Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Воспитание как процесс развития личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Воспитание как человеческий способ бытия

2. Воспитание как социализация

3. Цель воспитания

4. Задачи воспитания

5. Методы воспитания.

6. Принципы воспитания

7. Общественная направленность воспитания

8. Связь воспитания с жизнью, трудом

9. Семейное воспитание

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Традиционно воспитание осознается человечеством и педагогической наукой как чрезвычайно сложный процесс. Вслед за классиками педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет человеческую сущность любого общества и создает условия, как для развития общества, так и для продуктивного существования каждого человека. Вот почему оно объективно является большой ценностью, актуальной и для настоящего, и для будущего человечества, любого социума, каждого человека.

Размышления о воспитании сопровождают всю историю человечества. Вместе с тем вопрос о сущности самого воспитания остается до сих пор дискуссионным.

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие - цель, воспитание - средство ее достижения. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. (Подласый; с.246).

В данной работе воспитание представлено как человеческий способ бытия, показаны цель и задачи воспитания, охарактеризованы основные методы, показана связь воспитания с жизнью и трудом, влияние семьи на воспитание.

Воспитание как человеческий способ бытия

Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который включен человека любого возраста и уровня развития.

Воспитание возможно потому, что оно соответствует природе человека, его основным видовым особенностям. Только человек, как существо разумное способен к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, самоконтролю, без чего невозможен воспитательный процесс. Только человек как существо духовное осуществляет поиск истины, добра, ориентируется на идеальные образы и представления, руководствуется совестью и долгом, что определяет механизмы воспитания.

Как существо социальное человек не свободен от заботы о том, одобряют, порицают или безразличны к нему хотя бы значимые для него люди, принят ли он своим сообществом, соответствует ли принятым в этом социуме нормам. Это делает его сензитивным к воспитанию. Как существо незавершенное человек объективно всегда готов к изменениям и самоизменениям, а одним из основных условий его продуктивного существования является самосовершенствование, провоцируемое и поддерживаемое воспитанием.

В силу названных обстоятельств человек имеет потребность и возможность не только вырабатывать у себя, у других нравственность, вкус, но и осмысливать этот процесс с теоретической точки зрения. Таким образом, человек (и только человек) имеет нужду и способность к воспитанию (И.Кант), и поэтому воспитание - органическая составляющая человеческого образа жизни.

Воспитание - конгруэнтно человеку: оно целостно и противоречиво. Одно из проявлений этого состоит в следующем. Воспитание направлено на отдельного человека, оказывается значимым фактом его индивидуальной жизни, но представляет по сути своей общественное явление. В его основе всегда лежит социальное действие, предусматривающее ответное действие партнера (М. Вебер). Воспитание удовлетворяет не только видовые потребности каждого человека - воспитываться и быть воспитанным. Оно удовлетворяет и потребности человеческого общества - иметь воспитанных граждан.

Содержание представлений о воспитанности зависит от типа культуры конкретного общества, его устройства, экономического состояния. В одних случаях воспитанность понимается почти исключительно как соответствие установленным стандартам и готовность сохранять традиционные нормы, требования, ценности, актуальное состояние общества в целом. В других - акцент делается на способности к нестандартному мышлению, поведению, деятельности, на стремлении ломать устоявшиеся каноны, образцы, формы общественного и индивидуального бытия. Но чаще всего общество одновременно ждет от воспитания и укрепления у граждан привычки к послушанию (т.е. стремления поддерживать традиции), и развития чувства относительной независимости (т.е. социально значимой инициативности, готовности производить разумные изменения в сфере общественного производства, создавать новые продукты и технологии).

Воспитание же всегда решает обе названные, на первый взгляд, противоречащие друг другу задачи, так для полноценного существования человека (как вида и индивида) необходимы способности и к рутинной, и к творческой деятельности, и таким образом оно одновременно и социализирует, и индивидуализирует человека. При этом оно выполняет определенные, противоречивые функции и по отношению к самому обществу. Оно одновременно и консервирует общество, и изменяет его. Действительно, воспитание, с одной стороны, воспроизводит традиционную культуру, устоявшийся образ жизни, привычные стереотипы, общепринятые ценности. А с другой - оно создает прецеденты непривычных форм взаимодействия людей; апробирует новые социальные модели; внедряет актуальные знания и новые технологии.

Противоречивы и целостны предмет, субъект и объект воспитания, его структура и содержание. Все это отразила давняя традиция трактовать понятие «воспитание» в широком и узком смысле слова, к которой, в последнее время добавилось употребление данного термина в «среднем» смысле слова (А.В. Мудрик).

В широком смысле слова воспитание понимается как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому. Эти процессы сопровождают любую человеческую деятельность, они - фон для профессиональной педагогической работы, но осуществляют их непрофессиональные воспитатели. Эффективность воспитания как глобального и синкретичного процесса зависит от культурно-экономического состояния социального пространства, от чувствительности конкретного человека к воздействиям природной и социальной среды, от осознанности и меры принятия им позиции «воспитанника» природы и общества.

В среднем смысле слова воспитание - это процесс целенаправленного создания условий для развития человека. Он осуществляется государством, общественными организациям, отдельными людьми - профессиональными и непрофессиональными воспитателями. Конкретные характеристики этих условий и их эффективность зависят от ценностных приоритетов конкретного общества, признания им определенного типа личности как желательного, осознания социальной значимости воспитательного потенциала среды и воспитательной деятельности.

В узком смысле слова воспитание - специальная, совершенно особая по содержанию, методам, технологии деятельность «по «возделыванию» человеческой целостности» (О. Больнов). (Максакова, с.68). Сутью этой деятельности является осознанное, целенаправленное влияние на развитие человека. Воспитание в узком смысле слова осуществляется в основном профессиональными участниками образовательного процесса и составляет основной смысл любой педагогической деятельности. Именно оно направлено, прежде всего, на детей, молодежь и некоторые группы взрослых людей. Это не только «подготовка» к жизни. Воспитание в узком смысле слова - сама жизнь для тех, кто в него включен.

Общепризнанно, что воспитание, в каком бы смысле его ни рассматривать, влияет на человека целостно: оно меняет и его тело, и психику, и духовную сферу. Оно поощряет и порицает определенное поведение, вооружая человека информацией, не всегда осознанной глубоко, о социальных одобряемых формах, способах и средствах удовлетворения своих потребностей. Оно «совершенствует человеческое в человеке» (Н.И. Пирогов).

Воспитание как социализация

Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, как оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его социализация - главнейшее назначение воспитания. Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Отрочество - время индивидуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.

Воспитание - главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации - преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация.

Цель воспитания

Долгое время цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вероятно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей.

Говоря о конкретных целях, необходимо выделить основания для их определения.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, - формирование его индивидуальности.

Второе основание связано с отношениями человека и общества. Долгое время разработка и обоснование педагогических целей производились по ценностному, телеологическому признаку: высшей считалась цель, более всего соответствующая потребностям государства и общества. При этом подходе интересы ребенка как бы уходили на второй план, однако гуманистическая педагогика считает их основными.

Задачи воспитания

Процесс воспитания предусматривает:

1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры искусства;

4) воспитание жизненной позиции, соответствующей преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

6) организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественной сознание;

7) развитие важнейшей социальной функции личности - общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Методы воспитания

Методы воспитания - это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и способностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение.

Классификация методов воспитания

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер метода более обощенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По мнению И.П. Подласого, наиболее объективной и удобной в настоящее время представляется классификация методов воспитания на основе напраленности - интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г.И. Щукина). (Подласый, с.277). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

Принципы воспитания

Принципы организации воспитательного процесса - это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляет систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1) общественная направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью, трудом;

3) опора на положительное в воспитании;

4) единство воспитательных воздействий.

В систему также включают принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. Однако более подробно рассмотрим два первых принципа.

Общественная направленность воспитания

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). Со временем содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность.

Большинство воспитательных систем проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве конституции и законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, педагоги будут:

1) Добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками, избегать лозунговой педагогики, многословия, так как воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (например, трудовая, общественная, игровая), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

2) В процессе выработки социальных качеств сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие подкрепляется полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

3) Включать в общественные процессы ребенка с раннего детства, начинать гражданское воспитание в юном возрасте. Чувство социальной ответственности вырабатывается несколько позже, в школе второй ступени.

4) Преодолевать апатию, инертность, социальную отчуждение молодежи. Для этого необходимо добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинны и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащих условий для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни.

Связь воспитания с жизнью, трудом

Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Труд развивает положительные качества. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним.

Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем, так как лучшей школой воспитания является школа жизни. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.

Правильная организация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

1) понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

2) уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

3) развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

4) сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности;

5) бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила появление множества научных исследований. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в работах классиков педагогики - Я.К. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, а также современных педагогов - Н.И. Болдырева, М.У. Пискунова, В.А. Сухомлинсого и др.

Семейное воспитание

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Подытоживая воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

1) Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

2) В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

3) Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья - таково общество.

4) Семья обеспечивает преемственность традиций.

5) Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

6) Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Заключение

Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д.Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке; каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»

Список использованной литературы

1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999 - 300 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 368 с.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2000. - 254 с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных вопросов по педагогике. - Ростов н/Д: МарТ, 2001. - 256 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с.

Подобные документы

    Изучение понятия, структуры и основных факторов формирования личности (наследственность, среда). Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Коллектив как социальный объект управления. Включенность личности в коллектив.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Характеристика воспитания, как целенаправленного процесса формирования личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Сущность, направления, стили и методы воспитания.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие воспитания как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества. Творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для освоения социально-культурных ценностей и развития самоактуализации личности.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Воспитание как социокультурный феномен и педагогический процесс целенаправленного воздействия на человека. Законы, закономерности, принципы процесса воспитания. Технология и методы социализации личности. Национальная доктрина образования России до 2025 г.

    презентация , добавлен 20.03.2016

    Определение сущности воспитания – процесса целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Характеристика особенностей деятельности педагога. Исследование и анализ взглядов Ушинского на воспитание.

    эссе , добавлен 15.06.2017

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Воспитание растущего человека как одна из главных задач современного общества. Условие эффективности воспитания. Взгляды Толстого на процесс воспитания личности. Условия формирования коллективистских качеств личности у детей подросткового возраста.

    реферат , добавлен 20.01.2010

    Нравственная основа личности и условия ее формирования. Цели, задачи, виды, методы нравственного воспитания. Роль и значение семейного воспитания. Разработка рекомендаций по работе с детьми школьного возраста по формированию нравственной основы личности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности.

Ι. Теоретическая часть.

1. Введение.

1.1. Понятие «личность».

1.2. Что формирует личность: наследственность или среда?

1.3. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.

1.4. Коллектив как социальный объект управления.

1.5. Коллектив и развитие личности.

ІІ. Практическая часть.

2. Цель исследования.

А) подбор методики;

Б) проведение исследования;

В) анализ результатов.

2.1. Применяемая методика.

2.2. Описание результатов.

3. Заключение.

4. Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение.

Каждый человек, взрослый или новорожденный, представляет собой индивид – биологическую особь. Новорожденный ребенок является только индивидом. Вступая в общение с людьми, участвуя в коллективном труде, человек становится общественным, социальным существом, то есть личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. При этом сознание понимается не как пассивное знание об окружающем мире, а как активная психическая форма отражения реальной действительности, свойственная только личности.


Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

А. С. Макаренко

Понятие «личность».

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Что формирует личность: наследственность или среда?

С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь между наследуемыми характеристиками (генотипом) ребенка и средой, в которой он воспитывается. Например, поскольку общий интеллект частично является наследуемым, у родителей с высоким интеллектом вероятнее всего будет ребенок с высоким интеллектом. Но кроме этого родители с высоким интеллектом скорее всего будут создавать своему ребенку среду, стимулирующую развитие умственных способностей – и при своем собственном взаимодействии с ним, и посредством книг, уроков музыки, походов в музей и другого интеллектуального опыта. Вследствие подобной положительной связи генотипа и среды ребенок получает двойную дозу интеллектуальных возможностей. Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с низким интеллектом, может встретить домашнюю среду, которая еще больше усиливает интеллектуальную отсталость, приобретенную наследственно.

Некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом ребенка. Например, интровертные родители могут поощрять социальную деятельность ребенка, чтобы противодействовать интровертности ребенка. Родители очень активного ребенка, наоборот, могут стараться придумать для него какие-нибудь интересные тихие занятия. Но независимо от того, положительная или отрицательная здесь корреляция, важно, что генотип ребенка и его среда – это не просто два источника влияния, которые суммируются для того, чтобы сформировать его личность.

Под действием одного и того же окружения разные люди реагируют на событие или само окружение по-разному. Беспокойный, чувствительный ребенок будет ощущать жестокость родителей и реагировать на нее иначе, чем спокойный, гибкий; резкий голос, вызывающий у чувствительной девочки слезы, может быть вовсе не замечен ее не столь чувствительным братом. Ребенок-экстраверт будет тянуться к окружающим людям и событиям, а его брат-интроверт будет их игнорировать. Одаренный ребенок больше почерпнет из прочитанного, чем заурядный. Другими словами, каждый ребенок воспринимает объективное окружение как субъективную психологическую среду, а именно эта психологическая среда формирует дальнейшее развитие личности. Если родители создают одинаковое окружение всем своим детям, - чего, как правило, не происходит, - оно все равно не будет для них психологически эквивалентным.

Следовательно, помимо того, что генотип оказывает влияние одновременно со средой, он также сам эту среду формирует. В частности, среда становится функцией личности ребенка благодаря трем типам взаимодействия: реактивного, вызванного и проактивного. Реактивное взаимодействие происходит в течение всей жизни. Его суть заключается в действиях или переживаниях человека в ответ на воздействия внешней среды. Эти действия зависят как от генотипа, так и от условий воспитания. Например, одни люди воспринимают наносящее им вред действие как акт преднамеренной враждебности и реагируют на него совсем иначе, чем те, которые воспринимают такое действие как результат непреднамеренной бесчувственности.

Другой вид взаимодействия – это вызванное взаимодействие. Личность каждого индивида вызывает у других людей свои особые реакции. Так, младенец, который кричит, когда его берут на руки, вызывает менее положительную эмоцию у родителя, чем тот, которому нравится, когда его нянчат. Послушные дети вызывают у родителей менее жесткий стиль воспитания, чем агрессивные. По этой причине нельзя полагать, что наблюдаемая взаимосвязь между особенностями воспитания ребенка родителями и складом его личности является простой причинно-следственной связью. В действительности личность ребенка формирует родительский стиль воспитания, который, в свою очередь, оказывает дальнейшее влияние на личность ребенка. Вызванное взаимодействие происходит, так же как и реактивное, в течение всей жизни. Мы можем наблюдать, что благосклонность человека вызывает благосклонность окружения, а враждебно настроенный человек вызывает у окружающих враждебное отношение к себе.

По мере своего роста ребенок начинает выходить за пределы окружения, создаваемого ему родителями, и выбирать и строить свое собственное. Это последнее, в свою очередь, формирует его личность. Общительный ребенок будет искать контактов с друзьями. Общительная натура подталкивает его к выбору окружения и еще больше подкрепляет его общительность. А то, что нельзя выбрать, он будет стараться построить сам. Например, если никто не зовет его в кино, он сам организует это мероприятие. Такой вид взаимодействия называется проактивным. Проактивное взаимодействие – это процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности. Общительный ребенок, вступая в проактивное взаимодействие, отбирает и строит ситуации, которые еще больше способствуют его общительности, поддерживают ее.

Относительная важность рассмотренных типов взаимодействия личности и окружения меняется в процессе развития. Связь между генотипом ребенка и его окружением наиболее сильна, когда он маленький и практически полностью ограничен домашней средой. Когда ребенок взрослеет и начинает выбирать и строить свое окружение, эта начальная связь ослабевает, а влияние проактивного взаимодействия возрастает, хотя реактивное и вызванное взаимодействия, как отмечалось, сохраняют свою важность в течение всей жизни.

Воспитание человека не заканчивается в семье, школе, техникуме и институте. Оно продолжается и в трудовых коллективах. Воспитательное воздействие здесь чрезвычайно многогранно: от организации рабочего места до морально-психологической атмосферы в подразделениях и на предприятии в целом. «Суть производственного воспитания,- пишет психолог В. М. Шепель,- развитие коллективистического начала в сознании и поведении людей, формировании у них социальной ответственности за осуществление своих прав и обязанностей».

Человек как биологический индивид рождается один раз, но как личность он рождается дважды. Первый раз это происходит тогда, когда ребенок начинает говорить «я». Словесное обозначение себя местоимением «я» - это не просто овладение грамматическим понятием, а языковая форма выражения качественного скачка в развитии психики, связанного с идентификацией себя с «я», выделением себя из окружения, противопоставлением себя другим людям и сопоставлением себя с ними.

Сущность процесса воспитания. Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет обучение и воспитание в школе, воспитание в семье, воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация... Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Традиционно воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Важно уточнить, что сегодня, несмотря на распространенность данного определения, его нельзя считать удовлетворяющим современным требованиям психологической науки, в частности, спорным может показаться словосочетание «целенаправленное воздействие». Возможны и такие коррективы: воспитание - это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт. Тогда очевиден вопрос: чем воспитание отличается от социализации? По мнению А. А. Реана, социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и с помощью механизма социального научения и подражания. «Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации... Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя и воспитателя, может показаться сопутствующим, "случайным". Происходит не только закрепление правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может оказаться как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, т. е. противоречащим поставленным целям». Таким образом, воспитание можно считать одной из форм социализации.

Возвращаясь к вопросу определения понятия воспитания, обратимся к точке зрения В. Н. Мясищева, который под воспитанием понимает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. «В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаружить требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик - отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением». Существенную роль во всем процессе воспитания играют взаимоотношения.

В этом взаимодействии одним из важнейших факторов является личность самого воспитателя и общение с ним. Прав был К. Д. Ушин-ский, когда утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

А. Г. Асмолов пишет о таком феномене, как психологический объект воспитания. Им является, по его мнению, «смысловая сфера личности - личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки».

Существует отдельная область в педагогической психологии - психология воспитания, которая рассматривает воздействие на развитие личности различных средств и методов воспитания, изучает психологические основы самовоспитания человека.

Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания расхождения реального Я и идеального образа себя в будущем. В психологическом предмете самовоспитания выделяют:
личностное новообразование;
перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей;
поддержание целостности, стабильности образа Я;
качественное преобразование понимания своей сущности;
внутренние барьеры вследствие неудач самовоспитания.

В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем Я, формируя Я-концепцию, расширяя и распространяя свои отношения за пределы настоящего. В результате мы видим, что рассмотрение процесса развития личности неизбежно приводит нас к необходимости обращения к таким понятиям, как самосознание, Я, Я-концепция.

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Реферат на тему:

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.

Выполнил: Коваленко Юрий

1 курс, режиссура мультимедиа.

Искусство воспитания имеет

особенность, что почти всем оно

кажется делом знакомым и

понятным, а иным – даже легким, и

тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия

многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и

общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и

сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При

этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически

отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего

собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно

организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе

целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге

длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного

воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в

настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий

педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель

этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его

из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в

данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт

считал надзор за детьми, приказания.

свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи

призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно

стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы,

пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу

преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что

воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на

развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть

любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич

трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного

человека на другого в целях развития биологически или социально полезных

природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта

на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П.

Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором

активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и

деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их

концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс

постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и

тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,

взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания

отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и

воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой

педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс

достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности

ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на

основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и

последовательных действий, направленных на достижение определенного

результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование

гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и

руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в

этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном

примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят

лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один

из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в

педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать

вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное

уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и

многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в

самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни,

организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных

случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие

особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда,

бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает

среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально

организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние,

которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и

формирование личности.

Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает

на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную

деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и

бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер,

воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально

организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное

воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти

влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные

моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что

воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную

педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными

влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего

развития.

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как

специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую

деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспитательной

деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным

воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых

пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально

организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью

формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В

других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы

ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется

как руководство или управление развитием личности.

Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю

сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя,

педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не

всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как

положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне

понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у

личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее

собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное

развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных

определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и

вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое

воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет

сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и

морализированию.

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К.

Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая

педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии

воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие

педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического

процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания».

Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но

и противоречащим глубинной сущности воспитания.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский

педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают

различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на

изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем

изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в

развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование

человека, как общественного существа, как личности происходит путем

«присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание

следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению

растущей личностью человеческой действительности.

Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её

присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как

порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей

общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные

компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и

обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы

творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих

поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и

навыках, а также в способах научного и художественного творчества,

социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной

трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это

весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить»

этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его,

то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести

заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его

и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы

собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек

овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили закон Архимеда,

который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме

«распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные

действия, то есть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя,

тот путь, которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом

происходит овладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями,

способами творческой деятельности, и т. д.) и в других сферах

жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение

воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность

по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему

воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные

свойства и качества, развивать себя как личность.

На этом основании воспитание в философии определяется как

воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой

культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и

для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский

писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или

непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника

правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной,

поглощающей душу деятельности».

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного

развития человека зависит не только от самого факта его участия в

деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он

проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности,

что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к

примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают

математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно

одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма

различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень

предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение

к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или

студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую

познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И

наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе,

как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенными для развития личности является также характер и

направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой

деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде,

стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным,

чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную

выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором –

индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом

задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой

деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда

следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как

определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают

сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под

воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый

педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной

деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом:

знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой

деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название

деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции,

как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в

разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело

стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно

осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности

и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно

в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути

их решения.

Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук,

профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.

За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в

России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов

учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие

собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного

возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия

педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного

учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача

связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает

осознание современных целей образования.

Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами

педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система

подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в

таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи

развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не

единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно

странным образом подменяется стремлением сверх меры “загрузить” ребенка в

начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.

Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к

детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные

управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое

положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной

мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что

накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который

ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос

родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения,

удовлетворяя его, “совершенствуют” систему подготовки педагогов и

продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые

представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в

возрасте 3-10 лет.

Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий

подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы

отношения ребенка к школе, учителю и учению.

Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений,

статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети

теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как

правило, в начальной и средней школе.

Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие

образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с

этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы.

Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в

насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же

структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск

методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и

дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный

педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний

ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а

результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности

остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного

отношения ребенка к учению.

Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под

достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом

внедрять гуманистическую педагогику.

Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных

заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить

материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система

управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как

к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если

постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу,

старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и

чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к

социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога

остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а

также психические и индивидуальные особенности ребенка.

На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей,

обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.

Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога,

способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему

успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С

этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у

педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет

в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической

технологии.

Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-

Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских

садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух

педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий,

обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом

процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).

Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае,

если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и

активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.

Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное

изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план

выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира.

Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке)

различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и

небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по

интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей

мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него

формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.

Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у

педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в

педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на

диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования

Личности.

Овладение новой педагогической технологией требует от педагога

достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов

и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей

детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения

социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции,

обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника

педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать

Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в

педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает

необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой

педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого

удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста,

что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного

образования.

Список использованной литературы:

И. Ф. Харламов «Педагогика»

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.