Бурятский гений - Даши Намдаков. Ювелирные изделия

Взаимосвязанные с архитектурой скульптурные украшения на фасаде или в интерьере сооружения. Орнамент в чистом виде (напр. фризы) или пластическое членение здания (лизены, массверк и т. д.) относятся к орнаментике, от которой отличаются фигурные изображения, куда относятся как статуи, так и рельеф. Время расцвета скульптурных архитектурных украшений - античность, поздняя романика, готика и барокко. В классицизме они уже вытесняются отдельно стоящими скульптурами, которые в той или иной степени теряют связь с архитектурой. Часто встречающимися формами скульптурных архитектурных украшений в виде фигур являются: акротерий (греч. высшая часть), усики аканта, пальметты (относятся, как таковые, к орнаментике!) или скульптурные фигуры (львы, сфинксы и т. д.) как украшения фронтонов храмов и надмогильных памятников. Античность, Ренессанс, классицизм. Атлант - по имени античного держателя небесного свода. Мощная мужская фигура, которая держит здание вместо пилястров или колонн. Кариатида (греч.) - женский антипод атланта в длинном одеянии. Из-за предательского поведения жителей деревни Карии во время войны с персами деревенские девушки были взяты в рабство. Отсюда кариатида - рабыня. Кариатида то же самое, что и Кора. Античность и начало Ренессанса. Герма - отдельно стоящая античная скульптура (голова Гермеса на прямоугольном столбе); со времен Ренессанса гермой называют также похожий на атланта торс перед столбами или пилястрами. Амурчик , обычно крылатый маленький мальчик - бог любви, прототип античного Эроса. Широко изображался в мирских сценках периода рококо. Эросы - дети с крыльями в образе маленького Эроса. В период эллинизма излюбленное дополнение к скульптуре или в настенной живописи (Помпеи). Явились прототипами готич. детей-ангелов и фигурок ангелочков в период Ренессанса и барокко. Ангелочки , путти (итал. putto - младенец), нагие маленькие мальчики с крыльями или без. Изменённый образ готического ребёнка-ангела, с раннего Ренессанса, но особенно в период барокко, появляется в алтарях, на иконах, органах, стенах, потолках и галереях церквей. Предназначение - символические повторы основного сюжета. «Злобная голова », рельефное изображение головы человека или животного для отвода злых духов на домах, в романских церквах на → Бассейнах для крещения и → Местах для сидения в хоре. → Апотропейная скульптура. Консольные скульптурные украшения представляют сюжеты апотропейного, портретного, религиозного или гуманистического содержания. → Консоль → Знак мастера. «Цеховые скульптурные украшения », все, что члены средневековых объединений строителей и каменотесов (см. «Баухютте ») создавали в области скульптуры при строительстве кафедральных соборов. Сюда следует также относить и объединения строителей периода ранней романики, создававшиеся, главным образом, монахами. Во Франции цеховые скульптурные украшения размещались на порталах и фасадах, в Германии больше внутри церквей. Рельеф (выпуклая резьба) - скульптурное изображение на плоскости, с которой оно неразрывно связано. Основными формами рельефа в зависимости от того, насколько фигуры выступают над плоскостью, являются:

  1. углубленный рельеф , фигуры заглублены в плоскость и нигде не выступают из неё;
  2. барельеф ;
  3. полурельеф ;
  4. горельеф .

В строгом рельефе фигуры стоят чётко изолированные от основания, в живописном рельефе они сливаются с плоскостью, которая, в свою очередь, часто представляет собой архитектурный или ландшафтный фон. Из античных наиболее известны рельефы на метопах (4-угольные плиты с рельефами под водосточным жёлобом дорического храма, которые в чередовании с триглифами образуют метопные фризы) и фронтонные рельефы в полях треугольных фронтонов античных храмов.

Сл . Атлант. Прага, портал дворца Клам-Галлас, 1707 г., арх. Браун-фон-Браун. Спр . Кариатида, кора. Афины, Эрехтейон, 420-410 гг. до н.э.

Гермы. Сл . Отдельно стоящая. Херенхаузен, замковый парк (ок. 1700 г.), барокко. Спр . В качестве атланта на пилястре. Дрезден, Цвингер (1709 г., арх. Пермозер). Барокко

«Цеховые скульптурные отношения». Провозвестники: архангел Гавриил и Дева Мария. Реймс, кафедральный собор (2-я пол. XIII в.). Готика

Люди, которые ищут уникальный, необычный подарок не могут пройти мимо скульптуры, отражающей их внутренний посыл получателю подарка. Смысл, заложенный в скульптурную форму, может быть и прост, как образ «денежного дерева», так и более сложен, например, может ссылаться на совместно проведенное детство, как это делает скульптура «Саночки» ювелира Сергея Ощепкова. Когда даритель не имеет четкого представления о смысле подарка и хочет скрыть это за многозначительностью, то выберет абстрактную скульптурную композицию.

Если скульптура не отвечает одному из популярных, укоренившихся в сознании штампов, то она может долгие годы ждать на витрине своего покупателя. Плюшевые мишки, обнимающие сердечки, массово раскупаются в занесенный поветрием на русские земли День Святого Валентина. Умильных ангелочков китайского завоза дарят девочкам в День Рождения, на День Ангела, молодоженам на День Свадьбы. Только серебряный «Часовой» ждет, когда его заметят и оценят олицетворяемую им стойкость – задумаются соотнести ее с качеством своего друга и товарища.

В эпоху удовлетворения ширпотребом естественного желания делать подарки, ювелирная скульптура увеличивает свою ценность не только тем, что драгоценные металлы растут с годами в цене, а их антагонисты – пластик и керамика дешевеют. Массовое производство упрощает ассоциации, связанные с парой «подарок» и его «значение». Уже традицией становится дарить на Новый Год фигурки животных китайского календаря, а еще раньше укоренилось дарение символов зодиакального астрологического цикла – Скорпиона, Рака, Козерога и прочих.

Перенимая инородные культурные коды, мы задвигаем на задний план родные, русские – традиции наших дедушек, бабушек. Они, приехавшие в прошлом веке из деревни, поднимать городскую промышленность, еще не утратили связи с землей и крестьянским духом. Им чужд космополитизм человечества «без корней» – европейское «перекати-поле» в поисках заработка – без границ и самоидентичности. Зато их сердца может тронуть скульптурная композиция «Два дударя» – тема знакомая встречавшим поутру пастуха, собирающего со дворов на выпас коровье стадо, и на вечерней заре привечавшим возвращающуюся домой буренку. Отзвук пастушьего рожка, запечатленный в парной скульптуре двух пастухов – старика и юноши, – будет им также приятен как перелистывание альбома со старыми фотографиями.

Заходя в ювелирную мастерскую , починить замок цепочки или заказать колечко по каталогу, часто можно найти взглядом на полках бронзовые или серебряные фигурки. Созданные мастерами в свободное от заказов время, они также несопоставимы по образности с продаваемыми магазинами поделками, как душевные стихи серебряного века русской поэзии несравнимы с выхлопами современной популярной песни.

На ярко освещенной витрине не найти особенных подарков – на нее попадают те предметы, от которых хотят быстрее отделаться, пока не прошло 14 февраля или 8 марта. Ценные вещи всегда прячутся в тени – на нижних полках, в складских закромах и даже сейфах. Вглядывайтесь не спеша, спрашивайте чаще, находите приятные сюрпризы и дарите дорогим людям в значимые для вас минуты дорогие подарки – не на злобу дня, а на долгие счастливые годы.

На протяжении полувека дрезденская студия стеклянных и ювелирных дел мастера Леопольда Блашки (Leopold Blaschka, 1822-1895) и его сына Рудольфа (1857-1929) производила стеклянные копии экзотических растений и причудливых морских существ для музеев естествознания и . Самые крупные собрания их виртуозных хрупких созданий вошли в коллекции Ботанического музея Гарвардского университета и Национального музея Уэльса в Кардиффе. Они называли себя «ремесленниками естествознания», а их искусство, не утратившее свою эстетическую актуальность и сегодня, знатоки и критики нарекли «артистическим чудом в области науки и научным чудом в области искусства».

Леопольд Блашка происходил из семьи потомственных стеклодувов, которые долгое время жили и работали в Венеции. К моменту рождения Леопольда его родители перебрались в Северную Богемию (сейчас территория Чехословакии). Здесь в юношеские годы маэстро учился в ювелирных мастерских, изготавливал стеклянные украшения и глаза для набивных чучел, но подлинной его страстью стало естествознание. И в конце 1850-х годов, вооружившись ботаническими книгами с иллюстрациями натуралистов, Леопольд начинает создавать модели экзотических цветов, максимально точно приближенных к оригиналу.

Первым его заказчиком становится местный аристократ, принц Камиль де Рохан (Camille de Rohan), который прослышав о работах молодого мастера, заказывает ему 100 стеклянных копий своей редчайшей коллекции орхидей. Затем хранитель дрезденского Музея естественной истории, пораженный и очарованный правдоподобностью и ювелирной виртуозностью произведений Блашки, решает заменить ими засоленных, засушенных или законсервированных в стеклянных банках беспозвоночных морских животных. Анемоны художника, показанные в Дрездене и нескольких аквариумах, были настолько точны по размерам, цвету и форме, что слава о Леопольде Блашке стремительно распространилась по всей Европе.

Не стоит забывать, что именно на середину XIX века пришелся очередной расцвет естествознания, спровоцированный изобретением субмарины и аппарата для глубоководного погружения. Западное общество открыло для себя совершенно иной фантастический, полный жизни и цвета, микрокосм морей и океанов, и по всему миру стали открываться аквариумы и музеи естественных наук. И поскольку методы сохранения образцов растений и морских животных на тот момент были достаточно примитивны, так что модели быстро теряли цвет и живую привлекательность, у Леопольда Блашки значительно прибавилось работы. В 1876 году, получив заказ от Музея Южного Кенсингтона в Лондоне (теперь Музей естественной истории), ювелир разнообразил свою привычную коллекцию моделей беспозвоночных улитками и медузами.

