У каждого из нас бывают в жизни. Об истинной дружбе

Текст.
(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

Сочинение.

Чем истинная дружба отличается от мнимой? Мне кажется, именно эта проблема является самой значительной в тексте И.А. Ильина.
Вопрос о сущности истинной и мнимой дружбы никого не может оставить равнодушным, он в большой или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни, потому что у всех у нас есть друзья. И.А. Ильин, рассуждая, показывает отличия истинной дружбы от мнимой. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей. И основу такой дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям. А мнимая дружба сводится к тому, что люди, не замечая друг друга, проходят мимо, и их дружба исчезает очень быстро. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет.
Авторская позиция, по моему мнению, заключается в том, что истинная дружба – это духовная любовь, соединяющая людей. Она преодолевает одиночество и сближает людей.
Мысль, высказанная И.А.Ильиным, близка и понятна мне. Наверное, каждому из нас в жизни приходилось задумываться над таким вопросом. Действительно, к истинной дружбе способны только люди духа. Ведь люди без сердца и без духа неспособны к дружбе.
Данная проблема волновала многих писателей, особенно остро она поставлена в рассказе Н. Татаренцева об учениках 11-го класса, где повествуется об искренней дружбе двух мальчишек. Ребята всем классом решили сбежать с урока. А один из них был вынужден остаться, потому что его мать только что оправилась от тяжелого заболевания, и он не хотел лишний раз беспокоить её. Её близкий товарищ тут же понимает причину такого поступка и решает остаться с ним. Это проявление настоящей дружбы людей, которые верны друг другу.
Не менее искренние и тёплые чувства связывают двух других героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Встретившись в салоне Анны Павловны Шерер, среди лицемерных, лживых, притворных гостей, они выражают искреннюю взаимную радость, их разговор течёт естественно и просто. Они доверяют друг другу самое сокровенное, важное, скрытое ото всех.
Таким образом, важность затронутой в тексте И.А.Ильина проблемы не вызывает сомнений.

Проблема текста

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

(1) «Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего», - написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. (2) Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. (3) Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

(4) Всю жизнь нам грозят лишениями. (5) Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. (6) Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом – подготовка к успеху, закал для победы. (7) То, чего требует от нас эта школа, - есть духовное преодоление угроз и лишений. (8) Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. (9) Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. (10) «Не хватает?» - «Пускай себе не хватает. Я обойдусь»… (11) Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. (12) Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни – не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать…

(13) Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

(14) Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (15) Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит не задний план. (16) Это и есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. (17) Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

(18) И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение – не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. (19) Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. (20) Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. (21) И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. (22) Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание.(По И. Ильину)



Справка: Иван Александрович Ильин (1883 – 1954) – русский христианский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения. Выслан из России в 1922 году за антикоммунистическую деятельность.

1. Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

2. Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин.

3. Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина.

4. В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема – счастье.

6. Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения?

7. Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.

8. В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.

9. Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

10. Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?

Комментарий к проблеме

(текст публицистического стиля)

О дружбе

(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщестлавия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...
(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)

На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь.

(По И. Ильину)

(текст художественного стиля)

Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивленно переглянулись.

Мы уже и не ждали вас, - после первых приветст­вий стал оправдываться Мурод. - Решили, что не приеде­те, и отправились в гости. Когда же вы выехали?

В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь...

Да что же мы стоим, пойдемте домой. Вы же совсем замерзли.

Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.

Скажи, что случилось? Почему так поспешно вы­звал меня?

Ничего не случилось. - От Мурода пахнуло водкой и табаком. - Просто соскучился...

Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот*, и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: - Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду...

Едешь, значит, учиться... Слава богу, - сказал ста­рик. - А я, грешным делом, о чем только не передумал.

Ну идемте же... - Взяв отца за локоть, Мурод по­вел его в подъезд.

Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем сво­им немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзго­ды долгого дня отозвались в нем сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясни­ца. На какое-то мгновение у него появилось желание оста­новить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денек и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой...» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

Так едешь учиться? - безучастно переспросил ста­рик, когда они уже были на лестничной площадке и Му­род, достав ключ, копался в замочной скважине. - Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться.

(С. Турсун)

Вопросы для комментария проблемы

Сформулируйте проблему и прокомментируйте её, опираясь на данный текст

Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

(По Ю. Лотману)

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней... И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится?

Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом... Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу... Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,- то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчете... Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы - и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества... Ибо без живой любви люди подобны мертвому праху...

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить ее...

На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь. И вот, истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. А духовная любовь есть сущее пламя Божие. Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймет истинной дружбы и не сумеет осуществить ее, но он не поймет также ни верности, ни истинной жертвенности. Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа.

Нет истинной дружбы без любви, потому что именно любовь связывает людей. А истинная дружба есть свободная связь: в ней человек сразу - свободен и связан; и связь эта не нарушает и не уменьшает свободы, ибо она осуществляет ее; и свобода эта, осуществляя себя в привязанности, связывает человека с человеком в духе. Самая крепкая связь на земле есть свободная связь, если она слагается в Боге, соединяет людей через Бога и закрепляется перед лицом Божиим. Вот почему в основе каждого настоящего брака и каждой здоровой семьи лежит свободная, духовная дружба. Истинная дружба, как и истинный брак, заключается в небесах и не расторгается на земле.

Если мы видим где-нибудь на земле истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной близости. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни. Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полупредательскими; их расчетливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма. Истинное единение людей возможно только в Божием луче, в духе и любви.

Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, так, как если бы в нем жил таинственно раскаленный уголь. Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. Но свет его светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. И вот, истинная дружба возникает из этих искр.

Кто однажды видел пылинку радия, тот никогда не забудет этого чуда Божия. В малом замкнутом пространстве, в темноте, за стеклом лупы, видно крошечное тело, из которого непрерывно вылетают во все стороны подвижные искорки и быстро исчезают в темноте. Легким поворотом винта можно слегка ослабить зажим пинцета, держащего эту пылинку, - и тогда искры начинают вылетать щедро и радостно; зажим усиливается - и искры летят скудно и осторожно. А естествоиспытатели утверждают, что лучевой заряд этой пылинки будет действителен по крайней мере две тысячи лет...

Наподобие этого живет и сверкает человеческий дух; так посылает он свои искры в мировое «пространство». И из этих искр возникает истинная дружба.

Есть люди, для которых слово «дух» не пустой звук и не мертвое понятие: они знают, что в жизни есть «Божий цветы», и что жизнь ими красуется и светится; они знают, что человеку дано внутреннее око, способное видеть и узнавать эти цветы; они ищут их, находят их, радуются им и любят их сердцем. Такие люди носят в своем сердце духовный «заряд» и «душевный «жар». Их личный дух подобен пылинке радия, излучающей свои искры в мировое пространство. И в каждой такой искре сверкает их любовь и светит сила любимого ими божественного содержания. И каждая такая искра ищет приятия, признания и ответа, ибо человеческая любовь всегда требует понимания и взаимности.

Но излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. Холодный мрак поглощает все бесследно. Мертвая пустота не может дать ответа. Огонь стремится к огню и свет тянется к свету. И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

Истинная дружба начинается там, где излетевшая искра духа касается чужой огненной купины и воспринимается ею. За восприятием следует ответная искра, которая воспринимается первопославшим и вызывает в нем ответ на ответ. Тогда начинается световой обмен. Искры отнюдь не исчезают в окружающем мраке. Каждая достигает цели и зажигает. Вспыхивают целые снопы света, пламя разгорается, пожар растет. Свободные дары, творческое восприятие, светлая благодарность... И ни тени зависти. Дух наслаждается своей беззаветной откровенностью. Он знает, что его встретит духовное созерцание и вчувствующееся постижение. Сердце чутко вслушивается и радостно предвосхищает дальнейшее. И пламя Божие справляет на земле свой праздник...

Да, человеческая душа одинока на земле и часто страдает от этого. Она может почувствовать себя покинутой и заброшенной. Но дух человека не мирится с одиночеством. Он укореняется в Божественном, живет для Божьего дела, свободно рассылает свои искры, и никакие «стены» ему не страшны. Он не верит в то, что атомное разъединение или распыленная множественность составляет последнее слово человеческого бытия, непреодолимую форму жизни; он не верит, что люди обречены на одинокое блуждание в хаосе, что им никогда не найти друг друга; он не верит в торжество «мировой пыли». Где-то, неизвестно где, когда-то, неизвестно когда, в великом лоне Божиих замыслов и творческих идей, он видел некое видение: единое, сплошное море пламени сонно почивало в пророческом спокойствии, так, как оно было задумано Богом изначала и призвано к пробужденному бытию в грядущем; он узрел это видение - вступил в новое, земное бытие, чтобы проснуться в виде обособленного, единичного «огонька» и начать на земле творческую борьбу за духовно пробужденное воссоединение человеческого огневого множества... Ибо человеческие души, эти духовные огни Божий, призваны пройти через индивидуацию и одиночество и вновь воссоединиться в единое, сплошное море - но уже духовно пробужденного огня...

И вот, истинная дружба, как любовь, и притом, как духовная любовь, создает первоначальную ячейку этого единства; из таких ячеек духовного огня сложится однажды великое и единое пламя Божие, светлая и радостная ткань Божьего Царства во вселенной...

Вот почему каждый духовно живой человек ищет истинной дружбы на земле и бывает счастлив, если ему удается найти ее и осуществить. Этим он исполняет завет своего Творца и участвует в совершении Его обетования; этим он участвует в обновлении и преображении Божиего мира.

На свете есть много людей, которые ничего не знают об истинной дружбе и тем не менее беспомощно толкуют о ней; и не находя к ней пути, и не зная, как осуществить ее, удовлетворяются земною страстною «любовью», обычно вынося из нее разочарование и уныние. Но именно они должны узнать и почувствовать, что они призваны к ней и что она для них достижима. Ибо самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку;- и малейшая искра духовного обмена, в живой беседе, в искусстве, в совместном исследовании или созерцании;- и всякая попытка совместно помолиться единому Божеству единым воздыханием,- содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука... И как грустно, если жизнь пресекается уже в своем зерне, если лестница обламывается на первой ступени, если песнь обрывается на первом звуке!..

Поэтому каждый из нас должен всю жизнь искать истинной дружбы, духовно строить ее и любовно беречь ее. Тогда он узнает, в чем состоит блаженство истинной верности и легкая естественность настоящей жертвы.

Консультация по подготовке к ЕГЭ

Тема: Комментарий проблемы.

Задачи:

    Дать представление о комментарии к тексту.

    Формировать умение по данной системе вопросов комментировать проблему.

    Орг момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа над темой урока.

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Комментарий должен связать проблему с авторской позицией. Надо показать мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Схема

Итак, в задании части С вам предлагается прокомментировать проблему, и это нужно сделать обязательно с опорой на исходный текст. Написать эту часть сочинения вам помогут вопросы, которые вы можете задать к тексту.

Мы рассмотрим 2 текста разных стилей – публицистического и художественного – и систему вопросов к ним, ответы на которые и есть не что иное, как комментарий.

О дружбе

(По И. Ильину)

О чём текст?

Каким стилем речи он создан? (публицистическим)

Словарная работа: преферанс – вид карточной игры; протекция - Покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-л., содействующая устройству чьих-л. дел. Оказать, составить протекцию своему однокласснику, земляку. Получить заказ по протекции. Пройти по конкурсу без протекции.

В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Обратимся теперь к тексту художественному стиля.

Ну идёмте же…

(С. Турсун)

Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

«Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться», - в этих словах старика можно увидеть глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

О дружбе

Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы – и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба… Если бы только знать, как она завязывается и возникает… Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её…

На свете есть только одна единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь.

(По И. Ильину)

Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. – Решили, что не приедете, и отправились в гости. Когда же вы выехали?

В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь…

Да что же мы стоим, пойдёмте домой. Вы же совсем замёрзли.

Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.

Скажи, что случилось? Почему так поспешно вызвал меня?

Ничего не случилось. – От Мурода пахнуло водкой и табаком.- Просто соскучился…

Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот и хочет перед отъездом повидаться, пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по –своему и накинулась на Мурода:

Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

Едешь, значит, учиться… Слава Богу, - сказал старик. – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

Ну идёмте же…

Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой…» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ, копался в замочной скважине. – Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться.

(С. Турсун)

Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

В своем тексте И.А.Ильин поднимает проблему истинной и ложной дружбы.

Данная проблема является весьма актуальной в современном обществе, так как в погоне за личной выгодой люди пренебрегают истинными чувствами и дружбой. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор приводит многочисленные примеры ложных связей, которые не являются прочными. Перечисляя достоинства истинной дружбы, И.А.Ильин указывает на ее всеобъемлющую силу, способную сделать невозможное. Однако это дано почувствовать лишь людям честным и чувственным.

Автор убежден в том, что истинная дружба, в отличие от мнимой, способна коренным образом изменить жизнь человека, открыть его сердце новым чувствам и переживаниям: «истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви». И.А.Ильин твердо уверен, что такие отношения сходны любви и способны зажечь огонь в душе человека, а мнимые чувства исчезают бесследно.

Мнимая же дружба перестает быть дружбой, как только исчезает какая-либо выгода. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из художественной литературы.

В качестве аргумента рассмотрим роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», главные герои которого связаны самыми искренними чувствами. Андрей Болконский и Пьер Безухов глубоко уважают друг друга, а во время трудных жизненных испытаний всегда готовы оказать поддержку. Так, князь Андрей поручил своему другу заботу о Наташе Ростовой на время своего отъезда. Несмотря на то, что девушка была любима Пьером, герой ни на минуту не задумывается о том, чтобы воспользоваться сложившейся ситуацией. Так, храня крепкую и искреннюю дружбу, герои остаются поддержкой и опорой друг друга.

Другим примером могут служить события из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в котором перед нами предстает история взаимоотношений Владимира Ленского и Евгения Онегина. Дружбу героев никак нельзя назвать истинной. Для Евгения, скучающего в поместье дяди, общение с Ленским было способом хоть как-то развлечь себя. Неудивительно, что в скором времени отношения героев дали трещину: Ленский и Онегин вызывают друг друга на дуэль из-за спора по поводу Ольги. Бывшие друзья, не питавшие друг к другу искренних чувств, были просто не способны решить проблему другим путем. Таким образом, для людей, не связанных истинной дружбой, малейший пустяк оказался трагедией, закончившейся смертью Ленского от рук Онегина.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что истинная дружба объединяет людей, делает их сердца добрее и для некоторых даже является смыслом жизни. Мнимая же дружба в лучшем случае оставляет пустое место в сердцах людей, в худшем - приводит к трагедии.

Обновлено: 2017-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.