Детсады для детей инвалидов. Центр коррекции и реабилитации арлекин

Здравствуйте!

В соответствии с п.7, п. 27 - п.28 и п.45 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми - условия, учитывающие особенности их психофизического развития.

П ри включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

То есть, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить условия для организации коррекционной работы с Вашим ребенком. При этом Ваш ребенок имеет право пользоваться услугами ассистента (помощника).

ПИСЬМОм МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ИЮНЯ 94 Г. N 58-М (*1) О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ разъяснены

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32 п. 2 "о") *3 дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) . Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий.

То есть, Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. Поэтому, ДОУ имеет право рекоммендовать Вам нанять няню, однако не имеет право требовать от Вас заключения указанного Договора.

Порядок оплаты за нахождение ребенка в ДОУ установлен ПОСТАНОВЛЕНИЕм ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 62-ПП "О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ".

Ежемесячная плата устанавливается в размере от 50 до 110 процентов от минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ.
Определяются категорий семей и родителей (законных представителей), которым предоставляются льготы по оплате за содержание детей и освобождение от оплаты. Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении.

СОгласно п. 4- Постановления от платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы в размере 100% освобождаются:

Семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида до 18 лет.

То есть, Вы имеете право на освобождение от оплаты за содержание ребенка в ДОУ.

При этом специальных требований к поступлению детей в ДОУ МО РФ не предусмотрено.

С уважением Ф. Тамара

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В дошкольных образовательных организациях обеспечиваются доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; расширяется и обновляется спектр образовательных услуг; все участники образовательного процесса обеспечиваются высококвалифицированной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.

В соответствии с Законом об образовании РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются специальные образовательные условия. Рекомендации по созданию специальных условий, необходимых для образования каждого конкретного ребенка с ОВЗ в городе Москве дает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия . на основе особых образовательных потребностей ребенка. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 74).

Родителю ребенка с ОВЗ необходимо передать рекомендации, сформулированные в Заключении ПМПК, руководителю образовательной организации. На основании этого документа руководитель образовательной организации обеспечит создание специальных условий, требуемых ребенку с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 79): понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в Москве большинство детских садов функционируют в форме дошкольных структурных подразделений крупных образовательных организаций. В рамках дошкольных подразделений функционируют группы комбинированного и компенсирующего вида, полного дня и кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, различными заболеваниями. В связи с серьезными структурными изменениями в системе образования города, в настоящее время у родителей существуют объективные трудности с поиском информации о наличии необходимых групп и условий в каждой конкретной образовательной организации. На переходный период специалисты предлагают осуществлять поиск информации об образовательной организации на сайте Департамента образования города Москвы , после выбора ближайших к месту проживания образовательных организаций, рекомендуют связаться с руководителем дошкольных структурных подразделений (через сайт организации или по телефону), получить точную информацию об имеющихся группах, условиях поступления.

Запись детей в группы дошкольных структурных подразделений осуществляется

Помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать детский сад, может быть обеспечена в дошкольном структурном подразделении в группе кратковременного пребывания "Лекотека". Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Видеоматериал:

Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования. Фильм является наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов, работающих в области инклюзивного образования. Режиссер: Владимир Герчиков. Фильм снят студией "Телемост" по заказу РООИ Перспектива. Благодарим за участие в создание фильма: Центральное Окружное Управление Образования г.Москвы, Центры Образования (общеобразовательные школы) №1429,1447, 518, школу здоровья №1321 "Ковчег", Детский сад №288, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Тверской" , РООИ "Перспектива", Москва, 2010г.

Ирина Щепетинникова
Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад

Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании лицензии от (дата, год, №, выданной Инспекцией области по надзору и контролю в сфере образования, именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице заведующего, ФИО, действующего на основании Устава, и «Заказчик» (родители, законные представители Воспитанника, ребенка-инвалида, в лице (ФИО родителя (законного представителя, действующего в интересах несовершеннолетнего (фамилия, имя, отчество, дата рождения, проживающего по адресу (адрес места жительства ребенка с указанием места постоянной регистрации с указанием индекса, именуемого в дальнейшем "Воспитанник", совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Предметом Договора являются оказание МКДОУ Воспитаннику образовательных услуг при осуществлении квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-педагогической помощи, поддержки ребенку-инвалиду, коррекции имеющихся отклонений в развитии, содержание, присмотр и уход за Воспитанником.

1.2. Форма обучения очная.

1.3. Наименование образовательной программы: Адаптированная основная образовательная программа МКДОУ (включая раздел «Содержание коррекционной работы») для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1.4. В соответствии с индивидуальными особенностями развития, содержанием образовательной программы, для детей-инвалидов предусмотрена: Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида.

1.5. Срок реализации Индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида рассчитан на текущий учебный год.

1.6. Режим пребывания Воспитанника в МКДОУ - пятидневная рабочая неделя с 10,5-часовым пребыванием детей. Время работы: с 7.00 до 17.30; нерабочие дни - суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. По запросу Заказчика возможно посещение группы продленного дня (с 17.30 до 20.00). Допускается посещение по индивидуальному графику (кроме выходных и праздничных дней).

1.7. Воспитанник, ребенок-инвалид, зачисляется в группу, в первоочередном порядке, при наличии подтверждающих документов, в том числе справки ВК, (Указ президента РФ от 02.10.1992 г №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»). Прием осуществляется на основании электронной очереди, при наличии заключения ПМПК, а также заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей) и свидетельства о рождении ребенка.

2. Взаимодействие Сторон.

2.1. Исполнитель вправе:

2.1.1. Самостоятельно осуществлять образовательную деятельность для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

2.1.2. Предоставлять услуги помощника (тьютора) для психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, реализации Индивидуальной образовательной программы и программы реабилитации (при наличии штатных единиц).

2.2. Заказчик вправе:

2.2.1. Участвовать в образовательной деятельности МКДОУ.

2.2.2. Получать от Исполнителя информацию:

По вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора;

О состоянии здоровья, поведении, эмоциональном состоянии Воспитанника во время его пребывания в МКДОУ, его развитии и коррекции.

2.2.3. Знакомиться с Уставом МКДОУ, с лицензией на право оказывать образовательные услуги, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими деятельность МКДОУ, права и обязанности Воспитанника и Заказчика.

2.2.4. Находиться с Воспитанником в МКДОУ в период его адаптации до 10 дней; в индивидуальных случаях по согласованию с администрацией.

2.2.5. Принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий с детьми (утренники, развлечения, досуги и др.).

2.2.6. Принимать активное участие в деятельности коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом МКДОУ через Родительский комитет, в работе педагогического совета с правом совещательного голоса. Создавать различные родительские клубы, ассоциации; оказывать посильную помощь по оснащению развивающей среды и благоустройству территории МКДОУ.

2.2.7. Пользоваться льготами по оплате за присмотр и уход за детьми-инвалидами, в соответствии с действующим законодательством (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 ст. 65 п. 3): родительская плата не взимается.

2.2.8. Заказчик согласен (не согласен) на использовании информации, касающейся жизни Воспитанника в МКДОУ (фото и др.) в средствах массовой информации, а также на обработку персональных данных.

2.3. Исполнитель обязан:

2.3.1. Обеспечить Заказчику доступ к информации для ознакомления с уставом МКДОУ, лицензией, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими деятельность МКДОУ, права и обязанности Воспитанников и Заказчика; а также доступность и открытость информации на сайте МКДОУ, в соответствии с требованиями действующего Российского законодательства.

2.3.2. Обеспечить надлежащее предоставление услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора, в полном объеме.

2.3.3. Обеспечить охрану жизни, укрепление физического и психического здоровья Воспитанника, его речевое, интеллектуальное, физическое и личностное развитие, а также индивидуальный подход с учетом особенностей, эмоциональное благополучие.

2.3.4. При оказании услуг, предусмотренных настоящим Договором, учитывать состояние здоровья, индивидуальные возможности, особенности, потребности Воспитанника.

2.3.5. При оказании услуг, предусмотренных настоящим Договором, проявлять уважение к личности Воспитанника, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия для укрепления его нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия с учетом индивидуальных особенностей, толерантности среди сверстников и взрослых.

2.3.6. Создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за Воспитанником, его содержания в МКДОУ в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими его жизнь и сохранность здоровья, а также специальные условия, учитывающие особые потребности.

2.3.7. Обучать Воспитанника по Индивидуальной образовательной программе ребенка-инвалида, предусмотренной пунктом 1.3 настоящего Договора.

2.3.8. Обеспечить реализацию Индивидуальной образовательной программы ребенка-инвалида средствами коррекционно-развивающего и индивидуального обучения и воспитания, необходимыми для организации коррекционного процесса и создания предметно-пространственной развивающей среды, в том числе безбарьерной и специальной.

2.3.9. Уведомить Заказчика о целесообразности дополнительного обследования и лечения Воспитанника в случае отсутствия динамики в развитии, ввиду его состояния здоровья, индивидуальных особенностей и возможностей, а также о дальнейшем прогнозе развития.

2.3.10. Обеспечивать Воспитанника необходимым сбалансированным питанием в соответствии с предоставляемым меню.

2.3.11. Производить основное комплектование групп, в том числе и групп для посещения детьми-инвалидами, в соответствии с документами, регламентирующими деятельность ДОУ в этом направлении.

2.3.12. Отчислить ребенка-инвалида при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья, не допускающем его дальнейшее пребывание в МКДОУ.

2.3.13. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в части сбора, хранения и обработки персональных данных Заказчика и Воспитанника.

2.4. Заказчик обязан:

2.4.1. Соблюдать требования учредительных документов Исполнителя, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов, общепринятых норм поведения, в том числе, касающихся размещения фотографий детей в соответствии с действующим законодательством и этикой публичных просмотров, а также проявлять уважение к педагогическим работникам, административно-хозяйственному, медицинскому и иному персоналу Исполнителя и другим воспитанникам.

2.4.2. При поступлении Воспитанника в МКДОУ и в период действия настоящего Договора, своевременно предоставлять Исполнителю все необходимые документы, предусмотренные Уставом.

2.4.3. В течение 10 дней сообщать об изменениях паспортных данных, контактного телефона и места жительства.

2.4.4. Обеспечить посещение Воспитанником МКДОУ согласно правилам внутреннего распорядка Исполнителя, режимом пребывания. В случае обращения по телефону(№ телефона, к заведующему, воспитателям, вежливо представляться: указывать свои фамилию, имя, отчество и фамилию, имя ребенка, группу.

2.4.5. Информировать Исполнителя о предстоящем отсутствии Воспитанника в МКДОУ или его болезни не позднее 8 часов 30 минут по телефону (№ телефона) первого дня отсутствия. При заболевании Воспитанника, подтвержденного заключением медицинской организации либо выявленного медицинской сестрой, работающей по договору с Исполнителем, принять меры по восстановлению его здоровья и не допускать посещения МКДОУ Воспитанником в период заболевания.

2.4.6. Предоставлять справку после перенесенного заболевания, а также отсутствия Воспитанника более 5 календарных дней (не включая выходные и праздничные дни, с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

2.4.7. Предоставлять письменное заявление о сохранении места в МКДОУ за Воспитанником в случае: полного медицинского обследования с последующим лечением (интервал: 3-6 месяцев, санаторно-курортного лечения, карантина любого вида, отпуска и временного отсутствия родителя (законного представителя) по уважительным причинам, на время летнего периода, сроком до 75 дней, и в иных случаях (домашний режим, каникулы и т. п., предусмотренных законодательством.

2.4.8. Приводить Воспитанника в опрятном виде, чистой одежде и обуви, в соответствии с сезоном, погодными условиями. Приносить в МКДОУ личные вещи ребенка, необходимые ему для обеспечения его нормальной жизни (в том числе сменные одежду и обувь, носовой платок).

2.4.9. Не приводить Воспитанника в различных украшениях (серьги, цепочки, крестики и т. п.). В случае невыполнения данного пункта администрация и сотрудники ответственность за сохранность украшений не несут.

2.4.10. Не приносить Воспитаннику в ДОУ игрушки, в целях выполнения требований СанПиН и безопасности.

2.4.11. Лично передавать и забирать Воспитанника у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 14-летнего возраста, в случае если Родитель доверяет другим лицам забирать Воспитанника из МКДОУ, предоставить заявление с указанием лиц, имеющих право забирать Воспитанника или доверенность, заверенную нотариально или руководителем МКДОУ.

2.4.12. Взаимодействовать с МКДОУ по всем направлениям, оказывая посильную помощь в осуществлении полноценного образовательного процесса, коррекционно-развивающей работы в соответствии с Индивидуальной образовательной программой ребенка-инвалида.

2.4.13. Бережно относиться к имуществу Исполнителя, возмещать ущерб, причиненный Воспитанником имуществу Исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, порядок разрешения споров.

3.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Исполнитель и Заказчик несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

4. Основания изменения и расторжения договора.

4.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены (продлены, дополнены) по соглашению Сторон. Основанием продления Договора является решение ПМПК, справка о состоянии здоровья ВК.

4.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

4.3. Настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон. По инициативе одной из Сторон настоящий Договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до выпуска Воспитанника из учреждения либо в соответствии с разделом 4.

5.2. Настоящий Договор составлен в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

5.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

5.4. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.5. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.

5.6. При выполнении условий настоящего Договора Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

6. Реквизиты и подписи сторон

Исполнитель:

МКДОУ (полное наименование в соответствии с Уставом)

Юридический адрес

Фактический адрес

ИНН, КПП, УФК, л/сч, р/сч, БИК

Заведующий: ФИО, подпись, печать, расшифровка подписи

Заказчик:

Фамилия, имя, отчество Заказчика

Паспорт: серия, №, когда, кем выдан

Адрес регистрации

Адрес фактического проживания

Телефон: домашний, рабочий, сотовый

Сады для инвалидов - это такое дошкольные заведения, где оказывают специальную помощь. Случается такое, что некоторые детки требуют особого внимания. Это может быть связано с серьёзными проблемами со здоровьем. Каждый ребенок должен полноценно развиваться. Поэтому посещение дошкольного учреждения – это необходимость.

Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов?

Существуют отдельные виды заведений. Их еще называют детскими садами компенсирующего вида. Другими словами – это то место, где могут помочь развиваться детям–инвалидам. Посещая такой детсад, они будут приспосабливаться к жизни, получать необходимые умения, знания и навыки.

Но прежде, нужно разобраться с тем, кто может посещать детский сад для детей инвалидов:

  • малыши, которые часто болеют;
  • ортопедические сады предназначены для деток, имеющие деформация грудной клетки;
  • дети с нарушением зрения и слуха;
  • малыши с задержкой развития речи или другие серьезные речевые нарушения;
  • ребята с задержкой психического развития. К этой категории можно отнести малышей с разными степенями олигофрении, с синдромом Дауна, аутизма;
  • дети с ДЦП. Если остальных малышей еще могут принять в обычный сад, то эту категорию инвалидов – не примут.

Особенности детских садиков для инвалидов

В стране действует много специализированных дошкольных заведений.

Общее количество их в России составляет более 3969 детсадов. В самой только Москве действует 177 таких учреждений. Работают они по специальным государственным или авторским программам, имеющие лицензию.

Решив отправить свое чадо туда, нужно узнать о нем все. Каждый сад для инвалидов имеет свои особенности. Мы назовем ключевые:

  1. в таких местах дети получают знания в соответствии с их умственными и физическими способностями. Главная задача работающего персонала – не только учить, но и наделить малышей умениями, навыками по самообслуживанию;
  2. весь воспитательный, развивающий и образовательный процесс проходит по специальным программам;
  3. группы детей небольшие. Максимум – 15 человек. Но есть и детсады, где группа состоит из 2–3 человек;
  4. длительность посещения зависит от многих факторов. Есть заведения, где детки находятся всего по 3 часа, а бывают и круглосуточные детские садики;
  5. это места, где работают специально подготовленные педагоги: логопеды, массажисты, психологи, дефектологи, тренеры по лечебной физкультуре, социальные педагоги и музыкальные руководители;
  6. в таких заведениях ведется работа не только с детьми. Психологами оказывается поддержка родителям;
  7. специализированный садобустроен для комфортного пребывания. Как правило, базируются они в здании обычного садика. При этом их специально обустраивают, чтобы детям было комфортно. Например, для инвалидов на колясках оборудуют пандусы, расширяют дверные проемы, коридоры оснащают поручнями. А для деток с проблемами со зрением проектируют специальную укладку паркета в виде контрастных полос;
  8. у таких детских садов хорошее материально-техническое обеспечение. Есть лечебно-физкультурные залы, массажные кабинеты, музыкальные, сенсорные комнаты, групповые комнаты, кабинет психолога, логопеда.

Особенности занятий в специализированных садах

Хорошо обустроенных дошкольных учреждений не так много. Недавно был открыт первый в России детский сад для детей–инвалидов, который полностью отвечал требованиям государственной программы по интеграции детей с ограниченными возможностями. Это было детсад «Звездочка» на юге Москвы. Вскоре планируется открытие еще нескольких аналогичных заведений.

Если Вы хотите отправить своего ребенка в подобное дошкольное учреждение, должны знать, в чем же суть госпрограммы по интеграции детей с ограниченными возможностями. Мы расскажем об особенностях занятий:

  • у каждого будет собственное место – стол и стул. Они практичные и легко передвигаются с места;
  • у каждого воспитанника должен быть такой набор: карандаши, фломастеры и краски, не менее 12 цветов, клей-карандаш, клеенка на стол, ножницы с тупыми концами на лезвиях, бумага (обычная и цветная), пластилин и дощечка для него, баночки для воды и кисти разных размеров;
  • в работе воспитатели используют демонстрационные доски, развивающие игры на пазловой основе, которые раздаются всем воспитанникам. Чаще всего используются пособия авторов Евсеев М.Ю. и Евсеевой Е.Л. – «Мои первые часы», «Мои первые буквы», «Ассоциации» и другие;
  • дети–инвалиды замкнуты, застенчивы, у них занижена самооценка и есть проблемы в социуме. Задача специалистов научить детей уважать друг друга, развить их кругозор, поднять самооценку. Для этого проводятся многочисленные мероприятия, при проведении которых учитываются нарушения и ограничения в состоянии здоровья малышей;
  • посещая специализированные сады, воспитанники обязательно проходят курсы лечебной физкультуры. Это необходимо не только с профилактической целью, но и воспитательной. Такие курсы предполагают проведение физических упражнений, посещение бассейна, кабинета массажа.

Ни для кого не секрет, как туго сейчас обстоит дело с оформлением в детские сады. Чтобы получить заветный квиток, надо еще во время беременности встать на соответствующую очередь. Для Москвы и Московской области это очень актуальная проблема. Худо-бедно, но рождаемость в сердце нашей Родины растет. А количество садов наоборот – часто уменьшается.

В православной среде нередко детские сады рассматриваются как стопроцентное зло, а люди, отдающие детей туда, – стопроцентные грешники и нерадивые родители. Я такой точки зрения не придерживаюсь. Жизненные ситуации бывают куда более сложными, чем такие прямолинейные заявления. Есть немало категорий людей, для которых детсад – это вынужденный шаг. А еще есть многие дети, которым регулярное общение со сверстниками было бы полезно. Это – дети-инвалиды. К сожалению, устроить в детское дошкольное учреждение такого ребенка еще сложнее, чем обычного. Причем не обязательно у него будет умственная отсталость или внешние дефекты: отказать могут астматику, аллергику, диабетику. Отказы в большинстве случаев имеют вполне «заботливый» оттенок: “Поймите, ему будет очень сложно… ему нужно своевременное лечение… а вдруг ему станет плохо, а детей много…” и т.д.

Резко и в лоб, в лучших советских традициях, уже вроде отказывают редко. Но проблема остается проблемой. И особенно хочется ее разрешить родителям “особых” детей, для которых детский сад – это первая ступень к социализации и адаптации в режиме реального времени. Вопреки застарелым страхам – у ребенка не будет сильного эмоционального срыва при встрече с “иным” ребенком, если родитель спокойно разъяснит чаду, что не так с его сверстником, во что можно поиграть с ним и как лучше себя вести. Но тут кроется еще одна и тоже немаловажная проблема: сами родители боятся “особых” детей. Боятся: а вдруг это заразно, а вдруг он обидит моего замечательного отпрыска, а как с ним вообще-то общаться.

Вопросов масса. Ответы получить стесняются, вроде напрямую к маме “особого” ребенка обратиться неловко. Но если такая мама не расскажет, какой ее ребенок на самом деле, то так шлейф недопонимания, недосказанности, недоверия, подозрения, опасения не будет иметь конца. Кроме средней родительской неосведомленности в “особенностях” детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и проч., немало проблем возникает и у педагогов: “Мы не знаем, что с ним делать, мы с такими детьми не работаем, а у вас есть справки, что он нам мебель не поломает?”… Вариантов огромное множество.

Безусловно, для качественной полноценной адаптации необходимо спокойное, грамотное отношение персонала. Сочетание всех этих факторов редко бывает в среднестатистическом детсаду. Чаще это ухмылки, ужимки, странное сюсюкание со стороны взрослых, пинки, тычки, обиды со стороны детей. Поэтому, на мой взгляд, правильным шагом на пути к спокойной, нереволюционной, а главное – эффективной инклюзии стало бы создание “особых” условий для “особых” детей, но с меньшей степенью изоляции: например, частные детские сады, принимающие любых детей, или смешанные группы в обычных садах. Таких дошкольных заведений пока немного. Но они все же появляются. Для тех, кто ищет такие варианты, предлагаю адреса двух детских садов. Первый – частный детский сад в Хорошово-Мневниках, второй – группа на базе обычного сада в Беляево.

1. Домашний детский сад – ясли “Татоша”

Адрес: р-он “Хорошево – Мневники”, ул. Саляма Адиля д.9, кор.1

м. Полежаевская – м. Октябрьское поле – м. Щукинская.

Филиал м. Сокол (3 – мин. пешком)

Тел. (8-499) -197-73-30, 8-916-374-40-58. Наталья Ивановна.

2. На базе детского сада №523 в Беляево открылась группа для детей от 2 до 7 лет с особыми потребностями (заболевания: ДЦП, аутизм, синдром Дауна и др. заболеваниями). Группа функционирует 2 раза в неделю. В программе – коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Все педагоги воцерковленные, православные. Запись и ответы на вопросы по тел.: 421-40-45. Михайлова Алла Александровна

Буду надеяться, что эта информация пригодится “особым” родителям и пойдет на пользу “особым” детям!