Воспитание погодок: игры для двоих маленьких детей. Погодки: особенности воспитания детей с небольшой разницей в возрасте

Нередко, с умилением любуясь мирно воркующими друг с другом малышами - погодками, молодые девушки или женщины, только-только начинающие семейную жизнь, мечтают, что вот и у них когда-нибудь родится такая «сладкая парочка». Они представляют себе, как дружно и весело будут играть их детки друг с другом, как хорошо и интересно будет им вдвоем. Но на практике все оказывается далеко не так радужно. Рождение погодков – нелегкое испытание для семьи.

Во-первых, вторая беременность подряд – огромная нагрузка на мамин организм, не успевший до конца оправиться после первых родов. В идеале между родами и следующей беременностью должно пройти не меньше полутора, а лучше – двух лет. Во-вторых, если мама беременна, младенец может отказаться от груди, а во многих случаях, например, при угрозе выкидыша, кормить грудью вообще не рекомендуется. Да и подумайте, как это тяжело, одновременно кормить одного ребенка и вынашивать второго. А значит, или первенец лишится бесценного материнского молока или тот, кто еще только должен родиться, получит от мамы недостаточно необходимых питательных веществ. Измотанной бессонными ночами и уходом за младенцем женщине некогда заняться собой, как следует подготовиться к предстоящим родам, а уж посещение курсов для беременных или бассейна и вовсе становится непозволительной роскошью. К концу второй беременности первенец становится уже достаточно увесистым, и маме приходится по много раз в день поднимать и таскать на руках толстенького малыша. А это, согласитесь, тоже отнюдь не лучшее занятие для беременной женщины. Помимо всего прочего, именно к моменту родов ваш шустрик начнет активно осваивать пространство, бегать по квартире, совать свой носик куда не надо, залезать на стулья и столы… Где уж успеть за ним маме, которая со дня на день ждет появления нового ребеночка!

Кроме того, второй год очень важен для физического и интеллектуального развития малыша: именно сейчас кроха переходит к активному освоению речи, у него формируются основы представлений о пространстве и времени , совершенствуются физические навыки, развивается мелкая моторика и координация движений. Как пригодились бы сейчас развивающие игры , и логические , и словесные, и пальчиковые игры ! И как трудно мамочке совместить все это с предстоящим рождением малыша.

В связи с рождением погодков возникает и ряд серьезных психологических проблем . Редко кто специально планирует рождение детей с таким маленьким интервалом. Чаще всего второй малыш появляется потому, что родители верят весьма широко распространенному заблуждению, что нельзя забеременеть во время кормления грудью и пока не восстановился менструальный цикл. И то, и другое не вполне верно. Относительную защиту от беременности дает кормление «по требованию» без жесткого графика, не меньше 15-20 раз в сутки,в том числе, и ночью. Причем действует эта защита только пока вы не начнете вводить прикорм и не уменьшите количество кормлений. Забеременеть, пока не восстановился цикл, действительно нельзя, но никто не знает, когда начнет созревать первая яйцеклетка, через три или через семь месяцев после родов. Забеременев во время первой же овуляции, женщина часто даже и не замечает этого и узнает о предстоящем рождении малыша только когда у нее начинает расти живот.

Так вот, второй из погодков редко бывает желанным ребенком. И часто родители ждут его появления не столько с радостью, сколько с тревогой: какие проблемы и заботы принесет с собой этот «киндер-сюрприз»? А ведь давно известно, что кроха в животике у мамы прекрасно чувствует, желанен он или нет, ждут ли его папа и мама. Нежеланные дети чаще появляются на свет раньше срока, у них бывает больше врожденных дефектов. Они более тревожны, хуже спят и чаще мучаются коликами, чем те, кого с нетерпением ждала вся семья. Такой ребенок может быть более робким, не уверенным в себе или, наоборот, станет всеми доступными ему способами доказывать свою состоятельность и полноценность себе и окружающим.

Нелегко приходится и такому еще крохотному «старшему». Если двух - трехлетнему можно хоть как-то рассказать о предстоящих переменах в семье, годовалый кроха еще абсолютно неспособен разобраться, что произошло, откуда взялось непонятное существо, занявшее его законное место у маминой груди и, как ему кажется, и в мамином сердце. Годовалый еще не умеет выразить свое всепоглощающее горе в словах, и заявляет о нем как умеет: капризами, ночными страхами, «регрессивным поведением» (малыш как будто забывает давно усвоенные навыки, перестает самостоятельно есть, проситься на горшок , в особо тяжелых случаях может вернуться от хождению к ползанию). Видя, как много внимания мама уделяет новенькому, он словно подсознательно стремится снова стать маленьким, как будто веря, что тогда ему законным образом достанется все то, что получает новорожденный счастливчик. Между детьми-погодками чаще возникает непримиримое соперничество, причем справиться с ним очень сложно, потому что оно коренится в глубинных слоях подсознания, вне сферы осознанных воспоминаний ребенка.

Но все это, возможно, предостережет кого-то от рождения погодков. А как быть тем, у кого уже есть малыши с маленькой разницей в возрасте или тем, кто ждет появления второго малыша? Во-первых, не расстраивайтесь. Хоть рождение погодков и связано с определенными проблемами, есть в вашем положении и свои плюсы. Вторые подряд роды, как правило, бывают очень легкими, потому что организм еще хорошо «помнит», что ему надо делать. Не возникает обычно и проблем с грудным вскармливанием . Сами вы еще не забыли навыков ухода за новорожденным. Кроме того, вы вряд ли забыли и собственные ошибки, а значит, имеете великолепный шанс исправить их и больше не повторять. Приданое вашего первенца, скорее всего, еще не успело расползтись по знакомым и лежит в целости и сохранности, и вам не придется покупать и готовить все заново. Если вы правильно будете воспитывать своих детей, они смогут стать настоящими друзьями, ведь крохотная разница в возрасте со временем и вовсе станет незаметной. Часто родители для удобства отдают погодков в одну группу детского сада и даже в один класс. В этом случае ваши дети никогда не будут чувствовать себя одинокими, да и за себя постоять всегда легче вдвоем.

Чтобы не сойти с ума с двумя крохотными младенцами, у которых к тому же, в отличие, скажем, от близнецов, абсолютно разные потребности, необходимо, прежде всего, грамотно организовать свой день. Спасти вас может только железный режим. Даже если первого ребенка вы растили по гибкому графику, постарайтесь еще до рождения второго малыша отладить режим: если вы будете с точностью до получаса знать, когда ваши дети едят, купаются, ложатся спать, вам будет намного проще.

Ваше спасение – бытовая техника. Если вам самим она не по карману, предложите родным и знакомым, желающим сделать подарок к рождению ребенка, вместо того, чтобы покупать еще одни очаровательные пинетки или восхитительный комплект погремушек, присоединиться по мере сил к крупной покупке: стиральной машине или кухонному комбайну. Не стесняйтесь подобных просьб: бытовая техника для вас – не роскошь, а способ выжить.

Еще одна необходимая покупка – коляска для погодков. Если нет возможности купить новую, поищите в комиссионках или по объявлениям, там она может оказаться в несколько раз дешевле новой, но не экономьте на качестве, ведь от него зависит ваша мобильность.

Если ваш Старший крошка как раз начал осваивать пространство к моменту рождения Младшего, постарайтесь освободить дом от лишних и опасных предметов. Увезите или отдайте родственникам лишнюю мебель, почините шаткие столы и стулья или избавьтесь от них. Переберите шкафы и выбросьте или отдайте вещи, которыми вы не пользовались последние два года и не собираетесь пользоваться в ближайший год. На освободившееся место уберите то, что захламляет квартиру. Все колющее, режущее, ядовитое, бьющееся переложите в верхние шкафы. А их лучше всего перевесить под самый потолок. Обязательно проверьте качество электропроводки и прочность оконных замков. Желательно приобрести заглушки для розеток и блокатор для газовой плиты и видеомагнитофона. Ну вот, теперь ваш первенец может смело исследовать квартиру, пока вы будете кормить и пеленать его братца или сестричку.

Ничто так не выматывает родителей, как детские болезни. А если детей несколько, проблема многократно усугубляется. Поэтому месяцы, предшествующие рождению второго ребенка, посвятите интенсивному закаливанию первенца . Прежде всего разрешите ему бегать по дому босиком, постепенно переходите и на более легкую одежку. В идеале ребенок должен ходить дома в одних трусиках. Начните вместе с крохой обливаться холодной водой, это пойдет на пользу вам обоим. Когда родится маленький, с самых первых дней начинайте закаливать и его. Существует абсолютно безопасный и стопроцентно эффективный способ закаливания новорожденных . Как только вы останетесь с крохой наедине, дома или в палате роддома, разденьте его, положите голенького на пеленочку и начинайте кормить грудью. Сосание для малыша - тяжелая физическая работа, так что замерзнуть он не может, даже если в комнате прохладно, к тому же мама дополнительно согревает кроху своим телом. Постепенно периоды бодрствования будут удлиняться, а с ними – и воздушные ванны. Не пугайтесь, если тельце малыша стало прохладным и покрылось синими прожилками, это не значит, что он замерз, просто у новорожденных еще не до конца сформировалась система кровообращения. А вот если кроха стал вялым, хнычет, икает, пора и одеваться. Когда малыш ест раздетым, он более активно сосет, не засыпает у груди раньше, чем наестся, что нередко бывает с новорожденными. Во время «воздушной процедуры» проветрятся все складочки на ножках и попке, подживет потница. Пока малыш будет сосать, он наверняка сделает все свои дела на пеленочку, а значит, будет спать сухим и чистым, и вы сэкономите памперс или подгузник. Опытные мамы умеют поймать нужный момент и вовремя подставить малышу тазик. Научиться этому искусству не так уж и сложно, а время на стирку и расход памперсов сократятся во много раз.

Если кто-то готов предложить вам помощь, ни в коем случае не отказывайтесь, но подумайте, как рациональнее использовать дополнительные рабочие руки. К примеру, если мама или соседка рвется перегладить детские пеленки, а вы считаете это напрасной тратой времени, лучше предложите ей прогуляться с детьми, а сами в это время отоспитесь всласть. Кстати, очень часто родители из самых лучших побуждений приглашают после рождения малыша няню к старшему или отселяют его к бабушке. Делать этого ни в коем случае не стоит. Ваш первенец сейчас напуган появлением непонятного нового существа. Он не уверен, любят ли его по-прежнему родители, а передав кроху в чужие руки, вы только укрепите его подозрения, что мама завела себе нового ребеночка, а от него решила отделаться. Если есть возможность нанять няню, предложите лучше ей гулять с новорожденным, переложите на нее кое-какие хлопоты по хозяйству, а освободившееся время полностью посвятите первенцу. Тогда кроха будет чувствовать, что он по-прежнему любим, и хоть в жизни и произошли перемены, с маминой помощью можно попытаться к ним приспособиться.

Самые мучительные приступы ревности ребенок испытывает, когда мама кормит его младшего братишку или сестренку грудью. Чтобы этого не произошло, не гоните от себя своего старшенького в эти минуты. Наоборот, попробуйте использовать это время для интенсивного общения с первенцем. Оборудуйте себе уютный уголок «на троих» на широкой кровати или прямо на полу, на мягком ковре. Кормя младшего, можно одновременно почитать старшему книжку или поиграть с ним в пальчиковые игры. Можно завести специальные, особо привлекательные игрушки, которые будут доставаться только на время кормления. Можно просто прижать к себе кроху, чтобы он чувствовал вашу близость также остро, как и новорожденный. Иногда старшие дети изъявляют желание попробовать мамино молочко. Не смущайтесь и не отказывайте ему в этом. Скорее всего, малыш просто сморщится и придет к выводу, что его еда намного вкуснее. Ну, а если иногда и будет пристраиваться пососать вместе с крошкой, это пойдет ему только на пользу. Ведь многие дети в возрасте полутора-двух лет с полным правом сосут еще мамину сисю. Некоторые детишки готовы довольствоваться компромиссным вариантом: подержать маму за грудь, пока маленький сосет другую. Одновременно можно и решить проблему с дневным сном. Пригревшись возле вас, непоседа, скорее всего вздремнет вместе с грудничком.

Если вы не успели приучить своего первенца ходить на горшок, самостоятельно есть и спать в отдельной кровати до появления новорожденного, вам придется отложить это как минимум на несколько месяцев. Малыш сейчас абсолютно не склонен становиться взрослым, и, форсируя события, мы можем спровоцировать приступ ревности. Вообще, стоит воздержаться от фраз типа «Ты уже взрослый», «Старший должен уступать» и т.д. Наоборот, покажите крохе, что вы понимаете, что он еще совсем маленький, что вам вовсе не нужно, чтобы он побыстрее вырастал и становился независимым от вас. Если ваш первенец потребует памперс, без которого уже давно умеет обходиться, бутылочку или пустышку, не отказывайте, а со смехом выполните его просьбу. Чтобы подчеркнуть, что вся эта ситуация носит заведомо шуточный, игровой характер, предложите заодно надеть памперс мишке или кукле и покормить их из бутылочки. Можно даже в шутку запеленать малыша или посадить его в «кенгурушку». Увидев, что в запретном плоде нет ничего особенно интересного, ваш первенец отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.

Даже если вам удалось свести к минимуму приступы ревности, и ваши погодки готовы делить между собой родительскую любовь, старайтесь хотя бы раз в неделю проводить немного времени с каждым из детей наедине. К примеру, в субботу отправьте папу прогуляться с младшим, а сами, вместо того, чтобы посвятить образовавшийся досуг хозяйственным подвигам, займитесь чем-нибудь интересным с первенцем, а в воскресенье, наоборот дайте старшенькому насладиться папиным обществом, а сами вволю потетешкайтесь с малюткой.. Любому ребенку абсолютно необходимо такое пристальное внимание, когда он чувствует, что папа или мама всецело принадлежат только ему. Но ни в коем случае нельзя использовать эти драгоценные минуты для нравоучений, приучения к горшку , решения математических задачек и т.д. Займитесь чем-то таким, что принесет радость вам обоим.

Нередко родители не задумываются, что их погодки – две разных личности, каждая из которых обладает собственными пристрастиями, вкусами, привязанностями. Не настаивайте, чтобы дети, даже одного пола, постоянно играли вместе в одни и те же игры. Даже в самой тесной квартире постарайтесь выделить каждому ребенку хотя бы крохотный уголок, который он сможет обустроить по своему вкусу (ну хоть «домик» под письменным столом или «гнездышко» на верхнем ярусе кровати). Хорошо, если помимо общих вещей и игрушек у каждого из детей будут и собственные. Ими можно делиться, меняться, но нельзя без спроса брать их, портить, разбрасывать.

Если у вас дети разного пола, обязательно подчеркивайте различия между ними, учите дочку со вкусом одеваться и причесываться, а мальчика – быть смелым, мужественным, защищать свою сестру. Следите, чтобы у каждого из них были игрушки, соответствующие их полу. С другой стороны, не стоит проводить жесткую границу между «мужскими» и «женскими» занятиями, как нередко бывает в консервативных, патриархальных семьях. Мальчик вполне может наравне с сестрой выполнять хозяйственные поручения. А многие девчонки ничуть не уступят своим братьям в умении пользоваться столярными и слесарными инструментами, наравне с мальчишками гоняют на роликах или велосипеде, играют в футбол и хоккей. Нередко бывает и так, что у боевой, озорной девочки растет тихоня-брат, который шумным забавам своей сестры предпочитает уединенную возню с игрушками. И это тоже нормально, важно лишь, чтобы не было перекоса, и дети четко осознавали свою половую принадлежность.

У каждого из детей могут сложится свои особые отношения с родственниками, близкими и дальними: быть может, дедушка, всю жизнь мечтавший о сыне, без памяти полюбит внука, а молодая незамужняя тетушка легко найдет общий язык с прелестной маленькой племянницей. Не настаивайте, чтобы родные одинаково относились к обоим детям и не требуйте этого от самих детей. Чем больше у ваших погодков будет самостоятельных взаимоотношений с родственниками, тем лучше: это поможет каждому из малышей осознать себя самоценной, независимой от брата или сестры личностью. Следите только, чтобы внимание бабушек и тетушек разделялось между вашими детьми равномерно, и один не чувствовал себя всеобщим любимчиком, а второй – изгоем. Вредно и то, и другое.

Многие родители не знают, как найти время для занятий с каждым ребенком. Если разница в возрасте меньше полутора лет, нет ничего проще: занимайтесь одновременно с обоими. Часть занятия пусть будет более «продвинутой», рассчитанной на старшего. Младший будет тянуться за ним и не только не отстанет, но, стремясь доказать свою состоятельность, может и обогнать первенца. Какое-то время, конечно, необходимо уделить и непосредственно крошке. Но и тут не гоните старшего. Ведь то, что будет для маленького «новым материалом», для первенца станет прекрасным «повторением пройденного». Когда дети станут чуть старше, можно будет поручать первенцу посильные занятия с малышом: показать картинки, поиграть в лото, рассказать сказку. Склонным к постоянному соперничеству погодкам очень полезно давать задания на сотрудничество, где успех зависит от того, насколько участники умеют ладить друг с другом и действовать сообща. А вот от любых соревнований лучше отказаться: они могут стать причиной конфликта. Даже в тех играх, где по определению кто-то должен стать победителем (лото , «мемори», игры с фишками и кубиком), старайтесь сделать акцент не на самой победе, а на результате, которого нужно добиться сообща: закрыть все карты в лото , выложить на поле все костяшки домино , найти все парные карточки «мемори». Тому, кто первым справился с задачей, предложите помочь отстающему.

И все же, при совместных занятиях следует учитывать особенности темперамента и интересы каждого из детей.. Если ваша старшая дочь обладает абсолютным слухом, это вовсе не провод таскать вместе с ней «на музыку » и ее младшего брата, который не испытывает к этому никакого интереса, да к тому же постоянно попрекать его успехами сестры. И даже если первенец с пеленок обожал логические игры и математические задачки , его младшая сестренка может оказаться законченным гуманитарием, и абсолютно бесполезно ждать от нее такого же интереса к играм Никитиных или «Стосчету» Зайцева . Как бы ни было трудно водить детей на занятия в разные места, постарайтесь подыскать каждому хотя бы один кружок или студию, в котором он сможет проявить себя. Тогда вместо того, чтобы завидовать тому, кто лучше умеет петь или рисовать, дети научатся с гордостью и уважением относиться к талантам и достижениями друг друга.

Итак, вы стали родителями детей-погодков? Не расстраивайтесь и не бойтесь трудностей. Скоро жизнь наладится и войдет в привычное русло, подрастут Большой Крошка и Маленький Крошка. И если вы сумеете поселить в их сердечках любовь друг другу, если сможете сохранить их души от ревности, они станут самыми лучшими, самыми закадычными друзьями, а вам останется лишь смеяться над их веселыми играми… Ну и иногда сердиться немного за шалости и проделки.

Инструкция

В воспитании - одним из главных и необходимых моментов является приведение режима детей к единообразию. Старайтесь создать такой распорядок дня, при котором удобно будет всем. Если старший ребенок захотел поиграть, не стоит постоянно фыркать на него. Попробуйте уложить младшего на кухне или в другой комнате.

Подготовьте малыша к братика или сестренки как физически (приучите спать отдельно, обходиться без ), так и психологически. Нередко уже вполне самостоятельные дети при появлении четвертого члена семьи, «впадать в ». Они ведут себя так, как и , требуя к себе много внимания.
Не упрекайте ребенка, просто спокойно объясните, что он уже перерос этот возраст. При просьбах что-либо принести или подать, используйте местоимение «мне», а не «ему» (братику или сестренке).

При воспитании детей-погодок, особенно в первое время, просто необходима посторонняя помощь. Но не следует полностью отдавать первенца на попечение нянькам или бабушкам. Старайтесь дарить и ему внимание и любовь. Пусть папа, бабушки также помогают в воспитании младшего ребенка. В это время вы обратите свое внимание на старшего.

Во время прогулки очень трудно уследить за обоими детьми. Поэтому постарайтесь к моменту рождения малыша научить старшего гулять без коляски. Помимо этого, ребенок в -два года очень подвижен, и над ним более тщательный контроль. Нужно вовремя подстраховаться и подхватить убегающего не в положенное место сорванца. Это сделать достаточно трудно, когда следить необходимо еще и за коляской. Для решения этой проблемы можно приобрести для младшего слинг.

Особых хлопот доставляет зимняя прогулка. Чтобы один ребенок, которого вы уже одели, не стоял и не парился в шубе, приучите старшего справляться с пуговицами и обувью самостоятельно. Тем более в этом возрасте у малышей развивается привычка «я сам». Неплохо бы было приобрести ему сапоги на липучках и одежду на кнопках.

Когда дети подрастут, не воспринимайте старшего ребенка за взрослого, ведь он все равно еще маленький. Не предъявляйте к нему повышенных требований, не развивайте в нем чувство нездорового соперничества или ревность. Игрушки, книжки, одежду покупайте одновременно.

Не изолируйте старшего ребенка от младшего. Позвольте ему помогать вам присматривать за ним или играть с карапузом. Больше рассказывайте и объясняйте ребенку. Не стоит отбрасывать привычные для вас двоих ритуалы. Если до рождения второго малыша вы, укладывая первенца спать, ложились рядом с ним и читали на ночь сказки, продолжайте это дело. Попробуйте построить день так, чтобы в это время младший не требовал к себе вашего внимания.

Обычно у родителей погодок не существует проблем с выбором школы или детского сада. Отдавайте детей в одно образовательное учреждение, там им обоим нужна будет поддержка друг друга. Что же касается организации досуга, здесь лучше принять во внимание индивидуальные пожелания каждого.

После двух лет воспитывать погодок становится намного легче и проще, чем детей с большей разницей в возрасте. Они отлично организовывают друг друга, им вместе намного интереснее. Старший ребенок будет чувствовать себя реальным помощником в воспитании младшего брата или сестренки. Это чувство ответственности за ближнего принесет в дальнейшем ему только пользу.

Видео по теме

Полезный совет

Как видите, воспитывать детей-погодок не так страшно, как кажется на первый взгляд. Это два счастья, которые больше всего на свете хотят от вас любви и внимания. Поэтому смотрите на жизнь оптимистичнее и дарите им то, чего заслуживает каждый ребенок.

Совет 2: Дети-погодки: как подготовится к рождению второго ребенка

Все больше современных мам решаются родить второго малыша, не выходя из отпуска по уходу за первым ребенком. У кого-то получается забеременеть случайно, а кто-то целенаправленно хочет детей с небольшой разницей в возрасте. Материнский капитал тоже стимулирует многих на такой шаг. Хотя молодая мама еще не успевает забыть все нюансы, связанные с появлением в семье маленького человека, ей нужно подготовиться и учесть некоторые новые моменты

Где спать?


Этот вопрос встает самым первым. Спальное место второго ребенка обязательно должно быть защищено от старшего. Ведь он может по неосторожности или из ревности обидеть кроху. Устойчивость кроватки - важная ее характеристика в такой ситуации. Если в ее конструкции есть колесики, то обязательна функция их фиксации. Иначе первый ребенок попросту будет катать кровать по всей комнате.


Кроватку или колыбельку лучше поставить в комнате заранее, чтобы старший ребенок успел с ней поиграть, привык к ней. Тогда с рождением братика или сестренки меньше вероятность, что его кроватка вызовет бурный интерес у первого ребенка.


Где оставлять бодрствующего младенца?


Маме двух маленьких детей постоянно нужны свободные руки. Когда малыш один, есть возможность подолгу держать его на руках. А вот с двумя детьми это уже сложно, внимание требуется обоим. Например, старшего надо прокормить, а младший не спит и капризничает, поэтому его надо взять с собой на кухню.


Маме обязательно предусмотреть места, где она будет оставлять младенца. Удобно использовать шезлонг. В нем малыш пристёгнут, не может выпасть, а от собственных движений будет сам себя укачивать. Автолюлька с пологим дном тоже подойдет для таких целей.


На крайний случай первое время можно использовать переноску. Но в ней малыш свободно ворочается и может уронить ее со стула. Так что это только временная мера.


Манеж


Тоже не лишняя мебель в детской - манеж. С момента как младенец начнет переворачиваться и ползать в нем очень удобно его оставлять. Стенки манежа не позволят крохе укатиться в опасное место, а также защитят от старшего ребенка. Ведь если младенца положить просто на пол, его братик или сестренка могут на него наступить.


Эрго-рюкзак или слинг


Когда мама с обоими деться собирается куда-то идти, свободные руки ей крайне необходимы. Рано или поздно придется ехать в поликлинику или в магазин с обоими детьми. На этот случай стоит обзавестись слингом или эрго-рюкзаком. Так мама сможет спокойно вести за руку старшего или одевать его, когда младший будет спокойно спать или смотреть по сторонам в безопасном месте - у нее на теле.


Коляска


Как только женщина узнает о беременности вторым ребенком, ей лучше заняться отучением первого ребенка от коляски. Чем раньше он привыкнет ходить собственными ногами, тем лучше. Если же он до самого рождения второго малыша будет ездить в коляске, это станет потом большой проблемой. Мама просто не сможет гулять с обоими детьми.


Это самые важные моменты, которые придется учесть при появлении второго ребенка в семье с небольшой разницей от первого. Другие проблемы уже можно будет решать по мере взросления обоих детей.

Некоторые родители, конечно, планируют детей погодок, но чаще всего, это становится неожиданностью.

И что же вас ожидает в том случае, если вы решаетесь родить второго ребенка сразу вслед за первым?! Забегая вперёд, это самый верный вариант для всех, кто считает себя хорошей, полноценной семьёй.


В первую очередь возникает вопрос «справитесь или нет?» Справитесь! Вы уже всё знаете, всё умеете. Вы уже не будете в панике вызывать скорую, если ваш малыш никак не может покакать, вы пойдёте, и с полной уверенностью в правильности своих действий, сделаете ему клизму. Или газоотводную трубочку! В вашей аптечке есть всё, что необходимо.


Немного проблемно будет гулять или ходить в поликлинику. Один вовсю бегает, второй ещё в коляске. Это тяжело. Тяжело, будучи беременной, с огромным пузом, усыплять на ручках старшего ребенка. Тяжело, когда болеют. Как правило, если заболел один, следом и второй, и, мама туда же!


Ревность старших детей не всегда такая, как её описывают. Чаще всего её и вовсе нет. При небольшой разнице, они мало что понимают. Для них это будет интересно и познавательно. Естественно, нужно уделять достаточно внимания обоим. А в будущем, они станут лучшими друзьями, будут поддерживать друг друга и помогать. Младший будет стремительно вырастать и начнёт всё повторять за старшим. Вопросы горшка, сосок и первых шагов решатся на раз-два.


Финансовый вопрос. Денег всегда мало, их всегда не хватает. И с появлением второго малыша, ничего в корне не поменяется. За исключением того, что вы подарите жизнь еще одному человечку. Если дети однополые, то вся одежда у вас уже есть! И ничего покупать не надо. Если малыши, то тоже ничего страшного, многое будет в пору, несмотря на цветовую гамму. Вам так же не нужно будет покупать коляски, кроватки, качели, санки и бутылочки. Так что, в плане финансов, вы больше сэкономите, нежели потратите.


Итак, детки-погодки – это радость вдвойне! Это два сердечка, которые бьются заодно с вашими сердцами. Это две пары рук, которые крепко держат вас и никуда не отпускают. Это две улыбки, это радостный смех, это всё, о чем могут только мечтать хорошие мама и папа.

Воспитание и обучение погодок − сложный и интересный процесс, который имеет больше плюсов по сравнению с обучением и воспитанием детей разного возраста. Особенно это ощущается, когда разница превышает 5 лет. Дети с разницей до 2-х лет проходят кризисные периоды вместе, что позволяет родителям решать одновременно все проблемы. Среди наиболее выделяющихся положительных сторон одновременного взросления можно выделить:

  • Схожий режим. После исполнения 1 года младшему ребенку режим дня у обоих детей становится очень похожим, что позволяет планировать занятия и прогулки для обоих отпрысков с наибольшей пользой. Когда разница больше, настолько синхронизировать малышей не получится, разница в развитии будет требовать от родителей подстраивать режимы и искать компромиссы чаще, чем с детьми-погодками;
  • Одинаковые учреждения образования. Часто дети посещают один детский сад, идут в один класс, кружки, что уменьшает количество задач для решения родителями. Нужно посетить одно родительское собрание, а не два, один утренник или мероприятие, оплата, покупка канцелярии и других необходимых предметов идет по общему для обоих детей списку. Когда малыши подрастут, они смогут вдвоем возвращаться из школы и родителям будет спокойнее;
  • Скорость развития младшего ребенка. Младший, наблюдая за старшим, быстрее усваивает необходимые навыки, стремится подражать и достигать успеха. Изучая мир на пару, дети быстрее усваивают принципы общения, варианты разрешения конфликтов;
  • Опыт мамы. Она уже имеет достаточно опыта, чтобы ухаживать за вторым ребенком быстрее и качественнее. Она может предугадать возможные нюансы и держится более уверенно;
  • Эгоизм и ревность. Дети погодки меньше, чем малыши с большей разницей, ревнуют маму и проявляют эгоизм, так как уже с маленького возраста привыкают, что рядом есть кто-то, с чьим мнением нужно считаться;
  • Особенности обучения. В семьях, где растут погодки, обучение проходит легче: младший, наблюдая за старшим, приобщается к занятиям, запоминает материал, развивается на равных со старшим;
  • Адаптация. Дети из семей, где есть погодки, быстрее адаптируются в социуме. Чаще всего малыши попадают в одну группу в садике или даже один класс в школе, что позволяет им преодолевать трудности привыкания к новым обстоятельствам при поддержке друг друга;
  • Друг и коллега в играх. Малыши-погодки, подрастая, находят общие занятия и могут занимать друг друга. Часто крохи с небольшой разницей в возрасте предпочитают вместе читать, писать, рисовать, освобождая время маме и быстрее развиваясь;
  • Экономия. Если дети одного пола, то многие вещи, которые носит старший могут сразу переходить младшему, то же касается предметов ухода. Подрастая, дети могут меняться вещами, подбирая желаемый образ. Но этот плюс действует только в случае посещения разных классов, в обратной ситуации, это может стать проблемой;
  • Овладение навыками самообслуживания. Дети-погодки быстрее проявляют самостоятельность. Старший вынужден быстрее становиться старше, а младший тянется, видя пример;
  • Обучение в школе. Часто погодки попадают в один класс, что позволяет создавать дух соперничества и конкуренции. Эта ситуация плодотворно влияет на обучение и развитие. Если родители не давят, не сравнивают успехи малышей, здоровая конкуренция не имеет негативной окраски и подстегивает обоих достигать лучших результатов;
  • Свободное время для мамы. При правильно организованном режиме дня после достижения младшим ребенком 1,5 лет, свободного времени станет больше, благодаря совместным играм детей. Они смогут занимать друг друга и самостоятельно находить веселые и интересные занятия, если взрослые подскажут варианты.

Недостатки одновременного воспитания и обучения погодок

Не все так гладко при обучении погодок, в разные периоды могут проявляться разнообразные нежелательные последствия. Чаще всего отмечаются:

  • Сложности обучения при несвоевременном походе в школу. Иногда, когда погодки попадают в один класс, у одного из детей могут возникнуть сложности из-за несоответствия его развития программе. Если старший идет на год позже, то ему может быть скучно, он может перерасти интересы одноклассников. Отдавая младшего в школу на год раньше, не оценив уровень готовности к школьной программе, можно получить кроху, который не справляется с предложенной нагрузкой, из-за чего проявляет нежелание учиться или формирует комплекс неполноценности. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно взвешивать все за и против одновременного поступления в школу;
  • Неуемная любознательность. Обучение и воспитание погодок усложняется их огромной жаждой познания. Один ребенок все время изучает пространство и стремится везде дотянуться, долезть, что может приводить маму в стрессовое состояние. Когда в доме двое детей небольшого возраста, бдительность со стороны родителей должна быть удвоена, ведь старший может помогать младшему добираться в запрещенные места, подбивать на неразумные поступки;
  • Конфликты. Дети погодки при всей своей дружности, пока дорастут до осмысленного возраста, часто могут не только спорить, но и драться, кусаться и пытаться отобрать друг у друга игрушки. На помощь родителям приходит терпение, постоянное спокойное объяснение, равное отношение к обоим детям;
  • Нездоровая конкуренция. При неравномерном распределении времени между детьми, сравнении их способностей и достижений возможно проявление жесткой борьбы за внимание и любовь родителей. Дети могут проявлять агрессию, злорадство, стараться подставлять друг друга под наказание, что не способствует формированию теплых взаимоотношений;
  • Необходимость помощи со стороны. Воспитание двух детей с маленькой разницей в возрасте требует постоянного обращения за помощью к другим людям, что не всегда удобно и легко сделать. Хорошо, если бабушки и дедушки уже не работают и живут недалеко, они могут помочь со старшим ребенком на первом этапе, в обратной ситуации, на плечи мамы ложится серьезная ответственность и нагрузка;
  • Одинаковые игрушки и равенство в покупках. Часто для избежания конфликта родителям приходится покупать одинаковые игрушки, вещи, предметы творчества.

Большинство негативных проявлений легко преодолеваются изменениями в поведении взрослых по отношению к погодкам. Тщательный анализ поступков, отношений между детьми поможет родителям не только исправить нежелательные последствия, но и предотвратить возможные действия.

Особенности воспитания детей-погодок

Когда в семье двое детей с разницей до 2 лет, маме приходится крутиться и искать варианты, как обучать и развивать малышей в соответствии с их потребностями, уделять достаточное количество времени, при этом самой не стать «взмыленной» лошадкой. Мы собрали популярные секреты организации быта и обучения погодок, которые помогут вам решить вопрос воспитания и обучения детей.

С рождения младшего до года

Первый период организации обучения двух детей начинается с рождения младшего ребенка и длится до достижения им 1 года. Это самый сложный в организационном плане отрезок времени, который требует от мамы немало усилий для нормализации процесса, его полноценности. Основной проблемой является необходимость большое количество времени уделять второму ребенку, при этом старший требует не меньшего внимания. Часто, чувствуя новизну своего положения, первенец проявляет нервозность, капризность, ведет себя необычно, требуя возврата прежнего стопроцентного внимания к себе.

Как поступить в такой ситуации, чтобы младший не плакал, а старший не чувствовал себя заброшенным? Есть несколько нехитрых приемов, применение которых точно вам поможет.

График

Главным спасением для мамы погодок на первом этапе становится четкий график для обоих детей. Если подготавливать старшего еще во время беременности к определенному ритму жизни, проделать то же с младшим, все необходимые дела можно выполнять во время сна младшего ребенка или во время самостоятельных занятий старшего ребенка, используя слинг для развлечения крохи. Хорошо объединять прогулку со старшим и отдых младшего. Читая книги или рассматривая различный обучающий материал, держать младшего на руках или уложить рядом на специальном коврике. Старший ребенок находится в возрасте, когда очень важен дневной сон, если совместить графики и уложить обоих малышей спать днем, то можно полежать и отдохнуть самой.

Отучение старшего от бутылочки и соски

Отдельный вопрос, который позволяет облегчить жизнь маме с двумя детьми младше 2 лет – использование сосок и бутылочек. Для нормализации этого процесса опытные мамы рекомендуют приучать первенца к кружке, отучать от соски еще до года. Малыш сам будет с интересом осваивать новые предметы, а вам не придется бороться с попытками отобрать желаемую соску или бутылочку.

Для приучения первенца к кружке желательно использовать пластиковый вариант яркой расцветки, привлекающей малыша. Можно предложить ему самостоятельно выбрать себе предмет для питья, тарелку для еды. Делать это желательно до появления младшего ребенка и сказать малышу, как вы гордитесь его новым умением, как рады, что он уже такой большой, может пить из кружки и есть наравне с родителями. Ощущение собственной важности и умелости придаст малышу смелости, уверенности в собственных силах, простимулирует желание развиваться.

Меры безопасности

Отдельно стоит обратить внимание на обеспечение безопасности для обоих детей. При этом нужно учитывать возрастающие возможности первенца и несмышленость младшего. Подготовка квартиры к пребыванию в ней двоих детей-погодок условно делится на два направления:

С момента, когда в вашей жизни появится второй ребенок, нужно стараться как можно больше внимания уделять старшему крохе. Он еще очень сильно нуждается в маме, поэтому необходимо предоставить ему достаточное количество времени. В период, пока младший бодрствует, можно использовать слинг, читать старшему книжку, играть с ним, собирать конструктор и много разговаривать. Ваше внимание к его занятиям, интересам на этом этапе очень важно, оно позволяет чувствовать вашу любовь. Когда младший ребенок спит, не бойтесь его разбудить, ваш голос успокаивает и убаюкивает, поэтому смело в спокойной манере говорите со старшим ребенком.

Не забывайте рассказать первенцу о вашей любви. Психологи утверждают, что в день каждый ребенок должен слышать не менее 7-8 раз о любви родителей, чтобы чувствовать это.

Если младший капризничает, его тревожат колики, зубы или что-то другое, то не стоит на этот период забывать о старшем ребенке. Пересмотрите ваши совместные занятия и сделайте упор на их качестве, а не количестве. Не стоит говорить первенцу «отстань», «займись чем-нибудь», «понимаешь, что я занята». Малыш еще не поймет ваших слов о загруженности или необходимости постоянно заботиться о младшем, а слова, которые не предлагают конкретного занятия или обладают агрессивной окраской, могут глубоко ранить малыша. Нужно стараться сохранять спокойствие, быть добродушной и внимательной не только к проблемам крохи, но и чувствам старшего ребенка. Не получив вашего внимания, первенец ощутит свою ненужность, заброшенность, что повлияет на темпы его развития.

Период с рождения второго ребенка до того момента, когда он пойдет и сможет активно изучать окружающее пространство, самый сложный в жизни мамы погодок. Младший ребенок требует очень много времени, как и старший, и достаточно сложно организовать день, чтобы удовлетворить каждого из них. Вас должно подбадривать, что этот период продлится недолго и скоро все станет намного легче, дети смогут играть между собой, а вы вздохнуть с облегчением.

От 1 до 3 лет

После того, как младший ребенок пойдет, все станет потихоньку налаживаться, обретет упорядоченность и стабильность. Старшему станет интересно наблюдать за младшим. Где-то к возрасту полутора лет второго ребенка у малышей появятся общие занятия и игры. Наблюдая за старшим, второй будет легче осваивать необходимые навыки, стремиться повторять за ним.

В определенный период вам может показаться, что у вас не погодки, а близнецы или двойняшки, так они будут схожи в своих повадках, но за этим кроется опасность. Если у вас дети с небольшой разницей в возрасте, не стоит забывать, что она есть. Не сравнивайте возможности и достижения, не показывайте, что кто-то из них лучше или хуже. Основной секрет воспитания и обучения погодок – равенство. Дух здорового соперничества появляется там, где дети видят равное отношение к себе, чувствуют свою важность для родителей и понимают, что никого из них не выделяют.

Отдельно во второй период взросления погодок нужно подумать над вопросом личного пространства. Каждый ребенок, как и взрослый, нуждается в собственном уголке, где будут располагаться его вещи, можно проводить свободное время и заниматься любимым делом. Если для младшего это еще не настолько актуально, то старший малыш уже нуждается в этом. Необходимо не только его организовать, но и следить, чтобы младший старался не нарушать границ.

Старший ребенок все больше требует разнообразных занятий, знаний и рассказов обо всех окружающих предметах. После достижения им 2 лет можно задуматься про организацию учебного места и занятий, на которых вы будете обучать его разнообразным навыкам, рисованию. Хорошо, если рядом будет место, в котором удобно сможет разместиться младший ребенок (стульчик, пуфик). На время занятий хорошо предложить младшему делать что-то похожее на действие старшего. Если вы будете рисовать, то подготовьте два листочка, на одном покажите первенцу технику, а на другом дайте возможность младшему рисовать другим карандашом или мелком. Читая старшему, обязательно берите с собой младшего, давайте ему возможность рассмотреть вместе с вами картинки, потыкать в книгу пальчиком.

После года организация обучения и воспитания погодок строится по принципу одновременных занятий, график сна и бодрствования практически одинаковый, что позволяет планировать развивающие занятия, прогулки и совместные игры для обоих малышей.

Третий период взросления погодок (от 3 до 7 лет)

Приблизительно в три года ребенок начинает проявлять активный интерес к обучению, поэтому, когда старшему ребенку придет время обучаться, необходимо предложить ему максимум. Но не забывайте про младшего. Объясняя новый материал, показывая интересные картинки или давая задания, привлекайте младшего отпрыска. Он обязательно заинтересуется и будет запоминать новую информацию. Обучение в тандеме будет стимулировать старшего показать свою сообразительность, превосходство в возможностях над младшим, последующее обучение старшим ребенком младшего.

Единственное, чего стоит опасаться при одновременном обучении погодок – сравнение разновозрастных детей. Никогда не говорите о разнице в достижениях погодок, они разные, у них неодинаковые возможности и условия. Даже, если младший проявляет большие способности, никогда не ставьте его в пример старшему. Не нужно пытаться сравнивать скорость освоения определенных навыков по возрасту. Дети-погодки отличаются друг от друга, они разные люди и у каждого из них свой путь познания мира.

Занимаясь совместным обучением детей, нельзя давать им полностью одинаковые задания без ориентации на их возраст. Так вы можете не рассчитать, дать старшему слишком легкое задание, которое вызовет у него скуку или предложите младшему слишком сложное задание, он может не справиться и подумать о своей неспособности. Оптимальным будет готовить схожие задания, которые отличаются между собой сложностью.

Кружки и секции

После трех лет для многих родителей важным является вопрос развития ребенка при помощи кружков, секций. Когда в семье растут погодки, не стоит сразу отдавать обоих на одно направление. Это должно быть непосредственно желание самого ребенка. Если крохе не нравится или он не хочет посещать ту же секцию, что и брат или сестра, не стоит настаивать. Лучше поинтересоваться, какое направление ему нравится. Дети с небольшой разницей в возрасте, имея схожие интересы, являются разными людьми, и, если один хорошо рисует, не значит, что и второй будет в восторге от такого занятия.

Еще один вопрос, волнующий мам детей-погодок, организация посещения большого количества кружков и синхронизация графиков детей с разными интересами. Когда каждый из малышей посещает по 2–3 кружка, их жизнь становится похожей на бесконечное передвижение между разными секциями, ожиданием окончания занятия у брата или сестры, вечную гонку за временем, в попытке все успеть. В погоне за разнообразными знаниями, которые предлагают развивающие школы и клубы, мамы часто забывают о необходимости свободного времени детей, проводимого за простой игрой. Если очень хочется посещать развивающие занятия, то оптимально ограничиться одним кружком для каждого ребенка, а оставшееся время посвятить домашнему обучению и игре.

О чем еще нужно знать, воспитывая погодок

Круг общения

Круг общения детей может быть разным. Дети-погодки легко находят общий язык с другими детьми, но они не являются копией друг друга и то, что нравится и подходит одному, может причинять дискомфорт другому. Стоит внимательно отнестись к потребностям маленького человека и постараться предоставить ему необходимые условия. Нужно стараться искать не единый подход к обоим детям, а индивидуальный, чтобы помочь им. Если по каким-то причинам компания одного ребенка не нравится другому, нужно помочь ему обзавестись собственными товарищами.

Часто один из погодок более сильный духом. Именно он становится движущей силой в развитии обоих, при чем это не всегда старший ребенок. Родителям важно помочь более слабому в тандеме найти собственное предназначение, увлечения, путь развития. Не оставляйте все на самотек, малыш подрастет, и, если он до этого все время слепо следовал за другим ребенком, будет иметь сложности с выбором, который всегда за него делали. Разговаривайте не только с обоими детьми, но и находите время на беседы по душам с каждым из погодок наедине.

