Режим подростка в летний период. Распорядок дня школьника — каким должен быть и как составить


В начальных классах примерная учеба и оценки появляются не только из-за стараний детей, но и от полноценного отдыха, дневного и ночного. Под режимом дня подразумевается оптимальное распределение времени на определенные работы и отдыха, в течение дня.

Режим дня школьника начальных классов имеет элементы:

  • занятия в школе и дома;
  • регулярный отдых на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • крепкий, здоровый сон;
  • самостоятельные увлечения и занятия на свой выбор.

У ребенка младших классов сон должен составлять не менее 11 часов. Если ребенок, посещая школу, часто переносит заболевания, ему рекомендуется сон днем, после учебных занятий. Он во время сна наберется силами и энергией, что поможет для выполнения домашнего задания.

Спать лучше ложиться в 10 или 11 вечера, чтобы он успел выспаться, а утром собраться в школу. Нельзя на детей кричать, ругаться перед сном, иначе он расстроится, возбудится нервная система, и он не сможет спокойно уснуть.

Необходимо расспросить о прошедшем дне, обсудить имеющиеся проблемы, похвалить за его успехи. Родителям необходимо обеспечить утренний сбор ребенка в школу без спешки и суеты.

Он заключается:

  1. Глажка одежды и сбор портфеля должен осуществляться вечером.
  2. Все вещи, одежда, обувь должны лежать на постоянном месте, чтобы перед занятиями не пришлось их искать.
  3. Обязательно проделывать утреннюю зарядку вместе с детьми, что даст им бодрости, сил, энергии на целый день.
  4. Завтраком кормить лучше всего после зарядки, за 5 минут перед походом в школу.

Нужно заранее распланировать и рассчитать, сколько понадобится времени на сборы в школу. В начальных классах родители всегда обязаны провожать ребенка в школу. Нужно распределить время, чтобы идти спокойным шагом и при этом не опоздать на занятия.

  1. По выбранному маршруту объяснить ребенку значения дорожных знаков, встретившихся на пути.
  2. Смотреть за другими участниками движения, рассказывать малышу об ошибках, которые они допускают при движении.
  3. Рассказать ребенку, как правильно переходить улицу, пользоваться светофором.

Важно знать! Объяснить малышу, что даже при разрешающем зеленом свете светофора прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам.

Расписание школьника

Для того, чтобы облегчить соблюдение режима ребенка, можно составить самостоятельно образец расписания на учебную неделю.

Можно своими руками нарисовать расписание своему ребенку, для этого может помочь таблица, и повесить на видное место. А можно купить специальный бланк и заполнить его. Но есть занятия, которые проходят во вторую смену, где дети учатся с обеда. Им сложнее адаптироваться и привыкать к такому режиму.

Нужно составить правильный график дня, чтобы малыш успевал делать уроки, играть, отдыхать. Состояние здоровья, положительные оценки в школе, физическое развитие напрямую зависит от грамотно составленного распорядка дня.

Каждому ученику требуется специально отведенное место, чтобы выполнять уроки, задаваемые на дом. Рабочий стол должен быть удобным, чтобы на нем могли поместиться рабочие учебники и тетради.

Размеры стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Если они не подходят, может возникнуть искривление позвоночника, малыш быстро устанет и не сможет грамотно сделать домашнее задание.

Режим дня во время экзаменов

Экзамены представляют собой умственную нагрузку на организм учащихся. В этот период следует внимательно отнестись к режиму дня, периодически менять занятия и отдых. Во время сдачи экзаменов нужно строго следить за благоприятной атмосферой и обстановкой в семье.

Нельзя нарушать время покоя и сна, чтобы продлить умственную нагрузку. Это может серьезно отразиться на нервной системе и на физическом состоянии школьника в целом. В выходные и праздничные дни график дня должен отличаться от учебной недели.

В эти дни следует как можно дольше проводить на свежем воздухе, ходить по театрам, магазинам, кино. Во время каникул детям полезно отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях. На лето также необходимо составить распорядок дня, чтобы ребенок смог восстановиться к новому учебному году.

Распорядок для старших классов

Распорядок дня для старших классов. Как и для младших классов, для старшеклассников важен правильный распорядок дня. Они имеют отличия между собой. Взрослым детям разрешается не спать в обеденный перерыв.

Старшеклассникам также будут полезны прогулки на улице, оздоровительные занятия спортом, для нервной системы, и опорно-двигательного аппарата.

Благоприятным временем для выполнения домашнего задания служат часы с 16-00 до 19-00, после чего начинается переутомление организма, головные боли, ухудшение памяти.

Не следует отвлекать внимание детей, во время выполнения домашних занятий, они могут сбиться с мыслей и сложно будет вспомнить главную мысль. Успеваемость и хорошие оценки зависят во многом от родителей.

Нужно им помогать выполнять режим дня, приготавливать вещи, чтобы он был аккуратным и приучен к порядку.

Если ученику не выполнять правильный режим дня, то занятия в школе могут негативно отразиться на его здоровье:

  • неправильная поза за партой вызывает искривление позвоночника;
  • слабеет мышечная система;
  • нарушается кровообращение мышц и головного мозга;
  • частые стрессы могут вызвать нервные срывы;
  • к концу учебных занятий у ребенка возникает утомляемость, сонливость;
  • могут возникнуть расстройства желудка из-за неправильного питания;
  • падает зрение.

Если своими детьми не заниматься, то школа может отрицательно повлиять на его физическое и умственное развитие.

Полезное видео

    Похожие записи

Невозможно найти человека, который бы усомнился в том, что упорядоченный образ жизни с самого юного возраста способствует нормальному развитию ребенка и поддержанию психофизического здоровья, воспитывает дисциплинированность и организованность. Распорядок дня подростка составляется с учетом школьного расписания и занятий по дополнительному образованию или времени посещения спортивных секций. Не менее важно учитывать состояние здоровья растущего человека и определенный природой тип активности («сова», «жаворонок», «голубь»).

Особенности режима дня подростка

Ночной сон

В режиме дня должно быть сбалансировано время труда и отдыха подростка. Для восстановления работоспособности организма необходим нормальный сон. Норма ночного отдыха у подростка – 8 – 9 часов. Если ребенок не высыпается, его работоспособность снижается на 30%, у него изменяется способность воспринимать информацию, наблюдаются рассеянность и раздражительность. Учитывая, что занятия в общеобразовательных и специальных учебных заведениях начинаются в 8 – 9 часов, учащемуся необходимо встать до 7 часов утра, чтобы выполнить все гигиенические процедуры и позавтракать. Замечательно, если ребенок делает комплекс утренних физупражнений. Исходя из этого, легко подсчитать, что укладываться спать подросток должен не позднее, чем в 22:30.

Учебное время

Время, проводимое ребенком в школе, систематизировано: строго по учебному расписанию проходят уроки и перемены, организовано время принятия пищи. Если ребенок занимается в учреждениях дополнительного образования, то следует предусмотреть время на то, чтобы он зашел домой, пообедал и переоделся. Выполнение домашней работы тогда надо запланировать не сразу после возвращения с дополнительных занятий, а предусмотреть непродолжительный отдых. В случае, когда занятия в секции или студии проходят в вечернее время, часть домашнего задания подросток должен привыкать выполнять непосредственно после обеда. Остальные уроки ребенок сможет выполнить в вечернее время.

Прогулка, личное время

Периоды учебы и отдыха подростка в режиме должны разумно сочетаться. Для растущего организма необходимо пребывание на свежем воздухе, да и без общения со сверстниками подростку не обойтись, тем более что коммуникативная деятельность в пубертатном возрасте приобретает особую значимость, а группа ровесников важна для социального становления личности. Необходимо чтобы ребята не проводили время бесцельно, а занимались спортивными играми, катанием на роликах, коньках и т.д. В вечернее время возможно заняться посильной домашней работой, поиграть или пообщаться в интернете, почитать художественную литературу, послушать любимую музыку или посмотреть телевизионные передачи. До сна следует предусмотреть время на проведение гигиенических процедур.

Организация питания

Правильно организованное и полноценное питание во многом является залогом хорошего самочувствия ребенка, своевременного развития всех систем организма. Хорошо, если подросток ест 4 – 5 раз в день небольшими порциями, тогда у него нет проблем с комплекцией, состоянием кожи и волос.

Каникулярное время

Физиологи определенно заявляют: режим дня детей и подростков в каникулы не должен сильно отличаться от привычного. Безусловно, ребенок может поспать немного подольше или лечь попозже, но при этом нежелательно смещение времени более часа. В каникулярное время следует направить ребенка на полезное времяпровождение: больше заниматься спортом и физическим трудом, посвятить время посещению театра, музеев и пр.

Родителям необходимо поучаствовать в выработке правильного режима дня подростка. Ребенок, который умеет ценить и контролировать время, в дальнейшем безболезненно адаптируется к условиям взрослой жизни.

Чтобы хорошо отдохнуть в каникулы и набраться сил для дальнейшего обучения, школьнику необходим правильно построенный режим, причем он не должен резко отличаться от распорядка дня в учебные дни.

