Один отзыв на “Сочинение — анализ сцены «Прощание Катерины с Борисом» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)”. Почему погибла Катерина и что для этого сделал Борис

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то - никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Реплика ещё раз доказывает силу характера, непоколебимость и веру Кати в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. В этом вопросе на самом деле были сосредоточены десятки других, более важных. «Любишь ли ты меня?», «что значат для тебя наши чувства?», «не ошиблась ли я в тебе?» - и множество других. Катя говорит о себе, а Борис в такой важный для девушки момент, вспоминает о дяде: «я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись». Заметьте, проститься с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно приняв решение покончить с собой. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное прозрение, которого так боялась и вместе с тем ждала девушка.

Несмотря на это, девушка думает над тем, чтобы сказать что-то важное. Действительно важное. Но Борис торопит Катю, у него не так много времени. Девушка молчит о том, что уже решила расстаться с жизнью - это жертва не ради Бориса, а ради самой себя. Гибель не из-за несчастной любви (это бы всё опошлило), а из-за невозможности жить честно.
В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что у Кати на уме, хочет подойти ближе, обнять девушку. Но Катерина отстраняется. Нет, это не обида, не гордость. Катя просит Бориса подавать милостыню каждому, кто будет её просить, молиться за её грешную душу. Девушка окончательно отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштабности и значения этого разговора для Кати.

Тест по произведению

Драма “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру - социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал - самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ослепительно и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и не дать в обиду ее от нападок свекрови, - Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалостно ее, но больше всего жалостно ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года “в Тяхту, к китайцам”, в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но не дать в обиду ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-

тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что ещё могло бы хоть как-то ее утешить - это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. “Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”- это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв “Откликнись!” появляется Борис, услышавший звук героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя вероятность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, от всего сердца желая Борису “не тужить” о ней продолжительно. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да “ласка-то его… хуже побоев”. Единственная просьба ее к Борису - взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…” Когда-то он не хотел мыслить о том, что предстоит им с Катериной: “Ну, что об этом мыслить, благо нам теперь-то хорошо!” Теперь же он страдает: “Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!” Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. “Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо”. Ее внутренний мир немаловажно богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное - чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и сердечный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ожидать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него более того появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ожидать ей от жизни больше нечего.

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше “на безлюдье”. Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и ещё по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Главные герои повести Бондарева «Батальоны просят огня»... О полковнике Гуляеве говорилось как о достаточно известной, ставшей традиционной фигуре «отца-командира», неравнодушного к молодежи. Ерошина - «мальчи...

Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта... Алкей известен, в основном, из отрывочных цитат, целых стихотворений сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы...


Анализ третьего явления пятого действия драмы «Гроза».

Драма «Гроза» - одна из самых ярких и интересных пьес А.Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество.

Действие «Грозы» происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города живописна и необычна, нравы его жителей не соответствуют пейзажу.

В городе правит тирания: так называемые «хозяева жизни» всячески унижают людей, которые ниже их по социальному положению, и даже членов своей семьи. В такой семье, где власть принадлежит старшим, живет главная героиня пьесы – Катерина. Она постоянно терпит нарекания свекрови – купчихи Кабановой. Ни муж, ни кто другой не может ей помочь.

Пьеса заканчивается самоубийством Катерины. Н.А. Добролюбов писал, что именно такой конец бросает «вызов самодурной силе». Ничто бы так не потрясло жизнь города, как этот «страшный вызов».

Перед смертью Катерина встречается с Борисом, своим возлюбленным.

Эта сцена, на мой взгляд, является решающей в судьбе героини. Встреча героев происходит случайно: Катерина сбегает из дома Кабановых, приходит к берегу Волги, куда приходит и Борис.

Увидев любимого, Катерина бросается ему на шею, ее сердце переполнено счастьем: «Увидала-таки я тебя! (Плачет на груди у него)».

Этот жест показывает, насколько сильно она любит этого человека. Дальше Катерина хочет узнать, не сердится ли Борис на нее, просит у него прощения: «Ну прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила». Ее нельзя обвинять, она со своей благородной натурой не могла поступить иначе. Рано или поздно это случилось бы.

Потом, узнав, что Борис уезжает, Катерина просит его взять ее с собой. Но на это Борис Григорьевич отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы». Возлюбленный оказывается таким же слабым, как муж. Отличие состоит лишь в том, что Борис рос и воспитывался не в Калинове. Надежда получить наследство для него оказывается сильнее, чем желание спасти женщину, которая пожертвовала всем ради любви к нему.

После ответа Бориса Катерина, на мой взгляд, окончательно разочаровывается в жизни, больше не находит в ней смысла: «Поезжай с богом. Не тужи обо мне». Из ее уст мы узнаем о том, что Кабанова мучает ее, о том, какие страдания Катерина испытывает: «Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и сеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают».

А муж, как обычно, пьет, топит горе в бутылке. Думаю, он был абсолютно растерян, не знал, что ему делать, и только выполнял поручения матери: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев».

На эти слова Борис отвечает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Мне кажется, насчет своих мучений он преувеличил, ведь сам до этого говорил: «Я – вольная птица». А желание бежать говорит о его трусости и безволии. Но Катерина по-прежнему любит его, ее любовь выдерживает все разочарования: «Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась».

«Время мне, Катя!», «Не застали бы нас здесь!» - беспокоится Борис. А Катя всего лишь хочет, чтобы он выполнил последнюю ее просьбу: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу». Даже после этого Борис не задумывался о судьбе Катерины. И только после того, как она говорит: «Дай мне поглядеть на тебя в последний раз», Борис начинает догадываться о ее намерениях: «Не задумала ли ты чего?» но ответ Катерины удовлетворяет его, он и не желает препятствовать: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!» на этом и заканчивается прощание Катерины с Борисом.

Сцена прощания, по-моему, помогает более глубокому раскрытию характеров персонажей и их любви. Мы видим, что Борис не достоин Катерины, но она любит его, потому что желание любить было в ней сильнее чувства долга, сильнее всего. И любовь ее была сильна и самоотверженна. Думаю, слова Катерины о любви Бориса будут пророческими: «Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь».

На мой взгляд, настоящая любовь была только со стороны Катерины, потому что любовь не останавливается ни перед чем: ни перед страхом быть посмешищем, ни перед мыслью, что это грех, ни перед долгом, ни перед материальными проблемами.

Драма А. Н. Островского «Гроза» рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла смириться с патриархальными устоями домостроя, погубившими ее любовь, и поэтому она добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей.

Обратимся к этой сцене. Каково же внутреннее состояние героев? Помочь понять это читателю помогают авторские ремарки. Борис оглядывается при встрече с Катериной, он боится, что их могут заметить вместе. Катерина же не боится проявлять своего чувства, она не в силах скрыть его: подбегает к Борису, обнимает и плачет у него на груди. В доме Кабанихи Катерина чужая, ее унижает свекровь, и поэтому любовь к Борису - тот мимолетный огонек счастья, который бы смог сделать другой ее жизнь. Она готова все бросить, бежать от мужа и ненавистной свекрови, не случайно просит Бориса: «Возьми меня с собой!»

Однако племянник Дикого не способен к решительным поступкам. Он не может изменить свою жизнь, ослушаться Дикого, так как зависит от него материально. Обратим внимание на его реплику: «Не по своей я воле еду: дядя посылает.» Но в зависимость к людям, подобным Дикому, попадают лишь слабые люди. И читатель понимает, что Борис - человек безвольный, он боится изменить свою жизнь.

С другой стороны, племяннику Дикого проще, чем Катерине: он «вольная птица», а она «мужняя жена». Катерина жалуется Борису, что свекровь ее «мучает, запирает», а Тихон ей опостылел: «ласка-то мне его хуже побоев». Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы сочувствует ей, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью.

Герои понимают, что их встреча стала роковой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть: «Только одного надо у Бога просить, чтобы ей не мучиться долго». Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.

Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на са-моубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно рассматривался ею. Не случайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень на-божна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство - тяжкий грех. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в «темном царстве» тоже не для слабых духом. И в этом поступке - сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может ни разлюбить Бориса, ни простить ему предательство, ни вернуться к прежней жизни. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к трагическому финалу пьесы. Такой финал - закономерная цепь событий. Но я думаю, если бы племянник Дикого решился увезти Катерину, сохранить свою любовь, он был бы сильнее жизненных обстоятельств, и финал пьесы был бы другим.

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...

    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...

    Драма “Гроза” - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он...

Текст сочинения:

Драма А.Н. Островского Гроза рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и лирикому добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходиҭ в финале, она является трагической развязкой отношений эҭих персонажей. Обратимся к этой сцене. Каково же внутреннее состояние героев? Помочь понять это читателю помогаюҭ ремарки. Борис оглядывается при встрече с Катериной, он боиҭся, что их могуҭ заметить вместе. Катерина же не стесняется своего чувства, она не в силах скрыть его: подбегает к Борису, обнимает и плачет у него на груди. В доме Кабанихи Катерина чужая, ее унижает свекровь, и лирикому любовь к Борису тот мимолетный огонек счастья, который бы смог сделать другой ее жизнь. Она готова все бросить, бежать от мужа и ненавистной свекрови, не случайно просиҭ Бориса: Возьми меня с собой! Однако племянник Дикого не способен к решительным поступкам. Он не может изменить свою жизнь, ослушаться Дикого, так как зависиҭ от него материально. Обратим внимание на его реплику: Не по своей я воле еду: дядя посылает Но в зависимость к Дикому попадаюҭ лишь слабые люди. И читатель понимает, что Борис человек безвольный, он не может и боиҭся изменить свою жизнь. С другой стороны, племяннику Дикого проще, чем Катерине: он вольная пҭица, а она мужняя жена. Катерина жалуется Борису, что свекровь ее мучает, запирает, а Тихон ей опостылел: ласка-то мне его хуже побоев. Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежиҭ от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимаюҭ, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!; Борис: Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда! Однако Катерине намного ҭяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз. А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть: Только одного надо у Бога просить, чтобы ей не мучиться долго. Однако спасти ее, увезҭи от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не вериҭ в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство. Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из сиҭуации уже давно был у нее. Не случайно она просиҭ Бориса: Поедешь ҭы дорогой, ни одного ҭы нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу. Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство ҭяжкий грех, самоубийцу даже не отпеваюҭ. И мы видим, как ҭяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерҭи. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставиҭ Бориса быстрее ее забыть. Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке сила ее характера. Если Борис бежиҭ от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И лирикому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: Друг мой! Радость моя! Прощай! Сцена прощания Катерины с Борисом подводиҭ нас к трагическому финалу пьесы. Такой финал закономерная цепь собыҭий. Но я думаю, если бы племянник Дикого решился увезҭи Катерину, сохранить свою любовь, он был бы сильнее жизненных обстоятельств, и финал пьесы был бы другим.

Права на сочинение "Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского Гроза)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на