Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников. Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Внедрение собственного

инновационного педагогического опыта воспитателя

Коляденковой Натальи Александровны

Тема инновационной работы:

« Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста ».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Происходящие изменения в системе российского образования выдвигают новые требования к дошкольному образованию. В концепции модернизации образования говорится о том, что обществу нужны современные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу. Развития познавательных способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей – это формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как позволяет вызвать у детей потребность к творчеству, развивается любознательность, коммуникативность, трудолюбие. На третьем году жизни ведущим видом деятельности ребёнка остается предметная и начинает развиваться игровая деятельность. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка. Это и послужило выбору темы моей работы: «Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта .

Прежде чем приступить к работе по теме инновационного направления мною были изучены научно-практические материалы, печатные издания, электронные материалы, различные методические рекомендации по организации и проведению занятий по конструированию и развитию логического мышления.

Для себя я определила основные направления работы по инновационному направлению:

    развитие навыков конструирования,

    активизация познавательной деятельности и развитие речи посредством строительных наборов: деревянные и пластмассовые и конструкторов и дидактических игр;

    развитие мелкой моторики;

    построение качественного образовательного процесса, направленного на обеспечение развития мышления средствами конструирования.

Для развития конструктивных способностей мною была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития познавательной

активности дошкольников:

    различные виды конструкторов (конструкторы «Кроха», «ЛЕГО-ДУПЛА», мозаики, строительные наборы: деревянные и пластмассовые);

    яркий красочный дидактический материал;

    методическое сопровождение.

Одним из условий становления моего инновационного опыта стало активно е подключение родителей к данной проблеме. В первую очередь, провела собрание «Как выбрать конструктор для ребенка?» . Затем работу с родителями строила в соответствии с тематическим планированием. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам организации конструктивной деятельности оформила уголок «Учимся, играя», где выставляла наглядную информация, подбирала методическую литературу для родителей.

Для реализации педагогической идеи старалась создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в группе, создавала условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний.

Следовательно, мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, коммуникабельными, творческими личностями.

Ведущая педагогическая идея: « Формирование целеустремленной личности, способной управлять своим поведением и планировать свои действия».

Теоретическую базу опыта составляют:

Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014.-352 с.

– Левина, А. Развиваем восприятие (3-4 года) / А. Левина. – Издательство ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис, 2004 г.

    Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.

    Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с.: ил.

    Брофман, В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.-144с.: илл.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Принципы реализации инновационного опыта: принцип последовательности; принцип наглядности; принцип доступности; принцип учёта индивидуальных особенностей, принцип интегрированного подхода.

Методы инновационной работы:

– наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание;

– информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого;

– репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу;

– словесные: убеждение, беседа, объяснение, художественное слово;

– изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы;

– метод проектной деятельности;

– игровые.

Приемы : педагогическая оценка, поощрения, сюрпризный момент, достраивание и убирание лишнего и пр.

Средства реализации:

Создание развивающей предметно- пространственной среды в группе;

Повышение своей профессиональной квалификации.

Средствам воспитания:

1. воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, образец);

2. воспитание делом (деятельностью);

3. воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);

4. воспитание игрой;

5. воспитание общением.

Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия и пр.

Формы организации образовательного процесса: занятия по конструированию, дидактические и подвижные игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения.

С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. В возрасте 2-3 лет у детей впервые появляется желание не просто манипулировать предметами, как они это делали ранее (катать, стучать, бросать и т. п.), а создавать из них что-либо новое, дети начинают задумываться над тем, как усовершенствовать какой-то предмет, сделать его более красивым и полезным, т. е. у них пробуждается творческое мышление. Затем они хотят в итоге своих действий получить вполне определённый результат: дом или гараж, из стульчиков поезд или машину. Развивая конструктивные способности, я помогала детям овладевать навыками творческо-преобразовательной деятельности, т. е. учила их что-то придумывать, видоизменять предметы с помощью различных конструкторов.

