Психология отношений воспоминания из детства. Куда деваются наши детские воспоминания? Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века

Путешествие в Сказку. Детские воспоминания, или Пять лет спустя. Часть 2.

Приветствую всех гостей нашего сайта, всех любителей интересного и необычного, удивительного и чудесного — всех путешественников. С вами Вячеслав.

Сегодня мы продолжаем разговор с самым юным участником нашей автобусной поездки по европейским паркам развлечений, делимся воспоминаниями о тех впечатлениях, которыми было наполнено это путешествие.

П . Наташа, у меня есть еще такой интересный вопрос: куда бы тебе хотелось вернуться? Можешь назвать одно конкретное место, куда тебе больше всего хотелось бы вернуться?

Н . Хм, только одно?.. Может быть, я тебя удивлю своим ответом, но я выберу смотровую площадку на крыше небоскреба Монпарнас. Хочется снова пережить это ощущение, когда весь город раскинулся перед тобой. Как будто ты властелин этого мира. Ты на такой высоте! Это все лежит перед тобой, как на ладони. И, вот именно, это ощущение собственного величия. Ты можешь сделать, что угодно! Что угодно в хорошем смысле. Т.е. ты можешь улыбнуться, ты можешь сказать, что все будет хорошо. Нет ощущения, что у тебя столько проблем. Я заметила, чем выше ты стоишь, тем меньше ощущение, что у тебя есть проблемы. Просто в какой-то момент все забываешь. Я просто здесь, я просто сейчас. Просто живу и любуюсь этим. И поэтому я бы выбрала Монпарнас. Я еще раз хотела бы все это пережить.


П . А во время путешествия у тебя возникало желание где-то задержаться подольше? Может быть где-то времени не хватило?

Н . Времени?.. Вот, мы были в Страсбурге только в Европа-парке. Наверно, было бы интересно посмотреть сам город. И у меня почему-то в воспоминаниях очень размыто остался Кёльн. Я бы хотела туда еще раз попасть. Просто я сейчас вспоминаю Кёльнский собор, понимаю, что это готика, понимаю, что мне нравится готика. Я бы хотела еще раз увидеть это здание. Посмотреть сам город. Я думаю, на него нам не хватило времени. Мы там действительно не очень много времени провели. Посмотрели и поехали дальше. Мне кажется, этот город очень красивый ночью или вечером.


П . А вот сейчас сложный вопрос. Что было трудным в этом путешествии? С какими трудностями ты столкнулась? Может быть, что-то вызвало у тебя страх или переживания?

Н . Давайте вспомним, что мне тогда было девять лет. Хорошо? Это важный фактор. Мне было девять лет! Поэтому мне было страшно пойти на американские горки. Но, тем не менее, вы меня потащили. И я не жалею об этом. Какие впечатления остались! Есть, что вспомнить! Я помню «Полет на Луну». Пусть я видела немного. Но мой организм тогда пережил очень многое… Ты знаешь, я видела Марс, я видела комету, еще видела Солнце. А потом нас перевернуло. И больше я уже ничего не видела. Открыла глаза, когда мы уже приехали. А еще я помню — начало. Почему-то сравниваю его с игрой «Энгри Бёрдс». Нас, как из рогатки, оттянули назад… а потом — раз! И вверх летим! А-А! И там хочется закричать, но… Но почему-то мы орем, когда нам весело, а не когда нам страшно. Это был, пожалуй, самый страшный момент.


А чего мне еще бояться в девять лет? Только этих страшных горок. А все остальное… Мне было даже не страшно, когда вы меня оставили одну в парке. Когда вы ушли на аттракцион, а я такая: «О! Мне дали денежку! Пойдем, купим себе какую-нибудь вкусняшку!» А как я тогда браслеты покупала! Я до сих пор помню! Мне даже немного стыдно за это. (Прим. автора — набор из пяти цветных резиновых колечек, с которыми Наташа не расстается с тех пор ни днем, ни ночью)

Вы ушли, а рядом стояли два ларька сувенирных. Я захожу в один и сразу вижу — О! браслеты! Походила, посмотрела. Пойду в другой киоск, посмотрю. Потом возвращаюсь. Я так ходила раз шесть!!! Потом набралась смелости и говорю продавцу: «Cаn you give me these?.. Please!» Как я тогда еще браслеты сказала? Как вообще браслеты по-английски? Давай, проверю, я правильно тогда сказала или нет?

П . Как ты сказала тогда?

Н . Bracelets. Я думаю, что продавец понял. Сейчас проверим, (смотрит Google-переводчик) Браслеты… А! Я попала! Я не знала слово! Bracelets! А! Счастье! Спустя пять лет великая тайна открылась, и теперь я действительно счастлива! И я горжусь собой. Я угадала это слово! Просто счастье! «Cаn you give me these bracelets, please!»


He помню даже за сколько я их купила. Заплатила, выхожу, а мама такая: «Наташа!» «Я говорила по-английски!» Мама: «Ладно, прощается» Я вот это тоже хорошо помню. Так что, знаешь, я не жалею, что я осталась и купила себе эти браслеты, а не пошла с вами на американские горки. Зато приобрела вещь, которая у меня осталась на такое большое время. На них были когда-то иероглифы, а с другой стороны написано АSTERIX, но уже все стерлось.

П . А какие-то новые города, новые люди? Негры — не пугали тебя?

Н . Нет, они наоборот притягивали. Интересно же! Когда я увидела чернокожих людей, у меня не было никакого страха. Я и не знала, что в других странах их так много. В России у нас редко встретишь негра…

Другие города? Нет, было не страшно. Потому что вы рядом. Я вижу, что вы здесь, я от вас никуда не отходила. Мама, папа рядом — все нормально! Не было страха, был лишь интерес. Азарт в каком-то смысле. Хочется узнать больше.

П . Что можно назвать самым главным, важным достижением для тебя в этом путешествии?

Н . Ух ты, какой вопрос! Достижением — в смысле личным? (Шепотом) Я пережила Колорадо! Сейчас попытаюсь сформулировать. Здесь надо описать какое-то моральное достижение — когда ты что-то над собой сделал.

Я всегда общалась с людьми, поэтому для меня не было большой проблемой познакомиться и общаться с людьми, которые с нами путешествуют. Это было нормально.

П . А по-английски попросить браслет в киоске — это достижение?

Н . Вот! Вот! Всё! Папа — молодец! Да, это было достижение! Потому что я первый раз говорила с носителем языка. Нет, не носителем, а с тем, кто живет с этим языком. Кто не знает русского. Если ты скажешь по-русски, то тебя не поймут. Даже такая простая фраза «Cаn you give me these bracelets, please!» Зато она была правильно сформулирована. Надо было сделать усилие над собой, чтобы открыть рот и обратиться к человеку по-английски. Потому что у меня было ощущение, что я сейчас скажу какой-то бред, что он меня не поймет. И почему-то у меня не было даже мысли, что я могу объяснить все жестами. Почему я тогда не додумалась, что могла просто протянуть купюру, типа «Возьмите деньги, дайте браслеты»? Да, наверное, это самое большое достижение!

П . А какой-нибудь смешной или комичный случай из этой поездки можешь вспомнить?

Н . Да, ладно! Come on! Первые два дня! Сигнализация и салюты — я все помню! Первый день. Мы только заселились в отель. Я такая: «Ура! Сейчас начинается пора «дошиков»! Когда каждый вечер мама (мама!) сама заваривает тебе лапшу! За это я, кстати, тоже люблю путешествия. За то, что можно кушать «Ролтон». Мама сама спрашивает: «Что, Наташа, будешь: вермишельку или пюрешку?» И ты не знаешь, что выбрать. Есть счастье!

И я тогда сижу на стуле. Мама греет воду кипятильником. Это нельзя делать, но все делают. Ты где-то в ванной. Что там у тебя произошло? Такой резкий звук «Ай!», и сигнализация начинает орать. Мы сначала подумали, что это из-за тебя. А сирена не прекращается. Как мне понравилась эта картина, когда мы решили: «Ну, наверное, надо выйти…» Мама уже свернула всю поляну. Убрала кипятильник в чемодан. Я оделась, собралась, чуть ли не прическу себе сделала. Выходим… Люди стоят на улице, кто в чем. Дети у них на руках в одеялах. Все босиком. У одной девочки, я до сих пор помню, на плечах полотенце накинуто, на нем сверху лежат темные сырые волосы, с них бежит вода и пена. Т.е. видимо, она мылась, ее вытянули из душа: «Бежим, скорее!». И тут такие все. Причем, они не русские. Русские выходят одетые. Вразвалочку. «Ой, что сигнализация сработала? Наверное, это учебная тревога. Что могло случиться?» Как я люблю вот эту русскую уверенность, что ничего не могло пойти не так.


Второй случай — это Ватерлоо. У меня тогда еще кровать в номере стояла недалеко от окна. День был достаточно насыщенный, я хочу уже спать, меня клонит в сон. И вдруг такой з вук — БУМ! Мы все: «Что происходит?» Подходим к окну, а там фейерверк!

До того момента таких грандиозных салютов я не видела ни разу. Потому что такие формы! Цвета! Взрываются маленькими такими шариками по всему небу! Все небо будто бы в золотых огоньках! И они так тихонько затухают, опускаются. Но им на смену приходят уже другие! Они рассыпаются астрами. Я не знаю, как это объяснить. В разные стороны. Я помню, у меня в памяти отпечатался салют зеленый с фиолетовым. И вот эти желтые огоньки. И красные были фонтанчиком! И мы тогда смотрели около получаса на них. Полчаса просто без перерыва грохотало. Смотришь, и в глазах уже рябит. Так это красиво!

Вот эти два курьезных случая. Просто везение — попасть на сигнализацию, а потом на коронацию. Редко с кем такое произойдет. Но с нами произошло!

П . В путешествии что тебе интереснее всего — дорога, люди, еда, города?

Н . А можно я сразу скажу: «ВСЁ!»

Города — это новая архитектура, это другая атмосфера. В каждом городе есть какая-то своя атмосфера. Города за границей — они другие. Они более чистые. Это действительно так. Там ровные дороги. Там другие люди. Это не напрягало, наоборот, казалось очень интересным

Еда? Знаешь, я скажу, что еда не главное. Я не очень интересуюсь разными деликатесам. Но попробовать в Париже кофе с круассаном — это того стоит! Это — вау! Это классно, когда какие-то простые вещи. Но идти в ресторан кушать лягушачьи лапки!? Я бы не смогла это съесть. Я не гурман, который деликатесы любит. Я путешествую не за этим. Попробовать какие-нибудь простые вещи — вафельки бельгийские, круассаны — это классно! Но национальная кухня меня не очень интересует.

Дорога. О на, в принципе, доставляет удовольствие. И то, что ты смотришь в окно, видишь природу. Это тоже красиво. Доставляет моральное удовольствие, удовлетворение.

П . Скажи, пожалуйста, можно же сидеть на диване, смотреть по телевизору какую-нибудь передачу про путешествия. Или самому надо ездить? Какая разница?

Н . Разница огромная!!! Одно дело, когда ты сидишь на диване, ничего не делаешь и, когда ты видишь это сам — это абсолютно разные вещи! Ты видишь фотографии Эйфелевой башни и думаешь: «Хм, круто, башня». А когда ты стоишь рядом с этой ОГРОМНОЙ башней, которая начинает сверкать, у тебя просто эмоции через край!

Когда сидишь у телевизора, таких ощущений нет. Ты не слышишь эти голоса людей рядом. Ты видишь их, но они не видят тебя. Когда ты там, то это другая атмосфера, это чувствуется. Это абсолютно разное! Плюс, когда ты сам ходишь, ты можешь взять и отойти в сторону, посмотреть другую вещь.


Когда по телевизору смотришь — там показывают определенные моменты, определенные кадры, например: «Лувр. Вот эта картина хорошая, мы вам ее покажем. Мы вам покажем вот так: вот так — план, смотрите здесь ходят люди, здесь вокруг картины. Мы вам еще покажем, пожалуйста, вот кадр Версаля, вот вам кадр — красивый фонтан, в парке рядом с Версалем». А ты не видишь всей картины, ты не видишь это вокруг себя на все 360 градусов. Видишь определенные моменты — плоские. А когда ты стоишь там, ты можешь взять и подойти потрогать травку. Вроде бы ничего такого, но!… Она, кстати, прикольненькая на ощупь! Ты можешь отойти в сторону, посмотреть одну картину здесь, перейти и посмотреть другую. Постоять у этой дольше. Ты двигаешься так, как хочешь, можешь где-то задержаться. И это вокруг тебя, это окружает тебя. А не просто перед тобой, когда на — смотри картинку на экране телевизора. Это абсолютно разные вещи. И конечно же путешествие намного интереснее. Когда ты попадаешь в этот мир, а не просто наблюдаешь со стороны.

П . Наверное, самое интересное мы обговорили. А что еще тебе хотелось бы рассказать? Вот, без вопросов, просто так, чтобы ты еще рассказала?

Н . Без вопросов сложнее. Вот! Я вспомнила такую вещь! Я помню много художников! На Монмартре! Идешь, и они просто вокруг тебя! Они рисуют, они творят! Знаешь, даже смотря на них, у тебя самого появляется желание творить. Тебе хочется сесть рядом, достать краски и начать рисовать. Может полную фигню, но тебе тоже хочется это делать! Может быть, не так красиво, как они, но у тебя тоже появляется желание. Ты вдохновляешься ими! Вот этой атмосферой того, что они сидят и рисуют. Такой тихий вечер, тепло. Приятный гомон. Не абсолютная тишина, и не дикие вопли, а есть разговоры, они чуть в стороне от тебя, на заднем плане. Идешь, смотришь, как люди рисуют. Их там так много! Это даже красиво. Я пытаюсь подобрать такое слово, которое описало бы мое состояние в тот момент. Я просто восхищалась ими.


Еще я помню… Я даже не помню, где это было. Там был фонтанчик, и в нем плавали уточки. Мне очень понравились эти утки. У нас там еще был гид: «Окей! Давайте дальше! Окей, окей, окей!» Я вот это запомнила. Все время говорил. «Окей? Все понятно?» Еще вспомнила почему-то, там мы проходили мимо машины на электродвигателе, которая заряжалась от розетки на стоянке.

П . Это мы ходили на экскурсию по Латинскому кварталу, мимо Сорбонны. Местный гид был — молодой человек. Там в Люксембургском саду был какой-то водоем типа фонтана, в котором плавали утята.


Н . Я помню в Европа-парке ананасы. Они такие вкусные, сочные. Это было классно! А еще помнишь российскую зону в Европа-парке и этого страшного Дедушку Мороза! С белым лицом, в белой шубе. Чудище такое!

Сейчас еще что-нибудь вспомню. Комнаты страха! Вообще в любом парке комнаты страха — это нереально здорово! Когда ты садишься в такую ракушку, и она поворачивает тебя. Это не страшно! Это захватывающе. Когда ты садишься и въезжаешь в темноту. Смотришь сюда — а там дверь, здесь рука какая-нибудь, а здесь скелет. Там раз — гроб открывается, встает скелет такой — Привет! Это так классно!


Я помню Гранд Опера. Мы туда, правда, не заходили. Оперный театр в Париже. Видели фасад, но даже это оставило сильное впечатление. Это мощно, красиво и эстетично! Этот театр внешне сочетает в себе мощь и эстетичность. Я не думаю, что это хорошо совместимые вещи. Потому что обычно эстетичность совмещается с тонкостью. Здесь она тоже была. Просто очень красиво!

Вот такое интервью получилось с нашим самым маленьким участником автобусного тура по европейским паркам развлечений. Как видите, впечатления пятилетней давности ничуть не утратили своих красок и глубины. И эти воспоминания позволяют родителям по новому взглянуть на своего ребенка, увидеть путешествие детскими глазами.

Мы, как родители, на данный момент ставим перед собой цель — показать детям красоту и многообразие нашего большого мира. И совместное семейное путешествие — наилучший способ ее достижения.

  • Воспоминания детства позволяют вновь вернуть себе то, что стирается с годами: непосредственность, фантазию, легкость.
  • Некоторым из нас необходимо мужество, чтобы вновь прикоснуться к вытесненным в бессознательное детским проблемам и обидам.
  • Исцелить давние раны, понять себя и принять означает придать силу и смысл своей взрослой жизни.

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство. Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Ассоциации пробуждают воспоминания

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» - это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, - рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан. Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем счастье, которое, кажется, нам уже не принадлежит

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…». «В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня. Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

Пирожное «мадлен» в романе Пруста

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне - я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель - герой романа «В поисках утраченного времени. По направлению к Свану» Марселя Пруста - пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Воспоминания из прошлого - ключ к настоящему

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, - писал Адлер в «What Life Should Mean To You», - из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

Мы обращаемся к детству, потому что именно в нем скрыты колоссальные ресурсы

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», - поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Непосредственность или инфантилизм?

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, - поясняет психотерапевт Виктор Макаров. - Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук - и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными. А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», - соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения. Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство. А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения - Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж. Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, - от детства к отрочеству, от юности к зрелости. Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Почему мы склонны забывать детский опыт?

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, - объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. - Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства. Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности - ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами. Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей. Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить. Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия - такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.

В моём детстве не было того, что имеет нынешняя детвора. Поющие, говорящие куклы, машины на аккумуляторах, компьютеризированные игрушки и многое другое, это просто фантастикой было в те времена!

Но я считаю, что у меня были самые наилучшие игрушки! Телевизор, по которому можно было смотреть цирковые аттракционы, посуда столовая, в которой я готовила настоящие блюда и угощала ими своих друзей и близких. Автомобиль с педальным двигателем голубого цвета! Я на нём просто шиковала, и мне завидовали все мои подружки. Была швейная машинка, на которой я и осваивала азы швейного ремесла. Я дорожила ей! Но, к несчастью, у меня её украли детишки, которые завидовали моему счастью, но думаю, они не желали мне зла, просто хотели проучить за то, что не давала им пользоваться своими игрушками. Так как не у всех было то, что имела я. Но я не могла распоряжаться ими без разрешения родителей, ведь они с таким трудом зарабатывали деньги, чтоб угодить моим прихотям. Я была очень упрямым и капризным ребёнком... А добрыми феями были, конечно же, мои родители, которым, как я сейчас понимаю, было очень нелегко это исполнять, ведь мы жили не богато...

Моей несбывшейся мечтой остались малюсенькие пупсята, которых трудно было найти в магазинах. Это такие крохотные куклята, у которых свободно двигались ножки и ручки, мне очень нравилось шить им одёжку: ползуночки, распашонки, чепчики, пелёнки.

У одной моей городской подружки Лены был именно такой! И когда она приезжала на лето погостить у своей бабули, то обязательно привозила их! Я с радостью приглашала её к себе в гости во двор поиграть, зная, что она принесёт этих любимых мною крошечных пупсиков.

В нашем дворе был построен хороший домик для кур, но куры в нём не желали жить, уходили всегда к соседям. Сделан он был из хорошего самана (такой кирпич из глины и соломы). С одной стороны было окно глубокое, с другой — дверь деревянная, которая закрывалась на вертушку. В курятник был проведён электрический свет. Словом, отличное жильё! Которое мы, сестрёнки и подружки, немедленно приспособили для игр! Полы застелили матрасами и дорожками, чтоб можно было там сидеть. Площадь его была небольшая, примерно около четырёх квадратных метров. Что и говорить?! Куры наши, обидевшись, вообще не вернулись к нам. А мы, воспользовавшись этим, зажили в этом домике! Подружки с раннего утра шли к нам. Приносили своих кукол. И мы до позднего вечера, пока родители не кликнут, играли там в «дочки — матери»!

Счастливые были времена! Не было роскоши, но была искренняя, человеческая любовь! Корысти и лицемерия мы не знали. Да, куда там! Наивные и доверчивые!..

Насколько помню, подруг у меня было мало, но зато я очень любила дружить с пацанами. Ребята так же играли с нами в «дочки-матери», но они, естественно, были «папами» или «разбойниками».

Ну, вернусь к тому, что я любила приглашать Лену, девочку из города, к себе во двор, а точнее, в этот самый домик! Когда она приносила пупсика и других кукол, то я немедленно старалась поменяться с ней своими куклами на её пупса. Сама Леночка среди нас, местных, смотрелась белой вороной. В буквальном смысле слова. Её кожа от нашей отличалась своею ослепительною белизною, блондинка с длиною, густой косой. Мы же были очень загорелыми и смуглыми, с черными густыми волосами. Да! В нашей глухой деревушке не было никаких развивающих спортивных секций, танцевальных залов и других подобных занимательных мероприятий. Только начальная школа и клуб, в котором мы выступали по праздникам. Но, когда мы играли в нашем излюбленном домике, тогда мы ещё не учились в школе. Поэтому нам было очень интересно знать, как живут люди в городе и чем?! Когда Лена что-нибудь рассказывала, мы многое не понимали, слушали, приоткрыв рот и удивлялясь. И каждая из нас мечтала побывать на её месте! Вот попасть бы в город и посмотреть, как там и что... Мы были диковатыми, но зато крепкими и дружными! Мы делились с Леной опытом своей деревенской жизни, а она — городской. Сейчас смешно всё это вспоминать! Спустя годы, когда я закончила третий класс начальной школы, меня отправили учиться именно в тот город, в котором и жила та самая Лена.

Для разнообразия нашей беззаботной жизни мы, кроме как в куклы, играли в другие интересные игры. Вот одна из них, которая немного приключенческая и романтичная! Называется она «Секретики». Не помню, откуда она дошла до нас, но в семидесятые годы в нашем посёлке была популярна. Надо было создать как можно больше и как можно более красивых «секретиков», затем спрятать их в таких местах, где трудно было б их найти. В ход шли и фантики от конфет, и ракушки, и бусинки, и всё, что блестит. Обычные места где мы их прятали, — задний двор или свалки, которые находились за дворами. Они у нас ассоциировались, наверно, с горами или островами в наших-то степях. Мы любили там что-либо искать и находить. Ох, и получали тумаков от родителей, когда домой приходили грязные как поросята!

Мы с сестренкой Светой делали свои «секретики» так. Любой красивый блестящий фантик от конфеты разглаживали ладошками, выбирали место, в тайне от других его готовили (раскапывали неглубокую ямочку в земле), в неё клали расправленный фантик, затем его накрывали сверху прозрачным осколочком стекла. И, наконец, завершающий этап! Всё это засыпали и сравнивали с поверхностью земли, чтобы никто не нашел наш «секретик». Ведь надо было найти как можно больше чужих «секретиков», но желательно, чтоб другие не нашли твои. Побеждал тот, чей «секретик» окажется красивее других! Эта игра мне очень нравилась!

По вечерам летом любили играть в «казаков-разбойников», в классики, прыгать со скакалкой. Лапта, «брехучий телефончик», «садовник», «самовар», «сердце», «ножички», «догонялки», «прятки» и многое другое — все эти игры помогали нам развиваться и физически, и интеллектуально, а главное — давало возможность лучше узнавать нрав окружающих людей, живущих с нами в одном посёлке!

Наш дом находился почти у берега пруда. Единственное чудо природы, которое украшало нашу местность! Он был великолепен! Большой извилистый водоём, с прозрачной водой, берега которого густо покрыты разнообразной зеленой травой. Могучие ветвистые старые деревья в соседстве с молодыми деревцами окружали наше местное достояние. Там же находился «партизанский» лесок, который состоял из молодого тополя. Почему «партизанский»? Да потому, что в времена войны, по рассказам наших дедов, в таких лесах останавливались партизаны. Сомневаюсь, что именно в том тополином лесочке могли прятаться партизаны — слишком молодо он выглядел! Но молодёжь его очень любила, ведь это отличное место для уединения. Там часто гуляли молодые парочки, а по праздникам — целые группы отдыхающих. Пруд разделял наш посёлок на две части.

