Проект если хочешь быть здоров. Проект «если хочешь быть здоров

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе "Будь здоров!"

Актуальность проекта:
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Есть многие причины – от нас независящие, и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект “Будь здоров!” для работы с детьми подготовительного к школе возраста.

Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни.
1. Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
2. Развивать у детей желание заниматься спортом.
3. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
4. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Этапы проекта:

I. Подготовительный.
1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
3. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.

II. Основной.
1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
2. Организация работы с родителями.

III. Заключительный.

2.Создание альбома «Здоровый образ жизни»

Предполагаемый результат:
Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Участники проекта:
Дети 6-7 лет, родители, воспитатели.

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: познавательно - творческий.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап - подготовительный
1.Анкетирование детей и родителей
2.Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
3.Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
4.Чтение и обсуждение произведений по теме.
5.Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6.Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.

II этап – Основной
1.Беседа с детьми « Мое здоровье»
2.Беседа «Зачем нужны витамины?»
3.Игровая ситуация « Как защититься от микробов?»

4.Дидактическая игра «Полезные продукты»

5.Беседа «Зачем людям спорт?»
6.Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта».
7.Подвижные игры, эстафеты на участке.

8.Загадки про спорт и здоровый образ жизни.
10.Чтение и заучивание пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни.

11.Чтение произведений А. Барто «Зарядка», « Физкультура всем нужна»;А. Кутафин «Вовкина победа» и др.
12.Прослушивание песни А. Добронравова, Н.Пахмутовой «Трус не играет в хоккей».
13.Консультации для родителей.

III этап – заключительный
1.Тематическая выставка детских рисунков.
2.Изготовление альбома «Здоровый образ жизни»

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его по средствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОЕКТ (краткосрочный) «Если хочешь быть здоров!» (Средняя группа) Выполнила: Белоус Елена Павловна МБДОУ №158 « Детский сад комбинированного вида» Кемерово 2014г

Тип проекта: информационно – творческий По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение. По характеру координации: открытый По количеству участников: групповой - 26 человек Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители. По продолжительности: краткосрочный, 2недели (13.10.2014 – 24.10.2014г.) Паспорт проекта:

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. Актуальность

создать условия для ознакомления детей с понятием « здоровье » и влияние образа жизни на состояние здоровья; сформировать у детей знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности; способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни; развивать представления о полезности и целесообразности физической активности; воспитывать интерес и желание вести здоровый образ жизни; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Перспектива:

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста, как основа личностного, эмоционального и физического развития. Задачи: 1 Формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья. 2 Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физического, психического и социального здоровья у детей 3 Овладение навыками самооздоровления Предполагаемый результат: 1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья. 2. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. 3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Анкетирование среди родителей «Здоровый малыш!». Цель: Выявление отношения семьи к ЗОЖ. 2. Выявить уровень знаний детей о правилах гигиены и значимости их для сохранения и укрепления здоровья. 3. Подбор методической и художественной литературы по ЗОЖ 4. Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: «Упражнения для глаз» , «Подвижные игры для детей» , «Физкультминутки» . 5. Подбор дидактических игр и серии картин на тему: «Чувства, Эмоции» с целью понимание детьми связи между физическим и эмоциональным здоровьем.

2 этап деятельностный ДЕТИ 1. Беседа « Здоровье всего дороже » Цель: формировать у детей дошкольного возраста представление о здоровье человека и путях его сохранения. 2. Занятие «Изучаем свой организм». Цель: Изучать с детьми строение организма. Повысить интерес детей к своему здоровью. Закрепить в речи обобщающие понятия: «здравствуйте», «здоровье», «скелет», «люди». 3. Чтение художественной литературы о чистоте - К.И Чуковский « Мойдодыр » , А Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью. 4 . Дидактические игры: « « Будь здоров», «Овощи, фрукты», «Чистюли и чистюльки » » Цель: Закрепление полученных знаний о здоровье. 5. «Беседы «Если ты заболел» , «Роль лекарств и витаминов», «Опасность травм» Цель: Дать знания и представления детям, о том, как важно следить за своим здоровьем. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения (предотвращение травм)

