Проект « Речевой этикет: история происхождения традиционных приветствий у разных народов. Проект в подготовительной группе "этикет с малых лет" Паспорт проекта на тему правила хорошего тона

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Творческий проект на тему: Обращение, приветствие, знакомство Учеников 9Б класса Лазаревой Дианы Гуськовой Елены Дулина Михаила

2 слайд

Описание слайда:

Знакомство и представление Не зная, кто пред вами и как этого человека зовут, вы не можете полноценно общаться и в конечном итоге продлить это знакомство. Но ясно, что представляться надо далеко не во всех ситуациях, а лишь тогда, когда это удобно, и, когда в этом есть необходимость. Если вы идёте по улице с другом и встретили знакомого, то необязательно надо представлять этого знакомого вашему другу и наоборот. Иное дело, когда разговор затягивается, то надо или поскорее завершить беседу или представить друга, чтобы разговор можно было уже продолжать втроём…

3 слайд

4 слайд

Описание слайда:

Приветствие Приветствия бывают самыми разнообразными. В России есть несколько правил приветствия: 1. Женщину приветствует мужчина 2. Старшего по возрасту – младший 3. Рукопожатие 4. Когда нет времени, на рукопожатие, надо просто кивнуть головой

5 слайд

Описание слайда:

Приветствуя своих знакомых, не забывайте следить за выражением своего лица. Говорите «Доброе утро», «Здравствуйте», «Рад вас приветствовать» и т.д. Надо приветствовать дружелюбно, приветливо. Только невоспитанный человек приветствует другого, держа во рту сигарету или трубку. Мужчина, приветствуя другого мужчину может не снимать перчатку – в таком случае в перчатках остаются оба. Не допустимо, чтобы приветствие было шумным, привлекало всеобщее внимание. Приветствие – это часть личных отношений, и не следует афишировать их, крича на всю улицу: «Привет, дорогой! Сто лет тебя не видел!» или «Здорово, старик!» Не следует, чтобы приветствие было вялым, но не надо делать его, похожим на фонтан эмоций. Без особых причин, не делайте вид, что не заметили человека Если вам подали руку для пожатия, не принять её – оскорбительно. Опоздав на мероприятие, желательно воздержаться от приветствия и поприветствовать позже.

6 слайд

Описание слайда:

Отвечать на приветствие никогда не следует высокомерно, независимо от того, какую должность вы занимаете. Многие, нерасслышив имя, стесняются переспросить. Ничего зазорного в этом нет. Знакомясь, следите за мимикой лица – оно ни в коем случае не должно показывать тоски, скуки, уныния. Нельзя стоять боком или спиной к тому, кто вас приветствует, надо повернуться лицом и улыбнуться. Мужчина всегда приветствует женщину стоя. Исключение, когда он болен или немощен. Распространенный знак приветствие – это поцелуй в щёку. Он – проявление особо близких, нежных и родственных отношений. Не в любой ситуации он уместен. Наиболее распространён поцелуй при расставании родственников. Не стоит забывать о следах губной помады. В любом случае следует помнить, что приветствие характеризует степень вежливости и учтивости по отношению к другим и соответственно позволяет другим относиться к вам также, как и вы относитесь к ним.

Лидия Ткач

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй , терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей.

Предъявляя ребенку какие-то требования, мы должны предъявить сначала их к самим себе, не забывая говорить ребенку «Доброе утро » , «Спокойной ночи» , «Благодарю за помощь» .

Правила культурного поведения мы должны прививать детям систематически, а не от случая к случаю, своим примером.

Вид : краткосрочный

Особенности : для детей 4-5 лет.

Цель : повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Ожидаемый результат : овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта :

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности .

3. Пополнение развивающей предметной среды,оборудование центра этикета в группе ; фотоматериалы , дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий.

4. Работа с родителями (консультации для родителей) .

Этапы овладения детьми правилами этикета :

1. Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематическое занятие, чтение художественной литературы) .

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

1 НЕДЕЛЯ :

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель» .

- Занятие :» Правила вежливости»

-Беседы Доброе утро », «Давайте познакомимся» .

- Работа с родителями : Консультация «Учим ребенка общаться»

Почитайте детям : А. Барто «Медвежонок – невежа» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо » , Д. Дриз «Добрые слова » , Дж. Родари «Розовое слово «привет» , В. Салоухин «Здравствуйте» , М. Дружинина. «Что такое здравствуй» , С. Маршак «Ежели вы вежливы» .

Совместная деятельность детей - сочинение сказки «Мой поступок"

Методы и приемы :

Чтение художественной литературы :

- «Телефон» К. Чуковский

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе» .

Как Миша хотел маму перехитрить.

Сторож (рассказы Хр. №1 с. 626)

- Чтение стих-ий :» К нам гости пришли»(с. 590,589 Хр. №1) .

«За игрой»

- Дидактические игры :

- «Кто знает больше вежливых слов»

- «Как правильно себя вести»

- «Телефонный разговор» .

Загадки о вежливости

Разбор ситуаций по картинкам

Разыгрывание ситуаций (рассказы Л. Н. Толстого с. 621, Хр. №1)

- Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Салон красоты» , Семья»», «В гостях» .

- Рассматривание иллюстраций :

«О правилах этикета » .

- Конкурсы : «Сервировка стола» (между дежурными, «Накроем стол к празднику» , "Доскажи словечко"," Ручеёк волшебных слов".





Публикации по теме:

Из воспоминаний о людях хороших… Часто слышу от знакомых сетования на судьбу, испытания, которые им приходиться преодолевать. Я же благодарна своей судьбе. На своём пути.

Конспект НОД по этикету (средняя группа) «Дюймовочка» МБДОУ ДС №74 Воспитатель: Менчинова О. А Конспект НОД в средней группе «Дюймовочка» воспитатель: Менчинова О. А Цель: формирование.

Обучение дошкольников речевому этикету Обучение дошкольников речевому этикету Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную.

Педагогический проект Тема: «Природа- источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей» Автор проекта: Зуева О. И. Кондрово.

Проект «Мир Доброты и Дружбы» МАДОУ №272 г. Ростов-на-Дону Проект «МИР ДОБРОТЫ И ДРУЖБЫ» Воспитатели: Заблуда Елена Васильевна Горбач Светлана Ринадовна Участники.

Этикет от А до Я для детей старшего дошкольного возраста.

Название проекта

Правила этикета.

Класс, предмет

Старшие дошкольники,педагоги и родители.

Краткая аннотация проекта

Этикет – правила поведения, которым человек следует в общении с другими людьми. Представления о внешних проявлениях отношения к окружающим, педагоги дошкольных учреждений дополняют воспитанием у детей подлинной вежливости. Она должна быть основана на доброжелательности, такте, чувстве меры.Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В старину на Руси говорили о хороших манерах, в советском обществе – о моральном кодексе строителя коммунизма. Для общества XXI века приобретает особое значение этикет, как часть мировой культуры, нравственности и морали.

Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества: Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность. В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Вопросы, направляющие проект

Что такое этикет?

Основополагающий вопрос

Для чего нужно учить детей правилам этикета?

Проблемные вопросы

Что такое, на ваш взгляд, этикет?

Овладели ли вы в полной мере навыками этикета?

Хотели бы вы знать больше о правилах этикета?

Считаете ли вы эту тему актуальной?

Учебные вопросы

Взрослым:

В каком возрасте ребёнка учить правилам этикета?

Для чего необходимо формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях?

Зачем нужно развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми?

Что значит воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе?

Что такое быть воспитанным?

Для чего нужно знать эти правила?

Как нужно вести себя в гостях?

Почему нельзя дразниться?

Как вести себя за столом?

Почему нельзя выбрасывать мусор из окна?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Оганесян Софья Артуровна Правила этикета Годовой проект ученицы начальной школы в рамках темы «Я гражданин своей страны»

МБОУ Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагомбетова

Руководитель: Хорошавина Р. Б.

Помощник: Оганесян Е. Г.

2015-2016гг

План
  • Цель проекта.
  • Вступление.
  • Самые важные качества гражданина.
  • Конституционные обязанности гражданина.
  • Понятия слова гражданин и индивид.
  • История возникновения этикета.
  • Виды этикета.
  • Школьный этикет.
  • Вывод.
  • Использованная литература.
Цель моего проекта Узнать: Что же такое этикет? Что такое быть воспитанным? Для чего нужно знать эти правила? Как нужно вести себя? Как вести себя в школе? Кто такой гражданин? Вступление: Мы живём в государстве, которое называется Российская Федерация, и являемся его гражданами. Гражданин - это очень важное звание, которым гордятся люди и которое дано не всем. Каждый гражданин наделён определенными правами и имеет обязанности, которые следует исполнять. 1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ. 2. Уважение прав и свобод других лиц. 3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. 4. Получение основного общего образования. 5. Забота о памятниках истории и культуры. 6. Уплата налогов и сборов. 7. Охрана природы и окружающей среды. 8. Защита Отечества.

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

Понятия слова гражданин Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Кто такой индивид Индивид - человек, обладающий определенными качествами, способностями, внешними признаками, отличающими его от других людей. Важные качества гражданина Я считаю, что самые важные качества гражданина, это трудолюбие, терпение, отвага и соблюдение правил этикета, так как если у человека нет этих качеств, то из него не получится настоящая личность. Этикет – это явление историческое. Все правила этикета, которые выражаются в определенных формах поведения. Виды этикета В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета: речевой; повседневный; служебный; праздничный; профессиональный; свадебный; -столовый; -выходного дня; -религиозный; -школьный. Первая сторона поведения выражает нравственную норму: предупредительную заботу, уважение, защиту. Вторая сторона поведения говорит о красоте, изяществе форм человеческого поведения. История возникновения Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Людовик XIV (1638-1715) - король Франции из династии Бурбонов , правивший в 1643-1715 годах. Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси. Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Школьный этикет Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет и «Классные правила». К ним относится: - Доброжелательное отношение друг к другу. - Здороваться со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет. - Улыбаться. - В классе и школе не сорить, пользоваться урнами как воспитанные люди. - Не опаздывать и не прогуливать уроки. - После обеда убирать за собой посуду. - Не пользоваться во время уроков телефонами и плеерами. - Не повышать голос и не кричать. - Вежливо разговаривать со взрослыми и между собой. - Не говорить плохие слова. - Во время общешкольных массовых мероприятий входить в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды. - Не трогать и не портить чужие вещи. - Обязательно посещать общешкольные линейки. - Любить, дорожить и поддерживать школьные традиции. В заключении работы мной были сделаны следующие выводы: Работая над моим проектом мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, видах этикета, истории возникновения и особенностях, о культуре в целом. Считаю, что данная тема важна для меня и ребят моего класса. Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими. Вывод: Вежливый человек - очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться. Считаю, что граждане нашей страны должны знать и придерживаться правил этикета. Знание правил этикета всегда остаётся необходимым атрибутом воспитанного человека.

Помни!

Не соблюдая правил этикета, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на них уважение к себе.

Спасибо за внимание! Я думаю, что вам понравился мой годовой проект и вы узнали много нового и интересного! Использованная литература
  • http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_6/22.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://3ladies.ru/psihology/communication/pravila-etiketa.html
  • https://otvet.mail.ru/question/28839087
  • http://ria.ru/society/20091212/198681245.html
  • 1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
  • 2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
  • 3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
  • 4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • 5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.
  • 6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
  • 7. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.
Данные об авторе

Седова Оксана Юрьевна

Место работы, должность:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Исследовательский проект "Школьнывй этикет"

Проект "Школьный этикет"

  1. Введение …………………………………………………………..………..3-4
  2. История возникновения этикета.....…………………………………………5
  3. Виды этикета ……………………………………………………………. …..6
  4. Школьный этикет …………...……………………………………………..7-8
  5. Что думают дети о школьном этикете.………………………………..........9
  6. Как нужно вести себя в школе………………………….……………..........10
  7. Правила этикета нашего класса ………………………………………...11-12
  8. Заключение ………………………………………………………………….13
  9. Список использованных источников ……………………………………...14
  10. Приложение ………………………………………………………………...15

Введение

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

«Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.

Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».

Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.

Тема моей работы «Школьный этикет».

Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без такого качества как вежливость.

Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе.

Задачи:

  • изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
  • выяснить, существует ли школьный этикет;
  • понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
  • провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
  • выявить отношение учащихся школы к данному вопросу;
  • составить правила этикета для ребят своего класса.

Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • сравнение полученных результатов;
  • составление правил классного этикета.

История возникновения этикета

Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.

Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.

Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Виды этикета

В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:

  • речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
  • столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
  • праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
  • профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
  • свадебный и т.п.

Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет.

Школьный этикет

С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА.

Школа - то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу.

Школа - это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.

Театр начинается с вешалки, а школа - с порога. Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность - вежливость королей!» Опаздывать на урок - плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения учителя.

Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, чем с грубияном и нахалом.

«Встречают по одёжке, провожают по уму» - эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи - показатель настроения, отношения к себе и другим людям.

Говорят, «молчание - золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.

Школа - это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор.

Что знают дети о школьном этикете?

Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.

По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 1)

Всего было опрошено 90 человек. Среди них 70 человек соблюдают правила поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 52 человек, на уроке - 71 человек.

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный запас знаний речевого этикета у учащихся нашей школы. (Приложение № 2)

Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.

Из 90 человек 84 % опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы. 57 % школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 21 % пользуется словом «Здравствуй!» и 22 % - «Здорово!» Кроме этого учащиеся знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»

Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!» Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и простите!»

А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.

Как нужно вести себя в школе

Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.

Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и весь класс.

Пропуски уроков могут быть только по одной причине - из-за болезни. Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.

На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.

Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.

По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает учитель.

Правила этикета нашего класса

Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после уроков, уступить место в зале, столовой.

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.

И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то забыл учебное пособие - даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем извинений и обещания больше не обижать товарища.

Получается, что дисциплина и порядок - это ежедневный и тяжёлый труд. Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».

1. Доброжелательность

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.

Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.

2. Поведение и дисциплина

В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.

Не опаздываем и не прогуливаем уроки.

После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.

Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.

3. Наша речь

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим плохие слова.

4. Общественные места

Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.

Не трогаем и не портим чужие вещи.

5. Наши школьные традиции

Обязательно посещаем общешкольные линейки.

Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.

Заключение

Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.

Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей школы в целом.

В заключение работы мной были сделаны следующие выводы :

  • В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
  • В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже - на перемене).
  • Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.
  • С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
  • Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу.

Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.

Список использованных источников

1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 - 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов - М.: Школьная Пресса. 2002.

4. Персидская и др.Классные часы в 1 - 4 классах/. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.

6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.