Весной, когда прилив воды, часто случались ужасные наводнения — вода выходила из берегов и заливала основную дорогу села и даже дворы. Но нас, детвору, это всё только забавляло! Журчание ручьёв и поток воды заманивал нас перейти затопленную дорогу самостоятельно, а также попускать кораблики, что приводило чаще всего к разочарованиям. Поток бывал мощным и глубоким, он сшибал нас с ног. Вспоминаю такой случай. Младший брат моей матери, Андрей, который был старше меня на один год и доводился мне дядей, был заводилой в нашей неразлучной «тройке», где кроме него была я и моя двоюродная сестрёнка Светлана. Она же моложе меня на девять месяцев. Все мы почти погодки. Но всюду были вместе! Так вот, когда мы были все ещё дошкольниками, в один из таких весенних дней мы вышли погулять на улицу. Но нас потянуло проверить, насколько пруд переполнен водою.

Как вы уже догадались, мы направились туда, куда не стоило идти! Место, находившееся вблизи клубного здания и задних дворов жилых домов, было густо усажено высокой полынью, за которой нас, детишек, трудно было увидеть. Андрей среди нас троих ведущий. И поэтому мы следовали за ним, а он тем временем решил исследовать дорогу сам, прежде чем мы, его племянницы, сделаем какой-либо шаг вперёд. Он направился сквозь полынь выяснить, где нам можно будет перейти эти заманчивые ручьи, чтобы попасть на другую сторону улицы, на которой находился дом нашей бабули и его матери. И вдруг нас охватывает дикий ужас. Андрей начал тонуть. Там, куда он ступил, оказывается, находилась глубокая канава, которую затопило водой и сравняло с уровнем обычной лужи. Мы в панике! Что делать? Наша помощь ему не пошла на пользу, да и что мы могли сделать? Но наконец-то сообразили и позвали на помощь взрослых! Бабушке сказали, что Андрей наш тонет. Она в ужасе побежала. К счастью, его вытащили и отнесли домой. Вся его одежда и сапоги вымокли до последней ниточки. Ух, и попало нам за самовольство! А случай послужил уроком в нашей дальнейшей жизни. Желание лезть при наводнении в лужу отпало. Но на этом наши испытания не закончились! Мы находили себе другие приключения, о которых наши родители, возможно и не знают до сих пор!..

Луценко Елена

Комментировать статью "Приятные воспоминания детства... "

Еще по теме "Приятные воспоминания детства...":

Сегодня на меня накатило опять про еду:) Простите, что опять к ночи:) Вспомнила про семейные рецепты, наверное немного национальные. Первое, что пришло в голову, это куриный суп с галушками. В России, наверно, они называются клецками. В почти сваренный куриный суп вместо вермишели кладется по ложечке густое тянучее тесто, (мука, яйцо, соль, сода-уксус и несного воды). Эти смешные облачка быстро всплывают и в три раза вырастают в размере. В супе еще всегда много зелени. Интересно, что муж и...

Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь: 1. Пускать вместе солнечных зайчиков. 2. Прорастить вместе семена. 3. Вместе с ребенком скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10...

Прохожу сейчас тренинг, и надо написать свои воспоминания о роли мамы в детстве. Обнаружила ужасную вещь - у меня почти нет воспоминаний и маме... Не понимаю почему.

Не-не-не, ностальгировать по детству не буду, у меня оно было счастливое, советское, безоблачное, но и на сейчас грех жаловаться. Хотя память человеческая забавно устроена: что-то мы помним отчетливо, а что-то напрочь забываем - и только мамины рассказы вызывают смутные воспоминания. Я вот до сих пор наизусть помню стихотворение про резиновую Зину, которое картавила наизусть в 2 года под запись на бобинный магнитофон Весна (папа-мама были продвинутые пользователи, даже стиляжили в далекие...

у меня приятные воспоминания >. Хотя были и елки, и гости, и гулять нас таскали, и салюты-феерверки. Поездки на елки-утренники это вообще самый ужасный-ужас детства. мандарины вот разве что...

1. Пускать солнечные зайчики. 2. Наблюдать как прорастают семена. 3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10. Приготовить жженый сахар в ложке. 11. Вырезать гирлянды бумажных человечков. 12. Показывать театр теней. 13. Пускать...

Каждое воспоминание детства трогательно и приятно. Я благодарна моим родителям за то, что они очень любили друг друга и их стастье заливало все мелкие неприятности. Бабушка - отдельное её спасибо, свою жизнь посвятила для меня.

Какие у вас воспоминания от детства? Вот я думаю, неужели исключительно у меня была настолько бедная семья....? У меня воспоминания наоборот - есть некоторые отрицательные моменты на общем приятном фоне...

Воспоминания с детства что то начала часто вспоминать наше детство, хоть и не было у нас телеков по 50 дюймов и компьютеров всяких (ну хотя потом появлятся начили сначала как сейчас помню спектрум, потом дэнди, потом сега, потом персональный купили), и мобильников, а так...

Самые яркие воспоминания моего детства и самые радостные - это совместные отпуска с родителями на море. Меня возили с года, потом сестра прибавилась, где мы только не были (я Россию имею ввиду, ну и Крым).

Пожалуй, мне приятно вспоминать своё детство. Вот на этом собственно и кончилось детство золотое. Все воспоминания об отношениях с родителями в то время (за исключением разбора школьных полетов) светлы и безоблачны.

Одно из самых приятных воспоминаний - мой день рождения в 4 года - очень хорошо помню весь праздник. Вот его я и помню, и как земля удаляется... Но это не самое яркое воспоминание из детства.

Воспоминания о елке. -- посиделки. Детская психология. До сих пор эти воспоминания - сказка детства... Максимова и Васильев в "Щелкунчике" 31 декабря... аааах! Поэтому елки... гм... как теперь мОлодежь говорит... "не катили".


Наверное, скоро умру. Мне видится детство всё чаще и чаще.

Воспоминания - это богатство старости.
Фаина Раневская

До старости мне еще далеко, хоть уже три года пенсионерка!
Тем не менее, очень часто вижу яркую картинку из далекого, увы, невозвратного, детства…

…Огромное синее-синее небо над головой, по которому величаво, неторопливо движутся белые кучерявые облака, рисуя причудливые картины.
Мимо проплывают ярко – зеленые холмы, с седыми проплешинами ковыля, поля, с цветущей гречихой, от которой стоит необыкновенный чудесный медовый аромат… Где-то там, в вышине, поют жаворонки, а в траве стрекочут кузнечики. Моя голова, с тугими косичками запрокинута в небо и слегка кружится от счастья и восторга: я лежу, мурлыкая песенку, на овчине в телеге, которую катит мой любимый Пегашка – старенький, серый в яблоках, коняга. Пегашкой управляет моя бабушка Пана, мы едем с ней на «кошару», - летнюю стоянку, где они с дедушкой Петей пасут овец…Петр Васильевич- мой дед и бабушка Павла Петровна – родители моего отца – были чабанами в совхозе. А я приехала к ним на каникулы!..
Как жалко осознавать, что после развала Союза, деревеньки в степи медленно, но верно, вымирают. Никто не сеет гречиху, пшеницу; уже не пасутся на сочных травах тучные стада овец и табуны быстроногих лошадей… Совхозы уже давным- давно «почили в бозе» …

У дедушки с бабушкой – большая семья! Семеро сыночков и «лапочка-дочка». А еще приемных двое: девочка постарше и мальчик маленький, от умершей сестры бабушки остались. Всего они вырастили и воспитали десять детей! Честь им и хвала! А когда дети стали взрослыми и родили своих детей – у дедушки с бабушкой оказалось 33 внука и внучки! И все они- мои двоюродные братья, и сестры. Это только по отцовской линии.
По маме- всё гораздо скромнее. Мою маму- единственную дочь - бабушка родила в 41 год, когда замуж вышла за вдовца, с сыном. Примечательно то, что родители моих мамы и папы- были однофамильцы, так, что маме даже фамилию менять не пришлось!

…Каждое лето мы с сестрой ездили на каникулы к бабушке и дедушке, это было такое счастье- вновь оказаться на своей малой Родине!
Помню, однажды, папка повез нас, на своем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» с коляской, в деревню– а, это без малого четыреста километров! В коляске мы с сестрой ехали по-очереди, так как тряска по грунтовой дороге была необыкновенная. Ехали долго- долго, целый день. Начинало уже смеркаться, до деревни еще километров пятьдесят. А в фаре мотоцикла перегорела лампа! Нам с сестрой было очень страшно… До сих пор не могу понять, как по проселочной дороге, в кромешной темноте, мы умудрились добраться до места целыми и невредимыми? Конечно, папка был профессионал – водитель от Бога! Жаль, что рано ушел из жизни, ему было всего 55 лет…

Отец мой всю свою жизнь был связан с автотранспортом, на каких только видах автомобилей не работал! За руль машины меня посадил, когда еще в третьем классе училась. В шестом – я уже вовсю гоняла на мотоцикле.
Вот и на каникулах очень любила, когда папка доверял мне руль мотоцикла, сам садился на заднее сидение, а я, - счастливая и довольная,- давила на газ, и мы ехали из деревни по степным дорогам на «кошару» к бабушке и дедушке.
Помню, с двоюродным братом Сашей, который старше на год, у нас всегда была конкуренция. У его отца – моего дядюшки Гены – был «Урал»,- крутой по тем временам, мотоцикл с коляской. И мы частенько устраивали соревнования, кто из нас быстрее довезет своего отца к бабушке и дедушке по разным дорогам, благо их в степи было очень много! А еще соревновались, кто из дедовой «мелкашки» - мелкокалиберной винтовки- попадет по пустой банке. Память стерла - кто из нас был точнее тогда…

В своих детских воспоминаниях чаще вижу отца, возможно потому, что он нередко брал меня с собой и на работу в гараж, и в поездки.
А мама со своей работы приходила поздно, потом занималась домашними делами и хозяйством: в ту пору держали корову, свиней, кур
.
…Я лежу на асфальте лицом вниз... Поднимаю голову, больно подбородок, а вдаль убегает папкин «Москвич», в котором я только что сидела. Быстро – быстро так удаляется, только из выхлопной трубы сизый дымок вьётся! Кругом лес, а шоссе «серою лентой» впереди и позади меня… А, дальше, помню, уже дома папка говорит нам с сестрой: «Маме ничего не рассказывайте!» … Оказывается, я выпала на ходу из машины, когда мы возвращались с речки. Я набрала целый ворох цветов, уселась на переднее сиденье, сестра моя с соседской девочкой - на заднее. Видимо, не закрыв плотно дверцу машины, когда выезжали с проселочной дороги на мост и шоссе; я, наклонилась, чтобы собрать упавшие под ноги цветы, и локтем открыла дверцу…Папка со страху, когда я выпала из машины, вместо тормоза надавил на газ! Мне тогда было лет семь, может, восемь…Шрам на подбородке остался до сих пор.

…Еще одно яркое воспоминание: мне 4 года, Ольге- моей младшей сестре, - три. Мы идем, взявшись за руки, через большое зеленое поле к маме на работу. Где-то там, далеко, виднеются цистерны автозаправки, где работает наша мама…Светит яркое солнце, трава цепляется за коленки и, вдруг! Сороконожка! Большая, цветная, краси-и-ивая! Как на картинке,- мультиков тогда, и в помине, не было…Почему-то мы называли ее «сороко-бочка». А сестра испугалась! Пришли к маме, наперебой рассказывали о такой необыкновенной встрече…

Когда мне было три года, через меня перепрыгнула корова -наша Зорька, которую мама пришла подоить. Я сидела на корточках, а корова, вдруг, взбрыкнула, побежала и перепрыгнула через меня – с тех пор, наверное, я плохо вырастала,- есть такая народная примета! Уже в возрасте шести лет моя младшая сестра была выше меня на пол-головы, а потом и, вовсе, переросла на 10 сантиметров. А, я так мелкой и осталась – метр с кепкой!

А еще, меня клевал индюк! Огромный такой, страшный и крикливый! Тряс своей ярко-красной бородкой и жутко так кричал! А я – маленькая, в бардовом пальтишке, шапка на глаза сдвинулась…Почему не убежала, сейчас и не помню. Наверное, от страха и ужаса, не смогла с места сдвинуться! Говорят, индюки, как и быки, красный и бордовый цвет терпеть не могут, вот и – нападают.

Странное дело, воспоминания посыпались, как из рога изобилия! Вот что значит, заставить память немного напрячься…

…Вижу отца своего с высоты кабины комбайна. Он внизу что-то ремонтирует, а я забралась наверх.
Кричу ему сверху: «Папка!»
Он от удивления роняет большой гаечный ключ, который падает со стуком: «Ты как туда забралась?»
А вот, наказал он меня или нет – не помню, мне было года три в ту пору.

Наша семья: отец с матерью, бабушка с дедом, я и сестра жили в маленьком селе, затерянном среди сопок в степи, где-то, недалеко, находился военный аэродром. Однажды, выйдя из дома я испугалась так, что маме пришлось меня «ладить» у какого-то дедки, он шептал надо мной заговоры и лил воду. Испугалась огромного ревущего самолета, который, казалось, падает на меня всей своей стальной массой. С тех пор боюсь низко летящих самолетов, их рев вызывает у меня панический ужас.

Родители моей мамы – Евгений Иванович и Мария Петровна жили вместе с нами. Дедушка был заядлый рыбак и мастер на все руки. Делал все сам: стулья, этажерки, даже ванну из алюминия! Бабушка Маня – домохозяйка – мастерица. В былые времена овчинные полушубки для военных шила сама на руках, без всякой машинки. Помню её яркие и красивые лоскутные одеяла, тоже сшитые на руках! Мы с сестрой так любили разглядывать эти разноцветные лоскуточки… А, какие вкусности она готовила! Остались в памяти ее блины из рыбьей икры, ярко- оранжевого цвета и необыкновенные печенюшки – «ночешники», которые так и таяли во рту. Когда мы с сестрой были совсем маленькими, дедушка катал нас по снегу в той самой алюминиевой ванне, а еще рисовал на снегу разных сказочных героев, огромных размеров. Однажды, когда дедушка рисовал, мы с сестрой увидели сидящего на столбе электрика, так напугались, заорали благим матом: «Бабайка, бабайка!» - и пустились наутек…

Дедушка с рыбалки приносил всегда очень много разной рыбы и вываливал ее, большой кучей, на брезент в сенцах. Однажды я увидела, что рыба живая, шевелится и открывает рот. Подошла поближе, присела на корточки и – засунула пальчик в открытую пасть! Она сомкнула зубастые челюсти… Это была щука!

Когда мне шел шестой год семья наша переехала поближе к городу, в небольшой поселок.
Запомнилась такая картинка: на зеленой травке ярко- желтые цыплятки пасутся, мы с сестрой прилегли рядом на покрывале, а деревья вокруг большие-пребольшие! Это был привал на Агинском хребте. Дорога дальняя, ехали целый день. Так мы из степных краев оказались в лесном поселке, где началась совсем другая жизнь…

В 1 класс школы мы с сестрой пошли вместе: в 1966 году мне уже было почти восемь, а сестре еще не исполнилось семи лет. Но, 25 ноября ей исполнилось семь, а мне восемь – только 6 декабря. И вот в этот короткий промежуток времени -11 дней мы с ней обе были одного,- семилетнего возраста! А всё потому, что мама родила нас с разницей в 11 месяцев. И хотя, мы с ней совсем не похожи внешне, нас в детстве и юности считали двойняшками.

В то время в поселке, не было никакого общественного транспорта, впрочем, как и везде, кроме города; в школу ходили пешком на другой конец поселка, где-то минут сорок пути. При этом нужно было пересечь шоссе (по-нынешнему – федеральную трассу) и железную дорогу, которая круто уходила за сопку, поэтому с той стороны, идущего поезда, издалека не было видно. Гремящий железнодорожный состав, несущийся на огромной скорости, возникал всегда как-то неожиданно. На этом участке железной дороги часто происходили несчастные случаи, в основном с детьми. Соседский мальчик Андрюша, второклассник, трагически погиб, когда, возвращаясь из школы, перебегал железную дорогу…

А вот - другая история: в первый раз в первый класс мама нас привела сама- это был всего лишь один день. А потом уже мы с сестрой ходили одни, так как мама работала, а бабушка была старенькая. Мама показала нам на часах, в какое время нужно было выходить, чтобы не опоздать.
Однажды, я перепутала стрелки часов и стала подгонять сестру, чтоб быстрее идти на урок. Она сопротивлялась, я схватила её за косу и потащила силой. Так и волокла почти всю дорогу. Дошли до школы – она закрыта. Оказалось – пришли на целый час раньше!

Мама воспитывала нас с сестрой в строгости. Помню, всегда очень боялась ее взгляда темно-карих глаз. Ей ничего говорить не надо было, достаточно взглянуть. Тут же сердце убегало в пятки.
Ловлю себя на том, что до сих пор мамин строгий взгляд оказывает на меня магическое действие… На протяжении 36-ти лет, с юности, я курила, но всегда пряталась от мамы. И она об этом не знала, хотя, может быть, догадывалась…

Сейчас моей маме 81 год. И я очень скучаю по ее любящему и строгому взгляду, ведь нахожусь от нее вдали, за тысячу сто километров… Всё же стараюсь использовать каждую возможность приехать домой, хотя бы раз в два месяца…

Где-то в начальных классах я не могла решить задачу и попросила маму помочь. Она какое-то время мне объясняла, понять я не могла, потом терпение мамы лопнуло, она взяла меня за косу и «натыкала» головой в тетрадь. Больше мама никогда и ничего мне не объясняла. Кстати, и я со своими детьми уроки не делала, всегда говорила, что знания приобретать - это прежде всего, в их интересах…

После 8 класса мы с сестрой сдавали экзамены.
Мама сказала: «Сдадите на пятерки – куплю коробку «Птичьего молока».
Мы постарались – сдали на пятерки все четыре экзамена! Только вот после восьмого класса я пошла в техникум, а сестра продолжала учебу и закончила 10 классов.
Как меня уговаривала директор школы, чтобы не уходила, училась дальше! Но я уперлась: мне нужно быстрей выучиться, чтобы маме помогать!
Ага, «помогла»: закончила техникум и родила ребенка…Вообще-то я хотела поступать в театральное училище в другом городе, куда нужно было ехать поездом почти сутки. Но, вероятно, маме страшно было отпускать пятнадцатилетнюю девчонку, в такую даль. Поэтому, вместе с тетей они уговорили меня поступить в строительный техникум, главное, что находилось это учебное заведение в городе рядом, всего в сорока километрах от нашего поселка.

Впервые на сцену я вышла в первом классе, была ведущей какого-то ответственного концерта. А еще и песенку пела - «Любитель - рыболов» называется.
Песни орать, надо сказать, с сестрой мы очень любили! Куда-нибудь в лес едем с папкой на мотоцикле – поем во всё горло, потом он на автобусе работал, маленьком таком, с носом – едем, болтает нас по салону, а мы- поём, нам всё нипочем!
За наше «песенное творчество», однажды, чуть было, не выгнали из пионерского лагеря, - это было после третьего класса. Кто-то научил нас песенке про козу, где упоминалось слово «попа». Вот мы с сестрой качаемся на качелях, громко поем эту песню, ребятишки рядом хохочут. А, проходящая мимо, старшая вожатая, услышала, и потащила нас к директору лагеря. Было ужасно стыдно и страшно!

По окончании первого класса, мама перевела нас в школу №2, которая находилась совсем на другом конце поселка, но, так же далеко, как и первая.
Но, хотя бы, через железную дорогу не нужно было переходить. Ну, а, шоссе пересекали каждый день.
Однажды, мы шли со школы, а, несущаяся мимо машина, сбила большую собаку, прямо у нас на глазах! Собака была еще жива, мы ее оттащили на обочину, не знали, как помочь… Немного погодя, собака умерла… Как мы плакали с сестрой тогда…

В школе я училась с удовольствием и почти отлично, была «любимчиком» у преподавателей.
Учительница литературы Александра Алексеевна вела кружок, где я была «примой»: читала стихи, играла главные роли в спектаклях.
Спектакли ставили на тему литературных произведений. Помню, в воинской части играли постановку по мотивам поэмы А. Пушкина «Алеко».
Я была главной героиней –Земфирой, которая в конце спектакля погибает от ножа ревнивца. Сраженная, я упала на сцену – занавес закрылся. Аплодисменты. Видимо, не выйдя из образа, я не успеваю встать, а занавес вновь открылся! Я лежу…Зал покатился со смеху…

Все свое детство была искренне уверена – что я – исключительный человек, не такая как все, особенная! Наверное, поэтому со мной и происходили разные истории, когда у остальных было все в порядке. Так, в первом классе, зимой, всех повели на экскурсию на замершую реку Ингода.
Я умудрилась лизнуть крупную льдинку и, намертво, приморозить к ней язык. Пришлось отрывать, с кровью и болью!

Когда училась в третьем классе, мы ходили в дальний поход на речку Кручина, учительница нам рассказывала и показывала много интересного.
А когда переходили речку, перепрыгивая по крупным камням, поскользнувшись на мокром валуне, одна из всех,- я- свалилась в воду!
Учительнице пришлось разводить костер и сушить мою мокрую одежду.

Другая история с костром, уже более трагичная. Наша школа принимала участие в военно-спортивной игре «Зарница», я была шестиклассницей.
Игра была районного масштаба, поэтому нас привезли на автобусах за город, где-то в районе поселка Смоленка расположился палаточный городок.
Меня назначили дежурной по кухне: на большом костре в двух ведрах готовили кашу и варили чай. Большим черпаком я взялась размешивать кашу, а она на дне пригорела. Потянула посильнее черпак - и два ведра: с кипятком и кашей,- опрокинулись на меня вместе с таганом!
Кипятком мне ошпарило обе ноги, «по самое не хочу» … Классная руководительница, растерявшись, стала заворачивать на мне трико…вместе с кожей. Как не случилось у меня заражения крови- удивляюсь до сих пор!
Старший пионервожатый на руках унес меня в палатку, где долгое время, в ожидании скорой, я периодически впадала в забытье от ужасной боли и страха.
На следующий день, уже в больнице, меня опрашивал милиционер, как все произошло.
Слабым голосом отвечаю: «Я мешала…»
Он улыбается- «Кто мешает –того бьют!»

Где-то в «Одноклассниках», недавно увидела фотографии ребят из пионерского лагеря «Огонек», в котором отдыхала несколько лет подряд на летних каникулах. И сразу волной захлестнуло щемящее воспоминание пионерского детства…
Запах прогретой солнцем хвои и соснового бора; огромные сосны, через ветки которых золотыми лучами льется солнечный свет; ежедневные построения и линейки с поднятием флага; звездное небо, в которое летят искры высоченного прощального костра – всё это было так прекрасно, романтично, удивительно!

И фотографии весеннего буйства нашего Забайкальского багульника навевают на меня, не менее романтичные, воспоминания…
Наша улица заканчивалась лесом. В середине мая, только войдя в лесок, состоящий, в основном, из сосен, попадаешь сразу в необъятное розово- сиреневое море багула! Необыкновенный лесной запах вызывал восторг, головокружение! Синие «ургуйки» - подснежники под ногами, а вокруг – куда не бросишь взгляд – цветущие кусты багульника, выше наших голов. Мы срывали нежные розовые цветочки, напихивали их в рот и жевали - кисловатые на вкус они были тогда лучшим лакомством! А еще делали из цветков «розочки»: на тонюсенькую веточку нанизывали один за другим, получался «цветок- роза», который сначала сравнивали, у кого красивее, а потом съедали… Ни о каких клещах тогда не слышали, ничего и никого не боялись!
Теперь уже и нет того леса, всё вырубили, зато постоянно слышим тревожные сводки о клещах, и о том, что пропадают дети…Грустно…

С раннего детства общество воспитывало во мне «командирские» задатки.
В детском саду мне вручили маленький бубен-барабан, извлекая звуки из которого, я шагала впереди юных воспитанников. А когда всех в группе ставили лицом к стене, за какую-то провинность, меня оставляли «надзирателем» за малолетними нарушителями детсадовской дисциплины.
Сейчас думаю, спасибо, хоть доносить не заставляли, а то и не знаю, что бы из меня выросло.

В младших классах школы я была сначала командиром «звездочки», затем командиром класса. В пионерском лагере - командиром отряда, в школе - командиром пионерской дружины. Даже когда вступила в комсомол, так и оставили командиром дружины, до окончания восьмого класса с гордостью носила комсомольский значок и пионерский галстук.
Вот почему, я думаю, у меня до сих пор явно выраженные лидерские качества, с которыми, все сознательные годы, я пытаюсь бороться, правда, с переменным успехом.

Возможно поэтому и в строительном техникуме, и в институте культуры где, позднее, получала образование, обязанности «старосты» группы меня благополучно миновали. Зато все свое свободное время, обучаясь в техникуме, я активно посвящала занятиям в драматическом кружке, которым руководила преподаватель технической дисциплины Вера Сергеевна Плавинская. Какие замечательные спектакли мы ставили! И не раз занимали призовые места на областных конкурсах.

Однажды на репетицию в техникуме руководитель пригласила свою подругу- маму известных и очень популярных в ту пору артистов Юрия и Виталия Соломиных. Мы - драмкружковцы, натерпелись страху тогда перед таким ответственным выступлением! К слову, у самой Веры Сергеевны Плавинской сын был актером и снялся в одной из ролей фильма «Строговы», который был показан по телевидению и собрал огромную зрительскую аудиторию. Актер Алексей Плавинский - был тоже зрителем той самой памятной репетиции.

Как лучших самодеятельных артистов драмкружка меня пригласили в труппу народного театра при Доме офицеров, имевшего тогда хорошую репутацию в городе. Но, побывав на репетиции, испугавшись строгости режиссера – старой громкоголосой тетеньки, я так и не стала актрисой.

В техникуме я училась почти отлично: техническая механика, сопромат и высшая математика давались мне легко. Над чертежами на нескольких листах ватмана корпела ночами, вычерчивала очень внимательно и качественно.
Однажды, когда моя курсовая работа была почти закончена, а это -девятиэтажный дом в трех проекциях, где было тщательно прорисовано каждое окно на фасаде, младшая сестра, поругавшись со мной, масляными руками беспощадно нанесла на эти фасады жуткие пятна.
Что потом было! Я схватила кухонный нож и, не помню, сколько времени, гоняла несчастную сестру вокруг стола, на котором лежала уничтоженная курсовая.

Моя подруга Ирина, бывшая старостой группы, а ныне заведующая отделением нашей альма-матер, говорит теперь своим студентам: «Когда-то со мной училась девушка, у нее была лучшая графика на курсе, а теперь она стала артисткой». «Артисткой» - это, конечно, сильно сказано.
В институте культуры, где я позже получила профессию «режиссер массовых праздников» и моей голубой мечтой было создать театрализованное представление на тридцатитысячном стадионе. Но, увы! Голубая мечта так и осталась призрачной….
Разве что, в следующем моем земном воплощении?..

Наша староста группы на отделении «Промышленное и гражданское строительство» - Ирина – была разносторонне одаренной девушкой.
Училась на пятерки, участвовала в самодеятельности, пела под гитару, сама сочиняла стихи и музыку. Став взрослой, родила и воспитала четырех очаровательных девочек, теперь она бабушка шестерых внуков! При этом осталась оптимистичной, доброй и отзывчивой, яркой и творческой натурой!

Еще один яркий эпизод периода учебы в техникуме. Точнее, мы уже не учились, а проходили преддипломную производственную практику на строительстве областной клинической больницы. Это был большой объект с девятиэтажными зданиями, соединенными воедино. Наверное, с высоты птичьего полета это выглядит как гигантская буква Ш. Наша группа практикантов, в основном, девчонок, работала на одном из блоков в бригаде каменщиков. В обязанности практикантов входило подносить кирпичи рабочим, кладущим стены и перегородки. Мы, худенькие семнадцатилетние девушки, грузили на себя по пять кирпичей, и прогибаясь от тяжести, тащили…Одна студентка была беременна, хоть и скрывала это от нас, но всё стало явным, когда у неё случился выкидыш от поднятия тяжестей…

А потом нас перевели на другой блок, где нужно было заливать бетонные полы. Привезут самосвал готового бетона, вываливают в кучу, и в течение получаса эту кучу нужно было растащить совковыми лопатами по площадке, выровнять рейкой, которую тянули двое, прикладывая немалые физические усилия.
Наши пацаны из группы вечно были где-то заняты, а мы, «девчушки – пичужки» оставались одни с этой бетонной кучей, которая вот-вот застынет, и, черпая огромной совковой лопатой бетон, таскали эту неимоверную тяжесть.
До сих пор в глазах стоит картинка: моя подружка Дина, малюсенькая такая, как подросток, зачерпнула лопатой бетон, а поднять не может – силы закончились! Потом, кое-как вытянула лопату, идет, шатаясь; донесла до места- плюхнула лопату – выдохнула с облегчением и смехом!
Смеялись,- не плакать же!

Хотя, один раз, случай был – хоть плачь! Был у нас на стройке прораб, противный такой, вечно орал на практикантов. Мы все его очень боялись.
Работая на стройке, я подружилась с Наташкой- крановщицей.
Однажды, в обеденный перерыв, она кричит мне из будки башенного крана: «Хочешь покатаю?»
Конечно же, я согласилась. Кран огромной высоты – выше девятиэтажного дома, Наташки из будки почти не видно – но, я полезла по винтовой лестнице! Вниз смотреть боюсь, голова кружится…
Когда до Наташки остался один пролет, вдруг, снизу слышу истерический голос прораба: «Слезай сейчас же!»
А Наташка сверху: «Лезь, давай!»
Память стерла, что было дальше: что я сделала и как очутилась на земле, но знаю, что за нарушение техники безопасности, меня чуть не отчислили из техникума, хотя была почти отличницей.
Через много лет, будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, встретилась случайно с тем прорабом – и он меня узнал! Мне было как-то неловко…

Прораба боялись до жути, но, тем не менее, умудрялись работать в купальниках, когда нас в конце апреля перевели работать на кровлю какого-то подсобного помещения. Загорали на крыше, пока не видел прораб! Нужно было подъемником поднимать керамзит на кровлю, и рассыпать его толстым слоем, подгоняя под уровень. Так наши «догадливые» мальчики, чтобы меньше класть керамзита, вниз складывали какие-то плоские деревянные ящики, засыпали сверху керамзитом. Обман все-таки раскрылся, а что за это было всем нам, как-то забылось…

Говорят, что дружба, возникшая в детстве, юности, с годами только крепнет. Но, как часто это бывает, люди разъезжаются по городам и весям, и о дружбе остаются воспоминания, и только…
Мне же повезло в жизни! Подружки мои с техникума, хоть и живут от меня далеко, подружками и остались до сих времен.
Даже, наверное, больше, чем подружки – родные души, родственницы!

С одной из них, Людой, ещё в школе учились, в параллельных классах. Но, тогда ещё, не дружили. Просто знакомые и – всё!
А в техникуме оказались в одной группе, вместе жили в «общаге», вместе ездили домой на электричке.
Люда – человек целеустремленный, самодостаточный, за всё, что не бралась – всё всегда делает отлично, на совесть. Вот и в техникуме была круглой отличницей, закончила с красным дипломом.
Не то что я, мне всегда чуть-чуть, чего-то, да не хватает. До диплома с отличием не хватило одиннадцать сотых балла! Убеждали пересдать один предмет, но я же – упертая, не согласилась!

Еще одна подружка – Дина. Как была маленькой, худенькой в молодости, такой же стройной и юной осталась, хоть сейчас ей уже за пятьдесят.
Мы подружились с ней на практике, но, учились в разных группах. Сейчас и не припомню, какой у нас был общий интерес, что нас объединило – мы ведь такие разные! Но, разве дело в этом?
Дина – с юности мастерица, рукодельница, отличная швея. На мой юбилей подарила шикарное платье, которое сшила без примерки, только спросив по телефону мои основные параметры в сантиметрах. Удивлению и восхищению моему не было предела, когда она, придя на праздник, вынула из крохотного подарочного пакетика платье и сказала: «Пойдем, переоденемся!». Весь вечер я «блистала» в прямом и переносном смысле, получила массу комплиментов и огромный заряд энергии на долгое время.