Занятие Рассматривание энциклопедий Беседы с детьми о здоровье

Дети 6. Сюжетно- ролевая игра: «Больница». Цель: Расширять знание детей о профессии врача. 7 . Экскурсия в кабинет врача. «Врачи наши помощники». Цель: Продолжить расширять знания детей о профессии врача и значимости лечения во время болезни. 8 Беседа «Что помогает быть здоровым». Цель: Дать детям элементарные знания о разнообразных способах. 9. Занятие по рисованию: «Овощи, фрукты»; лепка: «Овощи, фрукты». Цель: Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах. 10. Рассматривание энциклопедии: « Я и мое тело» Цель: Расширять знание детей о своем теле (организме). 2 этап - деятельностный 11. Дидактические игры: «Домик настроения» ,«Мы и наши эмоции»

сюжетно-ролевая игра по ЗОЖ

Рисование, лепка овощей

Утренняя гимнастика, физкультура, малоподвижные игры Подвижные игры

Закаливание Дыхательная гимнастика

РОДИТЕЛИ 1 . Беседа: «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель: Информировать родителей о значимости и ценности соблюдений оздоровительных мероприятий с ранних лет,о том, что они должны стать привычными для детей. 2 . Памятки для родителей «Растим здорового ребенка» «В каких продуктах живут витамины» , «Здоровый образ жизни» Цель: Информировать родителей о всестороннем укреплении и сохранении здоровья детей. 3 . Консультация: «Здоровый образ жизни формируется в семье». Цель: Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью. 4 . Составление карточек с целью информации родителей: «Упражнения для глаз» , «Подвижные игры для детей», «Игры для здоровья». 2 этап деятельностный 5. Круглый стол: «Здоровый образ жизни в семье» Цель: Обмен опытом родителей по сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Памятки, буклеты, папки-передвижки для родителей по вопросам ЗОЖ и круглый стол.

3 этап Заключительный 1. Итоговое занятие «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ» . 2. Была проведена выставка физкультурного оборудования, сделанного в совместной творческой деятельности родителей с детьми. Результаты работы над проектом: Дети: 1.Дети получили первоначальные представления о своем организме и правилах сохранения своего здоровья. 2. У детей возник интерес и потребность к физическим упражнениям, как к средству оздоровления. 3. Дети получили первоначальные знания того, что настроение человека (эмоциональное состояние) влияет на физическое здоровье. Родители: Повысился интерес родителей в физическом развитии и оздоровлении детей. Воспитатели: поддерживали у детей интерес к физическим упражнениям; создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.


Проект по здоровому образу жизни для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет и родителей

(средняя группа № 1)

«Если хочешь быть здоров ……».

Если хочешь быть здоров ……..



Рисунок 1

«Гимнастика и физические упражнения

должны прочно войти в повседневность каждого,

кому дороги работоспособность,

здоровье, полноценная и радостная жизнь».

Гиппократ

Технологическая карта проекта.

Участники проекта:

Дети, воспитатели группы, родители.

Тип проекта: практика - ориентированный, групповой.

Форма проведения: беседы, занятия, экскурсии, самостоятельная

деятельность детей, игры,совместные мероприятия с родителями, работа с родителями.

Продолжительность: долгосрочный проект – 8 месяца.

Цели проекта:

Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение родителей к борьбе за укрепление здоровья детей. Снижения их заболеваемости. Повышение педагогической культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Задачи:

1. Продолжать создавать условия для формирования у детей жизненно - важных двигательных навыков и умений, способствующие укреплению здоровья.

2. Привлечь у детей любовь к физическим упражнениям.

3. Воспитывать у детей умения бережного отношения к своему организму.

4. Продолжать знакомить детей с правилами гигиены.

5. Познакомить детей с правилами правильного питания.

6. Познакомить детей с Олимпийскими видами спорта.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

Пятый год жизни.

Направленность развития детей, в рамках которого

проводится работа по проекту:

Комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - речевая, изобразительная, игровая, физическая).

Актуальность проекта:

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Укрепление и охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».(п.1 ст. 18 Закон РФ « Об образовании ») Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровье сберегающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших социальных задач. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья?

Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности и здоровья ребенка. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Сегодня очень важно нам взрослым формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Здоровый образ жизни складывается из нескольких факторов:

Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.

Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной. Правильная организация работы пищеварительного тракта предотвращает заболевания человека, как взрослого, так и ребенка. Вредные вещества, попадающие в организм с пищей, не способствуют здоровью и трудоспособности.

Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.

Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.

Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.

Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний.

Результаты:

    Выпуск стенгазеты с семьями: « Как я занимаюсь спортом!»

    Альбом: «Мама, папа,я – спортивная семья».

    Спортивно - физкультурные развлечения. (Вместе с родителями)

Первый этап проекта.

Задача: Познакомить родителей с целями проекта.

Проведение родительского собрания «Здоровый образ жизни в семье»

    Составление режима дня каждой семьи.

    Презентация «Здоровый образ жизни»

    Выявить какими видами спорта занимают члены семьи.

    Хобби и увлечения каждой семьи.

02.10 .2015

Анкетирование родителей

Опрос - анкета

« Здоровый образ жизни»

(Анкеты прилагаются)

    Выявления круга актуальных вопросов по воспитанию здорового ребёнка.

    Выявить участие родителей в оздоровление детей в своей семье.

08.10.2015

Второй этап проекта.

Задача: Уточнить и пополнить знание детей о здоровье через все разделы программы.

Формы работы

с детьми

и родителями

Задачи

Время проведения

Месяц

Режим дня

Проведение физкультурного досуга с Петрушкой

Закреплять двигательные навыки, физические качества (быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве), воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, взаимовыручку, дружелюбие).

09.10.2015

2 половина дня

Консультация для родителей «Начальное ознакомление детей со спортом»

Актуализировать и дополнить знания родителей о важности занятий физкультурой. Познакомить с приемами активизации двигательной активности детей.

19.11.2015

половины

дня

Проведение открытого мероприятия посвященного Дню матери «Мама, бабушка и Я - спортивная семья»

Привлечение родителей к совместному мероприятию, для установления хороших, доверительных отношений с ребенком. Развитие совместных спортивных мероприятий.

20.11.2015

половина дня

Консультация для родителей «Спортивный инвентарь дома»

Актуализировать и дополнить знания родителей о важности занятий физкультурой, о развивающих возможностях различных упражнений со спортивным инвентарем.

27.11.2015

половина

дня

Консультация для родителей «Совместное занятие спортом детей и родителей»

04.12.2015

2 половина дня

Проведение занятия по познавательному развитию «Петрушка- физкультурник»

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знание детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.

14.12.2015

половина

дня

Консультация для родителей «Закаливание»

Актуализировать знание родителей о важности закаливающих мероприятий.

21.12.2015

половина

дня

Досуг «В здоровом теле-здоровый дух»

Расширять представление детей о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений. Воспитывать потребность быть здоровым.

20.01.2016

половина

дня

Работа с раскрасками «Зимние виды спорта»

Актуализировать детей по данной теме, учить составлять рассказы по картинкам. Способствовать повышению самостоятельности детей.

21.01.2016

половина

дня

Сюжетно ролевая игра «Семья»: сюжет «Зимние виды спорта»

Предложить детям обыграть сюжеты, связанные с активным семейным отдыхом. Учить развивать сюжет игры, привносить в нее свои впечатления, знания.

26.01.2016

половина

дня

Консультация для родителей «Физкультура»

Актуализировать и дополнить знания родителей о важности занятий физкультурой, о развивающих возможностях различных упражнений со спортивным инвентарем. Познакомить с приемами активизации двигательной активности детей.

29.01.2016

половина

дня

Консультация для родителей «Физическое воспитание детей в семье»

Актуализировать и дополнить знания родителей о важности занятий физкультурой не только в саду, но и дома.

09.02.2016

половина

дня

Проведение открытого мероприятия посвященного 23 февраля «Папа и Я – лучшие друзья»

Пропаганда здорового образа жизни, патриотизма; укрепление детско-родительских отношений, развитие интегративных качеств у детей .

19.02.2016

половина

дня

Составление семейных мини – газет для создания общего альбома

«Мама, папа и я - здоровая семья»

Привлечь родителей к совместной работе по подготовке мини газет.

Февраль,

Март

2 половина дня

Проведение эстафеты между двумя средними группами

«Последние зимние забавы»

Укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств; создать у детей бодрое, радостное настроение.

20.02.2016

половина

дня

Рисование рисунков

на стенд большой газеты - презентации

«Как я занимаюсь спортом».

Совместная работа родителей и детей

Развивать творческие способности, воспитывать трудолюбие.

Объединение родителей и детей обмен делом.

Март

половина

дня

10.03.2016

половина

дня

Проведение музыкально спортивного досуга «День рождения с Вредной лисичкой»

Продолжать укреплять здоровье детей.

Прививать соревновательный дух. Создать у детей бодрое, радостное настроение.

18.03.2016

половина

дня

«Картотека игр»

Познакомить родителей с подвижными играми, для совместных занятий с детьми.

05.04.2016

половина

дня

Аппликация «Олимпийские флажки»

«Факел»

Познакомить детей с олимпийской символикой.

13.04.2016

половина

дня

Просмотр мультфильма «Выдержка»

(сериал «Лунтик»).

Формировать у детей представления о полезных для здоровья ребенка продуктов питания, о ценности здоровья. Способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью, желания вести здоровый образ жизни.

20.04.2016

половина

дня

Совместная аппликация родители – дети - педагог

«Стадион»

Развивать творческие способности,

воспитывать трудолюбие.

25.04.2016

половина

дня

Консультация для родителей

«Картотека стихов о спорте для детей».

Познакомить родителей со стихами о спорте для детей. Для совместных занятий с детьми.

26.04.2016

половина

дня

Третий этап.

Задача: Показать результаты работы над проектом.

Формы работы

с детьми

и родителями

Задачи

Время проведения

Месяц

Режим дня

Второе анкетирование родителей

Опрос - анкета

«Здоровый образ жизни»

Выявить, как изменилось

отношение родителей

к ЗОЖ и какие мероприятия

применяются для

оздоровление детей

в семье

1-2

неделя

мая

1,2

половина

дня

Подготовка атрибутов к открытому мероприятию

Совместно - дети, воспитатель, родители.

Привлечь родителей

к совместной работе по подготовке атрибутов к занятию - развлечения.

Объединение родителей и детей общим делом.

1-2

неделя

мая

1 и 2

половины

дня

Открытое мероприятие

Совместно родители с детьми

«Мама, папа, я - спортивная семья».

Развивать физические качества детей. Воспитывать коллективизм через игру. Привлечение родителей к физическому воспитанию детей.

27.05.2016

половина

дня

Проведение родительского собрания.

Показ презентации по проекту. Подведение итогов.

Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса.

27.05.2016

половина

дня

Заключение (Вывод).

Удалось привлечь детей и родителей к занятиям спортом через пропаганду здорового образа жизни. Снизить заболеваемость детей, укрепить их здоровье, физическое развитие. Привить любовь к физическим упражнениям, гимнастики. Дети научились бережно относиться к своему организму, ухаживать за собой, понимать пользу правильного питания и роль гигиенических мероприятий.

Родители вместе с детьми изготовили стенгазету «Как я занимаюсь спортом!», альбом «Мама, папа, я – спортивная семья», а так же активно принимали участие во всех спортивно-физкультурных развлечениях. Все это помогло детям познакомиться с видами спорта, Олимпийскими чемпионами нашего района.

Оксана Позднякова
Проект «Если хочешь быть здоров»

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека , его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем , аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Закаливание организма можно определить как систему процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования.

Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил :

1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.

2. Постепенность закаливания.

3. Систематичность и постоянство закаливания.

4. Учёт эмоционального состояния ребёнка в момент проведения закаливающей процедуры.

Актуальность создания проекта

Закаливание - это не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей , способствует их всестороннему развитию. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится правильное закаливание детей, изучение методов, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств закаливания у детей в процессе работы с ними. Проблема закаливания детей в ДОУ привлекает внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье . Все вышесказанное определяет проблему данного исследования, которая заключается в определении оптимальных путей закаливания детей.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья ребенка и снижение заболеваемости в группе;

Организовать процесс усвоения детьми представлений о правильном закаливании.

Данная цель требовала решения следующих задач :

Дать определение понятию «закаливание» , характеристику видов закаливания;

Показать возможности укрепления здоровья

Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье , беречь его, учиться ;

Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников .

Ожидаемые результаты :

Дано определение понятию «закаливание» , характеристика видов закаливания;

Показаны возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ;

здоровье , беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни ;

здоровья дошкольников .

Продукт :

Дети усвоили, что такое «закаливание» , характеристику видов закаливания.

Дети знают возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ;

Сформировано понимание необходимости заботиться о своем здоровье , беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни ;

Привита любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

Повышена грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников , сотрудничество родителей с ДОУ;

Создан проект «Если хочешь быть здоров » .

Аннотация проекта .

Работа направлена на укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ, формированию понимания необходимости заботиться о своем здоровье , беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни ; повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников .

Пути решения проекта .

В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы ее построения :

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и основным видом деятельности является игра;

Принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Этапы реализации проекта

Изучение методической литературы по теме «Здоровье » , «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание» , «Дошкольное образование» , «Дошкольная педагогика» .

Целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п., беседы.

1.«Если хочешь быть здоров… »

Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте» .

Традиционные методы закаливания.

Нетрадиционные средства оздоровления детей (оздоровительные игры , игры, которые лечат, игровая терапия, упражнения – игры при болезнях носа и горла, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия).

2. «Я такой» .

Планирование НОД по развитию представлений о мире и о себе : «Где живет витаминка?» , «Это я!» , «Органы чувств (глаза, уши, нос) », «Для чего нужны зубы?» , «Моя одежда (зима, весна, лето, осень) », экскурсия в медицинский кабинет детского сада, «Как быть здоровым .

3.«Творческая мастерская»

Пополнение Центра Здоровья в группе .

Коллективные и индивидуальные работы детей по теме : «Здоровье и нездоровье » .

Создание развивающей предметно -пространственной среды для развития мелкой моторики рук.

Изготовление информационного центра здоровья для родителей .

Планирование НОД по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) .

4. «На книжной полке»

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы;

Использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам;

Заучивать стихотворения о здоровье .

5.«Веселись, детвора!» (тематические прогулки, игровая деятельность) .

6.«Для мам и пап» (информация, опросы, родительское собрание, консультации.

1)Анализ эффективности реализации проекта путем определения мировоззрения участников на проблему, форсированности мотивации к здоровому образу жизни и закаливанию.

2) Анкетирование родителей.

3) Создание картотеки «Если хочешь быть здоров… » .

4) Пополнение центра «Здоровье » в группе.

Критерии оценивания проекта :

Удовлетворённость родителей результатами работы ДОУ;

Соответствие условий обучения дошкольников нормами СанПиН;

Информированность родителей об организации образовательно-воспитательного процесса дошкольников;

Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.

Риски и пути преодоления рисков :

1. Низкая заинтересованность родителей.

2. Низкая заинтересованность детей.

3. Повышенная чувствительность к инфекциям на начальном этапе закаливания.

Пути преодоления рисков.

1. Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания по разъяснению задач проекта , привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми.

2. Для повышения интереса детей в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей.

3. Для преодоления риска повышения чувствительности к инфекции на начальном этапе используется индивидуальный подход и постепенное увеличение закаливающих воздействий, а также систематичность проведения закаливающих процедур.

Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности.

В ходе реализации проекта педагогический опыт вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ.

Расширение знаний родителей в вопросе закаливания позволяет активировать их деятельность в условиях семейного воспитания.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.