Особенности управления женским коллективом. Психологические особенности руководства женским коллективом

Ирина Кулиева – о том, как ей удаётся руководить автосервисом, в котором все сотрудники – мужчины

IT-инструменты, которые использует Ирина Кулиева

  • 1С:Бухгалтерия
  • Flamp
  • WhatsApp
  • Google Docs

Быть женщиной-руководителем непросто – слишком большое значение в нашем обществе до сих пор имеют гендерные стереотипы. Но это вдвойне непросто, если коллектив, которым ты управляешь, состоит исключительно из мужчин. Ирина Кулиева пришла в автосервис на позицию управляющего в 23 года – и для того, чтобы начать нормально работать, ей пришлось уволить всех и набрать новую команду. О том, каких принципов стоит придерживаться женщине-руководителю в управлении мужским коллективом, Ирина Кулиева рассказала в корпоративном блоге компании Fit Service.

Руководитель станции техобслуживания автомобилей Fit Service (Барнаул). Образование: Алтайский государственный технический университет (специальность «инженер-эколог»). Ранее работала в крупной транспортной компании, занималась железнодорожными перевозками, руководила водителями автофур. Сеть Fit Service развивает 140 автостанций в 32 регионах и входит в тройку крупнейших сетей в стране.


Я управляю автосервисом уже три года. В моём коллективе только мужчины, команду пришлось собирать самой. Сначала было много проблем: во-первых, когда я пришла в компанию, мне было всего 23 года, во-вторых – я женщина, а в третьих, на эту должность меня назначили. Поэтому было пренебрежение, недопонимание. Пришлось всех уволить и собрать новую команду. Тут уже стало проще: я стала объяснять всё, разговаривать с каждым отдельно - и сотрудники поняли, что они занимаются технической частью, а я руковожу бизнесом.

В моём коллективе не возникает проблем с подчинением из-за того, что я женщина. Наоборот, у нас присутствует строгая субординация. Где-то коллеги меня побаиваются, в каких-то ситуациях молча восхищаются.

Женщина в бизнесе должна быть наравне с мужчинами или даже выше, поскольку она выполняет несколько социальных ролей – сильный лидер и «хозяйка дома»: всё должно быть в её руках, под контролем.

Сейчас в моём подчинении порядка 40 человек – все мужчины. За эти годы я выработала принципы эффективной работы с сильным полом и сумела добиться уважения.

Принцип I : понимать мужскую психологию

Поймите особенности мужского характера. Мужчины исполнительные, пунктуальные, по большей части молчаливы - в отличие от женщин. Они более лаконичны, сдержаны, менее эмоциональны, поэтому с ними проще работать. В мужском коллективе не принято сплетничать, обсуждать личную жизнь. Они ориентированы на заработок. Их интересуют рабочие моменты, результат собственного труда, карьерный рост.

Иногда на планёрках я замечаю, что сотрудники не могут самостоятельно принять какие-то решения, поэтому я подталкиваю их к этому. Например, были проблемы с допродажами – сотрудники не хотели предлагать дополнительные услуги или товары, которые, по сути, клиентам реально нужны. Я «на пальцах» всё объяснила коллегам, показала, сколько они теряют денег - и они поняли, что дополнительные продажи могут принести хороший доход.

Принцип II : давать почувствовать свою значимость

Книги по управлению персоналом рекомендуют: если с сотрудниками складываются дружеские отношения, не переносите их на рабочий процесс, не вовлекайте сотрудников в проблемы бизнеса. Например, коллективу не стоит говорить, что не хватает денег на зарплату (ведь автобизнес – сезонный, в январе-феврале традиционно низкий поток клиентов), нужно самому пытаться выкрутиться из ситуации.

Но мужчины должны чувствовать свою значимость, важность для компании, поэтому нужно вселить в них это чувство. Я делаю так: собираю планёрку, на которой нужно решить ряд вопросов, даю возможность высказаться всем, но применяю известную женскую хитрость – решение принимаю сама, дав сотрудникам понять, что без их совета, я бы не подошла к этому решению. Например, когда собираюсь покупать что-то новое – оборудование или инструменты. Сначала я сама мониторю, сравниваю цены, читаю отзывы, а затем советуюсь с сотрудниками, стоит ли покупать товар. По сути, я уже сама знаю, что товар хорош и я его куплю, сотрудники лишь подтверждают это.

Принцип III : ставить чёткие задачи

Мужчинам необходимо точно формулировать проблему и задачу. Чёткая цель, чёткая задача, чёткие сроки – и всё будет хорошо. Женщины любят понимать всё на уровне домыслов, выстраивать непонятные логические связи и не всегда выполняют задачу так, как ты хочешь. Мужчины устроены по-другому.

Нечёткая задача звучит так: «Оформляйте правильно документы», а чёткая так: «Оформляя документы, не забывайте писать причину обращения, данные клиента, заказанные услуги, информацию о гарантии».

Принцип IV : держать себя в руках

Руководителю не позволительно эмоционально срываться. Особенно женщине-руководителю. В таких ситуациях я беру короткую паузу, выдыхаю, думаю, осознаю свои ошибки.

Поначалу доводилось срываться. Была ситуация, когда «возвратные» клиенты приезжали и приезжали, а мастер-приёмщик не мог урегулировать конфликты. Это всё происходило в один день, я сорвалась. Сначала хотела спокойно поговорить с коллегами, но увидела стену непонимания - и начала кричать, спорить. В запале я уволила одного сотрудника, и уехала домой. По дороге поняла, что эти проблемы не стоят тех эмоциональных затрат, которые мы пережили. Вечером я позвонила ему и извинилась, предложила завтра спокойно поговорить. Мы обсудили все претензии и замечания. Коллега остался, а позже даже получил повышение.