Пока учились в техникуме - дружили крепко, я часто бывала у нее в гостях, она, иногда приезжала ко мне.
Однажды устроили с ней «фотосессию» у нас в палисаднике. У меня был фотоаппарат «Смена», сама фотографировала, проявляла пленку и печатала, но какие замечательные черно- белые снимки получались! Храню до сих пор!
Фото возле цветущей черемухи, на траве, на белом фоне оштукатуренного гаража…
Делали фото в «фате»: капроновую накидку с подушек (тогда это было принято во многих домах – накрывать подушки) - завязывали, подворачивали. Приспосабливали на голову – ну, чем не фата? В руках – хрустальный бокал с водой, томный взгляд и поворот головы…

А еще помню, когда я вышла замуж, приехала к Дине в гости со своим мужем. Он – красавец, с черными длинными ресницами вокруг темно-зеленых миндалевидных глаз, с роскошными густыми, вьющимися волосами, отпущенными по моде тех лет.
Дина говорит: «Давайте посмотрим, сколько спичек на ресницах удержится?» Стала укладывать – поместилось пять штук! Потом она взяла расческу, и стала причёсывать ему волосы. Странное дело – я ничуть не ревновала!

Всё это было…было…
Осталось лишь вспоминать…

К сожалению, далеко не все хотят вспоминать свое детство. Часто оно наполнено страхами, травмами, ощущением ненужности, нехватки любви, заботы и внимания.

Ну кто же по доброй воле согласится ворошить то, что так старательно прятал многие годы и к чему точно не хочется возвращаться?

Этот вопрос встает перед теми, кто стремится научиться вспоминать свои прошлые жизни, поскольку, прежде чем перейти непосредственно к ним, нужно закончить базовый курс Института Реинкарнационики, где как раз-таки целый месяц студенты работают с воспоминаниями раннего детства.

И часто возникает сопротивление:

“У меня нет радостных воспоминаний в детстве, мне нечего там смотреть!”
“В моем детстве слишком много боли и слез, зачем я буду туда окунаться? Я не хочу снова испытать это!”
“Я не помню своего детства раньше 5 лет. Вот не помню и все тут!”

И тут самое важное — решить для себя: готовы ли вы что-то изменить в себе и своей жизни или так и будете по-прежнему прятать голову в песок и отказываться от тех сокровищ, которыми обладаете, помимо травм, обид и претензий?

А сокровища, они есть у всех! Поверьте огромному опыту преподавателей Института Реинкарнационики, через которых прошли уже сотни студентов и клиентов, боящихся и сопротивляющихся.

И только доверительная и доброжелательная обстановка в пространстве “школы волшебников”, как мы ласково называем наш Институт, позволяет рано или поздно открыться и вспомнить, сколько прекрасных моментов было в вашем детстве, даже если изначально оно казалось вам семью кругами ада.

Я хочу совсем немножко приоткрыть завесу и показать, что же можно найти даже в самом безрадостном детстве.

Любимая игрушка

Наверняка у каждой из вас была самая любимая игрушка! Это могла быть красивая кукла, говорящая “Мама!” и томно хлопающая синими глазами. Или мягкий плюшевый медведь, с которым было уютно и не страшно засыпать, обнявшись и уткнувшись носиком в его мохнатую щеку.

А может, это сшитая из лоскутков и старых ниток куколка, невзрачная и потрепанная, или выструганная чьими-то руками грубая деревянная фигурка, но милее которой не было ничего на свете!!!

Это могла быть даже совсем не детская игрушка, а обычный предмет: ложка, крышка от кастрюльки, крючочек или бусинка. Но вы до сих помните, как сжимали ее в ладошке и что ощущали при этом!

Вовсе не важно, какой была эта игрушка. Важно то, чем она была для вас-малышки и что вы чувствовали снова и снова, беря ее на руки, баюкая и разговаривая с ней, доверяя все свои радости и горести .

Пушистый друг

Вы были абсолютным счастливчиком, если в вашем детстве был настоящий друг — домашнее животное, с которым вы играли вместе, гуляли или просто ухаживали за ним, наблюдали.

Кто же это был? Верный и преданный пес? Смешной озорной котенок, о проделках которого можно вспоминать бесконечно? Или раненый голубь, которого вы притащили с улицы, спасая птичью жизнь несмотря на протесты и непонимание взрослых? А может милый хомячок, так смешно набивающий свои щеки?

У нас на балконе голуби свили гнездо. Бабушка ужасно ругалась и настаивала на том, чтобы выкинуть нечистоплотных птиц. Как же яростно я защищала страшненьких синих существ без перьев с огромными кривыми клювами!

И как же сладко было ощущение победы и спасенных жизней, когда моя настойчивость пересилила бабушкину строгость!

А еще я обожала лошадей с детства. И у меня был свой конь! Я скакала на нем по полям во весь опор. Он красиво и грациозно цокал копытами. Наши дни были полны путешествий и приключений в окрестностях поселка, где я росла.

И ничего, что мой скакун был воображаемым. Для меня он был самым настоящим!

Душевные встречи

Также согревающим душу свойством обладают воспоминания о людях, которые дарили нам ласку, заботу, внимание .

Может быть, кто-то из семьи был особенно близок вам, с кем ощущалась сильная родственная связь, кто всегда поймет, приласкает и приголубит, угостит чем-то вкусным или просто нежно улыбнется, заговорщически подмигивая.

Может, это доктор в поликлинике, которая могла успокоить и побороть ваш страх? Или дворник дядя Вася, с которым у вас был особый приветственный ритуал! Или бабушка на лавочке, у которой всегда найдется конфетка и ласковое слово?

И вовсе не важно, виделись ли вы часто или это была одна единственная встреча, тепло которой при воспоминании согревает и сейчас ваше детское сердечко.

Потаенные места

Кто-то из вас может найти в сокровищнице детских воспоминаний особенные места. Такие, в которых вы чувствовали себя необычно, которые казались волшебными и удивительными, пусть даже только для вас.

Что же это? Дача, где отдыхали летом с семьей или бабушкин двор? Огромный магазин детских товаров, полный игрушек и всего, о чем только можно мечтать?

А может, библиотека с ее тишиной и запахом книг, в которых таилось столько интересного и неизведанного?

Или небольшая пещера на берегу моря, куда вы могли протиснуться с трудом, но в которой чувствовали себя Робинзоном? Что еще: ручеек, тихий уголок во дворе, домик на дереве или старый чердак?

Позвольте себе вновь попутешествовать по своим детским местам !

Исполнение мечты

Можно также поискать моменты, когда сбылась ваша самая заветная мечта! Что-то, чего вы желали страстно, возможно долго. И вот тот самый момент, когда вы наконец обрели то, что хотели!

Что же это было? Щенок или котенок? Поездка в парк на аттракционы? А может, сестренка или братишка? Первая встреча с диковинным животным в зоопарке? Первое знакомство с морем?

Невероятное ощущение, когда вспоминаешь такой момент и чувствуешь, что Вселенная слышит тебя, она исполняет твои желания.
Все возможно и все реально!

В это состояние можно нырять почаще, чтобы наполниться его ресурсом и исполнять легко свои мечты в нынешнем возрасте.

Просто попробуйте!

Сундук сокровищ

Это далеко не все сокровища, которые можно найти в детстве каждого из вас! Я напомнила лишь о некоторых моментах. И в следующей статье мы продолжим наше путешествие по закоулкам детства.

А теперь представьте, что ваше детство — это старый темный сундук, в котором есть всякое: и страшное, и болезненное, а также смешное и радостное.

И когда вы вспоминаете очередной приятный, счастливый или радостный момент, вы зажигаете светлячка в своих ладошках. Каждый раз кладите нового светлячка в свой старый сундук.

Таким образом, постепенно он будет наполняться светом все больше и больше. А там, где много света, уже нет места тьме. Вот так и происходит исцеление детства .

Вы можете попробовать прямо сейчас!

  • Создайте намерение в течение недели каждый день вспоминать как минимум один радостный момент или значимую для вас деталь из детства.
  • Посмакуйте это воспоминание, напитайтесь им и кладите своего “светляка” в сундук!

А в конце недели оглянитесь назад и сравните, изменилось ли ваше отношение к детству? Вспомните, что происходило с вами в течение этой недели? Вы удивитесь, как изменится многое вокруг вас. Но главное — насколько светлее станет внутри!

Предлагаю делиться вашими “светлячками” в комментариях и таким образом помогать друг другу вытаскивать все новые и новые воспоминания и наполняться светом и любовью!