Когда будет отдание пасхи в. В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены

Шестая неделя после Пасхи начинается в воскресенье 21 мая Неделей о слепом и продолжается до 27 мая. Чудо в субботу, праздник Святителя Николая Чудотворца, Вознесение Господне.

В воскресенье 21 мая вспоминается Чудо исцеления Иисусом Христом слепорожденного, которое Он совершил в субботу.

О том, как Христос исцелил слепого от рождения, говорится в 9-ой главе Евангелия от Иоанна. После того, как Христа собирались забросать камнями за проповедование в храме, Он шел с учениками и увидел просящего милостыню слепого. Ученики поинтересовались, за свой или родительский грех он рожден незрячим? Иисус ответил, что он слеп не из-за чьих-то грехов, а для того, что бы на нем явились дела Божии. Христос сделал брение из Своей слюны и земли, помазал слепому глаза и отправил умыться в купальню Силоам.

Служители храма и фарисеи не поверили в произошедшее и устроили допрос исцеленному и его родителям. Обретший зрение обличил их простыми словами, сказав, что Бог не слушает грешников и если бы Он был не от Бога, то не мог бы творить ничего.

Однако когда исцеленного выгнали из храма, Христос нашел его и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» . Бывший слепой спросил, кто Он, Сын Божий? И после ответа Спасителя: «Он сейчас говорит с тобою» , подтвердил, что верит и поклонился Господу.

Это событие имеет глубокий смысл – духовные очи человеку может открыть только Иисус Христос.

Это чудо Спаситель совершил в субботу, как и воздвижение расслабленного. Этим Он показывает людям, что не надо бездумно следовать обрядам и правилам: «Суббота для человека, а не человек для субботы» .

В 2017 году на шестую неделю, приходится 22 мая - праздник Николая Чудотворца , так называемый (или Вешний). В этот день вспоминается любимого на Руси святого Угодника Божия из Миры Ликийской и в итальянский город Бари.

Особенности шестой недели после Пасхи 2017

В среду шестой седмицы всегда происходит отдание праздника Пасхи, после этого дня приветствие друг друга словами "Христос Воскресе!" становится не обязательным.

В четверг, 25 мая, праздник . В этот день Христос на глазах апостолов вознесся на Небо в своем теле. Он скрылся в облаке, а явившиеся ученикам ангелы возвестили о грядущем Втором пришествии Спасителя. Этот очень любим на Руси.

Пасхальный , или Триодный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха) . Его продолжительность – восемнадцать недель (если считать и первую неделю после Троицы – «Всех Святых» , службы которой замыкают содержание Триоди )

Покаянный период

подготовительные недели к Великому посту

Святая Четыредесятница - сорокадневный пост, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы

Страстная седмица (неделя)

Праздничный период

день Пасхи и примыкающая к нему Светлая седмица

последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы )

одна неделя после Троицы (праздник «Всех святых »)

Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» (у греков они называются «Триодион» и «Пентикостарион» ). Отсюда его другое название – «Триодный цикл» .

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчётов, таблиц, которые также называются «пасхалией» . Она перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными пределами» , от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX–XXI столетий!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными» ) праздниками.

Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании. Его продолжительность – семь недель .

Седмица : церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла, причем отсчет начинается с воскресенья.
Неделя : в церковнославянском языке, который является богослужебном языком Русской православной церкви, название воскресного дня: первого (а не последнего!) дня седмицы.

Святая Четыредесятница

Богослужение во всё продолжение Четыредесятницы отличается от обычного главным образом тем, что:
- по понедельникам, вторникам и четвергам литургии не бывает (если нет праздника), а читаются и поются часы и изобразительны;
- по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров;
- по субботам и в Вербное воскресенье - обычная литургия Иоанна Златоуста;
- по воскресеньям (кроме Вербного) - литургия Василия Великого;
- каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.

Чистый понедельник , начало Великого поста – 27 февраля 2017 года

1-я седмица Великого поста: 27 февраля - 5 марта
Неделя 1-я. Торжество Православия : 5 марта . Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия .

2-я седмица Великого поста : 6 - 12 марта
Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы : 12 марта . Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к внутреннему благодатному озарению. Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу , архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.)

3-я седмица Великого поста : 13 - 19 марта
Неделя 3-я . Крестопоклонная : 19 марта . После великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным.

4-я седмица Великого поста : 20 - 26 марта
Неделя 4-я . Переходящая память преподобного Иоанна Лествичника : 26 марта . Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей" , поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника .

5-я седмица Великого поста : 27 марта - 2 апреля
Неделя 5-я . Память преподобной Марии Египетской : 2 апреля , почитаемой Церковью как образец истинного покаяния (VI в.)

6-я седмица Великого поста : 3 - 9 апреля
Благовещение Пресвятой Богородицы : 7 апреля .
Неделя 6-я . Неделя ваий , двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим , ("Вербное воскресенье" ): 9 апреля

7-я седмица Великого поста : 10 - 15 апреля
Страстная седмица или Неделя Страданий Господа .

Великий Понедельник . Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35) - 10 апреля

Великий Вторник . Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2) - 11 апреля

Великая Среда . Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16) Последний раз читают молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди) - 12 апреля

Великий Четверг . Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриах совершает освящение мира - 13 апреля

Великая Пятница .Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского. День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы). Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов. В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы. Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения - 14 апреля

Великая Суббота . Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом. Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса) - 15 апреля

Пасха. Светлое Христово Воскресение – 16 апреля 2017 года

Календарь празднования Пасхи

Подготовительный период к Великому посту

12 - 18 февраля 2017 2-я подготовительная седмица к Великому Посту : мясопустная

19 - 25 февраля 2017 3-я подготовительная седмица к Великому Посту : сырная (масленица )

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Святая Четыредесятница (Сорокадневный пост)

7 апреля - окончание Святой Четыредесятницы
двунадесятый праздник БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

9 апреля - неделя 6-я Великого поста Неделя ваий («пальмовых ветвей»), «цветоносная», Вербное воскресенье)
двунадесятый праздник ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

16 апреля 2017 СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Праздничный период

4 июня 2017 неделя 8-я по Пасхе
двунадесятый праздник ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА)

Подготовительный период к Великому посту

Богослужения подготовительных Недель и предшествующих им седмиц помогают христианину понять, каким должен быть его духовный настрой не только во дни Великого Поста, но и каждодневно. В данном случае неделя - это восресный день седмицы

Желание (Неделя о Закхее)

«Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее." Евангелие от Луки 19:8-10
"Пример Закхея учит нас, что, каким бы грешником каждый из нас ни был, какая бы тяжесть ни лежала на нашем сердце, у нас есть возможность привлечь к себе Божию любовь и Божию милость. И нам не нужно забираться на деревья - нам следует просто обрести решимость, которую обрел Закхей, и исповедовать пред Богом эту решимость простить других людей, вернуть то, что мы несправедливо у них взяли, будь то материальные ценности или нечто иное, разделить с людьми свою жизнь, отдать им часть самого себя. И тогда мы услышим замечательные слова, которые Господь сказал Закхею, о том, что и на нас распространяется принесенное Христом спасение людей."
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Смирение
5 февраля - Неделя о мытаpе и фаpисее;
1-я подготовительная седмица к Великому Посту

«два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." Евангелие от Луки 18:10-14
"По какой причине Святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого Поста? - С целью охранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если же пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг, то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости."
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Поучение 1-е в Неделю о мытаре и фарисее. Характер мытаря и фарисея

Возвращение в отчий дом
12 февраля - Hеделя о блyдном сыне;
15 февраля - двунадесятый праздник Сретение Господа Нашего Иисуса Христа
18 февраля - Вселенская родительская (мясопустная) суббота
2-я подготовительная седмица к Великому Посту : мясопустная

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться." Евангелие от Луки 15:20-24
"Мы можем возвратиться к Отцу. Мы можем возвратиться с доверчивой надеждой, потому что Он - хранитель нашего достоинства. Он хочет нашего спасения. Он требует только одного: Сын Мой, отдай сердце твое Мне, все остальное Я сам приложу, - как говорит Премудрый. Эта дорога шаг за шагом ведет нас оттуда, где мы находимся, слепые, вне Царства, хотя страстно желаем увидеть его полноту внутри себя и победу его над всем вокруг; эта дорога ведет нас туда, где мы окажемся перед судом Божиим."
Митрополит Сурожский Антоний

Страшный суд
19 февраля - Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса);
3-я подготовительная седмица к Великому Посту : сырная (масленица )

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую." Евангелие от Матфея 25:31-33
"Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей и, ревнуя потом, верно исполнить такой обет."
свт. Феофан Затворник

Воспоминание Адамова изгнания, Прощение
26 февраля - Неделя сыропустная, заговенье на Великий пост

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших." Евангелие от Матфея 6:14-15
"Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, - и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом."
свт. Феофан Затворник

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Святая Четыредесятница (Сорокадневный пост)

Четыредесятница – первые 40 дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи . Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель .
В данном случае седмица - семидневный календарный цикл, а неделя - воскресный день седмицы.

5 марта - неделя 1-я Великого поста
седмица 1-я Великого поста

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому." Евангелие от Иоанна 1:47-51
"Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу, что есть православие? Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа."
святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетическая проповедь. Слово в первую неделю Великого поста. О Православии

12 марта - неделя 2-я Великого поста
седмица 2-я Великого поста

«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" Евангелие от Иоанна 10:14-16
"Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам дает, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церкви, ее святых, ее подвижников и, особенно, тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил, что благодать - это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщенности."
Антоний, митрополит Сурожский. Проповеди. Триодь постная (часть II). Святитель Григорий Палама

19 марта - неделя 3-я Великого поста
седмица 3-я Великого поста

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее." Евангелие от Марка 8:34-35
"Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотские уды в постех и молитвах и молениях."
Служба в среду третьей недели Четыредесятницы

26 марта - неделя 4-я Великого поста
седмица 4-я Великого поста

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня." Евангелие от Матфея 4:3-11
"По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением. "
ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы

2 апреля - неделя 5-я Великого поста

седмица 5-я Великого поста

«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи." Евангелие от Луки 7:44-48
"О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: "Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него". Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечно - умною молитвою, а для видимого - делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога."
Святитель Феофан Затворник

7 апреля - окончание Святой Четыредесятницы
8 апреля - Лазарева суббота
9 апреля - неделя 6-я Великого поста
седмица 6-я Великого поста

«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле." Евангелие от Иоанна 12:12-15
"Так как все цари их были по большей части несправедливы и корыстолюбивы, предавали их врагам, развращали народ и подчиняли его неприятелям, то и говорит: не бойся; этот (Царь) не таков, но кроток и незлобив, как показывает и ослица. Не войском окруженный, вошел Он, а имея при Себе одного осла."
Свт. Иоанн Златоуст

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Страстная седмица (греч. Μεγάλη Εβδομάδα, Великая неделя, Страстная неделя)

Последняя седмица перед Пасхой . Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими:
Великий Понедельник (10 апреля) Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.) ; проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35) .
Великий Вторник (11 апреля) Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2) .
Великая Среда (12 апреля) Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16) . Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
Великий Четверг (13 апреля) Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий» . Патриарх совершает освящение мира.
Великая Пятница (14 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского. День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы). Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов. В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы . Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения .
Великая Суббота (15 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом. Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
16 апреля 2017 года

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.

Светлая седмица

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой .
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6) .
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» , «Воистину Воскресе!» .

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»)

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие." Евангелие от Иоанна 20:26-29

Антипасха связана с одной стороны, с Воскресением Христовым , т. к. с IV в. она служила завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с др. стороны – с Таинством Крещения , т. к. в этот день или накануне крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (Апостола Павла послание к евреям, 4)

Радоница. Поминовение усопших

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней.
Cовершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.
Оно отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32) .
Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.
В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен." Евангелие от Марка 16:1-6
"Не нуждалось тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием, при первых лучах солнца, к живоносному гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу. Дар их оказался излишним: сторично вознагражден он явлением доселе невиданного женами ангела, известием, не могущим не быть преизобильно верным, о воскресении Богочеловека и воскресении с Ним человечества."
святитель Игнатий (Брянчанинов) ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. О МЕРТВОСТИ ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

«Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
..................
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже." Евангелие от Иоанна 5:6-9,14
"Вот, в течение недели, которая сегодня началась этим чтением, поставим перед собой вопрос о том, в чем моя немощь? Чем я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? - и отделаемся от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу?.. И не ожидая ничего, не ожидая, чтобы я сам стал живым, - попробую дать другому ту помощь, которая ему поможет ожить. "
Антоний, митрополит Сурожский Проповеди Воскресенье о расслабленном

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
........
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
........
А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос." Евангелие от Иоанна 4:14-15,28-29,42
"Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески - Фотини , по-русски - Светланой , на кельтских языках - Фионой , на других западных языках - Клэр . И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющим, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней."
Антоний, митрополит Сурожский Проповеди Воскресенье о самарянке

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим." Евангелие от Иоанна 9:1-7
"Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос, и единственно, почему мы этим не являемся, это потому что мы не отказались, не отвергли себя самих для того, чтобы выполнить свое посланничество. Слепой человек встретил Христа лицом к лицу; Христос исцелил его. Сколько вокруг нас слепых - не физической слепотой, а слепотой более страшной: слепотой к смыслу жизни, слепотой к любви, слепотой к состраданию, слепотой ко всему, что могло бы превратить жизнь в поле брани и в победу... "
Антоний, митрополит Сурожский Проповеди Воскресенье о слепорожденном

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
И видящий Меня видит Пославшего Меня.
Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир." Евангелие от Иоанна 12:44-47
"Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде. Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему."
Святитель Феофан Затворник

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
Вы же свидетели сему.
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо." Евангелие от Луки 24:46-51
"Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся."
Святитель Феофан Затворник

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них." Евангелие от Иоанна 17:6-10
"Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец."
- День Святого Духа , "Духов День" ;
11 июня - неделя 1-я по Пятидесятнице , праздник Всех святых
1-я седмица по Пятидесятнице
Этим праздником завершается собственно Триодный цикл ; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917–18 гг.).
В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.

Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» (у греков это «Триодион» и «Пентикостарион» ); отсюда его другое название – «Триодный цикл» .

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определенное число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи "пасхалии" – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются "пасхалией". При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, именуемых "пасхальными пределами", от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX-XXI вв.!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются "переходящими" (или "подвижными") праздниками.

праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из церковной истории известно, что отдание самых главных христианских праздников, таких как Пасха, Рожество и Троица начали чествовать еще в 4-ом веке, позднее соответствующий уставной порядок был принят в настоящем виде. Попразднество Пасхи имеет самый долговременный период по сравнению со всеми прочими двунадесятыми праздниками и продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам.

Явления воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Исуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном. Повествования о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения находим у всех четверых евангелистов:

«По Иоанну, сначала явился ученикам Исус в самый день Воскресения, когда двери были заперты; потом -по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь только семерым, ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними» ().

Св. Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21-я глава Евангелия полностью посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло на море Тивериадском. На этот раз Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу, хотя, по Воскресении Своем, и не нуждался уже в подкреплении сил телесных, но делал так для большего уверения, чтобы показать, что воскрес Он в той же самой плоти, в которой и пострадал на кресте. Тогда же случилось одно из самых знаменательных событий в истории зарождающейся Христовой Церкви, при поручении св. апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21, 15-19).

«Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его залажено. Об отречении не вспоминает, ни порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов умереть за Меня. Трижды спрашивает его, частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словом исправляет падение, бывшее на словах.

Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания.

После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь». Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же, последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь», и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне Я люблю Тебя, как мне кажется; но пребудет ли моя любовь на последующее время, это ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замечен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братьях.

Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами» - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь за ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать» - более нежный. Что же мы воздадим Господу, Который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?» ().


Следующее явление Воскресшего Господа, по толкованию бл. Феофилакта Болгарского, описано у св. евангелиста Матфея, когда Он повелел одиннадцати апостолам Своим собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь. Здесь Спаситель дает торжественное обетование о неразлучном Своем пребывании в роде христианском: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф., 28, 20).

Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Смотри и это, как Он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе, или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними, -но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после ().


О последней беседе с учениками, перед самым Вознесением, повествуют евангелисты Марк и Лука, св. Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мр. 16, 15-20).

Заметь заповедь Господа: Проповедуйте всей твари. Не сказал «только послушным», но - всей твари, будут слушать или нет. Кто будет веровать - не достаточно сего, но - и креститься. Ибо кто уверовал, но не крестился, а остается пока оглашенным, тот еще и не будет спасен. Уверовавших, говорит, будут сопровождать знамения: изгнание бесов, говорение новыми языками, истребление змей -и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: Даю вам власть наступать на змей и скорпионов (Лк. 10, 19), - очевидно, что мысленных. Впрочем, выражение брать змей можно разуметь и буквально; так, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (см. Деян. 28, 3–5). И если что смертоносное выпьют, не повредит им. Это случалось много раз, как находим в повествованиях, ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения оставались невредимы. Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями… Видишь? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда последующие дела и знамения утверждали слово. О, если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь ().

Отдание Пасхи. Богослужение

Церковное богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью, в этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Будущей, Непреходящей Пасхе, где получим вечное утешение и покой, если окажемся к тому достойными.

Церковные песнопения, предназначенные на этот период, говорят преимущественно о том же. «Светися, светися новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рожества Твоего» – послепасхальный задостойник, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, который каждый день читаем на церковной и домашней молитве, всегда возводит нас мысленно к новому миру и Иеросалиму Небесному. Прп. Никодим Святогорец в толковательном пояснении на пасхальный канон подробно раскрывает духовный смысл этой общеизвестной возвышенной молитвы:

«Боговдохновенный певец услышал, что пророк Исаия говорит: «Почерпите воду от источник спасения» (Ис. 12:3) (а под источниками спасения подразумеваются Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому и сам он до сих пор заимствовал многие мысли из Божественных Писаний и напоил ими духовные сады своих песненных канонов, черпает же и ныне у того же пророка изречение, говорящее: «Светися, светися, Иеросалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60:1) и претворяет это в настоящий ирмос, слегка изменив изречение, и говорит так: «О новый Иеросалим, кафолическая Христова Церковь, светись, светись». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просвещения, а во-вторых, из-за избытка радости, ибо в обычае как у подтверждающих какое-либо дело, так и у чрезмерно радующихся удваивать одно и то же слово, как сказал и великий Григорий: «Обновление, обновление наш праздник, братья; пусть это неоднократно повторяется от удовольствия!» (Слово в Неделю Новую). Итак, светись, потому что на тебе воссияла слава Господня, а слава Господня, по словам Феодора, – это Крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин. 13:31); а, по словам Григория Богослова, это Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1:17), то есть Божества, или, по словам других, слава Господа – Божественный свет и блистание Его лица, по сказанному: «И слава Господня осия их (то есть пастырей)» (Лк. 2:9), ибо эти три воссияли на тебе, о Церковь из язычников.

Чтобы стало явно то, что иудеи видя не видят, по пророчеству Исаии, а народ, сидящий во тьме (то есть язычники), увидел великий свет богопознания, ибо среди тех самых иудеев скрылось Солнце правды, Христос, из-за неверия их, поскольку, умерщвленный ими, Он скрылся и царствовал в глубине гроба и ада, а среди нас, уверовавших из язычников, воссиял, потому что мы узнали восход Божества Его и были осияны светом благочестия и добродетели. Повелевает певец и новому Сиону плясать духовно и радоваться Воскресению Жениха Христа, потому что Христова радость и ликование являются и нашими. Затем он обращает свое слово и к Богородице, не напрасно и не мимоходом делая это, но с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песни, песнотворицей которой, начальницей и творцом стала Госпожа Богородица, и поэтому он говорит Ей: «И Ты, Богородица, веселись и радуйся Воскресению Твоего Сына, ибо как прежде в Твое сердце вошел меч скорби из-за страдания и смерти Твоего Сына, по Симеонову пророчеству, так и ныне справедливо Тебе радоваться и веселиться первой, более остальных, ради Воскресения Сына Твоего, как Ты и пророчествовала в Своей песни, говоря: «Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:47)32».

