Интеллектуально творческое развитие дошкольников. Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместнои? и самостоятельнои? деятель

Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире .

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению . Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Творческая деятельность у.о. школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня творческого развития ;
2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация
творческой деятельности . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное
внимание . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  3. конкурсы; творческий труд
  4. проекты, исследовательская деятельность
  5. экскурсии
  6. олимпиады;
  7. индивидуальные занятия;

Считаю, что внеурочная работа должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты с которыми работают дети)

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллютрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника)

Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.

Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, краевом, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся мотивируют на положительные поступки и обучение.

Более всего творческий потенциал обучающихся, выявляется, развивается и усиливается посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.

Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в классе организован «Уголок творчества». «Экспозиции» меняются в зависимости от времени года, мероприятия, праздника.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.


Одним из критериев предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие.

По мнениюбольшинства родителей детей старшего дошкольного возраста, подготовленность ребенка к школе заключается в умении читать и считать.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы убедились, что одним из важнейших вопросов в работе является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Современные дети активно познают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, не развита мелкая моторика, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаныЦелевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок обладает установкой, обладает развитым воображением, владеет устной речью, развита крупная и мелкая моторика, проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений.

В связи с этим мы обозначили проблему – Как сделать эффективной работу по развитию познавательных процессов детей, развития воображения, крупной и мелкой моторики детей, развитию самостоятельности.

Всем известно, что«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок»
(Сухомлинский В.А.)

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях, воображении и др.Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Существует много интересных современных методик для развития интеллекта детей дошкольного возраста. Мы выбрали развитие интеллектуальных способностей детей через художественно-творческую деятельность под девизом «Чувствовать, познавать, творить». Вместе с тем это нам поможет развить у детей крупную и мелкую моторику, чтоважно при подготовке детей к школе, подготовить пальчики к письму.

Эту работу мы начинаемс развития движения рук, пальцев кистей рук. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Затем дети придумывают что-то неповторимое из разного материала, каждый раз экспериментируя со способами создания объекта.

«Из соленого теста, которое дети сами готовят»

«Из камней и ракушек собранные детьми»

«Из ваты»

«Из крупы, бобов, овощей»

«Из разного вида бумаги»

В работе используетсяи другой безопасный материал для создания детских работ, где развивается воображение, речь, познавательная активность, моторика рук.

На примере детского проекта «Волшебные макароны»,хотим показать как мыработали над развитием мышления, мыслительных операций и интеллектуальных способностей ребёнка. Целью данного проекта было изготовитьподелку из макаронных изделий. При создании поделок у детей возникли вопросы: Что такое макароны? От куда они берутся? Имы решили, а почему бы нам не выяснить,что такое макароны, какие сорта бывают. Была проведена исследовательская работа с детьми, изучена история возникновения макарон,закупленымакароны, создан мини- музей хлеба. Дети имели право выбора для создания творческих работ разные виды и формы макаронов. В итоге поделились своим творением с родителями в Арт-салоне.

«Арт — салон»

«Творчество детей»

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, что у детей повысился интерес к творческо-художественной деятельности, повысилась познавательная активность, но вместе с тем детям не хватает уверенностив себе, самостоятельности в выборе материала, тематики, слабо развито воображение. Для решения этой проблемы, решили включить в работу по развитию интеллектуальных способностей детей посредством художественно-творческой деятельности через нетрадиционное рисование.

Считаем,с помощью использования нетрадиционных способов рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить, активизировать творческую активность и развить моторику рук.

Для себя чётко выделили критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Рисование позволяет ребёнку создать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов- отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики интеллектуального развития.

В работе с детьми мы использовали разные нетрадиционные техники рисования (рисование солью, кляксография, рисование мылом, рисование поролоном), которые создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоциональное положительное отношение к деятельности.

Очень нравится детям «Рисование на молоке».

У детей получаются необыкновенно красивые узоры, дляэтого требуется молоко, жидкость для мытья посуды, гуашь, кисточки, ушные палочки и немного творчества и воображения. Если вы, в молоко капните немного жидкости для мытья посуды, а затем ушной палочкой или кисточкой гуашь, у вас получатся неповторимые узоры. Этот узор можно перенести на бумагу, приложив ее к рисунку на молоке. Такой эксперимент можно порекомендовать провести дома, это увлекает ребенка, пробуждает любопытство и интерес к творчеству, дает первоначальное представление о мире науки и кроме этого рефлексирует.

Так же детям нравится рисование мыльными пузырями, где дети выражают свои фантазии. Переливающие пузыри разными цветами радуги всегда вызывают восторг и извлекают уроки физики даже для маленьких экспериментаторов.

Для работы с мыльными пузырями нам нужны: мыльные пузыри или жидкое мыло или моющее средство для посуды, краски (пищевые красители или гуашь), трубочки для коктейля, одноразовые ложки и одноразовые стаканчики,бумага (лучше использовать плотную, например: акварельную или ватман).Перед знакомством детей с такой техникой, важно с ребенком поиграть в игры на развития дыхания, например «Задуй шарик в ворота» — ребенок трубочкой для коктейля задуваетшарик из бумажной салфетки в ворота.

Хорошо смотрятся рисунки, выполненные в технике рисования Граттаж. Это просто и интересно. Процарапывая зубочисткой картон, залитый черной тушью или гуашью. Если до заливки покрасить картон в различные цвета, то рисунок будет интереснее. Рисунки выполненные в такой технике развивают не только воображение, но и усидчивость, терпение, моторику рук.

Воспитанник нашего детского садастал призером в муниципальном фестивале детского творчества «Золотой ключик» в номинации «Живопись», с работой «Золотая рыбка» выполненной в технике Граттаж.

Опытом работы по проблеме развития познавательных процессов детей посредством художественно-творческой деятельности, мы поделились на муниципальном методическом объединении воспитателей, где каждый педагог попробовал сам выполнитьнетрадиционные техники рисования представленные выше.

«Рисование на молоке»

«Рисование мыльными пузырями»

«Граттаж»

Таким образом, содержание данной работы было направлено на развитие познавательных процессов дошкольников, воображения, самостоятельности, развитие мелкой и крупной моторики рук, на развитие уверенности в собственных силах. Для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. Рисуйте, творите, экспериментируйте с детьми!

Наша работа дает возможность детям участвоватьв конкурсах художественного творчества разного уровня, где дети имеют успех.

«Золотая осень»«Одуванчики»

«Родные березки»

«Цветы России»

Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 09.01.2019

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

  • Способность придумывать максимальное количество нестандартных идей за короткое время;
  • Умение применять знания, полученные в результате выполнения одних задач, при решении других;
  • Умение воспринимать окружающую реальность целиком;
  • Способность памяти воспроизводить необходимую информацию в нужный момент;
  • Тяга к экспериментам.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» — «кислый», «сухой» — «мокрый».
  • Покажите малышу картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка, необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность. И пусть из него не выйдет великого художника или музыканта, зато со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Сообщение на тему: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста» на педагогическом совете воспитателей МБДОУ №6 «Улыбка» по проблеме «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста» воспитателя Мягковой Н. В. март 2016 г.

«Для того,чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

Декарт Рене

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.

Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста остается одним из самых актуальных на сегодняшний день.

Окружающий мир, в который входит ребёнок, подбрасывает с каждым годом всё более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а важно выделять связи, отношения между явлениями.

За время дошкольного детства сознание ребёнка не просто заполняется отдельными образами, представлениями, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок должен обратиться к процессу мышления.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Хороший интеллект – решающие условие успешного обучения в школе, поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений это существенная задача воспитателей.

Проблема интеллектуально – творческого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности .

Наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления и интеллектуальных способностей на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей , формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Технологии, используемые в работе с детьми для интеллектуально – творческого развития:

  • игровые методы (ролевые и имитационные игры)
  • релаксационные методы
  • интеллектуальные игры (на развитие познавательной активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности)
  • разнообразные психогимнастические упражнения
  • арт – терапевтические техники, приёмы и методы, методы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности
  • игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации
  • рефлексия

Приоритеты в работе с детьми:

  • развивающий характер обучения
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • доверие (откровенность)
  • безоценочное восприятие личности ребенка
  • расширение форм взаимодействия взрослых с детьми
  • создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми
  • включение родителей в педагогический процесс

Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода .

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Образовательная деятельность с детьми

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность, носят преимущественно интегративный, проблемный, творческий характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Активно используются:

  • игровые приемы,
  • сказочные сюжеты;
  • разнообразные виды наглядности,
  • схемы, и условно-графические модели.

Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:

Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирование у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху.

Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Широкий возрастной диапазон участников.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам .

Творческий потенциал

Наблюдения за детьми показали, что больше дети играют с теми играми, которые дают ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.

Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

Наиболее эффективными средствами для интеллектуально – творческого развития являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы должна быть сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитываются возрастные и индивидуальные возможности детей.

Мы создаем все условия для развития активного познания окружающего мира, логического мышления, интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

1 блок - игры, способствующие развитию конвергентного мышления.

Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ , причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

Конвергентному мышлению уделяют серьёзное внимание традиционные образовательные программы и методические рекомендации к ним. Выполнение заданий данного блока должно привести к овладению детьми такими умениями, как умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать, давать определения понятиям и т.п.

2 блок – игры, способствующие дивергентному мышлению (альтернативное, отступающее от логики).

Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов . Данный вид мышления наиболее тесного связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. Естественно, что именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Дивергентное мышление наиболее свойственно одарённым детям, они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода и довольно быстро добиваются значительных успехов в их решении. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхчувствительность к обнаружению и решению проблем.

Примеры дивергентных задач на развитие пространственного мышления – преобразование фигур (Н/р: Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата; Переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата и т. д.) , « Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Задания на объёмно – пространственное мышление: создание архитектурных моделей (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные) из различных видов конструктора.

Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление. В эти игры можно играть одному, вдвоём, группой, всей семьёй.

Комплекс занятий по использованию игр : « Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» и т. д. , начиная со второй младшей группы, представлен в книге Е. А. Юзбековой «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». В этой книге Юзбекова показала как поэтапно (с усложнением) обучать играм детей, подобрала стихи и физминутки к заданиям.

Дивергентные задания бывают также вербальные (т.е. словесные). Н/р: Кто Колобок – брюнет или блондин?

– Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

3 блок: Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения.

Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта.

В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются:

  • легкость генерирования идей;
  • способность к эмпатии;
  • умение ассимилировать информацию;
  • способность к свертыванию мысленных операций;
  • способность предвидения;
  • умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

Примеры заданий: «Аналогии», «Дорисуй картинку» и т.д.

Огромную роль не только в развитии речи, развитии чувств, в воспитании, но также в развитии творческого мышления играет работа со сказкой . Однако, наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения, не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. Затрудняются понять суть отношений героев, дать оценку поступкам. Причины кроятся в том, что место их занял компьютер, а также в режиме дня сократилось занятие, отведённое на чтение художественной литературы. Тем не менее, воспитатель должен использовать разнообразные формы, методы и приёмы работы с художественным произведением.

Приведу некоторые примеры приёмов работы со сказкой :

  • Сочинение сказок , рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.
  • Перевирание сказок .

Шла по лесу Красная Шапочка, а навстречу ей идет Винни - Пух..

Вплетая одного героя за другим в действие сказки, и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес.

  • Сказка наоборот.

Золушка – лентяйка и злюка. Волк – няня для козлят и т.д.

  • Коллаж из сказок (переплетение героев и сюжетов разных сказок)
  • Сказка от считалки
  • Сказка от загадки Сказка от фразеологизмов и т.д.

Более углубленно познакомиться с приёмами работы по сказке можно в книге Фесюковой «Воспитание сказкой».

А в книгах Р.К. Шаеховой «Ступеньки к творчеству» и «Играя – размышляем» представлен комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач на развитие логики и творчества детей 6-7 лет. Выполняя эти задания,
позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать мотивацию учения , ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • сформировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развить образное мышление ;
  • развить речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать творческие способности ;
  • увеличить концентрацию внимания и объём памяти ; воспитывать интерес к предмету и процессу познания в целом.

Широко применяются такие приёмы :

Мозговой штурм

Придумайте дом будущего?

Как не ссориться с мамой?

Как можно поприветствовать человека?

Как украсить группу к Новому году?

Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая"

"... люди научатся летать, как птицы"

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом"

"... оживут все сказочные герои"

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок и т.д.

Приступая к реализации комплекса интеллектуально развивающих игр, педагог должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь её инициатором и организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнёра детей по игре. Поэтому от доброжелательного тон, который он задаёт, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений детей друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата.

Отбирая содержание заданий, педагогу следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом с постоянным успехом!

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей.

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях математикой, развитием речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий от 4 до 10 минут зависит от возрастной группы. Оптимальное количество участников – половина стандартной группы. В итоге можно выявить одарённых и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление.