Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе. Занятие по декоративной лепке по мотивам народной пластики-дымковской игрушки «Нарядный индюк

По Художественно - эстетическому развитию

(декоративное рисование)

в подготовительной группе «Кораблик»

Тема: «Роспись дымковского индюка»

Выполнила:

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 26 «Островок»

г. Южно-Сахалинска.

Носкова Ольга Викторовна. Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Кораблик»

«Роспись дымковского индюка»

СКАЧАТЬ (презентация)

(по мотивам дымковской игрушки)

Цель: Обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: расширять представление о народном промысле.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить рисовать губковой кистью и ватными палочками.
  • Симметрично располагать узор на круге.
  • Формировать умение изготовлять полуобъёмные, стоячие игрушки.
  • Использовать характерные для росписи яркие цвета.

Развивающие :

  • Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.
  • Вызывать интерес к народной игрушке.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа : Беседа о дымковской игрушке; рассматривание предметов декоративного искусства; иллюстраций; проведение дидактических игр «Составь узор», «Наряди дымковскую барышню»; прорисовывание элементов дымковской росписи.

Словарная работа: Роспись, ярмарка.

Методические приемы:

  • Игровая мотивация.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Показ и объяснение воспитателя.
  • Обучение технике рисования губковой кистью.
  • Наблюдение за работой детей.
  • Индивидуальные объяснения.

Материалы, инструменты, оборудование : конверт с письмом;

заготовки с силуэтом дымковского индюка (туловище) и хвост; гуашь 4-х цветов; губковые кисти, кисти для рисования№ 3; по 2 штуки на каждого ребенка и ватные палочки; салфетки, стаканчики с водой, аудиозапись, презентация, проектор с экраном, магнитофон; ножницы по количеству детей.

Ход НОД

1.Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который лежит на столе. Воспитатель достает конверт и читает детям письмо.

Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек

поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей ярмарки.

Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки

для игрушек вы найдете в конверте.

В .- Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали?

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В . - Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получиться из этих частей?

Д. Индюк.

В . Правильно, эта часть - тело индюка, а эта?

Д . Хвост.

В. - Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера.

В . - Но сначала давайте совершим с вами небольшую экскурсию в дымковскую слободу?

Воспитатель приглашает детей на просмотр презентации

2. Основная часть .

Давным - давно, когда спали ели в инее седом, деревья спали и спала речка скованная льдом. Мягко падал снежок, вился голубой дымок, дым шел из трубы столбом, словно в дымке все кругом. Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Показ слайдов.

Слайд № 1.На берегу реки Вятки - стоит село Дымковская слобода.

Слайд № 2. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины.

Слайд № 3. В Дымково вечера были длинны, и лепили все из глины.

Слайд № 4. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.

Слайд № 5. Слепит игрушку и сразу в печь!

Слайд № 6. От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.

Слайд № 7. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет.

Слайд № 8. Когда высохнет белая краска - начинается настоящее волшебство!

Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

Слайд № 9. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Слайд № 10. Вот какие яркие, весёлые, нарядные игрушки делают дымковские мастера!

В .- Ну а теперь ребята и нам пора за работу! Где наши заготовки для индюка?

Его вы и будете расписывать дымковским узорам, как настоящие мастера. Но сначала, давайте вспомним особенности дымковской росписи. Какого цвета

основной фон игрушки?
Д. -Белого.
В. - Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?
Д. - Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …
В. - А какие цвета используются для выполнения росписи?
Д. - Яркие, насыщенные (перечисляют).
В. - Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?
Д . - Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.
В. - Где будет расположен самый большой элемент?
Д. - В центре.
В. - Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются

тонкие и мелкие элементы?
Д. - Кончиком кисти, без нажима.
В. - Правильно. Молодцы! Все мы с вами вспомнили. Но сегодня мы будем

рисовать не просто обычными кисточками, а губковыми, а еще ватными

палочками. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Пальчиковая гимнастика:

Два толстых индюшонка прячутся в саду (большие пальцы опущены вниз);

Два ловких индюшонка играют в чехарду (указательные сложены крест- накрест);

Два самых веселых играют в баскетбол (средние подняты вверх);

Два самых быстроногих бегут играть в футбол (безымянными попеременно стучим по столу);

Два маленьких веселых танцуют и поют (мизинцы согнуть разогнуть);

Потом все индюшата обедать в дом бегут(всеми пальцами по столу имитация бега).

Показ воспитателя о расположении узора на круге и методики работы губковой кистью.

В.- А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись. Самостоятельная деятельность детей сопровождается аудиозаписью с народной музыкой. Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения при рисовании. Когда все дети закончили:

В. - Ребята, поднимите все глазки на меня и внимательно послушайте и посмотрите. Пока краска на ваших работах сохнет, я покажу, как мы сделаем наши игрушки объемными (показывает тело): чтобы игрушка была устойчивой, нужно немного отогнуть ноги вот так, а затем вот здесь, в задней части по метке сделать ножницами надрез, (надрезает) теперь немного расправим заготовку, а затем в надрезы вставим хвост. Вот, какие игрушки у нас получатся. А теперь, если у вас высохла краска, попробуйте все это сделать сами.

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей.

Подведение итогов:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная - индюк!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы

дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки? Оставшиеся

заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные

игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам. А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

История возникновения глиняной игрушки – уникальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве. Это один из известных и популярных народных промыслов страны. Без веселых нарядных игрушек из глины уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народных художественных промыслов. Первые глиняные изделия и игрушки были извлечены из земли путем археологических раскопок, датированы 6-7 вв. В игрушке отчетливо звучит тема народной жизни, быта, духовная и физическая гармония земляков – тружеников. Изготовлением глиняной игрушки занимались люди во многих областях нашей страны, и в каждой местности игрушки имеют свой особый вид. Изготавливались игрушки из белой, красной глины, в зависимости от того, какой глиной был богат край.

Дымковская игрушка является образцом изящества, славится кружевной росписью ярких красок по белому полю изделий.

Деревня Дымково была известна еще в 1678 году изготовлением глиняной посуды. Фигурки людей – барышень, барынь, матерей с детьми, няней с ребенком на руках, являлись самыми трудоемкими - верхом сложности.

Ловкими движениями пальцев вылепливались из куска глины небольшие изящные фигурки.

Слепленные игрушки просушивались в домашних условиях, потом обжигались в печах.

Остывшие фигурки белили мелом, разведенным на молоке, и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. Для росписи применялись самодельные кисти из тряпок и лучинок, палочки для наведения глаз и бровей. Готовые побеленные игрушки отличались чистотой, певучестью линий, плавными переходами объемов, отсутствием швов и стыков. В пластическом выражении фигурка получалась монолитна и лаконична.

Краски были приглушенных оттенков, мягких пастельных тонов: красный, желтый, зеленый, синий, синька – ультрамарин, черный – сажа. Методическая последовательность изготовления игрушки сохранилась с ранних времен до настоящего времени, различные приемы удобной и эффективной исполнительской работы отрабатывались мастерами.

Работа над творческим замыслом.

  • Выбор темы для творческой работы.
  • Сбор информации, исторических данных по теме.
  • Подбор наглядных пособий, иллюстраций с изображением сюжетных композиций дымковских мастеров.
  • Разработка технологии выполнения (выбор и обсуждение с педагогом наиболее рациональных и технически правильных приемов работы, подбор сопутствующих материалов).
  • Практическая работа.

Технология изготовления творческой работы.

Проектирование отдельных элементов объемной композиции творческой работы, определение очередности выполнения работы. Работа с глиняной массой: лепка основной фигуры композиции; лепка персонажей композиции. Сборка изделия: компановка деталей; размещение персонажей композиции на основе. Роспись изделия. Декоративная отделка золотом.

Информационно-изобразительный ряд, иллюстрирующий этапы изготовления творческой работы «Индюк».

Продолжаем работу - верховыми лепными деталями украшаем основную форму.

Дальнейшая наша деятельность связана с красками. Работаем гуашью. Роспись начинается с самых крупных и ярких цветовых пятен.




Вот какой Индюк-красавец у нас получился!

Работа над изделием продолжалась два года. Немало времени было посвящено ваянию из глины, пока не была достигнута нужная форма - хрупкая и в то же время монументальная, удерживающая массивный хвост, статную и величественную шею, по-царски посаженную голову, хрупкие крылья, служащие так же и точками опоры, резные птичьи лапки. Пока создавалась форма, выстраивались в сознании картинки узоров и цветовая гамма росписи. Расписывалась работа весело и быстро, завершилась отделкой золотом.


Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки).

Цель : Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой , воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке .

Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек .

Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Материалы и оборудование :

1. У учителя : иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.) ; дымковские игрушки по количеству детей ; магнитофон; записи музыкальных народных произведений; глина; дощечка; стека; салфетка.

2. У детей : дощечки, глина, стека, салфетка.

Ход занятия:

Учитель одет в русский народный костюм.

В зале (групповой комнате ) организована ярмарка дымковских игрушек . Входят дети. Учитель созывает :

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Играет музыка «Светит месяц» (запись) .

Дети подходят, рассматривают.

Ребята, у вас дома есть игрушки ? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона) .

Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на поднос, что вы видите? (Дымковские игрушки )

Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские . (Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом ,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали .

Кто придумал игрушку ? (Народ)

Из чего она сделана? (Из глины)

1.Учитель : в городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках .

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе. Все животные лепились из жгута (показать на игрушке или иллюстрации ход лепки ). Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

Барыню лепили иначе (показать) . Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины из головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку . Какие дымковские игрушки вы знаете ? (индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т . д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки . От того, наверное, и назвали деревню Дымково , а игрушки Дымковскими .

Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет . Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза . Первый раз игрушку лепят . Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик . И сейчас эти игрушки пользуются спросом . Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку « Индюка » .

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка .

Чем отличается « дымковский » индюк? (У индюка волнистые крылья , длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

На весенней ярмарке было весело (снова включить музыку) . Яркие игрушки , свист, глашатаи, трубящие в золотые трубы, оповещая об открытии ярмарки, сцены народного театра с Петрушкой, трактиры с чаепитием, карусели, веселые игрушки , пляшущий медведь. Все это было на ярмарке – свистунье.

Затем учитель спрашивает у детей :

Что вы испытали, когда увидели ярмарку дымковских игрушек ? (ответы детей)

О чем вы подумали, когда увидели ярмарку? Что понравилось вам? (ответы детей)

2. Давайте поиграем с этими игрушками . Возьмите по одной игрушке в руки , полюбуйтесь на нее, поиграйте, и она вам о себе многое расскажет. Подумайте, что может нам рассказать игрушка . Постарайтесь понять ее . И тогда она вам что-то о себе расскажет.

Кто смог понять игрушку ? (ответы детей, рассказы)

Я тоже играла со своей игрушкой и отметила , что ее поверхность очень гладкая, ее приятно гладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили, как украшали с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, знаки, которыми заклинали древние люди Ярику – солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы, пастбища. А сама фигурка очень пластичная.

Все ставят игрушки .

Физкультминутка

Шел по берегу петух , -шагают

Поскользнулся - в речку бух! -круговые движения руками, сели

Будет знать петух , что впредь - грозят пальцем

Надо под ноги смотреть. –наклон вперёд

Посмотрите еще раз на все эти игрушки . Есть игрушки , которыми играют, а есть те, которыми украшают свое жилище.

Для чего нужны дымковские игрушки ? (ответы)

Обратите внимание на то, фигурки кого лепят в Дымкове ? (животных, птиц, фигурки человека).

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Фигурки коней и птиц, петухов, прикрепляют и сейчас на свои дома. Могучие кони – охлупии охраняют кровли северных изб.

Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине земли с близнецами. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няню-кормилицу или мать с детьми!

Вот как богат на фантазию русский народ!

Для закрепления знаний учитель в заключение своего рассказа спрашивает детей :

Как называются эти игрушки ? (ответы)

Почему их так назвали? (ответы)

Из какого материала они сделаны? (ответы)

3. Затем воспитатель обращает внимание на лежащую на столах глину.

Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках превращается в интересные фигурки. Помните, как лепили мастера лошадку? У вас на столах лежит глина. Идите, поиграйте с ней, постарайтесь вылепить фигурки дымковского индюка , которые всегда любили лепить наши русские люди.

Дети садятся за столы и лепят игрушки.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка .

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков . Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк , больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей) .

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками , побывали дымковскими мастерами и , вы очень хорошо справились с этой работой!

Галина Любимова
Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе

Цель : научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп .

Задачи : «Петух» (Индюк ) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка ) . Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки . Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке

Материал : пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы .

М и п : Рассматривание, оценка.

Предварительная работа : Знакомство с дымковским промыслом , рассматривание дымковских игрушек , лепка птиц .

Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек ?

Как называются эти игрушки (Дымковские )

Найдите самую нарядную игрушку

(индюк )

Вот индюк нарядный ,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив ,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк .

А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.

Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.

Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка ? (Рассмотреть со всех сторон.)

А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка ?

Из каких частей состоит индюк ? (тело, голова, хвост, крылья, корона)

- Индюк - птица , значит его тело такой же формы, как у других птиц.

Какое же оно? (Овальной формы.)

Посмотрите на голову и шею индюка .

Какая голова и шея?

Дети : Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.

А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка ? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

Какие по форме крылья и хвост? (круглой)

(Волнистые крылья и края хвоста)

Видно ли тело индюка ? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз-ле хвоста для устойчивости фигурки.

А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка .

Что же нужно сделать после рассматривания индюка ?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки .)

С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

Как будем лепить птицу?

Дети : Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .

А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

На какой части индюка самый богатый узор ? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка . Обращает внимание детей на позу птицы : шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность . Хвост слегка выгнут вперед.

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков . Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк ? (Ответы 2-3 детей) .

Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками , побывали дымковскими мастерами и , вы очень хорошо справились с этой работой!

Дети : У индюка волнистые крылья , длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.