Лекции для начинающего парикмахера. Учебник по парикмахерскому делу

Все женщины уделяют много внимания своему внешнему виду. Одни ухаживают за собой самостоятельно, в домашних условиях, а другие становятся частыми клиентами салонов красоты. В любом случае для создания порядка на голове, потребуется посещения парикмахерской. Красивые и здоровые волосы не только привлекают внимание окружающих, но и придают уверенности самой женщине.

Колористика в искусстве парикмахера

Любая профессия требует определённого опыта и знания своего дела от А до Я. Но мастерство не рождается на пустом месте. Любой начинающий стилист должен приложить максимум усилий, чтобы полностью овладеть своей профессией. Важно не останавливаться на достигнутом: изучать соответствующую литературу, просматривать видео, брать уроки у более профессиональных коллег и так далее.

На парикмахера возлагается большая ответственность за своего клиента, чтобы результат ему понравился полностью. В этой работе важно не только знать все технические моменты, но и уметь грамотно применять их на практике. Так вот, остановимся на такой науке, как колористика.

Само по себе, понятие колористика подразумевает под собой гармоничное сочетание различных цветов . Играя цветовыми оттенками на волосах, можно до неузнаваемости изменить любой образ.

На сегодняшний день окрашивание волос в однотонную гамму стало не так актуально. В тренде стали причёски с сочетанием нескольких цветов. Однако, не так просто правильно подобрать несколько цветовых оттенков грамотно. Здесь требуется опыт, знания и чутье на конечный результат.

Теоретически, всех людей условно делят на четыре цветовые гаммы - по временам года. От этого и стоит отталкиваться при окрашивании волос.

Основы колористики

Колористика в искусстве парикмахера базируется на теории цветового круга . Человеческий глаз способен различить и уловить огромное количество всевозможных полутонов и оттенков. Но, все они базируются на трёх основных цветах:

  • красный;
  • жёлтый;
  • синий.

При смешивании этих красок в разных пропорциях, можно получить другие варианты цветов и оттенков.

Этот цветовой круг стал отличным подспорьем в работе парикмахера, помогая им подобрать соответствующий колор при окрашивании волос. Помимо этого, с его помощью можно исправить допущенные ошибки и нейтрализовать неудачный результат.

При работе с кругом Освальда , необходимо строго придерживаться следующих позиций:

  • колеры, находящиеся по соседству в вершинах треугольника, отлично гармонируют между собой;
  • если надо нейтрализовать неудачно полученный цвет при окраске волос, то выбирается тот, что напротив.

К примеру, если обесцвечивание локонов было произведено неудачно и появился жёлтый отлив, то нейтрализовать его сможет сиреневый пигмент, который идёт напротив. Такие колера называются дополняющими. Вся цветовая палитра в круге условно разделяется на тёплые и холодные тона. Кроме этого, существуют первичные, вторичные и третичные цвета.

Первичные цвета

Самым мощным цветом в круге Освальда считается синий , относящийся к холодной гамме. Следует помнить, что при разбавлении этим цветом любую краску, она становится насыщеннее и темнее.

Вторым по значимости идёт красный колор , который при смешивании с синим даёт краску более светлого оттенка.. Если же его смешивать с жёлтым, то наблюдается противоположная картина.

Самым слабым по силе воздействия, считается жёлтый тон . Соединяя его с другими цветами, они приобретают большую яркость и насыщенность.

Вторичные оттенки

Подобная цветовая категория получается путём смешивания в равных пропорциях цветов из первой категории. Вот получаемый результат такого синтеза :

  • синий+красный=фиолетовый;
  • синий+жёлтый=зелёный;
  • красный+жёлтый=оранжевый.

Когда в замес включается один первичный и один вторичный колер, то по итогу получается третичный цвет. Все остальные варианты комбинаций цветовой палитры относятся к категории сложных. На круге Освальда можно наглядно ознакомиться со всеми приведёнными выше цветовыми комбинациями. Круг поделён на 12 самостоятельных секторов, где первичные тона имеют по отношению друг друга угол в 120 градусов. Все остальные же распределены между ними.

Недаром, вся цветовая палитра опирается всего на три цвета , и круг Освальда в парикмахерском искусстве — просто находка.

Цветовые вариации красок для волос

Чтобы охарактеризовать любой краситель для волос, необходимо отталкиваться от двух основных понятий: глубины и направленности.

Глубина тона определяется по специальной шкале, от тёмного к светлому. В популярных красках серии Эллон, такая градация выглядит следующим образом:

Под цветовым направлением понимается концентрация оттенков с одним доминантом.

Комбинирование цветов в колористике

напрямую связано с колористикой . Чтобы правильно пользоваться этой наукой, необходимо досконально изучить все её нюансы и закономерности. Иначе, парикмахер не сможет профессионально смешать краски, чтобы получился необходимый цвет волос.

Ещё один важный момент, который нельзя обойти стороной перед окраской, это текущее состояние волос клиента. На исходный результат влияет не только цвет и глубина выбранного тона, но и натуральный пигмент в волосах. Кроме того, волосы могли перекрашивать раньше и присутствие в них ещё и старого красящего пигмента нельзя недооценивать.

Именно поэтому, чтобы осуществить грамотное окрашивание волос, необходимо соблюдать гармонию цвета . До сих пор существует множество противоречивых мнений по поводу существования единого эталона цветовой гармонии. Одни говорят о её существовании, а другие этот факт отрицают.

Несмотря на это, существует стандартный ряд сочетания цветов, которым чаще всего и пользуются.

Гармония родственных оттенков - это расположенные по соседству друг к другу цвета. Сочетая их, получается комфортный для восприятия цвет.

Выделяются несколько групп подобного рода:

  • сине - красный;
  • жёлтый с красным;
  • синий и зелёный;
  • жёлто-зелёный.

Комплементарная гармония - это когда соединяются противоположные цвета, что даёт резкий контраст.

Монохромное комбинирование берёт за основу соединение цветов из одной цветовой гаммы, но имеющую разную степень светлости и насыщенности. Полученные таким образом оттенки, обладают выраженной статичностью, теплотой, спокойствием и уравновешенностью. К ним не относятся белый, чёрный и серый цвет.

Ахроматическое сочетание подразумевает состав из двух, трёх однотонных колеров. К таковым относятся чёрный, белый и серый. На волосах такой ахроматизм возможно создать путём мелирования отдельных локонов. Седина также считается ахроматической гармонией.

Практическое внедрение колористики

Несмотря на богатство цветовой палитры, все красящие составы имеют в основе своей только четыре цвета: синий, красный, жёлтый и серовато-зелёный. Единственное различие между ними, это разница в концентрации и количестве.

Чтобы клиента полностью удовлетворил конечный результат, парикмахеру следует предварительно учесть несколько нюансов:

  • доскональное изучение кожи головы и структуры волос;
  • налаживание близкого психологического контакта с посетителем, чтобы было проще определиться с его предпочтениями;
  • использование в работе исключительно качественных красителей, желательно профессионального типа как линейка красок Эстель.

Главное правило для любого парикмахера — не ошибиться в своих действиях , ведь от этого зависит многое: настроение клиента, красота причёски, репутация самого мастера. Практика и теория неотрывно связаны между собой, и разделять эти понятия будет ошибкой. Для пополнения своего практического багажа, станет нелишним брать специальные уроки мастерства вживую или по видео.

Для начинающих стилистов наука колористика не так быстро поддаётся освоению. Но отчаиваться и отказываться от дальнейшей работы точно не стоит. Труд и терпение со временем дадут свои удовлетворительные результаты и прибавят уверенности.

История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Как ни странно, прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда.

Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами.

Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте.

Древний мир

Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой.

Большое внимание уделяли изготовлению париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом.


Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.

Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости.Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.

Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы.Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.


В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура - мытье, окраска, завивка, стрижка волос - выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.

В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы.

Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой. В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис).

Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.

Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.

Стригли особыми серповидными бритвами.


С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус.

В Китае и Японии для того, чтобы прическа была более устойчива, под волосяные пряди мастера подкладывали картонные подпорки, бархатные валики, подушки, они придавали прическе объемность. А для долгой сохранности прически волосы смазывали клейким составом, смолами или белками яиц.


Средневековье и эпоха Возрождения

Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось - в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны.

Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи.

Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя. Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.

Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причине они охотно называли себя хирургами.

В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.

В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой - изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.

XVI -XVII века

В эпоху Барокко, следуя введенной безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, т.е. парик с длинными локонами.

Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе. Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижер».

Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции.

Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.

Здесь, как и в античном мире, ценились парики. Мода на них продолжалась долго - вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

XVIII век

В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.

В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой.

В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.

На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу.Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.

Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно.


XIX век

В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго изобрел специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество, завивка; все это так подействовало на парикмахерское ремесло, что наступила переоценка машинной работы, а искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение.

К тому же, была объявлена свобода профессий, которая привела к устранению напряженности между банщиками, брадобреями и фельдшерами, и вместе с этим и к разграничению врачебной профессии от ремесла брадобреев.

Электрическая машинка для стрижки волос, вытеснившая с 1880 года ручную, придала профессии новый отпечаток.

В 1884 году немецкий парикмахер Фишер изобрел завивку мертвых волос. Изобретателем щипцов для волос является француз Марсель. Его изобретение, несмотря на множество мелких усовершенствований, к нашему времени в основном осталось без изменения.

На исходе XIX столетия парикмахеры начали борьбу за свое признание в общественной жизни, за единство всего ремесла. Были основаны первые корпорации. Корпорация «брадобреев, парикмахеров и мастеров парикового ремесла» состояла преимущественно из владельцев дамских и мужских парикмахерских, в «париковую и волосообрабатывающую корпора-цию» были объединены дамские и мужские парикмахеры.


XX век

Около 1904 г. Шарль Нестле (Карл Неслер или Нестлер), француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку (перманент). В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая неделя составила около 54 часов.

В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот.

Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом.

В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.

Парикмахерское дело в России
Допетровская эпоха

История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины - косы, для расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей культуры. Материалом для него служили дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы.

С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства - у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.

Царская Россия

В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ - «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.

Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды.

В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. Был введен специальный «бородной ззакон» (пошлина на бороду): заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот оборудуются специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.

При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих.

Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.

Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен.

Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.

Приведем фрагмент хроники 1799 г. (распоряжение столичного оберполицейского):

18 февраля - запрещается танцевать вальс.
2 апреля - запрещается иметь тупей, на лоб опущенный.
17 июля - запрещается всем носить широкие большие букли.
12 августа - «Чтобы никто не имел бакенбарды».

А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».

1801 г. - Александр I издает Указ обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка.

1806 г. - кадетам было-приказано стричь волосы под «гребенку».

1807 г. - офицеры носят косы только в торжественных случаях.

При дворе Екатерины II особенно распространилась мода на парики.

Цирюльники и куаферы

Цирюлен в городах было мало, и парикмахеры бродяжничали, нося с собой свой инструмент.Они ходили по базарам дворам и квартирам, выискивая клиентов.

Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы:
- Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем.

Банки, пиявки, набор грудной степной травки! Эти присказы - своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.

Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос»... Цирюльник в России - профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.


Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств.

На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.

Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.

В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами.

Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и причёске способствали распространению всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.

Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890гг. Иван Андреевич Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

В 1886 г. за участие во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически, он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.

В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.

Парикмахерское дело в СССР

В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера - французы - отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.

И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война - все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

В 1914 г. - появляется «Русская стрижка» - первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами.

Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг.


Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.

В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты.

Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам - термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера.

Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров.

В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди.

Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием.

А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира». Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен.

На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин. Другая актриса - Марина Влади - ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».

В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.

В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам.


Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у россиян проявилась национальная черта - купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше - японский.

С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов - стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.

В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.

На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников - мужчин.

Но, столкнувшись с титаническим трудом, делает скромные по объему и деталировке прически типа «букли». Страну продолжают затоваривать синтетическими париками разной цветовой палитры. Цвет волос у женщин начинает часто меняться: то ярко-рыжий, черный, вытравленный белый (обесцвечивали волосы до его разрушения), то нежные цвета осени.

В середине 70-х годов в Россию приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун - английским парикмахером.

Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы - локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники.

Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерс кого мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка», которая завоевывает первое место.

Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ - Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР. Возглавляла его Долорес Кондрашова. Это принесло только убытки городским объединениям бытового обслуживания. На этом этапе Министерство бытового обслуживания, являлось, по сути, монополистом. Низкие расценки, большой план и завышенные требования довели парикмахеров до нищенства.

В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание и стала достойным выбором для многих. И в этом нет ничего удивительного, ведь эта профессия замечательна тем, что прочно ассоциируется у нас с такими понятиями как «красота», «элегантность», «хорошее настроение».

Можно с уверенностью сказать, что профессия парикмахера в современном мире полностью поменяла свою полярность, перестала ассоциироваться с чисто женским ремеслом. Сегодня это - стиль, новые технологии, креатив, участие в конкурсах и возможность творческого самовыражения.

Мода, как известно, никогда не стоит на месте - она переменчива, она всегда соответствует предлагаемым обстоятельствам. В наш век скоростей, информации и Интернета она меняется особенно быстро. Что дальше? Сказать сложно. Подождем…

Цирюльник (устар.) - парикмахер, владеющий также элементарными приемами врачевания

Постижер (фр. posticheur) – подушка, которую дамы носили при себе и на которой расчесывались парики

Куафёр (фр. coiffeur) - уст. парикмахер

Из этого впоследствии развилась профессия театрального парикмахера, а с появлением кино - и профессия гримера.

Он же изобрел и искусственные ресницы.

Бигуди - приспособление для завивки волос цилиндрической формы. Изготавливаются из металла, резины, пластмассы.

Тупировка - взбивание волосяной пряди для придания пышности и объема.

Тамбуровка - прикрепление волос к материалу. Применяется при изготовлении постижерских изделий.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ДЕЛО
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 2

ИСТОРИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА........ 3

КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ....................................... 11

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...................................... 12

Характеристика волос....................................................................................... 12

Типы волос......................................................................................................... 12

Фактура волос.................................................................................................... 14

УХОД ЗА ВОЛОСАМИ................................................... 15

УХОД ЗА ВОЛОСАМИ КЛИЕНТА............................... 17

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРУДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ....................................................................... 18

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ...................................................... 18

УХОД И ХРАНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ..................... 22

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...................................... 23

Последовательность при выполнении данной работы............................... 23

Технология стрижки......................................................................................... 23

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ..... 25

Электроаппаратура и электроинструменты должны отвечать следующим требованиям....................................................................................................... 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 26

Часто ее компонентами становятся головные уборы, ленты, бусы, украшения. Вид и форма прически зависит от субъективных и объективных причин. Прическа как костюм является произведением искусства. При смене художественных стилей, направлений в искусстве меняет вид и форму прически. В моду вошла и завоевала свои пьедесталы женская короткая стрижка. Она изменяется чуть ли не каждый сезон, вносят в моду все новые и новые силуэты: короткая челка, удлиненный затылок или наоборот. Сложная окраска оригинальная укладка. Так же из моды не вышли и длинные волосы. Сейчас силуэт длинной прически приобретает все более четкие линии. Самая модная стрижка на данный момент «Сесун». В любом виде парикмахерского искусства проявляется влияние современных методов, происходит усовершенствование парикмахерского дела появление новых инструментов и приспособлений, и средств ухода за волосами. Новинок в парикмахерском деле появляется очень много: средств для укладки волос лаки, гели, пенки, муссы и крема. Крем - краски с одновременным уходом за волосами и при этом получается большой, яркий и стойкий цвет волос. Так же появляется очень много оттеночных средств, при чем нужно заметить что в их состав входят натуральные компоненты.

Можно много говорить о новинках в парикмахерском деле. Но одно можно сказать с точностью, что прическа была и будет своеобразным паспортом человека. Главное качество которым должен обладать парикмахер это предвидение.

Поэтому фирма « Велла» организовала в Лондоне творческую мастерскую из разных стран, где они могли бы работать над созданием определенного стиля. В этом году над созданием образа следующего сезона, « Велла « выбрала стилистов из шести стран.

Россию представлял Сергей Зверев. Россия выступала в столь престижном мероприятии впервые. Каждый день в мастерской работало два стилиста Сергей Зверев и Кристофор Даволли. При создании прически мастера не были ограничены цветом и формой стрижек. И что особенно важно стилистам представлялась возможность выполнять свои модели которые они сами оценивали как перспективные. Первые модели Зверев создал образ золотисто – рыжих, коричневых тонов. Работа была выполнена удивительно хорошо. Цвета подобраны удивительно точно, хотя все собравшиеся со знанием дела следили за работой мастера. Результат, которого добился Зверев стал для всех полной неожиданностью. Он показал абсолютно новую технику окраски волос. И цвета по мнению профессионалов были подобраны в таком идеальном сочетании. Внешность второй модели была значительно изменена. Перед тем как Зверев покрасил и подстриг ее волосы она выглядела вполне обыкновенно. Девушка на столько преобразилась, что в ней увидели новую модель. Обе модели принесли огромный успех нашему стилисту Сергею Звереву. Не смотря на то, что в нашей стране временные трудности, как и все временные неудачи приходят и уходят, а желание быть красивым будет всегда. Ибо красота вечна. Не смотря на все трудности в стране Зверев доказал, что и в нашей стране есть специалисты по парикмахерскому искусству.

