блузой. Многочисленные украшения я никогда не любила, сильно накрашивать лицо тоже, но по мере необходимости употребляю и то и другое, поскольку выглядить мне всегда нужно достойно, а красотой природной не отличаюсь. Средства у меня позволяют.
Я не могу одеваться как истинная христианка, но я так хочу ей быть!
Неужели внешний вид имеет такое большое значение?
Должна ли я терять любимую работу из-за того, что я не могу одеваться скромно, по христиански?

2009-02-20
17:40
Гиацинтов Игорь :
Осторожно мода.
Современную моду в одежде я делю на два признака, это культура и отсутствие таковой.
Культурный человек не позволит себе своим внешним видом шокировать окружающих его людей в силу своего воспитания. Даже если культурный человек беден, он всеравно пытается сделать все, чтобы быть опрятно одетым.
А вот чем меньше культура, тем больше появляется проблем и, к сожалению, не только в одежде. Не культурный человек отличается не только поведением, но и экстравагантностью в одежде.
По многим причинам, которых я не буду касаться, у нас в стране женщин много больше, чем мужчин, в силу сложившихся обстоятельств. Огромное число молодых женщин, в возрасте до тридцати лет, насмотревшись фильмов более теплых стран, пытаются следовать заморской моде для обольщения мужчин. При температуре воздуха на улице ниже ноля, ходят с обнаженной поясницей и животом, так и хочется назвать это направление моды «урологией». Лето в северных районах страны длится не более трех месяцев в году, но 90 процентов молодых женщин, круглый год, при любых морозах, ходят по улице без головных уборов, это направление моды хочется назвать «менингитным». Для сохранения собственного здоровья тоже нужна культура. Всем давным- давно известно, что при длительном ношении женщиной узких брюк развивается бесплодие, но большинство молодых женщин джинсы носят не снимая годами. Хочется нравиться мужчинам и реклама прессингует со страшной силой, но за все надо платить, прежде всего, своим здоровьем.
Психологи уже давно объяснили, что женщина, одетая в мужскую одежду, вызывает со стороны мужчин агрессивную реакцию и уменьшает нежное отношение к себе, есть над чем задуматься.
Наша Православная церковь против того, чтобы женщины ходили с не прибранной головой и в мужской одежде. Я обращал внимание, как нелепо выглядят женщины в брюках в храме, сразу видно, что это от лукавого.
Все эти стринги, афро-косички, татуировки, пирсинг и прочая дрянь, усиленно рекламируются для наших женщин в расчете на их низкий интеллектуальный уровень. И когда в массовом порядке большинство начинает идти на поводу дешевой рекламы, мода перестает быть модой, происходит единообразие, как в армии.
Со мной многие женщины могут быть не согласны, особенно неверующие, но портрет женской массовой моды в больших городах примерно таков: длинные распущенные волосы, короткая майка, джинсы, стринги, пирсинг. Из сопутствующих принадлежностей: сигареты, пиво, мобильник и как можно больше косметики. В итоге получаются все на одно лицо.
Печально, хочется, чтобы женщины были красивы, а не на подобии среднего рода с букетом модных болезней.
Мода должна быть не только удобной и красивой, но и сохраняющей здоровье человека, так что будьте здоровы и осторожны.
Гиацинтов Игорь.
Санкт-Петербург 05.05.07г.

Как говорится, в любом деле главное – начать.

Вот и начали. В конце апреля московский ювелирный дом «Эстет» организовал в своей штаб-квартире дефиле с одновременно интригующим и удивляющим названием «Православный дресс-код». Несмотря на откровенно слабую организацию мероприятия, оно стало катализатором если еще не продвижения православной моды в массы, то бума на подобные мероприятия.

На сегодняшний день представленные на дефиле модели имеют мало общего с нашей привычной повседневной одеждой. Но кто знает, во что выльется при активном продвижении подобное нововведение лет через несколько.

На выложенных в Интернете фото с дефиле я сразу узнала модели из прошлогоднего показа Вячеслава Зайцева, так как в Интернете же видела ролик этого зажигательного показа. Гуру российской моды создал практически всю коллекцию из палопосадских платков. Даже колготки на моделях с характерными узорами в тон одежды. При всей яркости и «повышенной цветастости» его коллекция смотрится очень гармонично.

Организован показ православной моды под патронатом одиозной личности, вызывающей разноречивые чувства у россиян. Это Всеволод Чаплин – протоиерей, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Похоже, именно его участие добавило негатива в и без того нелестные и немногочисленные отзывы журналистов.

Настоящая изюминка, вернее, шоколадка показа православной моды – афророссиянин в скорее африканском одеянии, но ассимилирующим с местными традициями. Настоящий шоколадный заяц.

Зачатки народившегося бума на показы православной моды можно заметить в последовавших событиях за показом в Москве. 13 мая в Уфе состоялся концерт, в программе которого также значился показ православной моды. Была представлена одежда для работников церкви, паломников, для венчания и повседневной жизни. В Ставрополе в середине мая прошел Краевой молодежный фестиваль-конкурс «Мегаполис», в рамках которого значилась номинация «Театр мод». Свои коллекции православной моды представили 22 организации края.

С одной стороны, противно повсеместное засилье чересчур обнаженного тела. С другой стороны, где найти много желающих надевать на себя нечто подобное.

…православный человек не должен
за собой следить, то есть не только
прихорашиваться, но просто следить.
И если человек в чистой,
выглаженной и красивой одежде,
значит, он неправославный.
Из вопросов протоиерею Максиму Козлову

«Наши!» , – насмешливо восклицает муж, потом вовремя вспоминает, что в детстве его учили «не показывать пальцем» и начинает всячески кивать в сторону группы женщин. Он страшно гордится своей наблюдательностью. Еще бы! Ты, жена, не заметила, а я сразу понял, что это женщины не простые, а православные, мало того – глубоко воцерковленные, не веришь? А вот сейчас мы с ними поравняемся. Так и есть:

– Это у Вас, Иулия, искушение!

– Простите, Фотиния, Христа ради…

Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света ) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний «МК» молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами…

Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу присущим потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак! Если на нем провести миниархеологические раскопки (можно воспользоваться лезвием), вам повезет найти надпись «Олимпиада – 80!», на худой конец – «Голосуй сердцем!»

Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности.

Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа

– В храме не красуются!

– Черный – цвет смирения!

– В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!

Торговые центры – вертеп разврата!

– Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!

– Эта юбка хоть и старая, зато «намоленная», я в ней крестилась!

Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались «до самой сути» . Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: «Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!» На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди «ADIDASUS » со словами: «В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…»

Священники в храме облачены в красивые и яркие одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. А праздник – это наряд…

Православный гардероб

Основа

Естественно, это длинная юбка. С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов.

Во-первых, сама длина. Многие выбирают «миди» (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идет, да еще при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это «не ваше» – а, скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину «в пол». Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит.

Во-вторых, модель. Очень часто можно встретить прихожанку в вечерней длинной юбке и, например, футболке. Хотя происхождение такого наряда понятно: юбка хоть и вечерняя, зато удобная, возможно, перепала вам «по наследству», а вот столь же нарядная блузка не позволит спокойно креститься и класть поклоны. Все верно, просто тогда и юбку надо найти повседневную.

И третье: стремитесь уходить от юбок «на резинке» и переходить к нормальной юбке «на молнии». Резинку придумали для того, чтобы было удобно копать картошку или мыть пол.

Платки разные нужны…

… разноцветные важны! О. Андрей Кураев любит говорить о том, что сейчас в храмах уже нет «белых платочков», на которых, в свое время, выстояла Церковь. Серо-грязно-черная масса. А ведь есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зеленый, на Богородичные праздники – голубой, в Великий Пост – черный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звездочках.

И еще: подделки. Когда на синем платке оранжевыми буквами написано: «FENDI. Made in China», становится неловко. Грубый, низкокачественный fake (фэйк – дешевые подделки самых дорогих брендов) осудил весь мир по многим причинам. Но нас интересует одна – с сумкой « Louis Vuitton » за 500 рублей и в платке « Chanel » за сотню вы выглядите глупо и смешно. Ведь огромные деньги люди платят именно за качество этих товаров (например, пожизненная гарантия на сумку Hermes) , а не за черные изделия, прошитые бело-красной нитью…

Платок – почти единственный аксессуар православной женщины. И поэтому их должно быть много: добротных, качественных и, как следствие, красивых.

Обувь

К сожалению, обувь должна быть дорогой. Просто потому, что качественной и недорогой в природе не существует. Зато таковая встречается в дисконт-центрах и на распродажах! Куда выгоднее купить летом шикарные сапоги, а зимой удобные мокасины, чем покупать на рынке непотребный ужас, вспоминая об обуви в самый последний момент.

О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах

Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину – туриста, а не женщину-женщину.

Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии «Все по 200», а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда?

Винтаж

Сейчас многие подхватили это словечко. Но, к сожалению, не все понимают его смысл. Винтаж – это именные вещи, которым «за 50», а совсем не старье, провалявшееся на антресолях 5 лет. Винтаж – красит, старье – уродует.

Рынок и индивидуальный пошив

Мне встречались странные девушки, которые стеснялись признать, что великолепную юбку им сшила мама, но зато с гордостью рассказывали, что купили новый палантин… в «Лужниках». Но во все времена одежда, сшитая специально для тебя, считалась особенным шиком. А вот хвастаться товаром китайско-тайваньского производителя, который хамски одевает нас в дешевый ширпотреб… Нужно ли?

НИКОГДА не надо

Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку.

Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми.

Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.

И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала «священнослужительницей»?

По сообщению агентства Интерфакс, Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.

“Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто . Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом”, – заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.

В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы “Слово пастыря” письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.

“Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета”, – подчеркнул представитель Московского патриархата.

Прот. М. Козлов, «Последняя крепость», М., 2004.

Вопрос: Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить. И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный.

Ответ прот. Максима Козлова: У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность. Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, – вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело – юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело – человек, живущий в миру. «Ничего слишком» – это общее правило для православного человека, которое распространяется даже на внешний облик.

Однажды к владыке Никодиму (Ротову) подошла на причастие женщина. «Как тебя зовут?», – спросил владыка. «Светлана», – сказала он. «Не Светлана, а Фотиния», – поправил ее рядом стоящий диакон. «Твою жену как зовут? – спросил диакона митрополит, – Вера? Вот и зови ее теперь Пистис!»

Каким должно быть платье для православного храма? Какую одежду выбрать лучше всего, чтобы гармонично вписываться в среду верующих христиан и не ощущать на своей спине укоризненные взгляды. Стоит уважать церковные традиции. Поэтому, если вы хотите выглядеть приличной христианкой, вам стоит и платье одеть «христианское», для того, чтобы подготовиться к молитвенному стоянию перед Всевышним Небесным Отцом.

  • Одежда должны быть скромной, закрытой.
  • Чистой.
  • Длинна юбки или платья ниже колена.
  • Желательно избегать ярких цветов и разрезов.
  • Ткань должны быть непрозрачной.
  • Старайтесь избегать броских принтов на одежде.
  • Глубокое декольте, открытые плечи — лишнее.
  • Придерживайтесь целомудрия в помыслах и одежде.
  • Помните и про важность покрытия женской головы платком.
  • Желательно придти без косметики.
  • Женщине в период очищения не стоит посещать храм.

Можно одеться аккуратно и красиво при этом. В моду вернулись красивые, элегантные платья и юбки длинной в пол, что позволит верующей барышне-христианке выбрать себе привлекательную и скромную одежду для посещения православного храма.

Важно одеться так, чтобы не отвлекать других прихожан от молитвы и не будить ни в ком страстных помыслов.


Если же же вы шли в храм не целенаправленно, а спешили по городу по делам и решили зайти в храм, чтобы вознести свои молитвы, то брюки на вас не смогут помешать вам в этом благородном деле.

Смело заходите. одевайте в маленьком коридорчике специально приготовленные для этих случаев юбки и платки и идите на молитву.

Раньше крестьяне ходили в храм, как на праздник, стремясь одеть свои самые красивые одежды.

Ведь они спешили на встречу к Самому Небесному Отцу.

Мода или стиль?

