Превращения женщины в представительниц разных племен.

В долине нижнего течения реки Омо, в Эфиопии (Восточная Африка), обитают до 50 различных племён. Их образ жизни практически не меняется. Этот регион объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Из всех племён есть два наиболее известных своей необычной внешностью: мурси (женщины этого племени носят в нижней губе специальные тарелки) и боди.

Мы остановим своё внимание на последних. Если, в целом мужчины всех племён долины Омо худые, жилистые и мускулистые, то мужчины племени боди наоборот, полные.


Женщина племени мурси.


Мужчина племени боди.



Быть полным – красиво.

Женщины племени боди славятся своей изящной красотой: стройные, с большими и выразительными глазами. Мужчины, напротив, очень полные, с большими животами. Чем полней мужчина, тем он более привлекателен для женщин.


Эфиопские девушки племени боди.



Эфиопская женщина племени боди с ребёнком.


Ежегодно, с наступлением июня месяца, племя выбирает самого видного представителя племени, самого тучного мужчину . Представители сильного пола, желающие занять почётное положение в обществе, должны быть неженаты. Подготовка к мероприятию длится от 3 до 6 месяцев.

В течение этого времени мужчины сидят на высококалорийной диете, основанной на коровьей крови с молоком. Это питание удваивает, в некоторых случаях утраивает, массу тела. Некоторые участники напоминают рожениц, которые вот-вот должны родить.



Когда приходит время икс, в деревне устраивают праздник. Жители посёлка танцуют, веселятся. Вот такой один из народов населяющих Эфиопию.


А потом приходит черёд мерить обхват животов и взвешивать участников конкурса. Победитель объявляется королём дня и в награду получает руку самой красивой девушки в племени.


Эфиопские женщины племени боди.



Символ благополучия.

Почему же причиной поклонения является мужская полнота? В отличие от большинства соседних племён, боди не являются ни охотниками, ни воинами. Им не нужно стройное и атлетическое телосложение, чтобы добывать пищу. Они содержат много коров, поэтому могут прокормить семью. Таким образом, полный мужчина у племени боди является символом благополучия.



Проблемы ожирения.

Правда есть и проблемы связанные с быстрым набором веса. Уровень холестерина в крови становится чрезвычайно высоким, и мужчины часто страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так что многие молодые люди после праздника пытаются похудеть и вернуть себе хорошую физическую форму. Это всё благодаря стараниям врачей, которые работают в этом регионе и понемногу пытаются ввести здоровый образ жизни. Кто знает, возможно, совсем скоро этот обычай в Эфиопии исчезнет навсегда.



Влияние цивилизации.

До недавнего времени выпас скота был единственным средством жизни. Но из-за мух цеце поражающих коров, боди делают робкие попытки заниматься сельским хозяйством . В силу этого они ведут всё больше оседлый образ жизни. Означает ли это, что они откажутся от кочевничества? Поживём – увидим. Между тем, племя продолжает свою нормальную жизнь: разговаривает с коровами, поёт им песни и ищет новые пастбища.


В наш век становится все сложнее найти уголок земного шара, не тронутый цивилизацией. Конечно, кое-где так называемый национальный колорит все еще остается главной приманкой для туристов. Но все это по большей части экзотика напускная, искусственная. Взять, к примеру, грозных масаев - визитную карточку Кении. Заслышав звук мотора приближающегося автобуса, представители этого племени прячут подальше телевизоры, телефоны и джинсы и срочно придают себе первобытный вид. Совсем другое дело химба - небольшое племя на севере Намибии. Они сохранили в своем быту традиции каменного века не ради туристов, а потому, что не желают жить иначе.


Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовешь. Днем столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете - Намиба.



Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их, в конечном счете, и погубило.



Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождем, которого называют королем.



Как и сотни лет назад, племя ведет полукочевую жизнь. Основное занятие - разведение коров, коз и овец. Количество коров определяет социальный статус, буренки же служат и платежным средством. Деньги химба практически не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки.



Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окруженный плетеным забором. Вокруг - круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скрепленных кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-черному.



По мере истощения пастбищ они разбирают хижины и перекочевывают. Воду химба раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берется вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.



Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают ее в одном-единственном месте - на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому.



Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин химба идеальная. При помощи той же мази делают традиционную прическу: чужие волосы − обычно мужские, чаще всего от отца семейства - вплетают в свои, создавая на голове «дреды».



Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и крупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать свое имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трех классов оканчивают единицы - для продолжения обучения нужно ехать в город.



Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят.



Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль - вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин химба. Постоянная обязанность представителей сильного пола - добыча той самой красноватой породы, которая идет на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины.



Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних очень удобно сооружать фантастические прически, которыми славятся женщины химба. Они, между прочим, считаются эталоном красоты на Африканском континенте.



К 12-14 годам у каждого химба недостает четырех нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым - терпи. К 14 годам химба разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп.



Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придется повторить, но не ранее чем через несколько недель.



Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком − по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодоженам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки.



Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый химба может иметь столько жен, сколько в состоянии прокормить. Женами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых.



Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба - своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же ее могут и забрать, говорят химба. А вообще они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста.



Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из ее родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из ее родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии химба никак не наказывают, считая все это их внутренним делом.



Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков химба сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго.



В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии - нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу.



Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили свое существование. Не обошли «вниманием» немцы и химба. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих. К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла.



В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале химба. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растет. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.


















Темы материала

Черный континент буквально пронизан сверху донизу ритуальными обычаями.

Они посвящены не только многочисленным большим праздникам и событиям в семье, но и природным явлениям, личным успехам, но чаще – древним традициям. Африканцы до сих пор молятся богам и верят в силу обрядов. Есть среди этого шумного и красочного потока совсем безумные, что шокируют своей жестокостью и дикостью.

Адская красота

Самое жестокое племя проживает в Эфиопии. Мужчины и женщины из мурси (и частично это делают девушки из племени сурма) с ранних лет растягивают нижнюю губу, вставляя в нее все большие и большие пластины.

Женщины из племени Мурси

Рекорд принадлежит эфиопской красотке, чья губа растянулась до 19 см в диаметре. Пластина служит и для проведения еще одного обряда – «Смертельное жало». В нем участвуют супруги, намеренно идущие на смерть. Причем принимают ее мужчины добровольно, введя себя в легкий транс и слизывая яд с «тарелки-губы» жены.

Но Бог Смерти не всех забирает к себе. Он вселяется в одну из женщин и кладет противоядие. Шанс выжить получают не все. Считается, что ушедшие в мир иной носили в себе дьявола. Из их тел делают украшения и амулеты.

Зубы на счастье

Еще один ритуал, связанный с красотой, существует у племени батока. Сразу после свадьбы супруг удаляет своей благоверной передние зубы. Канон красоты у всех народов разных: здесь признана улыбка без нескольких зубов очаровательной.

Говорят, что африканские мужчины приноровились это делать гуманным способом, но какой б метод они не избрали – удаление зубов малоприятная процедура. Зато делает женщин по-настоящему счастливыми.

Обрезание

К религиозному обряду обрезание мальчиков и девочек из Кении не имеет никакого отношения. Подросткам удаляют одно яичко, чтобы не рождалось близнецов, которых многие народы Африки считают позором и притяжением бед.

Девочкам удаляют клитор, чтобы они сохраняли девственность до замужества. Половой акт после клиторидэктомии приносит им боль, поэтому надежно защищает от секса. После замужества женщина также испытывает мало удовольствия, но оно ей и не к чему: они выполняют функции ублажении мужчины и матери его детей.

Обрезанию подвергаются более половины женского населения Эфиопии, Кении и других стран. ООН не раз выступал против опасных для здоровья процедур, но они продолжаются, в основном, среди бедных. Кстати, ритуал проводят не только в Африке, но и в 30-ти странах мира.

Гарем короля

В маленьком государстве Свазиленд на юге Африке король каждый год пополнеет свой гарем. Он приглашает на праздник всех юных девушек до 21 года, количество которых доходит до семидесяти тысяч. В течение недели их кормят не самой изысканной пищей за счет казны, но бедное население вполне оказывается довольным.

Полураздетые невесты проходят парадом, держа в руках тростник. За свой выбор монарх платит выкуп коровами. Попасть в его гарем считается удачей: девушки — из бедных семей, а правитель находятся на 15-ой позиции среди монархов. Говорят, что для своих жен он не скупится на подарки.

Колдовское место

На континенте множество тайных мест, где проходят обряды с помощь колдунов. Даже современные жители порой обращаются к ним за магической силой. В Уганде таких «волшебников» больше всего. Но обнародовать такие контакты не принято.

Жители поголовно увешаны талисманами, которые заговорил колдун каждому по его нужде. Но и древние обычаи имеют место быть. Например, народ баганда зарывал плаценту под банановым деревом и не разрешал срывать плоды до созревания.

Они считали плаценту двойником малыша и желали ему здоровья. А плодородность почв повышали сексуальными игрищами. Было поверье, что если мужчина своим членом достанет цветок подорожника из влагалища жены, то урожай будет гарантирован.

Тайный союз

Воспитанием силы духа у мальчиков занимаются в тайном союзе, куда их принимают, торжественно и больно избивая, ругая и заставляя давать определенные клятвы. Все это сопровождается приемом наркотиков. Потом наступает пора переодевания и переименования. Делается для нового рождения и вступления во взрослую жизнь.

Новообращенных перепоручают колдуну, который их обучает тайным знаниям. Парням не разрешено есть животную пищу, они спят на земле, молчат и выбеливают лица. Курс длительный и не все выдерживают. Зато финалисты считаются выходцами из другого мира и самыми желанными женихами одного из многочисленных племен Конго.

Дикие масаи

Кочующие племена по странам Африки, не признающие границ и законов – это масаи. Они доставляют немало хлопот, питаясь кровью и молоком животных. Даже, если они чья-то собственность.

Размножаются они как кролики: живут большими общинами, которые охраняют мужчины. Кстати, свою красоту и мужественность воины подчеркивают длиной мочек ушей. У некоторых они свисают до плечей под тяжестью украшений.

Особое удовольствие хамеров

Странное племя считают самым неразвитым и нелюдимым. Они спят в земле и накрываются ею же. Нехватка воздуха им компенсирует сексуальное удовольствие.

С женщинами они сближаются только для поддержания рождаемости, поэтому лесбийские отношения не редкость. Новоиспеченные жены носят ошейник, за который их водят на порку тростниковым прутом. Чем больнее будет жене, тем большее удовольствие испытает муж.

Оборотни

Общество людей, называющих себя леопардами, до сих пор наводит ужас на окружающих. Оно появилось в давние времена, но имеет ту же структуру и обычаи. В начале XIX века в западном небольшом государстве случились стразу несколько ритуальных убийств. Тогда и вывели тайное общество на божий свет.

Оказалось, что его члены вели обычный образ жизни, но ночью надевали на себя шкуры, приклеивали кошачьи когти, раскрашивали лица и специальным ножом с тремя лезвиями резали людей, жертвуя их богам. Такие убийства происходят с регулярной периодичностью.

Вождь до последнего акта

У народа шилуки из центральной Африки вождь мог иметь до сотни самых красивых жен. Но его жизнь обрывалась тогда, когда он переставал справляться с супружескими обязанностями. Казнили его торжественно, посвящая обряд благодарности.

Современная Африка разная, но что объединяет большинство ее жителей, так это вера в магию. Ритуальные пляски – это самая безобидная из сохранившихся древних традиций в наши дни. Особую тревогу вызывают жестокие, агрессивные обычаи, многие из которых взяли на вооружение криминальные группы.