Каникулы и масса свободного времени вовсе не означают, что ребенок должен быть предоставлен себе самому и может делать все, что придет в голову. Четкий режим необходим ребенку всегда, пусть даже на время каникул он будет более щадящим. Время отхода ко сыну можно сдвинуть на час-полтора в зависимости от возраста (но крайне желательно, чтобы ребёнок ложился не позднее одиннадцати вечера). От ранних утренних подъемов по будильнику ребенка тоже желательно избавить, хотя, конечно, многие детки сами по себе жаворонки и рано встают даже на каникулах, чтобы побольше успеть. Норма сна для дошкольников и школьников - 9-10 часов, если спать дольше, появятся вялость, разбитость, да и времени на игры и прочие радости останется меньше, так что не бойтесь будить ребенка после 9 утра.

Летний режим также обязательно включает все привычные гигиенические процедуры, утреннюю зарядку (перед школой или садиком на нее часто не остается времени), две прогулки - до обеда и вечером, и обеденный сон или отдых (в зависимости от возраста).

8.00 Подъем

8.00-9.00 Умывание, бег, зарядка, обливание водой

9.00-9.20 Завтрак

9.20 Чистка зубов

9.30-10.30 Занятия, чтение

10.30-13.00 Свободное время, поход на речку, в лес

13.00-13.30 Обед

13.30-14.00 Помощь по дому

14.00-16.00 Тихий час

16.30 Полдник

17.00-19.00 Свободное время

19.00-20.00 Помощь в огороде

20.30-21.30 Свободное время

21.30 Подготовка ко сну

22.00 Отбой

Схема приведена в качестве образца, от которого, безусловно, могут быть незначительные отклонения. Главное, чтобы своевременно выполнялись основные элементы режима. Врач советует родителям хорошо продумать, чем занять детей на каникулах.

В последнее время структура свободного времени школьников изменилась: происходит замена активных форм отдыха пассивными. На практике это проявляется сокращением занятий физкультурой и спортом, пребывания на свежем воздухе, а это приводит к гиподинамии и становится дополнительным фактором риска развития хронических заболеваний.

Правила летнего детского отдыха, в составлении которых принимали участие педиатры и диетологи.

1. Режим дня можно немного изменить, но без фанатизма. На каникулах дети стараются изменить привычный график, например, просыпаться ближе к полудню, а ложиться спать ближе к полночи.

Остальное время школьники, как правило, проводят либо за компьютером, либо на улице с друзьями.

Конечно, летом нужно отдыхать и развлекаться, но перегружаться развлечениями нельзя.

Режим дня придуман не для того, чтобы загонять ребенка в жесткие рамки, а для того, чтобы не нарушать течение биологических процессов. Ведь наши органы и системы работают по внутренним биологическим часам. Если их насильно переводить, то может появиться сбой, например, гормональный.

2. Сон - это здоровье. Во время учебного года многие школьники не досыпают. Чем младше ребенок, тем больше времени ему понадобится для восстановления сил.

3. Стоит наладить четырехразовое питание. Оно оптимально для школьников. В ежедневном рационе детей должно быть нежирное мясо и птица (говядина, телятина, индейка, курица), цельно зерновые крупы, молоко, хлеб, свежие ягоды, овощи и фрукты. 2-3 раза в неделю в меню должны быть яйца, сметана, творог, рыба, йогурты.

Независимо от того, в каких количествах ребенок пьет компот, чай, молоко и другие напитки, он должен обязательно пить воду. Суточная норма потребления воды для школьников в летнее время года - 20-30 мл на 1 кг веса. Между основными приемами пищи будут уместны свежие фрукты.

4. Обязательное оздоровление. Если в течение года ребенок часто болеет, стоит отправить его на санаторно-курортное лечение.

Если отправить ребенка в лагерь или в санаторий нет возможности, нужно оздоровить его в домашних условиях: больше времени на свежем воздухе, здоровый сон, закаливание (обливание).

5. Больше времени на свежем воздухе. Чем больше школьник потратит энергии, тем больше будет нуждаться в том, чтобы ее восполнить. Вот почему дети так хорошо поправляются у бабушек.

Чтобы у ребенка был хороший аппетит, он должен больше времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры.

Безделье для школьника - тоже стресс. Если ребенок сутками сидит за компьютером, слоняется на улице в поисках друзей, он не отдыхает, а устает. Поэтому обязательно нужно организовать интересный досуг - мини-походы, поездки за город, пикники, экскурсии, кинотеатры и т.д.

6. Не рискуйте здоровьем ребенка. Первая и главная опасность лета - жара, солнечные и тепловые удары. Перед выходом на улицу, перед отдыхом на пляже стоит нанести солнцезащитный крем.

В периоды максимальной солнечной активности (с 12 до 16 часов) лучше быть в тени или в прохладном помещении, не стоит оставлять ребенка надолго в машине, которая стоит на открытой стоянке. Не нужно забывать о головном уборе.

Отдельно стоит помнить о правилах безопасности на воде. Так, ученики младших классов не должны купаться без присмотра взрослых.

Дети должны знать правила поведения на воде, например, что нельзя "прятаться" под водой или "помогать" друзьям нырять. Старшеклассники должны знать, что нельзя купаться и нырять в незнакомых водоемах, нельзя заплывать за буйки и т.д.

Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.

Приучать ребенка к соблюдению режима необходимо с первого его жизни: определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом приучает его к порядку, опрятности; 1,5 – 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3 – 4 часа. Рекомендуется ежедневно через 1 – 1,5 часа после завтрака заниматься физическим воспитанием ребенка.

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами.

Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание.

Питание детей от 3 лет мало, чем отличается от питания взрослых. Необходимо достаточное количество витаминов, белков, углеводов. Принимать еду следует не раньше чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 – 1,5 часа до сна.

Необходимо прививать ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.

Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.

Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 – 10,5 часов, подросткам – не менее 8 – 9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка.

Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.

Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.

Еще по теме Режим дня детей и подростков:

  1. Гигиенические требования к режиму дня, учебной деятельности, личной гигиене младших школьников и подростков.

Как только прозвенел последний звонок, мой десятилетний сын ударился в «анархию»: ложится спать чуть ли не в полночь, спит до часу дня, а остальное время гоняет как угорелый по улице. Даже не представляю, как его угомонить. Стоит ли на каникулах подчинять день какому-то распорядку или все-таки дать максимум свободы?
Кристина

Главный признак здоровья - гармония с природой

- Этих дней дети ждут с нетерпением: уроков нет, полная свобода, - говорит заведующий кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды Леонид Подригало. - Каникулы действительно должны быть праздничными и радостными, но это не значит, что нужно и можно перегружать их развлечениями и полностью забыть о режиме дня. Дело в том, что режим дня - это отражение необходимых организму правильных физиологических процессов. Человек - часть природы, и все органы и системы организма работают согласованно, последовательно и в соответствии с природными ритмами. Режим обеспечивает единство организма с окружающей средой, их гармонию, которая и считается главным признаком здоровья. Не случайно ученые, говоря о цели режима, определяют его как выработку определенной последовательности и ритма физиологических реакций (динамического стереотипа) для экономного расхода нервной энергии и сохранения высокой работоспособности.

Лучше всего отдыхать на свежем воздухе

Специалист уверен, что нарушение привычного распорядка может сломать динамический стереотип, а восстановить его будет довольно трудно.

Поэтому режим в каникулы не должен значительно отличаться от рабочих дней, - считает Леонид Подригало. - Некоторые компоненты режима даже на каникулах не должны меняться. В частности, независимо от дня недели детям школьного возраста желательно вставать не позже 7.30, необходима и утренняя гимнастика. Режим питания и продолжительность сна должны быть те же, что и во время учебы: есть и ложиться спать нужно в привычное время.

Лучше всего, если дни отдыха максимально проводятся на открытом воздухе. Экскурсии, прогулки, походы, поездки за город дадут ребенку необходимый заряд бодрости. Тем не менее, заполняя каникулы играми и физическими упражнениями, нельзя допускать физического переутомления, поэтому и летом родителям нелишне следить за состоянием детей. Такие признаки, как бледность, вялость, головная боль, свидетельствуют о том, что нагрузка слишком высока для ребенка, предупреждает Леонид Подригало.

Из каких «кирпичиков» выстроить каникулы

Чтобы хорошо отдохнуть в каникулы и набраться сил для дальнейшего обучения, школьнику необходим правильно построенный режим, причем он не должен резко отличаться от распорядка дня в учебные дни. Специалист приводит вариант режима дня для каникулярного периода для детей 7-10 лет:

Подъем: 7.00-7.30;
- утренняя гимнастика, туалет, закаливающие мероприятия: 7.00-8.30;
- завтрак: 8.30-9.00;
- пребывание на открытом воздухе: 9.00-13.00;
- обед: 13.00-13.30;
- послеобеденный дневной отдых или сон: 13.30-15.30;
- прогулки (игры, активный отдых), экскурсии, просмотры кинофильмов и т.д.: 15.30-17.30;
- полдник: 17.30;
- свободное время: 17.30-19.00;
- прогулка: 19.00-19.30;
- ужин: 19.30-20.00;
- свободное время: 20.00-21.00;
- подготовка ко сну: 21.00-21.30;
- отход ко сну: 21.30-22.00.

Схема приведена в качестве образца, от которого, безусловно, могут быть незначительные отклонения. Главное, чтобы своевременно выполнялись основные элементы режима. Врач советует родителям хорошо продумать, чем занять детей на каникулах. В последнее время структура свободного времени школьников изменилась: происходит замена активных форм отдыха пассивными. На практике это проявляется сокращением занятий физкультурой и спортом, пребывания на свежем воздухе, а это приводит к гиподинамии и становится дополнительным фактором риска развития хронических заболеваний.