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прической. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.

Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали свои волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная прическа состояла из коротко остриженных волос, « полной « от виска до виска недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой.

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел – коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким. Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение – стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо лбом.

Обычно римляне брили лицо. Однако в моде были и небольшие завитые бородки

Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили « греческие» прически. Но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленные на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее «9 – 12» века и позднее «13 –15 века». Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

В первой половине 16 века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. В конце 16 века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

Интернет-ресурсы

Дополнительная литература

Литература (основная)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Павленок, П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2010.- c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4454.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

1. Социология. Под. ред. Скворцова Н.Г. - М. :Проспект, 2009

2. Социология. Шайхисламов Р.Б. Уфа:УФИ, 2006.

3. Социология. Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 2009

4. Социология Исаев Б.А. – СПб.: Питер, 2007

5. Методы социологических исследований. Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М.: ИНФРА-М, 2009

6. История западной социологии: этапы, идеи, школы. Желтов М.В. - М.: Академический проект, 2010

7. История социологии. Осипов Г.В. Култыгин В. П., - М. Норма, 2009

8. История социологии. Кукушкина Е.И. - М. Высшая школа, 2009

  1. Федулова А.В. Социология. Учебные программы. МАБиУ, 2007

1. http://www.humanities.edu.ru

2. http://ihtik.lib.ru/edu

3. http://window.edu.ru/window_catalog

4. http://ido.edu.ru

5. www.asi.org.ru - Агентство социальной информации

  1. Введение
  2. Организация помещений в парикмахерских и виды оборудования
  • Характеристика салонов парикмахерских
  • Оборудование
  • Организация рабочего места парикмахера
  • Правила обслуживания посетителей
  • Санитарно – гигиенические требования к содержанию помещения
  • Требования к освещению помещений
  • Требования к отоплению и вентиляции
  • Контрольные вопросы
  • Мытье и массаж головы
    • Общие сведения о волосах
    • Типы и фактура волос
    • Технология мытья головы
    • Технология массажа головы
    • Контрольные вопросы
  • Материаловедение
    • Понятие и назначение парфюмерии
    • Основные сведения о химии
    • Витамины
    • Духи, одеколоны, туалетные воды, лосьоны и шампуни
    • Действие химического состава на волосы
    • Контрольные вопросы
  • Инструменты и приспособления при выполнении парикмахерских работ
    • Приспособления
    • Режущий инструмент
      • Ножницы
      • Машинки для стрижки волос
      • Бритвы
    • Инструмент для расчесывания волос (расчески)
    • Инструмент для укладки и завивки волос
      • Бигуди
      • Щипцы
      • Коклюшки
    • Контрольные вопросы
  • Стрижка волос
    • Основы стрижки
    • Основные понятия стрижки
    • Характеристика основных зон головы
    • Классический вариант выполнения простой стрижки
    • Другие варианты выполнения простой стрижки
    • Основные виды простой стрижки
    • "Родственники" стрижки "простой"
    • Рост волос на НЗЗ
    • Комбинирование или составление стрижки
    • Рекомендации
    • Рекомендации (2)
    • Приложение
    • От автора
  • Окрашивание волос
    • Введение в окрашивание
    • Физиология волос и окрашивание
    • Идентификация натурального цвета волос
      • Тон и насыщенность
      • Определение натурального цветового уровня и тона
    • Выбор краски
      • Выбор уровня, тона и интенсивности окраски
      • Анализ цвета глаз и кожи
    • Теория цветности:
      • Закон цветности
      • Краска для создания натурального цвета волос
    • Классификация красок для волос:
      • Временные красители (для временного изменения цвета волос)
      • Полуперманентные (или семиперманентные) красители
      • Демиперманентные красители
      • Перманентные красители
      • Натуральные красители и красители, содержащие соли металлов
    • Перекись водорода
    • Осветление волос
      • Типы осветлителей
      • Действие осветлителей
      • Роль натурального пигмента
      • Временной фактор
      • Осветление неокрашенных волос
      • Осветление отросших волос
      • Неровное осветление
      • Тонеры
      • Подкрашивание отросших волос
      • Особые эффекты
    • Консультация
      • Предварительный тест на повышенную чувствительность
      • Проведение предварительного теста на повышенную чувствительность
    • Процедуры окрашивания волос
    • Седина: проблемы и их решение
    • Контрольные вопросы
  • Завивка волос на продолжительное время
    • Механизм изменения формы волос при химической завивке
    • Этапы химической завивки
    • Технология выполнения химической завивки:
      • Основные методы и приемы химической завивки волос. Классическая химическая завивка
      • Ошибки при выполнении химической завивки, вызывающие отрицательные последствия
      • Уход за волосами с химической завивкой
    • Контрольные вопросы
  • Укладка волос
    • Общие сведения об укладке
      • Основные элементы прически
      • Средства для укладки волос
    • Выбор прически:
      • Классификация причесок
      • Моделирование прически в зависимости от формы лица
    • Укладка волос холодным способом
    • Укладка волос с применением бигуди
    • Укладка волос с применением фена
    • Укладка волос с применением электрических щипцов
    • Начесывание и тупирование
    • Контрольные вопросы

    Парикмахерское искусство является одним из древнейших видов деятельности человека, которая направлена в первую очередь на улучшение (украшение) его внешности. Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, изменением условий быта, повышением уровня общей культуры. Из века в век разные исторические периоды человек создавал новые предметы быта, которые отражали его представления о красоте, индивидуальный вкус и общее понятие об эстетическом идеале, присущие конкретной эпохе. Изменялись также одежда, украшения и прически. В зависимости от природных условий, положения человека в обществе и ряда других факторов у каждого народа формировались свои определенные стиль и традиции, которые отражались в одежде и прическе. В каждой эпохе, отдавая дань моде, мастера парикмахерского дела создавали новые формы, линии и декоративные элементы прически.



    Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Наиболее заметно это проявлялось в костюме и прическах, которые тесным образом связаны с внешним обликом людей.

    Древние гречанки красили волосы в русый цвет с красным оттенком и делали из них пышные красивые прически - коримбос. Так, во времена античности в Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо любом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев, т.к. по эстетическим понятиям тех времен считалось, что женский лоб должен быть невысоким. В античном мире законодательницей моды на прически была императрица. Придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей. С приходом немок-рабынь модными становятся волосы русого цвета. В период позднего Средневековья (XIV в.) широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего, т.к. рыжий цвет считался проклятьем дьявола.

    В середине XVI века красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.

    В дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину густыми прядями. Такой парик просуществовал долгое время.

    В России женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси существовало правило: девушки носили одну косу, заплетенную низко на затылке и украшенную лентой. Выйдя замуж, женщина переплетала в день свадьбы девичью косу на две и укладывала их вокруг головы короной. С той поры она всю жизнь обязана была носить платок, чтобы мужчины - и посторонние, и члены семьи - не могли видеть ее волос.

    В высших сословиях волосы завивали в кудри. Позднее длинные косы заплетались на темени и украшались внизу лентами, шелковой, золотой, жемчужной кистью, треугольными подвесками и другими украшениями. Отдельные пряди перевязывались цветными шнурками, у девушек высших сословий золотыми или жемчужными нитями. На лбу носили ленты, в том числе зубчатые, широкие, на твердой основе, в которым иногда подвешивались различные украшения - кисти, пряди жемчуга, кольца. Венец декорировали на лбу поднизью - сеткой с подвесками, драгоценными камнями.

    С приходом в моду стиля модерн (начало XX века) естественный цвет волос меняется на противоположный с помощью интенсивных красящих веществ. Модной является прическа высокая, конусообразная, завитая широкими волнами, низко спускающаяся на лоб, или гладкая, на прямой пробор. С низко опущенными на щеки волнистыми волосами.

    Силуэты и формы причесок через определенное время повторялись. Так, прически Древнего Рима стали носить в XIX веке по всей Европе, а парики спустя 200 лет в 60 годах XX века. Каждое время вносило что-то свое, новое, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.

    Культурные, деловые связи, которые стали успешно развиваться со многими странами мира, оказали большое влияние на моду и стиль прически. В 50-е годы входят в моду прически французских популярных киноактрис Бриджит Бардо и Марины Влади. Эти прически отличались друг от друга, но их объединяло одно - общее признание у женщин разных стран.

    В 60-е годы прически стали более монолитными. В моду вошел начес. Прически увеличились в размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. Форма прически могла расширяться или уменьшаться. Для этого использовали срезанные пряди, крепе, мягкие синтетические волокна. В этот период в моду входят прически типа "колокол", "клевер", "конский хвост", модны цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.

    Во второй половине ХХ века начинают носить прически с распушенными волосами, подражая героине фильма "Колдунья" в исполнении французской актрисы Марины Влади. Свободно падающие волной белокурые волосы надолго вошли в моду.

    В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются "маленькие" прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе "Гаврош". Начес окончательно вышел из моды.

    Следующей популярной прической явилась прическа "под пажа", при которой стрижка делалась неравномерной, наверху, надо лбом короче, от висков, к шее длиннее. Становится модным естественное "движение волос". Это проявляется в методе новой стрижке английского парикмахера Видала Сэссуна. Все его прически отличаются простым, но вместе с тем изысканным движением волос. В конце ХХ века в общей моде определились два основных направления: фольклорный стиль (кантри стайл), военизированный стиль времен войны и послевоенных лет (милитери стайл).

    В последнее десятилетие формы причесок изменились. На смену объемным формам причесок пришли более гладкие, маленькие прически с пышной челкой. Прически стали скромнее. Гладкие волосы от пробора укладываются в изящные небольшие пучочки. Иногда на волосы надевают сеточки, перевивают цветными шнурами. Добавлением к прически являются шиньоны, окрашенные светлее или темнее, чем естественный цвет волос. Носят парики, но они мало чем отличаются от естественных причесок.

    В современной моде большое значение имеет маленький штрих, придающий особый шарм прически, - это может быть гофрированная прядь на гладких волосах, взлохмаченная челка, высвеченный блик. Экстрамодные блестящие, даже сверкающие волосы, что достигается с помощью лаков, эмульсий и обесцвечивания.

    В моде заколки из металла, черепахового панциря, шелковые, капроновые, шифоновые, атласные и др. банты, черные бархатки, сетки, накрахмаленные цветы под цвет платья, ленты, шнуры. Современная мода столь многолика, что каждый может выбрать себе прическу, которая ему нравится и подходит.

    Модельеры сегодня пытаются предсказать, какими станут прически в будущем веке. В Японии лучшие парикмахеры решили "сконструировать" шедевр 2084 года. Печать отозвалась об этом произведении искусства так: "... нечто среднее между распущенным хвостом павлина и клумбой"

    Современные мастера дизайна прически (модельеры, парикмахеры) учитывают при работе тенденции моды сегодняшнего дня, используя в то же время богатый исторический опыт парикмахерского искусства. Разрабатывая свои проекты и создавая модели современных причесок, они применяют отдельные элементы причесок прошлых веков.

    Сделать внешность человека более привлекательной – одна из целей парикмахерского искусства. Можно строго подчиняться законам моды, которых множество, но так и не достигнуть этой цели, если не учитывать одной важной истины: каждый человек имеет свой индивидуальный стиль.

    Салоны – парикмахерские оказывают множество видов услуг, с помощью которых профессионалы – мастера парикмахерского дела помогают сформировать тот или иной образ человека, подчеркнув его индивидуальность и привлекательность. Профессия парикмахера является одной из основных и престижных в сфере обслуживания.

    Парикмахерское дело – это технология парикмахерских работ, включающая в себя целый ряд технологических операций по обработке волос.

    Парикмахерское дело объединяет несколько основных видов работ с волосами: мытьё, просушивание, стрижку, завивку, окраску, укладку, изготовление и использование в прическе постижерных изделий (париков, кос, шиньонов и др.), при выполнении которых применяется множество различных способов, методов и средств по уходу за волосами.

    Практичные стойкие линии прически, учитывающие как актуальные требования моды, так и индивидуальные черты человека и создающие гармонию образа, оказывают большое влияние на самочувствие и психическое состояние человека.

    Умение добиться образцового гигиенического состояния волос и кожи головы, подобрать прическу, соответствующую типу лица, завуалировать возможные недостатки внешности и подчеркнуть ее индивидуальность – все это является основными задачами при освоении парикмахерского дела.

    Профессия «Парикмахер» предназначена для выполнения конкретных видов работ с волосами при обслуживании взрослого и детского населения в парикмахерских разного типа (специализированных, салонах).

    Характер труда парикмахера зависит от вида оказываемых услуг, специализации парикмахерских и их залов (женский, мужской), конкретных форм организации труда и методов обслуживания клиентов (обслуживание по предварительной записи, на дому, предоставление дополнительных видов услуг и др.), а также от применяемых технологий, материалов и средств специального назначения.

    Выбор профессии является важнейшим событием в жизни каждого человека, и происходит это в том возрасте, когда еще только начинает складываться жизненный опыт, еще не слишком точны ориентиры и высока вероятность ошибки. Чтобы избежать ошибки, необходимо знать, в чем заключается сложность той или иной профессии? Какие психологические требования предъявляются к ней? Какими способностями должен обладать человек, избравший ту или иную профессию? Также при выборе профессии необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, степень эмоциональной возбудимости, впечатлительности, энергичности и т.п.

    Основными требованиями, предъявляемыми к профессии «Парикмахер», являются:

    • наличие хорошего состояния здоровья;
    • высокая чувствительность к цвету и оттенкам;
    • хорошая координация движения рук;
    • хорошее зрение;
    • наблюдательность;
    • выдержка;
    • стрессоустойчивость;
    • умение организовать свое рабочее место.

    Для освоения этой профессии необходимы знания из разных предметных областей: химии, материаловедения, рисунка, истории прически, истории искусства, культуры общения и др.

    Профессию парикмахера должны выбирать люди, обладающие творческой натурой и достаточно развитым эстетическим вкусом, кроме того, им должны быть присущи такие личные качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость, также способность анализировать ситуацию и умение находить индивидуальный подход к каждому клиенту.

    Парикмахеру должны быть свойственны также следующие качества:

    • развитая зрительная память и оперативное мышление;
    • умение быстро ориентироваться и принимать правильное решение в конфликтных ситуациях;
    • тактичность, доброжелательность, дисциплинированность;
    • общительность, отзывчивость;
    • уважение к клиентам;
    • способность правильно оценивать поступки клиента и свои действия, умение предвидеть их последствия.

    Парикмахер должен владеть определенными знаниями по психологии, этике, эстетике и праву. Эти сведения необходимы в его практической работе для правильного выбора рациональной тактики обслуживания клиентов.

    Каждый клиент, обратившийся в парикмахерскую, по-своему уникален и неповторим. Для успешного обслуживания парикмахеру следует научиться понимать клиентов и профессионально общаться с ними. При решении этой задачи необходимо уметь определять и учитывать такие черты характера клиента, как самостоятельность и решительность, безынициативность и пассивность, доброжелательность и придирчивость, словоохотливость и молчаливость.

    Вместе с темпераментом и характером обслуживаемого клиента следует также учитывать его пол, возраст, состояние здоровья и манеру поведения.

    Важнейшим показателем при оценке успешной деятельности парикмахера и уровня его мастерства является его профессиональное поведение.

    Профессиональное поведение, как и форма одежды, призвано выделить работника сферы обслуживания среди присутствующих в салоне.

    К профессиональному поведению работника сферы обслуживания предъявляются определенные требование. Так, например, он обязан быть доброжелательным и радушным. Эти качества должны лежать в основе поведения парикмахера, хотя достичь этого не так-то просто. В ответ на радушие и теплое отношение большинство клиентов ведут себя аналогичным образом. Они становятся более благожелательными и доверительными по отношению к обслуживающему персоналу. Чтобы вызвать расположение клиента, надо постараться показать ему свою искреннюю заинтересованность его заботами, выделяя его на время обслуживания из общей массы присутствующих. С первых минут пребывание в салоне-парикмахерской клиент должен чувствовать себя желанным гостем. Об этом может свидетельствовать даже тон разговора парикмахера с клиентом. Успех обслуживания нередко зависит от того, в какой форме ведется разговор с клиентом. Можно сказать, что поведение работника сферы обслуживания во многом схоже с игрой актера.

    Профессиональное мастерство позволяет парикмахеру быть не просто исполнителем своего дела, но и творчески относиться к нему. Хороший парикмахер умеет быстро понять желание клиента даже в том случае, если клиент сам не совсем четко излагает свою просьбу о характере стрижки и прически. Настоящий профессионал парикмахерского дела должен уметь выполнить стрижку или прическу, отвечающую требованиям современной моды, с учетом индивидуальных особенностей клиента. В этом и состоит отличительная черта парикмахерского искусства - прическа должна подчеркивать индивидуальность человека, гармонировать с его внешностью и при этом соответствовать духу времени.

    Парикмахерские услуги относятся к числу наиболее востребуемых в повседневном быту и имеют наибольший объем на рынке сервисных услуг.

    Обычно парикмахерские размещаются либо в отдельно стоящих зданиях, либо на первых этажах жилых домов, комбинатов бытовых услуг, общежитий, гостиниц, вокзалов, крупных предприятий. В настоящее время в создании новых салонов участвуют ведущие европейские, американские и французские фирмы («Велла», «Барберс», «Жак Дессанж» и др.).

    В зависимости от оборудования, используемых парфюмерно–косметических материалов и технологий, а также квалификации работников все существующие предприятия данной сферы подразделяются на три основные категории: салон люкс, салон-парикмахерская, парикмахерская.

    1. Салон люкс. Предприятия этой группы предоставляют наиболее сложные комплексные парикмахерско – косметические услуги. В таких эксклюзивных салонах происходит слияние парикмахерско – косметического обслуживания с лечебно – оздоровительным.

    Салон люкс отличается широким выбором услуг (не менее 15-20), включая косметические и консультационные, а также компьютерный подбор причесок. Здесь делают эксклюзивные прически, макияж, маникюр, педикюр, наращивание ногтей. В салонах люкс используются новейшие технологии, прогрессивные технологическое оборудование и инструменты.

    В салоне люкс не менее 25% парикмахеров должны иметь квалификацию модельер – художник, а остальные – парикмахер 1-го и 2-го класса.

    2. Салон – парикмахерская. На предприятиях этой категории используют фирменные оборудование и материалы. Работают в них модельеры – художники и парикмахеры 1-го и 2-го класса (не менее 50% от общей численности). Стоимость обслуживания в таких салонах ниже, чем в салонах люкс.

    Салон – парикмахерская обеспечивает выполнение художественных причесок, стрижек и других видов услуг.

    3. Парикмахерская. Такие предприятия не оснащены новейшим оборудованием и имеют небольшой ассортимент парфюмерно–косметических материалов.

    Парикмахерские предоставляют все виды услуг. В них работают парикмахеры, специалисты по косметическому уходу за лицом, мастера маникюра и педикюра.

    Парикмахерское дело начинает свою историю в древние времена - около 5 тысяч лет назад. Благодаря многочисленным раскопкам и древним рукописям удалось получить некоторое представление о развитии парикмахерского ремесла. На ранних стадиях развития человеческого общества уход за волосами объяснялся стремлением к удобству и чистоте и только гораздо позже - эстетическими мотивами.

    Стремление к красоте - естественная потребность человека, и зависит она от степени его культурного развития; следовательно, парикмахерское ремесло не могло оставаться на месте. Жители античного мира обладали большим набором парикмахерских средств: мужчины брили бороды каменными или бронзовыми бритвами, женщины делали прически, применяя для этого различные кремы, гребни, заколки. Древние египтяне заменяли свои волосы искусственными париками. Парик вначале был головным убором жрецов, а позже служил украшением для представителей господствующих классов.

    Считается, что наиболее развитым парикмахерское дело было в Греции. Культ человеческого тела в этой стране не мог не оказать влияния и на прически, без которых не могло быть полной гармонии. Известно, что греки знали много целебных косметических средств. Им было знакомо и искусство завивки волос на металлический стержень. А формы причесок и бород свидетельствуют о высокоразвитом художественном вкусе. В Греции же стали появляться украшения для волос в форме диадем, цветов, лент и пр. Для сохранения прически употреблялись сетки для волос и воск.

    Влияние на развитие парикмахерского ремесла оказал и Рим. В период своего расцвета римляне знакомились с культурой побежденных народов и все лучшее перенимали для себя. Стали входить в моду массажи, которые делали парикмахеры. Разумеется, такую роскошь могли позволить себе только патриции. Выполняли эти работы рабы, которых называли косметами.

    Отсюда впоследствии и произошло название "косметика". Завоевание Германии Римом подтолкнуло римских парикмахеров к изобретению специальной краски, что позволило окрашивать волосы в светлые тона. (Это объясняется тем, что черноволосые римлянки стали подражать белокурым германкам.) Секрет изготовления краски, к сожалению, не сохранился. В те времена римляне начали коротко стричь волосы. Появилось много забот и у дамских парикмахеров. Форма женских причесок на первых порах носила, несомненно, греческий характер, но затем был выработан свой римский стиль, особенностью которого явилась сжатость форм (для греческих причесок был характерен пучок, торчащий сзади).

    В средние века (после X в.), когда начали основываться города, парикмахерское ремесло получило настоящее развитие. Рост населения городов вызывал и появление ремесленников. Так же как и в древнем Риме, парикмахеры работали банщиками. Последние брили, стригли и причесывали своих клиентов. Впоследствии появились ремесленники-брадобреи, которые стали конкурировать с банщиками.

    Прически средневековья не дали интересных форм. Женщины носили длинные волосы (с пробором посредине), сзади заплетенные в косы. Прически были простые и скромные. Согласно указанию костелов, женщины носили чепцы, косынки, часто выполненные из дорогих материалов.

    В конце средневековья наступает поворот к старым, классическим прическам греческого типа, правда, с небольшими изменениями. Греки закрывали лоб волосами, а новый стиль предусматривал искусственное увеличение его за счет сбривания некоторой части волос выше лба, при этом иногда сбривали и брови. Как и в Греции, применялись различные украшения для волос. Этот стиль относился главным образом к XV в. Законодателем был французский королевский двор.

    В XVI в. появляется новый стиль - барокко. Модны были очень высокие прически. Этот стиль также основывался на древних формах. По-прежнему волосы украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.

    Жена Людовика XIII была законодательницей нового типа прически: мелких легких локонов над лбом и длинных локонов по бокам, спускающихся на плечи. Прически уже не делались высокими, но волосы продолжали украшать драгоценными заколками, шпильками и нитями. В 1680 г. вошла в моду новая форма прически в различных вариациях (в зависимости от страны). Эта мода продержалась около 30 лет. Называлась она "а ля фонтанж". Это - высокая прическа, которая со временем изменилась и стала еще выше. Она требовала специального каркаса из проволоки. Для украшения стали применяться банты и жемчуг.

    В XVIII в. парикмахерские работы достигли небывалого совершенства. Значение прически в моде было признано главенствующим. Моды эпохи рококо отличались изысканностью, миниатюрными формами и изяществом. Красивые воздушные локоны обрамляли переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. По бокам, до плеч, свешивались крупные локоны. Позднее к этой прическе стали добавлять для украшения жемчужную диадему.

    Затем стали появляться различные вариации причесок с применением пудры. Волосы со лба зачесывались вверх. Иногда они с затылка подымались кверху, завязывались и оформлялись трубчатыми или кольцевыми локонами. Этим успешно решалась гармония линий прически, для чего применялись не только естественные волосы клиентов, но и накладки из искусственных волос, чаще всего цвета блондин. В период позднего рококо стали входить в моду широкие прически различных форм, которые были несимметричными. Для устойчивости употреблялся проволочный каркас.

    В период рококо стал широко применяться способ завивки на коклюшки и тупирование волос.

    Конец XVIII в. явился переломным в стиле причесок. После Французской революции не стало стиля рококо. Начатые в то время раскопки Помпеи, выявившие произведения древних греков и римлян, обусловили тенденцию следовать великим и прекрасным, но в то же время простым и скромным образцам античного мира. Мода причесок стала принимать формы греческого стиля. Они стали проще и естественнее. Волосы слегка завивались, были свободно распущены или же закладывались одной брошью.

    В начале XIX в., после прихода к власти Наполеона, появляется новый стиль в прическах и одежде, схожий с древнеримским. Прически делались преимущественно сверху. Волосы снова стали украшаться драгоценностями. Началось "нашествие" локонов - круглых, спиральных, трубчатых, плоских и т. д. Наряду с этим многие женщины еще носили пудреные прически. После поражения Наполеона все прически стиля "ампир" стали постепенно исчезать. Франция теряет свое положение законодателя мод.

    С этого времени (1820 г.) тон в моде и искусстве задавала Вена. В прическе появились новые линии, которые с течением времени трансформировались в свой стиль. Наблюдался новый взлет парикмахерского искусства. Прически были очень сложные и требовали большого мастерства при выполнении. В 1830 г. возникает стиль "бидермайер". Новая прическа выглядела мещански по сравнению с начальным периодом, она была плоской и угловатой.

    Во второй половине XIX в. началось бурное развитие капитализма, а следовательно, и техники. В работе дамских мастеров все шире применяются различные газовые и электрические аппараты. Появились завивка волос, механическая стрижка и другие виды работ, выполняемые с помощью механических и электрических приспособлений. В связи с этим искусство дамского парикмахера все больше обесценивалось. В России в эти годы парикмахерские работы велись, как правило, иностранцами. Законодателем мод по-прежнему была Франция.

    Первая завивка была изобретена французом Марселем в 1885 г. В 1904 г. была применена уже 6-месячная завивка (перманент).

    В 1916 г. в Германии организована первая выставка мод, где были представлены и образцы парикмахерских работ. В это время появляется мода на короткую стрижку (под мальчика), которую женщины встретили с одобрением, так как она экономила время и требовала меньших затрат.

    В царской России в эпоху капитализма национальное парикмахерское дело развивалось медленно. В то время наблюдалось вообще преклонение перед заграничным. Дамские мастера-французы отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. И хотя они не раз доказывали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами вплоть до Октябрьской революции.

    В первые годы Советской власти парикмахерское искусство, естественно, находилось на невысоком уровне. Советскому народу приходилось решать грандиозные задачи социалистического строительства в тяжелых условиях гражданской войны, послевоенной разрухи, капиталистического окружения. Однако по мере того как залечивались раны войны, восстанавливалось народное хозяйство, улучшалось благосостояние народа, партия и государство выделяли все больше средств на развитие службы быта.

    В конце 30-х и 40-х годов довольно широкая сеть парикмахерских оказывала населению большой ассортимент услуг.

    Наряду с модными в то время стрижками типа "фокстрот" женские парикмахеры с успехом выполняли довольно сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным.

    Технологический процесс завивки осуществлялся паровыми и электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические красители.

    В послевоенный период парикмахерские работы начали быстро развиваться. Изобретенный в 1937 г. химический метод завивки волос в 50-е годы был широко внедрен в парикмахерских нашей страны. Наряду с этим стала популярной холодная укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми аппаратами. А появление окислительных красителей из парафенилендиамина позволило упростить технологию и расширить гамму цветов (оттенков) при окраске волос.

    Наша промышленность в достаточном количестве производит необходимое оборудование, а профессиональные училища готовят квалифицированных мастеров. Парикмахерские строятся по типовым проектам с учетом санитарных норм и требований. В 60-е годы система парикмахерских услуг стабилизировалась. Сейчас действуют лаборатории при научно-исследовательских институтах, которые разрабатывают новейшую технологию, оборудование и инструменты для парикмахерских работ.

    Все это позволило коренным образом улучшить парикмахерское дело. Широкую популярность получили конкурсы парикмахеров на лучшую прическу. Мастерство парикмахеров широко известно. Они неоднократно завоевывали призовые места и награды на международных конкурсах парикмахерского искусства.