Когда начинать приучать ребенка к режиму дня. Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Являются кормление, бодрствование и сон. Постарайтесь удовлетворять их в период новорожденности таким образом, чтобы кроха понял, что есть, спать - очень приятно. И если действительно у вас получится сделать именно так, то вы сумеете предотвратить многие проблемы поведения малыша в первый год жизни.

Ухаживая за малышом, старайтесь угадывать его потребности до того как он применит свое последнее средство – плач, чтобы сообщить о том, что ему требуется ваше внимание. Конечно, поначалу трудно определить, что именно нужно малышу: он хочет поесть или попить, ему больно или он не может уснуть. Решить любую из этих проблем очень просто, приложив малыша к , не соблюдая расписание и время . Так устанавливается ваш эмоциональный контакт с малышом, у крохи формируется ощущение, что мама полностью его принимает.

Подстраивайтесь под малыша: период жизни по режиму придет немного позже. А поначалу, изучая время бодрствования, сна и кормления крохи, вы увидите, что малыш сам поможет установить нужное ему расписание. В период младенчества вашей задачей будет корректировать установленный им режим меняющимися потребностями ребенка. Не забывайте, что с каждой неделей потребности крохи изменяются по качественному или количественному параметрам, но их сущность остается прежней. Старайтесь понять суть перемен и включить это в распорядок крохи, слегка обновив его. Например, по мере его взросления совершать более продолжительные прогулки, больше времени уделять бодрствованию, играм для развития малыша и т.п.

Во время кормления малыша не отвлекайтесь ни на что другое, чтобы этот процесс закрепился в сознании крохи как приятное ощущение: не только удовлетворял чувство , но и оставлял положительные эмоции.

Малыш может быть спокоен только тогда, когда чувствует, что мама где-то рядом, что она точно знает, что ему нужно, и удовлетворит его потребность. Пока подобная не повториться несколько раз, малыш будет беспокоиться. Поэтому и сон крохи будет спокойным, только если мама будет рядом. Младенцы чувствуют стиль и ритм движения, звуки и запах мамы. Если вы спите вместе, то крохе достаточно вашего дыхания и запаха. Если малыш спит в другой комнате, то он будет постоянно просыпаться, чтобы , где его мама. Поэтому поставьте его рядом с вашей, тогда кроха будет спать, пробуждаясь только , а утром проснется веселым и отдохнувшим.

Здоровый, крепкий и продолжительный сон ребенка в ночное время - мечта большинства родителей. Поэтому приучить малыша спать по ночам , соблюдая постоянный режим день за днем, следует еще в грудном возрасте.

Инструкция

Соблюдайте суточный режим, начиная с первых дней жизни . В первые недели спят большую . Просыпаются они часто, как правило тогда, когда хотят есть, когда пришло поменять пеленку или когда испытывают какие-либо неприятные чувства - холод, боли в животике и др. Также ребенок может проснуться от движений собственных рук и ног, от резких громких звуков, от перемены звукового фона (к примеру, при включении или выключении телевизора или радио).

Помните, что в первые месяцы жизни сон ребенка может быть неспокойным, но именно в это время следует приучать его к ночному длительному сну.

Вырабатывайте у малыша рефлекс «засыпания», совершая один и тот же ежевечерний ритуал сном. Пусть в него входят купание, гигиенические процедуры, легкий массаж, пеленание, кормление. При этом в комнате должен гореть ночник, а не верхний свет. Говорите в это время тише обычного, можно петь и убаюкивать малыша. Попросите родных убавить звук телевизора.

Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
(100 ответов на родительские «почему»).
Ярославль, «Академия развития», 1999.

Приучение ребенка к режиму - это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам.

Приучение ребенка к условиям детского сада

Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь со слезами, приходишь забирать, говорят, он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не играет, кушать отказывается. Три недели промучались, так и сняли. Сколько же можно ребенку нервы трепать? Пришлось свекрови с работы уходить, чтобы с ним сидеть.

В группе у меня есть одна девочка, умненькая такая, рассуждает как взрослая. А что делать с ней, не знаю. Сидит целыми днями у окна и только всех спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Сядешь с ней, почитаешь, книжки посмотришь, вроде успокаивается на какое-то время. А потом опять за свое. Но я ведь не могу только ей одной заниматься, у меня другие, дети в группе брошены.

Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду - это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

Наименее благоприятный период - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств - повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний.

Дети прибегают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего ребенка или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

Теперь поговорим немного об организации подъемов и отбоев

Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Тогда режим засыпания и просыпания будет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой - медвежонком, котиком или мартышкой.

То же касается и нелюбимых блюд

Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты и печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

Несколько советов по приучению детей к режиму от доктора Комаровского

Записывайте режим вашего малыша. Для начала неплохо было бы купить блокнот, в который вы будете записывать ежедневный график вашего ребенка. Это поможет вам определить, работает ли ваш новый режим.

  • На первой странице блокнота нарисуйте простую таблицу со следующими столбцами: время, деятельность, примечание. Записывайте каждое крупное повседневное действие в течение дня, каждый день недели. Например: 6:00: ребенок проснулся, 9:00: ребенок поел, 11:00: ребенок уснул и т.д.
  • Вместо этого, вы можете записывать режим своего ребенка в электронных таблицах на компьютере или использовать онлайн-трекер, например, Trixie Tracker или любой другой.

Составьте расписание согласно биоритмам вашего ребенка. Постарайтесь выяснить, есть ли закономерность в текущем режиме сна и питания вашего ребенка.

  • Если вы заметили, что ребенку нужно заменить подгузник или он становится капризным в определенное время суток, вы можете включить это в свой график.
  • Это поможет составить новый график и спланировать свой день согласно потребностям вашего малыша.
  • Ребенок, который хорошо выспался и не голоден будет гораздо счастливее и будет готов играть, обниматься и узнавать новое.
  • Постарайтесь установить время пробуждения. Младенцы обычно спят много в течение дня. В течение первых нескольких недель они должны спать16 часов в день.

    • Поскольку сон является основным видом деятельности для новорожденных, необходимо ввести некоторый порядок в эту «спящую деятельность», чтобы они не просыпались посреди ночи.
  • Первое, что нужно сделать, это установить время пробуждения. Хотя это может быть сложно, вы должны будить ребенка в одно и то же время каждый день. Если он, как правило, просыпается раньше предпочтительного времени пробуждения, вам придется скорректировать график сна, чтобы он засыпал позже.

    Кормите, заменяйте подгузники и играйте с ребенком. Как только ребенок проснулся, замените подгузники и оденьте малыша. Затем возьмите его к себе и покормите. Не важно, кормите ли вы малыша грудью или смесью, ваш ребенок нуждается в близости.

    • После кормления поиграйте с ребенком. Поговорите с ним, спойте ему песенку, обнимите его. Он будет наслаждаться вашим запахом, голосом и близостью.
    • После этого положите ребенка в кроватку, пусть он поспит. Делайте это, как только заметите признаки усталости, например, ваш малыш зевает, раздражен, плачет, потирает носик.
  • Пусть ребенок поспит 2-3 часа. Вероятно, что малыш проснется сам через 2-3 часа. Если он не просыпается, нужно разбудить его. Ребенок, который спит слишком много, не ест достаточно в течение дня; это может привести к обезвоживанию и потере веса.

  • Повторяйте этот цикл в течение всего дня. Вы можете повторять вышеупомянутый цикл в течение всего дня, за исключением того, что покормите ребенка, прежде чем заменять подгузники и играть. Многие дети снимают пеленку во время еды. Таким образом, вам не придется пеленать малыша дважды. Итак:

    • Разбудите малыша
    • Покормите
    • Замените подгузник, поиграйте с ребенком некоторое время, поговорите с ним, спойте песенку, потискайте его.
    • Положите ребенка спать.
  • Различайте дневной и ночной сон. Для того, чтобы приучить ребенка к режиму, важно различать ночной и дневной сон.

    • Вы можете сделать это, укладывая ребенка спать в комнате с ярким освещением в течение дня и в темной комнате в ночное время. Если уложить малыша спать днем в темной комнате, вы просто запутаете его и весь режим нарушится.
    • Кроме того, не бойтесь шуметь, когда ребенок спит в течение дня - он должен привыкнуть к этому. Оставьте радио включенным, пылесосьте и говорите как обычно.
  • Кормите ребенка, когда он голоден. Важно отметить, что вы всегда должны кормить ребенка, когда он голоден, даже если это не вписывается в ваш график.

    • Несправедливо оставлять новорожденного голодным только потому, что сейчас не время кормления согласно режиму.
    • Признаки того, что ваш ребенок голоден, - он плачет и сосет руку.
  • Уход за новорожденным – непростая задача. Многие молодые мамы сбиваются с ног и выматывают себя, стремясь уделить младенцу достаточно внимания. Существенно облегчит жизнь четкий распорядок дня. Как приучить новорожденного к режиму? Все ответы можно узнать в этой статье.

    Когда приучать ребенка к режиму сна и питания

    Многие молодые родители думают, что новорожденный ребенок еще слишком мал для четкого распорядка дня. Однако специалисты считают, что ребенок в возрасте двух месяцев от роду уже способен привыкнуть ко сну и кормлению по часам.

    Разумеется, не стоит торопиться. Если ребеночек родился слабый и недоношенный, то лучше посоветоваться с врачом о налаживании режима. В первое время слабых детей необходимо кормить по требованию, а не по часам, чтобы дать им возможность как можно быстрее набрать вес.

    Когда младенец спит, мама тоже должна отдыхать

    Некоторые родители начинают торопиться и приучают младенца к распорядку уже с первого месяца. Это не совсем верно. В первый месяц происходит тяжелый период адаптации маленького человечка к окружающему миру. Необходимо помочь ему и как можно больше быть рядом, кормить по требованию, носить на руках. Режим дня месячного ребенка немного хаотичный. Надо просто пережить этот период. Дальше обязательно будет легче.

    Преимущества приучения ребенка к распорядку дня

    1. У мамы становится больше свободного времени. В те часы, когда грудной ребенок спит, можно заняться собой, отдохнуть или переделать работу по дому.
    2. Младенец, который хорошо выспался, сыт и в чистом подгузнике, меньше плачет, имеет хорошее настроение и дает больше возможностей для развивающих занятий.
    3. Появляется возможность планировать день. Четкий режим питания и сна помогает наметить задачи на день заранее, что очень удобно. Это даст возможность найти время для всех неотложных дел, например, для оформления документов или социальных пособий.
    4. У младенца вырабатывается правильное ощущение времени. Если распорядок организован правильно, то ребенок никогда не перепутает день и ночь, на что жалуются многие молодые родители.
    5. Режим закладывает хороший фундамент будущего воспитания. Если придерживаться распорядка дня в дальнейшем, конечно, изменив его под более взрослого малыша, то многих проблем удастся избежать. Например, утром ребенок будет легко и без скандала просыпаться, чтобы пойти в детский сад, а вечером вовремя ложиться спать.

    Как организовать режим дня

    Режим дня ребенка до года не особенно разнообразен. Он состоит из кормлений, купаний, сна, смены подгузников и бодрствования. Для начала нужно понаблюдать за малышом. Наблюдательная мама заметит, что младенец, возможно, предпочитает определенное время для сна или купания. Многим детям нравится купаться утром, а не на ночь. Также и со сном. В сутках наверняка будут несколько часов, когда ребенок спит каждый день в одно и то же время.

    Совет: Обратите внимание на такие моменты и учтите при организации распорядка. Чтобы запомнить их, можно завести небольшой блокнот для наблюдений за младенцем.

    Обязательно заводите будильник и пробуйте укладывать и поднимать малыша ежедневно в один и тот же час. Если в первые дни не получается, не отчаивайтесь. Пройдет совсем немного времени, и он привыкнет.

    Кормите малыша по часам. Многие доктора считают это неправильным, а кормление по требованию более рациональным. Но на самом деле в кормлении по часам нет ничего плохого, если интервал подобран правильно. Некоторые кормящие мамы могут сказать, что грудной ребенок сам рано или поздно входит в режим питания, даже если его не приучать. Но чтобы это произошло быстрее, нужно ему немного помочь.

    Совет: Оптимальный интервал между кормлениями малыша 2-4 месяцев – каждые 2-2,5 часа. Потом можно постепенно увеличивать промежуток времени, посоветовавшись с педиатром.

    Очень важна своевременная смена подгузника. Некоторые малыши не терпят мокрые памперсы и становятся беспокойными. Однако, если ребенок спит, а мама видит, что подгузник пора менять, то надо дождаться естественного пробуждения, а не будить малыша сменой пеленок. Смену подгузников также можно включить в режим новорожденного.

    Совет: Обычно дети пачкают пеленки во время кормления или спустя небольшой промежуток времени. За этим надо понаблюдать и попытаться сделать так, чтобы ребенок засыпал в чистом памперсе.