1. Блаженный Феофилакт Болгарский, «Толкование на Евангелие».
2. Там же
3. Там же
4. Там же

Суточный и годичный круг богослужения Православной Церкви, словно на ось, нанизан на главное событие в истории человечества – воплощение Сына Божия и Его земную жизнь, которая по сути была делом спасения Богом рода человеческого. Двунадесятые праздники, венчающиеся праздников Праздником и Торжеством из торжеств – Светлым Христовым Воскресением – являются будто мозаичными элементами единой картины спасения Всевышним человечества. Двунадесятые праздники – своеобразные этапы этого дела спасения.

Потому богослужебный годовой круг (и это особенно видно в Триодях Постной и Цветной) следует за священной историей Нового Завета. Исходя из такой точки зрения, мы празднуем Отдание праздника Пасхи перед Вознесением Господним, так как знаем, что Спаситель по Своем Воскресении из мертвых сорок дней до Вознесения ходил по земле, встречался с Пресвятой Богородицей и апостолами и укреплял Деву Марию и учеников в будущем служении. А на сороковой день Он вознесся на небеса.

Поэтому Церковь и празднует Отдание Пасхи накануне Вознесения Господня, которое в этом году пришлось на 25 мая по новому стилю. Но в духовном смысле Пасха нас не оставляет. Она является нашим живительным Гольфстримом – глубоководным и мощным течением, дарующим мирови жизнь.

И о том, что Церковь призывает все дни года вспоминать Светлое Христово Воскресение, свидетельствует тот факт, что богослужебный седмичный календарь древних иудеев с центром вокруг субботы был сдвинут в новозаветном религиозном сознании к центру – воскресению. И теперь мы каждую неделю празднуем малую пасху (так святые отцы назвали день воскресения), чтобы Она животворила нас Своим спасительным торжеством.

Именно потому очень важно ходить по воскресеньям в храм. Ведь, с одной стороны, мы благодарим Бога за спасение лично наше, а с другой – подключаемся словно бы к этому току жизни, щедро бьющем в Пасхе, и снова оживотворяемся, становимся небесными и равноангельными, очищаемся от мирской суеты, грехов и страстей.

О том, что Пасха нас не покидает, свидетельствуют и буквы «ХВ», которые часто вырезаны на иконостасах православных храмов. Они, конечно, обозначают «Христос Воскресе». Церковь словно встречает свое верное чадо этим пасхальным приветствием каждый раз по входе в храм. Об этом также свидетельствует любимый в православном народе святой – преподобный Серафим Саровский, встречавший приходящих к нему приветствием: «Радость моя! Христос Воскресе!»

Фактически светлый праздник Вознесения Господня также есть продолжением этой Пасхальной радости. Ведь Христос вознес нашу человеческую природу на небеса – к Престолу Бога Отца – на неизмеримую высоту и восстановил завет между Богом и человеком, восстановил это утраченное богообщение и открыл каждому из нас дорогу в рай. Благодаря этому на Пресвятую Богородицу и апостолов в Сионской горнице щедро излились дары Святого Духа, родившие Церковь – столп и утверждение Истины, ведущей человека, как любящая Мать, ко спасению.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью в жизни Церкви видели эту духовную и священноисторическую составляющую, этот фундамент богослужения. И когда нам плохо, то лучше поднять голову вверх, и понять, и увидеть духовным взором, как Христос возносится на небеса, благословляя святых апостолов, благословляя всех нас. И каждого из нас он посадил на небе у Престола Божия. Каждому из нас он открыл эту дорогу в небеса. Только нам теперь нужно немножко потрудиться, немножко с Божьей помощью потопать ножками в сторону храма, чтобы выросли крылья у души, чтобы она начала этот прекрасный и спасительный путь в небеса.

Там ее встретит Христос, который говорит ей словами кондака Вознесению Господнему: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Иерей Андрей Чиженко

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» – это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня – 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)