Растим лидера: разный подход по воспитанию качеств у мальчика и девочки. Как воспитать ребенка лидером: мой личный опыт

Инструкция

С самых первых дней жизни ребенка прислушивайтесь к нему. Научитесь понимать, что значат его просьбы, не игнорируйте его плач, отвечайте на его улыбку и лепет. Малышу должен знать, что он пришел в доброжелательный мир, где его любят и с его мнением считаются. Проявляйте свою любовь несмотря ни на что, даже если вы устали или огорчены его поведением. Это будет основой его в себе.

Не сравнивайте ребенка с другими и не критикуйте. Вы можете осуждать его поступки, но не критикуйте его самого. К примеру, если он что-то нечаянно разбил или сломал, вместо того, чтобы наказать его, постарайтесь вместе исправить поломку. Привычка сразу исправить свою ошибку поможет в будущей жизни гораздо больше, нежели готовность к самоуничижению.

Казалось бы, чем больше ребенку позволяют - тем больше он верит в себя. Но привыкнув все, что хочется, не признавая ограничений в принципе, ребенок не сумеет адекватно вести себя во взрослом мире. Установите для него рамки, но пусть ограничений сразу будет не много. Вводите в ваш договор с малышом новые «нельзя» постепенно. Начните с самого наболевшего, например: «Игрушки у других больше не отнимаем, не бьем».

Позволяйте ребенку помогать вам: сложить белье в стирку, снять высохшие вещи и т.п. Похвалите его, даже если он сделает что-то неловко. Малыш будет чувствовать, что его помощь ценят, и с удовольствием захочет помогать вам еще.

Не смейтесь над ребенком. Особенно на людях. Нет ничего более унизительного. Особенно если это смех родных людей, которым он . Не рассказывайте при малыше о его промахах, о том, как он перепутал правый ботинок с левым. Это может заставить ребенка забыть про попытки одеваться самостоятельно. Он будет бояться снова ошибиться и выглядеть смешно.

Приучайте его к свободе выбора, не решайте все . Пусть иногда малыш сам выбирает, какую шапку ему надеть, что съесть на , с кем и во что играть. Тогда он научится принимать решения и действовать сам.

Ободряйте его, если у него что-то не получается. Постарайтесь вселить в него уверенность, что он все сможет. В трудной ситуации ваши слова вспомнятся и помогут ему.

В общении с ребенком старайтесь поменьше употреблять фразы, подобные этим: «Не бегай, упадешь! Не трогай, сломаешь!». Позвольте ему приобретать собственный опыт.

Не требуйте от ребенка невозможного, не торопите его. Если он декламировать стихи на детсадовском празднике, не настаивайте. Ведь если, разволновавшись, он забудет слова – это может надолго отбить у него желание к публичным выступлениям. Пусть он сначала выступит в кругу семьи, а уже потом, обретя уверенность в своих силах, выйдет на «большую сцену».

Хвалите его. В общении с будущими личностями, уверенными в себе, нужен специальный язык. Запомните: не «непонятные каракули» - а «инопланетное животное». Подчеркивайте, что то, что он делает, - хорошо. Когда малыш закончит рисовать, предложите повесить рисунок на стенку в его комнате. А в конце дайте совет на будущее: «Тебе не кажется, что лучше красками проводить линии, а не размазывать их по всему листу?»

Формируйте позитивный образ родителей. Никогда не говорите: «Ты «такой-сякой», весь в отца!» или в маму. Если родители будут хвалить друг друга, мама говорить: «Ты умный, прямо как твой папа!», а отец заметит: «Ты трудолюбивый, весь в маму!» - малыш обязательно поймет, что у таких замечательных родителей может быть только замечательный ребенок.

Любящие родители - не единственные люди, с чьим мнением придется столкнуться ребенку. Поэтому оценивайте его успехи адекватно и максимально объективно. Пусть он реально осознает свои силы, знает, что у него получается, что нет. Учите его не сдаваться и повторять попытки. Не играйте «обожающих родителей», чтобы ваш ребенок не зависел от чужого мнения. Вера в себя - это еще и умение развиваться самостоятельно, не ища одобрения окружающих.

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, воспитанным, вежливым и достиг в жизни многого. Многие просто недоумевают, когда их ребенок становится не таким, как они хотели.Ничего удивительного в этом нет. Родитель должен понимать, что будущее ребенка, конечно же, зависит от многих факторов, но основоположник его характера, манеры поведения, стремлений и увлечений – это все-таки родитель.

Давайте сегодня разберемся с тем, как воспитать ребенка лидером , что для этого необходимо делать и чему учить?

Признаки ребенка-лидера

Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.

На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.

Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать неправильным.

Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым. Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:

  • Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
  • Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
  • Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.

  • Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
  • Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
  • Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
  • Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
  • Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.

Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить. Поэтому родители должны самостоятельно прививать и развивать в ребенке лидерские качества.

Здесь сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.

Ребенок-лидер в детском саду

Многие мамы и папы не придают особого значения поведению ребенка в раннем возрасте, считая, что ребенок должен сформироваться сам. Такое безразличие родителей в конечном итоге может привести к раннему формированию у детей не тех черт характера, которые бы хотели в них видеть родители. Поэтому без корректировки старших, чаще всего, нормальное формирование личности, а тем более, лидерских качеств, просто невозможно.

Детский сад – это первая «инстанция», где ребенок может проявить себя в обществе, и родители должны уделить этому особое внимание.

Важно интересоваться у воспитателей, как ребенок ведет себя в обществе с другими детьми, какие особенности в них заметили взрослые. Не стоит упускать эти детали, потому как ребенок дома может быть одним, а в садике совершенно другим.

Если не контролировать развитие личности ребенка, то лидерские качества, которые были явными в детском саду, со временем могут превратиться в тиранство. Необходимо понимать, что многие взрослые, почувствовав власть, не могут совладать с собой, что тогда можно говорить о детях 3-5 лет.

Если в детском саду работают квалифицированные воспитатели, они без проблем смогут выявить лидера и помочь ему нести это «бремя» правильно. Несмотря на то, что в садике с детьми занимаются и развивают, родители не должны отстраняться от воспитания детей, потому как только они смогут воспитать в ребенке характер лидера и научить быть им.

Дети-лидеры в классе

Лидерство – это то, за что соревнуются все и во всем мире. Быть первым хочет каждый, и неважно, взрослый ты или ребенок. Существуют личности, отрицающие все и вся, безразличные ко всему, но даже они в душе хотели бы оказаться на месте лидера.

Школа — это то место, где уже явно проявляются лидерские качества. Несмотря на то, что учителя в учебных заведениях должны быть психологами и разбираться в людях, случается так, что даже они ошибочно выбирают лидера (причин такого поведения может быть много, включая личную симпатию).

Родители не должны думать, что если их ребенка назначили командиром класса, он будет по жизни лидером. Очень часто командирами назначают одних, а «управляют» одноклассниками – другие дети, так называемые негласные лидеры класса.

Если у ребенка есть выраженные организаторские способности, он может стать лидером.

Такие личности не боятся ответственности, волевая сфера у таких детей достаточно развита уже в школьном возрасте. Ребенка-лидера не всегда все любят, но, несмотря на это, к нему прислушиваются, его уважают и в какой-то степени даже боятся.

В любом обществе, в том числе и школьном классе, люди разбиваются на несколько групп, в каждой из которых есть свой лидер. Несмотря на это, есть всеобщий лидер, который является основным в классе. Такой ребенок может повлиять на мнение большинства, не прилагая для этого особых усилий.

Ребенок-лидер должен получать поддержку не только от одноклассников, но и от родителей, учителей. Такое подтверждение признания со стороны старших, стимулирует ребенка к стремлению развиваться дальше.

Несмотря на массу позитивных и положительных моментов, в лидерстве ребенка есть и негативные стороны, последствия.

  • Необходимо понимать, что лидер в классе постоянно находится в неком психологическом напряжении. Он боится оступиться, потому как даже малейшая ошибка или оплошность может пошатнуть его статус.
  • Родители должны понимать, что ребенку-лидеру приходится нелегко, и поддержка с их стороны – залог успеха и спокойствия школьника.
  • Родители также должны объяснить, что не нужно зависеть от мнения всех и каждого, главное, чтобы его родные и близкие друзья поддерживали его, и что только к их мнению он должен прислушиваться.

Если с вашим ребенком хотят дружить и девочки и мальчики в школе, это очень хорошо, ведь именно такие личности обладают коммуникабельными способностями. Такие дети не стремятся никого обидеть, но и себя в обиду никогда не дадут, они могут постоять за себя и за тех, кто слабее их. Именно таким поведением лидеры завоевывают свой авторитет и располагают к себе окружающих.

Когда ребенка любят все вокруг, он чувствует себя комфортно. Легко идет на контакт и ходит с удовольствием в школу.

Но здесь тоже есть свои нюансы – привыкая к всеобщей любви, лидер боится разочаровать окружающих и забывает про то, что нужно именно ему и что для него важно.

Родители должны объяснить ребенку, что нельзя быть хорошим для всех.

Ребенок-лидер в семье

Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.

Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».

Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:

  • самостоятельное распоряжение всеми игрушками
  • командный голос за столом, на улице
  • самостоятельная организация новых игр
  • привлечение в свое общение и игры других детей

Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.

Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

  • Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
  • Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
  • Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Игры для детей на выявление лидера

Каждый ребенок любит играть, именно поэтому общение родителей с ним должно быть в игровой форме, тогда ребенок будет лучше воспринимать всю преподнесенную ему информацию и советы. Давайте поговорим о том, какие существуют игры для выявления лидерских качеств в ребенке.

  1. Первая, самая банальная игра, которая проводится в детских лагерях, садах и школах – ведущий, вожатый или учитель просит, не совещаясь, подняться определенное количество детей. Стоит отметить, что лидеры будут вставать всегда, независимо от того, какое количество человек будет названо.
  2. Второй конкурс-игра – попросить детей создать какую-нибудь геометрическую фигуру, держась за руки. Лидер сразу же начнет руководить процессом и расставлять всех по местам.
  3. Игра «Построй дом». Взрослый предлагает детям построить из подручных материалов дом, и дает на этот процесс определенное количество времени. Ребенок-лидер не бросается сразу строить дом, а размышляет над тем, кто и что будет делать, чтобы работа была слаженной и чтобы группа вложилась в указанное время.

Таких игр можно придумать очень много, тематика их может быть самой разнообразной. В принципе, какой бы игра не была – лидера видно в ней невооруженным взглядом, он пытается руководить, сплотить окружающих, привлекать всех к процессу.

Для того чтобы воспитать ребенка лидером, не обязательно быть тираном и следить за каждым его шагом. Главное — общаться со своим ребенком, изучать его, стать ему другом и наставником и тогда в вашей семье будет расти лидер, который в будущем добьется многого и поблагодарит вас за поддержку и понимание.

Видео: Как вырастить лидера из ребенка?

Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание

Воспитание ребенка-лидера требует от родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у малыша и как действовать родителям, учитывая его психологические особенности?

Иногда можно увидеть, как один ребенок умудряется вовлечь в игру всех остальных. «Ну, руководитель растет», «Он у вас точно президентом станет» – такие фразы часто слышат родители ребенка-лидера.

Лидерство или неуправляемость?

В общем-то, в современном обществе лидерство – черта одобряемая, востребованная. Лидерство – это практически синоним успешности. «Воспитываем лидеров» – такой лозунг часто можно услышать в «продвинутых» детских садах, школах, различных молодежных организациях. Но даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, – прежде всего еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать, помочь ему найти пути развития положительных качеств и учить использованию их во благо самого себя и окружающих.

  1. Одна из распространенных ловушек в том, что родители детей-лидеров иногда ощущают себя в чем-то слабее собственного ребенка и осознанно, либо отказываются от воспитательной функции по отношению к нему. Между тем каждый ребенок нуждается в авторитетах, образцах для подражания.
  2. Приказной тон, причем не только среди сверстников, но и в кругу семьи, своеволие, упрямство, агрессия в ответ на любые ограничения – подобное поведение часто путают с лидерством и называют проявлениями сильного характера. И тогда родители, хоть и страдают от такого поведения ребенка, но в глубине души гордятся силой характера, раскованностью и энергией своего отпрыска.
  3. Если ребенку удается таким способом достигать желаемого, да еще он видит негласное одобрение, способ закрепляется.

Основная проблема в том, что в отличие от лидерства истинного, такое псевдолидерство на деле означает полную несамостоятельность ребенка. Зачем уметь что-то делать самому, если все сделают за тебя?!

Умение ладить с людьми – одно из необходимых лидеру качеств

Как узнать настоящие лидерские задатки?

  1. Лидер действует не истериками и приказами. Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
  2. Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в детском саду предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не личностная черта малыша.
  3. Ребенок-лидер имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты, причем это может проявиться уже начиная с 3–4 лет.
  4. Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, чем-то занять себя.
  5. Как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано. Ребенок-лидер способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для другого малыша.
  6. В детском коллективе ребенок-лидер частенько берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
    «У нас в садике все ребята ссорятся, кому вставать первым, когда мы идем на физкультуру, толкают друг друга, ругаются!» – рассказывает маме четырехлетний малыш. «А ты тоже ссоришься и ругаешься?» – интересуется мама. «Нет, я говорю им, кто должен стоять первым и почему!» – отвечает ребенок. «И они тебя слушаются?» – удивляется мама. «Конечно, я же правильно все им говорю» – отвечает ребенок-лидер.

Как действовать родителям?

  1. Прежде всего, важна последовательность. Если вы говорите ребенку: «Не смей мне приказывать», а через час при нем хвастаетесь своей подруге, что у сына «сильный характер», будьте уверены, он в следующий раз проявит свой «характер» еще ярче.
  2. Вы сами должны осознавать грань и объяснить ее ребенку. Уметь добиваться своего – хорошо, но нужно уметь выбирать для этого методы, не ущемляющие и не обижающие других. Настоящий лидер – тот, кто достигает вершин не за счет других, а вместе с ними. Важно развивать у ребенка-лидера ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.
  3. Родителям ребенка с лидерскими наклонностями очень важно помочь своему чаду найти дело, в котором он будет самовыражаться. Для кого-то таким делом становится спорт, для другого школьное научное общество, для третьего – организация выпуска школьной газеты и т. д. Лидерские наклонности, которые не могут реализоваться, часто гложут ребенка изнутри, превращаясь в зависть, тщеславие, ревность к успехам других.
  4. Дети-лидеры часто очень чувствительны к оценкам их деятельности, болезненно воспринимают критику, ошибки и неудачи. Очень важно с малых лет учить ребенка воспринимать критику как стимул к развитию, ошибки – как уроки, а неудачи – как неизбежное побочное явление на пути к цели.
  5. Как ни старомодно это прозвучит, но родителям ребенка-лидера нужно уделять особое внимание воспитанию ценностных ориентиров и представлений о морали и нравственности у ребенка. У вас растет личность, способная повести за собой других, и очень важно, куда именно.

Детские психологи вывели замечательную формулу: говорите своему малышу не более трех «нельзя» в день, и на каждое из них по три «можно».

  1. Присматривайтесь к тому, кого выбирает ребенок в качестве своих кумиров, «злодеев» или «благородных героев», дело в том, что в «злодействе» лидерство обычно более наглядно и очевидно. Так, например, во времена популярности сериала «Бригада» я, работая в школе, наблюдала, как во многих классах – от 3-го до 11-го – мальчишки-лидеры стали подражать главному герою этого фильма, преступнику, копируя его язык, перенимая ценности. Очень уж ярким и притягательным был образ человека, вокруг которого крутятся другие, подчиняются ему.

А вот что рассказывает мама третьеклассника об особенностях воспитания своего ребенка-лидера.

«Мой сын всегда проявлял склонность к лидерству, еще с детского сада. В классе он староста, ребята прислушиваются к нему. И вот недавно произошел такой эпизод. К ним в класс пришел мальчик из другой школы, и вот по причине того, что он новенький и каких-то еще внешних недостатков, его, как это часто бывает, начали в классе «гнобить». Часть ребят начала насмехаться над ним, устраивать злые шутки. Мой сын, рассказывая об этом, очень переживал. Сказал, что мальчика ему жалко, но он боится, что если не будет участвовать в общей затее, то потеряет свой авторитет. Довольно долго мы обсуждали, что это как раз тот случай, когда он может применить свой авторитет в классе ради благого дела. Это, конечно, сложнее, но так он будет больше уважать себя. Беседы мы вели несколько вечеров подряд. Нужно сказать, что ситуация кончилась хорошо. Как только сын выразил свою позицию в классе, к нему сразу присоединилось много ребят, которые сами сделать это боялись. Те аргументы, что мы подобрали вместе с ним, помогли, он взял новичка под опеку. Мне кажется, он горд собой».

Лидерство – это ответственность, важно, чтобы ребенок понимал это.

Ребенок-лидер дома

Как же общаться с маленьким лидером дома?

Он на все вокруг имеет свой собственный взгляд, стремится помочь или посоветовать. Понятно, что нельзя ограничить ребенка вашими желаниями и потребностями, ему необходимо пространство для мыслей, решений и поступков. Но с другой стороны, родитель всегда остается родителем, а это, по существу, роль лидерская. То есть возникает противоречие…

  1. Ребенок в любом случае должен признавать авторитет родителя
    Лучше всего прийти к следующему компромиссу. Стоит обсуждать непростые ситуации с ребенком на равных, давать ему возможность проявить себя и аргументировать свою позицию. Окончательное же решение в сложных ситуациях должно оставаться за родителем. Например, ребенок настаивает на том, чтобы поздно вечером посмотреть по телевизору кино вместе с вами. Пусть он объяснит, что его заинтересовало – сам фильм или возможность побыть подольше с родителями. Так вы сможете предложить альтернативные варианты («Мы завтра найдем этот фильм в Интернете и посмотрим его в дневное время»). А после твердо скажите, что сейчас он идет спать, поскольку должен соблюдать режим. Можно объяснить ребенку, болезненно воспринимающему, что вы решаете за него: «Когда ты будешь взрослым, ты тоже будешь нести ответственность за свою семью».
  2. Постарайтесь так распределить дела и обязанности , чтобы у ребенка была сфера, за которую он полностью отвечает и принимает решения.
    Например, обязанностью дошкольника может стать вытирание пыли в квартире. Важно дать ему возможность самому составить график такой уборки, выбрать себе «орудие труда». Вы же будете лишь изредка проверять качество работы, но не вмешиваться в сам процесс. С возрастом зону ответственности нужно расширять. Кстати, это наглядно покажет важное правило – чем больше ты умеешь, тем больше ты сможешь сам решать. Ведь часто у ребенка-лидера есть амбиции, не основанные на реальном уровне возможностей.

Например, первоклассник может требовать не контролировать выполнение домашних заданий, а сам потратит много времени на игры и просмотр телевизора и не успеет, как следует позаниматься. Тогда вы можете сказать: «Я не буду вмешиваться в сами твои задания, пока ты не попросишь, но твой день мы пока будем планировать вместе, ты еще недостаточно хорошо чувствуешь время и умеешь его организовать».

  1. Не соревнуйтесь с ребенком.
    Иногда родители, если они сами лидеры по натуре, неосознанно начинают устраивать домашнее соревнование «Кто главный?» Очень важно избегать такой ситуации. Чему нужно учить ребенка-лидера, так это сотрудничеству, а конкуренции он научится и сам. «Мы идем в кино!» – говорит папа. «Нет, пойдем на каток!», – настаивает ребенок. И такие споры каждый день, цель их часто лишь в том, чтобы увидеть, кто же кого переспорит. «Давай вместе!» – чаще говорите ребенку-лидеру. Пусть он услышит ваше мнение, а вы услышьте его и примите решение сообща.
  2. Помогайте выстраивать отношения братьям/сестрам.
    В семьях с несколькими детьми соревнования» между ними – тоже не редкость. Важно найти для каждого из детей свою «нишу», где он проявит себя и станет первым. Один ребенок может быть очевидным лидером в точных науках, а другой в творческих занятиях. Объясняйте детям, что настоящий лидер всегда стремится помочь другому человеку в том, в чем он наиболее успешен.

Запереть ребенка-лидера в рамках ваших собственных желаний и потребностей – смерти подобно. Ему необходимо поле деятельности. С другой стороны, вы всегда остаетесь родителем, это особая роль, и здесь тоже нельзя упускать своего лидерства. Ребенок в любом случае должен ценить ваш авторитет и слушаться вас, несмотря на то, что порой у него существует свой собственный взгляд на вещи.
Ищите компромисс . Просто сядьте и, набравшись терпения, обсудите проблему с ребенком как взрослый с взрослым. Он должен почувствовать не просто доверие и теплоту, но еще и уважение. Желаю Вам УСПЕХОВ и ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, ЛЮБИТЕ друг друга!


Как воспитать лидера в ребенке? Современные родители мечтают видеть своих малышей в будущем успешными и самодостаточными. Мысль о том, что их ребенок будет у кого-то “на побегушках” приводит в ужас близких. Быть лидером не только дома, но и в кругу друзей, в школе, в глазах взрослых сможет не каждый. Не стоит путать лидерство с диктаторством. Как же воспитать лидера в ребенке не “перегибая палку”? Какие ошибки лучше не допускать при выявлении лидерских качеств? Для лучшего понимания, есть ли задатки у ребенка вы можете пройти .

Лидером рождаются или становятся?

Всего лишь 40% лидерских качеств заложено в младенца с рождения, остальные 60% зависит от родительского воспитания. Будет ли Ваш сын или дочь лидером зависит от воспитания и примера близких. Родители являются эталоном для подражания. Если родители не имеют в жизни достижений, то и ребенок не будет стремиться быть лидером. Конечно же, бывает так что маленький вождь назло всем показывает свои сильные стороны и добивается успехов. Так вырастают безжалостные лидеры с холодным сердцем. Им чужды чувства сострадания и милосердия.
В семье, где хотя бы один родитель достиг немалых успехов, воспитать лидерские качества у ребенка гораздо легче. На собственном примере взрослые показывают форму общения, нормы поведения, уважение и сострадание к окружающим.

Стоит также сделать акцент на том, что говорят детям родители. В порыве гнева взрослые могут уронить обидное слово, не придав значения. Однако, для маленького человечка каждое слово играет большую роль в формировании личности. Если мама или папа часто говорит: “Какой ты глупый…”, “Не делай так, делай как я сказал(а)” и прочее, такие высказывания приводят к понижению самооценки. Ребенок старается совсем не показываться, становится стеснительным, пассивным.

Чаще хвалите малыша, подбадривайте. Искренняя вера в положительный результат даст больше уверенности.

Нужно ли воспитывать лидера?

Все дети разные и не каждый может быть . Не стоит стараться сделать из ребенка лидера, если он комфортно чувствует себя в одиночестве или с лучшим другом. Проанализируйте поведение чада и если выявите такие качества, то скорее всего в вашей семье подрастает, как минимум, руководитель:

  • в окружении сверстников является “моторчиком”, друзья слушают его и хотят быть рядом;
  • любит, чтобы окружающие сосредоточились только на нем;
  • доказывает своё мнение, спорит;
  • легко общается с людьми разных возрастов;
  • знает свои изъяны и легко переживает шутки в его сторону и прочее.

Если Вы не увидели такие качества в своем малыше — не расстраивайтесь. Задача родителей — вырастить счастливого, полноценного, самодостаточного человека. Не обязательно за собой вести толпу.

Человек может добиться успеха с поддержкой близких друзей и родных. Оказывая моральную опору детям, Вы воспитываете уверенность в себе.
Уверенность нужно подпитывать каждый день, и для мальчиков это наиболее важно. Чтобы мужчина вырос самоуверенным, целеустремленным, успешным, в то же время, милосердным и сочувствующим, в детстве он должен быть окружен поддержкой и правильным воспитанием. Мальчикам с раннего возраста необходимо усвоить некоторые нужные привычки, для воспитания лидерских качеств:

  • сдерживать обещания;
  • выполнять больше, чем поставлена задача;
  • доводить работу до завершения;
  • уважать окружающих;
  • следить за своим внешним видом и здоровьем;
  • ставить новые цели и достигать их.

Как же вырастить лидера?

В первую очередь присмотритесь к малышу, он сам покажет и расскажет есть ли у него задатки лидера. Только это никак не влияет на отношение к ребенку. Если лидерские качества “на лицо”, в руках родителей возможность развивать их, соблюдая баланс и критикуя конструктивно. Именно правильное отношение к критике — залог успеха. Крошка научится воспринимать критику без обид и стыда, если в детстве родители правильно обсуждали неудачи. Ведь одну ситуацию можно преподнести двояко. Например, после уборки дочери мама обнаруживает пыльные углы, сказав: ”Плохо убралась. Пока полы не будут блестеть, никуда не пойдешь!”. После таких слов энтузиазм у девочки исчезает, проявлять инициативу она, точно, не будет. Другой вариант: “Доченька, у тебя с каждым разом полы чище и чище, только осталось убрать с углов остатки пыли и пойдем пить чай.” Такой подход разбудит интерес в любом деле, потому что в девочку верит самый близкий человек.
Некоторые родители пытаются воспитать в ребенке лидерские качества путем соревнований. Здесь нужно быть осторожным, не восхвалять победителя, а объяснить, что это плод его труда, что у других людей иные заслуги.
Покажите подрастающему лидеру важность совершенных поступков, а не сказанных слов. Только действия рождают результат. Научите спокойно воспринимать неудачи, выносить уроки. Тот не ошибается, кто ничего не делает! В любой ситуации ищите вместе положительные стороны, к оптимистам тянутся люди, с ними легче общаться и находить общие интересы.

Важно в раннем детстве увидеть интересы малыша и развивать их. В деле, которое приносит удовольствие, человек достигнет больших успехов. А при поддержке близких и вера в успех дадут толчок к развитию самодостаточной личности.

Выполняйте ежедневные действия для развития лидерских качеств:
перед выходом на прогулку позвольте малышу самому выбрать игрушку и нести ее на площадку;

  • предоставьте возможность сыну или дочери вспомнить дорогу в магазин (поликлинику, к бабушке и прочее);
  • предложите крошке первому подойти к незнакомому ребенку на площадке;
  • чаще спрашивайте мнение дошкольника, советуйтесь;
  • будьте тактичными с детскими вопросами, желаниями.

Дети, у которых родители “делают из мухи слона”, вырастают тревожными и неуверенными. За любой неудачей малыша должна следовать еще одна попытка.

Не следует давить, принуждать к следующей попытке, подбодрите: “Повторишь попытку, когда будешь готов”.

Человек рождаясь обладает индивидуальным набором качеств и умений, под влиянием окружающей среды в процессе взросления эти качества развиваются или затухают. Настоящий лидер тот, который умеет ставить цели и достигать их, высказывает мнение опираясь на личные ощущения. Каждый ребенок должен сам выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Кто-то добивается необыкновенного успеха в бизнесе, а кто-то чувствует себя комфортно в домашней обстановке с книжкой в руках. Стоит не опираться на шаблонные требования, прислушайтесь к чувствам малыша и следуйте за ними.
Главная миссия взрослых — воспитать гармоничную, многогранную, счастливую личность. Выявить сильные стороны и направить в нужное русло. Придерживаясь золотой середины, доверяйте ребенку, давайте разумную свободу. Наблюдая, вы сами поймете как ребенка воспитать лидером. Любите своего ребенка чемпионом или оказавшимся в проигрыше, властным или посредственным.