    Режим ночного кормления

    Многие мамы мечтают наладить режим ночных кормлений, чтобы иметь несколько часов непрерывного сна. Тут надо действовать очень четко. Нельзя реагировать по-разному на детский плач ночью. Если иногда мама покормит, а иногда просто укачает, то малыш может запутаться и будет плакать до тех пор, пока не получит свою еду, никакие укачивания не помогут.

    Обычно, здоровые дети спят достаточно хорошо, просыпаясь лишь на кормление. Первое время придется вставать достаточно часто (каждые 2-3 часа). Надо потерпеть. По мере взросления малыша от ночных кормлений можно будет отказаться или сократить их до одной трапезы за ночь.


    Кормить ребенка ночью нужно по его желанию, а не согласно режиму

    Совет: Если время кормления подошло, а малыш еще спит, то не будите его. Так, можно попробовать выработать режим кормлений, который будет более щадящим для мамы. За несколько дней ребенок привыкнет спать дольше. Это сократит число трапез до одной-двух за ночь.

    Если младенец на искусственном вскармливании, то можно смело увеличивать интервал до 3-4 часов, ведь смесь усваивается значительно дольше грудного молока. Разумеется, необходимо наблюдать за малышом. Если он плачет от голода, то не надо пытаться выдерживать время.

    Некоторые мамочки предпочитают класть младенца с собой, чтобы кормить его, не вставая с постели. Это не совсем верно. Во сне можно навредить малышу, спящему рядом. И по мере взросления ребенка будет трудно приучить к его собственной кроватке, ведь он уже привыкнет спать рядом с мамой.

    Важно: Не стоит отказываться от ночных кормлений, пока ребенку не исполнится полгода. Но и кормить насильно не надо. Если малыш хорошо спит всю ночь, то оставьте его в покое и радуйтесь возможности полноценного сна.

    Установить режим новорожденного не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Маленькие дети быстро привыкают и адаптируются ко всему новому. Потратив пару недель на наблюдение за малышом и организацию распорядка, молодая мама получит множество преимуществ и сможет более полно насладиться радостью материнства.

    Надо ли соблюдать режим дня? Таким вопросом задаются все новоявленные родители. Сторонники жизни по расписанию утверждают, что без него ребенок растет капризным, взбалмошным, неорганизованным. Противники считают, что режим подавляет свободу личности.

    Медики, педагоги и психологи считают что правда, как всегда, находится посередине. То есть режим дня необходим, причем не только детям, но и родителям и всем остальным взрослым, воспитывающим малыша или ухаживающим за ним. Но он обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и детей, и взрослых, к которым относится. Поэтому сегодня чаще говорят не столько о режиме, сколько о ритме дня.

    Режим «пузожителя»

    Приучать малыша к режиму стоит начинать еще тогда, когда он находится у мамы в животике. Многолетние наблюдения американских медиков установили, что если во второй половине беременности женщина достаточно аккуратно соблюдает режим приемов пищи, отходов ко сну и пробуждений, прогулок, то после рождения ее младенец с легкостью следует этому же графику. Конечно, с поправками на возрастные особенности и физиологические потребности. В таких семьях у ребенка и родителей не возникает сложностей с приспособлением к ритму жизни друг друга.

    Режим малыша

    Психологи считают, что в младенческом возрасте кора головного мозга ребенка не слишком активна - 75% работы выполняют подкорковые структуры, которые подвержены регуляции с помощью различных ритмов, в том числе и режима дня. Все ритмические действия помогают крохе приспособиться к внешнему миру. По сути, через регуляцию внешних ритмов можно настраивать процессы саморегуляции у малыша, нормализовать работу внутренних органов и привести в порядок эмоциональное состояние. На режим дня малыша влияет масса факторов.
    ›› Возраст ребенка. Первый ритм задается физиологией новорожденных и длится примерно до 2,5–3 месяцев. В этот период время бодрствования минимально, а грудь младенец требует каждые 40–60 минут. Дальше - до 3 лет - режим меняется каждые 6–7 месяцев: увеличивается время между приемами пищи, двухразовый дневной сон сменяется одноразовым, устанавливается время для прогулок, занятий, гигиенических процедур. После 3 лет дети переходят на детсадовский режим, многие из них отказываются от дневного сна, увеличивая время сна ночного.

    ›› Состояние здоровья ребенка. Ослабленному малышу нужно больше времени на сон и прогулки, а время занятий должно быть четко распределено.

    ›› Темперамент ребенка. Детям-холерикам, легко возбудимым, очень подвижным, нужно строже соблюдать определенный ритм, поскольку только в этом случае в их психофизике будут выстраиваться тормозные механизмы. В противном случае, «заводясь», они «останавливаются» все хуже, что ведет к истерикам и нервным срывам. И не от «невоспитанности», а потому, что мозг не справляется с перегрузками.

    ›› Физиологические особенности организма ребенка. Есть дети - яркие «жаворонки» и дети - явные «совы». Требовать от них соблюдения одних и тех же временных рамок пробуждения и засыпания - не очень правильно, поскольку это будет нарушать природные ритмы их организма.

    ›› Привычки семьи. Время общения с родителями, установленные в семье ритуалы, семейные мероприятия, занятия.

    Как выстроить ритм ребенка

    Установление режима дня малыша в первую очередь зависит от пунктуальности взрослых. Составляйте расписание, исходите из реалий вашей жизни.
    ›› Планируя день своего крохи, исходите из его индивидуальных особенностей. Например, если малыш - «сова», и у него нет аппетита с утра, перенесите его завтрак на более позднее время. Если ребенок активный и возбудимый, то «успокаивающие» мероприятия запланируйте на время перед дневным или ночным сном - они помогут карапузу успокоиться и расслабиться.
    ›› Понаблюдайте за крохой в течение 2–3 недель: так вы выясните, когда ему удобнее просыпаться и засыпать, сколько времени спать, когда и сколько кушать и т.д. А разобравшись, вы сможете создать основу режима и дополнить ее другими составляющими - играми и зянятиями.
    ›› Чем старше ребенок, тем больше у него интересов, увлечений и совместных со взрослыми занятий, которые и можно сделать «отправными точками» режима дня. Если в полгода крохе было все равно, где проводить время, - в торговом центре, на прогулке или в гостях, то в два года он уже сам может отказаться от похода по магазинам и предпочесть рисование или выбрать прогулку не в парке, а на стадионе.
    ›› Обязательно сочетайте разные виды активности: пусть день малыша будет наполнен и физическими занятиями, и общением со сверстниками, и шумными, и тихими играми. Переключение с одного вида деятельности на другой обеспечит оптимальную нагрузку на нервную систему ребенка.

    Варианты режимов дня для разных возрастов

    Режим дня месячного ребенка
    С рождения до 2,5–3 месяцев ребенка-искусственника кормят 6–8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3–3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1–1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5–2 часа.

    Режим дня ребенка от 3 до 5–6 месяцев
    От 3 до 5–6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10–11-часовым ночным перерывом. Режим дня ребенка в 3 месяца, в 4 месяца и в 5–6 месяцев обязательно включает сон 4 раза в день. Бодрствует ребенок по 1,5–2 часа. По режиму дня для 3–6-месячных детей могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

    Режим дня ребенка от 5–6 до 9–10 месяцев
    От 5–6 до 9–10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 4 часа. Режим дня ребенка в 7 месяцев, 8 месяцев, 9–10 месяцев: время бодрствования увеличивается до 2–2,5 часов, дневной сон - 3 раза в день по 2 часа, ночной - 10–11 часов.

    Режим дня ребенка от 9–10 месяцев до 1 года
    От 9–10 до 12 месяцев.
    Число кормлений - 5, интервал между кормлениями составляет 4–4,5 часа. Режим дня ребенка в 9 месяцев, 10 месяцев, 11 месяцев и в 1 год: время бодрствования 3–3,5 часа, дневной сон - 2 раза в день по 2–2,5 часа, ночной - 10–11 часов.

    Плюсы режима

    * Точное понимание того, что за чем следует, сколько примерно времени отведено на то или иное занятие, облегчает жизнь и ребенка, и взрослых.
    * Режим приучает к организованности, умению распределять время работы, занятий, отдыха, игр и т.д.
    * Режим помогает формированию четкой работы и распределению сил организма ребенка как в психическом, так и в физиологическом плане.
    * Настраивает биологические ритмы организма ребенка.
    * Формирует условные рефлексы (например, к определенному и соблюдаемому времени обеда у малыша уже начинает выделяться желудочный сок; выключение света перед ночным сном служит сигналом для выработки гормональной системой мелатонина и т.п.).
    * Помогает адаптироваться к дошкольным и школьным нагрузкам.
    * Формирует психологическую уверенность, ощущение стабильности мира.