Родителям первоклассников. Вопросы, которые волнуют родителей больше всего

(интервью с психологом Екатериной Бурмистровой печаталось в журнале "Меню Магазин" в июне 2006г.)

Катя, есть много мнений о том, в каком возрасте лучше начинать обучение. Ваше мнение? В разных странах сложились разные традиции, сложились не за 5 лет, не за 10, а за несколько десятилетий. В Англии, например, принято начинать обучение в 5 лет. В Израиле есть традиция последний год перед школой готовиться. Для нашей страны все-таки традиционным временем обучения считается 7 лет. Где-то 8-9 лет назад пошла волна, когда брали шестилеток в школу. Если вы поговорите с любым нормальным учителем начальных классов, который уже пробовал этих шестилеток учить, он вам скажет, что да, шестилетние дети с охотой идут в школу, потому что у них новый портфель, костюм, платье, канцелярия. Через 2-3 недели, максимум через 2 месяца, они наигрываются, и им эта игра становится неинтересна, они уже совершенно туда не тянутся. Говоря научным языком, страдают мотивацией. Вообщем - то большинство шестилетних детей не обладают достаточным уровнем школьной зрелости, есть такое понятие психологический возраст. 7-летний ребенок он по психологическому возрасту может быть и 8-летним и 6-летним, поэтому если вы хотите идти в школу раньше 7 лет обязательно надо консультироваться со специалистами, потому что надо чтобы психологический возраст соответствовал началу школьного обучения.

Есть такое понятие школьная зрелость. Вот неготовность - это можно подготовить за полгода 6-летнего ребенка и будет готовность. А зрелость - это как яблоко оно должно созреть в срок, его можно подогнать до готовности к пище через биодобавки. Будет это яблоко годным к пище ограничено, вот и ребенок, которого гнали, а он не созрел у него очень скоро сойдет эта натасканность и он останется как есть недозрелый. Очень сложные проблемы начинается со второго полугодия первого класса у детей, которые пошли раньше, чем нужно. Если вы не верите мне поговорите с людьми, которые в вас не заинтересованы и которые имеют опыт обучения шестилеток. Есть школы, которые принципиально не берут раньше 7 лет и это хорошая школа.

Как выбрать школу? Из чего исходить, в первую очередь? Первый стандартный ответ - все зависит от семьи, потому что в воспитании вопрос много вопросов: Чего хотите? Что вы ставите во главу угла? Какая иерархия ценностей? Что вам нужно в первую очередь? Статус? Уровень образования? Комфорт ребенка? Индивидуальный подход? Только ответив на эти вопросы себе можно приступать к выбору школы. Я могу сказать как мама и специалист, что мне кажется, говоря о детях данной целевой аудитории, очень важно, чтоб в школе были традиции, чтобы этане была школа, которая образовалась год назад или в этом году. Это очень важно для того чтобы подход к ребенку был правильным, не слишком либеральный, не слишком строгий, не пережимающий. У нас сформировалось такое мнение, что многое можно купить за деньги, в том числе и оцени. Сейчас уже видно к чему это приводит - каковы эти подросшие дети, которым покупали оценки в начальной школе, в средней и дальше. И поэтому первый параметр данной целевой аудитории - это не должно обучение покупаться, чтобы оценки зависели от знания ребенка, а не от статуса его родителей.

Если вы приходите в школу и в глазах директора, учителя, завуча начинает крутится счетчик сколько с вас, как с семьи, можно получить оплаты, спонсорских взносов, помощи это сразу должно вас тормозить, потому что тогда подход к ребенку будет неадекватным, может отразиться на успеваемости ребенка. Это очень важно, потому что если ребенок не будет чувствовать, что оцениваются его старания, успехи, а оцениваются его родители, он не будет учиться. Дети сейчас быстро ориентируются они быстро сообразят и во втором, третьем классе все уже будет понятно, что лучше учится тот у кого папа больше внес на компьютеризацию, улучшение территории и проч.

Поэтому первое - это адекватность подхода, в плане того что оцениваются успехи и старания ребенка, второе - это традиции, сформированность коллектива, чтобы не было такой кучки преподавателей, третье, конечно, нужно оценивать программу, по которой учатся. Очень важно смотреть кто учит детей, кто будет вашими одноклассниками, т.е. надо выбирать под себя, потому что частная школа - это один аромат, спецязыковые - другой, специализация-то идет в старших классах, а народ подбирается уже из младших. Очень важно смотреть на учителя, потому что начальная школа, как и детский сад - это в первую очередь учитель. От личности педагога зависит больше 30% успеха ребенка, хороший адекватный подход, вменяемый учитель, особенно опасны лауреаты. Две самые опасные категории учителей - это неопытные молодые девицы, которые умеют работать только с оптимальным типом учеников, и лауреаты, к ним можно идти только детям без всяких проблем, потому что они не умеют делать скидку, с каждого ученика будут вытягивать максимальное количество успеха, но это не всегда приводит к пользе, часто происходит обратный эффект.

Школа должны быть рядом с домом? Если хочется определить ребенка в очень хорошую школу, но добираться до школы 30-40 минут транспортом? Общественным транспортом вариант для начальных классов, я считаю, вообще не рассматривается, только для очень выносливых детей. Если вы едете на машине, то тут конечно, нужно понимать против потока вы едете или в потоке, следующий момент - укачивает ли ребенка, если да, то даже если вы едете по свободной дороге, что редкость в Москве и за городом, то нужно работать с гомеопатом, подбирать препараты, потому что укачивание в машине - это первые 2 урока выбиваются. В принципе, поскольку хороших школ не так много, есть и 40 минут и час и час 10 требуют человека - водителя и кто этим водителем будет - сами родители или водитель, но, в принципе, я считаю, что действительно хорошая школа того стоит, при условии, если ребенок переносит укачивание и это не общественный транспорт. При этом нужно делать все, чтобы вы не опаздывали, потому что я знаю семьи, которые транспортом добираются до школы и если не просчитать они могут опоздать и для ребенка это является фактором стресса. Тогда надо договориться с учителем, что эти опоздания не засчитываются, чтобы ребенок не переживал из-за опозданий.

Дети - разные: застенчивые, тихие, активные. Надо учитывать особенности характера при выборе школы? Да, конечно, нужно. При подборе школы вообще нужно учитывать личность ребенка, потому что мой подход такой, что все дети разные и совершенно не надо их отдавать в одну школу. Школа подбирается не только под характер, но и под уровень интеллектуальный - сильного ребенка не надо отдавать в слабую школу и наоборот. Если ребенок застенчивый и совсем не умеет общаться, и ничего не было сделано, чтобы перерасти это в дошкольном возрасте стоит подумать о классе небольшой наполненности. В частной школе, например от 8 до 15 человек в классе, если ребенок активный его не в коем случае нельзя отдавать в маленький класс, где либеральный учитель, потому что он всех под себя подстроит. Тут конечно индивидуальный подход и надо думать об этом не за месяц до школы, а за год, чтобы посмотреть что за ребенок и школу выбрать соответственно, чтобы это не было неожиданным для вас знанием, за неделю перед тем как документы подать.

Как вы считаете надо ли идти в подготовительный класс в школу, куда идет ребенок? Один из признаков хорошей школы - это то, что у них 1-ый класс отбирается за год до начала обучения. Есть подготовительное отделение, где уже конкурс. Еще признак хорошей школы - это конкурс, т. е. если школа хорошая в нее хотят идти учится, потому что молва есть везде, и обычно конкурс бывает уже на приеме на подготовку. Мало того что это фильтр на входе- отсеиваются дети, которые там не могут обучатся, и отсеиваются те семьи, которые директор не хочет брать - это тоже важно. Кроме того за этот год жизни на подготовительном отделении дети друг друга узнают, сформируется коллектив, кроме того узнают педагога и психологов, которые в этой школе работают - это тоже очень важно. В первый класс уже идет понятный коллектив, понятные личности, понятно как их обучать. Обучение все равно штучная работа, класс будет знать учителя, который будет его вести, т.е. нужно идти на подготовку не ради того, чтобы получить какие-то знания, это вторым или третьим пунктом идет. Первый пункт- это сформированность коллектива, второе - это то, что ребенка уже ведут. Знания, конечно, тоже ребенка подтянут под уровень школы. Сейчас очень многие сферы детской жизни коммерциализировались, подготовка в том числе и часто это идет в ущерб качеству.

Школьная программа - жалуются многие - слишком сложная; дети устают. Вы сталкиваетесь в своей практике с такими вопросами? Да, сталкивалась. Опять же надо понимать куда вы идете некоторые школы которые, как правило, не отличаются высоким уровнем обучения пытаются, извиняюсь за сленг, понтов нагнать: а вот у нас в программе пять английских, компьютер, чуть ли не право, я конечно смеюсь, но всякое - танцы, ритмика, театр и второй язык с первого класса. Если вы такое видите- все сразу разворачивайтесь и уходите. Дело в том, что есть совершенно неадекватные программы и в первом классе, в день должно быть не больше, чем по четыре урока. Видя такое надо глубоко задуматься идти в такую школу или нет, потому что нагружают программу разными дополнительными предметами, что неадекватно.

Как правило, это говорит о том, что люди не умеют работать с детьми. Они реально не знают к чему приводит перегрузка. Некоторые родители думают: о, отлично, в первой половине дня уроки, во второй - он разовьется. Один из 20 разовьется, а другие 19 - невротизируются. Первый класс должен быть периодом привыкания к школьной нагрузке, даже после подготовки. Школы такие есть надо очень внимательно смотреть.

Какими должны быть сборы в школу? Что, кроме обязательного перечня предметов, надо купить к школе? Есть сборы в школу, скажем так материальные, когда вы с удовольствием что-то покупаете к школе, одежду, канцелярию. Но сборы в школу должны быть еще и психологическими. Не должно быть с бухты-барахты, что мы сегодня решили 30-31 августа, что мы завтра-после завтра идем в школу. Ребенок желательно весь последний год должен знать, что в его жизни что-то меняется, что он идет в школу.

Очень важны какие-то мероприятия по окончанию подготовительного отделения или детский сад - это тоже все сборы в школу, потому что ребенок самим ходом жизни к этому готовится. Мой совет, знаете, отрывать календарь. Хоть отрывные календари и отошедший жанр - это редко бывает, а мне кажется это очень здорово, надо включить этот счетчик, или закрашивать на календаре. Это важно для ребенка - будет ожиданием праздника. Дети ведь еще не знают, что учеба это очень длинная волынка, даже если и школа очень хорошая, все должно быть с радостью и надо в этом помочь.

Нужно чтобы ребенок этого ждал как праздника, как чуда, как вступления в некий взрослый статус, поэтому очень здорово 1 сентября оформить как праздник, в некоторых школах так делают. Знаю школы, где детям на первое сентября дарили игрушку, очень классную мягкую симпатичную, собачку-мишку, говорили, что это будет твой друг, проводник в школе. Оформить 1 сентября как праздник - это очень правильно - это запоминается надолго, мало того, что это новые учебники, все хрустит, но это будет еще и с подарком.

Если ребенок тревожный и застенчивый, не хочет отпускать маму ему может быть надо купить с собой телефон, сейчас это не редкость и бывает уже у дошколят. Это будет связь с мамой, если не телефон, то можно какой-то амулет, какой-то предмет, висюльку, связывающую с мамой, что вот это тебе от меня, если будешь по мне скучать держи это. Какие-то атрибуты взрослости должны быть куплены с учетом личности ребенка.

Как психологически подготовить ребенка к школе? Подготовкой психологической ребенка к школе должны заниматься не только родители, но и педагоги дошкольного отделения. Если ваш ребенок не посещал дошкольного отделения, то ему нужно обязательно показать школу и как там учатся. Очень здорово рассказывать ребенку как папа с мамой в школе учились в первых классах или даже бабушка. Если у вас сохранились тетрадки, фотографии обязательно показывайте. Для ребенка вот это понятие школа надо сделать материально ощутимым, у детей конкретное мышление, они не понимают рассуждений - вот ты пойдешь в школу и станешь взрослым. Надо показать как дети сидят за партой, учатся или на последний звонок, чтобы он увидел много детей, с ранцами, в форме, которая, к сожалению, не везде есть, т. е. другую жизнь. Хорошо посмотреть старые советские фильмы о школьной жизни «Приключения Петрова и Васечкина», например. Чтобы все это видеть, должны быть зримые яркие ощущения. Психологически он должен знать, что будет столько-то народу в классе, учитель, 4 урока.

Идеально если няня или мама будут с ребенком играть в школу, последние полгода перед школой. Сажать зверей, кукол, ставить доску, делать маленькие тетрадки - мы все так играли, нужно только вспомнить. Можно рисовать школу, т.е. детская психотерапия - это классно подготавливает. Ребенок абстрактное понимает плохо, он хорошо понимает конкретику - игру и рисунок. Еще хорошо если у вашего ребенка есть друзья на год старше, которые уже отходили. Нужно как-то помочь устроить общение, чтобы этот старший рассказал что-то.

с психологом Ириной Млодик, многие родители обратились к нам с вопросами о том, как найти общий язык с ребенком. Мы передали их Ирине, по каждому из них она дала практический совет.

Родительская власть

Как сдержать свой гнев, когда ребенок вредничает, когда специально улыбаясь, не выполняет просьбы? Как добиться того, чтобы ребенок прислушивался ко мне?

Если ребенок не выполняет ваши просьбы, то это означает: вы либо не ощущаете и не транслируете ребенку вашу родительскую власть, и он ощущает родительское бессилие, либо то, что он делает, или его нежелание ему очень важны.

И если ситуация не критична, то можно поинтересоваться, почему ребенок не делает то, о чем вы просите, попробовать договориться, если его причины такие же веские, как и ваши. Если ситуация критичная (касается жизни и здоровья), то нужно быть твердым. Власть - это не то, что вы показываете, это то, что у вас должно быть внутри. Это родительская убежденность и ответственность, готовность сделать все, чтобы ребенок вас послушал, потому что это необходимо.

Когда дом полон гостей

Как останавливать ребенка, когда он переигрывает на публике, при гостях, когда начинает воображать и капризничать? И есть ли смысл пытаться уложить ребенка спать, когда в доме гости?

Дети часто переигрывают, когда им недостаточно внимания. Вы переключаетесь на гостей, ребенок лишается вашего внимания и пытается его привлечь. Уложить спать часто не получается по той же причине - ребенок хочет вернуть внимание родителей, а не спать. А попытку уложить в постель воспринимает как его отвержение, изгнание. Зовите тех гостей, которые будут сами уделять хоть немного внимания вашему ребенку, уделяйте его сами, в конце концов, купите ребенку интересную игру или раскраску, чтобы ему было, чем заняться, пока вы заняты гостями.

Как проучить малыша

Мой ребенок (два с половиной года) часто спорит со мной или игнорирует, не реагирует на просьбы и уговоры. Иногда мне не хватает терпения, и я наказываю его ремнем. Мне бы очень хотелось уйти от этого. Но я не знаю, как…

На этот вопрос мне трудно ответить, потому что я считаю, что наказания - это признак родительского бессилия, невозможность быть авторитетным. Почему же дети должны быть за это наказаны?

Я считаю, что ребенок может и должен учиться нести ответственность за свои ошибки и промахи (мы можем учить ребенка их анализировать, исправлять, возмещать ущерб, если он кому-то нанесен). Важно также уметь ставить границы, говорить «стоп», договариваться. Не получается? Это сложность родителя.

Советую вам походить к психологу и с его помощью разобраться: как так получается, что вы - взрослая женщина не может управиться с малышом.

Под этой невозможностью часто лежат последствия собственного детства и прошлых моделей воспитания самой мамы. Наказание - это роспись в невозможности взять родительскую власть, перенос родительской ответственности на ребенка. В редких случаях такое непослушание - это психиатрические нарушения, тогда малыша стоит показать психиатру.

Материнская вина

В детстве мама часто оставляла меня с бабушкой, одно время я даже жила с ней, а родители отдельно с моим братом. Перенесла это очень тяжело и теперь боюсь лишний раз оставить свою дочь с бабушкой. Боюсь, что она подумает, что я ее бросаю и недостаточно люблю. Как с этим справиться?

Вам стоит проработать свою собственную детскую травму. Если вы оставляете свою дочь с бабушкой и говорите ей, что вам нужно куда-то уехать или уйти, что вы ее любите и тогда-то вернетесь, то это одна история. Но вас, судя по всему, травмировал не факт жизни у бабушки, а то, что родители жили с братом, а вас выселяли. Это была несправедливая ситуация, вы могли ощущать себя отвергнутым ребенком, лишенным права жить с родителями, в отличие от брата. И это, конечно, значительно более травматично.

Проработать это стоит для того, чтобы в вас не было столько материнской вины (не нужной ни вам, ни вашему ребенку), когда вы принимаете какое-то важное родительское решение, например, оставляете дочку у бабушки.

Нежелание говорить

Моей девочке 4 года. Когда я спрашиваю, о том, что было в садике или что с папой делали днем/вчера/что кушала, она отвечает: «Не помню». Это нормально или у ребенка что-то с памятью?

Совершенно не факт, что это про сложности с памятью. Возможно, это про нежелание говорить. А вот почему не хочется рассказывать, это уже вопрос для исследования. Ей скучно об этом говорить, она не чувствует доверия, безопасности и живого интереса, или когда-то рассказывала и получила в ответ неадекватную рассказу вашу реакцию? Присмотритесь к ребенку, может быть, тогда станет понятнее.

Самостоятельный сон

Есть ли какой-нибудь способ научить ребенка засыпать самостоятельно с младенчества? Сейчас перед сном носим на ручках, поем колыбельные.

Большинство детей любят засыпать в компании с мамой или своими близкими. Ночь для них - небезопасное время. Если ребенок растет чувствительным, тревожным, болеет, напуган, напряжен, или в его маленькой жизни уже был покинут важными членами семьи, то он, конечно, не будет любить засыпать в одиночестве.

Если ребенок не любит спать один с самого начала, то момент отвыкания будет, конечно, непростой, потому что у него есть потребность в близости, и это не является каким-то отклонением от нормы. Чуть подрастет, можно ему класть в кроватку его любимые игрушки, включать ночник, выработать процедуру: почитаем одну сказку и спать. Постепенно процедуру можно сокращать, вводить новые ритуалы и правила, говоря о том, что он подрос и теперь будет немножко по-другому.

Рядом с мамой

- До какого возраста ребенок должен спать с мамой, и как потом отучить от этого ребенка?

Вообще желательно, чтобы малыш спал в своей кроватке: и у матери сон глубже (к тому же, в это время она может быть с отцом ребенка), и ребенок, спя в кровати, ощущает свое место. Отучать сложнее. Делать это нужно постепенно: показывать ребенку, что он уже вырос до своей кроватки. Но часто это и вопрос готовности матери отпустить. Если она готова и тверда, то все процессы по разъединению протекают быстрее и проще. Если мама колеблется, виноватится, сомневается, то и ребенок больше протестует, цепляется.

Надо уметь проигрывать

Мой ребенок (4 года), катастрофически не хочет и не умеет принимать поражения. Даже в любой игре: хоть настольной, хоть живой, - не сдается, и после проигрыша начинается истерика. Что это значит? Как ребенку дать понять, что жизнь состоит не только из побед? Разговоры и убеждения слушать не желает.

Дайте ему попереживать. Очень естественно переживать поражение со слезами, криками. Ребенок маленький, эмоции у него сильные, разделите его чувства, проигрывать - это обидно. Со временем научится получать удовольствие и от самой игры. А пока совершенно естественно расстраиваться. К тому же, он расстраивается еще и от того, что вы его не можете понять и разделить с ним его чувства.

Не любим гулять

Мой ребенок (3 мес.) не любит гулять! На улице начинает плакать, кричать до истерики. На ручках успокаивается или засыпает, в коляске опять просыпается и кричит. Такое с рождения. Пробую: открывать верх люльки, вешаю мобили, катаю, стою на месте, разговариваю, играю. На улицу выходим всегда через 30 мин после еды. Подскажите, в чем может быть проблема?

Сложно сказать. Возможно, когда он спал один или в коляске, его что-то напугало, он вдруг не увидел маму или что-то еще. Может быть, в коляске ему неудобно, свет не тот, положение не нравится (например, ребенок не любить спать на спине), маму не так видно, не из того ракурса.

Крики по ночам

Нашему сыну 1,3 года, нас волнует ночной сон: частые пробуждения, крики, беспрестанные кручения по кровати (засыпает с одной стороны, просыпается в другой), садится на кровать с закрытыми глазами и плачет. Может ли это быть связано с родовыми травмами: быстрые роды, кефалогематома, перелом ключицы? Как сказываются родовые травмы на дальнейшее поведение ребенка?

Конечно, травмы могут сказываться и эмоционально и физически. Если есть хороший детский остеопат, можно к нему отвести, чтобы он посмотрел, нет ли каких-то серьезных зажимов телесных, напряжений, которые остались в теле и мучают ребенка, особенно, когда ему хочется расслабиться, уснуть.

Возможно, ему снится что-то страшное, эмоционально «переваривается» ситуация родов. Пока маленький и не говорит, узнать об этом трудно. Родителям тоже стоит себя проверить на излишнюю тревогу или стресс - часто ребенок проживает их за родителей, особенно за маму.

Когда малыш дерется

Сыну 2 года. Стоит только сказать то, что ему не нравится или он не хочет выполнять (например, прошу убрать за собой игрушки), ребенок сразу бросается в драку. Сначала ничего страшного в этом не видела (началось это несколько месяцев назад), сейчас стала воспитывать (где по попке шлепну, где нахмурюсь на него), но он не уступает мне: я его по попе - он мне игрушкой, я голос повышу, а он сбегает швабру возьмет и на меня замахивается… Сейчас пошли в сад, в воспитателей, когда те строжатся, сын тычет пальцем. Как усмирить пыл? И стоит ли вообще успокаивать, или нужно принять такое поведения и понять, что он просто не дает себя в обиду?

Я против того, чтобы «лечить» насилие насилием. Одно дело - эмоционально показывать ребенку, что вы недовольны тем, как он поступает, другое - шлепать его. Вы показываете сыну модель: что вы делаете, когда кто-то не повинуется. И он вас «слушается», и перенимает ее: когда ребенку не повинуетесь вы или воспитатели, он делает тоже самое - готов вам физически ответить.

Важно не причинять насилие в ответ, а останавливать ставить ему границу, говорить: «Я не разрешаю тебе себя бить!» «Меня быть нельзя!». И, если он все же попытается это сделать, останавливать физически - держать за руки. Ваша задача - показать, что вы готовы останавливать его насилие. А не отвечать тем же.

Каприз или испуг

Моя дочь (сейчас ей шесть с половиной лет) пережила травму - ее укусила собака в лицо. Было сделано несколько операций под общим наркозом с периодичностью в несколько лет (с 3-х до 5-ти лет). Одно время дочь боялась темноты, потому что была напугана в темном помещении. Какой-то период отказывалась идти в туалет из страха. Может ли все это стать причиной того, что до сих пор не удается приучить ребенка ночью самой ходить в туалет? Стараюсь поднимать её в одно и тоже время и водить. Бывает, что дочь сама поднимается и бежит в туалет, но иногда писается в постель…

Энурез часто является последствие избыточного напряжения ребенка днем, тогда ночью сон может быть очень глубоким и пропускаются позывы в туалет.

Часто это связано с какой-то семейной проблемой, но какой именно - это требует исследования, потому что дети часто своими симптомами проявляют какую-то сложность в семейной системе.

В любом случае, ребенок, который капризничает или не может справиться с самоконтролем, да еще и получивший такие серьезные психотравмы, должен получать помощь у психолога. У девочки может не быть расстройств (психиатрических), но психологические проблемы, очевидно, есть, и с ними стоило бы разобраться.

Остались вопросы? Пишите их в комментариях. Мы обязательно передадим их специалисту.

Текст: Алёна Сучкова
Фото: shutterstock

НЕ ИЗБАЛУЕМ ЛИ МЫ РЕБЕНКА, ЕСЛИ БУДЕМ ЧАСТО БРАТЬ ЕГО НА РУКИ?

Берите грудного ребенка на руки как можно чаще. И особенно, когда он плачет, так как плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения. Общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАСЫПАТЬ ОДИН?

Мама может посидеть рядом с ребенком, пока он не уснет. В течение этого короткого времени он спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы споете ему песенку или почитаете сказку, это окажет положительное эмоциональное влияние на ребенка. Возможно, что ребенок боится засыпать из-за возможного ночного кошмара. Чтобы предотвратить такие последствия, имеет смысл обеспечить большую эмоциональную безопасность: оставить приоткрытую дверь, включенный ночник, тихо играющую музыку. Бывает, что ребенок просыпается ночью от какого-то кошмара и прибегает в комнату родителей. В этом случае позвольте ему остаток ночи спать вместе с вами.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ, КОГДА РЕБЕНКУ СНИТСЯ ЧТО-ТО СТРАШНОЕ?

Обычно ребенок крепко спит, но при этом он может лежать с открытыми глазами, говорить, кричать, двигаться. Не старайтесь его разбудить в это время. Возьмите на руки, обнимите его, через короткое время он возвращается к нормальному сну. Дети в возрасте от трех до шести лет особенно подвержены этому и могут испытывать ночные кошмары 1-2 раза в неделю. Если это бывает чаще, обратитесь к специалистам.

КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ РЕБЕНКА ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?

Прежде всего необходимо понять, почему он не хочет ложиться спать. Ребенок, например, может плакать и капризничать, потому что он плохо себя чувствует, голоден, а может быть, ему просто нужно снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь сделать укладывание спать церемонией. Например, читайте ребенку книжку или пойте определенную песню, предназначенную только для этого случая, или ведите разговор о том, что происходило днем. Главное, выработать у ребенка определенную модель поведения (условный рефлекс). Например, заканчиваете разговор о дне вопросами: "Что ты делал перед тем, как лечь спать?" и "Что ты собираешься делать сейчас?" Когда ребенок ответит на эти вопросы, пожелайте ему спокойной ночи, но так, чтобы это прозвучало как незыблемое правило (например: "А теперь спокойной ночи, спи до самого утра").

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПРЕВРАТИЛОСЬ В АД?

Обычно трудности с едой возникают после двух-трехлетнего возраста. Именно с этого времени у ребенка происходит естественное снижение аппетита, а главное, ребенок становится личностью и начинает требовать к себе уважения. Ведь у него, как и у каждого человека, свой уникальный набор пищевых вкусов и привычек. Попытки родителей решить эту проблему силовым или обманным путем приводят к неприятным ситуациям. Поэтому главное условие - не создавать трагедий из плохих пищевых привычек ребенка. Не ведите вообще никаких разговоров с ребенком о проблемах с едой. Любое дополнительное внимание, даже негативно окрашенное, будет закреплять плохие пищевые привычки. Старайтесь делать процесс приема пищи как можно более спокойным, не вносите в него элементов соревновательности, не растягивайте еду больше, чем на 30 минут. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Например, некоторые дети лучше едят после прогулки, некоторые - после купания и т. д. Не заставляйте вашего ребенка есть, когда он не хочет. Попытайтесь несколько раз спокойно убедить ребенка поесть, но примите во внимание окончательный отказ, не заталкивайте еду в рот ребенку. Это может только усугубить проблему приема пищи. Если ваш ребенок повторно отказывается от еды или ест, на ваш взгляд, слишком мало, предложите ему маленькие порции или то, что он любит больше всего. Сначала делайте все, что возможно, чтобы ваш ребенок ел с удовольствием и по своей инициативе. Если эта цель достигнута, можно обратить больше внимания на состав и количество пищи.

КАК ПОВЛИЯТЬ НА АГРЕССИВНОСТЬ ИЛИ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ РЕБЕНКА?

Нужно иметь в виду, что агрессивность или застенчивость - это нормальные индивидуальные особенности человека. Поэтому следует принимать ребенка таким, какой он есть. Если же речь идет о чрезмерной агрессивности или чрезмерной застенчивости в поведении ребенка, когда это препятствует общению со сверстниками или взрослыми, тогда очень осторожно следует корректировать такие проявления характера. Если ваш ребенок агрессивен (регулярно доводит других детей до слез, мешает всем собравшимся членам семьи, требуя постоянного внимания к себе):

Покажите, что вы осуждаете то, что произошло в данной ситуации, но не осуждаете самого ребенка;

Научите ребенка уважать права и потребности других людей. Например, воссоздайте в игре ситуацию, где ваш ребенок проявил неоправданную агрессивность, и затем предложите более подходящее ее разрешение. Например, ребенок с силой отобрал у сверстника игрушку. В вашем обыгрывании ситуации вы в роли вашего ребенка вежливо просите разрешения поиграть с этой игрушкой. Если разрешение не получено, вежливо попытайтесь найти компромисс (например, поиграть с игрушкой несколько минут). Если это не удастся, то вам придется найти для игры что-нибудь другое;

Прогнозируйте развитие напряженных ситуаций и дайте о них знать вашему ребенку. Обсудите с ребенком ситуацию и предположительное поведение в этой ситуации. Избегайте обвинительного тона. Просто объясните, что необходимо сделать для более благоприятного развития ситуации. Агрессивные дети обычно сначала действуют, потом думают. Поэтому такая подготовительная стратегия поможет сгладить агрессивность ребенка;

Если на ваших глазах ваш ребенок нарушает права другого, без колебаний вмешайтесь и разберитесь в ситуации;

Всегда поощряйте проявление самоконтроля, самодисциплины, чувства справедливости.

Если ваш ребенок чрезмерно застенчив (им постоянно управляет другой ребенок, он избегает общения со взрослыми, отказывается выходить из комнаты, когда кто-то приходит и хочет его видеть):
не стыдите ребенка за его робость, застенчивое поведение. Обсудите конкретную ситуацию, в которой ребенок проявил застенчивость, например, он не смог принять участие в детской игре. Сыграйте с ребенком в эту игру, убедите его, что он проявил бы себя в ней вполне достойно;

Больше занимайтесь с ребенком, чтобы он имел как можно больше опыта в различных играх и постоянно укреплял уверенность в себе. Предложите застенчивому ребенку в ролевой игре играть роль более уверенного ребенка;

Поддерживайте усилия ребенка в стремлении быть более независимым и настойчивым. Но акцент должен стоять на поступке, а не на самом ребенке;

По возможности облегчайте ребенку потенциальные трудности. Перед ситуацией, которая может стать для вашего ребенка стрессовой, обговорите с ним стратегию поведения, подготовьте его и помогите приспособиться к ситуации прежде, чем оставите его одного;

Тактично вмешайтесь в ситуацию, когда, на ваш взгляд, другой ребенок подавляет вашего. Ни в коем случае не входите в роль ястреба, наблюдающего за добычей. Этим вы только усугубите неуверенность в себе ребенка. Дети младше шести лет нуждаются в помощи взрослого для разрешения конфликтных ситуаций.

КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и тогда он готов противостоять любым попыткам взрослых как-то обуздать его. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится, и тем сильнее раздражаются родители. Чтобы избежать этого, есть только один выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того, как в нем проявится его "Я". Наказанием для ребенка будет лишение его чего-нибудь приятного (сладостей, похода за интересными покупками и др.).

ЧТО ЛУЧШЕ: ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ КРИТИКОВАТЬ?

Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Есть два общепризнанных метода воспитания - поощрение и наказание, которыми нужно пользоваться очень осторожно. Наказание, например, может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Поэтому по крайней мере необходимо объяснить ребенку, за что конкретно он наказывается.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЕМУ ЧИТАЛИ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ ПО МНОГУ РАЗ ПОДРЯД?

Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книгу. Часто родителей это раздражает. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом в силу того, что младенчество - лучшее время для усвоения информации, определяющее всю его последующую интеллектуальную жизнь. Запоминая стихи и песенки при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире. Любопытство рождает интерес, воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает к дальнейшему развитию. Повторяя, ребенок тренирует свою память. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ?

У ребенка до шестилетнего возраста часто проявляются различные страхи. Для каждого возрастного периода есть свои характерные страхи. От рождения до шести месяцев:

Любой громкий и неожиданный звук или шум;
- любое быстрое движение со стороны другого человека;
- падение, в том числе из рук взрослого;
- общая потеря поддержки.

Семь месяцев - один год:


- любые незнакомые люди;
- раздевание, переодевание и смена обстановки;
- высота.

От одного до двух лет:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- любые незнакомые люди;
- засыпание и сон;
- травма.

Два-два с половиной года:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- незнакомые ровесники;
- ночные кошмары;
- изменения в окружающей обстановке (перестановка мебели, переезд и др.);
- плохая погода (особенно гром и молнии).

От двух до трех лет

Большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
- незнакомые сверстники;
- неожиданные события, изменения в укладе жизни;
- исчезновение или передвижение внешних объектов;
- ночные кошмары.

От трех до шести лет
:
- одиночество;
- незнакомые люди;
- наказание со стороны родителей;
- сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч);
- природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение);
- ночные кошмары;
- животные.

Страхи могут быть нормальные, возрастные и патологические. Если какой-то страх владеет ребенком более месяца или мешает ему вести нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи. Так же будет уместна консультация специалиста, не является ли чувство страха причиной таких физических симптомов, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль, тошнота или недержание мочи. Если же речь идет о нормальных страхах, то, как правило, дети быстро вырастают из них, при правильном отношении родителей:
- спокойное сопереживание (нельзя дразнить, стыдить, пугать и т. д.);

Обсуждение страхов с ребенком (чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем скорее он его преодолеет);

Анализ своих снов и действий (ненамеренно вы можете передавать ребенку свои волнения и тревоги);

Предвосхищение потенциально страшных ситуаций (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий);

Постепенное, ступенчатое привыкание к страху (Например, если ребенок боится собак, понаблюдайте вместе за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собаку, вместе с вами и вашим ребенком погулять с ней. Если все пройдет хорошо, вы можете предпринять следующий шаг: дайте ребенку возможность в вашем присутствии провести некоторое время со взрослой собакой, пока вы могли бы научить его приемам поведения в такой обстановке).

Как готовить детей к экзаменам? Надо ли собирать деньги на ремонт класса? Ответы на эти и другие наболевшие вопросы родители московских школьников теперь могут получить не выходя из дома — на общегородских онлайн-собраниях. Они проходят каждую вторую и четвертую среду месяца.

Общегородские родительские онлайн-собрания проводит экспертно-консультативный совет родительской общественности при . Присоединиться к ним могут все, кому интересны вопросы образования, воспитания и всестороннего развития детей. Для этого нужно включить прямой эфир на сайте Московского образовательного телеканала или трансляцию . В каждом онлайн-собрании участвуют руководители школ, педагоги, специалисты по безопасности, члены экспертного совета, а также родители и дети. Модератором этих встреч выступает председатель совета Людмила Мясникова.

Что волнует родителей

На онлайн-собраниях поднимаются острые темы, волнующие родителей. Для каждого периода есть свои «вечные» вопросы: например, в начале учебного года участники встреч часто обсуждают организацию продленки, дополнительное образование, платные услуги в школах. Весной повестку возглавляет тема подготовки к экзаменам, а также празднование выпускных.

Большое внимание на онлайн-собраниях уделяют теме безопасности и профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Специалисты профильных ведомств рассказывают родителям о том, на что обратить внимание в поведении ребенка, какие существуют зависимости, как с ними бороться и, главное, где можно получить профессиональную консультацию и помощь.

Повестка онлайн-собрания формируется из вопросов родителей, а также актуальных и интересных тем, предлагаемых специалистами. Гости селектора рассказывают о том, как проходят новаторские уроки, об инклюзивном образовании, организации школьного самоуправления. На онлайн-площадке выступают и ученики — например, победители различных соревнований и олимпиад, активные представители школьного самоуправления.

Решение проблем в прямом эфире

Общегородские онлайн-собрания — это эффективный инструмент обратной связи между учебными заведениями и родителями, благодаря которому последние могут непосредственно влиять на школьную жизнь. С начала трансляции таких встреч в прямом эфире удалось решить уже многие проблемы, которые волновали мам и пап московских школьников.

Например, после многочисленных обращений в экспертно-консультативный совет из образовательных учреждений столицы исчезли вендинговые автоматы с газировкой, чипсами и шоколадками. Представители компаний, которые поставляют в школы эти аппараты, в прямом эфире получили немало вопросов от родителей и экспертов в области образования.

Взрослые высказались единогласно — от вендинговых автоматов куда больше вреда, чем пользы. Частые перекусы вредят пищеварению, особенно если речь идет о калорийных продуктах. Участники онлайн-собрания решили направить в Департамент образования рекомендацию убрать из школ уже существующие вендинговые автоматы, а также посоветовали не заключать новые договоры на их установку. Теперь родители школьников могут не переживать о том, что их дети покупают на переменах чипсы и газировку.

Родители регулярно поднимают и тему сбора денег на ремонт классов и школ, поэтому этот вопрос обязательно будет обсуждаться на одном из онлайн-собраний. Мамы и папы московских учеников должны знать о том, что эти сборы не нужны. Так считают в экспертно-консультативном совете. Чтобы это доказать, специалисты расскажут, как происходит финансирование ремонта.

После каждого онлайн-собрания организаторам приходит много личных обращений. Родители пишут о конфликтах и проблемах, возникающих у детей, которые требуют серьезной адресной работы. В таких случаях члены экспертного совета выезжают в школу и разбираются в ситуации. Если данная проблема и пути ее решения могут оказаться полезными широкой аудитории, тему включают в повестку следующего собрания.

Смотрят все

Московский образовательный телеканал начал показывать общегородские родительские онлайн-собрания в ноябре 2014 года. Сначала это была интернет-трансляция, сейчас канал перешел на эфирное вещание, но записи всех обсуждений можно увидеть на сайте экспертно-консультативного совета .

За 2,5 года в Москве прошло 45 городских онлайн-собраний, трансляции которых посмотрели более 36 тысяч человек. Скорее всего, реальная аудитория еще больше, так как перед экраном могут собираться не только родители, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, дети. Кроме того, такие трансляции интересны педагогам и воспитателям, которые перенимают опыт коллег.

В школах оценили преимущества онлайн-формата. С прошлого года крупные учебные объединения, которые физические не могут собрать всех родителей вместе, стали проводить собрания в интернете. Одной из первых этот тренд подхватила . Общешкольные собрания здесь проводят раз в два месяца, в них участвуют до пяти тысяч родителей.

Отрывок из книги Валентины Горчаковой «Как воспитать непоседу?». На этот раз автор отвечает на насущные для родителей вопросы, которые мы устаем задавать друг другу на форумах и в поисковиках в Интернете.

У молодых родителей всегда есть вопросы к профессиональным воспитателям. Сегодня многие осознали, что личный или семейный психолог нужен всем. В этой главе я отвечу на вопросы, касающиеся проблем воспитания детей, которые чаще всего задают мне родители.

Можно ли бить ребенка?
Если вы периодически похлопываете малыша по попке, от большой любви и расположения, то не удивляйтесь, что однажды он «хлопнет» вас. Из самых нежных чувств, разумеется. И возможно, довольно сильно, не рассчитав при этом силу удара своего маленького кулачка. Он-то искренне уверен, что проявил к вам свою нежность! Посмотрите на его довольное лицо. Как быть в этой ситуации?

Покажите, что он перестарался и обидел вас. Проявите свои искренние чувства: недоумение, боль, растерянность. Только не переигрывайте. И постарайтесь объясниться. Возможно, ребенок не все поймет из ваших слов, но что-то важное непременно почувствует, считает эмоции и в следующий раз будет осмотрительнее.

А если ребенок начинает драться с мамой по-настоящему? Из-за того, например, что не хочет уходить от бабушки и дедушки, собрался осенью на улицу без шапки или таким образом требует «небюджетных» покупок. Стоит ли шлепать малыша в ответ?

Во-первых, надо понять истинную причину его агрессии. Есть ли здесь несправедливость по отношению к ребенку: навязывание ему своей воли, наступление на его автономию? Или это банальная распущенность и вседозволенность как формирующаяся черта характера? Ребенок в вашем доме постоянно ущемляется в правах или находится на положении избранного? И какова роль отца во всей этой истории?

Проявление конструктивной агрессии - а это самоконтроль, введение правил, наступательная активность, напор - функция отца. Именно он является «хорошим полицейским» в семье. Одним своим присутствием он накладывает ограничения, ставит всех в рамки «закона», гасит чрезмерное буйство чувств. Папа строгий и справедливый. Его агрессия относительная, охранительная, превентивная. Отца мы не боимся, мы его побаиваемся. И это правильно. Папа до 12 лет выполняет в семье функцию государства. Мама при этом отвечает за чистоту и порядок в доме, а также за «погоду в доме». Атмосфера радости, взаимного интереса и уважения, спокойствия и ненасилия никогда не спровоцирует агрессию между близкими людьми. Тревожность, подавленность, разобщенность, невнимание друг к другу, «отсутствующее присутствие» одного из родителей - наоборот.

Случай из практики
Девочке Але 4 года. Однажды они зашли с мамой к соседке по какому-то
делу. У тех свой дом, во дворе которого - небольшой палисадник. Вдоль дорожек растут вишни. И когда мама зашла в дом, Аля набрала полную горсть вишен и съела их. В маленькую ручку их вместилось целых 5 штук! Взрослые это увидели из окна. Мама расстроилась и дома жестоко наказала девочку. Ей было стыдно за нее и страшно одновременно. И это был единственный случай, как выяснилось, когда она била дочь в детстве. Аля момент наказания не помнит. Сейчас ей 50 лет. Она подчеркнуто честна во всем. Не берет денег даже у мужа. Заболевает от любых безнравственных поступков. Ей неловко брать деньги даже за свой труд от частных лиц. Как выяснилось из беседы, первый муж мамы в строгие сталинские времена был арестован на глазах у молодой беременной жены и посажен в тюрьму за мелкое воровство из колхоза.

Эта история только подтверждает, что за агрессивным поведением матери скрывается ее собственный страх перед правосудием.
Вот как повела бы себя идеальная мама: «Вишенки сорвала? Давай тете Свете скажем спасибо! Я приношу извинения, Светлана! Мы вас тоже угостим чем-нибудь. Правда, дочка? А тебе я куплю целый стакан вишенок (даже на последние деньги)». По дороге домой можно спокойно поговорить: «Маленькая моя, когда берут что-то в чуждом саду или доме, спрашивают разрешения. Чаще всего тебе не откажут».

Соседке тоже следует проявить щедрость по отношению к ребенку. Дать, например, пару вишенок еще, на дорожку. Маленькие дети часто не понимают прав собственности: что видят, то и берут. Немного повзрослев, они уже понимают, что есть чужое, но при этом проявляют интерес к этим вещам и игрушкам в силу детского эгоцентризма, инстинктов собственничества, собирательства и охоты. Дети живут инстинктами.
Жесткое отучение или приучение к чем-улибо недопустимо. Оно фиксирует ребенка на определенной проблеме. Может случиться, что ребенок никогда не возьмет не только чужое, но и ничье. Он перестает «добывать» вообще. Вы подавите в нем предпринимателя.

Если вы все же ударили ребенка… Катастрофа? Нет. Потрясение? Да. Причем для обеих сторон. У одного может наконец появиться ответственность за прямое выражение агрессии и нарушение границ другого. Другой будет стойко держать удары судьбы, которые бывают у многих. И у обоих есть шанс стать личностью.

Некоторые родители бьют ребенка за отказ подчиниться их воле, не понимая, что дети вовсе не должны им подчиняться, а вот социализироваться, адаптироваться к условиям жизни - да.

Каков предел материнской жертвенности?
Материнская любовь жертвенна. Если, например, женщина отказывается от новой любви с мужчиной, когда детям 2-3 года, это нормально, поскольку сохраняет положительный образ семьи и родителей в нежном возрасте малышей. Или, скажем, она отказывается от карьерного роста, связанного с частыми отъездами, когда дети нуждаются в ее внимании, поддержке. Эти жертвы естественны и нормальны.

Однако если женщина продолжает «служить» детям старше 10 лет, ставя их интересы выше своих, это, как правило, формирует образ матери-жертвы. Дети не сразу сдают удобные позиции. За самоуважение женщине надо бороться, не боясь при этом какое-то время остаться в
изоляции.

Правда, нравственный выбор женщине придется делать всегда. Здесь важно сохранить баланс. Родились внуки: стоит ли отказываться от личного счастья? Пожалуй, нет. При этом не нужно испытывать чувство вины. Решение проблемы найдется. Дети могут вполне обойтись и без вас. Или с вашим приемлемым участием.

А вот жертвы ваши оценят вряд ли. Не стремитесь быть идеальной матерью.Лишнее усердие создает напряжение, а оно всегда снижает эффективность того, чем вы в данный момент занимаетесь. Материнский инстинкт есть практически у всех нормально развивающихся девушек. Он активизируется по достижении зрелого возраста. Справедливости ради следует отметить, что после рождения ребенка не у всех молодых мамочек включается инстинктивная материнская программа. Но таких женщин единицы.

