Обработка складок и защипов в швейных изделиях.

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож

Учитель технологииУляшева Ю.М.

План-конспект урока. 7 класс.

Тема занятия: Виды складок. Обработка складок.

Цель занятия: Научиться обрабатывать складки, соблюдая технологическую последовательность обработки, оформлять проект.

Задачи занятия:

обучающая: повторитьумение моделировать различные фасоны юбок;учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям, доводить начатое дело до конца;

развивающая : развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах;формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;

воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы.

Место проведения занятия: кабинет технологии.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия : мультимедийный проектор, интерактивная доска,хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, шаблоны выкроек юбки, инструкционно-технологическая карта.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник « Технология 7класс» (вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко, инструкционно-технологические карты “Обработка складок”.

Наглядное пособие: образцы поэтапной обработки односторонних, встречных, бантовых складок.

Тип занятия: комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент. 1 урок. Цель урока, которая должна быть достигнута:научиться обрабатывать складки (односторонние), соблюдая технологическую последовательность обработки, оформлять проект.

План:

  • Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение плана работы.
  • Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (тест).
  • Новый материал. Формулируем тему урока.
  • Практическая работа.
  • Закрепление изученного материала с помощью интерактивной доски.
  • Подведение итогов занятия.

Метод организации работы: теоретическая часть, практическая часть.

II . Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Сообщение цели данного этапа: контроль уровня усвоения материала по теме «Моделирование юбки». Задача: выполнитьзадание по теме «Моделирование юбки». Метод организации - тест.

Критерии оценивания:

  • «3»-в ответах теста две ошибки.

Время выполнения: 8 минут. Адрес теста:

ТЕСТ «Моделирование юбки»

1. Юбки по конструкции бывают...

  • прямые, клиньевые, диагональные
  • конические, расширенные, зауженные
  • прямые, клиньевые, конические

2. По какой стороне фигуры снимаются мерки?

  • по левой
  • по правой
  • по любой

3. Размер женских юбок и брюк определяется...

  • по обхвату бёдер
  • по обхвату талии
  • по росту

4. Моделирование - это...

  • изменение выкройки
  • процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью
  • создание моды

5. Прибавка - это...

  • величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое
  • величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды
  • увеличение зарплаты

Самопроверка. Сдача работы учителю. Проверка работы у интерактивной доски.

III. Формулируем тему урока, цели урока.

Цель: самостоятельно сформулировать тему и цели урока.

Учитель: Посмотрите на юбку, которую моделировали девочки на прошлом уроке. Попробуйте самостоятельно сформулироватьтему урока.

Учитель даёт подсказку:

Подсказка:

  • …есть у шарпея
  • …бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору.
  • ….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях.

Вашему вниманию представляется фото юбок.

Учащиеся обдумывают и называют тему урока.

Учитель сообщает тему урока:Тема урока: «Виды складок. Обработка складок».

Перед вами таблица целей (на доске записана таблица). Заполните 2 колонки. Время: 2 минуты.

Таблица целей

Я знаю по теме урока

Хочу узнать

Таким образом, цели урока :

обучающаяцель (обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; оценивать работу по критериям);

развивающая цель (развитие навыков работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление при работе со схемами и технологическими картами);

воспитательнаяцель (чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы).

IV. Изучение нового учебного материала.

Цель: узнать, что такое складки, какие бывают складки,технологическая последовательность обработки складки.

Учитель объясняет новый материал.

Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные.

Поисковая физминутка. Встали. Учащиеся делятся на три группы.Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Быть готовыми представить результат своей работы на доске.

Односторонние складки . Односторонние складки – этоскладки , заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние. Это такие складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания.

Встречные складки . Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания.

Бантовые складки . Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали.

Учитель: МОЛОДЦЫ! И отдохнули, и узнали новый материал.

Следующим заданием будет – разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок. Учащиеся работают в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Уметь объяснять последовательность изготовления каждого вида складок.

Технологическая последовательность обработки складки

п/п

Наименование технологических операций

Вид работы

Оборудование

Инструменты

приспособления

Рисунок

Наметить место расположения складки

Мел, линейка

Для односторонней изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой.

Для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной

Для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой.

Сметать складку

Игла, наперсток

Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки

Универсальная шв.машина

Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания

Ножницы, колышек

Заутюжить припуски складки

утюг

Для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны , симметрично, а затем выполнить влажно-тепловую обработку (ВТО)- разутюжить

Удалить нитки сметывания складки

Ножницы, колышек

ВТО складки:приутюжить (убрать толщину складки)

утюг

Результат:Объяснить последовательность изготовления каждого вида складок.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

Поисковая физминутка. Встали, работают в группах. Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Время: 3 мин. Представить результат своей работы на доске.Выполнение следующего задания. Учащиеся работают в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Объяснить последовательность изготовления каждого вида складок.

Объясняет новый материал: слайд 4,5. Сообщает первое задание данного этапа: поисковаяфизминутка.Объясняет следующее задание: разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок.

Время выполнения этапа:

23 минут.

V. Практическая работа. 2 урок.

Цель: Научиться обрабатывать односторонниескладки, соблюдая технологическую последовательность обработки и технику безопасности. Изготовить проект (образец)односторонних складок.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине, с острыми предметами, при работе с утюгом.

Техника безопасности при работе с утюгом:

Включать и выключать только за вилку, сухими руками.

Смотреть, чтобы провод не перекручивался.

О неисправностях сообщаем учителю.

ТБ при работе на швейной машине:

Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз.

Правильное положение рук и ног.

Не наклоняйся близко к движущим частям машины.

Смотри, чтобы провод не перекручивался.

По окончании работы выключи машину.

Технологическая последовательность обработки складки.

Выполнениеразметки складок согласно инструкционной карте.

Учащиеся выполняют разметку односторонней складки согласно инструкции.

Сметать складку. См. инструкционно-технологическую карту. Учащиеся выполняют смётывание складки согласно инструкции.

Показ учителем последовательного выполнения работы на швейной машине.

Учащиеся выполняют обработку складки на швейной машине.

Целевой обход учителя. В процессе выполнения практической работы учитель осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок.

Показ учителем процесса утюжки складки.

Учащиеся выполняют влажно-тепловую обработку складки, оформляют проект вальбоме, сдают учителю на оценку. В случае, если учащийся не успел доделать образец предлагается доделать работу дома.

Критерии оценки практической работы.

Критерии оценивания

Баллы

Разметка выполнена ровно, согласно ИТК.

Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм.

Сметка удалена полностью.

ВТО выполнена качественно.

Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии.

ИТОГО

10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3»

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле; медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8–10 раз.

И.п. – сидя на стуле; медленно переводить взгляд справа налево и обратно, 8–10 раз.

И.п. – сидя на стуле; круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4–6 раз.

И.п. – сидя на стуле; выполнить частые моргания в течение, 15–30 сек.

Гимнастика для рук и ног

И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью. 1 – локти отвести назад, соединить лопатки; 2–3 – повернуть туловище в сторону, руки выпрямить и дважды отвести назад; 4 – вернуться в исходное положение. Голову поворачивать не резко. 3–4 – раза в каждую сторону.

И.п. – стоя, руки на поясе. На счет 1, 2, 3 – пружинистые приседания; на счет “четыре” – вернуться в исходное положение, 8–10 раз. Время – 2 минуты.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют разметку односторонней складки с учётом техники безопасности, выполняют обработку складки на швейной машине, влажно-тепловую обработку. Оформление проекта в альбоме.Сдача учителю на оценку. Физкультминутка.

Инструктирует учащихся по технике безопасности при работе на швейной машине, с острыми предметами, при работе с утюгом. Показ последовательного выполнения работы на швейной машине. Осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок. Показ процесса утюжки складки. Оценка работы.

Время выполнения этапа:

28 минут.

VI. Закрепление изученного материала

Цель: контроль уровня усвоения нового учебного материала по теме:«Виды складок. Обработка складок».

Задача: выполнить задание по теме: «Виды складок. Обработка складок».

Метод организации –интерактивное задание.

Закрепление изученного материала с помощью интерактивной доски. К доске вызывается ученица: Ф.И. Адрес теста:

С помощью интерактивной доски задаются вопросы:

  • Для чего применяются складки?
  • Перечислите виды складок?
  • В каких местах делают закрепки при застрачивании складки?

Критерии оценивания:

  • оценка «5» - в ответах теста нет ошибок,
  • «4»-в ответах теста одна ошибка,
  • «3»-в ответах теста две ошибки,
  • «2»- тест не выполнен.

В случае, если часть учащихся не освоила новый учебный материал, предлагается дополнительное домашнее задание.

VII. Подведение итогов. Критерии оценивания работы.

Цель: проанализировать урок и подвести итоги .

Задачи:проверить выполненную работу, выставить оценки. Проанализировать, что получилось, а что не получилось, определить степень удовлетворённости учащихся выполненной работой.

Учитель: Вернемся к таблице: Цели урока. Достигли вы запланированного результата?

Учащиеся продолжают фразу:

  1. Я узнала…
  2. Я научилась…
  3. Мне было интересно….

Д/з. записывается ученицами в дневник. 1. Повторить: какие бывают виды складок.

2. Найти приемы моделирования клешевой и клиньевой юбок (рисунки, описание).

3. Принести выкройку в М1:1. Ткань для раскроя.

Литература:

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация к уроку Тема: Виды складок. Обработка складок. Для учащихся 7 класса

    ТЕСТ «Моделирование юбки» 1 . Юбки по конструкции бывают... прямые, клиньевые, диагональные конические, расширенные, зауженные прямые, клиньевые, конические 2. По какой стороне фигуры снимаются мерки? по левой по правой по любой 3. Размер женских юбок и брюк определяется... по обхвату бёдер по обхвату талии по росту 4. Моделирование - это... изменение выкройки процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью создание моды 5. Прибавка - это... величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды увеличение зарплаты Адрес: http://LearningApps.org/watch?v=zcz93yy5

    Определение темы урока. Подсказка: …есть у шарпея …бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору. ….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Тема: Виды складок. Обработка складок. Цель: Научиться обрабатывать складки (одностороннюю, встречную, бантовую), соблюдая технологическую последовательность обработки. Задачи: обучающая: повторить умение моделировать различные фасоны юбок; учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям; развивающая: развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах; формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса; воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность; формировать точность и аккуратность выполнения работы. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Односторонние складки – это складки, заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние. Складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания. Встречные складки. Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания. Бантовые складки. Представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе с утюгом: Включать и выключать только за вилку, сухими руками. Смотреть, чтобы провод не перекручивался. О неисправностях сообщаем учителю. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Инструктаж по технике безопасности. ТБ при работе на швейной машине: Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз. Правильное положение рук и ног. Не наклоняйся близко к движущим частям машины. Смотри, чтобы провод не перекручивался. По окончании работы выключи машину. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Технологическая последовательность обработки складки 1.Наметить место расположения складки: -для односторонней складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой. -для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. -для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. 2. Сметать складку 3. Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки 4. Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания 5. Заутюжить припуски складки -для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны, симметрично, а затем разутюжить. 6. Удалить нитки сметывания складки 7. ВТО складки. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Критерии оценки № Критерии оценивания Баллы 1 Разметка выполнена ровно, согласно ИТК. 1 2 Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм. 2 3 Сметка удалена полностью. 2 4 ВТО выполнена качественно. 2 5 Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии. 3 ИТОГО 10 10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3» МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Закрепление пройденного Вопросы: Для чего применяются складки? Перечислите виды складок? В каких местах делают закрепки при застрачивании складки? Адрес: : http://LearningApps.org/watch?v=aza4w0nv МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Ссылки: ТЕСТ «Моделирование юбки» - http://LearningApps.org/watch?v=zcz93yy5 ТЕСТ для закрепления пройденного: http://LearningApps.org/watch?v=aza4w0nv Литература: Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с. Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А, Синица Н.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред.В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 208с.: ил. http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Ubki/19.html http://festival.1september.ru/articles/588321/ images.yandex.ru МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.


    Вертикальные складки лучше всего подходят для юбок сшитых в классическом стиле. Глубину складок рассчитывают заранее, определяя тем самым свободу нижнего края изделия. Чаще основные складки — байтовые, круговые или односторонние и узкие складки гофре, которые жестко заутюживаются, лучше не делать самим, а отдать специалисту-гофрировщику. Остальные можно придумывать и выполнять теми же способами, как основные.

    Любые складки можно сделать жесткими или оставить мягкими. Чтобы изделие имело вид, складки нужно делать аккуратно, правильно наметить, точно прострочить машинкой и приутюжить. На заутюженных складках намечают линии расположения, линии сгиба и точки глубины складок, показывающие те места, где будут проходить и заутюживаться сгибы. При создании мягких складок намечают линии середины складок, по которым проходили бы сгибы.

    Виды жестких складок

    Все сгибы направлены в одну сторону. Складки проходят по всей окружности юбки.

    Это те же односторонние складки, но их располагают симметрично середине переда и формируют группами. И с обеих сторон складки заутюживают встречно либо же на перед, либо же на зад.

    Два сгиба таких складок направлены в разные стороны. С лицевой стороны юбки эти складки выглядят так же, как с изнаночной. Мягкие байтовые складки располагаются шире, чем жесткие. Такие складки образуют практически плоскую поверхность.

    Эта складка закладывается либо с самого верха изделия, либо создается при помощи отдельной полосы ткани, подставляемой изнутри. Обычно ее формируют на прямых узких юбках, чтобы придать свободу шагу. Встречная складка создает строгий, спортивный стиль.

    Складки и ткань

    Если вы решили сшить юбку со складками, то для такой юбки лучше взять ткань изо льна, поплин, ситец, крепдешин, габардин, фланель или тонкую шерстяную ткань. Для мягких складок выбирают материал, который можно драпировать. Если вы хотите чтобы у юбки были более жесткие складки, выбирайте не очень плотную, но хорошо держащую форму ткань.

    Эта публикация размещена в категории с тегом .

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполь

    КОНСПЕКТ

    урока по Технологии

    для учащихся 11 класса

    Специальность: «Швея с умением раскраивать».

    Подготовила и провела:

    Дьяченко Екатерина Ивановна

    преподаватель

    I квалификационной категории

    Тирасполь 2015

    ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

    Для учащихся 11 класса

    Специальность: Швея с умением раскраивать

    Преподаватель: Дьяченко Екатерина Ивановна

    Раздел – Технология изготовления одежды.

    Тема занятия – Виды складок и их обработка

    Цели:

    Образовательные: ознакомить учащихся с видами складок, их обработкой, обеспечить в ходе урока усвоение темы, закрепить умения по выполнению различных видов складок практически, обучить рациональной организации рабочего места.

    Воспитательные: содействовать трудовому воспитанию и профориентации, содействовать эстетическому воспитанию (эстетика оформления конспектов, эстетика выполняемых работ, культура речи, одежды), воспитывать заботливое отношение к общественной и личной собственности, формировать у учащихся стремление к самоконтролю и саморегуляции трудовой деятельности, заботиться а профилактике утомляемости учащихся на уроке.

    Развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, развивать познавательный интерес, развивать умения учебного труда – наблюдать, запоминать, научить самостоятельно оценивать результаты работы, развивать моторные навыки – точность движений, их скорость, научить применять теоретические знания на практике.

    Межпредметные связи: черчение,рисование.
    Тип занятия: комбинированный урок – урок усвоения новых знаний и урок формирования умений и навыков.

    Вид занятия: урок-лекция с элементами беседы, лабораторно-практическое.

    Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), самостоятельная работа в «малых группах».

    Оснащение: ткань, нитки, ножницы, швейные машины, образцы складок, журналы мод.

    Литература:

    Для преподавателей: Назарова А.И., Куликова И.А., Савостицкий А.В. «Технология швейных изделий по индивидуальным заказам».

    Для учащихся: Кокеткин П.П., Куликова Т.И. «Основы промышленной технологии поузловой обработки лёгкой женской и детской одежды».

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    I . Организационный этап:

    1. Организация занятия.

    2. Постановка учебных и воспитательных целей.

    3. Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

    II . Подготовительный этап:

    Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме (вопросы опроса).

    1. Как обрабатывается застёжка вдвое сложенной планкой?

    2. Как обрабатывается застёжка втачными планками?

    3. Как обработать застёжку тесьмой «молния»?

    III . Основной этап:

    3.1. Изложение новой темы:

    По способу закладывания различают односторонние, встречные и бантовые складки.

    Односторонние складки – это складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнаночной – в другую.

    Встречные складки – это складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг к другу, а с изнаночной – в противоположные.

    Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют бант.

    По способу обработки все виды складок делятся на стачные, т.е. соединённые стачным швом и настрочные, когда машинная строчка с декоративной целью проходит по лицевой стороне изделия.

    Как стачивание, так и настрачивание может быть выполнено по всей длине складки или на некотором участке.

    Складки закладывают по направлению нитей основы.

    Обработка односторонних складок.

    В качестве отделки на изделии чаще всего закладывают группу складок, стачанных по всей длине. Выкроенную деталь складывают изнаночной стороной внутрь, линии глубины складок совмещают по разметке и стачивают по всей длине. Затем стачанную деталь заутюживают. В складках такого рода машинная строчка всегда проходит по лицевой стороне изделия.

    Складки стачанные не до конца, лежащие внизу свободно, делают на юбках, платьях не только как отделочные, но и для того, чтобы обеспечить возможность некоторого расширения низа изделия. Для стачивания складки, деталь складывают лицевой стороной внутрь, совмещают размеченные на ней линии сгиба и местоположения складки и смётывают. Машинную строчку при стачивании складки ведут по намеченной линии местоположения складки до контрольной метки, после чего, плавно поворачивают к сгибу глубины складки (это повышает прочность шва). Затем, верхний слой ткани перегибают по шву стачивания и заутюживают. Если по фасону предусмотрены настрочные складки, то, развернув деталь лицевой стороной вверх, складку намётывают и настрачивают до контрольной метки на некотором расстоянии от сгиба согласно фасону. У контрольной метки строчку обрывают или поворачивают под тем или иным углом к сгибу. (Приложение № 1)

    Обработка встречных складок.

    Встречная складка обрабатывается так же как и односторонняя, только заутюживание делается не в одну сторону, а в две. Складка расправляется так, чтобы шов проходил по середине складки, а затем заутюживается. Если по фасону предусмотрены настрочные складки, то настрачивание проводится по обе стороны от шва стачивания. (Приложение № 2)

    Обработка бантовых складок.

    Бантовая складка обрабатывается так же как и встречная, только стачивание производят по лицевой стороне, а настрачивают складку с обеих сторон на расстоянии предусмотренном по фасону. (Приложение № 3)

    3.2. Самостоятельная работа учащихся.

    Вводный инструктаж:

      Знакомлю учащихся с темой и задачами данного урока.

      Восстанавливаю в памяти учащихся необходимые данные для намеченной работы.

      Знакомлю учащихся с практическими работами.

      Проверяю готовность к работе, организацию рабочего места.

      Объясняю приёмы выполнения практических работ.

      Предостерегаю учащихся от различных ошибок при выполнении практических работ.

      В случае необходимости повторяю показ и объясняю приёмы.

      Подчёркиваю важность правил техники безопасности.

    Практическая работа: «Обработка складок».

    Текущий инструктаж:

    1. Проверяю организацию и состояние рабочих мест.

    2. Проверяю правильность выполнения приёмов в работе каждого ученика не выпуская из вида всю группу.

    3. Проверяю правильность самоконтроля, не допускаю ни единого случая пользования неправильными приёмами и не допускаю их усвоения.

    4. Проверяю правильность соблюдения технических условий в работе.

    5. Проверяю правильность ведения промежуточного контроля (выдаю дополнительное задание наиболее успевающим ученикам).

    6. При выявлении у ряда учащихся одинаковых ошибок, нарушения порядка на рабочем месте, прерываю работу учащихся, исправляю ошибки, восстанавливаю порядок, т.е. провожу коллективный инструктаж.

    7. Обращаю особое внимание на отстающих, оказываю им помощь советом и показом.

    8. Воспитываю на опыте успевающих.

    IV .Заключительный этап (рефлексия)

    1. Контроль усвоения новой темы и закрепления новых знаний

    1.1. Какие виды складок бывают по способу закладывания и по способу обработки?

    1.2. Что такое односторонние складки?

    1.3. Что такое встречные складки?

    1.4. Что такое бантовые складки?

    1.5. Как обрабатываются односторонние складки?

    1.6. Как обрабатываются встречные складки?

    1.7. Как обрабатываются бантовые складки?

    Заключительный инструктаж:

    1. Подвожу итог учебного дня.

    2. Анализирую работу всей группы, отмечаю лучшие работы.

    3.Указываю типичные ошибки (если таковые имеются) и пути их устранения.

    4. Сообщаю оценки знаний учащихся.

    5. Сообщаю задачи следующего урока.

    6. Сообщаю домашнее задание.

    2. Подведение итогов занятия:

    2.1. Обобщение материала.

    2.2. Ответы на вопросы.

    2.3. Выставление оценок.

    3. Задание на дом : выучить тему «Виды складок. Обработка складок».

    Урок окончен.

    Преподаватель: Дьяченко Е.И.

    (Приложение № 1)

    Технология обработки односторонней складки

    1. Складываем деталь по линии 3 лицевой стороной внутрь;

    2. Сметываем складку по всей длине;

    3. Стачиваем складку вертикальной строчкой по линии 2 до заданного участка (место раскрытия складки с лицевой стороны), (места стачивания обозначены на чертеже красным цветом);

    4. Удаляем наметку.


    (Приложение № 2)

    Технология обработки встречной складки

    1. Сметайте, а затем стачайте по изнаночной стороне две складки по линиям лицевого сгиба до заданного участка;

    2. Разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и закрепите каждую складку в отдельности закрепляющей строчкой.

    3. Для лучшей устойчивости ткани эту складку можно закрепить в месте наибольшего растяжения дополнительным клеевым материалом.

    (Приложение № 3)

    Технология обработки бантовой складки

    1. Сметайте, а затем стачайте по лицевой стороне две складки по линиям изнаночного сгиба до заданного участка;

    2. Разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и застрочите в край каждую, как показано на чертеже


    Шторы только в том случае украсят окно, если они будут снабжены красивой драпировкой . Важной составляющей их внешнего вида при этом будут складки, которые волнами ложатся на поверхности шторы, придавая ей неповторимость. Шторная лента, или еще ее называют английской тесьмой, как нельзя лучше подходит для этих целей. Внешне – это каркас со скрученными шнурами, проходящими вдоль всей тесьмы. Она должна быть пришита к занавесу со стороны изнанки в самом верху. Стягивая шнуры по поверхности полотна, они начинают формировать складки требуемой ширины и конфигурации.

    Шторная тесьма может подразделяться по виду драпировки:

    • Столбик . Образует самые простые складки, такую тесьму легко сшить самостоятельно;
    • Лента, при затяжке которой могут образоваться складки в виде затейливых бокалов или бабочек.
    • Прозрачная . Драпируются легкие ткани: тюль или органза. Такую тесьму представляет леска, не имеющая цвета, она остается невидимой.
    • Непрозрачная . Подразумеваются ткани портьер.

    В зависимости от ширины лента для штор подразделяется на виды:

    1. Узкие . Применяются, если присутствует закрытый карниз или он скрыт в нише. Возможно, что ниша прикрывает верх шторы или присутствует декоративная планка, закрывающая крючки.

    2. Широкие . В этом случае карниз должен быть открыт. Кроме того, если количество креплений небольшое и требуется предотвратить провисание, то это с успехом выполнит широкая лента.

    Такие разные складки

    Драпировка, созданная благодаря шторной ленте, будет выглядеть по-разному. Виды складок при этом могут быть такими:

    1. Односторонние. Волны складок формируются в одном направлении.
    2. Встречные. Полотно ткани разделяют на парные волны, а их гребешки направляют друг к другу.
    3. Бантовые складки. Идет такое же формирование парных волн, только теперь их гребешки разбегаются в стороны. Внешне фигура напоминает бант.
    4. Буфовые. Стянутые ткани образуют ромб, который формируют четыре шнура.
    5. Французские или тройные. Волны, достигающие глубины до 14 см, формируются в виде веера.
    6. Бокалы или колокольчики. Объемные волны, ниспадающие вниз.
    7. Шпалерные. Два ряда драпировки, которые взаимно друг друга перекрывают.
    8. Вафельные. Очень элегантно смотрится драпировка, когда волны ложатся равномерно по всей поверхности занавеса.
    9. Карандашная сборка с применением складок петлевидной формы. Для этого расправленная портьера стягивается шнуром, образуя волны, с учетом промежутков между крючками.
    10. Складки фламандские. Для этого требуется наличие на тесьме двух шнуров. Путем неравномерного стягивания добиваются V-образной конфигурации.

    Типы лент для создания драпировки

    Их существует много, и каждый вид дает возможность создать те или иные складки на усмотрение хозяйки. Например, могут быть такие шторные ленты:

    1. Для пропорционального сбора складок по поверхности. Имеет карманы, равномерно распределенные по длине. С использованием специальных крючков создаются защипы по поверхности полотна.

    2. Тесьма с использованием шнуров для сборки. Пришивается к самому верху полотна, в дальнейшем шнуры стягиваются на требуемую величину и закрепляются.

    3. Ленты, образующие банты. Условием образования является ширина занавески, которая должна быть шире карниза в три раза.

    4. Ленты, формирующие банты. Размер шторы выбирается шире длины карниза в 2,5 раза.

    5. Узкая лента, которая крепится в верхней части шторы и образует мелкие складки за счет двух резинок, встроенных в нее. Рассчитывается, что штора шире длины карниза в 2 раза, но ее размер не должен превосходить 158 см.

    6. Лента с защипами. В этом случае соотношение размера шторы к карнизу рассчитывается, как три к одному.

    7. Лента широкая. Применяется в том случае, когда требуется получить карандашные складки – узкие, но довольно большой длины.

    8. Ленты, применяемые в римских шторах, снабжены кольцами, а также шнуром, на котором находятся петли. Крепятся к жалюзи.

    9. Лента с прикрепленными к ней кольцами. Кольца сделаны из пластмассы, нашиты с определенным интервалом. Сама лента крепится к жалюзи вертикально с изнаночной стороны. Сквозь все кольца протянут шнур.

    И здесь есть свои разновидности. Тесьма для штор бывает:

    Материал, из которого изготавливается шторная лента – полиэстер. Он прилегает к полотну занавеса буквально в каждой точке, препятствует провисанию и деформированию материала. К ленте по всей ее длине пришиты петли, за которые цепляются крючки карниза. Кроме того, шторная лента может содержать в комплекте:

    • Кольца для люверсов;
    • Кармашки в случае крепления на крючки;
    • Уплотнители;
    • Шнуры в количестве от двух до четырех штук.

    Если на шторе требуется получить простые сборки – используют крючки, которые продеваются в кармашки или петли. Если материал тяжелый – крючки выполняются из латуни, для легкого же материала достаточно крючков из пластмассы. Существуют разновидности специальных крючков, которые используются при образовании тройных или бантовых складок.

    Если один ряд петель формирует простые складки, то 3-4 ряда образуют складки сложной конфигурации.

    При выборе ленты, следует учитывать ее длину, которая зависит от величины складок, которые хочется иметь на шторе.

    Прежде чем тесьма будет пришита к шторе, следует провести ряд работ . Этому предшествует измерение карниза, занавески и тесьмы. Причем к полученной длине шторы следует прибавлять 15 см длины ленты в качестве запаса. Учитывая, что тесьма дает усадку, ее требуется подкорректировать. С этой целью ее смачивают, высушивают и проходят по ней горячим утюгом. Все швы занавески должны быть обработаны.

    Тесьма крепится к шторе в верхней ее части с отступом 2-5 мм, причем со стороны изнанки, а ее края следует подвернуть на 2 см. При помощи шнура, стянутого до определенной величины, получаются необходимые конфигурации. Далее следует закрепить шнур, что зафиксирует нужное состояние шторы. Оптимальный коэффициент сборки – 2-2,5, именно от этого зависит пышность полотна шторы.

    Таким образом, правильно подобранная шторная лента может творить чудеса даже с недорогим материалом, создавая замысловатые фигурные складки и обеспечивая шикарный вид жилой комнате.

    Шторы могут быть разнообразными: они различаются по цвету, типу ткани, наличию или отсутствию рисунка, по своей форме. Но у любой шторы есть складки, которые и придают ей особенный внешний вид. Виды складок могут различаться, но обойтись без них сложно. Только немногие и ламбрекенов являются гладкими.

    Складки придают шторам индивидуальный внешний вид и могут быть совершенно разнообразных видов.

    Закладывать складки можно по-разному. Для работы применяются специальные ленты, липучки, заколки. Часть складок формируется вручную во время навешивания занавесей. Расчет складок предельно простой: в этом случае руководствуются внешним видом драпировки, жесткостью ткани . Для римских штор вид складок и их размер зависят от того, какую длину и ширину имеет полотно. Слишком часто полоски ткани загибать нельзя, чтобы не испортить впечатление от занавеси. В остальных вариантах необходимо пользоваться простым расчетом, который будет рассмотрен на примере бантовой.

    Разнообразие складок на шторах

    Виды сборки для штор бывают разнообразными. Нет необходимости выполнять сложные действия. Всего выделяется 3 основных группы складок, к которым относятся:

    1. Односторонние, то есть закладываемые только в одном направлении.
    2. Встречные — это складки, которые укладываются таким образом, чтобы их направление шло друг к другу. Способ называют обратным бантовым.
    3. Бантовые — это классический тип отделки. Внешне создается впечатление, что штора состоит из плоских бантов, концы которых направлены друг к другу. Согнутые полоски ткани могут иметь различные размеры, внутренняя их часть может быть большой, средней либо равной нулю. Все зависит от того, какой именно внешний вид после формирования необходимо придать занавеси. От этого зависит и расход ткани, так как определенная ее часть уходит именно на заложение. Пропорции, которые используются в этом случае, могут быть различными, обычно это 1:2, но может быть и 1:2,5, 1:3 и больше.

    Вернуться к оглавлению

    Способы закладки складок

    Сборки штор могут быть разнообразными. Используются такие методы декорирования, как:

    1. Вручную, то есть во время навешивания занавеси на карниз.
    2. При помощи ленты, пристрачиваемой к верхней части ткани на швейной машинке.

    Тельма — это удобный вариант, который сегодня применяется все чаще. Используется лента из жесткой ткани различной ширины. Она может быть белой, прозрачной или цветной. В середине ленты предусмотрены специальные нити, которые затем затягиваются.

    После этого занавесь собирается в красивые и аккуратные складочки, сохраняющие свою форму.

    Сборка ткани тесьмой проста. После того как лента пришита, надо аккуратно потянуть за нити, осторожно собрав складки. Сильно дергать нити нельзя, так как именно они являются слабой частью всей конструкции. Если нити порвутся, то необходимо выполнить их замену или полностью заменить всю тесьму. Ручной метод закладки штор самый простой: во время навешивания на карниз надо лишь вручную распределить ткань.

    Вернуться к оглавлению

    Складки для римской шторы: пример пошива

    Римские шторы представляют собой разновидность подъемных занавесей, которые шьются из ровного полотна.

    Складки создаются во время подъема ткани: для их формирования используются тонкие деревянные рейки, выступающие в роли утяжелителя.

    Сделать подобные римские шторы своими руками и сформировать сборку ткани не так сложно. Для этого надо соблюдать только относительно несложную инструкцию и уметь обращаться со швейными принадлежностями.

    Процесс изготовления римской шторы заключается в следующем:

    1. Сначала требуется подготовить ткань выбранного оттенка. Один кусок может быть использован для лицевой стороны, а второй — для изнаночной. Но это необязательное условие. Сделать занавесь для кухни можно, например, и из одного куска полотна. Ткань раскраивается, после чего тщательно проглаживается.
    2. Затем необходимо приготовить рейки из дерева или металла, которые будут выполнять роль утяжелителей для шторы и формирования складок. Для формирования сборки сначала необходимо рассчитать, с каким шагом будут идти складки. Все зависит от того, какую именно высоту имеет окно. Форма складок значения не имеет. После подъема ткани от нижней части полотна начинают образовываться горизонтальные свободные складки, идущие друг над другом.

    Размер и число складок во время сборки определяются на основании следующих данных:

    • при высоте окна в 145 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 19,3 см;
    • при высоте окна в 150 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 20 см;
    • при высоте окна в 160 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 20,7 см;
    • при высоте окна в 170 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 22,7 см;
    • при высоте окна в 190 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 25,3 см и т. д.

    Разметка наносится на ткань кусочком мыла. Во время разметки необходимо учесть, что для крепежа реек необходим карман. Поэтому небольшое количество расстояния будет «съедено». Сами рейки необходимо нарезать таким образом, чтобы их длина была немного меньше ширины. После установки останется место для подрубки швов. Кармашки застрачиваются на швейной машинке, после этого в них надо вставить рейки. Но на этом сборка складок не закончена. Необходимо взять пластиковые или металлические колечки с диаметром в 10-12 см, через которые и будут пропускаться ленты для управления шторой.

    Колечки по 3-4 штуки в ряд аккуратно пришиваются к кармашкам складок занавески. Края следует обработать. Далее через колечки протягиваются шнурки или ленточки, края их пришиваются к верхнему полотну, снизу можно прикрепить декоративные бусины. Для таких занавесок обычно применяются специальные карнизы, на которые они и навешиваются, после того как пошив закончен.