Трудный подросток: прогулы, ложь, проблемы. Это решаемо! Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период - родители или подростки? Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обра

Подростковый возраст предъявляет повышенные требования как к ребенку, так и к его родителям, и нередко сопровождается значительными трудностями. Это один из значимых и, при этом, кризисных этапов в развитии личности, от успешности его прохождения зависит очень многое в дальнейшей жизни, так что следует с большой серьезностью относиться к возникающим в этот период проблемам. Впрочем, нередко эти проблемы приобретают столь напряженный характер, что не уделять им внимание попросту невозможно.

Вполне закономерно, что собственных ресурсов семьи в ряде случаев оказывается недостаточно - характер течения подросткового кризиса не укладывается в стандартное описание, поведение подростков весьма вариативно, а порой оно носит буквально угрожающий жизни характер. Родители - при всем их желании - не всегда обладают достаточным (целостным) пониманием происходящего, а, кроме того, испытывая сильную эмоциональную вовлеченность, привносят в общение со своим "беспокойным подростком"* массу разнонаправленных влияний. Вообще говоря, родители - равнозначные участники пубертатного кризиса своего ребенка, и именно им, прежде всего, бывает необходима психологическая помощь. Подросткам же помощь психолога никогда не бывает лишней (хотя не каждый "тинэйджер" - пусть и в довольно кризисной ситуации - нуждается в обязательной психологической поддержке).

Каким образом осуществляется оптимальная психологическая помощь подросткам и их родителям?

Наилучший вариант - когда ваш подросток готов пойти на консультацию к психологу . Такую консультацию имеет смысл начинать в совместном варианте - ребенок и родители по очереди описывают свои затруднения, причем начинает разговор тот, кто явился инициатором похода в кабинет психолога. Не обязательно начинать с самых больших разногласий и претензий, вполне подходящим началом может послужить непосредственный повод для психологической консультации (к примеру, вызов родителей в школу или иной, известный всей семье, инцидент). Иногда родители считают нужным говорить о проблемах тайно от ребенка (просят его подождать в коридоре), мотивация при этом бывает разной, но крайне редко действительно обоснованной. В большинстве случаев подросток вполне осведомлен о происходящем, а вот "закулисное" общение со специалистом у него вызывает (иногда небезосновательное) подозрение в заговоре против него. В этом плане следует подготовиться к тому, чтобы повести речь о "наболевшем" в присутствии ребенка и так, чтобы не сорвать едва начавшееся мероприятие (нередко это требует предварительной, сугубо родительской консультации со специалистом, к которому планируется привести подростка).

После общего обсуждения - при согласии подростка - следует его общение с психологом "тет-а-тет". Основная задача такого разговора - не столько решение текущей ситуации, сколько ее диагностика (родители далеко не всегда имеют адекватное представление о происходящем в жизни подростка), а также определение возможности создания рабочего (психологического) альянса с подростком (это ключевая задача, поскольку редкая из проблем подросткового возраста может быть разрешена в рамках одной консультации, а других может попросту не быть - если подросток поймет, что весь смысл общения с психологом это попытка его тут же, на месте "переделать под родителей", сделать более покладистым и беспроблемным).

Завершение консультации проходит также с участием родителей. Если подросток согласен, его общение с психологом продолжается на последующих, повторных, консультациях (к примеру, в еженедельном режиме). Совместные (с родителями) консультации проводятся, скажем, раз в месяц (обсуждаются общие вопросы, уточняется текущая ситуация, ставятся совместные задачи).

Другие варианты проработки сложившейся проблемной ситуации складываются из тех или иных ограничений.

Подросток не желает вести разговор вместе с родителями, но допускает общение наедине с психологом . Это вполне рабочая ситуация с хорошим потенциалом к улучшению. Сложностью здесь может выступить исключенность родителей из процесса психологической проработки конфликта, в то время как именно неправильное (хотя и не по злому умыслу) поведение родителей является ключевым фактором эскалации напряженности в отношениях подростка как в семье, так и вне ее. Это может потребовать привлечения дополнительного психолога - специально для работы с родителями - в тех случаях, когда кризис имеет остро выраженный характер (редкий подросток "санкционирует" взаимодействие "его" психолога с родителями за его, ребенка, спиной).

Следует заметить, что с профессиональной точки зрения работа с родителями подростка является наиболее сложной частью проработки трудностей пубертатного возраста. Поэтому не удивительно, что иные психологи предпочитают работать только с подростком. Такая "суженность" в психологическом консультировании подростков, в принципе, допустима (иногда, увы, она попросту непреодолима), но существенно сказывается на эффективности проводимой работы. Оптимальным вариантом отклика на задачи подросткового кризиса является вовлечение в их разрешение как подростка, так и его родителей. Это бывает не всегда очевидно, зачастую неудобно, обременительно, но таково требование реальности, игнорировать его было бы профессиональной ошибкой.

Подросток, в принципе, не идет на диалог с психологом. В таких случаях, очевидно, консультируются родители без ребенка. Может показаться, что это пустая затея - ведь, чаще всего, проблемы имеются именно у ребенка (например, у него нет друзей, он прогуливает уроки или присоединился к подозрительной компании). Однако в любом случае можно - и нужно - что-то предпринимать, и, если прямое воздействие специалиста-психолога на ребенка исключено, становится критически важным то, насколько конструктивным будут действия родителей (родители всегда остаются участниками - безусловно, самыми важными - жизни своего ребенка, и не стоит поддаваться на типичную подростковую провокацию в духе "вы для меня никто"). Еще раз подчеркнем: важно, чтобы всякое действие со стороны родителя носило максимально выверенный и продуктивный характер. В обеспечении этого и состоит призвание психолога во взаимодействии с родителями подростка, а, значит, и со всем кризисом подросткового возраста, кто бы ни выступил непосредственным участником его проработки.

В заключение хочется указать на то, что подростковый кризис - при всей его напряженности - один из самых отзывчивых и конструктивных в плане реакции на адекватную психологическую помощь. Подростки, как правило - самые благодарные клиенты психологов. И дело не в особенных чувствах признательности с их стороны (как раз, их-то подросток может попросту не осознавать), а в успехе тех профессиональных усилий, что прикладываются к терзающей его ситуации. По своей природе, подростковый кризис расположен к разрешению, и здесь главное не мешать ему успешно разрешиться. Помощь психолога при таком раскладе оказывается, как нельзя более, кстати.

* примечание - «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей» - так называется книга супругов Роберта и Джин Байярдов, родителей пяти детей и психологов, прекрасно описавших ситуацию подросткового кризиса в его крайних проявлениях и, что очень важно, предложивших основательную поддержку тем родителям, которые вместе со своим ребенком оказались в экстремальной ситуации. К счастью, далеко не каждый "тинейджер" создает "неразрешимые" задачки взрослым, но общие принципы разрешения кризисных ситуаций универсальны и ясно представлены в этой книге, их имеет смысл тщательно изучить и усвоить.

Подростковый возраст – это довольно непростой этап формирования личности каждого человека. Его недаром еще называют переходным. Ведь именно в это период ребенок прощается со своим детством и постепенно становится взрослым.

Условно этот возраст можно разделить на два периода:

  • младший подростковый – от 11 до 13-14 лет;
  • старший подростковый – от 14 до 17 лет.

И младшему, и старшему подростку необходимы максимально бережное отношение и пристальное внимания со стороны родителей. При этом, не менее важно предоставить взрослеющему ребёнку достаточно свободы и уметь установить жёсткие ограничения. Это позволяет ему постепенно продвигаться в сторону собственной автономии, и одновременно сохранять необходимые ориентиры и опору на этом нелегком пути. Все эти чудеса эквилибристики, несомненно, ложатся на плечи родителей, которым предстоит долгое время балансировать вместе с самим подростком между зависимостью и независимостью.

Трудный подросток – это вовсе не миф, а нередкое следствие того стиля воспитания, который практикуют именно эти родители именно с этим ребёнком. Необходимо помнить, что именно сейчас подростку очень непросто адаптироваться к тем физическим, эмоциональным и психологическим изменениям, которые сопровождают его развитие, и, как следствие, к тем непростым состояниям, что он испытывает ежедневно. Поэтому различного рода крики, наказания, лишения и принуждения будут лишь усугублять положение, вызывая его раздражение и негативное отношение к родителям.

Психология подростка в 13 лет, 15 – 16 лет и схожа, и имеет свои особенности. Подросток остро реагирует на все происходящее, а каждое событие, где он чувствует себя непонятым, непринятым отзывается болью в его душе. Любое неосторожное слово со стороны родителей или окружения способны сделать эту боль нестерпимой и повлечь за собой серьезные последствия.

Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях

Если родители чувствуют, что преодолеть этот сложный период вместе с ребенком у них не получается, то следует незамедлительно обращаться за помощью к профессиональному психологу. Специальные знания в сочетании с профессиональным взглядом на коммуникацию внутри семьи и состояние каждого её участника помогают разрешить любую ситуацию, научиться правильно строить отношения с подростком и преодолеть неизбежный кризис с наименьшими потерями.

