Дидактические игры с детьми раннего возраста. Дидактические игры и упражнения для раннего возраста

Картотека дидактических игр
по сенсорному развитию детей раннего возраста

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Д/И «ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек — одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., так как надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Формировать умение выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.

Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида

Руина Ольга Николаевна Воспитатель 1-й квалификационной категории Комсомольск-на-Амуре

Современные научные представления о раннем возрасте, уникальности первых лет жизни ребёнка, исключительной зависимости качества их проживания от социальных условий и окружающей среды подводят к необходимости решать проблемы раннего детства на качественно новом уровне.

Одним из важнейших аспектов этого уровня является необходимость тесного, творческого взаимодействия родителей и педагогов, которым они доверяют своего малыша. Организовать это взаимодействие, наполнить его реальным содержанием должен воспитатель. Всё чаще родители отдают ребёнка в группу раннего возраста в полтора года, когда у него ещё нет никаких навыков познания окружающего мира, да и сам мир ограничен ближайшим окружением и более-менее обширным набором стандартных игрушек. В таких условиях чувственный опыт малыша крайне незначителен, не запущены механизмы восприятия окружающего мира. А ведь от того, как ребёнок слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Дошкольное образование детей раннего возраста в условиях ДОУ становится всё более востребованным, оно вполне соответствует тенденциям развития образования, когда от педагогов-дошкольников требуется помочь становлению личности посредством грамотного и эффективного использования многообразной развивающей среды. Для малыша 1-3 лет эта среда включает в себя общение с взрослым и предметное окружение, которое ему предстоит освоить и осознать с помощью и во взаимодействии со взрослым. Педагог поэтапно и последовательно, с учётом индивидуальных особенностей детей, их возрастных возможностей формирует у них обследовательские, а в дальнейшем - исследовательские навыки, «включает механизмы» восприятия, с которого и начинается познание окружающего мира. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, даёт ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Поэтому восприятие через сенсорное развитие необходимо тренировать, развивать и направлять, добиваясь его точности и гибкости.

По мнению многих исследователей, сенсорное воспитание является основой умственного, эстетического, физического и эмоционального развития подрастающей личности. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы.

Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок уже второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В нашей работе с малышами нашли своё отражение все основные принципы, определяющие эффективное личностное развитие ребёнка через деятельность в развивающей среде с помощью педагога: систематичность, последовательность, индивидуально-дифференцированный подход, взаимодействие с родителями, наличие ожидаемого результата, учёт возрастных возможностей; разнообразие методов и приёмов; возможность творческого подхода к делу и т.д. Важнейшее условие сенсорного развития – обучение в форме игр-занятий с помощью дидактических игрушек и материалов. Для этого вместе с родителями приобрели, разработали и изготовили разнообразный дидактический материал для развития у детей раннего возраста сенсорных способностей.

В изготовленном дидактическом материале широко представлены свойства и качества предметов – цвет, форма, величина. Размеры дидактических пособий соответствуют возрастным особенностями и возможностям; предусмотрели достаточное количество деталей (четыре-пять каждой разновидности для каждого ребенка) ; дидактический материал позволяет использовать его вариативно.

Ознакомление с цветом

  • Учим малышей находить предметы определенного цвета
  • Учим детей рисовать и раскрашивать предметы, цвет которых никогда не меняется (огурец, морковка, солнце)
  • Учим малышей сортировать предметы быта по цвету
  • Знакомим детей с новыми цветами (голубой, оранжевый, белый, черный)

Например: занимаем малыша такой игрой: предлагаем ему разложить разноцветные крышки по разным баночкам.

или посадить грибочки на свою полянку

Учим детей использовать названия цвета для сравнения между собой

Накапливаем у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами.

Закрепляем умение группировать и соотносить по цвету однородные предметы.