Споры и компромисс

Отдельным вопросом в воспитании детей-погодок является научение их поиску компромиссов в конфликтной ситуации. Не стоит однобоко обучать старшего всегда уступать младшему, вопреки собственным желаниям. Каждая ситуация требует тщательного рассмотрения на предмет справедливости. В некоторых случаях необходимо проявлять внимание к потребностям старшего, предлагая младшему уступить.

Дети дошкольного возраста обладают обостренным чувством справедливости, и, если они ее не ощущают по отношению к себе, у них формируются различные комплексы: от ощущения ненужности и неважности для родителей до острых форм агрессии по отношению к обидчику. В конфликтной ситуации, если вы не были непосредственным свидетелем начала спора или не знаете, в чем заключается причина разногласий, не стоит сразу обвинять и наказывать того, кто совершает неправильное действие. Есть вероятность, что это происходит, как следствие действий с другой стороны. Если вы накажете одного, а другой выйдет сухим из воды, то наказанный воспримет ситуацию как несправедливую, может затаить злобу, а истинный виновник конфликта воспримет свое поведение нормальным и при удобном случае будет оповещать вас о неправильных действиях брата или сестры, опуская свою роль, как нормальное поведение.

Борьба с жалобами друг на друга в семьях с детьми одного возраста − острый вопрос, неоднозначно воспринимаемый родителями. Имея ребенка ябеду, легко контролировать ситуацию, но это может негативно сказаться на взаимоотношениях между детьми. Стоит пытаться бороться с таким поведением и учить защищать друг друга, желать добра и стараться помогать словом и делом.

Сопереживание

Немаловажно, наряду со здоровой конкуренцией, обучать детей умению восхищаться достижениями брата или сестры, видеть прекрасное в их поступках, творениях, научить, как подбодрить в сложной ситуации. Дети-погодки вырастут друзьями, если будут видеть в брате или сестре не только конкурента, но и близкого человека, которому можно довериться и рассказать о своих успехах. Это поможет преодолеть множество сложных жизненных ситуаций, которые ждут впереди. Если дети умеют радоваться успехам друг друга, стремятся понять и помочь, им будет проще проходить рука об руку сложности подросткового периода, невзгоды взрослой жизни.

Безопасность

Обучая погодок, не стоит забывать про уроки безопасности. Когда мама выходит гулять с двумя детьми старше 3 лет на улицу, хорошо, если они знают, как себя вести, слушаются ее команд. Лучшим вариантом будет, если наряду с мамиными уроками, обучением правилам безопасности займутся и другие родственники, которые подскажут крохам, что нужно держаться недалеко от мамы, слушаться ее беспрекословно, исполнять правила дорожного движения. Так дети поймут, что мамины уроки обязательная истина, которую подтверждают все окружающие, будут стараться слушаться и вести себя правильно.

Воспитание детей с небольшой разницей в возрасте – процесс постоянного анализа ситуации, стремление научить и воспитать исходя из возраста и способностей, желание донести важность добрых взаимоотношений. Все эти усилия оправданы и позволяют вырастить добрых друзей и верных товарищей из малышей-погодок!

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.

Воспитание детей – это сложный и крайне ответственный процесс, требующий от родителей максимального вложения сил, терпения и любви. В семье, где есть дети-погодки , все вышеперечисленное родителям приходится отдавать детям в двойном объеме и с повышенной скоростью. Некоторые люди утверждают, что легче, чем погодок. Является ли правдой такое утверждение и как правильно воспитывать погодок ?

Как воспитывать погодок

Советы, которые будут даны ниже, помогут матери успевать воспитывать детей-погодок без ущерба для себя и остальных членов семьи. Главный принцип воспитания детей-погодок – это равномерное распределение всего, что дают родители детям. Никто из детей не должен остаться обделенным вниманием, любовью, заботой, материальными ценностями. Первое, на что нужно обратить внимание для организации жизни детей-погодок – это правильно составленный режим дня. Он должен идеально подойти обоим детям. В этом случае дети будут чувствовать себя комфортно в одном доме. К примеру, если спит один малыш, другой , который бодрствует, может помешать спящему брату или сестре. Если один ребенок купается в ванной, то второй в это время должен быть под присмотром члена семьи. Правильно организованный режим дня поможет избежать сложностей и сэкономить время. Пока дети будут спать, можно самой отдохнуть или заняться делами. Желательно чтобы погодки ели примерно в одно и то же время и гуляли вместе.

Погодки в детском саду

Детский сад может стать решением некоторых проблем родителей. Если старший ребенок будет ходить в сад, матери будет легче успевать по дому и воспитывать младшего малыша. Но с детским садом связаны свои трудности. К примеру, период привыкания ребенка к саду займет определенное время. К тому же дети, которые начали ходить в детский сад, чаще болеют, чем те, которые сидят дома. Учитывая, что простудные заболевания могут передаться и малышу, остающемуся дома с матерью, маме нужно будет быть крайне внимательной и осторожной после начала посещения ребенком детского сада. Не стоит отдавать ребенка в сад до достижения им 2 лет. До двухлетнего возраста малыши сильно зависят от матери.

Детям-погодкам нужно покупать одинаковые игрушки, если они одного пола. Это поможет избежать конфликтов и разногласий между братьями и сестрами. Специалисты рекомендуют покупать игрушки, имеющие множество деталей, чтобы погодки вместе собирали, конструировали и в процессе игры сближались еще больше. Замечено, что связь между погодками сильнее, чем между братьями и сестрами, у которых разница в возрасте несколько лет. Чтобы эта связь с каждым годом крепла, не стоит мешать общению детей и их дружбе. У детей-погодок много общих интересов, развлечений.

Со временем старший ребенок может стать помощником в воспитании младшего. Если у старшего малыша появится желание покормить младшего брата или сестру, поиграть с ним, не стоит ему отказывать. Матери в этом случае рекомендуется помочь старшему ребенку правильно общаться с младшим, научить его кормить малыша из бутылки, играть с ним. Ведь именно так зарождается дружба между детьми-погодками.

Если родители проигнорируют вышеописанные советы и рекомендации, старший ребенок может начать ревновать мать к младшему брату или сестре, осознанно портить вещи, которые принадлежат малышу. Также он может стать беспокойным, раздражительным. Ни в коем случае нельзя обделять вниманием старшего ребенка из-за того, что в доме появился младенец. Данные советы помогут матери вырастить счастливых и довольных детей-погодок.