Дымковская барышня из соленого теста. Дымковская барышня из пластилина и из соленого теста своими руками

Дымковская игрушка привлекает к себе внимание детей своей яркостью, необычностью, является связующей нитью с историей родного края, народными традициями. Простые формы, незатейливые узоры дают возможность дошкольникам проявить себя, попробовать свои силы в народном прикладном искусстве, проявить творческую активность в создании образов.

Дети очень любят лепить. Это увлекательное и полезное занятие. Работа с пластичным материалом улучшает координацию, мелкую моторику рук, влияет на речевое развитие. Кроме того, занимаясь творческой деятельностью, дети учатся мыслить, воплощать задуманное, достигать цели, проявлять фантазию, выдумку.

Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, зигзагов и полосок разной толщины. Для росписи используются сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, зеленого, оранжевого, синего.

А вот материал для изготовления дымковской игрушки с детьми я предлагаю использовать нетрадиционный- соленое тесто. Попробовав работать с этим материалом, я пришла к выводу, что это уникальный материал для детского творчества. Он доступен в любое время года, недорогой для приобретения. Соленое тесто очень пластично, податливо для детских рук, а также это экологически чистый и не вредный для здоровья материал. Попробовав лепить из него один раз, дети приходят в восторг.

Для изготовления соленого теста рекомендуется взять муку высшего сорта, мелкую соль «Экстра» (2 части муки, 1 часть соли). Все развести водой. Можно добавить клей ПВА для повышения клейкости и прочности готовых изделий. Для пластичности добавить подсолнечное масло, тогда тесто не будет прилипать к рукам.

Поделка из соленого теста должна сохнуть на воздухе не меньше суток. Затем ее можно раскрашивать гуашевыми красками. А так как тесто белое, то его не нужно белить. Готовые работы можно покрыть бесцветным лаком.
Попробуем сделать несложное изделие «Лошадка»

А теперь сделаем «елочку».
А теперь много зайчиков… И куда же без дымковской барыни. Желаю приятного творчества!

Любите ли вы Дымку, как люблю ее я!
Думаю, многие ответят положительно.
Я очень люблю изделия старинных русских промыслов,
точнее я бы сказала ТВОРЕНИЯ!
Очень хотелось мне пару лет назад адаптировать тесто и попробовать
слепить дымковскую игрушку из соленого теста. Так и родился этот
мастер-класс. Сегодня будет много фоток и мало текста,
сразу извиняюсь за качество фотографий, фотографировала вечером
да еще и на фольге(((т.к. лепила раньше всегда на фольге.

Немного истории:
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
(Материал взят из Википедии).

Сегодня мы будем лепить Барыню :

Нам понадобиться:
- тесто белое, рецепт
- фольга
- стеки
- стакан воды и кисточка
- для росписи гуашь или акриловые краски
- лак

Берем немного фольги и скручиваем конусом.

Делаем из теста блинчик и заворачиваем наш конус из фольги.
Это делается для того чтобы наша Барыня в итоге получилась
не очень тяжелой, и ее можно было бы приклеить в рамку.




Основа готова. Сверху решила сделать отдельную юбку.

Лепим рукава: скатываем подобие шариков.

Стеком в них проделываем складки.

Самое главное))) Лепим грудь! Ну что за барыня без пышных форм!

Делаем ажурный фартук.

Теперь лепим подобие корсета.

Приклеиваем водой на нужное место и зубочисткой делаем подобие
стежков.

Лепим голову. Чтобы она ровно держалась, приклейте в районе шеи
кусочек теста. Не забываем что все склеиваем водой!

Поставили головушку на место)))

Лепим кокошник на голову.

Стеком делаем его фактурным.

Прикрепляем к голове.

Обязательный элемент - серьги! Ох уж эти барыни)))

Волосы делаются либо скручиванием 2-х колбасок в жгутик,
либо, как в моем варианте, просто из шариков.

Приклеиваем водой.

На момент создания этого МК мне очень хотелось иметь ребенка,
наверное поэтому, в руки нашей Барыне я слепила аж два
ребетенка!

Вот такая красавица получилась! По мне, так можно и на этом этапе
можно остановиться)) уже получается красиво.