  • Учим различать цветовые тона путём сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу
  • Учим чередовать предметы по цвету.
  • Учим группировать предметы определённого цвета; развиваем умение обобщать предметы по признаку цвета.
  • Учим устанавливать связь между цветовыми тонами и их названиями, развиваем целенаправленное внимание

Ознакомление с формой

Знакомим детей с формой предмета, учим выполнять простейшие действия

Учим сравнивать предметы по форме

Знакомим со сложными формами (многоугольник, ромб, трапеция, полукруг)

Учим узнавать геометрические формы, и находить нужную.

Продолжаем знакомить с предметами различной формы и величины, учим соотносить детали.

Учим приёмам зрительного обследования формы в усложнённых условиях.

Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Ознакомление с величиной

Учим сравнивать предметы по величине, устанавливать их сходство и различие.

Учим собирать пирамидку из 4 – 5 колец, последовательно уменьшающихся в размерах.

Учим приёмам осязательного обследования величины предмета, развиваем познавательную активность.

Закрепить умение группировать разнородные предметы по величине.

Уточняем понятия «большой» и «маленький» .

Обучаем называть игрушки, выделяя их основное качество – размер.

Знакомим с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Учим сравнивать и различать предметы по величине путём прикладывания их друг к другу, развивать глазомер.

Картотека дидактических игр

для детей раннего возраста

«Загадочные пуговки»

Цель игры:

Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас

Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна

Очень круглая она

Тот кружок наш разделен

Четыре цвета включает он

И ребята с ним играют

Все цвета, там изучают

Зеленый, красный

Желтый, синий

Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка

У нас сияет ярко

Вот беда случилась с ней

Потеряла часть лучей

Лучи ребятки соберут

Все в порядок приведут

Станет радуга опять

Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами

Бабочка – красавица.

Будем с бабочкой играть,

Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук,

Развитие различать предметы один – много.

Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,

Ну давай играть скорей.

Кубик ставим на свой цвет,

Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;

«Колечки» на развитие мелкой моторики;

«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;

«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Осьминог» на развитие мелкой моторики.

Чудо ширма есть у нас,

Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры :

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,

Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие слухового внимания,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель:

Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячимся от дождика»

Цель:

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:

Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:

Воспитывать умение различать предметы по величине.

Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Игры-занятия с дидактическим материалом

Октябрь

1.Поехала машина

Цель: учить детей, используя вспомогательное средство – веревочку, притягивать машину к себе. Развивать мелкую моторику. Развивать пассивный словарь: близко, далеко, к себе

2. Молоток. Д\и «Забей молотком втулки»

Цель: Развитие движений, силы удара. Учить ударять по детали до тех пор, пока она не пряталась. Развивать упорство, усидчивость (ударять до тех пор, пока все детали не спрятались).

3. Чудесный куб

Цель: учить детей вытягивать веревку с одной стороны, затем с другой стороны. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения (грани куба, разные по фактуре).

Цель: развитие мелкой моторики. Учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: круглый, шарик.

Ноябрь

5. Поехали собачка и ослик

Цель: учить детей использовать вспомогательные средства-тесемочки, чтобы притянуть к себе игрушки. Формировать словарь: поехала, стоит, ав-ав, на-на. Увидеть связь между тем, что игрушки движутся и крутят головой.

6. Звенит колокольчик

Цель: учить детей для озвучивания колокольчика пользоваться тесемочкой. Формировать пассивный словарь: вперед-назад, и активный: бом, дзынь.

7. Прокатывание шарика через воротики

Цель: развивать координационное движение рук. Учить различать красный и синий цвет. Формировать словарь: шарик, красный, синий, ворота.

8. Доставание шариков ложкой из банки

Цель: учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: шарик, круглый.

Декабрь

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов. Продолжать работу по формированию словаря детей (плавает, тонет, мокрая, сухая)

10. Помашем флажками

Цель: учить детей держать флажок в руке, размахивать им. Учить держать флажок сначала в одной руке, затем по слову воспитателя в другой. Предложить помахать двумя флажкам.

11. Откроем и закроем баночки

Цель: учить детей открывать и закрывать баночки. Учить находить крышку для своей баночки.

12. Просовывание шнурка в дырочки

Цель: развивать ручную умелость, учить детей просовывать шнурок в дырочку

Январь

13. Игра «Покатаем куклу» Цель: научить детей пользоваться тележкой для катания куклы в разных направлениях. Словарь: катать, прокатим, едем

14. Игра «Звени колокольчик » Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика

15. Игры-забавы с использованием народных дидактических игрушек

Цель: закрепить у детей представления о связи средства и цели действия. Материал: бубен, Петрушка, клюющая курочка, грохотушка.

Февраль

16. Игры с пластмассовым молоточком

Цель: научить детей целенаправленно пользоваться игрушечным молоточком. Учить находить предмет-втулку такой же формы в другом ряду, такого же цвета в этом ряду.

17. Игры с песком

Цель: учить детей играть с песком, используя формочки, совки. Учить играть с песком руками, делая пирожки.

18. Игра «Ловись рыбка»

Цель: учить детей вылавливать сочком игрушки из таза с водой. Словарь: учить называть игрушку и ее цвет.

19. Игра «Что в трубке лежит»

Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления.

Март

20. Звени колокольчик

Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика.

21. Покатаем куклу

Закреплять представление детей о назначении тесемочки, привязанной к машине, тележке. Развивать ручную умелость. Закреплять понятие большой и маленький.

22. Ловись рыбка

Цель: учить детей вылавливать сачком мелкие предметы из воды. Учить называть пойманный предмет. Словарь: тонет, не тонет.

23. Игра с воздушными шариками

Цель: познакомить детей с качествами предмета: легкий, прозрачный, воздушный, круглый. Учить при помощи нитки притягивать шарик к себе. Учить различать и называть цвета.

Апрель

24. Игры с султанчиками и флажками

Цель: учить детей махать флажками поочередно

Обеими руками, перекладывая его по словесному указанию воспитателя. Закреплять понятия «вниз», «вверх».

25. Игры с водой «Достань шарик черпачком»

Цель: знакомство с качествами предметов: тонет, не тонет. Развитие ручной умелости. Закрепление цветов: синий, красный.

26. Поехала машина

Цель: учить наматывать веревочку от машины на палочку та, чтобы машина ехала вперед. Развивать ручную умелость. Закреплять величину: большой, маленький. Словарь: вперед, едет, стоит.

27. Салют

Цель: учить детей выталкивать мелкие предметы из трубки

Май

28. Молоток (ударь по квадрату, кругу…: ударь по всем зеленым фигурам….)

Цель: учить детей ориентироваться в форме предметов. Продолжать учить детей различать основные цвета.

29. Колокольчик

Цель: учить детей дергать за веревочку и слышать звон колокольчика. Закреплять понятие: большой, маленький. Развивать слух: какой колокольчик звенит громче. Игра "Где звенит колокольчик", закрепить в речи предлоги.

30. Ловись рыбка

Цель: учить детей ловить рыбку удочкой, на конце которой магнит. Закрепить название цветов, размеров

31. Вылавливание игрушек из таза с водой

Цель: развивать ручную умелость. Знакомить с качествами предметов: тонет - не тонет. Обратить внимание на прозрачность воды: предметы, которые утонули видны


Ирина Родина

Дидактические игры для детей раннего возраст .

Разработали воспитатели : Родина И. Л., высшая квалификационная категория, Железнова Л. Н., I квалификационной категории

Пермский край, п. Звездный, МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"

Дидактические игры могут использоваться педагогами и родителями детей 2-3 лет . Они увлекательны для ребенка и просты в изготовлении.

Эти игры направлены на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста . Не случайно, данная проблема привлекла психологов и педагогов. Ведь сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия служит основой познания окружающего мира.

Поэтому очень важно, чтобы маленький ребенок научился различать и называть основные цвета и формы, умел складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

Дидактическая игра «Паровозик и вагончики» ранний возраст

1. дидактические :

Учить детей подбирать предметы по цвету;

2. развивающие :

Расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;

3. воспитательные :

Вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

1. организационные :

2. дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

3. игровые :

помочь паровозику собрать свои вагончики, кто справился похлопает себе сам.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

1. У паровозика вагончики разбежались, надо помочь их собрать.

2. Какого цвета паровозик? Надо найти вагончики такого же цвета.

3. Что паровозик делает? Как он едет?

4. Похлопай сам себе.

Варианты.

Подобрать вагончики к паровозику

методом приложения;

по памяти.

Игровые атрибуты : 4 большие карточки паровозиков разных цветов и 16 разноцветных вагончиков.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети узнают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Что делает?. Радуются своему результату.

Дидактическая игра «Спрячь мышку» ранний возраст

I вариант

дидактические :

Учить детей подбирать предметы по цвету;

Формировать умение различать и называть основные цвета.

Развивающие :

Расширять словарный запас названиями основных цветов;

Развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

воспитательные :

Вызвать у детей желание помочь мышке, желание радоваться своему успешному результату.

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

Помочь мышке спрятаться от кошки, кто справился,тот хлопает сам себе.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Мышке нужно спрятаться, для этого мы закроем окошко так, чтобы кошка ее не нашла.

Какого цвета домик?

Какого цвета квадратик нужно взять?

Варианты.

Закрыть окошко :

По памяти;

методом приложения;

по образцу педагога.

Игровые атрибуты : большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разноцветных квадратиков.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети знают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Радуются своему результату. Бережно относятся к атрибутам.

Дидактическая игра «Спрячь мышку» ранний возраст

II вариант

дидактические :

Учить детей подбирать предметы по форме и цвету;

Формировать умение различать и называть основные цвета и формы : круг, квадрат, треугольник.

Развивающие :

Расширять словарный запас названиями основных цветов, форм предмета, согласовывать название предмета с его признаком;

Развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

воспитательные :

Вызвать у детей желание помочь мышке,

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

Спрячь мышку, закрой окошечко так, чтобы кошка ее не нашла, кто справился, тот хлопает сам себе.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Мышке нужно спрятаться, чтобы кошка ее не нашла.

Какого цвета домик?

Какой формы окошечко?

Чем будем закрывать окошечко?

Получилось? Похлопай сам себе.

Варианты.

Закрыть окошко :

По памяти;

методом приложения;

по образцу педагога.

Игровые атрибуты : 2 большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разных геометрических фигурок разных цветов

РЕЗУЛЬТАТ

Дети различают и называют основные цвета, формы : треугольник, круг, квадрат, умеют подобрать предметы по цвету и форме, отвечают на вопросы какой? Радуются своему результату. Бережно относятся к атрибутам.

Дидактическая игра «Картинки-половинки. Овощи»

ранний возраст

дидактические :

Учить узнавать и называть овощи;

развивающие :

воспитательные :

Вызвать у детей желание радоваться своему успеху.

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Что теперь получилось?

Что предмет делает?

Варианты.

Выложить картинку

методом приложения;

по памяти.

Игровые атрибуты : карточки с изображением овощей, разрезанные на 2 части.

РЕЗУЛЬТАТ

Дидактическая игра «Картинки-половинки. Фрукты»

ранний возраст

дидактические :

Учить узнавать и называть фрукты;

Складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

развивающие :

Расширять словарный запас названиями предметов и действиями с ними;

Развивать зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

воспитательные :

Вызвать у детей желание радоваться своему успеху.

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

Составить картинку из двух частей, тот, кто соберет картинку, похлопает себе сам.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Давай вместе посмотрим картинки.

Что это? Картинка не целая. Давай найдем к ней другу половинку.

Что теперь получилось?

Что предмет делает?

Варианты.

Выложить картинку

методом приложения;

по памяти.

Игровые атрибуты : карточки с изображением фруктов, разрезанные на 2 части.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети умеют составлять картинки из двух частей, называют, что изображено на картинке, и что оно может делать, радуются своему результату.




Публикации по теме:

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Дидактическая игра "Спрячь зайку" Цель игры: развивать представление детей об основных цветах, подбирать предметы определённого цвета..

Дидактическая игра "Весёлый поезд". Цель:учить сравнивать основные цвета, называть их, подбирать одинаковые по цвету и форме предметы..