Как формируются отношения в семьях, где один, два или больше детей?
Психологами установлено, что семья из 4 человек естественно распадается на два лагеря. Мама с папой и дети, например. Или мама с дочкой и папа с сыном. В семье из 3 человек третий всегда лишний. Это может быть папа. Или ребенок. И даже мама, что случается реже, но случается. Если у мамы, например, появился новый молодой человек, который всеми силами стремится стать для ребенка настоящим отцом.

Пять человек в данном случае - самая устойчивая конфигурация. Эта семья небольшая и дружная. Все находятся в непосредственном общении и содействуют один другому. Такие семьи эффективны и управляемы. И по статистике, редко распадаются. К тому же первый ребенок, как правило, - лидер по природе, второй - самый конкурентоспособный, а третий - наиболее социализированный и адаптивный из всех. Такая семья легко продвинется вперед и сможет устоять при любых невзгодах.

Если в семье больше трех детей, возникают проблемы с нормальным эгоизмом третьего малыша, то есть его слабо выраженным «Я». Четвертые, пятые, шестые дети в семье растут с неудовлетворенным Эго и гипертрофированным «Я».

Почему ребенку необходим братик или сестричка?
Единственной девочке в семье крайне необходим братик. А мальчику - сестричка. Чтобы понимать психологию другого пола, надо с ним
вырасти. Или придется «растить» своего брачного партнера, осваивая азы этой премудрости вместе с ним.

Как обеспечить малышу счастливое окружение?
Окружение у ребенка должно быть здоровым и счастливым. Униженная и подавленная, равно как и тревожная, мама способна нанести вред воспитанию. Не лучшим образом отражается на психике растущего человека общение и с недовольными жизнью наставниками. Они создают повышенный фон напряжения. Смотрите, с каким настроением воспитатели начинают день.

Эмоциональное состояние человека зависит от предыдущего дня или вечера, от предшествующих впечатлений.
И не забывайте о чувстве такта. Все занятия достойны уважения. Няня - это не работа, а благородная миссия. Не каждому ее можно доверить. Авторитет учителя надо поддерживать. И это нужно прежде всего вам.

Почему в воспитании мальчиков должны участвовать мужчины?
Сразу видно мальчиков, которых воспитывали одни женщины. Они ласковы, нежны, благовоспитанны, эстетически ориентированны, честны и порядочны. В них мало озорства, отваги, а главное, агрессии. И все бы ничего, но женское воспитание расхолаживает, лишает ребенка силы воли. Погружает в негу, безделье и лень.

А уж заласканный ребенок, особенно мальчик, беспомощен, уязвим, чувствителен и эгоистичен. Он нуждается в постоянном женском внимании, восхищении, любви, без которой жизни себе не представляет. А ведь рано или поздно он должен будет взять заботу о себе в свои руки. И не только о себе. Поэтому исключительно женское воспитание вредно мальчику.

Насколько важно сформировать правильный «образ» отца?
Для ребенка важен даже образ отца, который могут формировать окружающие и в первую очередь мама. Если она рассказывает ребенку, какой у него сильный, умный, трудолюбивый отец (даже если это не совсем соответствует действительности), то малыш, а тем более ребенок постарше, переносит эти качества и на себя, старается им соответствовать. Особенно это необходимо, если ребенок мало общается с отцом, и тем более если родители в разводе.

В жизни мы чаще можем наблюдать прямо противоположную картину. Женщина, полная обид на бывшего мужа, старается сформировать у ребенка образ «отца-негодяя», это ее маленькая месть за те страдания, которые пришлось испытать. Только пострадает от этого больше всего ребенок, у которого не будет позитивной линии взросления, а будут трудности с формированием положительной самооценки, проблемы с характером и еще целый «букет» неприятностей. Поэтому взрослым стоит определиться, что для них важнее - самолюбие или будущее ребенка.

Отцы же при редких встречах с детьми стараются компенсировать недостаток внимания покупкой игрушек. Ребенок может быть просто завален игрушками, но смогут ли они заполнить эмоциональный вакуум, который возникает в отношениях отцов и детей? В результате мы получим ребенка-потребителя, для которого ценность родителей будет определяться только их финансовыми возможностями.

Как «новому папе» войти в жизнь ребенка?
Установите контакт глаз, эмоциональный контакт. Не заигрывайте с малышом, проявите интерес к его жизни, внутреннему миру. Поймите актуальные потребности и удовлетворите их. Посмотрите на отношение к вам. Откорректируйте его. Если малыш боится, покажите, что вы друг. Проявляет интерес - покажите что-нибудь. Если он ревнует к маме, покажите свою автономность и занятость. Не пытайтесь нравиться, сделайте вместе что-то полезное и интересное. И необязательно для малыша или его мамы. Займитесь мужским делом и вовлеките в него малыша. Детей до года можно покатать на спине - дети от этого в восторге, они любят шумные подвижные игры и забавы. Порадуйте и повеселите малыша. Но не усердствуйте. И соблюдайте осторожность.

Когда начинать обучать ребенка второму языку?
Часто перед родителями встает вопрос, когда начинать учить с ребенком второй язык. Если мама с папой являются носителями двух языков, каждый из родителей может начинать общаться с малышом на своем родном наречии. И все будет в порядке, если между мамой и папой любовь и взаиморасположение. В ином случае эмоциональную дуэль между родителями почувствует малыш, и один из языков, или даже оба, будет «блокироваться». Отсюда задержки в развитии, «каша во рту», плохая дикция. Смотрите, как двуязычие воспринимает малыш. Очень важно, на каком языке он произнесет первое слово. Этот язык и следует считать базовым, родным.

Иностранному языку родителям одной языковой культуры следует начинать обучать ребенка, когда усвоен в базовых параметрах родной язык, когда ребенок неплохо составляет предложения, без труда выражает себя. Еще лучше, когда он знает родной алфавит и умеет складывать слоги. Иначе вместо пользы полиглотства у ребенка будут проблемы в начальной школе.

Учить другому языку нужно так же, как родному: сначала изучите простые слова: мама, папа, дай, возьми, молоко, чай. Это стул. На нем сидят. И так далее. Причем сопровождать новые понятия соответствующими жестами, эмоциями или телодвижениями очень полезно. Не абстрактные звуки, но слова, связанные с их назначением, - запоминаются быстрее. Уже потом можно учить алфавит. Впрочем, тут есть различия: у мальчиков более развито абстрактное мышление, поэтому буквы они запоминают быстрее и охотнее, писать и считать тоже начинают раньше. И смотрите, насколько воспринимает другой язык ребенок. Здесь нельзя ничего навязывать. Для соответствующей языковой практики должны созреть предпосылки. Сделайте это на волне интереса, проявленного, например, к мультику, после случайной встречи или накануне очередной поездки за границу.

Как обеспечить ребенку интересную и насыщенную жизнь?
Сколько бы ни было лет ребенку, постарайтесь, чтобы ему никогда не было скучно. Покажите что-то новое малышу, чему-то его научите, что-то сделайте вместе - откройте его свежим впечатлениям. Или предложите ему придумать что-нибудь эдакое - проявить свои интересы, открыть свои нарождающиеся желания. Сходите погулять в новое место, по иным тропинкам, в другую часть города. Может, ему просто не хватает вас и вашего внимания, новых игрушек и необходимых вещей, ярких эмоций и радостных переживаний? Подвижные игры на природе способствуют такому важному «несанкционированному выбросу», эндорфинов, разумеется. Подвигайтесь вместе! Удовлетворять все потребности детей, и не только органические, - обязанность родителей.