К тому времени к работе в мастерской присоединяется его сын, ставший единственным приемником и помощником художника. Они продолжают работать по иллюстрациям и описаниям в естественнонаучных книгах. Иногда в эскизах используются и собственные воспоминания от поездки по Северной Америке. В более поздние годы, когда у семьи появилось достаточно средств, ювелиры стали приобретать живых обитателей морских глубин, для которых был выстроен специальный домашний аквариум. В 1888 году американский агент дрезденской студии Генри Уорд (Henry Ward) провел тщательную каталогизацию ювелирно-стеклянных копий, насчитав более чем 700 моделей, в том числе кальмаров, морских личинок, осьминогов, каракатиц, асцидий и бесчисленное количество разновидностей медуз.

Работа над созданием «натуральных» моделей всегда начиналась с чрезвычайно детализированных рисунков (многие из которых теперь хранятся в архивах Rakow Library в Corning Museum of Glass в США). Далее набор методов был вполне традиционный, дело оставалось лишь за ювелирным мастерством стыковки множества отдельно выдутых и тонированных пигментами миниатюрных деталей. Такие мелкие и подвижные «в жизни» части, как щупальца или жабры, подвешивались на тонком сочленении из медной проволоки. Иногда для отдельных фактур применялись бумага и воск.

В конце 1880-х годов Гарвардский университет делает семейному ателье Блашка крупный заказ на создание натуралистичных стеклянных копий экзотических цветов для своего Ботанического музея и в 1890 году подписывает с ювелирами контракт на монопольное сотрудничество. За следующие 50 лет Рудольф Блашка, похоронивший отца в 1895 году, поставил в университет 4400 ювелирных образцов растений, поражающих воображение своей естественной «нерукотворной» хрупкостью и красотой. Многие из этих работ все еще можно видеть в гарвардском музее, другие провели долгие годы в хранилищах Национального музея Уэльса в Кардиффе. Музей наук Лондона продал свою коллекцию Блашки в 1920-х, когда увлечение естествознанием вышло из моды.

14 выбрали

Стремление украсить себя при помощи ювелирных изделий родилось далеко не вчера. Тысячелетиями мужчины и женщины носили различные украшения из различных металлов и камней, которые не только были дорогими, изящными, оригинальными, но и значимыми. По ювелирным украшениям можно было определить не только статус владельца и его достаток, но и род занятий и происхождение. В современном мире украшения по-прежнему остаются одним из способов выглядеть уникально. Как и сотни лет назад они могут многое рассказать о характере владельца, его увлечениях и взглядах на жизнь.

Ювелирные украшения есть буквально у каждого и если раньше они составляли основу благосостояния, то сегодня большей частью это просто оригинальные и необычные изделия, создающие образ и настроение. Обычным золотым или серебряным колечком "с красным камушком" сегодня никого не удивишь, а вот креативные ювелирные изделия из самых необычных материалов буквально на пике моды, ведь сегодня во главе угла оригинальность украшения.

Овощное ассорти

"Овощные украшения – ценность природы" - проект болгарского фотографа Венцислава Илиева , рожденный из студенческой работы. Действительно, почему овощи не могут быть модными?

Алиса в стране чудес

Бразильский бренд H. Stern совсемстно с компанией с Disney выпустил коллекцию необычных колец по мотивам фиильма "Алиса в стране чудес" Тима Бертона.Коллекция состоит из 5 колец: Странные розы, Красочные грибы, Пустословие, Чеширский кот, Бармаглот. Как и в настоящей сказке все либо сильно приуменьшено либо преувеличено – кольца можно заказать двух размеров "человеческий размер " и "чрезвычайный размер".

Роскошь по ди-джейски

Коллекция серебряных украшений Darkcloud состоит из колец и педантов в форме музыкальных атрибутов ди-джеев. Любое из этих украшений подчеркивает статус и род занятий владельца.

Натурализм Моники Крол

Скульптурные кольца дизайнера из Филадельфии Моники Крол удивительно реалистичны. Миниатюрные "Ванна", "Звонок" и "Возвращение с победой" довольно четко намекнут на большое чувство юмора их обладателей.

Единство и борьба противоположностей

Итальянский дизайнер и ювелир Барбара Удерцо (Barbara Uderzo) буквально сталкивает в своих изделиях драгоценные и не драгоценные материалы, объединяя их в единый образ.

В ее новой коллекции серебряные кольца с пластиковыми вставками и деревянные кольца-горшочки с кактусами. Носить их, конечно, не очень удобно, но в оригинальности им не откажешь.

Смайлик хочешь?

Такой вопрос может задать современный молодожен своей невесте при выборе обручальных колец из коллекции дизайнеров Chao and Eero. Ведь надев такое колечко на палец, можно без слов показать окружающим, какое у вас сегодня настроение!

Скульптурные украшения

Иначе и не назвать произведенияяпонского ювелирного дизайнераДжоджи Кодзима - настоящие скульптурны. Оригинальные кольца и эпатажные маски вряд ли останутся незамеченными, впрочем, какие те, кто их будет носить.