Поэтому на занятиях продуктивной деятельности я использовала персонажей и давала детям время после занятия, чтобы они смогли обыграть своё творение, так как в младшем дошкольном возрасте источником накопления чувственного опыта является игрушка , играя с ней, ребёнок познаёт мир, свойства материалов, форму, цвет, различные явления, но особенно эффективны в этом возрасте занятия с дидактическими игрушками : матрешками, башенками, шарами, грибками. Действия ребенка с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

    В группе создала уголок «В гости к Игровичку», где собрала различные дидактические игры , авторские игры такие как : «Времена года», " Карусель", " Большой и маленький", " Семья", " Овощи, фрукты","Мой дом", " Цветные кармашки", " Морские обитатели", " Лесные жители", " Волшебный лес", " Игры и сказки для развития речи". Разрезные картинки: "Домашние животные", " Игрушки", «Построим дом». Дидактические картинки : Профессии, Мебель, Цветы, Транспорт, Дикие животные, Овощи и фрукты, Животные России, Деревья, Времена года, Посуда, Птицы, Дорожная азбука, Игрушки.

    Чтобы создать, то чего ещё нет, ребёнку необходимо заранее - в уме – представить результат, который желательно получить в конце. Поэтому на первом этапе моя задача была создать мотивацию для зарождения продуктивной деятельности. Ребёнок должен представить себе образ задуманного, и после этого уже выбрать нужный материал. Начинала с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы, затем автотранспорт, предметы мебели, конструирование по схемам. В процессе конструирования дети подбирали детали, необходимые для разных частей сооружения, определяли длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или блоке при помощи взрослого или путем наложения одной детали на другую.

Конструирование по образцу

Конструирование с опорой на схемы

Конструирование по собственному замыслу.

Конструктивная деятельность непосредственно связана и с сенсорным воспитанием – это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенку необходимо учитывать при постройке конфигурацию каждой детали и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность.

Таким образом, задача взрослого помогать ребёнку на всех этапах конструктивной деятельности. А для достижения результата в работе с детьми младшего дошкольного возраста я использовать два основных приёма: похвалу и проявление интереса к деятельности ребёнка. Способность поставить и представить конечную цель своих действий, удерживать её в мыслях всё время, необходимое для её достижения, и есть те важнейшие конструктивные способности, которые должны появиться у ребёнка к трём годам.

Работая в этом направлении к более старшему возрасту, мы можем получить целенаправленную личность, способную управлять своим поведением и планировать свои действия, умеющей решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Опираясь на данные исследования и современные требования к дошкольному образованию, мной был разработан педагогический проект «Городской транспорт». Данный проект был внедрен в воспитательно-образовательный процесс в течении 2013 - 2014 учебного года.

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности. Для реализации цели определила следующие задачи:

Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Реализовывался проект в несколько этапов. На подготовительном этапе повышала теоретическую профессиональную педагогическую компетенцию по вопросам организации конструктивной деятельности.

На практическом этапе, реализовывала мероприятия проекта, по двум направлениям:«Воспитатель - Дети», «Родители-дети». Содержание работы в данном направлении строилось по одному из видов конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструктора), которое заключалось в проведении различных дидактических, сюжетно-ролевых игр, занимательных заданий, развивающих занятий. В рамках семейных творческих мастерских в детском саду прошли выставки детско-родительского творчества: выставка поделок из природного материала «Дары осени», конкурс «Елочка - зеленая иголочка». Конструктивную деятельность родители продолжали и дома с детьми, что способствовало проявлению их творческих способностей. А в конце 2014 года прошло итоговое мероприятие по теме «Город моей мечты», где семьи, представляли свои проекты, сделанные из строительного материала, деталей конструктора, бросового материала.

В 2015 г мною был разработан проект для младших дошкольников «Мордовская матрёшка» Цель проекта: познакомить детей младшего дошкольного возраста с народным творчеством на примере народных игрушек, с устным народным творчеством. А с 2016 г я работаю в рамках новой инновационной темы «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста ».

Анализ результативности.

Вся проводимая работа по инновационной деятельности привела к следующим результатам:

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию мышления детей младшего дошкольного возраста средствами конструирования в разных видах детской деятельности;

Проявление самостоятельности, творческой активности у детей;

Повышение уровня сформированности приемов умственной деятельности (классификации, сравнения, анализа и синтеза, обобщения, абстрагировании);

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

Проводила педагогический мониторинг по выявлению уровня развития конструктивных навыков и умений, по следующим параметрам:

Умение принять цель;

Умение выбрать материал и организовать рабочее место (при помощи взрослого);

Сформированность практических умений и навыков у детей;

Результативность и целеустремлённость в достижении результата.

