Малышу 5 месяцев что должен уметь мальчик. Всему свое время

В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир. В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки. К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.

В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей - помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к нему

Расширение двигательных навыков

К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:

  • Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
  • Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты - в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.

Развивающие игры, помогающие малышу улучшать координацию движений, очень помогут в будущем, когда маленькому человечку придется учиться ходить. Они не должны быть утомительными или сложными - лучше делать упор на разнообразие и интерес.

  • Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: ). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
  • Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: ). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: ).

Дополняющие навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.

Подготовка к полноценному ползанию - важный этап в этом периоде развития. Для поощрения малыша маме следует использовать специальные упражнения, развивающие игры

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы - он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Независимо от того, кто у вас, мальчик или девочка, развиваются дети в одном темпе. Половой признак не влияет на эмоции, моторику, слух или зрения. Все, что делает грудничок в этом возрасте, связано с его врожденным темпераментом и телосложением.

Новые звуки в речевом запасе

Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:

  • Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
  • Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
  • В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
  • Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».

Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками. Больше всего малыш любит все хватать.

На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Развитие ребенка в 5 месяцев идет по пути закрепления того, чему он научился ранее. Малыш теперь должен более уверенно переворачиваться, он проявляет желание сесть и активно меняет позы. Продолжают развиваться и коммуникативные навыки: малютка более осмысленно улыбается, лопочет и смеется. Подробнее об основных вехах физического и психического преображения малыша можно узнать, заглянув в наш календарь развития.

Педиатры и родители продолжают с волнением следить за изменениями роста и веса крохи, произошедшими за месяц, и фиксировать новые навыки.

В два раза больше

Обычно к концу пятого месяца вес малыша удваивается и достигает в среднем 6,5-7,5 кг . Общая месячная прибавка составляет 650-700 г . В длину малыш прибавляет порядка 2 см, рост становится равным 63-65 см . Окружность головы увеличивается на 1 см, а груди – на 1,5-2 см. У некоторых деток к этому периоду жизни даже появляется первый зубик. Но еще до появления зубов у малыша возможно повышенное слюноотделение и набухание десен. Кроха пытается кусать все попавшее ему в ручки.
Большинство безусловных рефлексов, характерных новорожденным, у ребенка в возрасте 4-5 месяцев угасают. Несколько позже исчезает рефлекс Моро – к концу пятого месяца. (О рефлексах).

Закрепляем старое, готовимся к новому

Физическое развитие стремительно готовит пятимесячного малыша к этапу самостоятельного передвижения. Кроха закрепляет и совершенствует старые навыки и начинает развивать новые. Ребенок словно стремится внимательнее разглядеть окружающее пространство, где вскоре начнет перемещаться на четвереньках, из-за чего ему необходимо сменить положение тела.

  • Малютка больше и больше времени проводит лежа на животе. Одновременно из подобной позы пытается подняться сначала на локти, а потом на выпрямленных руках. Подобные действия помогают ребенку лучше разглядеть окружающий мир и укрепить спинные мышцы, благодаря чему тело малыша готовится к ползанию.
  • Малыш способен недолго находиться в сидячем положении. Однако детской спине необходима поддержка, опору рекомендуется убрать лишь с началом самостоятельного сидения. К тому же не стоит надолго присаживать кроху. Малыша, которому нравится сидеть, усаживайте в шезлонг.
  • Сидячее положение освобождает руки и позволяет ребенку активнее исследовать предметы, находящиеся у малыша в руке: трясти ими, пробовать на вкус, внимательно разглядывать.
  • Лежа на животике, кроха продолжает активно изучать мир и себя. Он поднимает ноги и руки, тянет в рот стопы.
  • Первые попытки сидеть проявляются и во время подтягивания малыша за ручки из горизонтального положения, причем он начинает тянуться, уверенно удерживая голову.
  • На пятом месяце малыши не только поворачиваются на бочок, но и переворачиваются с живота на спинку, а возможно, и в обратном направлении.
  • У малыша в возрасте пяти с половиной месяцев уже неплохо развиты мышцы спины, благодаря чему дети способны подниматься на животе, удерживая голову и двигая ручками и ножками.
  • Некоторые дети делают попытки ползать по-пластунски.
  • Пятый месяц жизни малыша можно назвать периодом хватания. Именно этот навык, наряду с остальными, сейчас активно развивается у ребенка. К концу пятого месяца крохе недостаточно лишь тянуться к движущемуся предмету, ему надо уметь схватить, удержать, оттолкнуть, потрясти и отпустить. Подобное не касается недоношенных деток, большинство из них сейчас еще делают попытки ухватить игрушку.
  • Поддерживая ребёнка за подмышки, попытайтесь поставить его, и он попробует удержать вертикальное положение тела, не подгибая ножки.
  • Попробуйте положить кроху животиком на руки, не прижимая к себе. Он станет удерживать голову и верх туловища на средней линии.

Познаю себя и окружающий мир

Психическое развитие крохи в пять месяцев направлено на изучение собственного тела, становление первых навыков общения с близкими людьми и исследование заинтересовавших предметов.

  1. Ребенок начинает словно разговаривать со взрослыми, лепеча различные комбинации звуков. Иногда подобным способом малыш привлекает к себе внимание.
  2. Кроха хорошо узнает родителей и реагирует на них радостными криками. Ребенку удается запомнить цельный образ: привычную ему одежду, голос, прическу, глаза мамы и папы.
  3. Малыш внимательно разглядывает родных, трогает их лица, иногда засовывают пальчик к ним в рот, пока они с ним разговаривают.
  4. Порой малютка беседует сам с собой, задумчиво издавая звуки. Появление взрослого активизирует лепет ребенка.
  5. Новых людей дети на пятом месяце жизни встречают с настороженностью, особенно когда отсутствует мама.
  6. Ребенок понимает, строго с ним говорят или ласково. Причем может обидеться за строгость.
  7. Внимательно слушает того, кто с ним разговаривает, в то же время затихая.
  8. Покажите ребенку различные портреты людей. Ему, скорее всего, понравится их разглядывать, а предпочтение кроха отдаст улыбающимся лицам.
  9. У пятимесячного малыша гораздо лучше развита взаимосвязь между зрением и движением: ребенок легко берет понравившийся предмет.
  10. У крохи к пятому месяцу начинает развиваться цветоразличение: малютка отличает желтый и синий цвета.
  11. Малыш улавливает звук от источника, расположенного на расстоянии 2,5-3 м.
  12. Ребенок постепенно становится самостоятельным, способен поиграть в одиночестве 5-10 минут, но во время самостоятельных игр малыша не стоит оставлять без присмотра взрослого, ну или хотя бы оставляйте его в манеже, кроватке.
  13. Малыш отдает предпочтение определенным игрушкам, запоминает качественные характеристики, например, цвет, тактильные ощущения.
  14. Частично закройте игрушку пеленкой, и кроха поймет, где она находится.
  15. Чадо теперь больше любит проводить с вами время в играх, смеется, если его приподнимают, дуют на него, и т.д.
  16. К началу 6 месяца карапуз начинает протестовать и сопротивляться, если вы попробуете забрать предмет, взятый малышом.

Подобные вехи психического развития свойственны большинству малышей. Однако у каждого крохи все проходит по индивидуальному плану.

Но стоит проконсультироваться с неврологом, когда по окончании пятого месяца ребенок:

  • с трудом переворачивается с животика на спину;
  • плохо держит голову;
  • не тянет ручки к игрушкам и иным предметам;
  • не произносит отдельные звуки;
  • не различает строгие и доброжелательные выражение лица и тона мамы.

Развиваемся с мамой и папой

Каждый из родителей хочет помочь крохе расти здоровым и крепким, участвуя в развитии малыша. На пятом месяце нужно уделить особое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата. Выполняйте с малышом упражнения, развивающие мышечный аппарат спины — он поможет ребенку в дальнейшем уверено сидеть. Также помогите ему оттачивать навык переворотов с животика на спину и обратно. Гимнастикой и массажем надо заниматься до получаса в день.
Считайте во время зарядки, включите ритмичную музыку, так вы разовьете у ребёнка чувство ритма.

Учим кроху приседать

Хорошим является упражнение на приседание с прогибом позвоночника, выполняющееся раз в день. Положите малыша на спинку и приступайте к упражнению:

  • дайте ребеночку сжать кулачком ваши большие пальцы, а остальными пальцами обхватите за запястья;
  • слегка разведите ручки крохи в стороны и начните тянуть к себе до тех пор, пока малыш не сядет;
  • потом поднимите руки ребенка вверх и удерживайте одной рукой;
  • свободной рукой легким движением проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника, кроха разогнет спинку;
  • помогите малышу лечь, придерживая за головку.

Время учиться ползать

Хоть привычное ползанье еще не характерно для малышей в пять месяцев, пора начать делать с ним упражнения, которые станут первым шагом к полезному навыку.

  1. Сначала уложите малыша животиком на коврик.
  2. Положите перед ним игрушки, чтобы кроха мог прикоснуться к ним кончиками пальчиков. Сядьте перед ним и подбадривайте попытки ребенка продвинуться к игрушке.
  3. Если у малыша не слишком хорошо получается оттолкнуться, то помогите ему, подставив в качестве опоры возле ног свою ладошку.

Такое своеобразное барахтанье на животе послужит ребенку отличной подготовкой к передвижению на четвереньках и укрепит мышцы малыша.

Массаж пятимесячного карапуза необходимо усложнить. К легким растирающим и поглаживающим движениям добавьте пощипывания, валяния и щипцеобразные разминания. Лучше пригласить профессионального массажиста, способного показать вам новые движения, посмотреть видео, хорошо показывающее элементы массажа в домашних условиях и гимнастика, предназначенная малышам 5-6 месяцев.

Важным для пятимесячного малыша остается процесс ношения на руках. Объясняйте ему происходящее вокруг, описывайте свои действия и действия остальных людей. Пусть ребенок трогает и исследует наибольшее количество предметов, при условии уверенности в их чистоте и безопасности.

Пятый месяц дает вам возможность на короткий период оставлять малыша в манеже и кроватке. Но будьте осторожны — у крохи от длительного пребывания там может появиться ощущение замкнутости пространства. В результате возможно уменьшение естественного желания ребенка познавать мир, негативно сказывающееся на развитии.

Поиграй со мной

Интересным и вам, и малышу покажется развитие в игровой форме.

В помощь вам — различные потешки и короткие стишки, развивающие память и чувство ритма у детей.

Самая популярная и важная в развитии игра – «Ку-ку», веселящая и детей старше полутора лет. У нее существует масса вариантов, например:

  • закрывайте свои глаза либо глаза малыша руками;
  • прикройтесь пеленкой и выглядывайте из-за нее;
  • изобразите рожицу на большом пальце и периодически прячьте палец в кулак.

Чаду понравятся различные звуковые игры.

  1. Помогайте ребенку в познании собственного тела: притрагивайтесь к маленькому носику, глазкам, пухлым щечкам и произносите малышу названия частей тела.
  2. Показывайте малютке картинки с животными, одновременно имитируйте голоса изображенных зверей и птиц.
  3. Кроху заинтересует звон бубенчиков, пришитых к носочкам, ленточке, привязанной к ручке. Другим интересным вариантом станут браслетики с нашивками в виде цветочков, бабочек, божьих коровок.
  4. Слушайте малыша и повторяйте произнесенные им звуки. Карапуз будет внимательно слушать вас, а спустя некоторое время начнет вторить вам в ответ. Так происходит начальное развитие коммуникативных навыков.

Попробуйте подносить ребеночка к зеркалу. Ваше с ним отражение кроха начнет воспринимать в качестве других людей. Возьмите в руки игрушку — ребенок не заметит этого, потому как станет тянуться к ее отражению. Осознавать собственное отражение дети начинают в районе 1,5 лет.

При отсутствии аллергии рекомендуется начать знакомить малыша с различными запахами — и приятными, и неприятными. Возьмите ватные шарики и смочите духами, соками ягод, фруктов, чеснока, молоком и т.д. Но не давайте за раз понюхать много ароматов. Рассказывайте об источнике запаха. Благодаря упражнению вы не только поможете малышу узнать мир ароматов, но и выясните предпочтения ребеночка.

Сделайте малютке подушечки из тканей, отличающихся по цвету и текстуре. Подобные игрушки окажутся полезны и подросшему малышу, например, в изучении цветов.

Мастерицам, хорошо владеющим навыком шитья, стоит смастерить мягкую текстильную книжку с пришитыми пуговицами, шнурками, липучками, аппликациями, нашивками и т.д.

Нормы питания и сна

Общая продолжительность и режим сна у малыша мало чем отличается на пятом и четвертом месяцах. Сон крохи очень индивидуален и зависит от характера и самочувствия малютки. В среднем в сутки малыш спит 14-16 часов, причем 10 часов – ночной сон, и 4-6 часов разбиваются на 3 дневных сна. Многие детки, особенно груднички, продолжают просыпаться на перекус ночью. Но не стоит волноваться, отнеситесь к подобным кормлениям проще, ведь многие дети могут просыпаться и будить родителей среди ночи до трех лет, потому как до пятого месяца нервная система еще созревает.

В начале пятого месяца питание малыша не отличается от прежнего. Остается кормление грудью либо смесью по требованию.

Обычно еще не начинают прикорм — введение рекомендуется искусственникам в 5,5 месяцев, а грудничкам – с 6. Недоношенного ребенка не рекомендуется знакомить с новыми продуктами до семимесячного возраста.

Но мамам пятимесячных детей стоит начать читать о первом прикорме, готовясь к знакомству малыша с первой «взрослой» пищей.

Но иногда допускается и вводить прикорм в 5 месяцев. Причины тому могут быть следующие:

  • недостаточное количество материнского молока;
  • существующие питание не обеспечивает необходимый набор веса ребенком;
  • длительные и сильные колики, запоры;
  • частое срыгивание.

По поводу подобных проблем, обнаруженных у малыша, о необходимости введения и особенностях прикорма проконсультируйтесь с педиатром.

Вообще, не забывайте — все дети индивидуальны. Календарь развития на пятый и любой иной месяц — в помощь вам. Конечно, существует ряд вещей, которые малыш должен уметь делать на определенном этапе взросления, и отсутствие соответствующих навыков способно насторожить. Но и в тогда не стоит сразу паниковать, а следует задать вопросы врачу.

Пять месяцев для ребенка – возраст, когда темпы физического роста немного замедляются, а на передний план выходит овладение новыми навыками и совершенствование уже имеющихся. К этому возрасту дети вдвое прибавляют в весе и окончательно превращаются в пухленьких розовощеких карапузов. Многие малыши в 5 месяцев радуют родителей первым зубиком или его предвестниками. Увеличивается продолжительность активного бодрствования в течение дня, а значит, времени на общение с мамой становится больше.

Навыки в пять месяцев

Все эти изменения формируют некий фон развития, на котором четко выделяются новые способности и навыки ребенка. Именно о них сейчас пойдет разговор.

  1. Развивается и совершенствуется умение приподнимать голову и плечи над поверхностью. Такое положение малыши принимают лежа на животике. Если раньше ребенок опирался на предплечья и мог оставаться в таком положении меньше минуты, то в 5 месяцев ребенок умеет опираться на кисти и рук и держать позу до 3-5 минут. В новом ракурсе мир для малыша намного интереснее, поэтому для пятимесячного ребенка эту позу можно назвать классической.
  2. Нового уровня достигает координация движений. Движения, которые ребенок совершает руками, теперь отлично координируются зрением. Ребенок безошибочно может взять интересующий предмет, независимо от того, подвешен он над головой, или лежит рядом справа или слева. Благодаря координации «глаз-рука» малыш способен вытянуть ручку в нужном направлении и на необходимое расстояние.
  3. Значительный скачок ощущается в развитии моторики рук. Подолгу удерживать предмет в руках, всячески его ощупывать, брать предмет из рук взрослого и произвольно разжимать ладошку, нажимать на кнопки – все это умеет ребенок в 5 месяцев. Так же в этом возрасте детки начинают тренировать умение перекладывать предмет из одной руки в другую. На данном этапе мама может немного помочь малышу в освоении новых действий. Хороший эффект оказывает массаж ладошек, сгибание и разгибание пальчиков, ну и, конечно, совместные игры с погремушками и любыми другими интересными предметами: показывать, предлагать ребенку взять игрушку в руку.
  4. Ребенок начинает интересоваться собственным телом. На фоне развития «трогательных» навыков, проявляется этот интерес в ощупывании собственного тела и конечностей. Многие малыши с настоящим удивлением обнаруживают, что у них есть ножки, любят рассматривать их, трогать, пытаться облизать или засунуть в рот. Это абсолютно естественный, нормальный интерес. Пресекать его не стоит, лучше наоборот, пользуясь моментом, рассказывать ребенку, как называются части тела, показывать их на себе, игрушках и самом малыше.
  5. Пять месяцев – возраст грызунков. У некоторых малышей к этому времени уже появляется первый зубик, но если прорезывания еще не произошло, то предвестники этого чуда уж точно есть. Обычно в районе 5 месяцев у многих карапузов начинается обильное слюнотечение, набухают десны, и кроха уже не только все тянет в рот, чтобы облизать, но и начинает грызть игрушки и другие предметы. Мамам можно порекомендовать делать малышу массаж десен (либо чистыми пальцами, либо в перчатке) и обязательно запастись силиконовыми игрушками-грызунками. (Читаем )
  6. Развитие ротового аппарата приводит еще к одним интересным изменениям. Раньше малыш был способен получать только жидкую пищу. Пища любой другой консистенции либо выталкивалась язычком, либо провоцировала рвотный рефлекс, попадая на корень языка. В 5 месяцев ребенок уже может есть однородное не густое пюре. Многие мамы в этом возрасте , хотя, если ребенок находится на грудном вскармливании, по рекомендациям ВОЗ прикорм лучше предлагать после 6 месяцев.
  7. В социальном плане ребенок уже становится настоящим партнером по общению и активно взаимодействует со взрослым. Малыш инициирует и поддерживает совместные игры. Например, бросает игрушки, а мама поднимает и возвращает ребенку. Очень любима малышами известная игра в «ку-ку».

Видео 1:

Игры

У этих простых игр есть глубокий психологический подтекст. Например, возвращение игрушки ребенку закрепляет у него ощущение постоянства окружающего мира: куда бы игрушка ни упала, она снова возвращается в руки. Осознание стабильности мира – важнейшая вещь, именно с него начинается формирование базового доверия к миру и ощущение надежной почвы под ногами, без которого невозможно гармоничное личностное развитие.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Игра в «ку-ку» многое дает для отношений между мамой и малышом. У ребенка своя логика: если меня не видно – значит, меня нет. Ребенку очень важно почувствовать, что мама думает о нем даже тогда, когда его нет в поле зрения, ищет его. Для малыша это подтверждение маминой любви.

Продолжает развиваться речь. Ребенок активно произносит слоги и новые звуки, расширяется диапазон произносимых гласных и согласных. Комбинации разных слогов образуют лепет. Нередко малыши многократно повторяют одинаковые слоги («дя-дя-дя», «ба-ба-ба»). В этих «словах» еще нет осознанности и смысла, но родителям обязательно нужно поддерживать и стимулировать речевую активность крохи. Кроме создания богатой речевой среды, можно начинать занятия по развитию мелкой моторики. Косвенно эти занятия тоже влияют на развитие речи.

В этот период ребенок ежедневно совершает массу открытий, как в окружающем его мире, так и в своих собственных возможностях. Младенец обретает все больше новых физических навыков и стремится к общению со взрослыми. Пятимесячные дети становятся заметно активней, в периоды бодрствования постоянно переворачиваются, меняют позы, пытаются ползать и изо всех сил стараются закрепить приобретенные умения и навыки.

На пятом месяце жизни малыши, безусловно, проявляют себя как целеустремленные труженики. Ваша задача на этом этапе все свои силы направить на закрепление приобретенных умений и на помощь младенцу в открытии новых возможностей собственного тела. Для того чтобы понимать, к чему стремиться, вам нужно узнать, что должен уметь ребенок в пять месяцев. При этом не забывайте учитывать особенности темпов развития своего чада.

Умения

  1. Младенец стремится находиться в положении с лучшим обзором, то есть вертикально, и может стоять при поддержке около 5 минут. Быстро развивающиеся дети могут уметь самостоятельно вставать в кроватке, придерживаясь за решетки. Не нужно пугаться, что у малыша от этого станут кривыми ноги. Если он делает попытки подняться раз за разом и сам стоит в течение некоторого времени, значит, его мышечная система и скелет готовы к подобным нагрузкам.
  2. Пятимесячный ребенок может присаживаться при поддержке или самостоятельно подтягиваться на ручках, хватаясь за пальцы взрослых, но некоторые дети развиваются раньше. Если ваш малыш, опираясь на свои ручки, сидит некоторое время без вашей поддержки, значит, он достаточно для этого окреп, и вам не стоит бояться, что такое положение тела навредит его органам и позвоночнику.
  3. Развивается противопоставление большого пальчика остальным пальцам руки, оно проявляется при захватывании пятимесячным ребенком различных объектов. Специально учить такому положению пальчиков малыша не стоит, он сам возьмет игрушку как положено, когда придет время.
  4. Большая часть значимых рефлексов новорожденного на пятом месяце либо исчезает, либо перерождается в физические навыки.
  5. При удерживании ребенка на руках в воздухе лицом к полу, он инстинктивно должен выгибаться, приподнимая верхнюю часть тела, а в положении лежа на животе умеет свободно двигать руками и ногами.
  6. Шейные мышцы пятимесячного младенца уже достаточно хорошо окрепли, и при подтягивании его за ручки из горизонтального положения, он должен уметь удерживать головку.
  7. Перевороты со спины на животик и наоборот к концу пятого месяца жизни должны быть освоены малышом, причем делать это он умеет через разные стороны тела.
  8. Координация движений рук у малыша на пятом месяце позволяет ему хватать предметы, не отрывая от них взгляд.

Зная, как должно протекать развитие ребенка в 5 месяцев и что он должен уметь в этом возрасте, вы можете направить свои силы на помощь малышу в приобретении тех навыков, которые он обязан освоить. Регулярные тренировки будут способствовать укреплению умений грудничка переворачиваться и координировать свои движения.

Если каждый день учить делать его перевороты в разные стороны, малыш довольно освоит их и будет уметь их совершать без затруднений. Участковый педиатр покажет вам, как развивать ребенка в 5 месяцев посредством специальных упражнений.

Уход

Из-за того, что большинство детей в настоящее время склонны к аллергическим высыпаниям на коже, а в пятый месяц жизни в их рацион вводится все больше незнакомых продуктов, вам нужно внимательно следить за состоянием дермы малыша и осуществлять регулярный уход за ней.

Освежают кожу младенца и эффективно тренируют его мышцы. Купание в ванной теперь может растянуться на длительное время, поскольку детям нравится плескаться и исследовать «поведение» игрушек в воде. Малышей очень увлекают опыты по их бросанию и «подтоплению» с последующим всплытием и приводят в восторг переливание воды из емкости в емкость и пускание мыльных пузырей. После ванной рекомендуется делать малышу расслабляющий массаж.

Сон

На пятом месяце жизни большинство детей много времени посвящает ночному сну, просыпаются они только чтобы покушать. Изменяется и дневной режим. Поскольку малышу становится интересен окружающий мир, то на прогулках он теперь не спит, а увлеченно рассматривает те объекты, мимо которых мама провозит его на коляске. Из-за этого должен слегка измениться ваш распорядок дня, выходить на прогулки нужно будет в другое время, а укладывать спать вы будете малыша уже дома, что весьма удобно. Пока ребенок спит, вы можете заняться накопившимися делами по хозяйству или прилечь рядом с младенцем и немного отдохнуть.

Поскольку у пятимесячного ребенка изменяется характер рациона с введением прикорма, и он дольше остается сытым, малыш может больше спать днем. У некоторых детей изменяется режим сна в светлое время суток, они отдыхают два раза днем, а ночью спят до 10 часов.

Понять, что пришло время переходить с трехразового дневного сна на двухразовый, вы сможете, когда ваш малыш начнет с трудом укладываться спать и будет долго засыпать.


Эмоции и психология

Пятимесячный ребенок должен уметь различать своих и чужих, к родным он относится доверительно, а к посторонним настороженно. На попытки незнакомых взрослых взять его на руки, младенец отвечает плачем и капризами. В этом возрасте малыш умеет уже воспринимать голосовые интонации: в ответ на ласковый тон он улыбнется вам, а от строгого — начнет обижаться и даже плакать. В то же время и в самом лепете младенца уже можно различить определенные интонации и звуки, которые означают различные просьбы. Внимательные родители уже на пятом месяце жизни малыша понимают желания малыша и начинают общаться с ним. Количество эмоциональных оттенков, которые испытывает ребенок, к пятому месяцу увеличивается, и все эти чувства ярко отражаются на его лице.

Речь

На пятом месяце жизни младенец активно развивает свой речевой аппарат. Он может подолгу гулить, повторяя одинаковые слоги, с интересом вслушиваясь в их звучание. Вы можете заметить, что в детском лепете появились интонации, напоминающие взрослую речь.

Внимательно прислушивайтесь к тем звукосочетаниям, которые издает ваш малыш, и если вы услышите что-то похожее на реальные слова, повторите за ним и обрадованно похвалите. Младенцу очень важно ваше одобрение его успехов, оно будет стимулировать его развиваться и тренироваться дальше . Продолжайте учить с малышом разные звукосочетания и короткие слова, и пусть сейчас у него будет плохо получаться произносить их, он будет рад вашему вниманию и присутствию и, несомненно, будет очень стараться.

Вес и рост

По окончании пяти месяцев жизни ребенок набирает еще 600-700 грамм веса, а рост увеличится примерно на 2 см. Как правило, разница в этих цифрах у детей разных полов до сих пор сохраняется. Мальчик обычно бывает крупней, чем девочка, но это зависит не только от половой принадлежности, влияние на рост и развитие детей оказывает наследственность, питание, активность и перенесенные за весь период заболевания.

Кормление

Пятый месяц жизни несет для малыша определенные изменения. Питание становится пятиразовым с перерывом между кормлениями в 4 часа. Если до этого из-за каких-то причин педиатр считал, что младенцу рано вводить прикорм, то сейчас кишечник ребенка вполне подготовлен к перевариванию отличающихся от молока видов пищи.

Знакомьте пятимесячного малыша с новыми продуктами осторожно, по одному, отмечая реакцию кожи на них и изменение характера стула. Поскольку аллергия на новое питание может проявляться не сразу, будет удобно завести дневник, куда вы будете вписывать названия продуктов, которые попробовал ребенок и особенности его реакции на них. Пятимесячный малыш умеет глотать густую пищу и захватывать ее губами с ложечки.

К возрасту пяти месяцев в организме малышей заканчивается запас железа, полученный им в период внутриутробного развития, поэтому педиатр рекомендует вам использовать смеси и каши с повышенным содержанием железа, учитывая особенности состояния здоровья вашего ребенка.


Игры

Эмоциональное и психологическое развитие малыша достигает уже уровня, на котором ему начинают нравиться игры. Пятимесячный ребенок может увлечься одной игрушкой и заниматься ей в течение 5-10 минут, для маленьких детей это уже колоссальное достижение.

Младенцу в возрасте пяти месяцев понравятся традиционные игры с элементами пряток: вы можете поиграть с ним в «Ку-ку» или скрывать из его вида какой-то предмет, внезапное появление которого приведет малыша в восторг.

Пальчиковые игры также все еще интересны пятимесячным детям, они и сами временами начинают ритмично лепетать и загибать себе пальчики, словно повторяя «Сорока-белобока» и «Мальчик-пальчик».

Поскольку речевое развитие малышей в пять месяцев проходит довольно активными темпами, ваша задача закрепить наработанные артикуляционные навыки. Показывайте ребенку картинки с животными или игрушки, проговаривайте их названия, нарочито растягивая гласные и четко произнося согласные, подражайте тем звукам, которые они издают . Малыш будет стараться повторять движения ваших губ и звукосочетания.

Пятимесячный ребенок вполне уже может запоминать наименования частей своего тела, поэтому дотрагивайтесь до носика, ушек, ручек и ножек малыша, четко произнося их названия. Для развития памяти младенца чаще читайте ему коротенькие ритмичные потешки и стишки.

Вы можете показывать ребенку фотографии с родными и близкими, называя их по именам. Со временем малыш сможет узнавать в семейном альбоме не только папу с мамой и бабушек с дедушками, но и указывать пальчиком на фото, где изображен он сам новорожденный.

Чему нужно уделить особое внимание на пятом месяце?

  1. К возрасту пяти месяцев практически у всех детей либо уже появляются первые зубки, либо они готовятся к появлению на свет. В арсенале у малыша должны быть прорезыватели, за которыми нужно осуществлять уход, чтобы не занести ребенку в ротовую полость инфекции. Также для облегчения болевых ощущений у детей педиатр рекомендует вам использовать специальные охлаждающие и болеутоляющие гели.
  2. Для развития мышц пятимесячного малыша полезно заниматься с ним гимнастикой и регулярно делать массаж. Особое внимание нужно уделять наращиванию спинного корсета, поскольку эта мускулатура необходима для того, чтобы младенец начал садиться самостоятельно.
  3. Дети на пятом месяце жизни учатся пользоваться игрушками, осваивают нанизывание колечек на стержень, осознанно нажимают кнопки на музыкальных игрушках.
  4. Постоянно разговаривайте с младенцем, когда он лежит в кроватке или сидит коляске.
  5. Поскольку зуд из-за режущихся зубок заставляет малыша тянуть все в рот, регулярно осуществляйте уход за теми игрушками, которым пользуется ребенок. Промывайте их под струей воды, обдавайте кипятком, если это не навредит им, и просушивайте.
  6. Пятимесячного ребенка можно на некоторое время помещать в манеж, окружая его интересными и безопасными игрушками.

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. ()

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет ().
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще:

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.