Позволять ли ребенку смотреть телевизор?
Во времена знаменитой телеведущей Валентины Леонтьевой малыши собирались у экрана телевизора не более чем на 15 минут в день. Сейчас их трудно оторвать от монитора компьютера. Что делать? Смотреть или не смотреть ребенку телевизор? Одни предпочитают не смотреть, другие - смотреть избирательно. Есть и такие, что предпочитают не обращать на это внимание вообще. Что лучше? Необходимо формировать видеоряд детям осмысленно. Мы не только то, что едим, но и то, что видим и чувствуем тоже. И никаких перещелкиваний кнопками детских телеканалов!

Продолжительность просмотра зависит от возраста малыша. Чем нежнее возраст, тем меньше должно быть телетехники и больше естественных впечатлений. Оставьте няне мультики для малыша как порцию духовной пищи на день. Ее объем зависит от «аппетита» ребенка и его естественной направленности. Если малыш склонен к бессмысленному времяпровождению, ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше дать малышу творческое задание на день или провести небольшую экскурсию. Сколько раз подряд можно смотреть любимый мультик? Два раза, и не больше, третий раз после длительного воздержания. Во время болезней и недомоганий, связанных с возрастными кризисами, появлением молочных зубов, в периоды адаптации к новым погодным условиям - чуть больше. Посмотрите, насколько удобна поза малыша перед телевизором. Корректируйте ее, меняйте, используйте валики, периодически побуждайте ребенка к двигательной активности. Бережно, с юмором и фантазией, приучайте его смотреть телевизор по правилам, соблюдая все гигиенические нормы. В возрасте от 2 до 6–7 лет малыш с трудом различает реальность и фантазию. Не позволяйте ему полностью уходить в Зазеркалье, соперничайте с виртуальной реальностью,
предлагайте в жизни что-то более интересное. Устраивайте кукольные спектакли, веселые минутки, подвижные игры, занимательные прогулки. Рифмуйте при этом что-нибудь, детям это нравится. Надо жить, а не наблюдать за жизнью других. И уж тем более не уходить полностью в сказочную реальность.

Ребенок сосет палец: нужно ли с этим бороться?
Многие мамы беспокоятся по поводу того, что ребенок сосет свой палец. Причем с большей охотой, чем соску. Не вредно ли это для формирующейся челюсти малыша? Какие действия требуются от родителей? Могут ли они постоянно отдергивать его палец? Нужно объяснять, почему нельзя совать его в рот, или игнорировать и не замечать эту привычку?

До года, а точнее до времени формирования всех первых зубов, это абсолютно безвредно и вполне естественно. Другое дело, когда эта привычка продолжается несколько дольше и она акцентированна. Обратите внимание, это может быть признаком задержки в развитии. Либо спровоцирует задержку, если вы не задействуете руки малыша и что-то не предпримете.

Развивайте мелкую моторику ребенка: складывайте кубики, пирамидки, пазлы - это способствует формированию связей между отдельными участками мозга ребенка и формирует базовый интеллект. Занимайте ручки малыша через исследование поверхностей, свойств предметов (холодный - теплый, твердый - мягкий, большой - маленький, круглый - квадратный). Формированию межполушарных связей, что также активно развивает ребенка, способствует задействование всех органов чувств одновременно. Пойте и двигайтесь в такт, комментируйте и действуйте одновременно. Умывайте ребенка и приговаривайте:

Водичка-водичка, умой Софи личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Детские считалочки, шутки, потешки также будут полезны. Как раз про пальчики старинная потешка «Сорока-Белобока».

Сорока-Белобока кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибаем пальчик),
Этому дала… (и так все четыре пальца),
А этому (большому пальцу) не дала.
Он воду не носил, дрова не пилил, кашку не варил.
Полетели-полетели (ручки наверх),
На головку сели (ручки на головку).

Включайтесь в активное взаимодействие с ребенком. Голодный - кормите. Устал - дайте грудь или бутылочку с искусственным молоком. Убаюкайте, погладьте, приласкайте. И все с речью - плавной, ритмичной, музыкальной.

Берите в рот палец, когда обнаруживаете его во рту малыша, и слегка покусывайте его. Посмотрите, как реагирует малыш. Наши прабабушки мазали «сладкий палец» горчицей, солью. Правда, совсем чуть-чуть.

Палец надо убирать изо рта, но давать в руки резиновое кольцо или любые резиновые (безвредные) игрушки. Их можно в рот! Прямо покажите, как! Покажите ребенка специалисту, если не справляетесь самостоятельно.

Нужно ли исполнять капризы ребенка?
Чтобы ребенок не прорвался в «царство капризов», которое расшатывает психику, надо всегда стоять на страже. Нынешнее поколение малышей я бы назвала «хочу - не хочу». И это состояние небезопасно. Вы попробуйте хотя бы час побыть в этой, казалось бы простой, дилемме. Она раскачивает нервную систему. Так нужно ли идти на поводу желаний ребенка? Нет, если у вас есть аргументы. Но тогда их стоит привести. В доступной форме, естественно. И будьте готовы к компромиссам. Мультики? Да, но только один, а потом пусть малыш играет сам. «Зависать» в хорошую погоду у монитора компьютера - не лучший выбор, это пассивная форма развития. И вообще, часами у компьютера или телевизора сидит ребенок, который никому не нужен. А вот если вы едете в машине, мультиблок будет очень кстати. Если ребенок взял вас криком - это пропущенный гол. Подумайте об этом и в следующий раз будьте более решительны. Капризы - это состояние предневротическое. А что нужно малышу - знаете лучше всего вы.

Какие возрастные кризисы проходит ребенок?
Капризы детей не так уж безобидны и не вполне естественны, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, что они сопровождают любое недомогание ребенка, они еще составляют кризисные моменты в жизни растущего человека. А их немало. Только возрастных кризисов, приходящихся на детство, психологи насчитывают пять: кризис первого года, 2 лет (пробуждение сознания), 3 лет (рождение «Я»), 6–7 лет (социализация), а еще подростковый (поиск своей индивидуальности).

Если кризис миновал, а симптомы остались - кризис не преодолен. Любой кризис - состояние повышенного напряжения, что естественным образом ведет к излишней нервозности. Человек может нести остаток этого напряжения по жизни, более того - накапливать его от кризиса к кризису. Ведь неблагоприятное прохождение предыдущего кризиса затрудняет преодоление следующего. Излишне нервирует.

Не драматизируйте события жизни. Все преодолимо, везде есть своя успешная тактика. А если не справляетесь сами, обращайтесь к специалистам. Иначе сами знаете: неврозы, нервные болезни и психосоматика. Напугала? То-то и оно. Ищите выход из кризиса!

Развлекать или развивать ребенка?
Помните, что есть развлечение и есть развитие. Ребенку необходимо и то и другое. Помимо интеллекта нужно развивать самостоятельность, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, навыки самообслуживания. Важно высвободить творческие способности. Самая великая жажда познания проявляется у детей от 2 до 5 лет. Проводите специальные занятия, начиная с 5-10 минут два-три раза в день. Например, изучайте цвета, цифры, буквы или, например, марки машин. Далее время занятий можно увеличить в зависимости от устойчивости внимания. И смотрите, насколько это нужно ребенку сейчас.

Поначалу заниматься надо вместе. Обсуждайте, обращайте внимание на детали, обобщайте. Все остальное время поддерживайте естественный процесс познания мира. И не давайте скучать себе и ребенку. Вокруг очень много интересного. Ищите новое! Меняйте привычные схемы прогулок, занятий и даже распорядок дня.