Что ждет переселенцев в году. Программа переселения соотечественников — список регионов

18427

Не успели разойтись очереди ВПЛ перед отделениями «Ощадбанка», как стало известно об очередной верификации переселнецев. После того, как руководство «Ощадбанка» осознало, что не в силах провести быструю идентификацию переселенцев в срочном порядке, ее срок продлили до 1 мая. Эти корректировки позволили немного уменьшить очереди в отделениях банка и тем, самым разгрузить работников «Ощадбанка» от непосильной задачи. Самим же переселенцем, это дало чуть больше времени для подтверждения проживания на подконтрольной украинской власти территории, ведь именно для этого и проводится так называемая идентификация в отделениях «Ощадбанка». Но далеко не все получили месяц «бонусом», поскольку с января 2017 года в Украине вступил в силу еще один этап верификации внутренне перемещенных лиц. Об этом в конце марта поведала директор Департамента социальной защиты населения Луганской областной военно-гражданской администрации Элеонора Полищук.

По ее словам с января текущего года проверки проходят еще и по факту пересечения линии разграничения, а также пребывания ВПЛ на неподконтрольной украинской власти территории свыше 59 дней.

«На сегодня в законе четко прописано, что человек может отсутствовать на подконтрольной территории 59 дней. На 60-й день возникают вопросы, и мы обязаны приостановить социальную выплату до выяснения обстоятельств. Если есть какие-то уважительные причины, например болезнь, — это подтверждается справкой. Тогда мы продлеваем этот срок до 90 дней. Больше — мы уже понимаем, что с человеком что-то произошло, и прекращаем все социальные выплаты», — рассказала чиновница.

Полищук также отметила, что если переселенец в течение 60 дней отсутствует на подконтрольной украинской власти территории, то информация с контрольно-пропускных пунктов передается в управление соцзащиты, после чего управление должно провести проверку по зарегистрированному адресу переселенца.

«В связи с этим мы снова проверяем переселенцев — в соответствии с порядком проверки, мы выходим на адрес и проверяем проживания человека. Документы о проверке передаются на комиссии, которые работают при каждом исполкоме горсовета и райгосадминистрации, где специалисты разных направлений принимают окончательное решение — продолжать или нет социальную выплату», — поведала Элеонора Полищук.

Несмотря на заявленный порядок верификации, некоторые из переселенцев утверждают, что выплаты останавливают даже при частых пересечениях КПВВ и недолгом сроке пребывания на неподконтрольной территории.



По информации общественной организации «Донбасс SOS» Служба безопасности Украины подготовила новые списки на приостановление выплат для 200 тысяч переселенцев.

«По информации, которую мы имеем сейчас, управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) будут действовать по процедуре проверок согласно Постановлению № 365 – то есть не прекращать выплаты или действие справки, а выходить на проверку по месту проживания ВПЛ. Однако по-другому могут действовать Пенсионные фонды. Они также получили списки, и по нашей информации, Пенсионный фонд в отличие от УТСЗН может прекращать пенсионные выплаты гражданам, которые оказались в списках, уже с 1 апреля», – отметили в «Донбасс SOS».

Подобные списки уже упоминались в феврале 2016 года, когда выплат лишились 407 тысяч переселенцев. Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Павел Розенко в апреле текущего года напомнил о той ситуации, заявив, что это позволило Пенсионному фонду сэкономить 13,5 млрд грн.

«В этой цифре те, кто не прошел физическую верификацию, и те, кто был в переданных нам в феврале 2016-го списках СБУ, - 450 тысяч человек (выплаты этим людям было прекращено непосредственно перед передачей баз по ТПО на верификацию Минфина - ред.). Часть людей из этих списков не обратилась в органы ПФ с просьбой возобновить выплату пенсии. Это означает, что там были те, кто не переехал на постоянное место жительства на контролируемые украинской властью территории и в соответствии с законодательством и нормативной базой не имеет права на получение выплат», — заявил Розенко.

Правда, еще год назад Розенко заявлял об экономии 8 млрд. грн., которые по его словам шли на выплату не пенсионерам-переселенцам, а в карманы боевиков.

В подтверждение своих слов, конечно же, нынешний вице-премьер не предоставилничего.

