Дети в виртуальном мире: путешествие под присмотром. Реальные родители и виртуальные дети

Если какая-либо пара решает завести ребенка, то это очень ответственный шаг в их жизни, потому что его нельзя выкинуть, нельзя где-либо оставить. Это часть их крови, с которой им придется провести целую жизнь. Но шаг этот необходимо делать максимально обдуманно, чтобы потом не пожалеть о содеянном. Да, конечно, через мобильное приложение учиться нянчить детей нельзя, но хотя бы посмотреть на них можно. Не многие то могут сделать, но разработчики такой игры как «Мой ребенок виртуальный» добились максимальной реалистичности.

Впервые открыл

Когда я впервые открыл это приложение, то сразу понял, что все здесь по серьёзному. Ребенок сделан очень реалистично и ведет себя прямо как настоящий, что, поверьте, я знаю на своем собственном опыте. Кроме того, реалистичным выглядит и список дел, которыми вы можете с ним заниматться6 купаться, играть в его игрушки, укладывать спать читать книжку. Очень понравилось мне, как он капризничает, потом даже этот аспект приложения был проработан настолько хорошо, что его нисколько не отличить от настоящего плача.

Мой сын

Мой сын уже вырос из подобного возраста, но каждый раз, когда я захожу в эту игру, я вспоминаю про тяжелое, но замечательное время, когда мой ребенок только начинал свой путь в эту жизнь.

BabyX - виртуальный ребенок, который может обучаться и испытывать эмоции, как человек. На одном из представленных ниже видеороликов можно увидеть, как взрослый человек говорит с ребенком на экране и показывает ему изображения разных предметов. Ребенок реагирует на слова человека, узнает демонстрируемые ему картинки и называет узнанные на них предметы. Но это не родитель, общающийся со своим ребенком через Скайп, это ученый, разговаривающий с системой ИИ, имеющей название "BabyX", которая моделирует виртуального младенца, способного обучаться и действовать во всем остальном точно так же, как самый обычный ребенок. И создание такой системы является знаменательным этапом на пути разработки алгоритмов универсального самообучающегося и обучаемого искусственного интеллекта.
Виртуальная девочка BabyX является разработкой группы доктора Марка Сэгэра из Институтской лаборатории биоинженерии и анимационных технологий университета Окленда. А прототипом для BabyX послужил реальный ребенок, дочь доктора Сэгэра, Франческа.
Виртуальный ребенок BabyX #2
Все движения и выражения лица BabyX скопированы и смоделированы с движений настоящего ребенка, он может видеть окружающий его мир через камеру и, используя технологии распознавания лиц, BabyX способен узнать разговаривающего с ним человека. При помощи микрофона ребенок BabyX способен слышать звуки, связывая их при помощи специализированных алгоритмов в слова, фразы и вопросы, на которые он также отвечает голосом, используя звуковой синтезатор. В электронном мозге BabyX работают алгоритмы, максимально точно моделирующие нейрохимические реакции и процессы, происходящие в мозге человека, которые определяют его поведение и действия. К примеру, похвала ребенка приведет к выбросу в его мозг одного виртуального гормона, допамина, что заставит его улыбаться и смеяться с экрана. Неожиданное исчезновение собеседника приведет к повышению уровня виртуального кортизона, что приведет к увеличению уровня нервной напряженности виртуального ребенка.

Виртуальный ребенок BabyX #3
Несмотря на использование нейробиологических принципов, все, что происходит в мозге виртуального ребенка, является лишь компьютерной моделью, на основе которой в будущем можно будет создать действительно мощный искусственный интеллект, способный обучаться, думать и который, в конце концов, превратится в виртуального взрослого человека. Кроме этого, использование систем типа BabyX абсолютно не ограничено только моделированием виртуальных людей. Такие системы, прошедшие процесс соответствующего специализированного обучения, способные взаимодействовать с живыми людьми и другими подобными системами, смогут послужить заменой человеку при выполнении множества различных работ, начиная от управления технологическим производственным оборудованием и заканчивая управлением космическими кораблями, которые доберутся когда-нибудь до самых дальних уголков космоса.

Искусственным интеллектом сейчас уже никого не удивишь. Но в фантастических фильмах мы видим разумные машины в виде реальных людей, наделённых эмоциями, а не просто тысячи строк на экране компьютера, которые олицетворяют собой мышление машины. Когда же искусственный интеллект наконец обретёт лицо?

Сотрудники новозеландской Лаборатории Анимационных технологий при Окландском университете попытались объединить продвинутый AI на основе нейронных сетей и внешность маленькой девочки. Проект получил название Baby X, и в данный момент тестирование проходит уже третья программная версия этого интересного эксперимента.

Baby X - это интерактивная анимированная модель маленькой девочки. Её поведение полностью управляется специальными психобиологическими алгоритмами, которые разработали сотрудники лаборатории. По сути, перед нами полноценный маленький ребёнок, способный радоваться, грустить, интересоваться новыми вещами и максимально полноценно выражать свои эмоции на экране монитора.

Ребёнок этот видит окружающий мир с помощью встроенной в компьютер камеры и слышит его при помощи микрофона. В реальном времени маленькая девочка способна реагировать на знакомые слова и ассоциировать их с теми или иными объектами, действиями или изображениями. Можно сказать, что Baby X обучается точно так же, как и реальные дети в её возрасте.

Baby X - виртуальный ребёнок, способный к самообучению

Моделью ребёнка управляет очень продвинутый AI на основе биологических нейронных сетей, благодаря чему поведение виртуального персонажа довольно точно повторяет поведение человека. Девочка способна отвлекаться в процессе обучения, засматриваться на интересные ей объекты и веселиться, если увидит что-то смешное с её точки зрения. Это сильно отличает проект от других современных разработок в области искусственного интеллекта.

Baby X -лишь один из множества проектов, которые разрабатываются в новозеландской лаборатории. Исследователи постоянно совершенствуют анимацию человеческих лиц, занимаются разработкой технологии распознавания образов и человеческой мимики, а также параллельно работают над множеством других не менее интересных задач.

В видео чуть ниже вы сможете увидеть, что собой представляет Baby X в действии, а также как выглядит процесс обучения и распознавания образов искусственным интеллектом. Сразу хочется предупредить вас, что если вы читаете новость с устройства на базе Android, видео у вас, скорее всего, не отобразится, так как размещено оно на портале Vimeo.com. Тем не менее вы всегда можете посмотреть видео с помощью вашего персонального компьютера или с устройства на базе iOS.


По мнению большинства специалистов, радикальные методы воспитания — не лучший выход для тех родителей, которых беспокоит увлеченность ребенка интернетом. Жесткое ограничение доступа к компьютерным играм может, наоборот, лишь подогреть к ним интерес. «Кроме того, такие меры заставят ребенка чувствовать себя среди сверстников аутсайдером: «Все играют, одному мне нельзя», а это может значительно подорвать его самооценку и доверие к вам. Особенно, если речь идет о подростке», — объясняет клинический психолог Алиса Галац .

По мнению многих экспертов, лучше ограничить доступ к разрушающим психику ребенка играм, попутно приобщив его к тем компьютерным развлечениям, которые будут и интересными, и полезными одновременно. «При этом, очень важно обсудить эту ситуацию с ребенком, независимо от того, сколько ему лет. Честно объясните ему, чем вредны кровавые «стрелялки», и почему ему выгодно тратить время на другие вещи», — комментирует Алиса Галац.

Виртуальные игры: какие жанры выбрать для ребенка?

По мнению врача-психотерапевта Анны Куликовой , экшн, симуляторы, а также различные боевики — не лучший вариант для развития ребенка. «Они создают «иллюзию реальности, власти и успешности», хотя в реальной жизни не формируют ни лидерских, ни волевых компетенций», — подчеркивает эксперт.

По словам специалиста, игры в этих жанрах не только не приносят пользу, но и наоборот, могут разрушить психику ребенка, формируя игровую зависимость.

Кроме того, именно в этих жанрах чаще всего присутствует агрессивный сюжет. «Для психики ребенка разрушительны два главных момента — отрыв от реальности и разрушительный контекст, в котором побеждает тот, кто быстрее убьет», — добавляет Алиса Галац.

Как считает Анна Куликова, действительно полезны для ребенка логические и развивающие игры, а также различные игры-головоломки. «Эти жанры помогают структуре головного мозга простраивать новые нейронные связи, анализировать большие потоки информации и применять их точечно», — объясняет специалист.

По словам эксперта, сюжет таких игр должен быть логичным, состоящим из множества деталей и нескольких хорошо проработанных сюжетных линий.

«С маленькими детьми (3-5 лет) лучше играть вместе, объяснять правила, смысл игры. Детям постарше (от 7 лет) лучше дать возможность самостоятельно выбрать то, что будет интересно. А чтобы дать ребенку почувствовать себя компетентным, вы можете, например, попросить его научить вас этой игре, объяснить ее правила. В процессе не забудьте восхититься тем, как он отлично справляется», — добавляет Алиса Галац.

Ну а чтобы интеллектуальные виртуальные игры действительно пошли на пользу ребенку, важно также соблюдать некоторые правила:

* Следите за временем. «В любом возрасте время, которое тратится на виртуальные игры, не должно превышать здорового лимита в час-полтора. Все что выше — является фактором для потенциального развития зависимого поведения», — комментирует Анна Куликова. При этом, временные рамки игр лучше устанавливать заранее, чтобы ребенок был к ним психологически готов.

* Не используйте виртуальные игры в своих целях. Как подчеркивает психотерапевт, очень часто родители пытаются за счет манипуляций с компьютерными играми решить свои проблемы. Например, суют планшет малышу, чтобы не мешал им смотреть сериал, или обещают дать поиграть, если он будет «хорошо себя вести».

Такое поведение разрушительно влияет на развитие ребенка, так как лишает его возможности нормально удовлетворять свои возрастные потребности — в любви, внимании, поддержке. «Что касается малышей в возрасте 2-3 лет, то их развитие происходит в совместной деятельности с родителем. Поэтому любая компьютерная «развивалка» будет бесполезна, если ребенок в нее играет, пока вы на маникюре», — добавяет Алиса Галац.

* Проводите параллели с реальностью. В идеале развивающие игры должны стать вспомогательным материалом для ребенка в реальной жизни. «Обратите внимание на то, какие игры особенно нравятся ребенку, и подумайте, как можно в реальности организовать для него что-то подобное», — рекомендует Алиса Галац. Например, если ребенку нравится что-то мастерить, высчитывать, то можно отдать его на курсы робототехники, если нравятся шахматы — отвести в настоящий шахматный кружок.

* Организуйте семейные игры. Чтобы виртуальный досуг не «выбрасывал» ребенка из семьи, находите те игры, в которые вы могли бы играть все вместе. «И в этом случае, они не всегда должны быть строго интеллектуальными или развивающими. Главное, чтобы всем было весело, развивался командный дух», — подчеркивает психолог.

* Общайтесь с ребенком. «Не стоит забывать о том, что обычно дети с головой уходят в виртуальный мир тогда, когда их не устраивает реальность. Поэтому почаще уделяйте ребенку внимание, создавайте для него комфортную, принимающую обстановку дома. Спрашивайте, как дела, обнимайте, обсуждайте фильмы, книги, и тогда вопрос о пристрастии к играм, может, и не встанет вовсе», — отмечает Алиса Галац.

«ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК»: КАК ВЕРНУТЬ ЕГО В РЕАЛЬНЫЙ МИР?

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" - все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры.

Кто-то стремится изолировать ребенка от виртуальных миров, потому что они де наносят непоправимый вред его уму и личности; кто-то, напротив, предоставляет ребенку возможность делать на компьютере все, что вздумается, поскольку не хочет мешать ему развиваться по-новому и навязывать стереотипы не столь уж безоблачного прошлого.

Я ставлю вопрос так: как совместить реальный и виртуальный миры в воспитании так, чтобы ребенок оставался адаптивным, его основные интересы лежали в реальном мире, а компьютеры расширяли, а не ограничивали возможности, желания, кругозор.

Итак, как совместить реальную и виртуальную жизни ребенка?

1. ДЛЯ НАЧАЛА РЕШИТЕ: ЧТО ЗНАЧИТ КОМПЬЮТЕР В ВАШЕЙ СЕМЬЕ, В ЖИЗНИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет ее использовать с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами. Компьютер – это только прибор, который можно включить и выключить.

2. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА У РЕБЕНКА – ВОТ ПОЧВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЙ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных.

3. КОМПЬЮТЕР ЗАЙМЕТ ОСОБОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ДРУЗЕЙ И ДРУГИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С МИРОМ. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее. Боюсь, что наряду с экологической проблемой, проблемой здорового питания нас ждет контроль здорового образа жизни в целом. И на первое место выходят проблемы психического здоровья.

4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. ДО 3 ЛЕТ НИКАКИХ КОМПЬЮТЕРОВ И ПРИСТАВОК! Хотя бы до 3 лет… Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». Дистанцируясь от компьютера, мы дистанцируемся на некоторое время и от проблем, связанных с ним. После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!». Такие правила – основа культуры использования информационных ресурсов.

5. ПРАВИЛО «ИГРАЕМ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!» ОСОБЕННО ВАЖНО, ПОСКОЛЬКУ ГАРАНТИРУЕТ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕСС ИГРЫ. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени – это условие игры.

6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! СТАВЬТЕ В ОЧЕРЕДЬ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ. Дети любят и то, и другое, и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.