Кто такие суфражистки (12 фото). Жизнь замечательных имен

Суфражи́стки (или суфраже́тки , фр. suffragettes , от фр. suffrage - избирательное право) - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав . Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Считали возможным вести борьбу, применяя радикальные акции.

История суфражистского движения

Распространение движение суфражисток получило в конце XIX - начале XX веков, в основном в Великобритании и США . Суфражистки активно применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения : приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами.

Предоставление избирательного права женщинам

Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии в 1893 году (тогда Новая Зеландия была частью Британской империи) и в Австралии - в 1902 году. Позже это право получили женщины ряда европейских стран (в Великом княжестве Финляндском - в 1906 году , в Норвегии - в 1913 году, в Дании и Исландии - в 1915 году, в России - в 1917 году). В Азербайджане и Канаде (до 1919 года ограниченное, с правом голосовать только за ближайших родственников, находящихся на военной службе) избирательное право женщины получили в 1918 году. В 1919 году права голосовать добились женщины Германии , Нидерландов , Швеции , Люксембурга и Бельгии (только для муниципальных выборов), в 1920 году - США, Австрии и Венгрии , в 1922 году - Ирландии, в 1928 году - Великобритании, в 1931 году - Испании . В 1944 году избирательное право было предоставлено женщинам во Франции и Болгарии , в 1945 году - в Италии , в 1948 году - в Бельгии (на национальном уровне) и Румынии , в 1952 году - в Греции , в 1962 году - в Монако , в 1971 году - в Швейцарии , в 1974 году - в Португалии , в 1984 году - в Лихтенштейне , в 2005 - Кувейт , в 2006 - Объединённые Арабские Эмираты , в 2008 году - Бутан , в 2011 году - в Саудовской Аравии .

См. также

Напишите отзыв о статье "Суфражистки"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Суфражистки

Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.

В начале марта в школах и ВУЗах, в офисах и на производстве, в семье и в кругу друзей поздравляют женщин, девушек и девочек с «праздником весны, красоты и женственности». И из года в год наиболее популярными пожеланиями являются «оставаться нежными цветами нашего коллектива» и «всегда блистать красотой». Но если бы поздравляющие знали истоки праздника 8 марта, они бы желали женщинам в первую очередь знать свои права и не давать себя в обиду, ведь именно за это когда-то боролись суфражистки.

Кто такие суфражистки? История движения

Суфражистка: значение

Слово «суфражистка» (фр. "suffrage" - избирательное право) - женщина, активно выступающая за предоставление женщинам права голосовать. Суфражистки выдвигали это в качестве основного требования, поэтому принято считать, что боролись они только за это. Вместе с избирательным правом суфражистки требовали присвоения женщинам прав на собственность, на высшее образование, на равное с мужчинами трудовое право , а также право на развод.

История

Первый манифест суфражисток, «Декларация чувств», провозглашал: «Все мужчины и женщины созданы равными». Но как связаны суфражистки и Международный женский день ?

8 марта 1857 года на улицы Нью-Йорка вышли работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды с целью привлечь внимание к проблемам ужасных условий на данных предприятиях и низкой заработной платы. Проведенная демонстрация была одним из первых шагов женщин на пути к равным правам с мужчинами: они заявили миру о себе, а вместе с тем о своем желании работать в хороших условиях и получать за свой труд достойную плату.

В конце того же века начались массовые митинги суфражисток, что означало только одно - женщины устали молчать и терпеть многовековую несправедливость. Движение суфражисток прокатилось по территории США и Великобритании в конце XIX - начале XX века. Требуя получения избирательного права, женщины приковывали себя к воротам, рисовали агитационные плакаты, проводили демонстрации, задерживали поезда, сидя на рельсах. В 1911 году в Великобритании, во время проведения переписи населения, женщины покинули свои дома на одну ночь. Они аргументировали свой поступок тем, что если женщины не принимаются в расчет, то их не надо считать.

В 1912 году в Лондоне суфражистки в рамках своей борьбы нанесли большой урон, разбив стекла и витрины магазинов на главных улицах города. Этот знак протеста вошел в историю под названием «Хрустальная ночь». Попытки женщин добиться своих прав и свобод мирным путем игнорировались властями. Письма, демонстрации, лекционные дебаты, плакаты, ненасильственные протесты, обращения к прессе оставались без внимания. Это и стало причиной смены тактики.

В тот день было арестовано до 60 женщин вместе со своим лидером Эмелиной Панкхёрст.

Разбитые стекла были не единственным способом заявить о своей борьбе с несправедливостью. Женщины перекапывали газон на полях для гольфа (исключительно мужской игры), испортили картину Веласкеса «Венера перед зеркалом», угрожали Черчиллю расправой. Дело в том, что политический деятель позволил себе высказать оскорбительный комментарий в адрес одной из активисток, что вызвало их гнев.

Митинги суфражисток могли собрать до 30 000 участников, а вместе со зрителями это число удваивалось. Что было неудивительно, ведь для того, чтобы заявить о себе, женщины не скупились на идеи и зрелищность. Например, на одном из шествий к своим белым платьям они прицепили «оковы», сделанные из цветов. Во время шествия женщины громко плакали и стонали под удары барабанов.

В наши дни равенство мужчин и женщин в гражданских правах кажется чем-то очевидным и естественным, но в свое время оно далось активисткам очень нелегко. Желая сделать этот мир справедливее, они столкнулись сначала с равнодушием, а затем с сопротивлением тех, кто не желал их слушать. Их избивали, оскорбляли, сажали в тюрьму и ссылали на каторги. Они устраивали одиночные и массовые пикеты, жертвовали свободой и жизнью, проявляя силу духа. Все это было сделано ради того, чтобы устранить дискриминацию. И именно из этих событий берет свое начало Международный женский день, при поздравлении с которым нередко употребляется словосочетание "слабый пол". Слабый ли?

Март начинается с еще одного праздника, направленного против дискриминации. Он так и называется - День "Ноль дискриминации ", возможно, Вам будет интересно о нем почитать. А так же о том, существует ли до сих пор дискриминация женщин и с чем борются феминистки третьей волны .

В 2015 году в прокат вышел фильм "Суфражистка" режиссера Сары Гаврон. Картина рассказывает о времени борьбы женщин за свои права.

Источники:

Вряд ли кто из мужчин любит феминисток. Хоть и сказано в писании «Возлюби врага своего». И действительно, истошная борьба современных феминисток заставляет считать, что в мужчинах эти дамы видят врагов, с каковым врагом они сражаются самоотверженно. Хотя, думается, борьба эта напрасна. Милое различие между мужчиной и женщиной нынешним феминисткам не уничтожить.

Различие это не только милое, но и малое. В большинстве современных стран мира различие в анатомии и физиологии мужского и женского организма – последний камешек, оставшийся от некогда могучих стен, деливших весь мир на мужскую и женскую половину.

Стен, заметим, не природных, но социальных. Они были возведены давным-давно, когда мир за пределами семьи / племени был враждебным, и залог всеобщего выживания виделся в одном – окружить наиболее ценных и слабых, женщин и детей, защитой из тел сильных, агрессивных и злобных мужчин. И так было везде: женщина хозяйничает внутри, дома, мужчина представительствует снаружи, на улице, в городе, в стране.

В принципе, такое разделение на мужской и женский мир было вполне естественным. Рожать могла только женщина. Мужское же видимое превосходство и немалые социальные преимущества оплачивались тем, что мужчины были своеобразным расходным материалом. До 40 лет не многие из них доживали. Многие не доживали даже до периода репродукции, умирали, не дав потомства, и их гены исчезали из генофонда навсегда.

Но времена меняются, и человечество меняется вместе с ними. Уже в 18-м веке стало очевидно, что женщинам тесновато на «женской половине». Особенно в слабо населенной Европе, где женщины то и дело выходили на политическую сцену. За примерами далеко ходить не надо: Жанна д’Арк. Да и правительниц женского пола в истории всех стран Европы было достаточно, от Англии, до Италии и России.

Ту французскую революцию, которую принято называть Великой, и от которой отсчитывают период, называемый «новой историей», в немалой степени заварили женщины. И не только заварили, но и продолжали в ней участвовать. Иной раз с серьезным ущербом для себя. Олимпия де Гуж (1748 -1793) которая представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие женщин, закончила жизнь на эшафоте, успев сказать красивые слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». Теруань де Мерикур (1762 - 1817) участвовала во взятии Бастилии, была хозяйкой революционного салона и предводительствовала отрядами революционных женщин в Париже. Таких отрядов в городе было много. Однажды Теруань окружили «идеологические противницы» и, раздев донага, жестоко избили. Могли бы и убить. Дамы, воспламененные революционными идеями – страшная толпа. От всего происшедшего бедняга Теруань лишилась разума. Последние 24 года своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. За это время в положении французских женщин произошли изменения к худшему. В 1795 году им запретили появляться в общественных местах, а также на любого рода политических собраниях. В 1804 году появился указ императора Наполеона, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у мужчины: отца или мужа. Все равно, как в эпическом указе ПетраI: «Курица – не птица, женщина – не человек»

Революция закончилась, но движение женщин за свои права продолжалось. Лозунг этого движения был достаточно прост: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Женщины требовали равноправия в браке, в правах собственности, в получении образования, в свободном выборе профессий. Требовали они и предоставления женщинам избирательного права. По-французски «избирательное право» - «suffrage». Поэтому женщины-участницы движения за предоставления женщинам избирательных прав стали называться «суфражистками».

Суфражизм возник в конце 19-го века в основном в Великобритании и в США. В этих странах была на тот момент самая развитая судебная система, и человек был наиболее защищен юридически. Как следствие, даже не самые образованные члены общества разделяли чувство социальной справедливости и всеобщего равенства перед законом. А там, где равные обязанности, там должны быть и равные права. Не так ли?

Поэтому, хотя суфражистки принадлежали к образованным и небедным кругам, свою борьбу они вели за равноправие всех женщин, в том числе, бедных и неграмотных.

Одной из идеологических основ суфражизма считается работа английского либерального философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин», опубликованная в 1869 году. В этой работе, прогремевшей в свое время по всей Европе, он отметил: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна».

Как уже было сказано, в Европе представительницы прекрасного пола абсолютно бесправными не были никогда. Они вмешивались в политические дела, даже не будучи наделенными какими-либо правами на государственном уровне. Влияние на правителей и на политиков – да еще какое! – оказывалось через спальни и через светские салоны. Но все же роль метрессы и роль официального политика – разные роли. Как тут не согласиться?

В своей борьбе суфражистки были активны, как всегда активны бывают женщины, если хотят добиться своего. Они применяли в основном ненасильственные методы гражданского неповиновения: выходили на демонстрации и выставляли пикеты с плакатами. Были в ходу и более решительные действия. Дамы садились на трамвайные или железнодорожные рельсы, приковывали себя к оградам или воротам. Но суфражистки не стеснялись радикальных методов в своей борьбе. Ведь радикализм в конце 19-го века был в моде. Разгневанные женщины иногда разбивали витрины магазинов или устраивали нападения на полицейских, забивая их с помощью подручных средств, главным образом, зонтов. Это только кажется смешным. Но мало кто бы из мужчин захотел оказаться в окружении возбужденных и кричащих дам, вооруженных колющими орудиями (а зонтик – оружие колющее). А если учесть, что британские полицейские оружия не имели, им можно было бы только посочувствовать.

Да что там полицейские! Сам сэр Уинстон Черчилль вынужден был завести телохранителей, когда узнал, что суфражистки собираются похитить его сына. Вообще он был невозмутим, ироничен, любил хороший коньяк и сигары. Всем этим сэр Уинстон вызывал у многих суфражисток приступы бешенства. Когда одна из таких «змеек» публично обозвала его «бездушным пьяным мужланом», он, не долго думая, ответил: «Я-то пьян, но завтра протрезвею. А у вас ноги кривые, и всегда такими останутся» В самом деле, скотина! О чем вскоре его известила суфражистка Тереза Гарнет. В Бристоле она ударила Черчилля зонтом и закричала: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!». Между прочим, в те годы женские зонтики были достаточно тяжелы.

Да что там Черчилль, будь он хоть трижды Первый Лорд Адмиралтейства (то есть, по-нашему говоря, военно-морской министр Британской империи)! Суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон 4 июня 1913 года бросилась под ноги королевского коня на скачках в Дерби. Но лошадь – совсем не галантный сэр Уинстон Черчилль. Эмили была тяжело ранена ударами копыт и в результате скончалась. Она стала мученицей и героиней суфражистского движения. Впрочем, борьбе за равные права этот подвиг принес больше вреда, чем пользы. Многие мужчины в Англии заявили: «Да эти суфражистки – все психически ненормальные! И таким давать право голосования?!»

Надо сказать, что примерно эту же мысль развивает Л.Н.Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина». Не многие знают, что роман этот был написан против суфражистского движения (или, как его чаще называли в тогдашней России, против «эмансипации») Перечитайте роман, и увидите, что для Л.Н.Толстого Анна – отрицательный персонаж. «Дура-баба, не знает, чего хочет!» Кажется, суровый граф не раз повторял эту фразу в процессе написания романа.

Так что суфражизм внес свой вклад и в мировую литературу. И не столько романами Жорж Санд. Которую, как известно, звали Амандина Аврора Люсиль Дюпен, и которая была одной из первых суфражисток в Европе, еще до появления этого слова в лексиконе политиков и общественных деятелей.

Так или иначе, но активная борьба женщин за свои гражданские права начала давать результаты уже в 19-м веке. Первыми, в 1893 году, получили избирательное право женщины в Новой Зеландии. Следом за ними, в 1902 году этого же добились и женщины в Австралии. После окончания Первой мировой войны в британском Парламенте был принят закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет. А в 1928 году в Великобритании было установлено полное равноправие для женщин. В России, женщины были уравнены в правах с мужчинами после Февральской революции 1917 года.

Которую, кстати, никто не предвидел. А началась эта никем не ожиданная революция с протестов петроградских женщин, которым невозможно стало кормить свои голодные семьи.

СУФРАЖИСТКА

СУФРАЖИСТКА

(suffragette) Участница движения за равноправие женщин (в Англии), особенно за предоставление им избирательных прав. После попытки Дж. С. Милля (Mill) ходатайствовать о внесении положения о всеобщем избирательном праве во Второй Билль о реформе в 1867 г. стали создаваться общества, агитировавшие за распространение избирательного права на женщин, однако суфражистки мало преуспели в своих попытках убедить в этом членов парламента. В 1903 г. Эмилия Пэнкхорст основала Общественный и политический союз женщин, допускавший, в отличие от суфражисток, ратовавших за мирные методы, применение насильственных средств, включая демонстрации, срыв дебатов в Палате представителей и публичных собраний, а также уничтожение имущества. После неудачной попытки принять в 1911 г. закон о предоставлении женщинам избирательных прав суфражистки все чаще стали прибегать к насильственным методам, а оказавшись в тюрьмах, устраивали голодные забастовки. В 1913 г. Эмилия Дэвисон покончила жизнь самоубийством, бросившись на скачках Дерби под королевскую лошадь. Удалось ли движению суфражисток способствовать борьбе за предоставление женщинам избирательных прав – вопрос спорный, но очевидно, что практикуемое ими насилие оттолкнуло от них умеренных сторонников. Гораздо более важную роль в борьбе за равноправие женщин сыграла 1-я мировая война, доказавшая, что женщины способны выполнять ту же работу, что и мужчины. Вскоре после войны (1918) состоялось представление Закона об избирателях, предоставившего право голоса женщинам старше 30 лет.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "СУФРАЖИСТКА" в других словарях:

    СУФРАЖИСТКА, суфражистки, жен. Сторонница суфражизма, участница этого движения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    суфражистка - и, ж. suffrage m. Сторонница, последовательница суфражизма. БАС 1. Лекс. СИС 1937: суфражи/стка … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Сегодня странным кажется то, что совсем недавно отношение к женщинам как ко второму сорту было вполне приемлемым в цивилизованном обществе. Многие столетия женщины страдали от необходимости безоговорочно подчиняться мужчинам, которые совершенно не принимали во внимание потребности прекрасного пола. Поэтому вполне понятно, что подобные обстоятельства вызывали негодование, и в один прекрасный момент дамы отказались мириться с таким положением вещей и поднялись на борьбу.

Зарождение движения

Вторая половина прошлого века в Англии была ознаменована возникновением нового движения - суфражизма. Термин происходит от английского «suffrage», которое в переводе значит «избирательное право». Это именно то, за что боролись женщины, присоединившиеся к новому движению. Суфражистка - это женщина, которая стремилась получить права, аналогичные с мужскими. Как это обычно и происходит, некоторые участницы движения смотрели в разных направлениях, что привело к его расколам и борьбе противодействующих партий.

Движение суфражисток разделилось на два направления. Правые силы, включавшие представительниц двух новообразованных партий, настаивали на мирных способах проведения революции. Они занимались созданием брошюр, организовывали митинги, создавали петиции. Левоцентристские силы решили работать совершенно другими методами, которые были направлены против действующего правительства.

Начало демонстраций

Значение слова "суфражистка" подразумевает следование идеалам движения, однако далеко не все участницы ограничивались социальной позицией. Очень часто подобные демонстрации проходили под громкие крики, демократические лозунги и с постоянными скандалами. Во время своих протестов суфражистки занимались как травлей недругов, так и откровенным беспределом. Они били стекла домов, клеили провокационные плакаты и устраивали шумные парады.

Главные действующие лица

Одной из основательниц суфражизма по праву считается Эммелин Панкхерст. Она была образованной женщиной, которая получила образование в Париже и решила всю свою жизнь положить на борьбу за женское равноправие. Она считала, что все проблемы, возникающие в мире, существуют только потому, что власть полностью находится в руках мужчин, впрочем, так думала едва ли не каждая суфражистка. положения мужчин в обществе значительно повлияло как на саму Эммелин, так и на ее дочь Кристобаль, которая была полностью согласна с матерью.

Флора Дрюмонд - еще одна известная суфражистка. Это была довольно колоритная дама, которая во время выступлений надевала белый мундир с золотыми эполетами и форменную фуражку. На участие в подобных акциях ее спровоцировала ненависть к несправедливости по отношению к женщинам.

Агрессивная борьба

Движение суфражизма продолжало приобретать популярность и становиться более многочисленным. Страна продолжала сотрясаться от митингов, шествий и демонстраций. Особо активные участницы оказывались в тюрьме, где устраивали голодовки, чтобы привлечь к себе максимум внимания.

Результат

Работа движения не оставалась незамеченной. Уже в 1907 году был создан специальный комитет, нацеленный на защиту избирательного права для женщин, за которое боролась каждая суфражистка. Синоним активистки этого движения, который сегодня встречается довольно часто, - "феминистка". И те, и другие стремились урегулировать права мужчин и женщин в правительственных организациях, и одно движение стало логичным продолжением другого.

Суфражизму удалось добиться определенных успехов, частичное избирательное право для женщин появилось уже в 1918 году, а полное - в 1928. Но до сих пор многие знают, что суфражистка - это женщина, которая боролась за равноправие.