Для тех, кто является православным человеком, вместе с первым зимним месяцем наступит рождественский пост. В это время принято думать о красоте не только телесной, но и духовной. Если не привести в порядок мысли, никакая внешняя красота не спасет. Поэтому обязательно надо посещать храм, многие так и делают.





Люди издревле отправляясь в церковь, надевали самое лучшее платье. В наше время это не исключение.

Только надо помнить, что собираясь на церковную службу или просто помолиться, одежда должна быть соответствующей. Она должна быть не просто чистой и праздничной, но и строгой.

Хочется одеться не только красиво, но и модно. Возникает вопрос, существует ли вообще православная мода? Модные тенденции меняются каждый сезон. А тут не возникает много вопросов: в чем ходить. Скорее это не мода, а стиль. Может возникнуть еще один вопрос, нужна ли православная мода? В наш современный век просто необходимо знать правила, по которым подбирают наряды для работы, спорта, отдыха и, конечно же, для храма. А то многие твердят, что глубоко верующие люди, но при этом носят наряды не подобающие верующим людям.




Цвет одежды практически роли не играет, а вот длина юбок желательно должна быть ниже колена. Вовсе не обязательно подолом юбки вытирать пол, но и мини тоже не позволительны. Ни в коем случае нельзя посещать храм в штанах и брюках. У тех, кто часто посещает богослужения, всегда найдется наряд предназначенный именно для этого. Не стоит забывать, что голову стоит покрыть платком. Для этого можно взять легкий шелковый шарфик или купить специальный кружевной платок для храма.

Дизайнеры не смогли остаться в стороне от этой темы и предлагают вниманию девушек наряды. К сожалению, практически нет домов православной моды. Несмотря на это есть модельеры, которых занимаются разработкой нарядов для женщин, придерживающихся православных традиций. В принципе одежда всегда должна быть корректной, что бы можно было в любой момент зайти в храм.

Православная мода – это мода не специальная, предназначенная для определенной прослойки населения, а именно та одежда, в которой можно и нужно ходить всем.




Она практически ничем не отличается от строгих классических нарядов, против которых мы ничего не имеем. Православие входит в нашу жизнь и поэтому надо иметь представление о том, как надо одеваться.


Неплохие комплекты можно создать из юбок, как темных, так и ярких насыщенных цветов и светлых блузок. Прекрасно будут смотреться сарафаны с водолазками, рубашками. Платья с белыми воротничками или наряды с вышитыми цветами. Сейчас в моде клетчатые ткани. Платья в любую клетку и любой расцветки прекрасно впишутся в гардероб православной женщины.

Модельеры работают над этой проблемой. Уже были организованы показы первых нарядов для девушек и женщин. Для каждого православного праздника был подобран определенный цвет для нарядов, в соответствии с традициями. Сложно что-то изменить в стиле сложившимся веками, но для того они дизайнеры, чтобы создавать новое.

Можно одеваться красиво и скромно, чтобы не провоцировать мужчин на похотливые, лукавые помыслы. Смотрите фотографии элегантных нарядов.






Православный храм — опора для души

Какое счастье, что есть православный храм. Во многих печалях помогает молитва и дает утешение и поддержку даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Раньше говаривали:»Как тревога, так до Бога». И правильно делали…

А сейчас, чуть что, так до бутылки бежать поскорее…

Радость? Отличный повод выпить. Грусть? Скорее за бутылку! А в результате ничего хорошего из этого не выходит. Сколько горя и бед делает это стремление пообщаться с алкоголем в любых его проявлениях и по любому поводу.

Как говорится, кто хочет, найдет возможность. Было бы желание.
Жданов бьет во все колокола и рассказывает про ужасные последствия этого порока, которая возведена в современном социуме в ранг нормы и выдается за обыденное явление.

Семьи разрушаются, дети страдают, люди плачут, но продолжают пить эту отраву для души и тела. Как в анекдоте про ежиков, в котором те ели кактус, плакали, кололись и продолжали его есть.

Кстати, а вы обратили внимание на то, как груба стала современная речь? Жрать кактус, как говорится в оригинале. Не только молодежь, но и взрослые люди выражаются грубо, непристойно и это вырождение мысли и речи человека преподносится как норма.

Если человек начинает гворить красиво и изъясняться грамотно, на него уже смотрят с недоумением, чего это ты из себя строишь? Будь попроще. Проще мысли, проще живи, проще види себя. Выпей бутылочку-другую и станешь своим.

Дурные сообщества разрушают добрые нравы. Развращение молодежи происходит на каждом шагу.

Все это стало привычным. Это — норма такая…

Великие люди ходили в храм

Раньше даже великие люди ходили по выходным в храм. Стремились к высокой Истине, размышляли о философских свободах, о смысле бытия человека, о том, что такое хорошо по-настоящему и что плохо.

Помню, как с удивлением читала статью великого Михаила Михайловича Сперанского про чудо Иисусовой молитвы. О том, как правильно ее стоить творить и упражняться в этой тайне, чтобы душа наполнялась светом.

На уроках по истории рассказывали нам про этого удивительного человека. Лермонтов, Пушкин, Энштейн, Менделеев и другие гении ходили в храм и глубоко размышляли над онтологическим смыслом бытия.

Цари и те понимали, что есть над ними Высшая власть и за все дадут отчет. Сейчас же…

Сейчас же эта тема считается не модной…

По счастью, конечно, многое зависит от кругов общения. Однако, как выразился один из философов, худших всегда большинство.

Хорошие, порядочные люди живут тихо и не привлекают к себе особого внимания, тогда, как, мусор всегда болтается на поверхности и кричит о себе.

Бывает, едешь в автобусе и с грустью видишь красивых юных девушек или парней, которые хвастаются пьяными гулянками, как здорово они провели время и как непристойно себя вели.

Сбиты координаты, цели и ценности. Без царя в голове, как говаривали про таких в старину.

Душа- Царь в голове. Сейчас же речь только о теле, о 5-й точке человека. Обратите внимание, как вытеснилось слово «любовь» из обихода, а также такие слова, как «страсть, нежность, романтизм, восхищение, обожание, преклонение, ухаживание» и прочее.

Странно и нелепо видеть, как люди считают, что переспать с другом с другом, это нормально, а влюбиться или признаться в своих чувствах, это повод для стыда и насмешек.

Даже животные выбирают себе партнера внимательно.

Сухое слово «секс» заменило собою все выражения: ночь любви, красивый роман, приголубить, любиться, нежиться, волочиться, крутить роман. Ведь эти выражение я говорят о чувствах!

А не только о взаимодействии тел человеческих…

Нежность, восхищение, радость, счастье, любовное томление, стремление соединить душу и сердце с любимым в семейном союзе, эти понятия словно стираются чем-то безжалостным ластиком. Понятия упрощаются, нивелируются и выхолащиваются.

Слово правит миром. Мы видим мир сквозь призму слов. Если речевые шаблоны в сознании людей заложены примитивные и грубые, пошлые, тогда и жизнь будет такой же.

Особенно прекрасным девчонкам, которые входят только в жизнь и видят моду на одежду, на слова и поведение, где им взять верную модель для поведения, если микро — и макро — социум диктует свои условия и правила поведения?

Хочешь быть крутой чикой? Делайте так! говорит, как быть крутой, а быть лохушкой.

Откуда в наш лексикон вошли эти странные, ненормальные, чужеродные слова?!

Почему не привычные: слабый человек, сильный человек, умный или глупый. красивый или некрасивый. Кто занимается внедрением в умы и речи молодежи сих странных инородных словечек? Что это за обрубки слов: прикол, класс, круто, лох, прикинь, охренеть и прочее….

Опять рептилоидное правительство запускает лапу в сознание? Сидят и создают грубые речи, шаблоны гнилого лексикона, чтобы затемнить сознание людей?

Верно Задорнов говорит, как и когда, на каком основании вся страна вдруг стала вещать на постыдном языке отбросов общества, на языке зеков? Кому это выгодно?

Если задуматься, сколько красивых слов ныне вышло из употребления: благородство, любочестие, благодушие, благородный, благолепный. Возможно, пройдет еще несколько поколений и потомки уже не смогут понять, о чем идет речь в этих словах.