Подросток не хочет учиться что делать советы. Что делать родителям с подростками, которые ничего не хотят

Здравствуйте!
Меня зовут Светлана, 35 лет, я мать 14-ти летнего мальчика. В прошлом году, после Нового года, он перестал ходить в школу, вот просто не хочет и всё. Сидел дома, когда мы всеми силами старались его отвести, он начинал симулировать, придумывать что-то, лишь бы не в школу. Выясняли, в школе, всё нормально, и с одноклассниками и с учителями. Его хотели оставить на второй год из-за пропусков, но перетянули в 9-й класс.Мальчик способный, математику понимает, играет в шахматы хорошо, рисует, очень сильная память, учёба ему даётся легко. У него уже есть цель, хочет стать программистом, знает, в какой вуз хочет поступать и в какой компании работать. После 9-го класса хочет поступать в технический колледж, об 11-ом классе даже говорить не хочет. Но в школу так и не ходит. Мы уже и ругались и сулили золотые горы, и что мы только не делали. Разговариваем, всё понимает, хорошо, завтра пойду, приходит завтра, мы треплим нервы, но в школу не идём, через час говорит опять завтра. Мы этих завтраков уже наелись на 10-ть лет вперёд. Говорим, куда же ты с этим аттестатом пойдёшь, в бурсу, что ли, нет, я поступлю в колледж. И так вот каждый день. Если мы раз в неделю бываем в школе, это хорошо. Поначалу я его отмазывала, прикрывала, думала, пройдёт, но не там то было. Потом перестала прикрывать, потому что уже самой стыдно было, завралась. И сына жалко, не хочу, чтобы он пропал, умный мальчик, способный. Плохие кампании, алкоголь, сигареты и всё такое отсутствует, он домашний пока. Если в школе, то звонит мне на каждой переменке, с одноклассниками общается, но больше одиночка. В школе его никто не обижает. 80 процент времени он проводит с компьютером, но ничем плохим он там не занимается. Если игры, то нормальные игры, фильмы смотрит в основном хронику, документальные, научные. Спать ложится в среднем в два часа ночи. Утром поднять практически невозможно, тяжёлый на подъём. Спит до 12 часов дня, затем в течении дня обещает, что завтра идёт в школу точно. На следующее утро картина повторяется, если и разбудили, в школу мы не идём, находит разные причины. В основном в этом виноваты родители, то ему что-то не так сказали, то на него голос повысили, то он плохо себя чувствует. И ещё, в свои 14-ть лет он ростом 183 см. и вес 100 кг., хотя толстым он не выглядит. Не могу понять, как на него повлиять, чтобы он захотел идти в школу, потому что 9-й класс, хочет поступать, да и в глаза учителям уже смотреть не могу, мама же виновата, так воспитала. Стыдно даже с кем-то из школы встретится, опущу голову, пройду, как будто бы не вижу.
У него же есть цель, он знает, чего хочет, всё понимает и одновременно вредит себе. Как быть в этой ситуации?
Буду признательна за ответ!

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Многим родителям знакома ситуация, когда до 6-7 класса ребенок неплохо учился, потом вдруг ему стали неинтересны уроки и безразличны оценки. Он может часами сидеть за компьютером, лежать на диване, слушая музыку, или пропадать из дома. Каждый год эта «болезнь» заражает новых подростков.

Что делать? – вечный вопрос, которым задаются многие поколения взрослых.

Причины отсутствия заинтересованности в учебе

Психолого-педагогическая наука выделяет 2 группы факторов – физиологические и социальные.

Физиологические проблемы

Половое созревание и бурный физический рост, порождающий проблемы с сердцем, а также смена эмоционального фона ведут к тому, что подросток становится раздражительным. Он нервничает по незначительному поводу и не может успокоиться.

Рост мышечной массы не успевает за ростом костей, из-за чего ребенок переутомляется и испытывает постоянную усталость. Наблюдаются спазмы и боли в сердце, мозг не получает достаточно кислорода. Появляется рассеянность, затормаживаются психологические процессы, затрудняется восприятие и память. В таком состоянии усвоение учебного материала дается нелегко.

Социальные факторы

Физиологические проблемы порождают социальные. Невозможность контролировать эмоции ухудшает взаимоотношения со сверстниками и учителями. Неумение решать конфликты заставляет подростка избегать их, пропускать школу. Потребность в общении и желание быть понятым может привести его в плохую компанию.

Подростковый возраст – период переоценки ценностей. Если перед глазами пример того, как образованный человек не нашел своего места в жизни, а бывший двоечник стал успешным, то мотивация к учебе резко снижается.

На успеваемость школьника влияют проблемы в семье: отсутствие комфортных условий, рабочего места, принадлежностей, конфликты между родителями. Одинаково вреден как тотальный контроль, так и попустительство, когда родители не интересуются школьной жизнью ребенка.

Желание учиться пропадает из-за гиперактивности, чрезмерного увлечения гаджетами или из-за нагрузок, когда помимо школы ученик посещает разные кружки и секции.

Выявление причин – первый шаг к решению проблемы, от них зависит механизм конкретных действий родителей. Психологи рекомендуют начинать с простых и очевидных вещей.

Обустройте рабочее место

Создайте комфортные условия и правильно организуйте рабочее место для домашних заданий. У ребенка должно быть личное пространство, отдельная комната или хотя бы свой уголок.

Разнообразьте досуг

Наблюдайте за ребенком для определения его интересов, которые могут стать мостиком к заинтересованности учебным предметом. Он должен утолить возрастную жажду – познание себя. Подкиньте ему книжки о современных подростках, которые будут понятны и близки. Расскажите ему о собственном взрослении без прикрас. Ищите стимулы для обучения ребенка. Поощрением за успехи в четверти может быть посещение рок-концерта, поход на байдарках, поездка на конкурс или покупка компьютера.

Смените школу

Если причина нежелания учиться в конфликте с одноклассниками или учителем, который не разрешается, стоит подумать о смене классного коллектива или школы.

Наймите репетитора

При проблемах усвоения конкретного предмета нужно постараться ликвидировать пробелы, самостоятельно занимаясь с ребенком. Сейчас есть много обучающих онлайн программ. Если позволяют материальные возможности, наймите репетитора.

Больше общайтесь

Ежедневно беседуйте о школьной жизни подростка, проявляйте интерес и терпение, даже в ответ на дерзость. Приводите примеры плюсов обучения и перспектив: интересная и высокооплачиваемая профессия, работа за рубежом и карьерный рост.

Учитесь слушать и слышать ребенка, доверять ему, будьте откровенны, уважительно относитесь к его идеям, рассуждениям, хвалите и находите за что. Главное: любите своего сына или дочь таким, какой он есть, показывайте, что вы верите в него и всегда будете на его стороне.

Причина 1 . Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

Маленький совет . Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2 . Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет . Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3 . Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет . Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребенку?

  • Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
  • Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
  • Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
  • Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
  • Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.