Результаты педагогического мониторинга показывают, как возрастает качество знаний и умений, возрастает творческая, познавательная активность ребёнка. Большое влияние такое обучение оказало и на развитие речи детей. Были проведены итоговые мероприятия по теме «Город моей мечты», показаны мастер-классы для родителей и педагогов, организованы выставки продуктивной деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В процессе становления и внедрения педагогического опыта я столкнулась с некоторыми проблемами. Первая проблема – в процессе коллективной работы приходилось варьировать различными приёмами и методами обучения и воспитания детей для достижения положительного результата, так как возникали конфликты между детьми, осуществляя при этом индивидуальный подход.

Вторая проблема – это отношение родителей к данному виду детской деятельности. Не все папы и мамы уделяют должное внимание конструированию в домашних условиях, как одному из ведущих видов детской деятельности. Хотелось бы приобрести ещё несколько конструкторов с более крупными деталями, пополнив тем самым пространственную среду, но финансовые возможности не позволяют это сделать.

В данной инновационной работе предпринята попытка систематизировать знания, обосновать эффективность использования конструктивной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в педагогической практике воспитателей.

Возможность тиражирования

Наличие обоснованного числа приложений :

  1. – авторский проект по познавательному развитию «Городской транспорт» для детей младшего дошкольного возраста;

    – фотоматериалы;

– конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в младшей группе «Домик для Мишки;

– виды организации занятий по конструированию с использованием конструкторов LEGO.(Приложение 1).

Заведующая МДОУ «Детский сад №44» Дегтярева Т.Н.

Наталья Лунина
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Сайт воспитателя:

http://www.сайт/users/1177810

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Главной целью моего педагогического опыта является повышение своего профессионального уровня по теме, систематизирование работы гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей;

Формирование у родителей гендерной компетентности;

Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

Актуальность выбранной темы:

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода и воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста, ребёнок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, то есть осознание того, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от ситуации и желаний ребёнка.

Актуальность этой проблемы определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. В связи с ранней социализацией на него возлагают массу надежд, так как во всех образовательных учреждениях каждый ребёнок проходит стандартное тестирование без учета его психофизиологии. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные различия мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии.

До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. На самом же деле существует разница. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели термин «гендер», который обозначает социальный пол, или пол как продукт культуры.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опы та.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

В работу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста включаются различные виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач гендерного воспитания; важная роль должна принадлежать различным играм. Специально организованные игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о различии мальчиков и девочек. В этом их развивающая роль.

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование гендерного воспитания должно осуществляться систематически и поэтапно.

Теоретическая база опы та.

Историко - педагогический аспект проблемы показал, что гендерное воспитание на современном этапе понимается учёными: как педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной гендерной социализации; как часть социально - нравственного воспитания, связанного с рядом педагогических и специальных медицинских проблем; как воспитание семьянина, где особая роль отводится любви матери и отца, что является образцом для подражания; как освоении роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями; как одно из направлений патриотического воспитания, способствующее формированию, развитию и проявлению чувства долга и ответственности и по отношению к родителям. На протяжении веков проблема гендерного воспитания детей волновала педагогов и родителей. Анализ исследований В. Е. Кагана, С. В. Ковалёва и др. показал, что в каждый период истории русского народа воспитание мальчиков и девочек отмечалось разнообразием событий обыденной и семейной жизни и носило сословный характер. Значимы были различные социальные институты: семья, среда, школа, государство, церковь. Но из века в век переходили «вечные» истины гендерного воспитания детей. Осуществлялось это с младенческого возраста, ориентируя ребёнка на предстоящую социальную роль. В современном мире науки дают основание утверждать, что гендерное воспитание детей возможно с раннего возраста целенаправленно и системно, с учётом и индивидуальных особенностей каждого ребёнка и окружающей среды. В педагогическом, социологическом, психолого– физиологическом направлениях рассматривалась проблема гендерного воспитания. С психолого - физиологической позиции, чтобы стать человеком, личностью, надо быть или женщиной, или мужчиной. Нельзя быть тем и другим одновременно. Чем принципиальнее и многообразнее ощущается неодинаковость этих начал, тем глубже их взаимный интерес, неодолимее необходимость друг в друге. Педагогическая направленность проявляется в комплексном изучении содержания, условий, форм, методов, средств и результатов гендерного воспитания в разные исторические периоды и на современном этапе в дошкольном детстве. Педагогические условия гендерного воспитания исследовались Л. А. Арутюновой, Т. В. Архиреева, Н. К. Ледовских и др. Вопросы раздельного и совместного воспитания мальчиков и девочек волновали Н. Е. Раскина, М. М. Рубинштейна, И. В. Тельнюк и др. Теория и методика воспитания детей в процессе полоролевой социализации в условиях детского сада исследовалась М. А. Радзивиловой. Проблемы гендерного воспитания находят своё отражение в различных видах деятельности: познавательно - речевой (Ворошнина Л. В, коммуникативной (Абраменкова В. В, Репина Т. А, изобразительной (Казакова Р. Г, игровой (Добрович А. Б., Суслова Э. К, трудовой (Ледовских Н. К.). Социологи считают, что семья оказывает огромное влияние на становление гендерных стереотипов в представлении детей дошкольного возраста (Захаров А. И.). Мама является главным педагогом в семье, от неё зависит прочность семейных уз, судьба её детей. Самыми высокими добродетелями женщины являются терпение, любовь, мудрость, которые являются большим дефицитом у современной женщины. От неё же исходит и то, что мужчины стали пассивны в проявлении своих функций кормильца, защитника, хозяина и опоры семьи. Остаётся противоречивой постановка вопроса о роли детского сада и семьи в решении проблем воспитания мальчиков и девочек. Добрович А. Б считает, что этим должна заниматься только семья, а другие, что это должно происходить в тесном сотрудничестве родителей и педагогов. Гендерное воспитание детей старшего возраста является понятием сравнительно новым. Предпосылками его появления служит дифференциация воспитания и обучения детей в соответствии с их полом, как дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в условиях их совместного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. В. В. Абраменкова считает, что формирование социально - психологического пола происходит в процессе половой дифференциации и идентификации. Половая дифференциация - это совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол. Это важнейшая личностная категория, которая усваивается ребёнком. Изучая сущность полоролевой дифференциации в условиях группы сверстников, В. В. Абраменкова указывает на влияние традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения на гендерное развитие детей дошкольного возраста и становление отношений между мальчиками и девочками. Половая идентификация соотносит себя с представителями определённого пола в единстве поведения и самосознания индивида, относящего себя к определённому полу.

Процесс гендерной идентификации происходит под влиянием матери и отца через подражание им. Учёные пришли к выводу, что в три года у детей формируется половая идентичность, в пять - шесть лет - 14 система половой идентичности. До пяти – шести лет её формированием легче управлять в ходе гендерного воспитания. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо строить работу по гендерному воспитанию не на бытовом уровне, а на более возвышенном - ценностном отношении к женщине и мужчине.

Требования к женщине в современном обществе изменились. Девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, заботливого отношения к окружающим, женственности, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Для мальчиков также сильно стали важны такие качества, как терпение, возможность оказать посильную помощь, отзывчивость, заботу. Гендерное воспитание детей в давние времена осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье. Если это мальчик, то он являлся воплощением выносливости, воли, силы. Исследования по педагогике и работы практиков, показали, что в раннем детстве основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков, были игры. Справедливость главенствовала в играх, каждый получал по заслугам, мальчики и девочки были равны. У детей была выработана привычка, играть и жить по общим законам коллектива, принятым морально-этическим нормам, установленным порядкам, что приучает его жить и сосуществовать с учетом своего гендерного положения. В современных исследованиях достаточно полно представлены разные аспекты гендерного воспитания: изучены возможности отдельных средств (игра – Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева, Е. А. Конышева; труд – Л. А. Арутюнова; произведения изобразительного искусства – Т. В. Малова, формы организации детей - Н. К. Ледовских и т. д.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучен ия.

Думается, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чем не уступать им, соревноваться с ними. Но дифференцированное воспитание - это не раздельное воспитание. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.

Многие исследователи считают, что в центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир. Их больше, чем мальчиков привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека, для них характерна склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними, они постоянны в своих привязанностях. Мальчиков же в большей мере интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания, у них чаще проявляются стремление к риску, к преодолению опасностей.

Исходя из всего вышесказанного, в своей работе по гендерному воспитанию я использую следующие приемы:

1. «Смотрите, какой я!». Цель: учить идентифицировать себя с представителями своего пола, формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

Дидактическая игра «Одень куклу».

Рисование «Мой портрет».

Работа с зеркалом «Мои эмоции».

Отгадывание загадок о частях тела.

2. «Кто есть кто». Цель: развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное.

Инсценирование сказки «Курочка Ряба»

Чтение «Шли по лесу два товарища.» Л. Толстого с

обсуждением.

Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»

3. «Я среди других». Цель: развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

Подвижная игра «Ловишки парами».

Дидактическая игра «Опиши того, кто справа.»

Разучивание песен о дружбе.

Просмотр мультфильма «Чебурашка»

Конструирование из строительного материала «Домик

для друзей»

4. «Я и моя семья».Цель: создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками, сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье.

Выставка семейных фотографий.

Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»

Рисование «Моя семья»

Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом»

5. «Кто я?». Цель: формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.

Лото «Профессии»

Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.

Дидактическая игра «Женская и мужская работа»

Работа с картинками «Манеры поведения»

6. «Из чего сделаны мальчишки?». Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.

Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был

девчонкой».

Беседа: «Папы – наши Защитники».

Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника

Отечества

7. «Мир девочек». Цель: воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола, продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье».

Аппликация «Открытка для мамы».

Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку.»

Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»

Также я виду работу с родителями, а именно, дала советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков", советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку", разработала рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию, консультацию для родителей: «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», составила памятки: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях", провела беседу: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Анализ результативнос ти.

Предложенная модель организации работы по формированию гендерной культуры дошкольников является эффективной и способствует гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, что подтверждают стабильно положительная динамика результатов мониторинга.

2017-2018 г. Девочки Мальчики

Высокий уровень 71,4% 61%

Средний уровень 25,4% 35%

Низкий уровень 3,2% 4%

Разработана и реализована модель формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения;

Подобран и сформирован диагностический пакет по выявлению уровня сформированности гендерной культуры и развитию гендерных представлений дошкольников;

Подобраны и разработаны методические материалы для работы с детьми, педагогами, родителями;

Педагоги активно включились в инновационную деятельность;

Повысилась гендерная компетентность педагогов, что проявляется в проектировании образовательного процесса, т. е. при планировании конкретных мероприятий, различных видов деятельности с учетом гендерного подхода; распределение обязанностей в зависимости от пола ребёнка;

Родители получили дополнительные знания о воспитательных процессах и смогли осознанно применять ряд педагогических методик;

Дети проявляют:

навыки доброжелательного отношения друг к другу; умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;

навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола

Трудности и проблемы при использовании данного опы та.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями гендерного воспитания:

Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

МАДОУ «Центр сад №4»

на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую . Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

Умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Условия формирования идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

Постоянная обратная связь,

Диалогизация образовательного процесса,

Оптимизация развития(активная стимуляция)

Эмоциональный подъем,

Добровольное участие(свобода выбора),

Погружение в проблему,

Свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, и заинтересовывая родителей. Использование современных повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как:
Антипина деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.

Артемова игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада.

Петрова игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с .

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет

Чурилова и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов , работающих вместе с дошкольниками.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

воспитывать элементарные общепринятые нормы со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания

Оптимальным и эффективным средством в театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В нашем детском саду созданы условия для развития театрализованной деятельности: это и творческое оформление музыкального зала, компьютер с доступом к сети интернет, телевизор, видеотека, аудиотека, музыкальный центр, микрофоны; оборудована «костюмерная», где хранятся маски, парики, костюмы и атрибуты к спектаклям, методическое обеспечение. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, би-ба-бо, пальчиковый и др. Подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается позиция ребёнка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственно-организованной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в , в сценарий праздников.

Формами организации театрализованной деятельности являются:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ, куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, рисунков.

Результативность опыта.

Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Использование вышеприведённых и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией отмечается положительная динамика в развитии детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при применении данного опыта заключались в следующем:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, консультациях.

Александра Устинова
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

Лямбирского муниципального района РМ

Устиновой Александры Вячеславовны

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста »

1. Перспективность и актуальность педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия . Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания , культуры природопользования. Это работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта , обоснование выдвинутых принципов и приемов).

Новизной и отличительной особенностью опыта является :

формирование у дошкольников элементарных экологических знаний , основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе ;

воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье;

повышение уровня экологической культуры родителей , так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности , определяет силу и стойкость семейного воспитания .

Новизна опыта состоит в :

определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

определении целей и результатов;

нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

обогащении жизненного опыта ;

связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

3. Наличие теоретической базы педагогического опыта .

Осуществляемая мной инновационная педагогическая деятельность , имеет достаточное теоретическое обоснование, опирающееся на труды таких авторов, как :

1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет : Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию ! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «Детство - Пресс» , 2011. – 496 с.

3. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье» . Как работать по программе «Детство» . Учебно- метод. пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , М.:ТЦ «Сфера» , 2012. – 176 с.

4. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработка занятий /т. – сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009. - 186.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 9 – 10.

6. Оздоровительная работа в ДОУ : нормативно – правовые документы, рекомендации / авт. – сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 413.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. / О. А. Соломенникова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. С. 22 – 35.

8. Рахманова Н. П. Щетинина, В. В., Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . Методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2002 г.

4. Ведущая педагогическая идея .

Ведущая педагогическая идея инновационного опыта - формирование элементарных экологических представлений и освоение детьми правильного отношения к своему здоровью и чувства ответственности за него через создание оптимальных условий для физического, психического и познавательного развития.

Приоритетное направление – изучение степени сформированности у младшего дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

В раннем дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Исходя из этого, целью моей работы является воспитание физически крепкого и здорового, активного и любознательного ребенка.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Мной доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате оздоровительной работы в группе произошла интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствовало физическому и психическому сохранению и укреплению здоровья.

Так же разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через опытно - экспериментальную деятельность.

Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию , является осуществление проектной деятельности. В ходе работы были разработаны и реализованы проекты на тему : «Весна красна» , «Волшебница Вода» , «Тайны песка» , «Паровозик из Ромашкино» .

Особое внимание я отвела теме экологического просвещения родителей. Совместно с родителями в группе оборудован экологический центр , уголок экспериментирования. Так же были проведены консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, отражающие актуальные вопросы экологического воспитания ребёнка в ДОУ и семье. Кроме того, родители принимают участие в совместной деятельности по благоустройству участка группы.

Мной в достаточной степени обоснована позиция к использованию выдвигаемых идей. Предлагаемые принципы и приёмы соответствуют основным идеям ФГОС.

Для реализации поставленных задач я использовала в своей работе следующие методы исследования :

теоретические : изучение и анализ психолого - педагогической литературы , программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

эмпирические : наблюдение за педагогическим процессом , тестирование детей.

Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста .

Практическую значимость работы я вижу в способе положительного влияния на ребенка, в результате которой открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта . Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.

6. Результативность опыта .

Результативность работы подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников , с применением опытно -экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты.

Результаты мониторинга в группе раннего возраста показали, что в начале учебного года (2017- 2018) 60 % детей имели низкий уровень, у 22 % детей был средний и 18 % высокий уровень.

К концу учебного года (2017 – 2018) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 42 %, средний уровень 58 % и низкий уровень составил 0 % детей.

Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания младших дошкольников :

сформированы начальные представления об экологической культуре ;

у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление .

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы

у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.

7. Адресная направленность.

Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс : мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников .

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования . Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ «Булгаковский детский сад «Теремок» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия

Юркиной Наталии Александровны

по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность опыта

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Условия формирования опыта

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Отсюда вытекает проблема - какие необходимо создать условия для эффективного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
  3. Тренировать мелкую моторику.
  4. Способствовать развитию творческих способностей.
  5. Развивать память, мыслительную деятельность, речь.
  6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  7. Создание картотеки дидактических и пальчиковых игр для детей младшей группы.
  8. Разработать программу кружка «Оригами для самых маленьких».

Я считаю, что решению задач по развитию мелкой моторики ребенка будут способствовать:

  1. Разработка системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (оригами), работа с пластилином (пластилинография).
  2. В работу по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.

Развитие мелкой моторики должно осуществляться не периодически, а систематически.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

  1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
  2. Создана предметно-развивающая среда.
  3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.
  4. Ведется кружок «Оригами для самых маленьких»
  5. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

Теоретическая база опыта

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать,

Песочная терапия (созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом);

Насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

Рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;

Выполнение аппликаций;

Выполнение оригами;

Лепка из пластилина и соленого теста;

Шнуровки

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Технология опыта

Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использую : пирамидки, « игры-шнуровки» , очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Домик», «Прятки» «Зайчики» «Котёнок», «Здравствуй, пальчик», «Мы плывем на лодочке» и др.), пальчиковый театр.

Разработала перспективный план кружка «Оригами для самых маленьких». Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках — это оригами. Эти занятия способны пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному. С детьми выполнили следующие работы «Автобус», «Грибок», «Листья». «Яблочко», «Ежик». Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

В своей работе использую традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Детям нравится рисовать пальчиками и ладошками. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Гусеница», «Кто пробежал по дорожке», «Ветка рябины», «Бабочка», «Цветочек для папы» и т.д.

Интересны и эффективны занятия с использованием пластилина - пластилинография. Пластилинография хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.

В своей работе я практикую дидактические игры по развитию мелкой моторики. Мной разработана картотека дидактических игр.

1.Игры с прищепками: «Волшебные прищепки», «Хвостики у фруктов», «Колючий ежик».

  1. Игры со счетными палочками: «Выложи солнышко из палочек», «Собери палочки».
  2. Игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Разноцветные ленточки».
  3. Игры с бросовым материалом: «Сюрприз», «Собери бусы».
  4. Игры с природным материалом: «Угадай, что в мешочке», «Шишки на тарелке».

Анализ результативности

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности и дидактических игр.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

Продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

Пополнять копилку пальчиковых игр;

Пополнить картотеку дидактических игр;

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

Осуществлять взаимодействие с семьей.

Трудоемкость опыта

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

  1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
  2. Совершенствование и оттачивание, и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.

Адресность опыта

Данный инновационный педагогический опыт «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Проработав по данной теме я осознала, что проблемы развития мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей, в следующем году я решила уделять особое внимание работе с родителями. Я планирую подготовить родителям практический материал - пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи. Проводить с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии мелкой моторики. Также провести родительские собрания по ознакомлению с различными техниками, где бы родители сами попробовали рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками.

Приложение 1

Кружок для детей младшей дошкольной группы

«Оригами для самых маленьких»

Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Цель : познакомить детей с техникой оригами.

Задачи : - знакомить детей с геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Учить детей различным приемам работы с бумагой.

Программа составлена на основе методического пособия для воспитателей «Оригами для самых маленьких» Соколовой С.В.

Расписание кружка 1 раз в неделю

Возраст детей 2-4 года.

Срок реализации 1 год

Месяц

Тема

1. «Автобус»

2. «Грибок»

3. «Палатка»

4. «Яблочко»

1.«Листья»

2. «Листопад»

3. «Домик»

1. «Флажок»

2. «Конфетка»

3. «Елочка»

4. «Елочная игрушка»

1.«Снежинка»

2. «Рыбка»

1. «Зонтик»

2. «Платочек»

3. «Мышка»

4. «Открытка папе»

1. «Открытка маме»

2. «Лисичка»

3. «Котенок»

4. «Собачка»

1. «Цветочек»

2. «Груша»

3. «Дерево с листочками»

4. «Птичка - невеличка»

1. « Кораблик»

2. «Бабочка»

Приложение 2

Пальчиковые игры

  1. «Домик»

Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

  1. «Прятки»

В прятки пальчики играются,
Открываются, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закрываются. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

  1. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять… (Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)

  1. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

  1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

  1. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

  1. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

  1. «Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

  1. «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни ел.

  1. «Мы плывем на лодочке»

Кто там в лодочке плывет, Прижимают ладони друг другу,

Кто там песенку поет? слегка приоткрывая их и отводя

Я на лодочке плыву, большие пальцы в стороны.

Звонку песенку пою.

  1. «Подарки для ежиков»

Вот свернулся ежик в клубок, Дети соединяют ладони, переплетая пальцы

Показал колючий бок. Положение рук то же, но дети выпрямляют пальцы.

Приложение 3

Дидактические игры в младшей группе

  1. «Волшебные прищепки»

Дети берут предметы: тучку, солнышко, ёлочку, ежа и т.д. и подбирают по цвету к предметам прищепки.

  1. «Угадай, что в мешочке»

В непрозрачный мешочек кладём семена или плоды деревьев. Предварительно обговорив и показав детям эти семена и плод. Дети должны на ощупь определить, что это за семечко или плод.

  1. «Цветик семицветик»

На столе у детей лежит цветок с лепестками, на каждом лепестке задание: лепесток с молнией, пуговицей, кнопками, липучками, шнуровками, крючками, дети должны всё расстегнуть и застегнуть самостоятельно.

  1. Самомассаж шестигранным карандашом

Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая, (катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я! (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

  1. «Шаловливый котёнок»

Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке - намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.

  1. Самомассаж крупными бигуди

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

  1. «Собери бусы»

Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

  1. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

  1. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

  1. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом.

  1. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

  1. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

  1. «Шишки»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки между ладонями. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

  1. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

  1. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок с яркой ниткой.

  1. «Выложи солнышко из палочек»

Дети изображают солнышко с помощью круга и палочек.

  1. «Разноцветные ленточки»

Намотать ленточки на катушки.

Документы для скачивания: