Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи


Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока явно недостаточны.
Традиционная для нашей страны экономическая поддержка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное - меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом
же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.
Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, меди-цинскими, психологическими, юридическими, образователь-ными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступ-ление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситуации. Скажем, для молодой семьи типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профессиональным ростом.
Другие проблемы семьи порождаются случайными семейными событиями (болезнь, преждевременная смерть, длительная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или событиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).
Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или мачехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете про-должить этот перечень.)
Поддержка семьи ведется на федеральном и региональном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы поддержки семьи.
Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна - защита детей, поощрение семьи и долговременности брака, ограничение причин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.
НИ Основные понятия: семья и брак как социальные институты. ¦МТермины: семейная роль, неполная семья.
Проверьте себя
1) Почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно отнести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие изменения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?
Подумайте, обсудите, сделайте
Какие важнейшие социальные потребности удовлетво
ряет институт семьи?
Социальные институты называют «фабриками воспро
изводства общественных отношений». Какие ролевые отно-
шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об
разом это воспроизводство происходит?
Опираясь на знания обществоведческого курса, курса
права и социальный опыт, приведите примеры социальных
норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп
лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра
дициями, обычаями, общественным мнением.
Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо
лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя
занностям будущих супругов непременным условием благо
получной семьи?
Существует мнение: «Брак - это не контракт между
двумя людьми, брак - это контракт между супружеской па
рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж
дению.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.
Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы - 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, - внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают - 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <...> Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки
формы проведения родителями своего свободного времени. <...>
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.
Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации
в современной российской семье/Вестник РУДН.
Серия Социология. - 2004. - № 6-7. - С. 158-159.
1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение параграфа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен-ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

Мы живем в такое время, когда все течет и меняется. Перемены коснулись и семейных отношений. Если говорить на такую тему, как современная семья, то можно отметить, что её, как такой, вовсе и нет. Мужчины и женщины просто живут вместе и совершенно не понимают, что такое семейные ценности. К сожалению, последнее время количество браков значительно уменьшается, а разводов – гораздо растет. И даже если дело до развода не дойдет, то большинство супругов переживают внутренние конфликты.

На первом месте сегодня ставятся развлечения, работа и многое другое. А самое важное уходит на задний план, и современная семья из социальной ячейки общества вытесняется какими-то другими вещами. По статистическим данным необходимость счастливого брака снизилась до 77 процентов (раньше этот показатель составлял 84 процентов), а ценность «заработать кучу денег» с 33 проц. до 55. Но все же, какая она, современная семья?
Социологи и психологи делят семьи на несколько видов в зависимости от распределения ролей:

  • традиционная. В данном случае один из членов семьи является неким лидером;
  • эгалитарная. В такой семье нет четкого распределения ролей, здесь характерно ситуативное разграничение власти.

Современная семья – это уже далеко не традиционный патриархальный союз мужчины и женщины, официально зарегистрированный в установленном порядке, который создается для рождения детей. Сейчас принято считать что брак – это старомодно, что каждая женщина вполне прекрасно может самостоятельно родить ребенка, и у нее получится отлично совмещать карьеру с воспитанием детей. При этом, она сможет создать хорошие условия для нормального развития своего чада и без участия мужа. И все это не вызывает ни у кого осуждения.
Интересным является и то, что современная семья переживает и перераспределение обязанностей. Если до недавнего времени домашним заботами занималась исключительно жена, а муж в это время зарабатывал деньги, то сегодня все абсолютно противоположно. Сегодня можно наблюдать, как мужчина моет пол, готовит обед, занимается детьми, а женский пол - упорно продвигается по карьерной лестнице, выполняя обязанности добытчика. Изменились идеалы и в плане интимной жизни. Если раньше это происходило ради любви, то сейчас – только лишь для удовлетворения физиологических потребностей. Да и желание завести детей не всегда связывается с понятием «семья». Вот она какая, нынешняя семья.

Похожие статьи:

Изменения организма дошкольника (4613 Просмотров)

Дошколята > Здоровье

Дошкольный возраст варьируется в пределах 3-7 лет. В это время происходят физическое и интеллектуальное развитие ребенка, все стороны его жизнедеятельности развиваются в быстром темпе. Дети в этот период свободно...

Изменения в организме беременной (3296 Просмотров)

Беременность и роды > Здоровье беременной

С первых дней беременности организм беременной начинает работать на сохранение жизни и развитие малыша, все органы начинают работать по-другому. Какие же именно происходят изменения в организме беременной женщины и...

Период кризиса в молодой семье (3817 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Научно-технический прогресс ускорил эволюцию социальных институтов. Следствием стали разительные изменения в современной семье. Количество изменений в современных семьях постепенно меняет их содержание и роль в государственном механизме.

Человечество находится в состоянии революционного перехода в новое качественное состояние. Этот процесс воспринимается неоднозначно в разных слоях населения. Молодежь на глазах меняет отношение к жизни. Новые представления о семье заметно отличаются от бытовавших среди родителей, бабушек и дедушек. С одной стороны современные взгляды демократичнее, но с другой – несут в себе заряд замедленного действия с непредсказуемыми последствиями.

Не так давно уборка, стирка, приготовление пищи, уход за ребенком и его воспитание воспринимались исключительно как женские обязанности. Социальной ролью мужчины в семье было добывание средств к существованию. Традиция тянулась с каменного века, только сегодня роль куска мамонтятины взяли на себя денежные знаки. Такое распределение ролей влекло за собой социальное и имущественное неравноправие, семейное насилие и бесконечные личные трагедии.

Современные женщины успешно уравнялись в правах с мужчинами и доказали, что вполне способны выполнять ту же работу, что и они. Впрочем, в России этот вопрос был раз и навсегда урегулирован советской властью. Женщины получили одинаковое с мужчинами право на труд в шахтах, на железнодорожных путях и машиностроительных цехах. Но теперь речь идет о высококвалифицированном и управленческом труде, способном приносить серьезные деньги. Все чаще главным добытчиком в семье становится не мужчина, а женщина. А ее партнеру достается роль домашней хозяйки.

Только в одном мужчина не может заменить женщину – рождении ребенка. Но как быть с карьерой? Не прерывать же ее на несколько лет ради детей? Даже если выйти на работу, то кому понравятся бесконечные больничные листы? Законодательство отреагировало на изменившиеся условия достаточно оперативно. Теперь отпуск по уходу за ребенком может взять и папа. То же самое относится и к больничным листам.

Не нужно путать декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком. Беременеть и рожать мужчины пока что не научились, а это значит, что в декретный отпуск по беременности может уйти только женщина. А вот в отпуск по уходу за ребенком обычно уходит тот из родителей, чей заработок меньше.

Обсуждая тему современной семьи, невозможно замолчать такой животрепещущий вопрос, как однополые браки. Совсем недавно гомосексуальные отношения в России были уголовным преступлением. Эта статья Уголовного Кодекса отменена и люди с «нетрадиционной ориентацией» перестали ее скрывать. Одновременно весь мир захлестнула волна борьбы за права секс-меньшинств. Они населяют целые кварталы Парижа, Лондона, Лос-Анжелеса. Гей-парад стал чуть ли не обязательной принадлежностью каждого города, туристической приманкой.

На этом фоне неожиданно резко прозвучал принятый в России закон о запрете гей-пропаганды. Ни одного разрешения на проведение гей-парадов на территории Российской Федерации не было выдано, а самовольные мероприятия достаточно жестко пресекаются. Впрочем, недавно мэр Архангельска обещал разрешить ЛГБТ-митинг. И даже дату назвал – 2 августа. По странному стечению обстоятельств, как раз на этот день приходится праздник 85-летия ВДВ…

Интересно, что такая позиция властей одобряется большинством населения. Если вдуматься, то при настоящей демократии меньшинство не может диктовать правила большинству. Тем более в таком щепетильном вопросе. И, хотя множество стран уже юридически узаконили однополые браки, в России эта идея еще не скоро воплотится в действительность. Это говорит о достаточно консервативных взглядах нового поколения на допустимость подобных союзов. И уж полное отторжение вызывает вопрос о разрешении усыновления и удочерения детей гомосексуальными семьями. При этом, к самим по себе сексуальным предпочтениям российская молодежь относится достаточно безразлично.

Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и индуизм твердо и однозначно осуждают любые проявления гомосексуализма. Такая семья не выполняет своего главного предназначения – продолжения рода. Но современная мораль относится к таким семьям вполне лояльно.

Семья всегда строилась на основании некоего негласного договора. Но в последнее время вошло в моду заключение настоящего юридического договора между будущими супругами о правах и обязанностях каждого из них в будущей ячейке общества. Заодно уж оговаривается и доля каждого при разводе.

Как бы не менялся мир, в основе любой цивилизации всегда будет лежать семейный союз. Его формы могут трансформироваться, но неизменными должны оставаться цели – продолжение рода, счастье и здоровье всех членов семьи. Маленькие крупинки человечества не дадут ему выродиться и исчезнуть с карты Вселенной.

Принимает новые формы и существенно видоизменяется по сравнению с теми традиционными формами семьи, которые были приняты во времена предшествующих поколений.

Практически во всех странах, где проводятся соответствующие статистические исследования, отмечается, что число людей, состоящих в официальном браке, постоянно уменьшается. Например, в странах Европейского Союза с 1980 года выдача свидетельств о браке уменьшилась вдвое, и продолжает падать. Сейчас в этих странах каждый третий ребёнок рождается вне брака. А разводы? В России на 1000 заключаемых браков, приходится более 600 разводов. В США - 550. Даже в Японии, богатой глубокими семейными традициями, в последние годы происходит 250 разводов на тысячу браков. Многих, особенно людей старшего возраста, эти цифры пугают, и они соотносят данную тенденцию «с падением нравов у молодёжи» и потерей институтом брака своего статуса.

Действительно ли так страшна эта тенденция? Куда мы идём? Какими будут в нашем веке любовь, брак, семья? Стоит ли вообще искать свою половинку, к чему все эти мучения, если скоро семьи и не будет вовсе?

Чем же объясняется то, что традиционны брак умирает? Одной из причин является приобретение женщиной нового статуса. «Просто женщина» - просто домохозяйка, просто мать, просто супруга, - уходит со сцены. Всё больше женщин осознает свою значимость, истинное равенство с мужчинами и начинает жить иначе. Это далеко не новая тенденция, особенно для европейского мира, однако с годами статус женщины как равноправного партнера в браке и в карьере все более упрочивает свои позиции, и это в прямую оказывает влияние на современный семейный уклад.

Правда, часто женщины переходят в другую крайность - пытаются подавить мужчин. Однако, это еще более худшая крайность для брака. Следовательно, нужна новая форма
отношений, в которой одним из важнейших условий должно быть равенство мужчины и женщины. Любая форма неравенства является препятствием на эволюционном пути человечества. Поэтому сейчас люди пытаются искать наиболее удобные формы отношений.

Например, существуют так называемые гостевые браки - каждый живёт в своём пространстве и только время от времени, по обоюдному желанию, они встречаются. Есть попытки реализовать различные варианты полигамных отношений. А многие не желают никак оформлять свои отношения и «просто живут вместе».

Да, семья в современном мире сейчас предлагает различные формы отношений. И ничего удивительного в этом нет. Только невежественные люди продолжают осуждать отношения, которые существуют в иных культурах. Посмотрите, что есть в природе? Там можно встретить и лебединую верность, и разной формы полигамию. И не нужно отрицательно относится к разнообразию форм, не нужно осуждать попытки найти наиболее приемлемую форму. Есть право каждого жить в соответствии со своим представлением.

И обществу нужно мудро воспринимать семью в современном мире и стремиться обеспечивать наибольшую свободу всем людям, чтобы ничьи права не нарушались.

Многие продолжают цепляться за форму, создавая себе и окружающим множество проблем. Пытаясь удержать форму, не занимаясь содержанием, люди теряют здоровье, счастье и лишают этого других, создают проблемы детям и обществу. Огромным заблуждением является понимание того, что сохранение именно формы отношений приносит детям счастье, и многие женщины ради сохранения брака на самом деле жертвуют счастьем своих детей. Счастье детей зависит от качества отношений родителей.Детям нужны счастливые родители. Многие, очень многие обманывают себя и других, пытаясь сохранить брак (форму) при отсутствии необходимого содержания (любви и уважения).И очень часто именно форма сохранённого на долгие годы брака считается идеальной семьёй. Посмотрите вокруг, и Вы увидите множество примеров того, как за внешне приличной формой отношений кроется далеко не счастливая жизнь. Нередко оказывается неожиданностью (не только для окружающих, но и для самих супругов), когда «приличная» семья распадается. Оказывается, была только форма, и её старались укреплять. Но внутренние напряжения, если их не убрать, обязательно взорвут любую форму. Что мы и видим вокруг - браки распадаются с каждым годом всё интенсивнее. дает человеку большую свободу, с той оговоркой, однако, что человек данной свободой сможет адекватно воспользоваться.

Вот пример из жизни. Встречаются молодые люди. Они сильно любят друг друга. И он, и она - интересные, умные, современные, красивые. Они ещё не поженились, только серьёзно думают об этом. Но почему уже сейчас в их отношениях «проскакивают искры»? Почему возникают напряжения, даже вспыхивают маленькие ссоры?

Девушка выросла в хорошей семье, где между родителями мир и лад. Отец работает, является добытчиком семьи, а мать - хозяйка дома. В доме уют, достаток. Замечательный пример патриархальной семьи! О таких семьях говорят, - счастливая, и ставят в пример. Действительно, на фоне существующих браков и разводов такие семьи положительно выделяются. И ни у кого не возникает вопрос: а развиваются ли они? Соответствуют ли их отношения сегодняшнему времени?


И вот девушка, имея перед глазами такой образ семьи, изначально намерена построить такой же благополучный мирок. Но, как говорят, Бог не ходит по проторенному пути. Следующему поколению уже даётся более интересную задачу - проявить большую свободу в отношениях. По пути родителей пройти уже не удастся. Тот патриархальный уклад, который сложился в родительской семье, больше не отвечает требованиям времени, так как не даёт развития. Время сейчас другое, энергии другие. У этого парня, в отличие от девушки, другое мировоззрение, отличное от мировоззрения её отца. А она начинает втискивать своего любимого в те рамки, в то представление, которое у неё сложилось в сознании. А парень никак не укладывается в это прокрустово ложе - оно ему мало, оно для него неудобно, поэтому он сопротивляется. Что их ждёт впереди?

Да, они могут пожениться, но какова дальнейшая судьба этой пары? Можно с большой вероятностью предположить, что, скорее всего, будут проблемы и развод им обеспечен, и уничтожение любви... Сопротивление будет нарастать и приведёт к разрыву. Либо кто-то из них сломается и подчинится другому. Либо они разойдутся. Во всех случаях - не лучший вариант для развития любви и воспитания детей.

На этом примере можно увидеть более глубокую причину - внутреннюю несвободу девушки, заложенную стереотипом семьи. И эта программа делает её сознание несвободным. И таких программ, заложенных родителями, друзьями, книгами, фильмами бывает очень много. Посмотрите глубже, с какими «тараканами» в голове выходят в жизнь молодые люди! В их сознании множество заблуждений, комплексов, неверных представлений о мире, отсутствует понимание смысла жизни и создания семьи. И каждый такой блок, каждое заблуждение - это несвобода. И сколько таких несвободных островков в сознании? Много, очень много.

Вот и получается, что если такому человеку, внутренне несвободному, предоставить свободу внешнюю, он не будет знать, что с ней делать: или его понесёт «вразнос», или наоборот, он замкнётся, привяжется посильнее к своей половинке, и будет защищать на смерть семейные ценности, осуждая другие формы отношений. Несвобода находится в голове.

Дополнительная информация

  • seotitle: Семья в современном мире - Все о семье

Прочитано 1312 раз Последнее изменение Суббота, 10 Сентябрь 2016 17:38

Развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций , обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества , сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине — безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье — одна из ключевых задач.

Воспитательная функция

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
  • детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
  • прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Восстановительная функция

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений . Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Межличностные отношения супругов в семье

Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений можно представить в следующем виде:

  1. Доминирование . Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
  2. Манипуляция . Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
  3. Соперничество . Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
  4. Партнерство . Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.
  5. Содружество . Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.

Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи — рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.

Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения , идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей, напоминают о себе в дальнейшей жизни . Муж и жена должны иметь много точек соприкосновения. Взаимное соглашение мужа и жены должно превышать некий средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается либо недолгой, либо начисто испорченной .

Интимно-личная адаптация заключается в достижении супругами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совсем не обязательна .

Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.

Чем отличаются дружные семьи от недружных ? Прежде всего степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух “Я”, взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу , не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особо рода. Суть ее — в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви.

Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.

Основные социальные функции семьи

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Тенденции развития современной семьи

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.

Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).

Какое будущее ожидает семью? Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Довольно часто специалистами высказывается точка зрения, согласно которой традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Однако есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

Таким образом, семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.