Мне было стыдно, и с тех пор я стараюсь не срываться. Не всегда удаётся, но я работаю над собой. Иногда, когда я чувствую, что могу сорваться, я не лично говорю с человеком, а просто пишу в WhatsApp.

Принцип V : выстраивать человеческие отношения

С подчинёнными я выдерживаю баланс между дружескими и профессиональными отношениями. Ещё в студенчестве в книге по психологии прочитала, что хороший руководитель, если у него в штате до 50 человек, должен знать всех сотрудников по имени-отчеству. Я не понимала, как можно всех запомнить. Но сейчас я знаю не только имя, отчество, дни рождения, но даже у кого сколько детей. На Новый год выделяю подарки для сотрудников с детьми. Это человеческие отношения.

Хороший руководитель – это не только сильный лидер, это ещё и товарищ. Если у меня возникают какие-то проблемы, коллеги всегда стараются помочь, выручить. Я отношусь по-человечески к сотрудникам и прошу того же от них. Если случаются какие-то замечания по работе и после второго замечания ничего не меняется, то прибегаю к системе штрафных санкций. С первого раза коллеги редко понимают, иногда даже делают одни и те же ошибки. Тут всё очень индивидуально: кого-то часто приходится штрафовать, а кого-то редко.

Есть два типа санкций: реальный штраф – например, за то, что человек не вышел на работу, не предупредив. Второй тип – ошибки в работе, они караются штрафными баллами, которые в конце месяца превращаются в рубли.

Принцип VI : создать конкуренцию

Я ввела систему мотивации – ежемесячные смарт-задачи и индивидуальные поощрения, денежные и вещественные. Решила не ограничиваться только премиями. Я вижу, сколько времени люди проводят на работе – здесь вся наша жизнь, и нет времени радоваться каким-то вещам извне, придумывать, как развлечься на выходных. Поэтому решила делать это за них.

Смарт-задачи – это план продаж наших услуг. Так как бизнес сезонный – каждую задачу я привязываю к конкретному месяцу года. Главное – это поддерживает дух конкуренции, ведь мужчины любят соперничать. Задачи индивидуальные. Например, для административно-управленческого персонала ставлю общую задачу – продать 50 салонных фильтров, но сделать это должен каждый. Для механиков задача – выработать минимально 120 нормо-часов в месяц.

Для контроля исполнения веду учёт в системе автоматизации Fit Service, где можно всё отследить. Привязываешь услугу или товар к конкретному сотруднику, смотришь, анализируешь.

Лидеров я награждаю. Это может быть премия, семейная фотосессия, поход в бассейн или бильярд. Важно знать сотрудников, чтобы не подарить холостяку семейную фотосессию.


Систему я ввела год назад и она уже приносит пользу. В конце месяца разбираем результаты по смарт-задачам. При этом многие коллеги просят меня подвести промежуточные итоги, чтобы понимать на каком они месте, к чему стремиться.

Чтобы система работала, донесите до людей, что это не только их личный бонус, но и имидж автосервиса в целом. Я давлю на дух конкуренции, мотивирую стать лучшими, поддерживаю соревновательный дух, но уже не на личностном уровне, а на уровне сети.

Обязательно нужно осуществлять «точки контроля». У меня в кабинете весит стенд задач с карточками разных цветов: красный – задача не выполнена, зеленый – выполнена. Так я контролирую выполнение задач.

Принцип VII : «воспитывать»

Много сил уходит на «воспитание» сотрудников. А делать это нужно каждый день. Ищу разные способы работы с персоналом: совещания, летучки, даже просто общение в чате в WhatsApp.

Новые сотрудники приходят редко, текучки у нас нет, но если кто-то новый приходит, то всегда со своей линией, ведь до этого он работал в другом месте, где всё было не так. Я всегда выслушиваю человека, обращаю внимание на его предыдущий опыт, ведь если он ценен, можем что-то перенять.

Три года назад ко мне пришел мастер-приёмщик, который раньше работал на себя, но бизнес не задался. Я целый год его переучивала. Например, негативных клиентов он заносил в «чёрный список» и не работал с ними. Я объясняла ему, что мы не разделяем клиентов на положительных и отрицательных, что ко всем относимся одинаково и заинтересованы в том, чтобы все они возвращались.

Людей старше 45 лет я не беру – их уже невозможно переделать. Мне комфортнее с людьми от 28 до 40 – до них можно донести что-то, получить обратную связь.

Принцип VIII : быть женщиной

Однажды девушка пригнала на ремонт новый Hyundai Solaris. Мастер-приёмщик передал ключи диагносту, который должен был протестировать автомобиль. Прошло два часа, и диагност потерял ключи. Ситуация нелепая. Я звоню клиентке, объясняю проблему. Спокойно поговорили, как-то чисто по-женски удалось договориться, разрешить эту ситуацию. Через несколько часов в автосервис приехал её муж. Стал кричать, ругаться матом, просился к директору. Меня уже не было, он пообещал прийти завтра. На следующее утро я уже ждала его в своём кабинете. Услышала, как он разъярённо поднимается по лестнице. Клиент, видимо, не понял, что директор – женщина, потому что когда он ворвался в кабинет, то прямо оторопел и сразу успокоился. Говорит: «Наверное, вас сюда специально посадили. Чтобы таких буйных успокаивать». Отшучиваюсь: «Вы думаете, я смогу с вами справиться?». Он посмеялся, сел, и мы спокойно поговорили.

Клиенты воспринимают меня как профессионала. Не было ситуаций, чтобы говорили, что я чего-то не понимаю, потому что я женщина. Они понимают, что я не чиню автомобили, а руковожу бизнес-процессом, гораздо важнее разбираться именно в этом, а не уметь чинить автомобили.

С сотрудниками, наоборот, такие ситуации случаются. Особенно, когда у них возникают проблемы в техническом плане – например, вышло из строя дорогостоящее оборудование. Я не знаю, как починить его, моя задача в этой ситуации – придумать, к кому можно обратиться для решения проблемы. В первые месяцы моей работы я вообще любую деталь называла «двигатель».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Специфика этических норм и принципов в руководстве женским коллективом

В литературе по управлению персоналом приводится масса полезных рекомендаций, как сделать работу организации более эффективной. На практике выполнение этих рекомендаций далеко не всегда протекает по описанному в литературе сценарию. Оно не обязательно автоматически ведет к обещанному результату: одно дело - теория, и совсем другое - практика, реальная жизнь, где на процесс достижения цели оказывает влияние много «дополнительных переменных»: мотивация исполнителей, их лояльность к руководству, особенности характера, возраст, пол. Влияние последнего фактора на результативность управления персоналом, на наш взгляд, освещено в литературе недостаточно. Большинство рекомендаций ориентированы на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется. И в коллективе, сбалансированном по гендерному признаку (примерно в равной пропорции представлены мужчины и женщины), часто возникают проблемы, при решении которых необходимо учитывать гендерную специфику. Если же преобладают представители одного пола (что в нашей стране характерно для целого ряда профессий, считающихся «мужскими» или «женскими»), то управление коллективом приобретает целый ряд особенностей, которые выступают тем резче, чем ниже статус подчиненных и чем в большей степени нарушено равновесие.

Женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе и стремление работать в психологически комфортной для себя атмосфере. Приходя на новую работу, женщины обычно пытаются сначала установить эмоциональные связи с коллегами и только после этого полностью включаются в трудовой процесс. Удовлетворенность отношениями в коллективе становится при этом одним из основных факторов, определяющих удовлетворенность женщин трудом в целом. Иногда этот фактор начинает перевешивать все остальные: даже если на работе недостаточная зарплата и ограничены перспективы роста, но сложились хорошие отношения в коллективе, женщины реже мужчин стремятся сменить место работы. Именно этот фактор обеспечивает заполнение вакантных мест в бюджетных организациях, в которых на самых низкооплачиваемых должностях работают в основном женщины. Руководителю необходимо учитывать фактор совместимости членов женского коллектива, стремиться поддерживать со всеми ровные отношения, уметь найти две-три минуты, чтобы поинтересоваться настроением, делами дома и прочими «несущественными вопросами» (что нередко с трудом дается руководителям-мужчинам).

При осуществлении управленческих решений женщины-подчиненные обращают внимание не только на содержание, смысл решения, но еще и в значительной мере на форму, в которой это решение до них доводится. Решения должен принимать руководитель (что воспринимается естественно: кто-то же должен принимать решения), но это решение должно быть по форме демократичным (хорошо, если руководитель посоветовался, выслушал мнения членов коллектива). И разумеется, донести его до коллектива следует вежливым, корректным образом. Грубое по форме решение отторгается независимо от того, насколько оно целесообразно. Аналогично отношение к замечаниям со стороны начальства. Женщины-подчиненные чувствительны к унижению, грубому (пусть даже и справедливому, с точки зрения руководителя) порицанию. Грубое порицание практически всегда воспринимается женщиной как несправедливое, независимо от его содержания.

Отношения руководителя с подчиненными в женском коллективе должны быть не только теплыми, но и ровными со всеми. Дело в том, что в чисто женском коллективе конкуренция проявляется несколько по-иному, чем в мужском. Настроенные на взаимную поддержку, женщины хорошо относятся к тем, кому плохо (к «невинно пострадавшим» от гнева руководства), и нередко начинают выказывать неприязнь тем, кому «вдруг незаслуженно повезло» - это может вызывать зависть. Соответственно, на женский коллектив нельзя механически переносить способы стимулирования, работающие в мужском коллективе. Следует также очень осторожно вводить элементы соревнования, чтобы не разрушить существующую в коллективе систему отношений. Если руководство выделяет некоторых подчиненных, такой жест должен быть хорошо обоснованным, иначе он может быть воспринят как потакание любимчикам.

Женский коллектив - это именно коллектив, а не команда, он обычно слабо иерархичен и держится на личных отношениях. Идеальный для женщины коллектив - построенный по принципу семьи, поскольку на рабочие отношения женщины склонны проецировать отношения семейные (у мужчин нередко происходит наоборот) и ожидать от коллег по работе поддержки, понимания, эмоциональной теплоты. Конечно, и в женских коллективах может устанавливаться иерархия, но она имеет менее формальный характер и может быть построена по другим признакам: возрасту, опыту, семейному положению. Во избежание провоцирования конфликтов молодым амбициозным женщинам рекомендуется проявлять подчеркнутое уважение к старшим и более опытным коллегам (хотя бы внешнее). При этом руководству категорически не рекомендуется ставить молодых и амбициозных сотрудниц в пример остальным.

В чисто женских коллективах зачастую ярко проявляется еще одна особенность женской психологии: женщина ценит стабильность своего положения. Поэтому любые перемены изначально могут восприниматься женским коллективом негативно. Привычка к устоявшемуся порядку вещей оборачивается тем, что даже если условия труда не вполне приемлемы, с этим мирятся ради существующих преимуществ. Соответственно, при управлении женским коллективом можно ожидать определенной инертности в исполнении принятых решений, непонимания необходимости проводимых преобразований.

Женщины чаще конфликтуют на личной почве и из-за условий работы (распределения премий, отпусков, графика работы.

В женских - более скрыто, с использованием сплетен, злословия, мелких пакостей за спиной, что, конечно, сказывается на эффективности работы коллектива в целом. Поэтому руководителю женского коллектива не стоит обольщаться отсутствием открытых конфликтов. Необходимо следить за психологической атмосферой в коллективе и твердо пресекать распространение слухов и сплетен.

Еще одна опасность возникает, когда излишне поощряется другое женское качество: способность выслушать, проявить сочувствие, оказать эмоциональную поддержку. Выслушивая и сочувствуя, женщина рискует оказаться в роли «мусорного контейнера», в который сваливаются возникающие в организации конфликты. При этом зачастую она не в состоянии помочь решению конфликтов, изменению ситуации, поскольку связана доверительными отношениями с теми, кто вываливает на нее свои проблемы. Становясь заложницей доверительных отношений, женщина «выводится из игры» и вынуждена испытывать психологический стресс под бременем проблем и противоречий, существующих в организации.

Иногда на взаимоотношения с подчиненными оказывают влияние собственные иррациональные установки руководителя, обусловленные его полом, представлениями о «мужском» и «женском». Например, на общее представление мужчины-руководителя о женском характере сильно влияет его жена - женщина, которую, как ему кажется, он досконально знает и понимает. Такая тенденция, часто неосознанная, ведет к субъективизму в оценке качеств подчиненных женщин, ошибкам в прогнозировании их поведения. Женщины реже используют в качестве такого ориентира своего мужа. Они склонны совершать другую ошибку, ставя мужу в пример своих коллег по работе. Активно делающая карьеру женщина-руководитель иногда может демонстрировать необоснованно жесткое поведение, более жесткое, чем мужчины: усваивая правила игры (которые придуманы мужчинами и не являются для нее привычными), она может не почувствовать допустимого предела волевого давления и, стремясь не показаться мужчинам слабой, «перегнуть палку».

2. Профессиональная этика мода или необходимость

Профессиональная этика - совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности. Профессиональная мораль - это совокупность нормативов и требований в сфере трудовой деятельности, включая способы реализации и оценку их практических результатов Профессиональная мораль отражает отличия моральных требований к специалистам от общепринятых в обществе норм и традиций поведении

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.

Взаимосвязь понятий «этика» и «профессиональная этика» Этика вырабатывает объективно - необходимые нормы, установки, принципы в отношениях между людьми, распространяя их на всю систему общественных отношений Профессиональная этика конкретизирует универсальные и всеобщие нормы применительно к различным видам труда, регулирует общественные отношения в главной сфере бытия человека - трудовой деятельности трансформирует общие этические нормы и требования применительно к профессиональному аспекту трудовых отношений

Профессиональная этика действует также в обыденных представлениях людей, в их практической трудовой деятельности; Мораль в сфере труда может иметь социальный характер (мораль предпринимателя, менеджера, и др.); К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные требования; Важными характеристиками личности являются профессиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его профессиональной пригодности; Профессиональная мораль находится в тесной связи с общественным сознанием, системой общепринятых моральных норм. Нарушение трудовой этики влечет разрушение общих моральных установок, наносит вред обществу. Специфика профессиональной этики

3. Этические критерии оценки деятельности руководителя

Этика руководителя является составной частью профессиональной этики. Это непосредственно связано с тем обстоятельством, что те вопросы, которые должен решать руководитель в ходе своей профессиональной деятельности выходят далеко за пределы тех вопросов, которые решаются средствами универсальной этики. Этика руководителя являясь частью профессиональной этики изучает такие аспекты развития профессиональной морали, которые в своей сущности представляют собой конкретизацию универсальных нравственных принципов и норм в сфере осуществления своей профессиональной деятельности. Профессиональная мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии. В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность. Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития. Во-вторых, тем, что эта профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного на него воздействия. Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей независимо о того, хотят они этого или не хотят. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требует от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения. В профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие их норм поведения. Таким образом, как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т.е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточной нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений, как между членами профессиональной группы, так и между самой группой с обществом. Этика руководителя, несмотря на то, что он по своей теоретической сущности и отражает особенности профессиональной этики, имеет и определенные, специфические особенности. В частности некоторые авторы считают, что специфические особенности профессиональной этики, которые находят отражение в работе менеджеров, сложились в силу того, что данная профессия регулирует отношения в области управления человеческим ресурсами. Второй очень важной этической составляющей в ходе осуществления профессиональных обязанностей руководителя является репутация профессионала. Репутация профессионала, накопленный им социальный и моральный капитал во многом предопределяют успешность его деятельности в профессиональных сетях. Поскольку сетевые формы организации подразумевают переход на контрактные (как правило, срочные) формы привлечения персонала, то работу с ним менеджер обязан строить на основе не только формальных и неформальных методов контрактации, но и используя приемы психологического контракта. Установление атмосферы взаимного доверия является ключом к эффективной деятельности всей системы кадрового менеджмента, обязательно включающей не только штатных работников кадровых служб, но и практически весь менеджерский корпус корпорации, а также внешних консультантов. Сформированная профессиональными знаниями, умениями и навыками этическая культура руководителя является полноценным итогом всего предшествующего развития. Поскольку профессиональная деятельность менеджеров относится к системе «человек-человек» и предполагает постоянные контакты с другими людьми (клиентами, коллегами, партнерами по бизнесу), при профессиональной подготовке этих специалистов большое значение имеет формирования основ этической культуры. Безусловно, формирование и развитие профессиональной этической культуры является длительным процессом, который начинается в вузе и проходит несколько этапов, а далее продолжается в период самостоятельной трудовой деятельности специалиста. Однако основы этической культуры должны быть сформированы именно в процессе профессиональной подготовки. Профессиональная деятельность специалистов управления является общественно значимой деятельностью, сферой взаимного воздействия человека на человека, вызывающей изменения в личности каждого из них. Особенности профессиональной деятельности включают необходимость высокого уровня владения специальными знаниями, развития этической культуры и профессионально значимых личностных качеств. Взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, профессиональной реализации руководителя. В этом процессе имеет место взаимодействие культур, поэтому без преувеличения можно констатировать, что этическая культура менеджера по туризму приобретает особое значение. В целом в структуре профессиональной компетенции руководителя наряду с когнитивным компонентном, относящимся к сфере знаний, можно выделить мотивационный, деятельностный и социально-психологический компоненты, непосредственно связанные с внутренней этической культурой специалиста. Так, мотивационный компонент включает комплекс отношений руководителя к своей профессиональной деятельности и профессиональным задачам; мотивы профессиональной деятельности; профессиональные ценности и профессионально-личностные ценностные ориентации специалиста. Под этической культурой руководителей понимается уровень этических знаний, моральных принципов, нравственных навыков, проявляющихся в деятельности по руководству коллективом. Этическая культура специалистов в сфере управления находит конкретное выражение в активном воплощении ценностей морали и этики во взаимоотношениях работников предприятий с администрацией непосредственно.

4. Основные тактики демонстрации статуса

Почему бы людям не желать того, чтобы другие признавали за ними высокий статус и власть, учитывая преимущества, которые это дает? Тем, кто обладает высоким статусом и властью, доступны более широкие образовательные возможности и более значительные материальные ресурсы. Они имеют больше шансов быть принятыми во влиятельные социальные круги, членство в которых открывает для человека возможность делать деньги, находить желательных партнеров и аккумулировать в своих руках политическую власть. Они могут меньше опасаться того, что другие будут беспокоить и раздражать их. Высокий статус и власть несут с собой не только метафорический «пряник», которым можно соблазнить других людей исполнить ваши требования, но также и «кнут», с помощью которого вы можете заставить их делать это.

Как люди создают видимость наличия у себя высокого статуса и власти? В этом им может помочь репутация компетентного человека, так как при определенных обстоятельствах статус в значительной степени основывается на личных достижениях. В этой части публикации мы исследуем несколько других тактик, которые люди используют для того, чтобы сообщить о своем высоком статусе и своей власти.

Количество денег и ресурсов, которое человек способен потратить, также указывает на статус. Немалая доля материального потребления фактически служит цели демонстрации статуса. Богатые люди могут декларировать свой высокий статус, позволяя себе тратить огромные деньги на дома в «приличном» районе, автомобили, драгоценности и даже погребальные принадлежности для своих будущих похорон. Менее состоятельные люди часто делают то же самое в меньшем масштабе: покупают модельную одежду, а не «типовую», продукты общенационально известных фирм, а не местных производителей, и т.д.

Подобно тому как мы можем улыбаться, чтобы создать впечатление симпатичных людей, мы можем применять также и другие невербальные сигналы для декларации статуса и власти. Некоторые виды невербального поведения могут сигнализировать о высоком статусе и доминирующем положении, тогда как другие выдают низкий статус и подчиненность. Например, люди, которые уверены в своем высоком статусе, склонны принимать более свободные, «открытые» позы, - позы, захватывающие больше места и утверждающие право на более значительную территорию. Люди с высоким статусом требуют внимания к себе, но кажутся относительно равнодушными к другим и к тому, что они делают. Это проявляется в визуальном доминировании (visual dominance behavior), то есть в том, что люди с высоким статусом смотрят прямо на свою аудиторию, когда говорят сами, но демонстрируют меньше внимания, когда слушают. Люди с низким статусом, наоборот, ориентируются на тех, кто обладает более высоким статусом, показывая это как положением тела, так и направлением взгляда. Люди с высоким статусом чаще перебивают других и обычно располагаются на местах, выделяющихся своим положением, таких как место во главе стола в зале заседаний совета директоров. Обладатели высокого статуса также чаще дотрагиваются до других людей и более активно вторгаются в их личное пространство, эту невидимую «зону безопасности», которую мы стараемся поддерживать между собой и остальными.

Но хотя человек с высоким статусом обычно держится свободно и спокойно, когда он уверен в надежности своего статуса, его поза может радикально измениться, если этому статусу что-то угрожает. В таких обстоятельствах люди могут устраивать демонстрации доминирования (dominance displays), проявляя заметное сходство с другими животными. Они поднимаются во весь рост, показывая свой «большой размер», напрягают спину, сдвигают брови, выдвигают вперед подбородок и подаются в сторону того, кто бросает вызов их статусу. Таких демонстраций часто бывает достаточно для того, чтобы убедить других в своей власти.

Для некоторых людей статус и видимая власть настолько важны, а их страх показаться слабыми настолько силен, что они прибегают к настоящей агрессии для того, чтобы заявить о своей власти. Например, мальчишка, который хочет, чтобы его считали сильным, может бить более слабых детей, особенно если вокруг находятся зрители. К сожалению, такое хулиганство помогает: высокоагрессивные мальчики в классах начальной школы часто приобретают популярность среди других детей и имеют много друзей. Агрессия с целью самопрезентации становится более вероятной, когда репутация человека, связанная с высоким статусом и властью, публично задета.

5. Этика деловых отношений специфика малого и среднего бизнеса

руководитель деловой женский коллектив

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.» Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Заключение

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

Таким образом, руководителю приходится учитывать стереотипные представления о «мужском» и «женском», нивелируя их отрицательное воздействие и используя для создания атмосферы, соответствующей ожиданиям сотрудников. При этом во главу угла должны ставиться независимые от пола базовые ценности: создание объективных условий для личностного и профессионального развития всех сотрудников, спокойная доброжелательная атмосфера, целесообразность решений руководства и предсказуемость реакции сотрудников.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которое не только соответствовали каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем, они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение, часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решения, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Список литературы

1. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственные и муниципальное управление»

2. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие

3. Профессиональная этика учебное пособие

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эффективные способы взаимодействия с сотрудниками. Особенности управления женским коллективом, коллективом молодых сотрудников и сотрудниками пенсионного и предпенсионного возраста. Методы решения проблем и наиболее эффективное использование персонала.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие и признаки коллектива, его психологические характеристики. Особенности управления коллективом на примере предприятия ООО "Икмэк". Особенности работы руководителя. Основные пункты трудового договора: трудовая функция и размер заработной платы.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    Понятие и признаки коллектива, его виды. Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО "Икмэк". Оценка состава и структуры промышленно-производственного персонала. Повышение эффективности управления трудовым коллективом фирмы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Психологические аспекты управления коллективом, особенности работников творческих профессий. Специфика организации деятельности участников творческого процесса в рекламном агентстве. Методы, условия управления творческим коллективом и талантливыми людьми.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2017

    Понятие коллектива, характеристика основных управленческих качеств и функций руководителя, его роль при создании благоприятной психологической обстановки в коллективе. Основные цели и задачи руководителя при управлении коллективом, способы их реализации.

    реферат , добавлен 04.10.2009

    Оценка деятельности руководителя. Стратегии управляющего: соперничество, партнерство, компромисс, избегание и приспособление. Построение формальных и неформальных отношений с коллективом. Особенности деловой этики руководителя в сфере социальной работы.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Понятие и значение малого бизнеса. Особенности менеджмента организаций малого бизнеса и описание ролей руководителя. Общая характеристика управленческих функций и стилей руководства. Анализ требований и критериев оценки эффективности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2012

    Мотивационное воздействие для достижения цели. Распределение ролей в группе. Виды руководства в процессе управления персоналом. Этические нормы служебных отношений. Зависимость этических отношений от личных качеств руководителя. Этика делового совещания.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Психологические закономерности управленческой деятельности, требования, предъявляемые к личности руководителя. Влияние личностных качеств руководителя на успешность его деятельности. Стили управления коллективом и способы развития управленческих качеств.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя, социальные характеристики. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными. Стили управления коллективом.

Нужно быть пожарным, чтобы быстро тушить вспышки склок, истерик и конфликтов. А еще психиатром, ведь женская душа - субстанция крайне ранимая. Тренером, чтобы вырабатывать силу воли и организовывать неорганизованных, и ветеринаром, желательно по специализации “овцы, змеи, курицы“, ведь именно так женщины часто сами именуют друг дружку, а это, поверь, неспроста.

Если до этого джентльменского набора добавить навыки жонглера, сказочника и музыканта - цены тебе не будет, а коллектив по рабочим показателям окажется впереди планеты всей.

Не секрет, что в Украине женщины работают на 4-6 часов больше, чем мужчины. А это означает, что они:

  • горят желанием работать;
  • не боятся много работать.

Кроме того, они умеют успешно справляться с откровенно скучной, рутинной работой. Ведь приглядись - на должностях бухгалтеров, кассиров, корректоров в большинстве работают именно женщины.

Еще они исполнительны и более ответственны. Но тут обязательно нужно сделать оговорку - при условии грамотного управления.

Источник: depositphotos.com

Как управлять женским коллективом. Правило №1.

  • Не дай себе сесть на шею!

Все в команде - от главного бухгалтера до уборщицы - должны чувствовать дистанцию на уровне начальник-подчинённый.

Дисциплина, четкая позиция главного и исключительная уверенность в своих действиях! У женщин прекрасная интуиция. Малейшая неуверенность, слабость - и да здравствует хаос и анархия.

Правило №2.

  • Поставь всех на место.

Или, если выразиться точнее, расставь всех по своим местам. Здесь стоит использовать стратегию тренера. Каждая твоя подопечная должна четко знать свою позицию в команде: кто в защите, кто в нападении, кто разыгрывает, а кто подает мячи. Такая схема позволит избежать любимой женской уловки - переведения стрелок на другую. А так ставишь задачу - и точно знаешь, с кого требовать.

Как управлять женским коллективом. Правило №3.

  • Не ровняй всех под одну линейку.

Женский коллектив интересный и страшный одновременно своей исключительной разнообразностью.

Здесь ох как понадобятся навыки психиатра. Кому-то для повышения работоспособности и большего стремления необходим хороший пинок, а кого-то даже самая малая похвала заставит горы свернуть. Надо хорошенько понаблюдать за своими подчиненными и потом умело раздавать всем, что нужно. Главное - не перепутать, потому что рискуешь нарваться на оружие тяжелого поражения - женские рыдания прямо в твоем кабинете! А это страшный удар не только по твоей нервной системе, но и по репутации.


Женский коллектив способен прекрасно работать, выполнять сложные задачи, принимать быстрые решения, совершать эффективные действия. Но для успешного управления женским коллективом руководителю необходимо знать секреты женской психологии, особенности построения взаимоотношений в таком коллективе, и уметь направлять в нужное русло сильные и слабые стороны своих подчиненных, создавать и поддерживать такую корпоративную культуру в салоне, которая мотивирует ваших барышень на подвиги. Тогда коллектив будет работать слаженно и с удовольствием.

Правильная постановка задач

При получении той или иной задачи, ваша сотрудница в 99% случаев скажет, что ей все понятно, причем скажет это совершенно искренне. К сожалению, результаты работы все равно остаются далеки от ожидания. Дело в том, что особенностью женской психологии является способность додумывать и достраивать до полноты картины, заполнять «белые пятна». Это первая причина.

Есть еще одна причина, о которой руководитель тоже должен помнить, - страх женщины «плохо выглядеть» в глазах своего руководителя. Для женщины отношение к ней руководителя имеет огромное значение. Женщина опасается, что, задавая дополнительные вопросы, она произведет на него неблагоприятное впечатление, поэтому предпочитает разбираться сама.

При постановке задач соблюдайте простые правила, и вы всегда будете получать желаемый результат:

  • формулируйте задачи четко и прозрачно (не забывайте классические правила постановки цели);
  • зафиксируете задачу письменно: приказ, инструкция на бумажных носителях или распоряжение по электронной почте (точно не потеряется и не исказиться формулировка);
  • доносите содержание задачи напрямую, а не передавайте через третьих лиц;
  • спросите «Все ли понятно?» и попросите повторить поставленную задачу;
  • инициируйте задавание вопросов: «Ваши вопросы?», « Что хотите уточнить?», «Какие детали нужно пояснить?» и т.д.
  • и, конечно, контролируйте исполнение. Определите, как, когда и что будете контролировать, и не забудьте сообщить об этом своей сотруднице.

Правильное внедрение изменений и новшеств

Нововведения в салоне красоты - частая ситуация, хочется быть «впереди планеты всей», привлекать клиентов, а для этого нельзя стоять на месте. Но часто руководители салонов красоты сталкиваются с сопротивлением сотрудниц. Чтобы преодолеть эти подводные камни, необходимо понимать причины этого сопротивления. Итак, ваши сотрудницы с неохотой берутся (или тихо саботируют) выполнение новых и сложных задач.

  • Конфликты в женском коллективе: как помирить сотрудниц раз и навсегда

Особенности женской психологии: женщины гораздо лучше справляются с оптимизацией уже существующего, нежели с созданием чего-то нового. Поэтому для работы над новыми проектами лучше привлекать либо мужчину, либо женщину-новатора (к сожалению, таких среди нас немного). Что можно безболезненно поручать женщине: разработка правил и процедур, оттачивание деталей процессов, выстраивание отношений.

В женском коллективе лучше проходят эволюционные процессы, чем революционные. Говорите о преобразовании, усовершенствовании, наведении порядка.

В управлении женским коллективом обязательно дайте эмоциональную окраску вашим преобразованиям, опишите результаты, покажите выгоды компании и сотрудников. Придайте значимость планируемым событиям. Подчеркните важность роли вашей сотрудницы, дайте ей почувствовать себя ценным и важным сотрудником.

Женщине важна моральная поддержка «Ты справишься», «Все получится», покажите ей свою готовность прийти на помощь.

В случае успеха - дайте высокую оценку и в дальнейшем используйте эти достижения, как доказательства возможностей вашей сотрудницы.

Существуют разные способы мотивации женщины, но грамотному руководителю необходимо запомнить, что самый важный мотиватор для вашей сотрудницы - это одобрение, похвала и признание ее заслуг в работе салона.

Руководителю необходимо находить время, чтобы уделить внимание каждой своей сотруднице. Женщине очень важно соучастие и деликатность. А вы как руководитель, зная, что происходит в жизни вашего коллектива, всегда держите руку на пульсе и сможете вовремя останавливать «вредные» тенденции.

В вопросе, как руководить женским коллективом, очень рекомендуется чаще спрашивать мнение сотрудниц по организации их рабочих процессов. Тем самым вы вовлекаете свой коллектив в обсуждение, поощряете их неравнодушное отношение к работе, привлекаете к принятию решений. Женщины высоко ценят, когда руководитель уважает их мнение и прислушивается к их предложениям.

Еще одна особенность женского коллектива, которая часто становиться краеугольным камнем коммуникаций в салоне, - это интриги и сплетни, к которым так склонны женщины. Для руководителя это повод задуматься о загруженности сотрудниц работой. Как правило, сплетни и пересуды начинают процветать тогда, когда вашим сотрудницам нечем заняться, не хватает загруженности на работе или работа не вызывает интерес. Именно тогда и возникает увлекательное занятие в виде обсуждения своих коллег и клиентов. Если все-таки подобные процессы идут в вашем салоне, то железное правило для руководителя - невмешательство в подковерные интриги и жесткое пресечение таких тенденций.

Руководителю женского коллектива важно правильно выстроить дистанцию со своими сотрудницами. Избегайте панибратства. Авторитет, уважение и доверие к вам со стороны сотрудников - это то отношение к себе, которое вы должны воспитывать у своих подчиненных.

В женском коллективе есть еще одна особенность - страстное желание делать атмосферу вокруг себя домашней и уютной, часто это вредит имиджу вашего салона. Избыток салфеточек, вазочек, статуэточек, любимые кружки с забавными рисунками, безделушки и фенечки не добавляют вкуса и престижа вашему салону. Следите за этим строго и требуйте соблюдения порядка на рабочих местах.

Требует особого внимания и дресс-код ваших сотрудниц. Конечно, девушку и женщину можно понять, дресс-код делает их всех одинаковыми, пропадает возможность быть индивидуальной, выделиться, привлечь внимание. Униформа противна и уныла. В первую очередь, в этом вопросе нас интересует восприятие клиентов, а им видеть наш персонал в аккуратной и одинаковой униформе приятней, чем в разнокалиберной, не всегда со вкусом подобранной и уместной одежде. Более того женщины-клиенты сами хотят быть уникальными и особенными, а не конкурировать с сотрудницей салона в привлекательности. Здесь помогает четкие правила внешнего вида и, конечно, постоянный контроль.

И, пожалуй, последняя рекомендация. Женщины очень любят приносить вкусную и ароматную домашнюю еду и разогревать ее в микроволновке. Нет ничего ужаснее салона красоты с запахом борща, котлет и селедки с луком. Здесь руководителю необходимо сделать следующее: создать условия (правила) приема пищи в салоне красоты, четко обозначить что допускается, а что нет, определить все возможные варианты и места обеда сотрудниц. И снова контролировать выполнение правил.

Управление женским коллективом - это искусство. Неотъемлемая часть вашего имиджа - это улыбка и терпение. Будьте во всем и всегда примером для своих сотрудниц. А главное - любите тех, кто ежедневно помогает вашему красивому бизнесу процветать и развиваться.

Ольга Дубровина,
директор компании «SERVICE PLUS», психолог

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА

ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Н.В.Вахрушева,

Заведующая МДОУ Мокроусовский детский сад №1 «Колосок»

Любой руководитель в определённый момент задумывается о том, как правильно построить свои отношения с коллективом подчинённых. И здесь на помощь приходят книги и статьи об организации эффективного руководства коллективом. Но проблема в том, что большинство таких рекомендаций ориентированы, в основном, на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется.

При этом известно, что в общеобразовательных учреждениях нашей страны преподавательские составы, в основном, женские. Именно поэтому руководителю, для осуществления эффективного руководства коллективом, приходится учитывать особенности именно женской психологии.

Какие же это особенности? Во-первых, как показывают исследования психологов, женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе, для них наиболее значимы именно эмоциональные связи с коллегами. Женщины подсознательно строят свои отношения в коллективе по принципу семьи и, соответственно, ожидают от коллег и руководителя эмоционального тепла, поддержки и понимания.

Во-вторых, в чисто женском коллективе конкуренция проявляется своеобразно. Настроенные на взаимную поддержку и склонные к сопереживанию, женщины хорошо относятся к тем, кому плохо (а значит, могут принимать сторону «невинно пострадавшего» от гнева руководства), что, опять же, может сказываться на эффективности работы и доверии к руководителю в целом. Поэтому руководителю приходится в большей степени учитывать совместимость, стремиться поддерживать не просто тёплые, но и ровные отношения со всеми членами женского коллектива. Кроме того, приходится находить время для того, чтобы поинтересоваться настроением сотрудников, их домашними делами и прочими «мелочами».

Третьей особенностью женского коллектива можно назвать наличие неких «подводных течений», которые ощущаются всеми членами коллектива, но при этом редко «выходят из берегов». Конфликты в мужских коллективах протекают, в основном, открыто: как протест или вызов. В женских – более скрыто, с использованием сплетен, злословия и даже мелких пакостей. Поэтому руководителю женского коллектива приходится быть «на чеку», не обольщаясь отсутствием открытых конфликтов, а чётко следить за настроением в коллективе, твёрдо пресекая распространение слухов и сплетен.

И, наконец, как показывает опыт, в женском коллективе очень непросто реализовать соревновательные элементы. Ведь если мужчины относительно легко переживают свой проигрыш в производственной сфере, им (по утверждениям психологов) достаточно чувствовать себя победителями в других сферах жизни: хобби, внимание противоположного пола и т.п., с женщинами всё намного сложнее. Будучи натурами тонкими, эмоциональными, они хотят быть успешными во всём. Именно поэтому, если уж руководитель выделяет кого-либо из сотрудников по результатам соревновательной деятельности, это должно быть хорошо обосновано и понятно всем членам женского коллектива. Иначе успех одного из коллег может быть воспринят женщинами как собственный проигрыш.

Все перечисленные выше сложности женского коллектива не стоит воспринимать как сложности. Если руководитель станет учитывать эти сложности, лишь как особенности женского коллектива, ему удастся достигнуть взаимопонимания с персоналом, и он сможет рассчитывать на поддержку коллектива.

Так, в нашем детском саду постоянными стали «Часы общения», когда весь коллектив собирается вместе, обсуждая личные проблемы и радости. Позволю себе перечислить упражнения, которые получают наибольший эмоциональный отклик и очень нравятся нашим педагогам.

Как утверждал Дейл Карнеги, «чтобы решить проблему, надо найти что-то общее». Находить это «общее» нам помогает упражнение «Лукошко характеров», когда из корзинки достают предмет и предполагают, кто из членов коллектива имеет схожесть с этим предметом (кто-то такой же добрый и тёплый как эта рукавичка, а кто-то такой же весёлый, как эта дудочка и т.п.).

Живо и динамично проходит игра «Паровозики», где люди примеряют на себя роли ведущего и подчинённого. И, стоит отметить, не многие готовы брать на себя ответственность за весь коллектив. Это упражнение как нельзя лучше даёт прочувствовать то, как нелегко иногда приходится тому, кто ответственен за всех. Быть может, когда-то это ощущение поможет проявить сочувствие и понимание к своему руководителю.

Очень полюбились нашим воспитателям психологические упражнения «Шушаника Минична» и «Подарок». Ведь так приятно, когда коллеги смогли угадать твои желания, и приятно осознавать что люди, работающие рядом, действительно хотят тебя радовать.

Проводимые нами «Часы общения» - это не просто набор отдельных упражнений и весёлых игр. С увлечением весь наш коллектив «путешествовал в прошлое», где каждый побывал в роли вожака первобытнообщинного племени, сумел выразить накопившиеся негативные эмоции в лёгкой, адекватной форме. В заключение этого «путешествия» все «напитались» мирной энергией, получили заряд бодрости и хорошего настроения и ещё долго не хотели расходиться.

Такие психологические упражнения, кроме позитивного настроения, дают ещё и возможность в игровой форме почувствовать групповое давление, плечо товарища и даже ответственность за весь коллектив.

Таким образом, руководство женским коллективом не должно быть просто руководством. Руководить женщинами – это значит жить с ними одной семьёй, переживая боль и радость каждого как свою собственную, но при этом быть образцом мудрости и порядочности, ненавязчиво обучая этому всех членов своей «семьи».