Опыты с детьми про воздух и птиц. Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Игры - эксперименты с воздухом для детей средне - старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты с воздухом

Средний возраст

«Существование воздуха»

Цель: Доказать существование воздуха

Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка

Опыт 1 . Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый .

Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Вывод: в воде есть воздух

«Воздух меняет объем»

Цель: показать, что воздух имеет объем

Материал и оборудование: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, шарик для пинг-понга, теплая вода, лед

Опыт 1. Подпрыгивающая монета.

С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.

Опыт 2. Воздух охлаждается.

Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.

Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.

Опыт 3. Исчезающая вмятина.

Сделай вмятину в шарике для пинг-понга. Теперь положи его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

«Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.

Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

«Воздух легче воды»

Цель: доказать, что воздух легче воды

Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой

Опыт 1. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 2. Движение воздуха – ветер

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать).

«Крепкий спичечный коробок»

Цель: Определить упругость воздуха.

Материал и оборудование: Спичечные коробки.

Взрослый предлагает детям определить, что сделается с пустым спичечным коробком, если с размаху ударить по нему кулаком (возможно, сломается).

Дети под руководством взрослого проводят опыт, доказывая, что спичечный коробок может не сломаться: кладут одну часть пустого коробка на другую часть так, чтобы нижняя лежала на узкой длинной стороне коробка, верхняя с разворотом на 90 градусов - на узкой короткой стороне.

Затем по этому сооружению резко и отрывисто ударяют кулаком. Наблюдают, что произошло (обе части разлетелись в стороны, но остались целыми).

Вывод: Выясняют, что в коробке имеется воздух, он упругий, при резком ударе коробок прогибается, воздух сжимается, и коробок становится упругим, пружинит, но не ломается.

«Большие - маленькие»

Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).

Материал и оборудование: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

Опыт 1. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время заносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная), обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь).

Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их).

Закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету).

Опыт 3. Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяют, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).

«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь.

На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).

Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.

Вывод: Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

«Свечка в банке»

Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Материал и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.

Вывод: Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.

Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода).

«Парашют»

Цель:

Материал и оборудование: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. Дети опускают со стула человечка на пол, а затем - в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях.

Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим, падение - более медленным; при уменьшении купола, сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.

Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести.

«Соломенный буравчик»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал и оборудование: Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка).

Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину; наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась). Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась).

Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться.

Вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае - воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.

«Сухой из воды» (1 вариант - Салфетка в стакане)

Цель:

Материал и оборудование: Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.

Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

«Сухой из воды» (2 вариант - Флажок на бруске)

Цель: Определить, что воздух занимает место.

Материал и оборудование: Емкость с водой, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).

Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды), как можно его утопить (опустить на дно), не намочить (опускать в воду, накрыв банкой). Дети самостоятельно выполняют действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).

«Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника.

Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).

Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».

Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).

Вывод: Взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

«Ветер в комнате (Живая змейка)»

Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер - это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз.

Материал и оборудование: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Опыт 1. Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует Детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).

Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Опыт 2. Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу дверного проема. Дети объясняют, почему направление ветра разное (теплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.

«Подводная лодка»

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материал и оборудование: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух.

В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

«Поиск воздуха»

Цель: Обнаружить воздух.

Материал и оборудование: Емкость с водой, воронка, напальчник.

Опыт 1. Дети рассматривают напальчник. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку; объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие напальчник, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклонят, медленно погрузить в воду.

Обсуждает, что случилось с напальчником, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется напальчник (он остается сухим).

Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри напальчник становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.

Опыт 2. Материал и оборудование: Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

«Как задуть свечу из воронки»

Цель: Выявить особенности воздушного вихря.

Материал и оборудование: Свеча, воронка.

Взрослый утверждает, что дети будут дуть на свечу в воронку и не смогут ее погасить. Затем помещает воронку против пламени свечи и предлагает детям подуть в нее, держа во рту тонкий конец; изменяет положение воронки, дует сам.

Дети замечают, что свеча гаснет, если поместить воронку так, чтобы пламя находилось не на линии оси воронки, а на продолжении ее раструба, таким образом, воздушная струя растекается вдоль стенок раструба, образуя воздушный вихрь. На линии оси воронки воздух разрежается и устанавливается обратное течение воздуха, пламя наклоняется к середине воронки, а находясь у раструба, отклоняется от него и гаснет. В конце занятия дети зарисовывают результаты обоих опытов.

«Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал и оборудование: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.

Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.

Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства - прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом и т.д.).

«Морской бой»

Цель:

Материал и оборудование: Емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника.

Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется.

Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

«Игры с трубочкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал и оборудование: Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

«Пузырьки – спасатели»

Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал и оборудование: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Воздух сжимается»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда

она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем

поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик

сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании

расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом

спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

«Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Опыт 1. «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Опыт 2 . Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.


Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Экспериментирование с воздухом

Трубчик Марина Станиславовна воспитатель разновозрастной группы МБДОУ "Детского сада №39 комбинированного вида"
Цель экспериментирования: познакомить детей со свойствами воздуха. Показать что воздух невидим, без запаха, но может впитывать чужой запах, может двигаться, необходим для жизни.

Оборудование : баночки одна-пустая прозрачная, одна- с чесноком, одна с капелькой духов, пакет, мешок, веер из бумаги, стакан с водой, трубочки для коктейля, султанчики.

Ход экспериментирования
Для сюрпризного момента я использовала загадку.
Ребята, а кто мне скажет для чего нам нужен воздух? (воспитатель слушает ответы детей). Нужен для того чтобы дышать. Воздухом мы дышим. Он поступает к нам через нос и через рот(проводим эксперимент).
А мы можем увидеть воздух (ответы детей)? Нет, не можем. Значит воздух какой? Невидимый. А давайте поиграем с воздухом, попробуем его поймать.(эксперименты с пакетом и мешком). Закручиваем пакет и видим что он не пустой, в нем воздух. А воздух какого цвета? Он без цвета, т.е. прозрачный.
А воздух имеет запах? Давайте с вами понюхаем воздух в баночках(дети нюхают баночки и выясняют что в каждой баночке пахнет по разному). Значит воздух имеет свойство впитывать в себя посторонние запахи.
Воздух находится не только вокруг нас, но и в нас есть воздух. Давайте проверим. Возьмите трубочки и подуем в стакан с водой. Что мы видим? Пузырики. Это пузырики воздуха. И в предметах есть воздух. Возьмем губку опустим в воду и тоже видим пузырики т.е. выходит воздух.
Воздух находится вокруг нас и мы можем его двигать. Возьмите веер и надо им помахать. Что вы чувствуете? Ветерок. Это мы воздух гоняем веером.
Ребята вам понравилось быть настоящими исследователями? Я предлагаю сходить на улицу подышать свежим воздухом. Возьмите с собой султанчики и мы проверим как ветер будет гонять воздух и шевелить наши султанчики.

Презентация на тему: Воздух. Свойства воздуха

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования

Цель: показать детям, что вокруг нас воздух, дать понятие о способах его обнаружения; ; , необходимом для горения; познакомить с весом воздуха; используя опыт детей, .

Предварительная работа:

Наблюдение за движением деревьев (качание деревьев, веток, листьев при ветре);

Игры с воздушными шариками (надувание);

Игры с вертушками на улице;

Игры «Послушай, ветер», «На кого похоже?»;

Рассматривание картин с изображением действия ветра.

Материал: аквариум с водой, стаканы разной величины, один стакан с прикрепленной на дне салфеткой; воронка, пробирки в штативе; 2 колбы; свеча; весы; набор гирь; стеклянная палочка, трубочка для капельницы резиновая, 2 воздушных шара.

Ход проведения экспериментирования детей с воздухом:

Воспитатель. Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; о нем вы сможете рассказать детям в своем дворе. Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными. Посмотрите внимательно на стакан (пустой). Что есть в этом стакане? (Ничего.)

В этом стакане что-то есть, просто вы не увидели. Здесь есть воздух. Хотя он невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.

I эксперимент: (воспитатель экспериментирует, дети наблюдают): опустить стакан, повернутый вверх дном, в аквариум с водой. (Часть воздуха остается в стакане. Это хорошо видно. При наклоне стакана воздух выходит из него и поднимается в виде пузырьков на поверхность.)

Есть ли вода в стакане? (Есть, мало.)

II эксперимент: (для подтверждения выполняют дети); опустить в воду стакан с прикрепленной ко дну салфеткой. (Салфетка остается сухой, так как часть воздуха остается в стакане.)

Замочила ли вода салфетку? Как вы думаете? (Вынимается стакан, проверяется салфетка. Она сухая.) Почему она сухая? (Намочить салфетку воде помешал воздух, который был в стакане.)

Ребята, воздух есть везде, а не только в этой комнате. Увидеть его невозможно. Он невидимый. Как же все-таки его можно обнаружить? Как его можно ощутить?

III эксперимент:

Помашите руками перед своим лицом. (Дети выполняют.) Вытяните губы трубочкой и подуйте на ладошки. (Лицо ощущает воздух.) Есть ли у воздуха запах? (Да.) Чем пахнет воздух в группе? (Ничем.)

IV эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

V эксперимент: «Без дыхания»: дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

V I эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

VII эксперимент: как человек выдыхает воздух в воду через трубочку. Воспитатель выдыхает отработанный воздух из себя, и он поднимается наверх в виде пузырьков.

Пузырьки - это воздух, который выдыхает человек. Возьмите полоски (листочки) бумаги и подуйте на них легонько, потом сильнее. Что будет с полосками? (Полоски колышутся)

Воздух может перемещаться, двигаться. Когда он перемещается над землей с одного места на другое, говорят: «Дует ветер». Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы: ветви деревьев, волны на море.

VIII эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

Все эксперименты дети фиксируют в своих рисунках.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.

Организованная познавательно - исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи :

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах;
  2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
  3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.

Предварительная работа :

Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Использовала различные методы приемы : Худ. Слова,(приветствие, и загадка), сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально - ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.

В ходе организованной познавательно-исследовательской деятельности эмоционально общалась с детьми,старалась добиваться полных ответов от детей,задавала наводящие вопросы.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух .)

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

:- А что такое воздух ? (ответы детей) -

Воздух - это то , чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух , как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха

А в космосе есть воздух ? (в космосе воздуха нет ) слайд

А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах - скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания ).

(Звучит шум пропеллера).

(влетает Карлсон)

К : - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

В : Мы с ребятами говорим о воздухе .

К : - О воздухе ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух ! А вы, ребята?

В : Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В : Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

Карлсон : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В : Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

В : Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть ! Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? (Хотим) . Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие . Полетели с нами Карлсон.

(звучит мелодия)

В : Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.

А что такое лаборатория, (презентация)

Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.

В : Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух ? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

В : Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет .

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Вывод : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Карлсон : А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух ! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у вас в бассейне спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Ребята, а имеет ли воздух вес?

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес

В : Это мы сейчас проверим.

В : На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины

В : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух ) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
К: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

Вывод : воздух имеет вес , но он легче, чем вода.

Карлсон : Конечно! Ведь воздух легче воды ! И если внутри матраса воздух , то он, конечно же, плавает!

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах ? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка «Мыльные пузыри» .

Давайте возьмем в руки мыло

Осторожно пузыри… (намыливают руки)

Дети : Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)

Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)

Отрываются! Летят! (руки вверх)

Мой со сливу! (Показывают разные

Мой с орех! Размеры руками)

Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)

Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)

Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей. (убираем пузыри на стол)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Карлсон : Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух . Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Карлсон : Понятно! Вы выдыхаете воздух . Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
почему вы так сделали?

: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие вы молодцы.

Карлсон : Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели

Воспитатель : - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух .

Дети : без воздуха ничто живое не может жить;

воздух бесцветный , поэтому мы его не видим;

чтоб увидеть воздух , его надо поймать;

воздух легче воды ;

воздух есть внутри людей ;

воздух не пахнет и может передавать запахи;

Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика

Воспитатель :. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

Карлсон : Я тут! (дует) . Я надувал воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух .

Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!