Значение развития мелкой моторики рук. Значение развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных иссдедований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними».

Известному педагогу В.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант.

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находиться в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук! В связи с этим мероприятия по развитию мелкой моторики рук должны обязательно включаться в систему коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих различные отклонения в психофизическом развитии.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкою работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Как уже было указано выше, с развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движениий. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Истоки способностей и

дарований детей находятся на

кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем у ребенка не может без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с тактильно - двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов. И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формирования. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка непрерывно связано с развитием мелкой моторики. Движения пальчиков и рук помогают ребенку актуализировать знания, накапливать словарный запас, запоминать и рассказывать стихи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Поэтому пальчиковые игры так популярны в работе воспитателей, логопедов, психологов, учителей - дефектологов. Доказано, что если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребенка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представления об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику, расширяют коммуникативные навыки за счет формирования диалогической стороны речи. При выполнении упражнений нужно стараться вовлекать пальчики как правой, так и левой руки. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. М. М. Кольцова в работе ‘’Ребенок учиться говорить ‘’ указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение больше всего на свете хочет бегать, прыгать, СОВЕРШАТЬ ЛЮБЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПОТОМУ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. так он учиться различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть и легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает сравнивая то, что видит; с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, наблюдательностью, воображением, памятью. Работа по развитию движения руки должно проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Упражнения должны приносить ребенку радость, и не допускать скуки и переутомления. Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. К.Д. Ушинский писал:’’Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.’’ Наличие системы придает организованность, последовательность от простому к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Каждая мама уверена в том, что развитию моторики рук у детей необходимо уделять пристальное внимание. Но не каждая представляет, что это такое и как это правильно делать.

Мелкая моторика – это умение с максимальной точностью и ловкостью совершать определенные движения пальцами рук и ног, задействуя при этом нервную, мышечную и костную системы. Это могут быть как простые жесты, типа захвата игрушек, так и сложные - написание текста, рисование, пришивание пуговиц.

Значение развития мелкой моторики рук для развития ребенка.

Стимулирующее влияние функций рук на развитие мозга и психики ребенка подтверждены специалистами. Развитие мелкой моторики имеет огромное значение не только в хорошей координации движений пальцев рук, которая естественно понадобится для письма, рисования и выполнения других необходимых действий, но и для общего развития малыша. Мелкая моторика и связаны между собой месторасположением в коре головного мозга. Поэтому стимуляция пальцев рук активизирует центр речи. самым непосредственным образом влияет на ловкость пальцев и красоту почерка. Кроме того развитие мелкой моторики рук непосредственно влияет на такие необходимые качества, как:

  • Развитие внимания
  • Память
  • Наблюдательность
  • Мышление
  • Воображение

Иными словами чем более подвижные и ловкие пальчики у малыша, тем он более умный и развитый и это необходимо развивать, как можно с более раннего возраста. Как говорил известный педагог В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Первые шаги в развитии моторики рук.

Первое занятие развития моторики рук надо уже в младенческом возрасте. Грудничку можно слегка помассировать пальчики, активизируя точки, связанные с головным мозгом.
Сначала малыш только поглядывает на свои ручки, потом пытается совершать ими определенные действия. Кроха старается удерживать предмет, а потом перекладывать из руки в руку, осуществляя «пинцетный захват». Вскоре он уже способен создавать свои первые картины и применять по назначению ложку и вилку. Впоследствии моторные навыки становятся сложнее, но и интереснее. Появляется больше манипуляций, которые требуют одновременных согласованных действий двух рук.
Поначалу ребенок берет вещи всей ладошкой, потом подключает большой и указательный пальчики.

Игры для развития моторики.

Игры с пальчиками должны сопровождаться стишками. В этом случае малыш слушает речь взрослых одновременно с движениями рук и пальчиков. Это позволяет ему научиться понимать смысл речи, подражать ей и повышать речевую активность. Хорошо зарекомендовали себя пальчиковые игры-потешки:

  • «Сорока-ворона»
  • «Ладушки-ладушки»
  • » Идет коза рогатая» и другие.

В данных играх ребенок сопровождает движения с короткими стишками, что позволит сделать его речь более четкой и яркой

Занятия по развитию моторики рук.

Чтобы помочь малышу достичь совершенства, предлагаются развивающие занятия по развитию моторики рук.
Они должны быть простыми и легко запоминаться. Например:

  1. Массажирование ладоней и пальчиков.
  2. Разрывание бумаги. Малыш с удовольствием рвет бумагу, ощупывая ее. Этот процесс доставляет ему великое удовлетворение.
  3. Практически все дети любят копаться в коробочках с пуговицами и разной мелочью, только необходимо помнить, что необходимо это делать в присутствии взрослых.
  4. Листание страниц. По мере роста ребенку станет увлекательно перелистывать страницы какой-нибудь книжки с яркими картинками.
  5. Бусы. Бусины разнообразной формы и размера на шее родителя обязательно заинтересуют малыша, и он с удовольствием начнет перебирать их своими ручками.
  6. Вкладыши-мисочки. Помещая их одну в другую, из них можно построить башенки. Эта игра даст представление о размеров предметов.
  7. Крупы. Насыпанную в банку смесь, малыш будет трогать руками, пересыпая её сквозь пальцы. Это занятие поможет развить тактильные ощущения.
  8. Застегивание и растегивание пуговиц повышают ловкость пальчиков.
  9. Всевозможные шнуровки развивают мелкую моторику и сообразительность.

Однако, стоит запомнить одну важную вещь. Подобные игры должны проводиться в присутствии взрослых, чтобы ребенок не проглотил мелкую деталь и подавился ею. Если маленькому человеку уделять внимание постоянно, то прогресс будет налицо - движения станут плавными и четкими. Задачей педиатров является объяснить родителям - насколько важными могут быть такие игры. Чтобы добиться высоких результатов, нужно сделать из обучения игру, при этом нахваливая свое чадо за каждое правильное действие.

В занятиях по развитию моторики рук помогут всевозможные развивающие игрушки:

  • Пирамидки помогают развитию логики, различать размеры и цвета.
  • Кубики развивают объемное мышление.
  • Мазаики, помимо мелкой моторики помогают в развитии творческих качеств.
  • Конструкторы развивают сообразительность в сочетании с творчеством.
  • Развивающие доски Бизиборды помогут развить мелкую моторику рук, ловкость пальчиков, сообразительность, логику и другие способности ребенка.

Важно помнить, что моментальных результатов ждать не стоит, чтобы достичь ощутимых результатов занятия по развитию моторики рук должны проводиться регулярно и систематически.

Наталья Черепанова
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

Доклад на тему :

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста "

"Источники способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей . Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи . Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика , но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита .

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе : много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук .

Значение развития мелкой моторики

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка .

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи .

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики .

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев , способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка , то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту .

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков : по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики . Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети.

Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и , следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается , когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи .

Развивая мелкие , дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка .

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев : сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают :

1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2. Игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку;

3. Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия;

4. Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

5. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы . Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику .

Развивая мелкую моторику , нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать : выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку , мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку , мы стимулируем развитие правого полушария .

Значение мелкой моторики очень велико . Она напрямую связана с полноценным развитием речи , так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь , находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков . Чем раньше вы начнете работу с ладошками , тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память , воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.

Развитие соотносящих действий :

Ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.) ;

Подражание движениям рук : особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

Развитие движений кистей и пальцев рук : ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными;

В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук , укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Публикации по теме:

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста Текст выступления к презентации на тему «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Слайд №1 Здравствуйте! Меня.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Мамедова Е. В., заместитель заведующего по.

Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста Брежнева Е. А. воспитатель высшей категории МАДОУ «ДС № 476 г.

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Пальчиковые игры ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Библиотека изображений:

Тема доклада:

Развития мелкой моторики

и её значение

на уроках ИЗО у дошкольников

и младших школьников.

Доклад подготовила: Матвеенко Ирина Васильевна

Преподаватель Детской школы искусств

им. Гречанинова А. Т. г. Светлогорска

План доклада:

1. Что такое мелкая моторика.

2. Значение мелкой моторики.

3. Виды деятельности применяемые на уроках ИЗО которые развивают мелкую моторику.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Занятия с пластилином.

3. Занятия ИЗО.

4. Аппликация.

5. Прикладное творчество.

1. ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА?

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

2. ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?

Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики - залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы - бумага, краски, глина, пластилин, мелки и др. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети получают, в процессе обучения опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, что способствует умственному развитию детей. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

3. Есть разные виды деятельности применяемые на уроках ИЗО которые развивают мелкую моторику у детей.

1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-воровку». Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не дала? Следующий этап – самостоятельные движения. «1 ,2 , 3 , 4 , 5 вышли пальчики гулять». Сжимаются в кулачок и разжимаются.

Упражнения для более «взрослых» пальчиков усложняются. Данные упражнения с пальчиками увлекательны. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

Например: 1. Бабушка очки надела

И внучонка разглядела
2. Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать ребенку его формировать. Произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Упражнения делятся на три основных вида:

1. Упражнения для кистей рук.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

3. Упражнения для пальцев динамические.

2. Занятия с пластилином.

Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.

Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:


  • Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.

  • У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.

  • Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.

  • Ребенок учится воплощать свой замысел.

  • У ребенка развиваются эстетические чувства.
Лепка с природным материалом. В работе используется разные фактуры, что хорошо для развития тактильных ощущений пальцев рук. Материалы: скорлупа грецкого ореха, жёлуди, шишки, семечки, веточки, сушенные ягоды и т. п.

-Лепка с макаронными изделиями. Очень нравятся детям занятия лепкой с макаронными изделиями. Они необычны и увлекательны. Развивают не только моторику, но и воображение.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Лепка из шариков Картина из пластилина выложенная из шариков. Каждый шарик катается отдельно и из них выкладывается картинка. Размер шариков от 3до 5 мм. В работе задействованы и пальцы и кисти руки.

3. Изобразительная деятельность

Так же важны занятия ИЗО для развития мелкой моторики. Научится правильно держать кисть или карандаш. Это взрослому кажется просто, а ребенку 3 лет этому надо еще научиться. Тренируется координация кисти и пальчиков при разукрашивании и штриховки - не выходить за рамки контура, научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях,проводить изогнутые, волнистые.

Рисование пальчиками Очень увлекательное занятие рисование пальчиками - ребенок набирает краску не на кисть, а на палец и рисует.

Рисование ладошкой В работе участвует вся кисть и пальчики. Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев.

Оттиск печатками из картофеля Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку, вырезанную из картофеля, штемпельной подушкой с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Рисование точками и штрихами Выполняется работа разными видами штрихов и точками. Применяется разная сила нажима. Очень полезное занятие для развития мелкой моторики.

Набрызг - способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Задействованы в работе пальчики. Стимулируются подушечки пальцев.

Рисование крупой Развивает мелкую моторику пальцев. Коллаж - сочетание аппликации, переходящей в конструирование. На фон наносят рисунок. Затем на клеевую основу наносят различные материала, тем самым как бы «рисуют» изображение. В работе используют –пшено, гречку, горох, фасоль. Данные задания развивают мелкую моторику и тактильные ощущения

4. АППЛИКАЦИЯ

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу, что очень полезно для развития тактильных ощущений.

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Обрывная аппликация Обрывная аппликация – это способ получения изображения, когда ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить и накладывает кусочки бумаги на клей.

Аппликация с гофрированной бумагой Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги. Очень полезный вид деятельности для развития мелкой моторики. В работе важно уметь аккуратно выстригать мелкие элементы.

Орига́ми - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Путем различных сгибов получаются фигурки животных и предметов. Хорошо тренируются пальцы, внимание и смекалка. Данные упражнения хороши для развития ловкости рук и мышления.

Квиллинг- называемый также бумагокручение, бумажная филигрань, это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

5. Прикладное творчество.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание, бисероплетение. Старшим дошкольниками младшим школьникам вполне доступны и простейшие приёмы

Бисероплетение Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Почему я обратила внимание на данный вид деятельности? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

Вышива́ние - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма.

Текстилиные игрушки – сувениры из ткани сделанные своими руками. В работе требуются умение вышивать, пришивать пуговицы, тесьму, бисер,что очень развивает и тренирует кисти и пальцы рук, а так же усидчивость и терпение.