Влияния интернета на психологическое состояние подростка. Психологическое состояние подростка Психические состояния подростков в период кризиса

Для понимания механизмов развития психических свойств учащихся среднего школьного возраста необходимо иметь в поле зрения два основных их источника: природные данные (врожденные биологические, включая генетические) и социальные факторы (особенности семьи, воспитание, обучение и другие формы общественных отношений, формирующие личность).

Наиболее интересными в исследовании возраста вообще и подросткового возраста в частности до сих пор остаются классики отечественной психологии: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович. Значительны работы таких известных учёных как А. П. Краковского, В. А. Крутецкого, А. И. Кочетова, Д. И. Фельдштейна, Т. В. Драгуновой, Л. Ф. Обуховой, Г. А. Цукерман, С. А. Беличевой и многих других. В зарубежной психологии к изучению подросткового возраста обращались различные авторы: З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А. Фрейд, Х. Ремшмидт, К. Левин, Э. Шпрангер, Ст. Холл и другие.

Отечественные исследования о подростках, появившиеся после 60-х годов ХХ века, условно можно разделить на работы до- и послеперестроечные. Разница между ними в том, что в последних чётко прослеживаются те две тенденции, о которых речь шла выше, а именно: определённое влияние западных теорий, с одной стороны, и нацеленность на современные изменения в обществе - с другой. Это достаточно заметно прослеживается в ряде последних публикаций, освещающих, в том числе, и подростковый возраст (работы Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой, Т.В. Драгуновой, Г.А. Цукерман и многих других).

Существует множество исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Большинство авторов определяют этот этап развития ребёнка как переход от детства к взрослости. Согласно Толковому словарю В. Даля, слово «подросток» обозначает «дитя на подросте». «В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него» (В. Даль, 1989).

Психологи придерживаются мнения, что любой возраст, в том числе и подростковый, не имеет чётких границ, а если они и есть, то очень условны. Это мнение продиктовано исследованиями антропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и других), которые, изучая ряд племён, обратили внимание на кратковременность и незаметность протекания там подросткового периода. Было убедительно продемонстрировано, что подростничество - не что иное, как факт именно нашей цивилизации, что характер подросткового возраста зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способа перехода из одной группы в другую. После работ М. Мид и целого ряда других исследований переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребёнка в социальную жизнь взрослого.

Т.В. Драгунова, анализируя взгляды на подростковый возраст не только антропологов, но и психологов, и биологов, утверждает, что данный период развития у различных народов и культур протекает по-разному и имеет различные возрастные границы. Она считает, что границы возраста могут как сближаться, так и расширяться, увеличивая переходный период. По мнению автора, количество лет на переход от детства к взрослости значительно увеличилось в современном обществе (Т.В. Драгунова, 1972).

Эта мысль совпадает с точкой зрения Л.С. Выготского, который отмечает, что три фазы созревания у подростков в цивилизованном обществе нередко не совпадают: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» (Л.С. Выготский, 1984). Такое несовпадение фаз созревание порождает немалые трудности. Дело в том, что половое созревание опережает органическое, а то, в свою очередь - социальное, что приводит к некоторым разбалансировкам в развитии подростка. Интересной и продуктивной представляется мысль Л.С. Выготского о значении исторического времени для развития подростка. По его мнению, культурно-историческая среда и непосредственное окружение больше всего влияют именно на данный возраст. При этом влияние среды может как сузить, так и значительно расширить границы подросткового возраста. Чем в большей степени совпадают половое, органическое и социальное созревание, тем меньше во времени период перехода от детства к взрослости, а чем больше они расходятся во времени, тем более длительным становится этот период, тем продолжительней переход.

По мнению немецкого философа и психолога Э. Шпрангера, подростковый возраст - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Но рассмотрение подросткового возраста требует чёткого видения его границ. Существует несколько определений рубежей данного жизненного отрезка. Например, Г. Грим ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. По А. Геззелу, переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года. А Дж. Биррен считает, что этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность указывают авторы лонгитюдного исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возраст 12-15 лет (И.В. Дубровина, 1987).

Представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 11-15 годами (Д.Б. Эльконин, 1989).

Рассмотрим основные новообразования в подростковом возрасте. Неравномерность, противоречивость, сложность психического развития в подростковом возрасте не случайны. Развитие характеризуется теми более или менее устойчивыми психическими особенностями, которые сложились, а также новыми качествами личности и деятельности, которые впервые появляются в данном возрасте при имеющемся обучении у данного ребёнка. Эти новые качественные изменения в структуре личности, в поведении, в деятельности ребёнка Л.С. Выготский назвал психическими новообразованиями возраста (Л.С. Выготский, 1984). И в подростковом возрасте существуют психологические особенности, которые присущи младшему школьному возрасту, и новые психологические образования, характерные для данной возрастной ступени развития.

Главное новообразование переходного возраста, по Л.С. Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» (Л.С. Выготский, 1984).

Как отмечают многие авторы, центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Подросток начинает себя ощущать взрослым, стремится быть и считаться таковым. Он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной полноценной взрослости, зато у него есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Д.Б. Эльконин важнейшими новообразованиями подросткового периода считает формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни (Д.Б. Эльконин, 1989).

Главное новообразование этого возраста, по Шпранглеру, - открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и её свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идёт изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности (И.С. Кон, 1989).

Многие психологи (Геззел, Левин, Эриксон, Блос) пользовались понятием «задача развития». Так Э. Эриксон пишет, что подростковый возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Появляются чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте - диффузное, расплывчатое «Я» (Э. Эриксон, 1996).

Главная мысль Ж. Пиаже об особенностях подростков заключается том, что у них развивается новая возрастная возможность - гипотетико-дедуктивное мышление. По мнению учёного, основным интеллектуальным новообразованием данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами, мышление развивается до стадии формальных операций.

Мишель Кле отмечает, что развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: «развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы» (М. Кле, 1991). По М. Кле, подростковый возраст также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

1)освобождение от родительской опёки;

2)постепенное вхождение в группу сверстников.

Многие психологи отмечают, что в подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребёнком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Отрочество - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде.

Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения подростков (И.В. Запесоцкая, 2006).

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов деятельности, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, отрицательно - наоборот.

На основании материалов, полученных в исследованиях И.С. Кона и других психологов, можно утверждать, что в период подросткового возраста уже складывается определенная, относительно устойчивая направленность личности (И.С. Кон, 1989). Она определяет нравственную сторону его личности, а также многие особенности его поведения в деятельности.

Итак, потребности лежат в основе всех других побудителей человеческого поведения, в том числе и самых высоких. Мотивы представляют собой особый ряд побудителей поведения.

Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Ее формирование тесно связано с процессом самосознания, которое особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте дети часто ориентируются на оценку окружающих, особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважение.

Процесс становление самосознания и, прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И. Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам (А.И. Захаров, 2000). Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Увеличивается в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, отмечавшееся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И. Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.

И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях (А.М. Прихожан, 2000).

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом (Т.В. Молодцова, 1997).

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Эмоциональное неблагополучие подростков не связано напрямую с материальным благополучием семьи и далеко не всегда имеет отношение к тем параметрам, которые принято считать значимыми в этом возрасте: учеба, общение со сверстниками. Оказывается, что подростки больше всего страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями (какими бы «взрослыми» и независимыми от родителей они ни старались казаться себе и окружающим).

К сожалению, родители в большинстве своем занятые своими проблемами, не очень часто задумываются о том, какую цену за их занятость могут заплатить и платят их взрослеющие дети. А ведь эмоциональная угнетенность современных подростков приводит к задержке социального развития, конфликтности характера и, в итоге, дезадаптации в обществе.

Таким образом, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста (между 11-15 годами) в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Большинство исследователей определяют средний школьный возраст как переход от детства к взрослости (Д.Б. Эльконин, 1989).

К новообразованиям подросткового возраста следует отнести: формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни, развитие интеллектуальной сферы. Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, тревожности, частой смене настроения подростков.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.Е.Артюхова

Студентка кафедры СПП, ВлГУ, Бобченко Т.Г.

К.пс.н., доцент СПП, ВлГУ г. Владимир, Российская Федерация

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается понятие эмоциональных состояний, их особенности в подростковом возрасте, преобладающие эмоциональные состояния у подростков и уровень их выраженности, уровень тревожности и фрустрации в подростковом возрасте, определяются группы проблемных подростков.

Ключевые слова

Эмоциональные состояния, подростковый возраст, тревожность, фрустрация, группа проблемных подростков.

Изучение механизмов возникновения эмоциональных состояний актуально для психологической науки нашего времени, так как психическое состояние человека влияет на различные виды его деятельности, на качество жизни в целом. Такие исследования в отечественной психологии были проведены Е.П. Ильиным, В. Вилюнасом, А.О. Прохоровым, Л.В. Куликовым, Н.Д. Левитовым. Так Е.П. Ильин определяет эмоциональные состояния как психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения человека .

Эмоциональные состояния подростков характеризуются рядом особенностей: легкость возникновения эмоциональной напряженности и психологического стресса, постоянная смена настроения, частое появление аффективного состояния, они сильнее поддаются воздействию страстей, подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в бесконечный круг переживаний (В.Г. Казанская), старшие школьники имеют самый высокий уровень тревожности по сравнению с другими возрастами (В.Р. Кисловская), они часто испытывают чувство вины, в связи с этим у них все чаще появляется такое эмоциональное состояние как фрустрация, но при этом они склонны к проявлению радости больше, чем к проявлению негативных эмоций (Е.П. Ильин).

Цель проведенного нами исследования: выявить преобладающие эмоциональные состояния подростков - учащихся общеобразовательной школы и уровень их выраженности. Для достижения поставленной цели был использован метод тестирования ("Самооценка психических состояний" Г.Ю. Айзенка, «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)» К. Изарда). База исследования: МАОУ СОШ № ХХ города Владимира. Исследуемую группу составили: ученики 8 класса (возраст - 14-15 лет). Количество исследуемых - 19 человек, 8 мальчиков, 11 девочек.Опишем полученные результаты.

1.Тест "Самооценка психических состояний " (Г. Ю. Айзенк).

У 41% подростков выявлен высокий уровень тревожности. Подростки с высоким уровнем тревожности испытывают неизвестную, неопределённую опасность, которая зачастую существует только в сознании этих подростков. Чаще всего ониотмечали у себя такие качества и состояния как неуверенность, беспокойный сон, уныние, наивность, боязнь трудностей.

Средний уровень тревожности имеют 38% испытуемых. Это более или менее спокойные подростки, достаточно активные и общительные, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

Низкий уровень тревожности имеет 21% учащихся. Подростки, имеющие низкий уровень тревожности, общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различные жизненных ситуациях, сдержанность чувств.

Результаты исследования показали, что высокий уровень фрустрации имеют 30% исследуемых.Подростки с высоким уровнем фрустрации часто испытывают разочарование, тревогу, раздражение и даже отчаяние. Чаще всего они указывали на то, что падают духом при неудачах, чувствуют себя беззащитными, иногда испытывают состояние отчаяния, в трудные минуты хотят, чтобы их пожалели, теряются перед трудностями, считают свои недостатки неисправимыми.

Средний уровень фрустрации имеют 37% исследуемых. Средний уровень фрустрации говорит о том, что фрустрация имеет место, но не очень часто. Таких подростков сильно расстраивают неудачи, они часто испытывают состояние отчаяния, чувствуют растерянность перед трудностями, иногда ведут себя по-детски, чтобы их пожалели.

Низкий уровень фрустрации имеют 33% подростков. Такие подростки имеют высокую самооценку, неудачи и трудности их не пугают.

2. «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ). К. Изарда.

Подростки отметили, что чаще всего испытывают следующие эмоциональные состояния уныние (13%), возбуждение (11%), внимание (10%), собранность (10%), наслаждение (15%), счастье (18%), радость (13%). Реже подростки наблюдали у себя наличие таких состояний как: удивленный (8%); изумленный (6%); пораженный (6%), гневный (8%), безумный (5%), чувствующий неприязнь (7%), чувствующий отвращение (8%), презрительный (6%), пренебрегающий (5%), пугающий (5%), страшный (7%), сеющий панику (7%), застенчивый (5%), робкий (9%), сожалеющий (8%), виноватый (6%), концентрированный (8%), печальный (9%).

По результатам исследования можно выделить три группы проблемных подростков. Первая группа -подростки с высоким уровнем тревожности, эти подростки часто испытывают такие эмоциональные состояния как уныние, робость, боязнь трудностей. Профилактическая работа с этой группой должна включать в себя повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации, снижение страхов. Вторая группа - подростки с высоким уровнем фрустрации, они отмечают у себя такие эмоциональные состояния как возбуждение, гнев, вина, страх, уныние, сломленность. Профилактическая работа с этой группой состоит из рассмотрения основных причин появления фрустрации и объяснения их подросткам, развития у детей правильного понимания трудностей, воспитания волевых черт характера, воспитание выносливости и самообладания, включения подростков в активную деятельность. Третья группа - подростки с высоким уровнем и тревожности, и фрустрации, они часто испытывают уныние, боязнь трудностей, неуверенность в себе, чувство беспомощности. Профилактическая работа в данной группе включает снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, снижение страхов, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие умения самоанализа, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации. Работа должна проводиться не только с самими подростками, но и с их родителями, коллективом учителей в школе, также важно создание соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у подростка чувства защищенности.

Список использованной литературы:

1. Вилюнас В. Психология эмоций: хрестоматия. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 496 с.: ил. -(Хрестоматия по психологии).

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

3.Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - 2-е издание, дополненное. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 283 с.

4.Психические состояния. Хрестоматия / сост. Куликов Л.В. - СПб.: Питер, 2010 г. - 512 с

© Артюхова А.Е., 2017

Все мы в свое время прошли через трудности Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить всю тяжесть этого периода жизни. Кто-то опасается, чтобы его чадо не попало в дурную компанию, кого-то настораживает чересчур агрессивное или, наоборот, апатичное поведение ребенка. Именно переживания за детей и заставляют нас углубляться в психологию подростков, искать пути решения их проблем. Однако не стоит удивляться, если ребенок отвергает вашу помощь: в пубертатном периоде все советы, особенно со стороны взрослых, воспринимаются «в штыки».

Чтобы помочь подростку преодолеть трудности, следует иметь в виду разнообразие психических состояний его личности в этот период. Давайте узнаем, какими могут быть психические и эмоциональные состояния подростков и почему так происходит.

Психические особенности подростков

Всем известно, что настроение детей в возрасте 11-15 лет может очень часто меняться на противоположное. Виной тому – гормональная перестройка организма ребенка, который уже готовится стать взрослым. И нет ничего удивительного в том, что эти изменения затрагивают психику – ведь это самое уязвимое место, «ахиллесова пята» любого человека. Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

  • активность – пассивность;
  • увлечение – равнодушие;
  • возбужденность – заторможенность;
  • напряженность – раскрепощенность;
  • страх – радость;
  • решительность – растерянность;
  • надежда – обреченность;
  • тревога – безмятежность;
  • уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Как было сказано выше, это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески болтать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Способы регуляции и саморегуляции психических состояний в подростковом возрасте

Самый распространенный совет для родителей подростка – нужно просто «пережить», перетерпеть это время. Действительно, психически здоровый ребенок в состоянии сам преодолеть возникающие у него трудности. Родителям следует просто с пониманием отнестись к его поведению и быть с ним не более строгими, чем обычно. Наоборот, чем проще вы относитесь к своему взрослеющему ребенку, тем легче и ему будет строить отношения с вами. Пересмотрите свои принципы в отношениях «родитель – ребенок», общайтесь с ним если не на равных, то хотя бы как с равным себе. Помните о том, что в этом возрасте ребенок очень раним, даже если он и не показывает этого. И он должен знать, что родители всегда на его стороне, что он не одинок и в случае возникновения проблем вы в любом случае придете к нему на помощь. Но вместе с тем не стоит навязывать эту помощь – она будет актуальна лишь в том случае, если подросток не в силах справиться сам и просит помощи либо вы видите, что он остро нуждается в ней.

При необходимости не стесняйтесь обратиться за советом к психологу, специализирующемуся на , а при возникновении более серьезных проблем – к квалифицированному врачу-психиатру.

Дорогие родители! Не забывайте о том, что налаживать доверительные отношения с ребенком нужно, начиная с самого раннего возраста. Это позволит избежать множества проблем в подростковом периоде.

Подростковый возраст - это одна самых важных и основополагающих ступень развития ребенка. Именно в этот период, родителям нужно очень внимательно присмотреться к поведению ребенка. Не менее 20% подростков из года в год испытывают серьезные психологические проблемы, которые в последствии могут привести к тяжелым расстройствам и более плачевным обстоятельствам. Поэтому очень важно вовремя предпринять необходимые действия и при надобности отвести ребенка к психологу.

Подростковый возраст - это время, когда ребенок начинает становится самостоятельным, когда он пытается вести себя как взрослый человек, однако, при этом оставаясь еще ребенком. В одних моментах они могут поступать уже как зрелые люди, а в других ситуациях они еще не могут принять взрослое решение. Поэтому в этот период очень важно окружение, повсюду происходят различного рода пропаганды, детям навязываются ложные стереотипы и приоритеты. Будьте внимательны!

Но не смотря на такое положение дел, свободу ребенку все-таки давать нужно. Нельзя его все время контролировать и ставить кучу запретов, из-за этого может быть только хуже. Ребенку нужно доверять и говорить ему об этом, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки. Дайте возможность подростку поэкспериментировать со своей независимостью, пускай попробует поработать на летних каникулах, поедет в лагерь или в путешествие и т.д. Всегда будьте готовы прийти на помощь, дать нужный совет. Иногда дать ребенку некоторый опыт в стенах собственного дома, будет намного разумней, чем он получит его на улице, например, разрешить попробовать спиртное.

Памятка для родителей

Запомните, если у ребенка происходит подобное поведение, что приведено ниже, то поводов для беспокойства нет. Это нормально, что подросток себя так ведет, ему это необходимо:

  1. Бардак в комнате. Это наиболее частая жалоба родителей, но это не повод для беспокойства и подобное поведение не влечет за собой серьезной психологической проблемы.
  2. Мало общения. Подросток нуждается в уединении, иногда ему нужно побыть наедине с самим собой: послушать музыку, подумать, поговорить по телефону и т.д. Старайтесь не контролировать его жизнь, ограничьтесь вопросами про домашнее задание и как прошел день, не мучайте ребенка постоянными вопросами о его друзьях и проблемах.
  3. Появление идолов. Находя себе идал, ребенок пытается установить собственную идентичность.
  4. Странная одежда и прическа. Это форма протеста, которая проходит со временем. Старайтесь меньше ссорится на этой почве с ребенком и меньше заострять внимания.
  5. Изменчивость настроения. Такие колебания характерны для большинства подростков, это может быть связано с определенными событиями или отношениями со сверстниками. Если данная проблема не влияет на учебный процесс, то это не повод для беспокойства.

Если же у ребенка были замечены следующие нарушения, то вам необходимо уделить этому вопросу пристальное внимание и проконсультироваться с врачом:

  1. Потеря интереса к привычным занятиям.
  2. Отсутствие друзей и интереса к ним.
  3. Постоянная бессоница.
  4. Резкое снижение успеваемости в школе.
  5. Частые прогулы.
  6. Протест ребенка против привычных правил.
  7. Агрессивность и ненависть к людям.
  8. Курение и употребление алкоголя.
  9. Меланхолия, депрессия, мысли о суициде.
  10. Активный интерес к религии.

ВВЕДЕНИЕ..4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА..5

  1. Психологические особенности подросткового возраста……………………………………….………………………….………….5

1.2 Причины и факторы развития онлайн-зависимости в подростковом возрасте… ……………………………………………………………………….…10

1.3 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка……………… 21

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ………………… ……………28

2.1 Интернет как медиасреда и среда обитания подрастающего поколения…….. ….28

2.2 Время и характер пребывания подростков в интернете 31

2.3 Психологическая характеристика видов общения подростков в интернете..………………………………………………………………………... 32

2.4 Профилактика интернет-зависимости у подростков..…………………40

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ…… ……………………………………………………………..45

3. 1 Цель, задачи и методы исследования.45

3. 2 Организация и проведение исследования.45

3.3 Сравнительный анализ полученных результатов………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Упоминание термина «интернет» на сегодняшний день может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой политических и экономических операций, местом проведения досуга. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в наш быт и жизнь произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений конца XIX - первой половины XX в., как телефон, радио, телевидение. Интернет предоставляет современному человеку много возможностей: коммуникация, поиск нужной информации, развлечения и др., люди взаимосвязаны в киберпространстве .

Оказывая развивающее воздействие на способности к деятельности, интеллектуальные способности компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, повышенная конфликтность из-за увлечения Интернетом - это только некоторые критерии определения феномена Интернет-зависимости.

Аддиктология, учение о зависимостях сформировалось на стыке психологии и медицины; определенный вклад вносят также педагогика и социология. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели традиционными видами зависимостей, такими, как наркотическая (включая токсикоманию), табачная, алкогольная наблюдается отчетливая тенденция к выработке более широкого представления о зависимости.

В перечне поведенческих видов зависимости, зависимость от Интернета занимает не последнее место. Наверное, почти любое человеческое увлечение в своих крайних формах позволяет говорить о развитии психологической (но, как правило, не физической) зависимости.

Подростковый возраст - это период, когда бурно проистекающие психологические и физиологические изменения, смена социальных требований и социальной сферы к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, нервно-психологические и эмоциональные нарушения .

Анализ исследований, направленных на изучение психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте показал, что:

постоянно увеличивается число подростков и юношей - пользователей Интернета;

чрезмерное пристрастие к интернету вызывает отрицательное воздействие на психику, разрушающе действует на ребенка;

отсутствуют глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде.