Почему маленький ребенок боится людей. Почему ребёнок боится чужих людей: помогаем малышу избавиться от чувства страха

Многие молодые родители искренне удивляются тому, что их ребенок боится новых людей, пришедших в дом или просто подошедших на улице..

Проблема страха перед чужими людьми возникает примерно в возрасте 8-10 месяцев. Когда ребенок, привыкший к матери и отцу, начинает нервничать, капризничать и плакать при виде нового человека.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми тесно связан у малышей со страхом потерять маму. Этот страх подсознательный и поэтому никакие уговоры не дадут эффекта.

Ребенок на уровне подсознания чувствует, что чужой человек может лишить его мамы и причинить ему самому вред. Притом к «чужим» могут относиться и родственники или даже отец, если ребенок не видит его часто. А если мамы нет рядом, то появление «чужого» может вызвать у него настоящую истерику. Иногда ребенок даже может .

Как бороться со страхом?

Не нужно игнорировать страх ребенка, если ребенок боится чужих людей, мама должна помочь ему справиться с его проблемами. Мама обязана понимать, что подталкивание ребенка к общению с «чужаками» может лишь навредить малышу.

Самым правильным решением этой проблемы будет время. Просто дайте ребенку немного времени на то, чтобы малыш привык к голосу и внешности нового для него человека.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, стоит приучать ребенка к их присутствию постепенно. В безопасности малыш чувствует себя лишь на руках у мамы, поэтому на ручках ребенок сможет быстрее и более решительно познакомиться с новым человеком.

Показывайте на своем примере, что крохе нечего опасаться. Если ребенок боится чужих людей, то он должен увидеть, что мама приветлива и улыбчива с незнакомым человеком, тогда и он начнет привыкать к нему и поймет, что «чужак» не представляет для него опасности.

Имейте в виду, что время на «знакомство» у каждого индивидуально. Некоторые любознательные детки готовы сразу забраться на руки к незнакомцу, другим требуется несколько часов. Третьи же привыкают к «чужаку» лишь за несколько визитов.

Если годовалый ребенок боится чужих людей на улице, если это вызывает у него стресс, то маме стоит во время прогулки знакомить малыша с другими людьми. Просто возьмите его за руку или на руки и подходите к другим детишкам, ведь малышу не так страшно знакомиться с такими же детьми, как он. К тому же, это поможет ему более доверчиво относиться к другим женщинам с детьми.

Если малыш боится врачей

Многие дети кроме боязни чужих людей начинают нервничать и плакать при виде врачей, а иногда и после визита в поликлинику малыша трудно успокоить.

Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться.

Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, не стоит паниковать. Обычно после полутора лет страх уходит, и малыш с радостью общается с новыми людьми. Однако мама должна помочь ему справиться с этим недугом.

Сайт для мам сайт настоятельно рекомендует молодым мамочкам не бросать малыша один на один с его страхом. Не игнорируйте реакцию ребенка на незнакомых людей. Обязательно работайте над этой проблемой. Сегодня вы поможете ему, а завтра малыш сам сможет преодолеть свой страх. Стимулируйте ребенка поощрением, обязательно отмечайте все, даже незначительные, его достижения.

Удивительно, но в семье, где мама мягкая, а папа достаточно активный, дети обычно менее тревожные, и следовательно, меньше подвержены страхам. В этот период родители должны стараться не отсутствовать длительное время.

Наиболее полезным для малыша станет тот вариант воспитания, когда мама и папа будут все свободное время уделять ребенку , а не перекладывать заботу о нем на нянь или бабушек.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, а без помощника никак не обойтись, то следует заранее приучить ребенка к новому человеку. Сначала такое общение должно проходить с обязательным присутствием мамы. Тогда, оставшись наедине с новым человеком, ребенок не испытает стресс или даже страх.

Ну и конечно, самое главное — это внимательно следить за эмоциональным состоянием малыша. Если ребенок боится чужих людей, не нужно заставлять его общаться с ними, не оставляйте его наедине с незнакомцем. И помните, все проблемы взрослого человека родом из детства, а вовремя не пережитый страх может негативно отразиться на взрослой жизни. Не оставляйте свое чадо наедине со своим страхом, будьте внимательны и заботливы, и тогда ваш малыш легко перерастет любую проблему.

Советует детский педагог-психолог Татьяна Шишова.

Переходный возраст

В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.

Подобные эмоциональные всплески нормальны для годовалых младенцев. Более того, страх посторонних – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Исследования ученых показали, что в компании посторонних или в отсутствие матери у малышей с 9 до 12 месяцев повышается количество кортизола (гормон стресса) в крови, поскольку в обществе новых людей ребенок ощущает смятение и панику. Защитный механизм включается, и когда младенец остается без мамы, даже на небольшой период времени. В такой ситуации задача родителей – создать у малыша чувство защищенности: взять его на руки, обнять, приласкать, утешить добрым словом. В людные места ребенка лучше носить в «кенгуру» или слинге – телесный контакт с мамой дарит спокойствие и уют. Если вы ждете гостей, обязательно сообщите им о возможных негативных реакциях крохи, объясните, что в период с 7–9 месяцев до 2–3 лет дети становятся боязливыми и робкими. Фраза «он теперь всех боится» – универсальна и сразу устранит возникшую неловкость.

Совет. Предупреждайте двух-трехгодо­валого ребенка о приходе гостей заранее, опишите их, создайте положительные образы. Когда позвонят в дверь, напомните малышу, что пришли гости, и подождите несколько секунд перед тем, как отворить. Если кроха сдержался и не заплакал при виде новых лиц, непременно похвалите «смельчака» за храбрость.

Дайте время освоиться

Постарайтесь не отдавать ребенка в сад, пока малыш психологически не готов отпустить вас. Ранний отрыв от матери грозит усугублением страхов и возникновением различных психологических трудностей. Конечно, встречаются ситуации, когда мама вынуждена отдать кроху в ясли в 1–1,5 года. В этом случае важно обеспечить мягкую, деликатную адаптацию к новым условиям. Договоритесь с администрацией садика, что первое время будете находиться вместе с ребенком. Затем, когда малыш освоится, начинайте оставлять кроху: на часок, потом на 2–3, потом – на полдня, чутко реагируя на малейшие проявления страха, неуверенности или тревоги. Так малыш потихоньку привыкнет к воспитателям и детям, перестанет воспринимать их как чужих и будет относиться к расставанию с вами более спокойно. Точно так же следует вести себя с няней: сначала присутствовать при ее визитах, затем оставлять кроху наедине с воспитательницей на 15 минут, на полчаса, на час и так далее по нарастающей. При каждом расставании можно использовать особый ритуал: няня машет игрушкой или протягивает младенцу определенный предмет – всегда один и тот же, чтобы задобрить и привлечь малыша. Через пару недель ребенок полностью привыкнет к новому человеку, и вы сможете выйти на работу.

Совет. Не стоит что-либо менять в укладе вашей жизни в те дни, когда вы приучаете малыша к детскому саду или няне. Даже коляску или кроватку менять нежелательно. Любые перемены могут осложнить период адаптации.

Проявите тактичность

Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности – перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить ребенка – жестоко и бессмысленно, кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым, не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавляется еще и стыд за собственную «трусость». Теперь проблема станет двойной – малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что вы понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощущать, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют ему и сострадают. Тогда у ребенка появится уверенность, что вместе с родителями он все сумеет преодолеть.

Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и о способах их преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх.

Совет. Большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых с помощью кукол можно проигрывать бытовые ситуации, тревожные для трусишек-дошколят. Например, если пяти-шестилетний ребенок ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: Зайчонок опасался оставаться один, однако мама-Зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться (что? – проговорить вместе с ребенком), но все же Зайчонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Покажите, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость.

В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про «Потеряшку»: Щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся. Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, проговорить, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми.

Кстати

Отсутствие страха перед незнакомцами в возрасте одного-двух лет может быть признаком аутизма. Маленькие аутисты без опасений идут на руки к чужим людям, но лишь потому, что не разделяют людей на «близких» и «посторонних». Такие малыши не замечают отсутствия родителей, живут, словно в вакууме, не впуская в свой «мирок» даже родных.

Аутизм – серьезное нарушение психического и эмоционального развития ребенка, желательно выявить его на ранних стадиях. Если малыш в 9–12 месяцев не реагирует на появление посторонних, не тянется к маме, не смотрит в глаза взрослым, не проявляет интереса к общению – обратитесь к психоневрологу.

Личное мнение

Алексей Лысенков:

– Как актер знаю: ничто так не раскрепостит ребенка, как игры, лучше всего – актерские. Отдавайте детей в актерские детские студии: результат не заставит себя ждать!

С некоторых пор ребенок боится людей. Не только чужих людей, но и близких родственников - бабушку, например. Иногда дело доходит до истерики, и пока посторонний человек не отойдет на приличное расстояние, малыш не успокаивается.

Это выматывает, даже не можем сходить в гости - начинает волноваться и нервничать перед чужой дверью. Думаю, не стоит говорить о том, что происходит дальше. Только дома успокаивается.

Как помочь ребенку избавиться от страха? Разберемся с помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Особенные люди

Не у всех детей проявляются страхи различного типа - такие, как боязнь людей, темноты, поход к врачу. Их ни много ни мало около 5%. Это обладатели зрительного вектора. Они по-особенному видят мир - не только цвета, но их многочисленные оттенки.

Такой ребенок очень чувствителен, его эмоциональность на порядок выше, чем у других детей. Он живет эмоциями, ощущает мир посредством эмоций. Он способен создавать эмоциональные связи не только с близкими, но и с животными, и даже с неодушевленными предметами.

Особенно у детей очень частая смена эмоций - от смеха до плача в доли секунды. Проявление эмоций идет мощнее и острее, чем у других, поэтому истерики без причины наблюдаешь часто.

Зрительный ребенок любознателен, ему интересно все вокруг, рассматривает своими очаровательными глазками. Любит, когда на него обращают внимание. И впечатлителен, отсюда и его желание все преувеличивать. «Раздувать из мухи слона» - выражение как нельзя лучше подходит под это описание.

Откуда возникает страх у детей

Будучи взрослым, он способен чувствовать настроение других, сочувствовать и поддерживать тех, кто в этом нуждается - при условии развитости свойств зрительного вектора. Когда он еще маленький, такие свойства, как сострадание, любовь, сопереживание еще только развиваются.

Корень этих свойств - страх смерти - первая эмоция, которую испытал человек для выживания. Времена уже не те, но свойства остались. Зрительный ребенок пугается так, как будто это угрожает его жизни, он чувствует себя беззащитным. Для взрослого: «Я очень боюсь, там кто-то есть» - просто слова. Но у ребенка возникает реальное ощущение, что там действительно кто-то есть и этот кто-то угрожает ему. Будучи еще маленьким, малыш просит защиты у самого близкого человека - мамы.

На страхах зрительный ребенок может раскачиваться эмоционально, при этом увеличивая этот страх. Если при каком-то действии ребенок слышит смех, подтрунивание, например: «Ну, чего ты боишься» - вместо создания эмоциональной связи возникает страх. А ведь именно создание эмоциональных связей ему необходимо, чтобы развиваться, открыться миру, научиться любить и быть любимым.

Проявление страхов у ребенка - сигнал, что с ними нужно работать. Для зрительного ребенка страхи губительны, они мешают его развитию и, что более важно, могут остаться фобией на всю жизнь . Помочь ребенку преодолеть его страхи может только понимающий их природу родитель.

Что делать, когда ребенок боится?

  • Проверьте литературу, которую читаете ребенку. Зрительному ребенку противопоказано читать сказки, рассказы или истории связанные с поеданием кого-либо. Даже, казалось бы, безобидная сказка о Колобке может ввести ребенка в состояние страха. Уже говорилось о его впечатлительности и воображении, что ребенок переводит все в зрительный ряд. Возможно, вместо Колобка он представляет себя. Для него это реальный ужас.

  • При любых детских страхах нужно срочно начать развивать природные свойства ребенка. Это делается через сочувствие, сопереживание, любовь и сострадание к другому. Чувственное развитие идет через чтение сострадательной детской литературы, где ребенок начинает проявлять эмоции наружу, то есть проецирует их на другого человека - возникает сочувствие, когда плохо другому, даже со слезами. Читая, ребенок проходит через трудности вместе с героями. К тому же он получает жизненный навык, ведь мысленно он будет примерять эти ситуации на себя, и в будущем это поможет ему быстрее войти в социум. На помощь также приходят мелодичные песни, музыка, добрые сказки, благодаря которым он развивает чувство доброты, смелости, честности. Он стремится быть, как герои.
  • Зрительный ребенок очень чувствителен к запахам. Если в его окружении находится человек с сильно пахнущим парфюмом, это может привести его в волнение или в нервное состояние. Он может начать капризничать.
  • Зрительный ребенок вообще очень чувствителен к окружающему миру. Постарайтесь оградить его от сцен насилия. Даже, казалось бы, обычный разговор на повышенных тонах приводит к страху - ребенок будет бояться подходить к вам. Если ребенок случайно увидел жестокое обращение на улице с человеком или животным, немедленно уходите. Эта сцена может запечатлеться в его голове.

  • Ребенок из-за врожденного страха смерти боится всего связанного со смертью, даже не осознавая это. Постарайтесь отсрочить момент его знакомства с ситуацией, где присутствует смерть. Похороны, трупы, даже запах могут отложиться в памяти и со стопроцентной гарантией уже во взрослой жизни проявиться, как фобия или очень сильный страх перед чем-то.
  • Постарайтесь не заводить домашних животных. Просьба о животном может означать, что ребенку не хватает маминого внимания. Конечно, заботясь о питомце, он учится ухаживать за живым существом, но в то же время он создает эмоциональную связь с животным, а это идет в ущерб связям с окружающими людьми. В его мировоззрении это близкий друг, нет различия - животное или человек. Животные не живут долго, они умирают, а ребенок получает психологическую травму в раннем возрасте, проходя через смерть близкого друга. И возможно ребенка даже придется вести к психологу. Лучший совет, связанный с животными - сходить туда, где ребенок может получить прямой контакт с ними без вреда для его психики, например, контактный зоопарк. Даже такое простое занятие, как кормление уток или голубей, уже дает ребенку представление о животном мире.

Ребенок боится людей или темноты - выход один

Воспитание ребенка сопровождается множеством проблем. Родители стараются дать ребенку лучшее, путевку в жизнь. Зрительный ребенок, если знать его особенности и свойства, растет жизнерадостным, с удовольствием познает мир и не испытывает страхов. Очень важно дать развиться его свойствам, и в будущем он вам ответит любовью, радостью и добротой.

Ребенок может обладать и другими векторами, помимо зрительного. И для каждого из них нужен разный подход из-за различных особенностей и свойств. Например, если у ребенка есть анальный вектор, то он может проявлять стеснительность в общении с незнакомыми людьми. От природы нерешительный, он нуждается в одобрении и поддержке мамы, поэтому ваша правильная реакция особенно важна в такие моменты.

«…Сегодня ребенок пошел в садик и поделил пищу с детьми. Что мы делаем, когда не хотим, чтобы нас покусала собака? Родилась такая аллегория - правильно, даем есть. И я почувствовала, что страх у него пропал и появилось чувство З и Б в садике, и даже согласился завтра остаться спать в садике. Ура!..»
Евгения К., медсестра, Таллин, Эстония

«…Развитие сына теперь более понятно, его зрительные страхи лечим общением с лошадями, выискиваю фильмы и мульты, где возникает сострадание (над советской Красной Шапочкой с Поплавской - плачет). Перестала повышать на него голос…»
Елена Н., Тверь

«…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы. Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки. Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и раз тысячу переживали замерзшей девочке со спичками.

В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее - нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8-е марта цветы…»
Наталья К., менеджер-экономист Санкт-Петербург

Научиться определять многие черты и особенности своего ребенка, а значит, понимать, как ему помочь , вы можете уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь сейчас.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

Время быстротечно. Так, казалось бы еще вчера малыш был совсем крохотным, спал сутки напролет, а сейчас с каждым новым днем он становится заметно взрослее, его навыки совершенствуются. Он уже научился сидеть, брать самостоятельно игрушки и прочее. Но наряду с полезными навыками, которые умиляют родителей, могут развиться и различные фобии.

. При чем под категорию «чужих» могут попасть не только абсолютно незнакомые люди, но и близкие родственники (дедушки и бабушки, живущие вдали), друзья семьи, соседи. Волноваться по поводу не нужно, это нормальный процесс, который сопровождает любое взросление. У малыша формируются зачатки характера и начинает устанавливаться психика.

Как правило, первые детские страхи приходятся на восьмимесячный возраст карапуза. Обусловлено это тем, что к данному периоду малыш научился узнавать своих, в особенности маму и у него на инстинктивном уровне примешивается страх потерять ее. Ведь мама для малыша является на тот момент центром вселенной. Она кормит его, баюкает, одевает, купает и окружает его заботой со всех сторон. Поэтому, завидев незнакомца малыш ударяется в плач. Его одолевает боязнь остаться без мамы. Постепенно, с взрослением крохи, фобия перерастает в обычную застенчивость или пропадает вовсе. И только в крайних случаях детские страхи перерождаются в гипертрофированные формы.

К примеру, ребенок с увлечением играет дома, но, завидев гостей начинает капризничать, плакать. Часто плач может перейти в настоящую истерику, ребенок старается спрятаться за маму или укрыться в своей комнате. Психологи называют таких детей чересчур застенчивыми . В малом возрасте (до года) фобия часто проявляется в слезах, тогда как у детей постарше она выражается в полном игнорировании «чужого» человека. С одной стороны, очень хорошо, когда кроха побаивается действительно незнакомых людей и не вступает с ними в диалог. Но когда малыш в ранг «чужих» заносит близких родственников и отказывается идти с ними на контакт, родители начинают бить тревогу.

Почему ребенок боится чужих людей


Все детские страхи малышей до года основываются на боязни потерять маму. Стоит только маме исчезнуть из поля зрения крохи, как он зачастую ощущает панику. Реакция крохи не осознана, а имеет только инстинктивный мотив. Проекция данной ситуации в дальнейшем накладывается и на посторонних. Когда малыш в поле зрения замечает кого-то «чужого» , то тут же срабатывает инстинкт самосохранения, что этот кто-то отнимет маму или причинит вред. И для крохи неважно, что «чужим» в его понимании является к примеру, папа, работающий вахтовым методом и по долгу службы часто отсутствует дома. «Чужими» могут оказаться бабушка и дедушка, живущие в другом городе или просто изредка приезжающие в гости. Итог часто один — у малыша подрагивает подбородок, текут слезки и раздается протяжный рев, при этом он отчаянно хватается ручонками за маму.

Но также бывают случаи, когда кроха не боится всех подряд, а выделяет определенную группу лиц. Ими могут оказаться лишь дети, или взрослые определенного пола, а возможно малыша пугает шум толпы.

Родителям важно помнить, если ребенок боится чужих людей, то не нужно впадать в крайности и сеять панику. Это нормальная и естественная реакция. Важным моментом в такой ситуации является другое, а именно то, как на страхи реагируют взрослые, в особенности мама. От реакции мамы на детские страхи и будет зависеть дальнейшее развитие события — останется ли малыш замкнутым, подпитаются ли его фобии и перерастут во что-то большее или бесследно исчезнут. Самым главным образом мама должна дать понять крохе, что не бросит его ни при каком обстоятельстве и всегда придет ему на помощь.

Психологи объясняют страхи перед «чужими» тем, что малыш инстинктивно чувствует, что сам он постоять за себя не сможет, так же как и обойтись без мамы.

Очень часто по прошествии двухлетнего периода страх перед чужими отступает. Но эта особенность касается не всех деток, некоторых, чрезмерная застенчивость сопровождает всю жизнь. Это может крыться в неправильном поведении взрослых на детские страхи, а может быть просто чертой характера на генном уровне.

Иногда страхи не покидают ребенка из-за какого-то травмирующего случая. Малыш запомнил больной укол в поликлинике и все люди в белых халатах теперь ассоциируются с болью.

Если же страхи не прошли и ребенок в 2 года боится чужих людей, то на это может сказаться очень замкнутый круг общения. Например, малыш всегда играет только с мамой или другими родственниками, и выйдя на улицу он навряд ли захочет пойти на контакт с другими людьми и даже детьми. Малышу будет казаться, что незнакомцы навряд ли окажутся ему интересны. Но возможен и другой вариант, когда ребенок будет просто стесняться или проявлять агрессию по своему незнанию как правильно себя вести и как дружить с другими. Тогда малыш может с энтузиазмом подбирать игрушки для игр на улице, но придя на детскую площадку и, увидев скопление детей, попросту застесняться и попросится уйти оттуда. Он может проявлять любопытство и желание поиграть со сверстниками, но стеснение перебьет все остальные чувства и желания.

Ребенок может бояться чужих людей (взрослых), но если его развитие соответствует всем нормам, то других детей он сторонится не должен. Обычно в любом возрастном периоде дети спокойно воспринимают друг друга. Если же родители заметили, как их чадо сторонится остальных детей, то они пристальнее должны обратить на это внимание. Возможно его отчуждение от детей связано с тем, что ребенок когда-то получил обиду от сверстников или деток постарше. Поэтому для крохи все остальные дети соотносятся с негативными эмоциями, которые малыш не хочет повторять.

Иногда страхи ребенка кроются в боязни большого скопления народа. Будь то праздник на площади, крупный магазин, театр и прочие людные места.

Психологи дали определение таким страхам — демофобия . Такие ситуации могут касаться не только малышей, но и деток дошкольного и школьного возраста. Бывает, что ребенок с легкостью общается со сверстниками в детском саду, но при организации утренника или другого праздника, впадает в панику и ощущает тревогу вместо веселья. По мнениям психологов такими проблемами страдают дети, с нарушенным личным пространством.

Бывает и так, что кроха не просто боится незнакомых людей, а лишь определенный пол. Зачастую боязнь сопровождается относительно мужского пола. Психологи относят это к неполной семье, когда малыша воспитывает одна мама или когда в семье папа есть, но он выступает в роли тирана, нанося физический или психологический вред малышу или маме. Боязнь женщин встречается не так часто, но есть и такие случаи. Они связаны, когда мама крохи несказанно строга, моментами груба или наоборот очень тревожна и боязлива. Любое проявление такого испуга по отношению к женщине/мужчине необходимо устранять при помощи специалиста психолога. Иначе в дальнейшем у ребенка могут возникнуть трудности с противоположным полом.

Как помочь, если ребенок боится чужих людей


Психологи уверяют, что если взрослые признали у ребенка трудности в восприятии «чужих», то это означает, что уже наполовину проблема решена. Прежде всего сами родители должны принять сей факт, что их кроха застенчив и боязлив и не стыдиться этого.

Тактика действий родителей, когда их ребенок плачет при виде чужих

  1. Не нужно закрывать глаза на дискомфорт чада, и тем более пытаться «переломить» его страхи. Все попытки насильно познакомить малыша с другими могут лишь усугубить ситуацию. Ребенок может при этом еще сильнее замкнуться в себе и отгородится от окружающих.
  2. Родители как можно тактичнее должны помочь малышу преодолеть все тревоги. Часто от родительской реакции зависит дальнейшая социальная адаптация малыша. При ощущении ребенком недовольства и неодобрения с родительской стороны, он будет расти неуверенным в себе. Далее такие ощущения плавно перетекут в комплексы на всю жизнь. Если же малыш будет ощущать искреннюю заботу и родительское участие, то это сформирует его как уверенную в себе личность, лишенную страхов.
  3. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими более общительными детьми. Это отразится на заниженной самооценке и ощущении никчемности.
  4. Малыш очень чувствителен, поэтому при приближении незнакомца маме не стоит переживать по поводу поведения крохи. Иначе ребенку очень быстро передастся это волнение и реакция плача не заставит себя долго ждать.
  5. Если жилище посещают гости, то не нужно отгораживать кроху и уводить его подальше в отдельную комнату.

Что делать, если ребенок плачет при виде чужих

Лучшим лекарством от страхов выступит время. Все дети разные и поэтому для каждого нужно индивидуальное время на то, чтобы привыкнуть к внешности и голосу незнакомца. Некоторым деткам достаточно будет нескольких часов, в то время как другим понадобится несколько встреч с данным незнакомцем. Причем промежутки между встречами не должны сильно затягиваться. Женщина может заранее обзвонить гостей и предупредить о непростом темпераменте крохи. Так, приехавшие родственники будут предупреждены о страхах и не будут навязывать свое общение малышу, брать его на руки и прочее. В дальнейшем, когда тот попривыкнет, то сам потянется к новым интересным знакомым.

Мама может выбрать тактильную тактику общения с крохой при чужих, а именно, взять его на руки, приобнять, приветствуются поглаживания по голове и спинке. Это успокоит малыша и придаст ему уверенности. Мама тщательно должна следить за своей мимикой и жестами при общении с незнакомыми людьми (улыбаться, говорить ровным и спокойным тоном). Это покажет ребенку, что опасности данные люди не представляют. Мама может сама ненавязчиво познакомить своего ребенка с другими детками. Но делать это стоит с осторожностью и ни в коем случае не давить на кроху. Мама должна постараться донести до чада, что новые знакомства несут в себе много нового и интересного.

Когда приступы страха у ребенка граничат с истерикой и паникой, то обязательно нужно идти ему на встречу. Психологи советуют не отдавать рано такого малыша в ясли и не оставлять без подготовки с няней.

Когда ребенок боится большого скопления народа, то на некоторое время стоит ограничить посещения людных мест. Но это не означает, что их нужно полностью исключить из детского восприятия. Нужно начинать с малого, водить кроху в те места, где в первую очередь интересно будет ему, а не взрослым. Не нужно при этом забывать про объятия, подбадривания и обязательно стоит сказать малышу, что ему не нужно так стесняться окружающих, ведь все они заняты своим делом.

Мама может взять кроху на руки и во время прогулки попробовать познакомится с другими мамами и их малышами. Как правило, на руках у мамы ребенку будет комфортно и он не почувствует страха перед чужими. В дальнейшем у него отложится, что другие дети не несут угрозу и с ними можно дружить и весело проводить время.

Несомненно, что у ребенка застенчивость может быть чертой характера, но если страхи перетекают в постоянные истерики, то родителям стоит обратиться за помощью к психологу. Иногда гипертрофированные формы страха могут быть патологиями в деятельности нервной системы.

Для профилактики детских страхов психологи рекомендуют проводить родителям как можно больше времени, играя с чадом. К этому не относится то время, когда мама занимается хозяйством, а малыш топчется поблизости в кроватке или манеже. Нужно развивать кроху, читать ему книжки, играть, рисовать, лепить поделки.

Было подмечено, что в семьях с мягкими мамами и очень подвижными отцами, дети менее тревожны и подвержены страхам. Идеальным вариантом будет когда мама и папа обязанности воспитания крохи будут воспринимать совместно и с большой ответственностью, а не скидывать его друг на друга как обузу.

Сказкотерапия

Для устранения страхов хорошо подходит способ сказкотерапии. Ведь нравоучения мало чем помогут, тогда как наглядный сказочный пример настроит малыша на нужный лад. Ребенок сможет взглянуть на свои страхи со стороны и освободится от них.

Есть замечательная сказка про слоненка, который очень хотел найти друзей, но стеснялся подойти к кому-либо. Но в итоге он все же преодолел свои страхи, подружился с остальными и они весело проводили время. Такая сказка поможет ребенку стать более уверенным и покажет ему, что вовсе не страшно подходить к другим деткам для знакомств и игр.

Игротерапия


Игротерапия — еще один хороший пример того, как с легкостью можно избавить малыша от страхов. Правильные игры помогут малышу свободно выражать свои мысли и обхитрят скованность и замкнутость. Игротерапия основана на проигрывании жизненных ситуаций, которые и вызывают страхи.

К примеру медвежонок идет на концерт, где много народа или зайчик боится познакомиться с остальными, но в итоге знакомится и все весело играют вместе.

Когда малыш ощущает тревогу при посещении врача, то можно поиграть в больницу. В продаже можно найти игрушечные медицинские приборы, сшить кукле белый халат или просто попросить малыша полечить свои игрушки. Со временем малыш осознает, что причин для паники нет и перестанет бояться всех врачей без разбора. Можно прочитать книгу про Айболита с красочными иллюстрациями или посмотреть мультфильм.

Помочь избавится от комплексов и сжатости помогут игры «Пойми меня» или «Чья походка» . В первом случае мама читает книгу, а малыш изображает эмоции героев. Во втором случае ребенок поочередно со взрослым изображают разные походки (кота, малыша, старушки, слоненка).

Доктор Комаровский не относит застенчивость к негативному качеству. Доктор остерегает родителей от высказываний: «Почему ты такой застенчивый?», «Почему ты молчишь, тебя ведь спросили?» . Таким образом, говоря это своему чаду, родители исходят из уважения к взрослым, который обратился к ребенку, но не осознают, что этим наносят вред своему же крохе. Ребенок будет ощущать, что родители недовольны им, что он совершает что-то плохое и как итог, может замкнуться в себе. Родителям нужно как можно меньше делать акценты на стеснительности ребенка, и по мере взросления все страхи уйдут сами собой.

Как бы то ни было, нужно воспринимать и принимать своего чада таким, каков он есть. И самое важное, видя его беспокойства не нужно высмеивать их и оставлять ребенка один на один с ними. Будьте внимательны и заботливы, и тогда все проблемы отойдут на другой план и полностью изживут себя.

: Время прочтения:

Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.

— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке... А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю... Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?

— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!

Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо...» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Почему дети боятся чужих людей

Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».

По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.

Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.

Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:

  • Как давно ребенок боится незнакомых людей?
  • Когда это началось? После какого-то события, в определенный период времени? Или страх был всегда?
  • Поведение малыша при встрече с чужими всегда одно и тоже, или страх то усиливается, то ослабевает периодами?
  • Ребенок одинаково относится ко всем чужим? Или кого-то боится больше? Мужчин или женщин? Старых или молодых?
  • Как вы ведете себя, когда встречаете малознакомого человека? Какие истории, связанные с чужими, хранит ваша память?

Перечислим самые распространенные причины страха:

  • Прошлый опыт ребенка.
  • Особенности ребенка, данные от природы.
  • Ситуация в семье.

Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.

Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.

Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.

Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.

Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.

Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.

Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.

Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.

Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.

Что нельзя делать, если ребенок боится других людей

Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму... Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.

Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.

Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.

Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.

Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.

Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».

Когда лучше обратиться за помощью

В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.

К психологу нужно обратиться в следующих случаях:

  • Боязнь чужих затрудняет жизнь ребенка и его семьи. Как в случае мамы Ани, ребенок не выходит гулять, его невозможно ни с кем оставить.
  • Малыш растет, но становится все более нелюдимым. После двух лет желательно проконсультироваться с психологом. После трех лет нужно показаться неврологу и психиатру.
  • Из-за страха перед чужими ребенок не может находиться в обществе. Общение с другими детьми и взрослыми важно для нормального развития. Если не исправить ситуацию, ребенок превратится в застенчивого подростка и нелюдимого взрослого.
  • Если после встречи с чужими малыш плохо ест, беспокойно спит.

Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:

  1. Успокоиться;
  2. Определить причину происходящего;
  3. Не ухудшать ситуацию неграмотными действиями;
  4. Подумать, нужна ли малышу помощь специалиста.

А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?