Сушим, как сушить читаем
Но для любителей порисовать, перейдем к росписи.
Немного теории росписи (материал взят с сайта http://dymka.teploruk.ru/article/rospis.html):
Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. (Источник - http://dymka.teploruk.ru/article/rospis.html ).
Пару фотографий процесса:

Разукрашивать подобную игрушку оказалось очень просто и увлекательно,
даже для тех, кто совершенно не умеет рисовать, эта техника окажется
посильной. Раскрашивала обычной художественной гуашью и покрыла
акриловым лаком. Про покраску и лакировку подробнее .

А вот что у меня в итоге получилось:

Подобная работа может быть оформлена в рамку или подвешена самостоятельно,
тогда сзади необходимо в процессе лепки вставить крючок.
Такая игрушка может стать настоящим оберегом, если лепить
ее с душой и расписать со значением.

Ну вот пообещала что будет мало текста, но вот как-то
не получилось. Надеюсь, я вас не утомила и мой мастер-класс
будет вам полезен)))
Все подобные народные творения несут огромный
заряд положительной энергетики, и недаром я слепила своей барыне
двух ребетенков и юбку разрисовала в круги с точками(знак зародыша)
на тот момент я этого не знала)), наверное, она принесла таки мне удачу,
ведь через год я стала мамой!

Удачи Вам всем и вдохновения!

Другие мои мастер-классы вы можете посмотреть - .

Поделка из солёного теста «Дымковская барышня». Мастер-класс с пошаговыми фото Дымковская барышня своими руками

Поделка из солёного теста «Дымковская барышня». Мастер-класс с пошаговыми фото

Дымковская барышня своими руками


Назначение:

Назначение: Мастер-класс рассчитан для воспитателей и воспитанников старших групп.Изготовление подарков к праздникам.
Уважаемые читатели-мастера, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед, то вас заинтересует этот мастер-класс.
В своей работе по художественному творчеству я представляю вашему вниманию технику лепки фигурки «Дымковской барышни» из солёного теста. Солёное тесто сделать очень просто, замешиваем как обычное тесто и создаём чудеса!
Подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками и руками наших детей, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность.
Цель работы: приобщение к истокам русского промысла на основе лепки и росписи дымковской игрушки.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству, на примере лепки дымковской барышни, прививать уважение к труду сверстников и взрослых, аккуратность в работе.
Развивающие:
Развивать образное мышление, фантазию, наблюдательность и воображение, мелкую моторику рук. Умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
Образовательные:
Познакомить со свойствами солёного теста. Формировать умение лепить различные фигурки и украшать их элементами дымковской росписи, соединять их в композиции, использовать различный бросовый материал в работе.
Для теста нам понадобится:
1.1 стакан муки;
2.1 стакан соли (экстра);
3.1 ст. ложка растительного масла;
4.Половина стакана воды;
5.Мисочка, полиэтиленовый пакет для теста.
Приготовление теста: смешиваем муку с солью. Пересыпаем в глубокую мисочку, чтобы удобно было замешивать тесто. Перемешиваем муку и соль. Заливаем перемешанную муку и соль водой. Замешиваем тесто, добавляем растительное масло. Ещё раз перемешиваем, тесто готово. Положить готовое тесто в полиэтиленовый пакет и в холодильник на 2 часа. Так тесто будет пластичным, и не будет трескаться при высыхании.
Для лепки и художественного творчества нам потребуется:
1.Пластмассовый стаканчик от йогурта;
2.Гуашь разных цветов;
3.Кисточки № 4, или №3;
4.Ватные палочки;
5.Вода;
6.Тесто.

Пошаговый процесс изготовления:

Когда тесто готово, можно приступать к изготовлению фигурки Дымковской барышни. Берём, пластмассовый стаканчик, накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.


Накладываем на низ юбки волан. С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.


Скатываем из теста туловище барышни, прикрепляем его сверху стаканчика.


Лепим голову.


Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище с боков.


Затем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.


Делаем волосы. Прикрепляем их к голове. Дымковскую барышню оставляем сохнуть.


Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью.


После того, как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.


Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно образовательных деятельности.
Сувенир «Дымковской барышни готов».


Мои работы с детьми в подготовительной группе: подарки мамам к празднику: «День матери». Весёлые Барыни.


Посмотри, как хороша,
Эта девица душа:
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
***
Наши руки крендельком, щечки будто яблочки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни, кавалеры наши.
Мы игрушки расписные - хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

ГБОУ школа № 1375 СП №6 Москва.

В рамках недели игры и игрушки. Изготовление дымковской и филимоновской игрушки из соленого теста.

Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка

Цель: развитие интереса детей к народным промыслам

Задачи:

Художественное творчество:

Учить использовать шаблон и стеку для придания изделию необходимой формы в работе с соленым тестом; использовать в работе приём росписи пластилином
Закреплять умение определять народный промысел по его характерным элементам и цветовому решению;
Развивать творческие способности учащихся, историческую и культурную память;
Развивать эстетические чувства и эмоции.

Познание:

Познакомить детей с народным праздником «Свистунья»;
Развивать внимание, зрительную память и творческое воображение при создании орнамента из геометрических фигур;
Закреплять умение сравнивать и уравнивать множества методом добавления;
Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза в процессе деятельности, мелкую моторику рук.

Развитие речи:

Познакомить с названиями народного праздника — Свистунья, Свистопляска;
Развивать слуховое восприятие, умение выразительного исполнения фольклорных произведений

Социализация:

Развивать интерес детей к истории своего народа, его традициям;
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, его талантливый народ; трудолюбие, желание сопричастности к народному творчеству
Развивать коммуникативные навыки посредством совместной деятельности.

Материал и оборудование:

«Дымковская и Филимоновская игрушки»;
Соленое тесто белое и цветное, подкладные клеенки, стеки, салфетки для рук, шаблоны игрушек, скалки, подносы для готовых работ, аудиозапись песни
«Ярмарка» в исполнении детского ансамбля народной песни.

Методы и приемы:

Игровая мотивация, рассматривание мультимедийных иллюстраций, выступление детей; дидактическая игра «Рассортируй игрушки», беседа, вопросы к детям, объяснение способа действия педагогом, гимнастика для глаз, практическая деятельность, индивидуально-дифференцированный подход, рефлексия.
Предварительная работа:

Знакомство с народными промыслами на Руси во время НОД и совместной деятельности воспитателя и ребенка, использование альбомов о народных промыслах, раскрасок. Чтение литературных произведений, загадок.

Ход занятия:

1. Вводная часть.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить русские народные промыслы.
Демонстрирую.
Что это за промысел? Помогут нам вспомнить его знатоки этого промысла.
Дети читают стихи:

1-й ребенок:
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали

2-й ребенок:
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины

3-й ребенок:
Всё игрушки — непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.

Демонстрирую

4-й ребенок:
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!

5-й ребенок:
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Рассказали вам сейчас.

Воспитатель: Спасибо, ребята.
Вот история другая, и игрушка не простая. Вспомните, как называется промысел? Выходите, знатоки, расскажите о нем.

Дети читают стихи:

1 ребенок:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

2 ребенок:
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.

3 ребенок:
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.

4 ребенок:
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я! (свистит на свистульке)

Воспитатель: Спасибо, ребята.

Все узоры и дымково и Филимоновские похожи и напоминают нам о связях человека и природы. Давайте вспомним, что означают символы узоров? (Показ символа и ответы детей). По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Давайте ещё раз вспомним особенности Дымковской и Филимоновской игрушки. Для этого нам понадобится острое зрение, значит необходимо сделать зарядку для глаз.

Дружно на ноги мы встали,
Часто – часто поморгали,
Подмигнули пару раз
И закрыли правый глаз.
Подмигнули левым глазом
И закрыли оба сразу.
Посчитали: раз, 2, 3, 4, 5.
Работу можем продолжать

Воспитатель:
И Дымково и Филимоново – это промыслы, значит, для чего мастера делали игрушки? Где же они их продавали? (На ярмарке)
Собирались мастера со всех сторон Руси – матушки, показывали свое мастерство, да присматривались к изделиям других. Зазывали, торговали, сами покупали. Радовались. Ярмарки проходили в конце зимы, люди весну зазывали, на свистульках играли. И назвали этот праздник «Свистунья» «Свистопляска». А хотите и вы на ярмарку? С пустыми руками туда не пускают. Предлагаю вам сделать пряники. Не простые, а в виде игрушек Дымковских да Филимоновских. Согласны. На столах у вас тесто и шаблоны. Вам нужно раскатать лепешку и по шаблону вырезать пряник. Украсьте его цветным тестом да не перепутайте, где шаблон Филимоновской игрушки, а где Дымковской. У каждого промысла свой орнамент.

Демонстрирую схему изготовления игрушек.

Время на работу 10-12 минут. Звучит аудиозапись песни «Ярмарка»
Эй, ребята, выходите, да товар свой выносите.
По окончании работы выкладываются на подносы по видам промысла.


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.