Итак, в каких же случаях требуются консультации психолога для подростков?

  1. Подросток стал замкнутым. Довольно тревожный сигнал, если такое поведение было вовсе не свойственно ему раньше. Это может говорить о наличии проблем в общении с окружающим миром и сверстниками, особенно, если вся комуникация разворачивается в виртуальной действительности. Подросток и компьютер – это неоднозначная дружба, которая может одновременно давать море полезной информации и возможность установления интересных связей, а, при других обстоятельствах, провоцировать серьезные расстройства психики и осложнять процесс адаптации подрастающего человека.
  2. Подросток врет. Это сложное явление, и может иметь под собой разные основания. В любом случае, это указывает на недоверие близким людям и наличие проблем у ребенка. Желание скрыть правду может возникать спонтанно или осознанно, что намного серьезнее и требует незамедлительной консультации психолога.
  3. Подросток манипулирует родителями. Такой ответ нередко даёт подросток родителям, не уверенным в своей роли, действующим противоречиво - от жестких и даже жестоких вмешательств до полного попустительства. Постепенно он начинает извлекать желаемое из сложившейся ситуации, которая превращается для него в азартную игру. Родители и сам подросток попеременно наделяются безграничной властью, родительский контроль полностью утрачивается, а происходящие метаморфозы все сильнее уродуют личность ребенка.
  4. Если подросток прогуливает школу. В этом случае становятся очевидными проблемы, вероятнее всего существующие уже длительное время. Даже если окружающим ребёнка взрослым - родителям, педагогам, администрации школы и школьному психологу - удаётся скоординировать свои действия и вернуть подростка за парту, необходимо помнить, что его собственных возможностей адаптации оказалось недостаточно. Это значит, что такой подросток нуждается в специально организованном курсе консультаций профессионального психолога.
  5. Если подросток ворует деньги у родителей, то советы психолога, которыми пестрит интернет, к сожалению, не дадут ответа на вопрос, с какого рода проблемами столкнулись подросток и его родители, насколько серьезные трудности существуют у самого ребенка и в какой помощи он нуждается.

С чем бы вы не столкнулись, важно как можно раньше прибегнуть к квалифицированной помощи психолога. В противном случае возникает угроза не только полной потери взаимопонимания между подростком и его окружением, а, в конечном счете, нарушение процесса развития и адаптации ребенка.

Индивидуальная работа психолога с подростками: как подготовиться к визиту?

  • Ребенок должен понимать цели посещения психолога для себя и для родителей в том виде, в котором они существуют на данный момент.
  • Подростка нельзя заставлять силой идти на прием, манипулировать и заманивать хитростью.
  • Все действия родителей должны быть максимально деликатными – без угроз, обвинений и осуждения.
  • Подросток должен понимать, что все, что он скажет, никогда не станет известно его близкому окружению, если только речь не идёт об угрозе жизни и здоровью самого подростка или других людей.

В случае категорического отказа ребенка прийти на прием, мы рекомендуем родителям сначала самим посетить психолога. В особых случаях мы готовы организовать помощь психолога для подростка на дому.


Психолог Мизинова А.В.

В какой момент очаровательное послушное дитя превращается в нестерпимого подростка? Что делать, если он не хочет учиться, постоянно врёт и бунтует? Консультация подросткового психолога поможет справиться с проблемой.

Все родители желают своим детям только добра, они изо всех сил стараются помочь. Но во время гормональной перестройки подросток может стать неуправляемым.

Он не доверяет, считает, что весь мир против него, страдает. А родители беспокоятся, как бы он не натворил непоправимых глупостей. Значит пора обращаться к подростковому психологу, ведь за один день проблему не решить.

Учеба и родители – взгляд самого подростка

Однообразие, приевшиеся учителя и одноклассники, нравоучения – это нестерпимая ежедневная пытка. Изо дня в день продолжается одно и то же. Годами! И самое противное, что все это бессмысленно, ведь на практике выясняется, что знание школьных предметов не нужно в реальной жизни, оно никак не влияет на успех и карьеру. Отзвенит последний звонок – и… Что дальше?

Сам подросток видит ситуацию именно так. Ему кажется, что в жизни нет смысла, а есть только ежедневная рутинная пытка. Никто не отвечает на самые главные вопросы – о цели существования, смысле действий. Бесконечные запреты сводят с ума. Почему взрослые осуждают все, что ему по-настоящему интересно: развлечения, новых друзей, одежду? Как достучаться до их заскорузлых душ и объяснить, что больше так нельзя?

Ответы может дать . В период, когда больше не с кем поговорить по душам, только специалист способен понять, что на самом деле происходит в душе мятущегося молодого человека или юной девушки. Во многих случаях психологическая помощь детям и подросткам в буквальном смысле спасает жизни, удерживая их от суицида.

Родителям: о причинах конфликтов с детьми

Взрослым зачастую кажется, что гормональная перестройка – это просто физиологические процессы, влияющие на настроение подростка. Но речь идет не только о настроении, меняется мышление взрослеющего человека. нужна даже больше, чем взрослым людям, переживающим серьезный кризис или горе.

Вчерашний ребенок становится молодым человеком, от которого требуют делать то, что он считает глупым, бессмысленным и ненужным. Вам кажется, что он должен немедленно прекратить развлекаться и заняться делом. А каким именно?

Обычно родители настаивают, чтобы подросток вместо интересных для него вещей делал следующее:

  • Занялся уроками. Это неприемлемая замена развлечениям! Ребенок делал уроки многие годы и не увидел никаких результатов своего труда. Неудивительно, что он ненавидит учебу.
  • Прибрался, помог по хозяйству. Подростку все равно, насколько грязно у него в комнате. Для него это не имеет значения. Но он может помочь по дому ради хороших отношений с родителями.
  • Выбрал в качестве хобби спорт, танцы, музыку и т.п. Это интересно взрослым, но никак не подросткам, для которых важнее общение, совместное времяпровождение с друзьями, первые объятия и поцелуи.

Факт: у детей и их родителей совершенно разные представления о том, что интересно, полезно и имеет смысл. Психологическая помощь для подростков необходима, чтобы дети смогли найти общий язык с родителями и компромиссы, которые устроят обе стороны. Больше не получится не считаться с мнением ребенка! Он взрослеет и требует тех же прав, что и взрослые, однако пока не готов выполнять их обязанности.

Конфликт интересов в семье – что делать?

Психологическая помощь родителям подростков нужна не меньше, чем их детям, ведь придется остановиться, принять ситуацию и действовать:

  1. Успокойтесь. Гормональная перестройка продолжается не один день. Мгновенно вы не решите проблему, поэтому успокойтесь и приготовьтесь к длительному марафону.
  2. Не потакайте. Пресекайте проявления неуважения к себе. Если трудно самостоятельно найти правильные методы, вам поможет подростковый психолог.
  3. Не давите. Шантаж и угрозы не сделают ваши отношения с ребенком лучше, постарайтесь их избегать.
  4. Любите. Продолжайте любить своего ребенка. Да, он стал невыносимым, вы ссоритесь, но не переставайте дарить ему тепло. Старайтесь больше общаться, проводить вместе время, ищите общие интересы и развлечения.
  5. Измените взгляд. Здесь нужен психолог для подростков, который поможет и вам, и самому ребенку изменить точку зрения. Только так вы сможете решить проблему.

Консультации психолога для подростков в Саратове

Итак, перестаньте драматизировать и ждать наихудшего. Подростковый бунт еще не означает, что ребенок в будущем станет наркоманом, проституткой или еще каким-нибудь асоциальным элементом. Трудности есть, никто не спорит. Но вы все преодолеете, если вовремя обратитесь за помощью.

Подростковые психологи нашего центра «Радость Жизни» готовы принять вас и вашего ребенка. Мы поможем разобраться, что именно раздражает и угнетает, вместе разработаем пошаговую «дорожную карту», которая станет рецептом счастья для вашей семьи.

Уже сегодня, чтобы мир и спокойствие как можно раньше вернулись в ваш дом. Позвоните нам, давайте договоримся о встрече!

    Похожие записи

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность... Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог. «Я Родитель» встретился с психологом Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.

«Главное – не занимать позицию страуса!»

- Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?

Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).

- Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период - родители или подростки?

Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.

- Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?

Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.

- Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?

Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.

Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.

Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно. Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой. В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.

- Как вести себя родителям?

Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются. В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку. Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.

«Задача подросткового возраста – отделение от родителей»

- Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?

Вторая группа – это детско-родительские отношения , и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.

Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья. Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты - от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.

- Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.

Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения. При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации). Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.

Примеры обращений к психологу:

Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами - это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты - дети разведенных родителей.

В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.

А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно. Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком. Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу. Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.

Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».

«Они знают гораздо больше, чем мы думаем!»

Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человекасобственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.

- Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию. Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете. Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место. А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.

- Так все-таки подростки - кто они?!И как характеризовать подростковый период?

Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.

Беседовала Влада Ворона