Реакция представителей ООН на происходящее в Украине остается неизменной. Глава мониторинговой миссии ООН в Украине Фиона Фрейзер на брифинге в Киеве 15 марта призывала Кабинет министров Украины возобновить выплату пенсий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также Фрейзер призвала Кабмин Украины отменить привязку пенсий для жителей отдельных районов к справке переселенца.

По данным ООН 160 тыс. пенсионеров, проживающих на неподконтрольном Донбассе, не получают пенсии с ноября 2014 года. В ООН также призывают выплачивать пенсии без привязки к справке переселенца.

В свою очередь, заместитель главы представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Ноэль Калгун также заявила о необходимости в срочном порядке решать вопрос с получением пенсий внутренне перемещенными лицами и гражданами Украины, проживающими на неподконтрольной территории Донбасса. Об этом Калгун заявила на встрече с главой комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилой Денисовой.

Глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский еще в 2016 году высказал мнение, что правительство Украины должно обеспечить законные социальные выплаты и пенсии всем внутренне переселенным лицам, также как и тем гражданам, которые остаются на неподконтрольной территории. О чем Томбинский заявил на встрече с вице-премьер-министром Украины Павлом Розенко.

С началом военных действий на Донбассе в Украине появилась определенная категория людей - переселенцы или как их называют официально - внутренне-перемещенные лица. Поначалу ВПЛ было лишь названием, синонимом словосочетания «вынужденный переселенец», как бы прозрачно намекающим на социальные льготы. И не более. Однако, постепенно, все очень сильно изменилось.

Довольно быстро термин «ВПЛ» из названия превратился в юридический статус, предполагающий… существенное сужение гражданских прав по сравнению с гражданами Украины, такого статуса не имеющими. Можно даже сказать, что украинцы, имеющие статус ВПЛ, в каком-то смысле находятся в своем собственном правовом поле, отличном от украинского.

Главное основание для проверок ВПЛ

Наиболее одиозным и скандальным в этом правовом поле является широко и печально известное постановление Кабмина №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ». Оно было принято 8 июня 2016 года и устанавливает порядок назначения или восстановления социальных выплат переселенцам, а также порядок контроля за проведением социальных выплат переселенцам по месту их фактического проживания.

Последнее в завуалированной форме означает, что это постановление определяет основания и порядок проведения проверок переселенцев.

В общей сложности, эксперты выделяют пять видов проверок, которым подвергаются переселенцы, претендующие на получение пенсии или каких-либо социальных выплат (социальную помощь, ежемесячную адресную помощь и т.д.). Постановление №365 имеет непосредственное отношение к трем из них.

Прежде всего, речь идет о проверке по месту проживания. Ее суть заключается в том, что раз в полгода (а при наличии каких- либо оснований - еще и дополнительно) специальная комиссия приходит к ВПЛ в гости по месту фактического жительства.

Если во время визита ВПЛ нет дома, это может служить основанием для остановки всех выплат, если переселенец оперативно не появится в органах социальной защиты. Возобновление выплат занимает, как правило, несколько месяцев. Также серьезной проблемой является то, что арендаторы, сдающие жилье ВПЛ, не в восторге от таких визитов и иногда отказывают в дальнейшей аренде.

Также постановление №365 наряду с законом «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ» является основанием для проверок на то, чтобы срок пребывания на неконтролируемой Украиной территории не превышал 60 дней (точнее - 59 дней).

Здесь механизм прост: органы соцзащиты населения посылают запрос в Госпогранслужбу по поводу ВПЛ, отсутствовавших во время проверки по месту проживания. В ответ пограничники дают информацию о том, когда и сколько ВПЛ были на неконтролируемой территории. Если срок пребывания там более 60 дней, орган соцзащиты отменяет переселенцу справку ВПЛ, на основании которой осуществляются выплата пенсии и соцпособий.

Восстановить справку ВПЛ можно только через 6 месяцев. И это также норма постановления правительства №365.

И наконец, так называемые проверки СБУ , выражавшиеся в рассылке в органы социальной защиты соответствующих списков ВПЛ. По сути, это «творческое развитие» предыдущего принципа. СБУ и Госпогранслужба, не дожидаясь запросов от службы социальной защиты населения, сами присылали им списки ВПЛ, которые, по их мнению, живут на неконтролируемой территории. Итог был тот же - отмена справки ВПЛ и всех выплат.

Эту норму регулирует много различных документов, в том числе и постановление №365.

Сейчас, из-за непрекращающихся ошибок и громких скандалов, так называемую систему списков СБУ заменили на систему «Аркан», работающую, в общем и целом, по тому же принципу…

Идите в… суд

С самого начала постановление КМУ №365 очень сильно не понравилось не только ВПЛ, но и правозащитникам. И не без оснований. По их мнению, документ нарушает целый букет базовых прав украинских граждан. А именно: права на социальную защиту; пенсионное обеспечение; частную и семейную жизнь; свободу передвижения; неприкосновенность жилья и, наконец, право собственности.

Единственным возможным ответом на такое постановление был суд. Даже просто восстановление выплат, остановленных на основании постановления №365, возможно только в судебном порядке. И больше никак.

В результате правительство получило сразу несколько исков по поводу законности данного постановления. Одним из первых был иск Благотворительного фонда «Право на защиту», поданный в середине августа 2016 года. В числе первых был и иск пенсионера Николая Козырева. В сентябре 2016 года он потребовал признать незаконными целый ряд положений в постановлениях правительства по поводу социальных выплат переселенцам.

Однако подавляющее большинство ВПЛ не стало судиться непосредственно с правительством и предъявлять ему претензии, а просто подало в суд на неправомерное прекращение выплат.

Характерным примером такого случая может служить решение Димитровского городского суда Донецкой области по делу № 226/177/17 в июне прошлого года, в котором он решил, что отказ УТСЗН в назначении помощи при рождении ребенка на основании требований постановления №365… неправомерен.

«Это постановление [№365] не является законом, а подзаконный нормативно-правовой акт не может изменять в сторону сужения права граждан, установленные нормативно-правовыми актами высшей юридической силы… Принятие ответчиком решения об отказе в назначении истцу помощи на основании подзаконного акта, нарушающего право на социальную защиту, является противоправным… Ответчик не привел ни одного нарушения со стороны истца, которое бы в соответствии с действующим законодательством было бы основанием для отказа в назначении пособия при рождении ребенка… Отсутствие истца по месту жительства не может лишать его права на получение пособия при рождении ребенка через внедрения механизма регистрации ВПЛ… Действуя вне закона, ответчик произвольно вмешался в право истца на получение спорной помощи, что привело к его нарушению…», - говорится в решении суда.

Грубо нарушает Конституцию

Примечательно, что чуть позже это решение подтвердил и Донецкий апелляционный административный суд. И таких решений со временем становилось все больше.

«По состоянию на середину мая 2017 года уже существует более 60 судебных решений в пользу ВПЛ против дискриминационных положений Постановления КМУ №365. Практика показывает, что прекращение социальных и пенсионных выплат, которые гарантированы Конституцией и законами Украины, на основании подзаконных нормативных актов или даже рекомендательных писем, является нарушением Конституции и этих законов», - заявила в июне прошлого года координатор по вопросам оказания правовой помощи БФ «Право на защиту» Юлия Трало.

Однако, принимая подобное постановление, правительство, скорее всего, и рассчитывало на то, что побеждать его в судах будут единицы, а останавливать выплаты на основании постановления оно сможет сотням тысяч…

И в общем, так оно и было. Однако, в марте 2017 года Донецкий апелляционный административный суд неожиданно принял отдельное решение, адресованное… правительству Украины. «Данное решение касается именно того, что из-за содержания постановления №365 Пенсионный фонд и органы соцзащиты населения допускают постоянные и грубые нарушения конституционных прав внутренне перемещенных лиц на социальную защиту», - заявила тогда юрист БФ «Право на защиту» Ирина Алексеева.

Однако, правительство благополучно это проигнорировало. В комментариях министр труда и социальной политики Андрей Рева заявил, что установленный постановлением порядок направлен, прежде всего, на обеспечение безопасности самих ВПЛ.

«Человек, находясь на неподконтрольной территории может умереть, может быть задержан боевиками, у него может быть изъята его карточка пенсионная и за счет этой карточки будет кто-либо другой получать. Много что может с ним случиться. Мы же не можем гарантировать соблюдение конституционных прав его на территории, которую не контролирует государственная власть Украины», - заявил он относительно «правила 60 дней».

Решение суда - еще не повод

Та же судьба постигла и решение Киевского окружного административного суда по иску Николая Козырева, которое состоялось в сентябре прошлого года. Суд признал законными претензии к постановлениям правительства, регламентирующим порядок социальных выплат ВПЛ.

В частности, в своем постановлении суд отмечает, что постановление №365 «приводит к косвенной дискриминации по признаку места жительства и пребывания на учете ВПЛ, а также нарушает принцип равенства, предусмотренный ст. 24 Конституции Украины и гарантии свободного передвижения по территории Украины, предусмотренные ст. 33 Конституции Украины».

В результате порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ признал полностью незаконным, а порядок назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ - незаконным частично. И что?

«У меня мало ожиданий, что государство перестанет использовать разработанный и апробированный механизм контроля. Я думаю, что такие нормы, как те, что содержатся в постановлениях №365 и №637, можно изменить не судебным решением, а только наличием соответствующей политической воли», - заявила тогда юрист «Восток-SOS» Елена Лунева. Она сообщила, что процедуры вряд ли существенно изменятся в любом случае.

А тем временем, тот же Окружной административный суд Киева 14 декабря 2017 года признал противоправным и отменил постановление правительства №365 еще по одному иску. На этот раз полностью. «Оспариваемый нормативно-правовой акт (постановление №365 - прим. автора) принят за пределами полномочий ответчика (правительства) и без соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, которые должны предшествовать его принятию… Признать противоправным и отменить постановление Кабинета министров Украины №365 от 08.06.2016 года "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам"», - говорится в постановлении суда.

«Больше года, три замены судей и сегодня мы увидели реальную правовую ситуацию в нашей стране - у нас есть шанс. Мы выиграли первую инстанцию, это, конечно, еще не окончание процесса (будет апелляция), но мы на правильном пути», - прокомментировали ситуацию координатор «Донбасс-SOS» Ольга Гвоздева и юрист Мария Красненко.

Последний бой?

Такое правительство уже не смогло проигнорировать и 11 января 2018 года подало апелляцию. Которая… и была удовлетворена Киевским апелляционным административным судом. «Исковые требования Богучарской Татьяны Васильевны к Кабинету министров Украины о признании противоправным и отмене постановления №365 от 8 июня 2016 "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» оставить без удовлетворения"», - пару дней назад с нескрываемым удовольствием прокомментировали случившееся в пресс-службе Минсоцполитики.

Примечательно, что до этого в «Донбасс-SOS» были практически уверены, что решение суда останется неизменным и правительству наконец придется создать новый механизм для пенсионных и социальных выплат переселенцам.

«Мы еще в самом начале говорили, что это постановление №365 утверждать не нужно. Мы предлагали альтернативный вариант, основанный на том, что проверять можно только граждан, которые получают адресную помощь и эти проверки не должны быть дискриминационными. Они должны проводиться - как и для всех граждан-получателей социальных услуг. Необходимо разделить пенсию и справку ВПЛ. Это неслыханно - когда комиссия на местах может решить остановить выплаты пенсии, которая признана имущественным правом гражданина», - заявляла в частности Ольга Гвоздева.

Впрочем, это все еще не конец эпической битвы вокруг жизни и смерти постановления №365. 29 марта Верховный суд Украины рассмотрит дело об обжаловании прекращения выплаты пенсии и ее обновления пенсионеру-ВПЛ, решение по которому будет применяться во всех аналогичных делах. Дело будет рассматриваться как образцовое.

Нюанс ситуации в том, что пенсионерке-переселенке 1 апреля 2017 года прекратили выплату пенсии как раз на основании постановления №365. И поскольку в производстве суда находится более 200 подобных дел, суд передал дело на рассмотрение в Верховный суд, чтобы потом использовать решение как кальку для вынесения своих решений. Это нужно, чтобы исключить появление противоположных решений по одинаковому вопросу.

По сути, это последний шанс «свалить» постановление №365. Потому, что, если решение Верховного суда будет позитивным для него, уже ни один суд первой инстанции не станет признавать его незаконным. И для ВПЛ все останется так, как сейчас.

Ситуация в восточном регионе Украины приводит к высоким показателям миграции населения. Люди вынуждены покидать обжитые места и переезжать, чтобы спасти себя и детей от развернувшихся военных действий. Российское правительство принимает различные меры по облегчению положения беженцев, создаются программы для переезда. Одной из действующих на территории России является государственная программа “Соотечественники”, помогающая переселенцам по различным направлениям.

Начиная с 2013 года правительством были сняты ограничения и упрощен порядок переселения украинских граждан, имеющих статус беженца. Наши соотечественники, то есть жители Украины, являющиеся гражданами РФ, в первую очередь имеют право на участие в программе переселения. Такая категория имеет определенные субсидии, льготы и социальную поддержку нашего правительства.

Самостоятельно довольно сложно разобраться в сложной структуре социальной помощи, сделать это может практикующий юрист с большим опытом работы с населением. Онлайн консультация с юристами нашего портала позволяет гражданам получить необходимые правовые знания, оперативно защитить свои интересы. Вы можете оставить ваш вопрос в отведенной форме или позвонить по телефону горячей линии. Консультация наших специалистов бесплатна и доступна в удобное для пользователей время.

Миграционная политика российского правительства направлена на помощь в переселении наших соотечественников с территорий бывшего СНГ. Возвращение на историческую Родину русских семей позволяет повысить показания демографии, особенно при переезде в неблагоприятные по росту населения районы. Помощь беженцам также является приоритетной, позволяет дать работу трудоспособным мигрантам, а их детей и престарелых родственников защитить от ужасов войны.

Принять участие в переселении могут граждане, входящие в следующие категории лиц:

  • жители Украины, имеющие российское гражданство;
  • граждане, родившиеся на территории бывшего СССР;
  • прямые потомки граждан СССР;
  • эмигранты и иные категории лиц, установленные законодательно.

Активное участие в государственной программе превысило все существующие лимиты, но всех лиц, имеющих право на переезд, примут в установленный срок. Участие в проекте может быть предоставлено совершеннолетним лицам, трудоспособным и отвечающим ряду требований. , временную регистрацию и устроиться на официальное место занятости.

Все действия приезжих направлены на получение российского паспорта в дальнейшем. Сокращенная или ускоренная процедура предусматривает обращение за гражданством уже через шесть месяцев после прибытия.

Переселение семей производится по направлению в регионы, которые являются принимающей стороной. Это малозаселенные области, северные и пограничные районы страны, где особенно остро требуются трудоспособное население.

Пакет сведений подается в региональное отделение миграционного органа. Чтобы стать участником проекта, следует написать официальное заявление и предоставить документы:

  • удостоверения личности всех членов семьи;
  • справку о проживании на территории РФ;
  • отсутствие судимости и судебных преследований.

Принятую анкету, документы проверяют сотрудники ФМС в течение 1-1,5 месяца. Проверяется предоставленная информация по всем направлениям, если данные подтвердятся и не существует запретительных мер, то предоставляется право на участие в переселении. Заявителю выдается свидетельство участника проекта с правом на соответствующие субсидии и привилегии. Для украинских беженцев, получивших допуск к программе переселения, предоставляется объемный список государственной помощи и социальных пособий. Например, оплачивается стоимость переезда для всей семьи, аренды жилплощади, подъемных средств на новом месте.

Гражданам выплачивается подъемное денежное пособие в размере МРОТ в течение шести месяцев, единовременная сумма компенсации. Местные региональные правительства участвуют в адаптации переселенцев на новом месте.

Еще не получив российского гражданства, но уже имея свидетельство переселенца, украинские беженцы могут заниматься всеми видами трудовой деятельности, учиться в государственных учебных заведениях.

В программе “Соотечественники” активно участвуют 53 региона страны. На каждой территории действуют свои установки и правила работы с переселенцами. Заинтересованные граждане выбирают понравившийся и подошедший по основным параметрам регион. Затем направляют в местную администрацию заявку и непосредственно узнают особенности переселения в выбранную местность. Программа доказала свою востребованность и эффективность, пользуется популярностью у переселенцев и отработана на практике.

За прошедшие два года действия проекта переселения переехало на новое место жительства более миллиона граждан. Эти люди имеют с россиянами схожий менталитет, родственные корни и культуру, поэтому ассимиляция в большинстве случаев проходит успешно. Переселенцы, участвующие в программе, обладают следующими правами:

  • возможность обучения во всех учебных заведениях без ограничения;
  • получение медицинской помощи согласно СНИЛС;
  • без учета квотирования;
  • при въезде в страну по программе не оплачивать таможенный сбор;
  • получать финансовые средства по разным направлениям и категориям.

Полный перечень льгот зависит от выбранного региона, наличия в семье детей, профессии родителей и многих других условий. По законодательству, существует градация территорий, входящих в программу по переселению, классификация затрагивает три направления перемещения беженцев и переселенцев. В зависимости от согласованной местности выдаются подъемные средства для семьи, субсидии и льготы.

Всю информацию по существующему проекту можно получить на официальном портале УФМС. Там же можно подать заявку и задать интересующие пользователя вопросы. Если вопрос о переезде встает за границей РФ, то заинтересованные лица должны обратиться в российское консульство. Сотрудники рассмотрят возможность переезда и начнут оформление свидетельства переселенца.

Следует учесть, что въезд на территорию РФ, уже имея на руках свидетельство участника программы, гораздо удобней. Личный автомобиль не облагается таможенной пошлиной, также как контейнер с имуществом. Проездные документы оплачиваются до места назначения, что должно подтверждаться справками. Переселенцы, получая государственную поддержку, обязаны отработать и прожить в утвержденной местности не менее трех лет. Соглашение подписывается перед началом переезда и получением вызова от местной администрации.

В некоторых случаях желающим отказывают в участии, им не предоставляют статус беженца или переселенца. В основном это связано с непогашенной судимостью, предоставлением заведомо ложных сведений и иными специфическими особенностями рассматриваемого в ФМС дела.

Программа переселения соотечественников на родину

В российском законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение граждан страны, нашли отражения вопросы, связанные с пенсиями переселенцам в 2017 году. Граждане стран, бывших союзных республик СССР, могут рассчитывать на получение пенсии в РФ при условии соблюдения ряда требований. Соглашения между странами по этому вопросу было подписано ещё в 1992 году.

Согласно тексту этого документа, выплаты пенсий гражданам бывшего СССР производятся на основании действующего законодательства той страны, гражданами которой они являются.

Стать обладателем российской пенсии могут и граждане других стран, решивших мигрировать в Россию для постоянного места жительства.

При переезде в Россию пенсионеры вправе рассчитывать на своё пенсионное обеспечение в том случае, когда они становятся гражданами страны или получают вид на жительство в ней. Для граждан бывшего СССР существует упрощённый порядок получения гражданства РФ.

Согласно подписанным между государствами соглашениям, переселившиеся в Россию пенсионеры имеют право на получение пенсии такого вида, какого они получали её в стране своего прежнего проживания. Такие выплаты начисляются в соответствии с действующим в РФ пенсионным законодательством.

При получении переселенцами пенсий в РФ прежние выплаты прекращаются. Переселенцы могут продолжать получать пенсии своих бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в российском законодательстве.

Какие переселенцы могут получать пенсию в России?

Право на в России имеют переселенцы с ПМЖ, или получившие гражданство РФ. Для этого у них должен быть:

  1. Страховой стаж не менее 7 лет.
  2. Индивидуальный коэффициент не ниже 9.
  3. Возраст, установленный российским законодательством. Сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

На уменьшение возраста, предусмотренного для выхода на пенсию, могут претендовать женщины, имеющие пять и более детей, а так же те, кто трудился на вредных производствах, перечень которых утверждается Правительством страны.

Пенсионные выплаты в РФ производятся только тем переселенцам, которые постоянно проживают на территории государства.

В тех случаях, когда пенсионные выплаты производятся на основании ПМЖ, срок их действия заканчивается вместе с датой пребывания иностранного гражданина на территории России.

Как переселенцу оформить пенсию в России?

Самый первый шаг при оформлении российской пенсии — сбор необходимых для этого документов. Их перечень утверждается специальным приказом, который издаётся Министерством труда РФ.

Обязательными документами для переселенца являются:

  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство с указанием места регистрации
  • заявление установленного образца
  • страховое свидетельство ПФ РФ
  • выписка лицевого счёта в системе ОПС.

Полный список документов можно найти на сайте государственных услуг РФ. Подаются документы в территориальные ПФ или МФЦ по месту регистрации или фактическому месту жительства.

Подавать документы можно лично, через доверенных лиц или почтовым отправлением. Срок рассмотрения, установленный законодательством — 10 дней. Датой начисления считается день подачи заявления. Нельзя подавать документы раньше одного месяца до наступления пенсионного возраста.

Сохраняется ли пенсия за россиянами, эмигрирующими из страны?

Выезжающие на ПМЖ граждане России сохраняют право на получение пенсии. С 2016 года изменён порядок её получения. До выезда за пределы страны необходимо определиться с формой получения пенсии и подать об этом соответствующее заявление в ПФ РФ.

Выезжающие за пределы страны граждане могут получить пенсию за 6 месяцев вперёд. Для таких авансовых платежей им необходимо написать заявление в ПФ. Ежегодно каждый гражданин, проживающий за пределами страны должен подтверждать факт того, что он жив пенсионному фонду. Оформляться он может бумагами особого образца у нотариуса.

Отсутствие таких документов автоматически прекращает пенсионные начисления. Для возобновления начислений пенсионеру придётся лично обратиться в ПФ с соответствующим заявлением.

Внутреннее переселение

Пенсии, начисляемые внутри страны, имеют региональные особенности. Они зависят от размера доплат местных органов власти, которые производятся к основному размеру пенсионного обеспечения. При смене места жительства переоформление пенсии производится в течение 3 дней после подачи заявления в ПФ.

Не теряют своих начислений жители Крайнего Севера, проработавшие в этих районах более 15 лет и в приравненных к ним районах не менее 20. Такие переселенцы сохраняют за собой право на получение повышенного размера пенсии.

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников.

Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса: последние изменения и нововведения на 2019 год

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2018 году реализация Программы продолжалась, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы изначально является переселение определенного круга лиц:

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям :

  1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
  2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
  3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.
  4. Потенциальный переселенец не ранее, не в момент обращения не должен состоять в террористических, экстремистских и прочих организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Требования и условия предъявляются для того, чтобы в наибольшей мере способствовать переселению тех людей, которые воспитывались в традициях русской культуры и готовы в силу этого быстро включиться в социальные связи общества.

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов , включающий в себя:

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.

При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Участникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд в выбранный для жительства регион. Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги. Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт , он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей , которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

Стоит отметить, что денежные средства выплачиваются также и членам семьи переселенца, по 120 000 рублей на каждого родственника, переехавшего в РФ. Подъемные выдаются в два этапа . Первая часть средств выплачивается сразу после переселения, а вторая — спустя полтора года после обоснования на новом месте.

В том случае если переехавшая на территорию Российской Федерации семья не имеет источника дохода, то ей положена отдельная денежная выплата в размере одного прожиточного минимума .

В какие регионы РФ возможно переселение

Соотечественник в рамках Программы может выбрать территорию переселения в РФ – субъект федерации или его часть. При этом существует две их категории: приоритетного заселения и такие, которые не относятся к приоритетным территориям. Многие регионы России на сегодняшний день имеют нехватку квалифицированных работников и нуждаются в новых кадрах. Приоритетными считаются стратегически значимые для государства территории, они определяются и изменяются Правительством РФ.

С 2016 года принять участников Программы могли 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском округе.

В 2019 году количество регионов, готовых принять новых жителей, составляет 57 субъектов .

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Проживая на территории российского государства, для участия в Программе необходимо подать документы по территориальному принципу в отделения Главного управления по вопросам МВД РФ .

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы.

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган. Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи. То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

Перед переездом заранее следует сделать достаточное количество копий документов и фотографий для получения РВП и гражданства, чтобы в последующем не терять много времени.

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты . При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В отделе по вопросам миграции МВД можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов . Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания. Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Следует помнить, что граждане некоторых стран (например – Украины, Казахстана), которые прибыли в РФ в безвизовом режиме, могут находиться на территории до 30 или 90 дней без постановки на учет по месту пребывания в местный орган по вопросам миграции. Но следует знать, что для получения РВП такой учет необходим даже для такой категории граждан.

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран , ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения. Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Если переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения , где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ. Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

Кроме того, всегда следует помнить, что вопросы жилья, быта, трудоустройства всех членов семьи и обучения детей следует по максимуму выяснять заранее, собирая всю информацию для запасных вариантов их решения.

О программе переселения смотрите в следующем видеосюжете: