Почему так важен первый год в жизни ребенка? Развитие ребенка первых трех лет жизни и уход за ним.

Успех воспитания подрастающего поколения немыслим без учета возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей. Физиологи, психологи и педагоги выделяют следующие возрастные периоды развития детей: младенческий - от рождения до одного года, ранний - от одного года до трех лет, дошкольный - от трех до шести лет, младший школьный - от I до IV класса, средний школьный (подростковый ) - от V до IX класса, старший школьный (юношеский) - от X до XI класса.

Возникает закономерный вопрос: каково значение каждого возрастного периода в формировании личности? Вопрос этот сложен. Ответ на него дает возрастная и педагогическая психология - важная отрасль психологической науки. Здесь мы лишь кратко рассмотрим значение дошкольного детства для развития ребенка.

Сначала заметим: большинство советских педагогов и психологов считают, что каждый возрастной период имеет важное значение в формировании личности и позволяет развить у ребенка определенную группу способностей и качеств, исправить ранее возникшие в его развитии недостатки, восполнить упущенное. Однако мнения о возможностях и значении развития в дошкольном возрасте нередко расходятся. Почему?

Познакомимся с некоторыми высказываниями на этот счет.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы,- ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Подчеркивая большое значение первых лет жизни в развитии человека, Л. Н. Толстой отмечал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Не менее категорично оценивал важность этого периода детства и крупнейший советский педагог А. С. Макаренко. Он писал: «…главные основы воспитания заключаются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет,- это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

Здесь целесообразно задать учащимся вопрос: не считаете ли вы, что в этих образных высказываниях есть элемент преувеличения роли раннего детства в развитии ребенка? Чаще всего учащиеся дружно соглашаются: преувеличение есть, и немалое. При такой ситуации стоит спросить: если с этим согласиться, то можно ли считать оправданным это преувеличение? Почему? С помощью учителя учащиеся приходят к выводу: Л. Н. Толстой и А. С. Макаренко своими яркими высказываниями стремились опровергнуть сугубо неверное и, к сожалению, до сих пор широко бытующее представление о малых возможностях и бедных духовных потребностях детей в первые годы жизни.

Против этого ошибочного представления активно выступала и Н. К. Крупская. Дело в том, что некоторые родители, опираясь на него, оправдывают свою воспитательную пассивность («Он мал - ничего не понимает», «Подрастет - поумнеет» и т. д.). Иногда эта ошибка дополняется другим неверным представлением. Еще можно порой встретить отцов и матерей, которые оправдывают свою педагогическую беспомощность или неудачи в воспитании ребенка: «Такой уж он уродился», «Тут мы бессильны - это у него в крови», «Неспособный он у нас. Способности - дар природы». Чем порождены эти ошибочные взгляды? Эхом одной из прошлых теорий. Очень живучей. «Ряд зарубежных авторов и сейчас утверждает, что развитие способностей, характера, нравственных качеств личности ребенка якобы роковым образом предопределено его наследственностью, заданной ему от рождения генетической программой и протекает спонтанно, независимо от условий жизни и воспитания».

Учителю здесь целесообразно задать вопросы: в чем ошибочность такой теории? В чем ее вред? Что играет решающую роль в формировании личности ребенка? Опираясь на знания биологии и общественных наук, десятиклассники с помощью учителя приходят к выводам:

а) теория спонтанного детского развития приводит к ложному пониманию возмоэюностей и задач воспитания; б) она обрекает родителей и воспитателей на пассивность и бездеятельность, так как развитие ребенка, дескать, идет само собой, а воспитание ничего не может прибавить к тому, что дано ребенку «от природы». Н. К. Крупская, которую по праву считают одним из основоположников советской дошкольной педагогики, подчеркивала, что все дети (разумеется, здоровые, без аномалий в развитии) обладают большими потенциальными возможностями для всестороннего развития. Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимо с первых лет жизни ребенка правильно организовать его воспитание, целенаправленное, всестороннее формирование личности.

Советские педагоги, психологи и. физиологи в своих исследованиях развили и обогатили эти положения, которые способствовали созданию научной основы советской системы дошкольного воспитания, предусматривающей тесное взаимодействие школы, семьи и общественности.

«Эти исследования показали, что хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания».

Очень важным является и следующее положение: эффективность формирования личности ребенка зависит от его собственного активного участия в различных видах деятельности, -игре, труде, учении, общении. Значит, необходимо правильно организовать эту деятельность, придать ей полезную направленность, обогатить содержание, сделать интересной, творческой.

В настоящее время психологи и педагоги всё более соглашаются с тем, что именно в первые годы жизни закладываются основные, личностные качества. Новорожденные имеют лишь задатки многочисленных.способностей. И если в начале жизни ребенка для их развития нет благоприятных условий или для этого не предпринимаются специальные усилия, то потом наверстать упущенное очень трудно. «Отсутствие внимания и любви к ребенку в первом полугодии жизни снижает темпы его развития, обедняет эмоциональную сферу, тормозит развитие интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности и самосознания ребенка».

Выводы исследователей о том, что маленький ребенок обладает большими потенциальными возможностями для всестороннего развития, побуждают и ученых и родителей искать пути разумного использования этих возможностей. Многих вводит в заблуждение то, что «возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды прогрессивный американский психолог Д. Брунер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.».

Но возникает вопрос: каковы пределы разумного использования детских возможностей? Важность этого вопроса неоспорима.

В настоящее время по вопросам воспитания подрастающего поколения (особенно детей дошкольного возраста) ведется немало довольно острых дискуссий. В них четко проявляются две следующие крайности. Одни считают, что, исходя из больших потенциальных возможностей маленьких детей, следует максимально ускорить темп воспитания детей первых лет жизни, форсировать их обучение и таким образом сократить период подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, \’ т. е. искусственно «приблизить зрелость, время наибольшей отдачи человека обществу». Противоположная точка зрения: дети в настоящее время слишком перегружены, надо дать им возможность «погулять, расти свободно», нельзя на детские плечи взваливать груз забот, угрожающий их здоровью, нельзя забывать, что ребенку по законам природы принадлежит «счастливая пора детства, которую непозволительно сокращать».

Ни первую, ни вторую точку зрения нельзя принять безоговорочно. Здесь уместно спросить учащихся: как вы думаете, почему? Какой путь можно считать оптимальным для развития ребенка? Выслушав довольно разнообразные мнения старшеклассников, учитель предлагает: окончательный вывод сделаем чуть позже, а сейчас рассмотрим мнение педагогов, психологов, физиологов, медиков об ошибочности сначала первой, а затем и второй точки зрения.

«Идея ускорения, искусственной акселерации вызывает свое образный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями».

Такой неосмотрительный эксперимент может принести ребенку непоправимый вред. Дело здесь не только в ближайших результатах воздействий. Куда опаснее «те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию».

«При неумеренном обучении детей, например, плаванию в ранний период может нарушиться расположение органов и систем организма, приспособленное все-таки к хождению по земле. Еще не окостеневший окончательно череп (не только вместилище, но и хранилище мозга) приобретает противоестественную, сдавленную с боков форму - форму наименьшего сопротивления воде;

возникают аномалии в структуре костей и сочленении таза, приспособленных к нагрузкам при вертикальном положении тела.

Специальных продолжительных наблюдений над экспериментами такого рода никто не проводил, поэтому трудно сказать, в какой мере в дальнейшем можно исправить возникающие отклонения от нормы…».

Данное предостережение не означает, что следует отказаться от идеи обучения детей плаванию в ранний период их жизни. Сама идея прогрессивна. Но реализовывать ее надо при наличии необходимых для этого условий, на основе научно обоснованной методики, под наблюдением врача и опытного методиста.

«В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует. Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие…

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша.

В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности».

«Теперь о противоположных взглядах. В чем их привлекательность?»- спрашивает учитель. Ответы десятиклассников обычно делятся на две группы:

а) привлекательность состоит в заботе их сторонников о счастливом детстве;

б) их позиция грешит односторонностью.

Учитель резюмирует: да, их взгляды действительно противоречивы. С одной стороны, они ратуют за счастливое детство, с другой - стремятся уберечь детей от всяких забот. Но разве смысл счастливого детства заключается в беспечности, в бесконечных развлечениях, в праздности? Многочисленные примеры подтверждают: все это ведет к тому, что подверженный таким влияниям человек нередко с детства усваивает иждивенческую психологию, вырастает эгоистичным, беспечным, равнодушным, ленивым, неспособным к серьезному труду. Жизнь его оказывается бессодержательной, примитивной, неинтересной, бесцельной. Такой человек часто считает себя самым несчастным, обиженным.

«Лишь здоровое напряжение ума, воли, чувств, мышц дает человеку (и малышу и взрослому) истинное ощущение радости жизни. Игра и труд, познание и творчество, общение и движение, окрашенные новизной, удивлением, интересом, открытиями,- вот подлинные атрибуты детства. И если при этом неразлучны с ребенком, подростком любящие их мать и отец, мы можем говорить о детстве счастливом».

Рассмотрение этого важного вопроса учитель завершает, опираясь на позитивные моменты в высказываниях учащихся, которые позволяют сделать вывод: основной смысл счастливого, радостного детства в первую очередь заключается в разумном использовании потенциальных возможностей ребенка для его всестороннего и гармоничного развития.

Учитывая данные многолетнего комплексного исследования и в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в нашей стране осуществлен переход на обучение детей с шестилетнего возраста. Это налагает и на семью особые заботы. Однако в процессе более раннего развития детей нельзя забывать: педагоги и психологи установили, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Родителям не следует пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям.

Задача заключается в том, чтобы воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, быть любознательным, дисциплинированным, честным, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Они войдут в золотой фонд зрелой человеческой личности.

Когда дело доходит до развития ребенка, говорят, что самые важные вехи в его жизни происходят в возрасте до 7 лет. На самом деле великий греческий философ Аристотель однажды сказал: «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится 7 лет, и я покажу вам человека».

Так ли важны первые семь лет жизни?

Стили воспитания, теории развития детей могут устаревать и опровергаться. Например, в 1940-х и 1950-х годах педиатры считали, что детское питание лучше, чем грудное молоко. Несколько лет назад врачи сошлись на том, что родители причиняют вред своим младенцам, когда слишком долго носят их на руках. Сегодня обе теории считаются неверными.

Учитывая эти факты, нам нужно задаться вопросом: поддерживает ли какое-либо недавнее исследование гипотезу Аристотеля? Другими словами, есть ли советы для родителей, которые помогут обеспечить успех и счастье детям?

Как и со многими аспектами воспитания, ответ не может быть однозначным. Хотя создание безопасной среды для наших детей имеет большое значение, определенные условия и факторы, такие как болезнь, психологическая травма, не обязательно влияют на благополучие ребенка. Таким образом, первые семь лет жизни не являются на 100% определяющими, по крайней мере, это важный, но не конечный этап развития. Хотя результаты исследований показывают, что эти семь лет жизни имеют большое значение для вашего ребенка, в это время развиваются социальные навыки.

В первые годы жизни мозг быстро развивает свою систему отображения

Данные Гарвардского университета показывают, что мозг развивается быстро в первые годы жизни. До того как ребенку исполнится 3 года, у него каждую минуту формируется 1 миллион нейронных связей. Эти связи превращаются в слаженную систему отображения, сформированную благодаря природным факторам и воспитанию. Начинает работать схема «дать-взять».

В первый год жизни ребенка крики являются своеобразными сигналами для родителей. Давать и брать здесь - это когда родитель реагирует на плач ребенка, кормит его, меняет подгузник или покачивает, чтобы он быстрее уснул.

Однако когда малыш подрастает, взаимодействие «давать и брать» можно выразить в игровой форме. Эти взаимодействия говорят детям, что вы обращаете на них внимание и делаете все то, что они пытаются вам показать. Это может стать основой для того, чтобы ребенок понимал социальные нормы, навыки общения и тонкости взаимосвязи.

Внимание, которое мы уделяем детям

«Мы знаем из неврологии, что нейроны, которые работают вместе, соединяются для выполнения последующих задач», - говорит Хилари Джейкобс Хендель, психотерапевт, специализирующийся на детских психологических травмах. По словам Хилари, нейронные связи подобны корням дерева. Это основа, из которой начинается весь рост.

Это создает впечатление, что жизненные стрессовые ситуации, такие как финансовые заботы, семейные ссоры и болезнь, будут серьезно влиять на развитие вашего ребенка, особенно если они прерывают взаимодействие «давать и брать». Вы переживаете, что страх, чрезмерно плотный график работы или то, что вы часто отвлекаетесь на телефон, планшет, телевизор, может вызвать отрицательные эффекты и беспокойство? Не переживайте, это не делает никого плохим родителем.

То, что вы изредка будете пропускать взаимодействия «давать и брать» не остановит развитие мозга у вашего ребенка. Это связано с тем, что если такие моменты возникают не часто, они не вызывают формирования никаких негативных моделей поведения. Но родителям, у которых есть непрерывные стрессовые факторы в жизни, важно не пренебрегать взаимодействием с детьми в эти ранние годы. Инструменты обучения, такие как осознанность и любовь, могут помочь родителям стать более «настоящими» со своими детьми.

Что такое стили привязанности и на что они могут повлиять?

Привязанность - еще одна важная составляющая развития ребенка. В 1969 году Мэри Эйнсворт провела свое исследование, известное как «странная ситуация». Она наблюдала за реакцией детей, когда их мама покидала комнату, а через время возвращалась.

Основываясь на своих наблюдениях, она пришла к тому, что у детей есть четыре стиля привязанности:

  • надежный;
  • тревожно-амбивалентный;
  • избегающий;
  • дезорганизованный.

Эйнсворт обнаружила, что дети, у которых надежный стиль привязанности, расстраиваются, когда их родитель уходит, но радуются его возвращению. С другой стороны, тревожно-амбивалентные дети расстраиваются, когда мама уходит, а по ее возвращении буквально цепляются за нее, но вскоре отталкивают.

Дети с избегающим стилем не расстраиваются из-за отсутствия родителя и не радуются, когда он возвращается в комнату. Ребятишки с дезорганизованным стилем привязанности - это дети, которые подвергаются физическому или эмоциональному насилию. Им тяжело проявлять какие-либо чувства и эмоции к своим родителям.

Как стили привязанности влияют на то, как развиваются будущие отношения?

Со слов психологов, если родители достаточно хорошо ухаживают за своими детьми, в 30% случаев ребенок развивает надежную привязанность, а это, в свою очередь, способность противостоять жизненным вызовам. И надежная привязанность - идеальный стиль.

Такие дети могут грустить, когда их родители уходят, но когда с ними остается сиделка, они успокаиваются. Они также рады, когда их родители возвращаются, показывая, что понимают, насколько отношения заслуживают доверия. По мере взросления надежно привязанные дети полагаются на отношения с родителями, учителями и друзьями. Они рассматривают эти взаимодействия как безопасные, когда их потребности удовлетворяются.

Стили привязанности устанавливаются на раннем этапе жизни и могут повлиять на любые взаимоотношения человека во взрослой жизни.

Но наличие определенного стиля привязанности - это не конец истории.

К 7 годам дети складывают все кусочки вместе

В то время как первые семь лет не определяют счастья ребенка на всю жизнь, быстро растущий мозг закладывает прочную основу относительно того, как малыш общается и взаимодействует с миром, обрабатывает информацию о том, как на него реагируют.

К тому времени, когда дети идут в первый или второй класс, они начинают немного отделяться от своих родителей и ищут друзей в школе. Они также начинают рассчитывать на признание со стороны сверстников, лучше подготовлены, чтобы говорить о своих чувствах.

Семилетние дети также могут глубже понимать информацию, которая их окружает. Они могут говорить метафорами и мыслить шире.

Достаточно ли «обыкновенного» воспитания?

Это может показаться не столь вдохновляющим, но «обычные» методы воспитания, то есть удовлетворение физических и эмоциональных потребностей наших детей (готовить еду, каждый день укладывать их в постель, реагировать на неудачи и достижения), могут помочь детям развить здоровые нейронные связи.

И это помогает создать надежный стиль привязанности, позволяет детям лучше справляться с этапами развития.

Заключение

Как родители, мы не можем контролировать каждый аспект благополучия нашего ребенка. Но то, что мы можем сделать, так это настроить их на успех благодаря нашему с ними взаимодействию в качестве заслуживающего доверия взрослого. Мы можем показать им, как управляем своими чувствами, так что когда они будут проходить через плохие этапы в жизни, такие как развод или стресс, они могут вспомнить, как мама отреагировала на ту или иную ситуацию, когда она была молодой.

Надеемся, эта информация поможет вам!

Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье . Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни. Поэтому самое главное, что вам нужно уметь - это быть терпеливой, гибкой и осведомленной , чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства. Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

Периоды первого года жизни ребенка

Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

  1. От рождения до 3 месяцев.
  2. От 3 до 6 месяцев.
  3. От 6 до 9 месяцев.
  4. От 9 месяцев до года.

Ниже я расскажу, чем эти периоды различаются и как провести это время наиболее эффективно и приятно;)

От 0 до 3 месяцев

Самый тяжелый этап в жизни как ребенка, так и матери. Перемена произошла так внезапно, и всем еще нужно привыкнуть друг к другу. Мама зачастую не понимает, даже если он не первый. Колики, лактостазы, хронический недосып… Все это бывает непросто пережить, если не знать некоторые моменты, которые могут здорово облегчить жизнь!

Во-первых, обязательно прочитайте мою статью , чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама. Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться - возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать , в конце концов. Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку - любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

В-третьих, помните, что этот период закончится. А в нем есть и неоспоримые преимущества, просто не все их сразу замечают! Например, в первые три месяца жизни ребенок более 70% времени спит, а значит можно заниматься своими делами. Да, как правило, эти дела происходят с малышом в слинге или под грудью, либо на улице во время прогулки. Мне было так скучно первое время, что я создала этот блог. 😄 Сейчас я с тоской вспоминаю те времена, когда я могла часами читать книжку или писать статьи - к годику дочки свободного времени стало в разы меньше, и меня хватает лишь на пару строк в день! Чтение книг также почти сошло на нет… Так что, несмотря на все сложности первых трех месяцев жизни ребенка, это еще и время возможностей для отдыха, пускай с телефоном в руке. Обзаведитесь функциональным смартфоном и читайте, общайтесь, изучайте новое, смотрите фильмы , пока малыш смотрит сны. Скоро наступит совсем другой этап!

От 3 до 6 месяцев

После жизнь налаживается, и материнство кажется сказкой! Ребенок все еще много спит, но уже радует первым смехом, лепетом, вниманием. Мама в этот период чувствует и относительную свободу, и отдачу. Наконец-то члены семьи начинают высыпаться! Наслаждайтесь самым легким этапом на первом году жизни ребенка и копите силы на будущее. А пока советую расслабиться, вспомнить свои хобби, больше гулять, полноценно питаться и спать . Нашей дочке исполнилось три месяца весной, так что мне удавалось заниматься моим любимым рукоделием на свежем воздухе, а дома я писала статьи для этого блога. Если вы получаете образование или давно хотели попробовать что-то новое - сейчас самое время!

От 6 до 9 месяцев

В 6,5 месяцев дочь внезапно перестала спать на улице. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже… А тут еще кризис 6 месяцев - как мне показалось, самый трудный из всех. Теперь ребенок отказывается лежать там, куда положили, и требует, чтобы его постоянно носили на руках. Малыш хочет посмотреть мир! Он учится сидеть, ползать, кушать новую еду, и маме необходимо помогать ему буквально ежеминутно. Так что в этот период придется задвинуть какие-то свои дела в долгий ящик. После легкости 3-6 месяцев жизни ребенка будни с ребенком 6-9 месяцев могут показаться тяжелыми, иногда даже невыносимыми… Что делать? Вам необходимо отвлекаться на свои дела! Прочтите мою статью Именно этот метод помог мне не сойти с ума, а научиться выделять время на себя даже в сумасшедшем ритме жизни с грудничком. Опять же, помните, что скоро настанут хорошие времена!

От 9 до 12 месяцев

Обычно к 9 месяцам ребенок становится чуть более самостоятельным - он уже сам перемещается по дому, ползком или даже на своих двоих, открывает всевозможные шкафы и ящики и вытаскивает их содержимое, а значит, теперь всегда есть чем заняться! Первое время мама даже может впасть в ступор - куда деть освободившееся время? Не то, чтобы его стало так много, просто мы привыкли за 20 минут и обед приготовить, и прибраться, и в душ сходить, а тут малыш занял себя аж на полчаса, и осталось целых 10 минут. :))

По себе знаю, что к 10-му месяцу жизни ребенка мама наконец-то может немного расслабиться и спокойно выпить чай, который налила, когда крохе было 5 месяцев. 😄 Ну, а если серьезно, после всех домашних дел мне даже удается порукодельничать, пока дочка сама играет. Несколько недель назад я могла об этом только мечтать!

Некоторые детки даже слишком самостоятельные! :)

Многие мамочки жалуются, что ребенок и в год, и в полтора все равно требует ВСЁ внимание, а некоторые не слезают с рук, даже если уже умеют ходить… Что ж, это означает лишь то, что как раз с 9 месяцев кончается просто уход за ребенком и начинается воспитание . А воспитывать - реально гораздо сложнее, чем попу подтирать. Вам потребуется вся ваша воля, иногда строгость и твердость, чтобы воспитать самостоятельного, уравновешенного человека. Да, придется делать над собой усилие много раз в день, чтобы не потакать капризам малыша всякий раз. Пора уже и честь знать! Именно сейчас закладывается воспитание, и вам же лучше, если вы научите нового члена семьи подстраиваться под ваш распорядок. Ведь он уже не новорожденный, и может где-то потерпеть и подчиниться.

В 9 месяцев детки уже многое понимают, а если и не понимают, то чувствуют. Объясняйте, что мама сейчас не может, и придется подождать. Если вы видите, что ребенок просто показывает свое «хочу», попробуйте проигнорировать это (если не помогли объяснения). Вот увидите, малыш займет себя сам, и каждый раз это будет происходить все чаще и на дольшее время! Этим вы оказываете услугу, прежде всего, ребенку, чьи хотелки не могут и не должны исполняться сию минуту.

Сложность периодов первого года жизни ребенка по моему мнению

Именно поэтому легкость этого периода я поставила на второе, а не на первое место. В остальном же с малышом наконец-то становится интересно, занятно, весело! Он уже говорит «мама» и «папа», играется, хохочет, топает своими пухлыми ножками, обнимает, пытается целовать. И все это невероятно мило, аж сердце разрывается от умиления:)

К 11-12 месяцам ребенок переходит на один дневной сон. Когда я думала об этом полгода назад, приходила в ужас. Но все оказалось не так страшно! С ребенком, как правило, очень комфортно, и время летит незаметно - потом даже удивляешься, что пришел час сна. Именно к этому моменту я почувствовала, что жизнь окончательно наладилась - ты просто живешь, делаешь домашние дела, встречаешься с друзьями, даже работаешь, просто при тебе всегда ребенок. :)

Таковы периоды первого года жизни малыша, и каждый из них хорош по-своему. Сначала - много свободного времени, но и непростая перестройка, затем - привычный ритм и легкость, после - череда кризисов и новых умелок, и в конце года - рядом с тобой «свой в доску» человечек, без которого ты уже не представляешь жизни. Поэтому, если вас с малышом настиг непростой этап, помните, что игра стоит свеч, и совсем скоро жизнь заиграет новыми красками! Каждый день будет в радость! Не зря говорят, что первый год - самый сложный. Как видите, трудности возникают в разные периоды жизни малыша. И теперь я понимаю, почему годик отмечают с таким размахом - тут есть, что праздновать! Думаю, дальше будет еще лучше:)

Здоровья вам и вашим семьям, а остальное приложится 😉


К. В. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича. 1903. Собрание галереи "Мастера", Москва

Как учились дети в России до времен Петра Первого? Отличались ли занятия царских детей от уроков простых смертных, получали ли они знания, недоступные остальным? Ведь они не должны были потом служить в войске или зарабатывать на жизнь. Но их готовили к самой важной и сложной профессии - управлению государством . Кроме того, продолжительность жизни человека в Средние века была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы или придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей чтению также начиналось в более раннем возрасте.

Царевичи и царевны с первых лет жизни были окружены заботой и роскошью.

Когда малыши только учились ходить, им шили одежду из самых дорогих тканей. Особых платьев для детей в те времена еще не знали ни в одной стране. В Западной Европе существовала традиция одевать маленьких мальчиков (до достижения ими возраста пяти лет), как девочек.


/ Изображение ребенка XVII в.
Гравюра из книги: А. Мейерберг. Собрание рисунков к путешествию. Спб, 1827

В России такой обычаи был неизвестен. Образцом для одеяний маленьких царевичей служили предметы царского гардероба. Что касается девочек, то в странах Запада в платье юных представительниц даже самых знатных семейств нередко присутствовали детали одежды простых людей - чепчики, фартуки. Ведь женщина должна была заботиться о доме и вести домашнее хозяйство. В России никому не пришло в голову одевать маленьких царевен, как служанок. Их платья с первых дней жизни повторяли те, которые носили царицы и боярыни.

Кроме того, с раннего возраста царские дети должны были изучать родословную своей династии, поэтому для них заказали «Книгу Степенную благоверного и благочестивого рода Романовых».

В 1674 году для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 года, была написана книга «Начаток о сотворении света». Сюжеты, связанные с сотворением мира, были широко известны людям того времени и часто присутствовали
в росписях дворцовых помещений. Самым известным примером является Грановитая палата царского дворца. Верхняя часть ее сводов была еще в конце XVI века расписана сюжетами, иллюстрирующими начало библейской книги Бытия - рассказ о сотворении мира. Подобные изображения в представлении людей того времени
несли в себе одновременно и благочестивый, и познавательный смысл, соответствуя уровню знаний той эпохи.

«Повесть о Бове Королевиче» «в лицах», то есть с иллюстрациями, была среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича: 3 декабря 1603 года из его хором «дьяк Кирила Тихонов снес потешную книгу в лицах в десть о Бове королевиче, многие листы выдраны и попорчены, а приказал тое книгу починить заново». Значит, царевич, который еще не умел сам читать, с таким увлечением листал картинки, что книжка изрядно потрепалась.

Среди произведений, которыми увлекались в России XVII века, одним из наименее известных современному читателю является роман «Пётр Златые Ключи». Необычное прозвище героя связано с тем, что знатный князь Пётр долго скрывал свое имя, считая, что лишь тогда может открыться, когда прославится своими подвигами; «и назвали его рыцарем Златых Ключей, потому что на шлему два ключа было золотых приделаны висящих».

Любовный сюжет романа был признан вполне подходящим для потешной книги трехлетнего царевича, который сам еще не умел читать. «1693 году октября во 2 день в хоромы к великому государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Петровичу всея Великия и Малыя и Белыя России окольничий Иван Юрьевич Леонтьев приказал написать в тетрадех в десть в лицах потешную книгу Петр Золотые Ключи, незамотчав, и подписать речи уставом. И того же числа тое книгу велено знаменить и писать иконописцу Ивану Афанасьеву».

Заказанная для царевича потешная книга имела достаточный объем, ее писали в нескольких тетрадях «в десть», то есть в целый лист, картинки были цветные (их сначала «знаменнли», то есть рисовали контуры, а потом раскрашивали). У картинок имелись подписи, написанные самым четким почерком того времени - уставом, который мог быть доступен маленькому ребенку. Из этого можно сделать вывод, что книга предназначалась не только для чтения вслух кем-то из приближенных, но и могла использоваться для первоначального обучения царевича.

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА
М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.

- 113.00 Кб

Введение

Ежегодно в мире умирает около 11 млн. детей, преимущественно от излечимых заболеваний. Уровень заболеваемости детей, по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения (за последние 5 лет), имеет тенденцию к значительному росту и составляет: среди детей 1829,8 случаев на 1000 населения. Рост показателей хронической заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Основное место, по данным различных эпидемиологических исследований, в детской структуре патологических состояний занимают болезни: 1) органы дыхания (50%); 2) заболевания опорно-двигательного аппарата (22,2%); 3) заболевания органов пищеварения (15,3 %); 4) болезни нервной системы и органов чувств (11,4%).

По некоторым классам патологии отмечается интенсивный рост в 3 и более раз. Итак, можно констатировать, что количество детей с хронической соматической патологией неуклонно растет.

Первые 2-3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Грудные дети - особенно родившиеся маловесными или уязвимые в каком-либо другом отношении - в течение первых двух лет жизни и особенно в возрасте после 6 месяцев подвержены повышенному риску заболеваемости и смертности.

Именно эти вопросы и обусловили выбор темы для написания реферата: « Здоровье детей первых лет жизни».

1 Физическое развитие

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны. В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т. е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо.

Дети до 1 года

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели: рост, массу тела, пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы); статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см, так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает. В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах - от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает в среднем 47 см.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов - акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов - 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

После того как ребенку исполнится год, темп его физического развития несколько замедляется.

Дети 2-х лет

За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.

В конце 1-го - начале 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки. Некоторое время малыш продолжает ходить "боком". Ребенок 12 - 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам. В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты. Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому - согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот. Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы -- так называемый перекат. С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам. Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.

Формируется равномерный ритм шага. При ходьбе ребенок уже не поднимает высоко колени, как он делал в начале 2-го года жизни. Малыш еще может падать, но главным образом из-за недостаточно развитой зрительно-ножной координации при наталкивании на предметы. Однако падения, связанные с потерей равновесия, случаются все реже. К концу 2-го года жизни малыш уже бегает и прыгает, отрывая от земли обе ноги одновременно. Держась за руку взрослого, он поднимается по ступенькам. Но малыш пока не способен к координированным попеременным движениям ног, поэтому 2-летний ребенок сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую. Несколько позже он будет использовать этот же способ во время спуска с лестницы.

Играя, ребенок 2-го года жизни легко меняет различные способы движения: он может встать на колени или на одно колено, лечь на пол. Он по-прежнему предпочитает пользоваться одной рукой, однако вторая рука, которая раньше лишь пассивно удерживала предмет, начинает активно действовать. Например, малыш может держать чашку двумя руками.

В возрасте от полутора до 2 лет продолжают совершенствоваться ручные действия, требующие супинации предплечья, и ребенок научается поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящиков.

Развитие координированного произвольного разгибания пальцев и активное использование большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребенок в этом возрасте уже может построить башню из 3 - 4 кубиков, взять и поднять одной рукой 2 маленьких предмета, бросать и перекладывать игрушки.

Благодаря тому, что малыш теперь самостоятельно ходит, он может более активно взаимодействовать с окружающим миром: развивается его способность ориентироваться в пространстве, мышечное чувство становится мерой расстояния, определения пространственного расположения предметов. Малыш теперь комбинирует способы ходьбы, довольно быстро меняет направление движения.

Дети 3-ьего года жизни

На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую "базу" для шага. Это в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени - и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения. Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения -перешагивание через низкие предметы. Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.