Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду? Что может ребенок. Трудовые занятия с ребенком

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Почему ребенка надо приучать к труду с ранних лет?

Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического и напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью взрослого), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе с взрослым он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

Порученная ребенку работа должна быть посильной. Чтобы выполнить ее, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомиться. Лучше прервать работу, когда у ребенка есть желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что еще ему не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что-то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной, – говорит мама дочке, – теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

Ребенка нужно приучать к труду с самого раннего детства. Уже в два года можно найти много занятий, которые малыш с удовольствием будет выполнять, если представить их в игровой форме. Дети любят во всем подражать взрослым, сейчас самый возраст чтобы познакомиться с домашним трудом. Вот такие занятия можно освоить с ребенком:

Трудовые занятия с ребенком

Собери игрушки сам

Это наверное самое важное занятие, которое нужно освоить детям: поиграл — убери игрушки на место. Это касается и прогулки: поиграл в песке, собери свои игрушки сам или останешься без игрушек.

Не давайте ребенку сразу много игрушек, их трудно будет собирать и убирать на место. Выработайте правило — пока одни игрушки валяются, другие игрушки давать ребенку не надо.

Одевайся, раздевайся

Приучайте ребенка самостоятельно раздеваться и одеваться. Проговаривайте и рассматривайте с ним предметы одежды. Просите ребенка самостоятельно найти в своем шкафчике или на стуле одежду. Приучайте ребенка аккуратно складывать свою одежду.

Цветы

Привлекайте ребенка ухаживать за комнатными растениями – поливать, опрыскивать, мыть листья. Это веселое занятие приучает помогать взрослым. Говорите о цветах во время ухода за ними, рассматривайте их, проговаривайте названия.

Рыбки

Просите ребенка покормить рыбок, если у вас дома есть аквариум. Приучайте его к ответственности за маленьких питомцев.

Сервируем стол

Просите ребенка помочь вам накрыть на стол: раскладывать ложки, вилки, тарелки. Во время сервировки называйте предметы посуды и проговаривайте их вместе с малышом.

Мытье посуды

Предложите ребенку помыть посуду, покажите как нужно ее правильно мыть, чтобы она стала чистая.

Мытье игрушек

Привлекайте ребенка к мытью своих игрушек. Занятие полезное и интересное.

Ваш малыш подрос и вы стали замечать, что он полностью отстраняется от помощи вам, а заставить его, что-то сделать по доброй воле просто невозможно. Задумайтесь над этой ситуацией, в формировании личности очень важен аспект взаимодействия с окружающим миром – если ребенок не помогает вам — он не станет это делать и в социуме. А такой подход к воспитанию вызовет в будущем массу проблем – это и лень и не желание проявлять себя в разных сферах жизни. Начинайте приучать своего ребенка к труду как можно раньше.

С чего начать

Начните с самого малого – никогда не теряйте возможность предложить ребенку сделать, что-то самому, что бы он был полезен в семье. Не берите все на себя: вы считаете, что так будет быстрее и проще, но это заблуждение. Малыш, которому несколько раз на его просьбы помочь, услышал отказ – очень быстро потеряет к этому процессу свой интерес. А заставить его будет гораздо сложнее. Рассказывайте ему о том, что у каждого есть свои обязанности в семье, и каждый, кто их выполняет, заслуживает уважение и похвалы.

Пусть ребенок, подаст вам нужный предмет, что-то принесет из своей комнаты и даже неумело помоет свою тарелку – хвалите его, восхищайтесь, как он умело это сделал. Приучайте его ухаживать за собой и скажите, тем самым он вам очень помогает. Заинтересуйте его в этом процессе – придумайте увлекательную игру, где он главный и может все делать самостоятельно. Не ругайте, если он сделал все не так, как вам хотелось. Тайком переделайте, но все равно хвалите.

Если вы работаете на земле – обязательно задействуйте и ребенка – пусть рвет травку и собирает плоды, он будет гордиться собой. Совместный труд с папой не только прекрасный метод сближения, но и полезный урок трудолюбия. Отец должен рассказывать своему ребенку как он на него рассчитывает и доверяет, и не важно, мальчик это или девочка.

Когда ребенок станет взрослее, поручите ему несколько обязательных заданий в день – пусть выносит мусор или вытирает пыль, но делает это регулярно и с удовольствием. Если у вас есть домашнее животное, поручите ему заботиться о питомце. Ежедневные несложные обязанности позволят ребенку привыкнуть к труду, и помогать близким и окружающим.

Если не приучить ребенка трудиться

Родители очень часто недооценивают глубины проблемы – ну не хочет он чего-то делать ну и не надо. Они думают, что с возрастом это и так случится – нет, это заблуждение и ошибка. Ребенок, который не умеет помогать никогда не сможет стать ответственным в своей жизни, он просто не понимает что это за понятие. Человек вырастает пассивным и безынициативным лодырем. Такие люди практически никогда не становятся успешными и сильными. Стереотип их поведения – в детстве все делали родители, а во взрослой жизни это можно переложить на жену или мужа, или кого-нибудь другого.