Дидактическая игра в ранней группе. Картотека, дидактические игры, ранний возраст

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста


Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т. д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т. д.

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image011_31.jpg" align="left" width="597 height=415" height="415">

«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image014_29.jpg" align="left" width="636" height="466 src=">

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 000 «Электроник» комбинированного вида.

Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.

Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук

Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

Развивающая среда в первой младшей группе

Многофункциональное панно

Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.

Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.

Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.

С самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. На 2-3 году жизни дети учатся выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине. Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром, получает представление о различных предметах и явлениях, учится определять социальные связи, систематизировать, сравнивать, обобщать; развивает слуховое внимание, голос, темп речи, правильное произношение, дикцию, память, внимание, расширяет словарный запас. Ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала только стимулирует ребёнка к открытиям. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

Мною была собрана копилка различных методических материалов по теме: «Собираем урожай на огороде и в саду»:

  • подбор художественной литературы;
  • подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов;
  • разработка конспектов НОД по теме недели;
  • разработка цикла бесед, развлечений с детьми по данной теме;
  • разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.
  • консультации специалистов для родителей.

Наиболее подробно стоит остановиться на выборе игр, т.к. весь воспитательно-образовательный процесс построен на игровой деятельности.

Детское домино способно познакомить ребёнка с окружающим миром, обогатить его словарный запас, научить умению сравнивать и подбирать рисунки, искать различные соответствия.

С помощью специально изготовленного по теме недели лото, дети закрепляют свои представления об окружающем мире и получают новые сведения в процессе игры. Играя в лото этой серии, дети узнают уже известные им овощи, фрукты и знакомятся с новыми, учатся отличать их друг от друга.

Дидактические карточки игры «Четвёртый лишний» выполнены на основе печатного демонстрационного материала, учат ребёнка обобщению.

На картинке необходимо найти изображение, которое не подходит к трём остальным.

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире.

Пазлы для детей развивают логику, внимание, аккуратность, память, умение концентрироваться, мелкую моторику пальцев рук, что существенно сказывается на уровне развития речи.

С помощью таких игр, как кубики, у ребенка развивается моторика, внимательность, координация движений.

Карточки с изображениями овощей и фруктов предназначены для закрепления материала, запоминания названий овощей и фруктов, а также их цвета и формы. Загадывая загадки об овощах и фруктах, можно просить детей показывать отгадки на карточках.

Игры по технологии ТРИЗ и РТВ, помогающие в реализации тематической недели

С помощью «Умного домика» можно обследовать объект, выделяя его признаки (вкус, запах, цвет, размер, рельеф, звук).

Поселить фрукт или овощ в нужную комнату, ориентируясь по цвету.

С помощью морфологической таблицы формируется умение называть овощ или фрукт, основные цвета. Ребёнок соединяет фишкой определённого цвета место пересечения вертикальной и горизонтальной линии (например, овощ и цвет).

Гунина Елена Сергеевна

Воспитатель СП ГБОУ СОШ №4 ДС №20

Россия, Самарская область, город Чапаевск

ДОУ «Аленький цветочек»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Салахутдинова Елена Анатольевна

г. Нерюнгри 2007 год

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, Потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки – стол-борьер, тележка – помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе. Этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т.п.

Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнения прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

ГБДОУ 57 Санкт-Петербурга

Продолжая тему сенсорного воспитания детей раннего возраста, я хотела бы указать на многообразие дидактических игр. В дошкольной практике все д/и можно разделить на 3 основных вида:

Игры с предметами;

Настольно-печатные игры;

Словесные игры.

Я хотела бы предложить ряд игр, которые мы изготовили своими руками:

1. Найди пару

Цель: осуществлять выбор цвета по образцу, закреплять знание названий основных цветов, развивать внимание.

Материал: 4 пары варежек разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

Ход игры: В-ль дает ребенку варежку, остальные разложены на столе. «Найди такого же цвета». Ребенок находит вторую варежку и называет, какого они цвета.

2. Сложи мячик

Цель: учить складывать круг из двух и четырех частей, учить подбирать части по цвету, учить названия основных цветов.

Материал : круги четырех цветов, разрезанные на 2 и 4 части.

Ход игры: В-ль раздает детям половинки «мячика», дети ищут вторую половинку и складывают «мячик». В-ль дает задание ребенку: «Сложи мячик красный и синий».

3. Укрась елочку

Цель: закреплять умение различать предметы по величине, учить различать предметы по цвету, делать выбор по образцу, учить названия основных цветов.

Материал: на листе зеленая елочка, набор геометрических фигур 2-х размеров и 4-х цветов.

Ход игры: В-ль говорит: «Посмотрите, какая красивая зеленая елочка, давайте ее украсим». В-ль берет определенную фигуру и вешает на елочку и предлагает детям найти такую же. Затем дети украшают елочку по своему желанию, называя цвет и форму предмета.

4. Найди цветочек для бабочки

Цель : учить различать цвета, познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый).

Материал: цветы красного, синего и желтого цветов и бабочки такой же окраски.

Ход игры: на ковре раскладываются цветы, детям раздаются бабочки. Дети бегают в разных направлениях (бабочки летают). Вдруг летит птичка, бабочки прячутся (садятся на цветок такого же цвета). В-ль поясняет: «Желтая бабочка села на желтый цветок и т.д. Бабочки спрятались, их не видно».

5. Палочки (шарики) по местам

Цель: учить различать, соотносить и группироватьпредметы по цвету.

Материал: стаканчики 4-х основных цветов и набор палочек (шариков) соответствующего цвета.

Ход игры: В-ль предлагает детям расставить палочки (шарики) по стаканчикам соответствующих цветов.

6. Почтовый ящик

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и предмета, подбирая нужные с помощью проб и приложения.

Материал : коробка с прорезями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры: Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения в-ль просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 244

Дидактические игры с детьми раннего возраста

(от 1 до 3 лет)

Выполнила:

Белоногова Елена Михайловна

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Ульяновск, 2014

Аннотация

В методической разработке представлены развивающие дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Забавные игры с мягкими пазлами развивают мелкую моторику, речь, внимание, мышление, восприятие у ребенка, развивают сенсорные чувства. Эти игры устанавливают и поддерживают между мамой и ребенком близкие, доверительные отношения, так как взрослый принимает непосредственное участие во всех играх детей. Игры помогают наладить более тесный контакт с окружающим миром.

Методическая разработка содержит описание игр, которые являются авторскими. Игры изготовлены своими руками.

Методическая разработка может быть использована родителями, воспитателями ясельных групп дошкольных учреждений, педагогами, работающими с детьми раннего возраста.

Введение

Тема раннего развития очень актуальна и требует самого серьезного отношения и внимания к ней со стороны родителей и педагогов.

Начинать развитие надо как можно раньше. По словам Б. П. Никитина «Первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырасти позже».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия».

Цель методической разработки – раскрыть содержание дидактических игр и показать их влияние на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры являются необходимым и наиболее действенным методом воспитания и обучения детей раннего возраста, в частности в формировании у них высших психических функций, моторики пальцев и координированных движений рук, развития речи, сенсорных чувств, любознательности, устойчивого интереса и волевых черт характера.

Представленные в методической разработке игры опробованы на детях раннего возраста, посещающих семейный игровой центр «Вместе». Эти игры увлекают малышей. Их легко смогут сделать родители, педагоги из подручного материала.

Игры необходимо проводить под контролем взрослых, чтобы ребенок не смог нанести себе вред, засунув мелкие детали в нос, рот, уши.

Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми раннего возраста.

Мягкие пазлы

Особый материал, из которого можно изготовить развивающие игры не ломается, не рвется, легко гнется, он безопасен.

Мягкий пазл совершенствует мелкую моторику; способствует развитию воображения; стимилирует творческую активность малыша.

Виноград

Оборудование: мягкий пазл «виноград» с большими и маленькими круглыми отверстиями, маленькие и большие круглые вкладыши.

Виноград

Виноград, виноград

Много ягодок подряд

Выросло на ветке –

Объеденье деткам.

Раздать детям индивидуальный материал для совместной работы с мамой.

Обратите внимание детей, что отверстия у винограда разные, большие и маленькие и вкладыши (ягодки) тоже большие и маленькие.

Большими и маленькими ягодками можно закрыть все отверстия.

Предложить детям вставить ягодки (кружки) в соответствующие по размеру отверстия.

Жираф

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Жираф» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, картина жирафа.

Обратите внимание детей на высокий рост жирафа и на пятна по всему телу.

Прочитайте стихотворение.

Это что за великан

Ростом как подъёмный кран?

Это голову задрав

Нас приветствует жираф

Раздайте детям мягкий пазл «Жираф» (отдельно решетку и кружки) и предложите вставить кружки (пятнышки) в соответствующее по размеру отверстия.

Какой красивый жираф получился и весь в пятнышках.

Пароход

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Пароход» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, игрушечный кораблик.

Покажите детям игрушечный кораблик и прочитайте стихотворение, сопровождая текст движениями.

Кораблик плыл по речке

В небо он пускал колечки;

Пых – пых, пых – пых

Пых – пых, пых – пых

Наш кораблик плывет

На волнах качается.

Вверх – вниз, вверх – вниз

На волнах качается.

Раздайте детям для игры по мягкому пазлу «Кораблик».

Обратите внимание детей на окна кораблика (большие и маленькие).

Предложите вставить кружки (окошки) в соответствующее по размеру отверстия.

Пряники и печенье

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат), совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл с круглыми и квадратными отверстиями, вкладыши той же формы.

Маша гостей пригласила и напекла угощенье. Предложите малышам разложить пряники (кружочки) и печенье (квадраты) на поднос и подать гостям к чаю.

Яблонька

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Яблоня» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши той же величины, картина (рисунок) яблони с яблоками.

Яблоки бывают большие и маленькие, желтые, красные и зеленые.

Раздайте детям игру и предложите украсить яблоньку яблоками; вставить кружки (яблоки) в соответствующие по форме отверстия.

Домик

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Домик» с круглыми и квадратными отверстиями разной величины; вкладыши под отверстия.

Прочитайте детям стихотворение.

Мы построим крепкий дом

Будем жить все вместе в нем

Дом из бревен, с окнами

Будет теплый, светлый он.

Предложите детям достроить дом, вставив кружки и квадраты в соответствующие отверстия.

Заключение

Возраст ребенка до 3 – х лет - самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Надеюсь, что участие малышей в дидактических играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

Играйте с малышом как можно чаще. Играйте с удовольствием!