Темы бесед по художественно эстетическому воспитанию. Программа художественно - эстетического воспитания "красота спасет мир"

Тема: "Что такое красота?"

Цели:

выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве;

способствовать формированию нового понятия "чувство красоты";

дать доступные сведения о людях, создающих красоту.

Ход беседы

Воспитатель сообщает, что на занятие по эстетике они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.

– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся. Воспитатель говорит: « Красивое можно увидеть - цветы, картину, море, небо, танец и т.д.. Услышать - песню, музыка плеск волны, шелест листьев. Почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка». Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче. Далее воспитатель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора. Воспитатель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злой волшебник отнял у нее дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.

После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?

Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.

Воспитатель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь воспитатель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми. Это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города. Это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека. Это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

В конце беседы воспитатель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, группе, дома, на улице. Например, поддерживать всегда чистоту и порядок в группе и в классе, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год. Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год.

Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитанияна 2013 – 2014 учебный год....

Развития художественно-эстетической одаренности детей, учителями ШМО технологии, эстетического цикла.

Программа разработанас учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и являтся основой...

Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"

Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...

Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла "

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» Старшая группа

Цель: Формирование нравственных понятий как доброта, вежливость , отзывчивость; знание дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения . Задачи: Образовательные: Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать. Развивающие: развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Речевые: развитие связной речи, активизировать словарь по данной теме. Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость. Демонстрационный материал: Иллюстрации солнышко (грустное и веселое) с лучиками, ромашки (добрая и злая). Раздаточный материал: Картинки с хорошими и плохими поступками, фломастеры для рисования, клубочек, сердечки. Виды деятельности: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, инсценировка, продуктивная деятельность детей (), игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу. (Под песню «Здравствуйте»)

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Ребята, какое замечательное слово «Здравствуйте!»

Что оно означает? (Пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься)

А вы знаете ребята, о том, что здороваться надо с хорошим настроением, вот посмотрите на меня: «Здравствуйте!» я пожелала вам и гостям здоровья и подарила всем хорошее настроение. У нас теперь у всех хорошее настроение, даже выглянуло солнышко!

(На мольберте появляется желтый круг – грустное солнышко без лучиков).

- Ой! Что-то с ним не то! Ребята , а какое у него настроение? Почему? (Нашему солнышку не хватает лучиков)

- А чтобы оно не грустило, и появились лучики, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

«С добрым утром»- говорят (появляется первый лучик)

«Убери свою иголку»-

Мишка тихо просит пчёлку:

«Дай, пожалуйста , мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!» (появляется второй лучик)

«Простите, пожалуйста »,-

Просит котёнок,-

«Я сегодня измазался,

Как поросёнок». (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко «здравствуйте » сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам:

«За обед спасибо вам!» (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный

«Доброй ночи »- всем сказать (появляется шестой лучик)

Воспитатель:

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

(Грустное солнышко поменять на веселое)

- Посмотрите на наше солнышко, а сейчас какое у него настроение? (Веселое).

(Дети садятся на стульчики)

- В благодарность нам солнышко подарило нам чудесную коробочку (Воспитатель удивляется). Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки). Здесь картинки и два цветочка. Посмотрите на цветы: один цветок… какой?(добрый), а другой… (сердитое). Давайте покажем Добрый цветок и злой цветок. (Дети показывают)

Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (доброму) А почему? А с плохим поступком? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор. (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).

- Что изображено на этой картинке?

( На картинке мальчик дразнит девочку).

-

(Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо).

- Что чувствует девочка в этот момент?

(Девочка расстроилась, она огорчена, обижена).

- А на этой картинке что изображено?

(На этой картинке мальчик уступает место дедушке).

- Это хороший или плохой поступок? Почему?

(Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать).

- Что чувствует дедушка в этот момент?

(В этот момент дедушка радуется, ему приятно, что мальчик отнесся к нему уважительно).

- Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

- Сейчас поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышали вежливое слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

Воспитатель : А сейчас я вас приглашаю в театр, посмотреть спектакль.

(Дети показывают сценку встречи двух подруг).

Привет, Лера.

Привет, Элинка.

Лера, почему ты меня так называешь?

Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Элинка - пелеринка, вышла на лужок.

Мне не нравится такое стихотворение.

Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Я ухожу, до свидания.

Пока, пока. Элинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора? (Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её).

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

- Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы Элину и Леру помирим, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

- Видите, какие мы молодцы, что умеем просить прощение и прощать друг друга.

- Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?( Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться).

- Каким должен быть настоящий друг? ( Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом, когда нам хорошо или плохо).

- Давайте с вами назовём пословицы о дружбе.

(Дети называют пословицы о дружбе).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не бросай друга в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

- А теперь поиграем в игру «Волшебный клубочек» , клубок будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

Я еще раз убедилась, что у нас в нашей группе дети вежливые, добрые, дружные. Ребята, а давайте подарим нашим гостям тепло, нежность и улыбку. Но для этого нам надо пройти за стол. (Дети садятся за столы)

Перед нами лежат сердечки, им не хватает улыбок. Нарисуйте. (Дети пририсовывают улыбки сердечкам).

А теперь прежде мы подарим гостям подарки, подумайте, что бы вы хотели им пожелать:

Пусть никогда не болеют;

пусть долго живут;

чтобы жили дружно;

пусть все будут счастливы;

хорошего настроения;

много добра...

(Дети дарят сердечки гостям).

Тема: "Что такое красота?
Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве; способствовать формированию нового понятия "чувство красоты"; дать доступные сведения о людях, создающих красоту; воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Оборудование: корона для царевны Несмеяны, музыкальное сопровождение, Книга с иллюстрациями «100 красивейших городов мира», поделки, изготовленные детьми.

Ход занятия

1. Сообщение темы.
-На уроках по эстетике мы будем беседовать о красоте, которая нас окружает.
-Ребята, что бы вы могли назвать красивым?

2. Вступительная беседа.
– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.
-Красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыку, плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

3. Музыкальная пауза
-Послушайте музыку. Вам понравилась эта мелодия? Что вы себе представляли, когда слушали ее? А теперь под эту музыку выполним разные движения. Какое у вас стало настроение? Почему?

4. Конкурс «Царевна Несмеяна»
-Одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Вспомните русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Попробуйте представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно. Она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злой волшебник у нее отнял дар удивляться всему смешному и веселому.

Давайте поможем царевне Несмеяне избавиться от злых чар волшебника. Попробуйте рассмешить нашу царевну.
5. Рассказ учителя
-Есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить очень трудно, ведь они вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы вы посоветовали таким людям?

Нам очень жаль людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других.

6. Рассказ учителя о людях, создающих красоту
-Давайте поговорим о людях, создающих красоту.
-Назовите людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение.
- Это дворники, которые делают улицы чистыми. Это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города. Это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека. Это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

7. Итог занятия
-Дети! Будьте активными создателями красоты, будьте настоящими друзьями ее.
- Какие красивые дела вы можете сделать в школе, классе, дома, на улице?
-Например, мы можем оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

8. Дети украшают класс своими поделками, поливают цветы, наводят порядок в классе.

Галина Орехова
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа)

Вид деятельности : Аппликация

Тема : «Сказочная птица»

Программные задачи :

Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрывной, обрывной) .

Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему муру, чувство цвета, эстетическое восприятие .

Средствами музыки и изобразительного искусства создать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц. Беседы о сказочных персонажах.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации сказочных птиц, ножницы, клей, кисточка, салфетка, набор цветной бумаги.

Ход занятия:

В. Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло, весело и уютно. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

В. Когда мы с вами гуляли на улице, мы слышали как поют птицы. А почему раньше, не было слышна пение птиц?

(Птицы улетали зимовать в теплые страны)

В. Ребята каких птиц вы знаете?

(Домашних и диких и перечисление)

В. Скажите ребята, а чем похожи птицы?

(У птиц есть крылья, клюв, перья, туловище, голова) .

В. А чем они отличаются друг от друга?

(Цветом, размером, оперением)

В. Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили.

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

В. Ребята, у нас есть возможность отправиться в путешествие в сказку. Там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?

(Хотим)

В. Давайте сядем на ковер, закроем глаза (Звучит музыка «Лебедь» ) и представим себе сказочную птицу. Представили?

В. Ребята опешите, какую сказочную птицу вы представили.

(Ответы детей)

В. Удивительно красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивые птицы живут в нем.

В. Ребята, чтобы создать сказочных птиц надо быть волшебником и сейчас мы с вами станем волшебниками, вы ведь хотите сделать сказочных птиц?

(Ответы детей)

В. Но, для этого надо произнести заклинание!

Чтобы стать волшебником

Нужно просто встать,

Свои глаза зажмурить

Немножко помечтать

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих.

И чудо происходит

У тех, кто верит в них!

В. Ну. А теперь ребята вы волшебники, возьмите волшебные инструменты, которые вам необходимы, для создания сказочных птиц и приступайте к волшебству.

(дети выполняют работу, педагог напоминает приемы : вырезания, наклеивания. Подсказывает, помогает).

В. Ребята, мы с вами хорошо поработали, но нам нужно возвращаться назад в группу и своих сказочных птиц вы возьмите с собой. Эти прекрасные птицы украсят нашу группу и будут напоминать нам о нашем сказочном путешествии.

В. Ребята, давайте произнесем заклинание :

Раз, два, три,

В группу нас верни !

В. Ребята, а почему ваши птицы сказочные?

(Ответы детей и краткий анализ работ)

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка-умняшка в гостях у ребят» Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка в гостях у ребят». Цель: познакомить детей с красками как средством.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Нас песня к Победе вела» Конспект НОД по художественному- эстетическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему: «Нас песня к Победе вела» Цель: - Воспитывать.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) - «Флаг Мира» старшая группа КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием нетрадиционной.

Конспект совместной НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей» в старшей группе Цель: расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дом, в котором ты живёшь» (средняя группа) Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Научить детей рисовать дом прямоугольной формы с треугольной крышей. Задачи: 1. Учить детей рисовать.


Тема. Эстетическое воспитание.
Цель: дать учащимся представление об эстетическом воспитании, указать особенности эстетического воспитания, познакомить со средствами и методами. Развивать навыки работы с книгой. Воспитывать интерес к учебной литературе.
Оборудование Ю.К. Бабанский «Педагогика»
Тип урока: лекция
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Сообщение темы, цели урока. План.
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание

4. Условия эстетического воспитания
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Значение эстетического воспитания.
1. Выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
2. Формирование нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.
3. Средство духовного возвышения человека. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержаниеПонятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Содержание эстетического воспитания
1. Формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
2. Развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
3. Овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
4. Формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
5. Приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
6. Раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
3. Задачи эстетического воспитания.
1. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностейЭстетическое воспитание в школе начинается с младших классов на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
Методы
1. Пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Это создает условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.
2. Прием сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.
3. Заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
4. Показ красоты родной природы, экологические экскурсии, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д.
2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусовОднако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
1. Обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
2. Осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
3. Написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
4. Использование на занятиях произведения музыки и изобразительного искусства.
5. Эстетика занятий: эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний
6. Использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
3. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусстваБудучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности.
Методы
1. Задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие.
2. Различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
4. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихсяПри изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца – такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.
Методы
1. Различные формы внеклассной работы: литературно-художественные вечера
5. Формирование эстетики поведенияОдновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся.
Методы
На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися.
Эстетика организации труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время.
Беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе.
Встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.
6. Формирование эстетической культуры учащихся
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
4.Условия эстетического воспитания.
1. Эстетика детской жизни.
2. Научно-организованный труд
3. Гармоничная учебная деятельность.
4. Творческая деятельность учащихся.
5. Этика общения.
6. Природа.
7. Беседы и конференции по произведениям художественной литературы
8. Средства искусства. Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство, чтение,
9. Музыкальная фонотека, кино-, видео- и телефильмы, театр.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Ш. Проверка самостоятельной работы учащихся по вопросам
IV. Подведение итога урока. Выставление оценок.
V. Д/з: записи в тетради. «Педагогика»И.Харламов с. 405


Приложенные файлы