Ребенок меланхолик идет в сад или оставьте меня в покое. Ребенок-меланхолик: как распознать меланхолика в своем ребенке

Темперамент, хоть и ненаследственный элемент, сопровождает человека всю его жизнь, с момента рождения. Характер, привычки, модель поведения еще можно изменить, а вот изменить темперамент - практически невозможно. Об этом должен помнить каждый из тех, кто носит гордое звание - родитель. Темперамент не стоит ломать, нельзя пытаться исправить его или с ним упорно бороться. Его просто нужно принять, учесть и активно использовать в воспитании и обучении вашего ребенка. Итак, посмотрим, как быть тем, в чьей семье растет меланхолик.

"Хрустальная ваза" - именно с ней можно сравнить это хрупкое и ранимое создание. Такой младенец может быть физически слаб, плаксив, излишне эмоционален. Он с огромным трудом отходит ко сну, но спит на удивление долго. Его пугает любой громкий звук или повышенный голос. В присутствии незнакомых людей кроха замыкается в себе или громко плачет. Развитие меланхолика идет медленнее, чем у других детей. Он пугается предпринимать какие-либо попытки сидеть, ходить или говорить. Ему требуется постоянное присутствие родителей.

Став старше, ранимость такого малыша проявится с удвоенной силой. Он чутко реагирует на все - на людей, ситуации, боится перемены обстановки. У него нет друзей, ведь заводить знакомства он не умеет и совсем к этому не стремится. Другие дети могут избегать столь замкнутого и невеселого малыша. В нем нет огонька, нет жизнелюбия и искры. Он часто плачет, переживает обо всем, обидчив и раним, не умеет воспринимать критику. Такой ребенок мгновенно устает - даже игра для него занятие сложное и обременительное. Обучение меланхоликов - непростой процесс. Педагогам приходится проявлять максимум такта и терпения, чтобы донести до медлительного, неактивного и легко возбудимого малыша материал из школьной программы. Внутренние страхи не дают ребенку возможности хорошо учиться. У него не очень высокий интеллект, низкая скорость реакции, ему сложно сконцентрироваться. Меланхолику явно не хватает уверенности в себе, он не боец, он скорее "хроническая жертва".

Но меланхолик - это еще не приговор! И в этом темпераменте есть свои очевидные плюсы.

- Меланхолики лучшие в мире слушатели, способные понять, принять и посочувствовать.

- Меланхолики, которые "нашли себя", посвятят выбранному делу все свои внутренние резервы (беда, что эти поиски жизненной цели уже отнимают у них массу моральных и физических сил, а потому очень редко заканчиваются успешно).

- Меланхолики - отличные друзья.

Боязнь внешнего мира заставляет меланхоликов погружаться внутрь себя, среди них огромное число писателей, художников и поэтов.

Итак, у вас растет нежный, ранимый, бесконечно трогательный малыш, которого необходимо оберегать от внешнего мира. В воспитании таких детей следует быть предельно осторожным и внимательным, действовать тактично.

1. Постарайтесь оградить своего малыша от всех возможных негативных факторов (по крайней мере, на тот момент, пока кроха слишком мал и полностью беззащитен). Следите, чтобы в вашем помещении был приглушенный звук, избегайте большого скопления людей и незнакомых ребенку ситуации. Тщательно проверяйте, что смотрит и слушает ваш малыш (его могут напугать даже телепередачи и фильмы). Понятно, что вам не удастся полностью изолировать ребенка от внешнего мира, да и делать это попросту нельзя! Главное, чтобы малыш чувствовал себя защищенно и ничто не могло нарушить его внутренний покой.

2. Не требуйте от ребенка слишком многого. Не выставляйте высоких требований к его способностям, обучению и общему развитию. Будет хуже для вас, если вы попытаетесь на него надавить. Такой ребенок может чего-то достичь только, если будет чувствовать себя уверенно и защищенно.

3. Общение с меланхоликом нужно построить на взаимном доверии и уважении. Формулируйте фразы, обращенные к нему, так, словно это просьбы - "ты не мог бы...", "сделай, пожалуйста..." На ребенка может подействовать только ваша доброта и понимание! Приказы или крик напугают его и спровоцируют приступ истерики.

4. Ребенку необходим коллектив , даже если ваш малыш - меланхолик! Если среди сверстников (детей из группы детского сада или одноклассников) он не может ни с кем найти общий язык, познакомьте его с детишками схожего типа темперамента. Где их найти? Там, где чаще всего обитают личности творческие и одухотворенные - в музыкальных и художественных школах, литературных кружках, в интеллектуальных сообществах. Среди них ваш ребенок непременно найдет родственные души.

5. Любое завершенное дело для вашего малыша - настоящая победа, не забывайте об этом. Хвалите его абсолютно за все - за помощь по дому, за школьные успехи, даже за то, что он не похож на остальных детей! Вы должны постараться взрастить в его душе уверенность и самоуважение. Когда ребенок поймет, что он - Индивидуальность, ему не будет казаться таким пугающим окружающий мир, он сможет найти себе место в нем и отстоять свое право на существование.

  • Ссылки по теме:

Текст Меланхолик. является собственностью проекта Ру. Принадлежит разделу Вы можете высказаться о проблемах описанных в Ребенок меланхолик - особенности типа темперамента меланхолик, как воспитать ребенка меланхолика ,оставив комментарий.

Java

Ребенок-меланхолик обладает «слабым типом» нервной системы, имеется виду, что все мыслительные процессы могут легко включаться, но трудно тормозятся. Обычно, меланхолик не склонен к полноте и имеет астеническое телосложение. Речь у него - не быстрая, со слабовыраженной интонацией, мимика так же не выразительная, а движения не отличаются стремительностью и быстротой. В целом, у ребенка-меланхолика спокойное и неторопливое поведение, но внутренне он чрезвычайно впечатлителен и эмоционален. Он может принимать близко к сердцу все события и хорошо чувствовать состояние окружающих. Кроме этого, ребенок имеет богатую фантазию, восприимчив к искусству и литературе. Трудности обычно могут возникать при необходимости быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Особенности поведения

Ребенок-меланхолик избегает конфликтных ситуаций, так как сильно их боится. К примеру, если его обидит кто-либо из ровесников, то он не даст отпор обидчику. Скорее всего, он просто отойдет в сторону, сильно разнервничается и даже расплачется. Как показывает практика, меланхолики не могут за себя постоять в детстве. Иногда он может повести себя достаточно смело и дат отпор обескураженному обидчику, но только в критический момент, когда чувствует, что его загнали в угол. Стоит отметить, что в таких ситуациях противодействие является более сильным, чем действие обидчика. В большинстве случаев сам меланхолик будет удивлен собственной реакции и даже испытает из-за этого сильный стресс, более того, он будет переживать сильнее, чем «поверженный» противник.

Новое и непривычное

Характерная особенность ребенка-меланхолика в том, что он имеет определенные трудности с приспособлением ко всему новому. Ребенок будет весьма настороженно относиться к любой непривычной ситуации, чужому дому, незнакомому или малознакомому человеку. В любом случае он будет ощущать неловкость и неуверенность. Чувствовать себя уверенно, уютно и спокойно малыш может только в привычной обстановке.

Страхи меланхолика

Меланхолик в силу своей тонкой душевной организации подвержен многим фобиям в более сильной форме, чем другие дети. Он может испытывать страх перед посещением поликлиники, уколом врача, походом в детский сад, употреблением незнакомой еды, ездой на лифте и общением с малознакомыми людьми. В особо сложных случаях такая подверженность страхам, ранимость и впечатлительность по мере взросления ребенка перерастает в болезненную мнительность.

Отношение с другими людьми

Меланхолик в детстве отличается послушанием, пониманием и чуткостью. Он интуитивно разбирается в таких понятиях, как что такое хорошо, а что такое плохо, что значительно облегчает жизнь его родителей. В целом, он вызывает проблем в плане поведения даже в кризисные периоды - в 3 года, 7 лет и 12-13 лет. Можно отметить, что меланхолик в силу своего темперамента сильно привязан к маме и папе, чутко реагирует на перемену в их настроении и поэтому тяжело переносит разлуку с ними. Проблемы могут возникать только из-за его излишней стеснительности, застенчивости и робости, так как ему сложно заводить новые знакомства и адаптироваться в детском саду, школе и даже в институте. Его дружеские привязанности отличаются постоянством и глубиной.

Особенности воспитания

1. Беречь от тяжелых впечатлений и выяснять страхи. С ребенком-меланхоликом необходимо проявлять внимательность и предупреждать его страхи. Строго запрещается пугать его, и желательно контролировать, чтобы никто из окружающих также этого не делал. Не рекомендуется демонстрировать ему страшные фильмы, рассказывать истории с плохим концом и более внимательно относиться к выбору книг для чтения перед сном. В силу того, что меланхолик даже с родителями не может делиться некоторыми своими мыслями и переживаниями, его близким необходимо стараться замечать все изменения в его поведении и аккуратно задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить причину его беспокойства.

2. Сохранять душевное равновесие, оберегая от отрицательных переживаний. Чрезвычайно развитая фантазия делает меланхолика предрасположенным к различным переживаниям и страхам. Ко всему прочему, у него сильно развито самовнушение, поэтому его родителям очень сложно угадать, как чадо может отреагировать в какой-либо ситуации, либо что может стать источником его страхов. Родителям в таком случае рекомендуется поддерживать у ребенка оптимистический настрой и помогать ему сохранять душевное равновесие, когда он сильно взволнован.

3. Помогать бороться со страхами и отрицательными эмоциями. Ребенок-меланхолик имеет привычку «застревать» на своих проблемах и переживаниях, что способствует развитие пессимизма, подавляет творческую энергию в ребенке и мешает учиться в школе. Задача родителей - помочь ему справиться со своими страхами и переживаниями, постепенно прививая ему определенные навыки:

Учить ребенка прощать других людей, объясняя мотив их поступков;

Прививать привычку радоваться по любому поводу, развивая оптимизм;

Создавать условия для получения новых позитивных эмоций и интересных впечатлений;

Организовывать для ребенка возможность заниматься интересными и разнообразными делами;

Стараться чаще приглашать в дом его друзей и знакомых семьи, чтобы расширить границы его внутреннего мира;

Приучать малыша заботиться об окружающих и получать удовольствие от этого;

Развивать у него чувство уверенности в собственных силах и доверие к окружающим;

Учить радовать успехам других людей;

Спокойно проявлять в его присутствии легкую легкомысленность и беспечность;

Выстраивать логическую цепочку событий с позитивным концом, когда ребенок чего-либо сильно страшится;

Не упрекать меланхолика в трусости и заставлять его выполнять особенно не приятные и страшные действия;

Всегда стараться помогать ребенку преодолевать собственные страхи;

Избегать разговоров о физических недостатках ребенка, особенно если он отличается слабым здоровьем.

Это самый «удобный» на свете ребёнок - особенно для занятых родителей. Тихий, задумчивый, старательный и на редкость творческий малыш не станет устраивать шумных истерик и всячески проказничать. Ребёнок с таким типом темперамента как никто другой нуждается в понимании взрослыми его особенностей – в частности, ранимости, впечатлительности и потребности в эмоциональной поддержке.

Типичный меланхолик

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств, сочувствие ко всему живому. Он склонен к самоанализу и постоянно не уверен в себе. Пожалуй, даже в хорошем смысле. Ему уже в раннем детстве понятен и близок смысл крылатой фразы «я знаю, что ничего не знаю».

В детстве меланхолик ведёт себя, как «маленький взрослый» - очень рассудителен, любит находить всему объяснение. Кроме того, он очень чувствителен к совершённым ошибкам, поэтому в школе часто имеет хорошую успеваемость, а в дальнейшем на работе нередко имеет репутацию «передовика».

Малыш-меланхолик обычно предпочитает уединение и ведёт малоподвижный образ жизни. Но его замкнутость вовсе не указывает на душевную чёрствость. Обычно он выбирает среди близких кого-то одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится всеми своими переживаниями. Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит ещё больше замкнуться в себе.

Такой ребёнок чаще всего чувствует себя «белой вороной» в коллективе и страдает от этого, несмотря на то, что не испытывает большой потребности в общении. Часто стеснительному меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Разговаривает он негромко, редко спорит, не умеет постоять за себя, часто подчиняются мнению более сильных людей (по крайней мере делают вид, что согласны).

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке, насторожено относятся ко всему новому, с большим трудом принимают важные решения (поскольку в их понимании вообще нет правильных и неправильных решений, есть только множество возможностей с далеко идущими непредсказуемыми последствиями). Люди с таким типом темперамента быстро устают и опускают руки при возникновении трудностей. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия.

Все вышеперечисленное ни в коем случае не делает меланхоликов «неудачниками». Такие дети очень хорошо проявляют себя в творчестве (в дальнейшем это может быть и профессия) – изобразительная или музыкальная деятельность, литература, фотография, дизайн и так далее. Многие из них сильны в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости (например, психоанализ).

Как его правильно воспитывать?

Ребёнок-меланхолик на самом деле очень доверчивый, открытый и добрый. Но таким маленький человек может быть лишь с тем, кого он сильно любит и чувствует себя защищённым. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте свой интерес к его суждениям.

Ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите ребёнка за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на полученный опыт, а не на оценку деятельности. Просите продемонстрировать вам его новые умения, даже если пока что они далеки от совершенства, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с любой задачей.

Если ваш тихий и послушный малыш в чём-то провинился, повел себя неправильно, спокойно сделайте ему замечание. Следите за своей речью и эмоциями, ибо ваш чрезмерно чувствительный малыш их обязательно заметит, примет на свой счёт и в лучшем случае запомнит обиду на долгие годы, а в худшем – может задепрессовать или даже заболеть... Просто поговорите с малышом о том, что произошло, и объясните, почему так не надо было делать. Поверьте, он запомнит это.

Если у вашего малыша в придачу ко всему слабая нервная система, то действуйте в общении с ним всегда осторожно: ласково разговаривайте с ним, предлагайте выходы из различных ситуаций, если он не в силах принять решение самостоятельно. Со временем, избавившись от излишней неуверенности и тревожности, ребёнок научится мыслить и действовать таким образом уже без вашей помощи.

Не бойтесь перехвалить свое чадо - делайте это искренне и как можно чаще: меланхолику очень важно ещё в детстве сформировать позитивную самооценку, поскольку с возрастом сделать это будет всё сложнее. Убедите ребёнка, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом – «людям свойственно ошибаться».

К новому ребёнка-меланхолика нужно подготавливать постепенно, иначе он испытает стресс. Например, если скоро он пойдет в детский сад, можно несколько раз сходить туда с малышом, погулять сначала возле садика, рассказывая, что скоро он будет тут играть с другими детьми и т.д. И так во многом, ведь боязнь новизны свойственна меланхолику от природы и может долго сопровождать его. Задача родителей - помочь ему поверить в свои силы, научить делать шаг навстречу новому.

Такие дети очень нуждаются в окружении, поэтому общение со сверстниками им необходимо, как воздух. Хотя маленький меланхолик с трудом включается в коллективные игры, ему можно помочь преодолеть себя – и тогда он с большим удовольствием веселится вместе со всеми. Научите ребёнка знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Самое важное – никогда не ругайте его за стеснительность.

Учите маленького меланхолика находить выход из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Чтобы немного раскрепостить ребёнка и сделать его уверенней, осваивайте вместе активные виды спорта. Не важно, что это будет - скакалка, мяч или велосипед, но ведь надо же с чего-то начинать! Именно вам предстоит заинтересовать и увлечь малыша спортом, ведь как известно, в здоровом теле – здоровый дух!

С рождения каждому человеку свойственны определённые черты характера. Одна из таких черт – темперамент. Он не поддаётся перевоспитанию. Знать темперамент своего ребёнка – первостепенная задача родителей, так как отталкиваясь от него, строится модель воспитания.

Дети-меланхолики. Организация воспитательного процесса ребёнка с такой чертой характера должна быть тщательно продумана. При общении с маленьким меланхоликом важно не навредить его внутреннему состоянию.

Какие бывают темпераменты:

Всего, в психологии существуют следующие виды темпераментов:

  • Меланхолик

Чем выделяются меланхолики

При воспитании ребёнка-меланхолика необходимо знать основное качества такого темперамента:

  • Повышенная ранимость, чувствительность ребёнка;
  • Тонкая натура, сострадание к близким;
  • Спокойное состояние среди привычных вещей и обстановки, изменение которых могут напугать ребёнка, ввести в состояние паники или растерянности;
  • Главная черта меланхолика – нерешительность. Эту черту можно увидеть в каждом их действии, разговоре, жестах;
  • Речь у таких людей тихая и замедленная;
  • Даже незначительное событие может вызвать расстройство и переживание;
  • Контакт с новыми людьми затруднён – к ним тяжело привыкнуть, а смена обстановки может вызвать состояние паники;
  • Тем не менее такие дети мягкие в общении и послушны;
  • Трудность в сосредоточении затрудняет процесс обучения. Таким детям тяжело выделить главное, они рассеяны, часто невнимательны;
  • Повышенная утомляемость. Любое дело быстро вызывает усталость, будь то учёба или игры;
  • Меланхолики – верные друзья, но у них отсутствует инициатива, поэтому они самостоятельно редко заводят себе друзей;
  • Прекрасный слушатель;
  • Тяжело меняют род занятий с одного на другой;
  • Фантазия у них бурная, очень впечатлительные люди;
  • Отличаются особой медлительностью и пониженным тонусом;
  • Настроение таких людей подвержено частым перепадам;
  • Полное отсутствие оптимизма из-за частой задумчивости, обидчивости. И также меланхолики злопамятны.

Проблемы при воспитании меланхолика

При развитии ребёнка проблемы могут возникнуть вне зависимости от его темперамента. Главная задача родителей, понимать внутренний мир своего малыша и использовать это на пользу в обучении и воспитании.

  1. Задания понимаются тяжело, так как все психические процессы замедлены.
  2. Такие дети тяжело самостоятельно находят общий язык с ровесниками и незнакомыми старшими. Рассказать о своих проблемах ему тяжело даже близким людям.
  3. Так как меланхолик испытывает чувство паники в новом коллективе, в детском саду ему крайне тяжело, а иногда и невозможно, адаптироваться. Лучший выход из этой ситуации – домашнее обучение.
  4. Такие дети довольно плохо спят. Любые новые события за день мешают ему уснуть, он может капризничать и просыпаться всю ночь.
  5. Трудности в изучении чего-то нового, вызванные заниженной самооценкой и неуверенностью в своих действиях.
  6. Наказания для таких детей – сильный стресс.

Как правильно воспитывать меланхолика

Детям-меланхоликам необходима родительская любовь и понимание. Чем больше любви даётся ребёнку, тем проще проходят процессы обучения. Родители должны быть спокойными, уделять внимание деталям, проявлять такт и понимание.

  • Не забывать о меланхолическом темпераменте ребёнка никогда;
  • С рождения ребёнка стараться защитить его от внешних раздражителей. Ни в коем случае не изолировать его от внешнего мира, а постараться оградить от воздействий на ослабленную психику. Ребёнок должен регулярно ощущать любовь и защиту родителей;
  • Одна из главных задач родителей – оберегать внутренний мир ребёнка, ограждая его от обидчиков, оскорблений;
  • Умеренность в развитии. Не нужно требовать от ребёнка больше, чем он может. Не перегружайте его уроками;
  • Меланхолики тяжело идут на контакт. Родителям необходимо помогать им налаживать общение с ровесниками;
  • Общение только в мягкой форме. Избегать давления, наказаний, ругани;
  • Наказания должны быть в несколько раз мягче, чем у других детей;
  • Повышенное проявление чувств для этих детей очень важно: часты обнимания, поцелуи без повода, мягкие прикасания, например, погладить по головке;
  • Необходимо выстроить доверительные отношения со своим малышом, а также показать уважение к его чувствам;
  • Чтобы отвлечь ребёнка от негатива, свойственного меланхоликом, можно увлечь его в процесс заботы о близких людях, например, о младших братьях и сёстрах. Главное, чтобы ваши поручения были по силам малышу;
  • Необходимо как можно чаще общаться с ребёнком обсуждать его чувства и рассказывать о своих;
  • Поддерживать во всех ситуациях и стараться развивать оптимистичный настрой;
  • Меланхолики – творческие люди. Посещение мастер-классов и творческих занятий будет хорошо влиять на развитие малыша. Домашние занятия должны быть тоже разнообразны и интересны;
  • Важно научить ребёнка понимать, что неудачи могу случаться в его жизни, но расстраиваться нельзя. Что необходимо стараться и не опускать руки. Постараться сделать все заново, но с учётом прошлых ошибок;
  • Чтобы не развивать закомплексованность, необходимо работать с уверенностью в себе и своих силах;
  • Можно обратиться к хорошему психологу, который поможет в развитии личностных качеств малыша, без вреда его психическому состоянию.

В воспитании малыша-меланхолика всегда должны присутствовать безграничная любовь и доверие между родителями и ребёнком. Он должен знать, что родители всегда помогут в решении сложных проблем. Наказывать таких детей нужно очень мягко, а хвалить даже за самую мелочь. Творческий потенциал таких детей должен обязательно развиваться.