8 июля можно ли играть свадьбу. Символ дня любви

8 июля вся страна уже в десятый раз будет отмечать праздник, символом которого стала любимая всеми ромашка. А городу Мурому, в котором проходят главные торжества, исполнится в этом году 1155 лет. Двойной юбилей - двойная радость. Так что же это за праздник?

Много лет назад жили на свете благоверные князья Петр и Феврония. Они всё испытали - горе и радость, богатство и бедность, и никто не смог их разлучить, даже смерть. Они умерли в один день и похоронены вместе. Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома. Жители этого города и стали инициаторами праздника - Дня семьи, любви и верности.

Крепкая, дружная семья - поддержка и опора для любого человека. Но современная жизнь полна всяческих искушений, что очень влияет на желание молодых заключать браки и создавать семьи. Анализируя данные статистики за последние 18 лет (с 1998-го по 2016-й), можно отметить, что меньше всего браков в нашей области заключали в «лихие» девяностые прошлого века. По данным Ивановостата, наименьший показатель брачности зафиксирован в 1998 году (5,1 в расчете на 1000 населения). За последние годы он увеличился: в 2015 г. составил 7,4 на 1000 населения, в 2016-м - 6,4. За эти годы также увеличилось число повторных браков. Оно выросло в 2016 году по отношению к 1998-му в 1,3 раза у мужчин и в 1,5 раза - у женщин.

К сожалению, заключенные браки неустойчивы. Более половины из них распадаются. В расчете на каждую тысячу образовавшихся брачных пар в 2016 году пришлось 644 развода (в 2015 году - соответственно 558). Самый «критический возраст» брака - 5-9 лет (25,9% от всех разводов в области в 2015-м и 2016 году). Значительно крепче семьи, созданные 15-19 лет назад. Они реже всего распадались в муниципальных районах: Гаврилово - Посадском, Заволжском, Кинешемском, Фурмановском, Юрьевецком. Что ещё характерно для региона: обе семейные «половинки» чаще всего расторгают брак в возрасте 30-39 лет (удельный вес разводов в 2016 г. у мужчин 18,6%, у женщин - 27,9%).

День семьи, любви и верности был создан именно для того, чтобы усилить веру в прочные семейные узы. Ведь только благодаря крепким многодетным семьям можно преодолеть демографический кризис. У нового праздника есть памятная медаль «За любовь и верность». С одной стороны ее - портреты Петра и Февронии, на другой красуется символ праздника - два лепестка ромашки окрашены в синий и красный цвета. Награда достается образцовым семьям России: многодетным, «золотым», «бриллиантовым».




В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина... (Фото: Dmitriy Shironosov, Shutterstock)

Святых Петра и Февронию Муромских почитают в народе как покровителей семейного очага, хранителей супружеской любви. По легенде, будущий муромский князь Петр заболел проказой, от которой нигде не мог найти излечения. Однажды он увидел сон о том, что помочь ему сможет крестьянка Феврония из Рязанской земли. Когда девушку разыскали, она в качестве платы за лечение потребовала, чтобы Петр женился на ней. Он дал обещание сделать это, но, избавившись от болезни, не сдержал слово. Болезнь возобновилась, и только после того как Феврония вновь вылечила Петра, он, наконец, исполнил обещанное — и никогда об этом не пожалел.

Петр наследовал княжение после своего брата, но муромские бояре не хотели видеть своей правительницей бывшую крестьянку и велели молодому князю либо отказаться от жены, либо покинуть город. Тогда Петр вместе с Февронией отплыли из Мурома по Оке. В городе же началась смута: люди требовали вернуть княжескую пару на престол. Желание народа было исполнено.

Супруги жили вместе долго и счастливо, а под старость лет приняли монашеский постриг и стали молить бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу, но их просьбу не выполнили, сочтя ее непристойной для людей монашеского звания. Но, несмотря на то, что тела мужа и жены положили в разных обителях, на следующий день они оказались вместе.

Церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина — с той лишь разницей, что на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.

С супружеством были связаны и некоторые приметы этого дня. Например, считалось, что если купец на Петра и Февронию отработает весь день в лавке бок о бок с женой, это принесет его семье достаток.




Многие приметы касались погоды и сенокоса, который начинался как раз в это время (Фото: smereka, Shutterstock)

Другие приметы, более приземленные, касались погоды и сенокоса, который начинался как раз в это время. Люди подмечали: если свиньи и мыши начинают есть сено — покос будет худой; об этом же свидетельствовало обилие кашки на лугах. Наблюдали и за рассадой: если она хорошо пьет поливку — дни сенокоса будут сухими, если же не вбирает воду — влажными.
С Петра и Февронии ждали еще сорок жарких дней. «После Ивана не надо жупана», — говорили по этому поводу крестьяне (день Ивана Купалы празднуется накануне).

Февронию поминали иногда и отдельно от Петра, называя Русальницей. Существовало поверье, что с этого дня русалки начинают водить хороводы. Поэтому при купании нужно было быть осторожным, чтобы речная дева не утащила на дно.

Именины в этот день Василий, Давид, Денис, Константин, Никон, Петр, Семен, Федор



День памяти святых Петра и Февронии.



Святые Петр и Феврония — покровители семьи и брака

«Героиня повести — дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках.

Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти». Д.С. Лихачев

Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.



Благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Всегда лучше отмечать свадьбу летом, чем холодной зимой. Ведь в теплое время года можно устроить свадебное торжество на природе, красиво украсив все цветами и зеленью. Июль - прекрасная пора для свадебных церемоний. Лето в самом разгаре! Молодожены, которые не хотят тянуть со свадьбой до осени, все чаще выбирают июль или другие летние месяцы для своего праздника. И как показывает практика, совсем не прогадывают. Ведь и невесте, и гостям будет намного проще определиться с выбором свадебного платья и нарядов. Можно позволить себе выбрать открытый фасон и не беспокоиться, что замерзнешь.

Природа тоже благоволит тому, чтобы летнему месяцу отдали предпочтение. Распускаются роскошные цветы, птицы вдохновляют своим пением, а обилие зелени и фруктов приятно радует взор.

Приметы свадьбы в июле

Как гласит примета, сыграв свадебное торжество в июле, жизнь ваша будет подобна кисло-сладкой ягоде. Дело в том, что июль считается трудовым месяцем. И это касается не только отношений на работе, но и в семье. Ведь выстраивать семейное счастье — огромный, но вместе с тем приятный труд! Июльских молодоженов, как в прочем и всех супружеских пар, жизненные перипетии не обойдут стороной. На их пути будут попадаться белые и черные полосы, но трудности они преодолеют благодаря взаимной поддержке. Поэтому жизнь подарит долгие годы супружеской жизни людям, вступившим в брак в июле.

Всем известна фраза: как отпразднуешь свадьбу, так ее и проведешь. Конечно, не стоит свято верить в каждую примету, но придерживаться некоторых из них совсем не помешает. По народным поверьям июль — вполне благоприятный месяц для оформления брака. Даже если погода в этот день будет капризна.

Вот некоторые «подсказки судьбы», на которые стоит обратить внимание, если вы решили отпраздновать бракосочетание в этом месяце:

  • Не пугайтесь грозовой погоды во время свадьбы. Такое природное явление — к денежному изобилию.
  • Ураганный ветер — к беспечному партнеру по жизни.
  • Послеобеденная свадьба — к долгой совместной жизни.
  • Бракосочетание было понедельник, значит это к благополучию, во вторник — супруги не будут болеть, в среду — к счастью в браке.
  • Четверг и пятница — неподходящие дни для свадьбы в июле.

Благоприятные дни для свадьбы в июле 2017 года

Наиболее востребованное время для свадебной церемонии — это разгар лета. Воспользуйтесь теплом и светом, которые дарят летние месяцы, и отпразднуйте бракосочетание не в кафе, а, к примеру, на речном или морском побережье. Свежий и влажный воздух вас однозначно взбодрит. Только позаботьтесь о том, чтобы гости были защищены от палящего солнца. Беседки, шатры и навесы помогут спрятаться от солнца.

Только представьте, сколько можно придумать развлечений на свежем воздухе: купание в реке, катание на катере и водных мотоциклах. А завершающим аккордом развлекательной программы может стать ночной фейерверк. Учтите, что для фотосъемки летней свадьбы идеально подходит вечернее время.

Отдельным преимуществом является то, что летом поспевают сезонные овощи и фрукты, из которых можно приготовить большое количество разнообразных свадебных яств. Яркими красками заиграют на праздничном столе дары лета. Можно приготовить легкие салатики, изысканные закуски, ягодные десерты, которые придутся по вкусу даже самому привередливому гурману. Попробуйте оформить торт с малиной, черешней, клубникой и вишней. Составляя праздничное меню, обязательно позаботьтесь о том, чтобы все продукты были свежими. Это крайне важно, так как в летний зной они быстро портятся.

Удачные дни по православному календарю

Смотрите так же

С начала июня и до середины июля обычно назначен Петров пост. Это период с 8 июня по 12 июля. Церковь не одобряет обряд венчание и бракосочетание в это время. Кроме того, считается, что союз, созданный в данный период, совсем недолговечен. Лучше потерпите и назначьте дату свадьбы на вторую половину июля. Тогда велика вероятность отпраздновать не одну годовщину совместной жизни.

Церковь дает добро на венчание в пятницу и воскресенье. А во вторник, четверг и субботу такое таинство в храме не проводят.

А теперь обратимся к астрологам и лунному календарю. Вот самые удачные дни для свадьбы в июле, которые они настоятельно рекомендуют:

  • 13 июля — новобрачным сулит успех в карьере и бизнесе, а также множество поездок.
  • 17 июля — все ваши цели будут достигнуты благодаря неуёмной энергии обоих супругов.
  • 18 июля — спокойная и счастливая жизнь.
  • 19 июля — эта пара будет гнаться не за финансами, а скорее за романтикой.
  • 20 июля свадьба пройдет по высшему разряду. Это эмоционально насыщенный день, который отлично подойдёт для всевозможных праздников.
  • 21 июля — в это время идеально воплощается все задуманное в жизнь.
  • 22 июля — несмотря на то, что в семье будут нешуточные страсти, паре удастся их обуздать, и в доме воцарятся мир и согласие.
  • 23 июля — молодые родят прекрасных детей.
  • С 25 июля звезды не советуют оформлять брак, так как Венера вступает в ретроградное движение.

Лучший день для свадьбы

Астрологи утверждают, что месяц, день и час бракосочетания в дальнейшем влияют на судьбу молодоженов и на их совместную жизнь. Лучше обратитесь к ним заранее и точно определитесь с датой свадьбы.

Обратите внимание, что 18 число — самый удачный день для свадьбы в июле. Он совпадает с растущей луной и временем, когда организм энергетически обновляется. Именно в этот день вы ощутите прилив сил, отчего вашей паре под силу будет множество свершений.

Идеи для проведения свадьбы в июле

Лето воплощает сотни идей и желаний в проведении свадебного празднества в жизнь. Исходя из ваших предпочтений и финансов вы можете составить торжественную программу на свое усмотрение. Летом свадьба даже с самыми скромными расходами может пройти ярко и интересно, главное — подобрать для этого интересные развлечения. Мы подскажем вам некоторые из них:


Свадьба у воды . Несомненным преимуществом и прекрасным дополнением будет прогулка на речном трамвайчике. Приятный бриз освежит вас жарким июльским днем, а такое путешествие подарит незабываемые впечатления. Для любителей свадьбы с определенной тематикой будет также интересна вечеринка в гавайском стиле.


Свадебное торжество в саду . Проведите свой самый счастливый день на свежем воздухе, арендовав уютную беседку или шатер. Можно задекорировать ее цветами и листьями. Для летней свадьбы идеально подойдут розы, гортензии и каллы. Гости по достоинству оценят празднование торжества в летнем саду, ведь это намного приятнее душного банкетного помещения.


Внешний вид подружек невесты . Весьма привлекательно выглядят барышни в платьицах с одинаковым фасоном или хотя бы в нарядах одного цвета. Как его правильно подобрать? Просто запомните: оттенок должен сочетаться с яркими акцентами декора зала.


Дети, рассыпающие лепестки роз . Трогательно смотрится, когда перед молодоженами ступают милые мальчик и девочка и бросают лепестки роз на счастье. Такой чудесный обычай заимствован у европейцев.


Фейерверк . Ни один настоящий праздник не обойдется без него. Салют как нельзя лучше завершит ваш торжественный вечер и подчеркнет особенность момента.

Как правило, молодожены обсуждают развлекательную программу долго и тщательно. Можно доверить подготовку такого события профессионалам. Артисты с ходулями, клоуны, жонглеры, иллюзионисты прекрасно справятся с поставленной задачей, развлекут гостей и станут отличным дополнением вашего праздника.

Важно также ощутить эмоциональную связь с местом, которое вы выбираете для свадьбы. Не заставляйте себя делать то, что не хотите, просто потому что так модно. Это ваш личный праздник, который должен стать незабываемым и оставить только самые светлые и приятные воспоминания.

В чем пойти на свадьбу

Подбирать одежду для свадьбы в июле следует, ориентируясь на летний зной. Мы бы не рекомендовали невесте облачаться в многослойное платье с пышной юбкой и корсетом — все это дополнительно утяжеляет образ. Вам в таком наряде будет очень жарко.

Предпочтение следует отдать легкому платью белого или кремового оттенка на тонких бретелях. Из тканей идеально подойдут батист, атлас, хлопок и шелк. Они добавят образу легкость и воздушность. Укороченный наряд придаст комфорта и удобства невесте. Не забывайте, что лето — время экспериментов, порой, самых смелых!

Жениху рекомендуем надеть светлый костюм и отдавать предпочтение натуральным тканям. Пусть вашими цветами станут белый, кремовый, серый и бежевый. Темные пиджаки надевать не стоит. В июле они не уместны. Лучше уходите от стандартов. Идеальным выбором будет костюм из льняной и хлопчатобумажной ткани. А если вам стало жарко, по окончании торжественной регистрации снимите пиджак, оставаясь в белой рубашке и галстуке.

Важны и другие детали облика: подтяжки, галстук, бутоньерка, запонки. Ни в коем случае забывайте про аксессуары. В такой день это не просто дополнение к свадебному костюму, а необходимые составляющие торжественного образа.

Бракосочетание - это то событие в жизни, память о котором мы сохраняем на долгие годы. Регистрация брака знаменует собой начало нового периода в жизни, поэтому вполне понятно желание молодожен скрепить свой союз подписями в особый день. Для оформления отношений все популярнее становятся даты - праздники, связанные с влюбленными (14 февраля) и семьей (8 июля). Одни пары выбирают это время из-за красивой даты, другие верят, что день заключения брака поможет создать прочный семейный союз.

Можно ли заключать брак в День семьи, любви и верности?

День семьи, любви и верности празднуется 8 июля в день упокоения великокняжеской четы Петра и Февронии Муромских. Супруги жили тогда, когда Русь была раздроблена и каждое княжество представляло собой маленькое государство. В это время общественное мнение играло чрезвычайно важную роль, и поступок князя - женитьба на простолюдинке - порицался народом. Однако, несмотря на общественное давление, князь взял в жены Февронию и под страхом потери престола не отрекся от нее. Он понял, что его любовь к Февронии выше, чем богатство, власть и почет. Святая благоверная чета явила понимание того, что есть семья и истинный христианский брак. За свою жизнь князья прославлены у Бога и могут молиться за семьи, которые стараются жить праведно.

Казалось бы, День семьи, любви и верности создан для бракосочетаний. Когда, как не в этот летний день, произносить друг другу клятвы верности и вечной любви? По статистике 8 июля - востребованная дата для создания семьи, особенно, если праздник выпадает на пятницу или субботу.

Конечно, официальный гражданский брак в этот день заключать можно. Единственным препятствием может служить отказ органов ЗАГСа проводить церемонию в определенный день недели в связи с тем, что для регистрации брака выделены отдельные дни (например, только четверг и пятница). Однако выбирая дату свадьбы, следует все же помнить, что День семьи, любви и верности не только государственный, но и православный праздник с .

Если брачующиеся выбирают дату свадьбы, оглядываясь на христианские устои, то им следует учитывать, что 8 июля выпадает на Петров пост, когда свадьбу играть нельзя. Почему же в пост нельзя жениться? Как известно, пост - это время для воздержания и покаяния, несовместимое с пышными празднествами, веселыми гуляньями и пиршеством, которые обычно имеют место на свадьбе. Именно поэтому в день поста не производится венчание. Теоретически возможно зарегистрировать брак в постный день, а повенчаться уже позднее, однако такой вариант подойдет лишь для невоцерковленных пар.

Бракосочетание в день Петра и Февронии Муромских

Что же делать тем людям, которые хотят образовать семью в день памяти покровителей христианского брака и супружеской верности Петра и Февронии, но в то же время не нарушить церковных правил?

Специально для таких пар Священным Синодом Русской православной церкви был утвержден еще один день памяти великих подвижников князей Муромских, который проходит в воскресенье перед 19 сентября. Дата выбрана не случайно. Дело в том, что в советское время мощи святых князей хранились не в церкви, а в музее, подобно экспонату, и только в 1992 г., 19 сентября были помещены в Свято-Троицкий женский монастырь. Плавающая дата празднования объясняется тем, что 19-е число может выпадать на различные дни недели, в том числе, постные, когда венчание не производится. Установление праздника в воскресный день позволяет избежать таких случаев.

В это время пара может вступить и в государственный, и в церковный брак. Поскольку день памяти князей выпадает на воскресенье, а в этот день в органах ЗАГСа выходной, решением для молодых может стать выездная регистрация с последующим венчанием. Также возможен вариант с проведением свадьбы и венчания в разные дни. Обряд венчания - таинство Церкви, при котором жених и невеста дают свободное согласие и обещание хранить супружескую верность и брак благословляется Церковью. В таинстве венчания Церковь испрашивает для супругов благословения на чистую, единодушную жизнь в любви и согласии, на христианское воспитание детей.

Полезное видео

Должна ли ? Старая пословица гласит: "на Бога надейся, а сам не плошай". Значит, и благополучие семьи зависит также и от усилий, прилагаемых каждым её членом. Взаимная поддержка укрепит семью независимо от того, в какой вере был заключен брак.

Указ 8 июля возвращается к порядку, установленному Кодексом 1918 г., и признает только зарегистрированный брак. По ст. 19 Указа «только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик».

.

Институт так называемого «фактического брака» тем самым отменяется. Он был введен Кодексом РСФСР 1926 г. для защиты "интересов женщины, как слабейшей стороны в браке, для обеспечения ей права на алименты, общность имущества и наследования после мужа в тех случаях, когда фактический муж уклонялся от регистрации брака или последний оставался незарегистрированным по другим причинам, не влекшим за собой недействительности фактического брака. С тех пор экономическое и общественное положение женщины настолько окрепло, что это соображение потеряло свое прежнее значение. Женщина, вступая в брак, почти всегда имеет достаточно возможностей для того, чтобы настоять на регистрации брака. Отсутствие же такой регистрации создавая неопределенность в семейных отношениях, затрудняло защиту законных интересов жен и детей, что особенно сказалось во время Отечественной войны, когда пришлось в массе случаев устанавливать действительный состав семей мобилизованных для назначения им пособий.

Указ 8 июля, связывая с наличием или отсутствием брака существенные правовые различия (разные формы регистрации рождения детей и установлен 11* 163

ния их происхождения, разные составы семьи и особые формы государственной помощи одиноким матерям), естественно, потребовал четких и легко распознаваемых признаков брака. Признаки фактического брака для этого не годятся. Наиболее простым и четким признаком брака является, конечно, его официальная регистрация. Последняя, четко и бесспорно устанавливая наличие брака, является в то же время формой его общественного оглашения и признания и в качестве таковой должна оказывать немалое психологическое и моральное влияние на супругов в направлении укрепления их брачных отношений, особенно если это делается в надлежащем торжественном порядке. Поскольку одной из главных целей Указа является укрепление семьи, эта сторона дела приобретала существенное значение.

В результате позиция факультативности, необязательной регистрации брака, на которой стоял Кодекс 1926 г., была оставлена. Из факультативной регистрация превратилась в обязательную. Она вновь стала конститутивным признаком брака, как то было по Кодексу 1918 г. Без регистрации нет и брака

Таким образом, фактический брак, заключенный после издания Указа 8 июля, браком не считается, хотя бы он и удовлетворял требованиям ст, 12 КЗоБСО РСФСР. Отсюда, в частности, следует, что наличие фактического брака не является препятствием для вступления в зарегистрированный брак с другим лицом. Пункт «а» ст. 6 КЗоБСО РСФСР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1945 г. соответственно изменен.

Но каково правовое положение фактического брака (или фактических брачных отношений, по терминологии ряда статей КЗоБСО РСФСР), если брак этот был заключен до издания Указа 8 июля в соответствии с действовавшими в то время законоположениями? Возможны были четыре решения вопроса: 1) такой фактический брак сохраняет свою силу, как закономерно заключенный; 2) с изданием Указа 8 июля он теряет свою силу, ибо Указ отменяет на будущее не только возможность фактического возникновения брачного союза, но и фактические брачные отношения или фактический брак как юридический институт вообще; 3) Указ имеет обратную силу и отменяет фактические брачные отношения также в прошлом; 4) фактические брачные отношения, заключенные до издания Указа 8 июля 1944 г., сохраняются, но условно, если будут дополнительно выполнены установленные на этот предмет требования.

Какое же из этих решений принято Указом? Относящаяся сюда ст. 19 изложена очень кратко и не ставит всех точек над «і», но ответ, даваемый ею, едва ли может вызывать большие сомнения. На обратное действие этой статьи нет никаких указаний. Фактические брачные отношения, закономерно существовавшие до издания Указа, в прошлом не аннулируются и должны считаться имеющими силу и до издания Указа. В случае надобности, если речь идет, например, о разделе имущества, нажитого фактическими супругами до издания Указа 8 июля, эти отношения могут быть установлены по суду. Третий из намеченных выше ответов должен поэтому считаться отпавшим.

Что касается судьбы заключенных до издания Указа фактических брачных отношений в период после его издания, то ввиду категорической формулировки ч. 1-й ст. 19 и наличия 2-й ее части, предоставляющей фактическим супругам оформить свой брак, возникший до издания Указа, путем регистрации, следует признать, что без такого оформления эти отношения после издания Указа 8 июля/ должны считаться ничтожными. Но в силу этой же статьи они могут быть зарегистрированы «с указанием срока фактической совместной ж и з н и», т. е. с обратной, так сказать, силой. В этом случае их юридическое значение восстанавливается.

Из текста ст. 12 ясно, что в таком порядке могут быть юридически восстановлены только те фактические брачные отношения, которые возникли до издания Указа. Регистрация фактических брачных отношений, возникших после издания Указа, такой обратной силы не имеет. Брак будет в этом случае признаваться существующим только на будущее, с момента его регистрации.

Таким образом, следует признать, что Указ дает четвертое из намеченных выше возможных решений вопроса.

Фактические брачные отношения, закономерно возникшие до издания Указа, сохраняют свою юридическую силу на период до этой даты безусловно, а после этой даты условно, если будут зарегистрированы установленным для брака порядком «с указанием срока фактической совместной жизни».

Но регистрация может быть произведена только лично сторонами. Возник вопрос: как быть в тех случаях, когда одна из сторон: 1) не согласна на эту регистрацию, 2) пе может участвовать в регистрации, например, в виду душевной болезни, 3) умерла или 4) находится в безвестном отсутствии? В первом случае придать юридическую силу фактическим брачным отношениям на период после издания Указа (и, конечно, после его вступления в действие), очевидно, нельзя.

Для третьего и четвертого случая (смерть и безвестное отсутствие) имеется дополнительное указание Президиума Верховного Совета СССР в Указе от 10 ноября 1944 г. По этому Указу допускается обращение пережившего фактического супруга в народный суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести на фронте.

Обращение в суд с такой же просьбой в других случаях, когда, например, другой фактический супруг психически заболел и поэтому недееспособен, в Указе 10 ноября 1944 г. не предусмотрено. Значит ли это, что такие обращения недопустимы? Нам думается, что в таком категорическом виде этот вывод представляется сомнительным. Из Указа вовсе не видно, чтобы он имел в виду дать исчерпывающий перечень случаев, когда возможно обращаться в суд с просьбой о признании фактических брачных отношений.

Если бы возникли аналогичные вопросы, в отношении участников войны и в связи с войной, то, по нашему мнению, возможно было бы применение Указа и по аналогии. Если бы, например, встал вопрос о признании фактических брачных отношений военнослужащего, ставшего недееспособным ввиду полученной им на фронте контузии или ранения и поэтому лишившегося

возможности зарегистрировать свои фактические брачные отношения, то мы имели бы случай, настолько близкий к случаям, предусмотренным в Указе от 10 ноября, что его можно было бы разрешить таким же порядком. Такое решение было бы тем более правильно, что удовлетворение просьбы фактической жены о признании ее брачных отношений с потерявшим дееспособность бойцом соответствовало бы не столько интересам стороны, ходатайствующей о таком признании, что имеет в виду Указ 10 ноября, сколько интересам самого пострадавшего на войне бойца.

Но всякое применение закона, а тем более специального, по аналогии должно быть чрезвычайно осторожным и может допускаться лишь тогда, когда налицо имеется действительная аналогия. Из закона не видно, что он носит исчерпывающий характер, и едва ли может быть сомнение в том, что законодатель, если бы перед ним встал рассматриваемый вопрос, разрешил бы его аналогичным образом. Но возможны и другие случаи. В частности, было бы неправильно допускать по аналогии судебное признание брачных отношений при безвестном отсутствии другого фактического супруга в других случаях, а не при пропаже его без вести на фронте. Здесь далеко не всегда была бы аналогия с пропажей без вести на фронте, так как безвестное отсутствие вообще вовсе не связано с презумпцией того, что фактический брак остался незарегистрированным только вследствие безвестного отсутствия и невозможности для отсутствующего явиться на регистрацию брака. В ряде случаев, наоборот, само безвестное отсутствие будет результатом как раз нежелания продолжать совместную жизнь, притом настолько сильного, что отсутствующий даже не желает, чтобы другая сторона знала его адрес. Кроме того, безвестное отсутствие вообще не связано - до истечения установленных сроков - с такой степенью вероятности гибели отсутствующего, как пропажа без вести на фронте.

Что касается случаев смерти, то положительное применение Указа 10 ноября возможно как в случае смерти на фронте, так и в случае смерти не на фронте. В его тексте дано указание о допустимости судебного признания фактических брачных отношений при невозможности их регистрации «вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте». Повторение слова «вследствие» перед словами «пропажи без вести на фронте» подчеркивает самостоятельность обоих случаев и исключает возможность отнесения слов «на фронте» к первому случаю, т. е. случаю смерти.. В виду этого судебное признание фактических брачных отношений, возникших до издания Указа 8 июля и продолжавшихся и после этой даты, возможно также в тех случаях, когда один из фактических супругов умер в тылу вне всякой связи с фронтом.

Выше было указано, что фактические брачные отношения, закономерно возникшие до издания Указа 8 июля и продолжавшиеся, но не зарегистрированные " после этого, должны считаться в период этого продолжения до их регистрации не имеющими юридической силы. Указ 10 ноября 1944 г. допустил для некоторых случаев судебное признание этих отношений. Но были еще другие случаи, когда фактических брачных отношений нельзя было ни зарегистрировать нормальным порядком, ни применить к ним Указ 10 ноября, а потребность в установлении таких брачных отношений была вполне настоятельна.

Так, во время войны возникал сложный вопрос о фактических супругах, один из которых находился на фронте. Это лица, интересы которых, как и интересы всех фронтовиков и" их семей, находятся под особой охраной государства. А интересы эти нередко требовали как раз официального признания их брачных отношений. Этого же требовали и интересы государства. Это имело место, например, при применении Указа 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». Между тем супруг-фронтовик не мог обычно явиться на регистрацию брака, хотя бы этого и хотел. В то же время исключалась возможность судебного признания этих отношений не только потому, что предпосылок, предусмотренных Указом 10 ноября, не было, но и потому, что судебное дело с участием фронтовика подлежало, как правило, приостановлению.

Где же был выход? Насколько нам известно, практика искала этот выход на двух путях: а) на пути административного признания фактических брачных отношений для специальных целей и б) на пути упрощения процедуры регистрации брака. На первом пути стояла практика органов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Домоуправления и сельсоветы продолжали в своих справках включать фактических жен, по крайней мере получавших уже государственные пособия, в состав семей военнослужащих, а соответствующие отделы исполкомов, основываясь на Инструкции СНК СССР от 17 апреля 1943 г., руководствовались такими справками, не проверяя их закономерности в данном отношении после издания Указа 8 июля, и оказывали в таких случаях установленную помощь семьям военнослужащих, учитывая фактических жен так же, как и зарегистрированных.

Принимая во внимание особую охрану Советским государством прав и интересов военнослужащих и их семей, а также то, что Указ 10 ноября при невозможности- регистрации фактического брака допустил установление фактических брачных отношений в ином порядке, чем путем их регистрации (именно через суд), едва ли можно отрицать, ято приведенная практика соответствовала общему смыслу нашего законодательства и политике правительства.

Но административное признание фактических брачных отношений в данном специальном случае и для специальной цели не заменяло надлежащей регистрации в органах ЗАГСа, почему по миновании препятствий к ее производству фактические " супруги должны были ее выполнить, если хотели пользоваться правами супругов.

Что касается второго пути - упрощения процедуры ре-

гистрации брака, - то таковой во время войны только нащупывался. Сложившейся практики, а тем более общих централизованных указаний в этой области не было, но практика Отдела актов гражданского состояния НКВД СССР знала несколько случаев, когда военнослужащим давалось разрешение на регистрацию их брака без личной явки. Последняя в этих случаях заменялась подачей соответствующих письменных заявлений с засвидетельствованием подписи заявителей воинским начальством.

Вопро"с о возможности упрощения порядка регистрации брака касался, конечно, не только фактических отношений. Он возникал и при заключении новых браков фронтовиками. Однако до конца войны этот вопрос в надлежащем общем порядке урегулирован не был.