Ребенок прячется когда его ругают. А ситуационные страхи? Долго ли он корректируется

В определенный период раннего детства (чаще всего в возрасте 3-5 лет) многие детки проходят период застенчивости. При встрече с малознакомыми людьми ребенок отворачивается, прячется за маму, краснеет и избегает общения. Причем ребенок может начать стесняться даже близких ему людей - бабушек и дедушек. У некоторых малышей стеснительность проявляется сильнее, у других слабее. Большинство детей "перерастают" этот период и стеснительность проходит сам собой, особенно если взрослые не сильно акцентируют внимание на этом явлении. Но у некоторых малышей застенчивость становится чертой характера.

Каковы же причины застенчивости? Почему один ребенок открытый, приветливый, а другой боится взрослых и других детей? И как помочь малышу справиться со стеснительностью?

Не стоит бить тревогу, если ваш малыш не проявляет интереса к совместным играм, если вы не можете отдать его детское дошкольное учреждение только потому, что он боится других людей. Не ругайте ребенка за стеснительность и не принуждайте его . Дайте малышу освоиться и через несколько минут он сам начнет общаться.

Бывает и так, что ребенок, который в два-три года еще был слишком застенчивым, уже к четырем годам становится заводилой в компании и отлично общается с другими детками. До пяти-шести лет считается вполне нормальным, если малыш чего-то боится. А вот отсутствие страха вообще должно насторожить.

Проявления застенчивости у малыша

Понять, что ребенок смущается можно очень легко. При посторонних людях малыш сжимается, начинает сторониться, отворачивается, не реагирует на приветствие или фразы, которые обращают к нему люди, прячется за родителей.

Застенчивость особенно заметна, когда ребенок выполняет что-то новое для него. Он боится проявить инициативу, просит других членов семьи ему помочь, а также боится показать то, что не умеет чего-то.

Особого пика застенчивость отражается на характере малыша к пяти годам. Но, если эти качества проявляются очень сильно и ребенку требуется слишком много времени, чтобы освоиться с малознакомыми людьми, то застенчивость может сохраняться и в дальнейшем. Даже во взрослой жизни.

Причины возникновения застенчивости у детей

Ученые предлагают несколько причин, которые могут привести к тому, что детки приобретают эту черту характера.

Первая причина – биологическая предрасположенность. Считается, что некоторые дети по природе на конкретные ситуации реагируют болезненно или же у них один родитель страдает такой проблемой.

Вторая причина, которая может оказать влияние, это стрессовая ситуация. Например, в три года ребенка отправляют в детский сад . И если там попадается не добросовестный воспитатель, который унижает малыша перед другими, то это может повлиять на то, что ребенок станет бояться общения.

Третья причина, которая встречается очень часто, это отношение родителей к ребенку. Если малыш то и дело слышит в свой адрес только упреки и критику, то вполне вероятно, что он будет застенчивым. Или же когда родители просто стараются не замечать своего ребенка, просят его не путаться под ногами, а тихонько сидеть и не мешать. Но и обратное поведение родителей - гиперопека, тоже может привести к застенчивости.

Как помочь застенчивому малышу?

Если вы заметили, что ваш малыш начал проявлять застенчивость, то в первую очередь вам надо разобраться в причинах такого поведения.

Как мы говорили ранее, временный период застенчивости не требует корректировки. Все что необходимо - не принуждать малыша к немедленному общению, а дать ему время привыкнуть к новым людям или обстановке . Если же застенчивость становится проблемой, нужно постараться сгладить эту черту характера.

Первое, что вы должны сделать, это обратить внимание на свое поведение. Не давайте малышу невыполнимых заданий, не критикуйте его без повода, не стыдите при каждом удобном случае. И еще один важный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если ему только три года. Это уже личность, которая может остро реагировать на ваши действия. И помните, что ваше отношение к своему малышу не проходит бесследно. Дайте ребенку свободу, иногда необходимо подключиться к игре и родителям, а иногда и дать малышу самому заниматься важными для него делами.

Если в семье все в порядке, родители не страдают социофобией, но малыш ходит в детский сад, то следует обратить внимание на отношение воспитателя к детям.

Старайтесь больше общаться с другими детками. Например, можно начать с того, чтобы играть на детской площадке с одним малышом, а затем повести ребенка в детскую школу развития. Все должно быть постепенно, малыш должен вам верить и знать, что в случае опасности вы будете рядом. Не старайтесь убрать из жизни ребенка все ситуации, которые смогут его испугать . Необходимо готовиться к ним заранее и учить ребенка как вести себя в таких ситуациях.

Вы должны помнить, что родители играют главную роль в жизни своих детей. И вы реально можете помочь малышу преодолеть застенчивость или хотя бы сгладить её проявления, хотя это долгий процесс.

Евгения Хоновец специально для сайта

4-летняя Лиза не хотела отпускать близких ни на шаг: стоило на минутку оставить ее одну - малышка плакала, кричала, что ее пугает кто-то, живущий в платяном шкафу… Убедить в беспочвенности фантазий не удавалось. Родители в панике обратились к детскому психологу: а вдруг страх перерастет в невроз?
Первая же беседа с ребенком расставила точки над і. Дело оказалось не в чудовище, а в том, что девочку часто оставляют одну, а ей очень неуютно и скучно.
…Как отличить манипулирование от истинного страха? Почему дети видят приведений и вампиров, а взрослые - нет? Нужно ли бороться с боязнью темноты - или «все само пройдет»? Об этом рассказывает детский психолог Городского клинического детского психоневрологического диспансера Минска Ольга Науменкова.

Современные дети в 3 года уже осваивают компьютеры и мобильники, в 4 начинают говорить на иностранном. Таких «умняшек», кажется, и испугать сложно… Так ли актуальна проблема детских страхов?

Страх - естественный защитный рефлекс, он есть у каждого человека независимо от того, маленький он или взрослый. Детишки XXI века, как и ребята, жившие несколько веков назад, боятся приведений, собак и темноты.
Подобные проблемы озвучиваются почти в каждом обращении. В сентябре, например, администрации 4 детских поликлиник Минска попросили нас прочитать лекции на тему детских страхов.

- Откуда «родом» детские страхи?

Почва готовится еще в период внутриутробного развития. Любые мамины эмоции (и положительные, и отрицательные) - стресс для малыша; если беременность неспокойная, он появляется на свет гипервозбудимым, часто плачет, плохо спит и кушает.
Беременная не может оградить себя от внешнего мира, но должна уменьшить его негативное воздействие на ребенка. Помогут объяснения. Нужно разговаривать с «животиком», и еще не родившаяся кроха будет знать, что происходит, почему мама плачет или смеется.
В год и 2 месяца дети начинают бояться посторонних людей, осознавая возможную опасность: срабатывает инстинкт самосохранения. Это первый вариант т. н. возрастных страхов. Реакция может быть разной - от плача и крика до расстройства ЖКТ (срыгивания, рвота, диарея). Родители и не подозревают о какой-то боязни, обычно
думают, что повлияла перемена обстановки или плохой сон. Некоторые принимают эту возрастную особенность за аутизм, и в семье начинается паника. Но если малыш относится к посторонним с подозрением, значит, он развивается нормально.
В 2–4 года (в зависимости от скорости психоэмоционального развития) подступает первая волна мистических страхов. Они запускаются воображением. Предметы в шкафу начинают «оживать», ребенок рассказывает, что в туалете поселились гномы, и он боится туда заходить. Постоянные рассказы о чудовищах и призраках - трансформация страха в понятную форму (так легче с этим бороться).
Появляется и опасение одиночества: дети не хотят оставаться сами, кричат, что их украдут (в тяжелых случаях даже отказываются выходить из комнаты, от мамы - ни на шаг). Такие фантазии возникают после «страшных» разговоров, просмотра фильмов ужасов и др.
В 5–6 лет идет волна витальных страхов (боязнь смерти). Многие ребята сталкиваются с уходом из жизни родных или знакомых. Чем выше интеллектуальный уровень ребенка, тем глубже он погружается в размышления на эту тему. Родители не понимают вопросов типа «А когда я умру, что со мной будет? Вы будете плакать?», некоторые принимают их за суицидальные наклонности.
Первый класс тоже связан со множеством страхов. Маленький школьник боится нового окружения, потеряться по дороге домой. У него может пропасть аппетит, сон, он станет вялым и апатичным, возникнут навязчивые идеи.
В 10–14 лет - вторая мистическая волна; подростки в компаниях «травят байки» о вампирах, призраках, Черной Руке и маньяке из ближайшей лесополосы. И если сначала все настроены скептически, показывая, что не очень в это верят, то по мере развития темы начинают вникать в обсуждаемое. Доходит до панической боязни темноты, отсутствия сна (возможно сноговорение); подросток становится возбужденным, вздрагивает от каждого шороха.
С совершеннолетием эти напасти не у всех улетучиваются. Процветают новые формы - боязнь провалить экзамен, быть невостребованным специалистом, не встретить свою любовь и др. Человек понимает, что боится-то вроде необоснованно, но ничего с собой поделать не может.

- А ситуационные страхи?

Механизм фобий здесь запускает конкретное происшествие (ребенок испугался собаки, персонажа в фильме и др.). Устранять такие гораздо тяжелее, чем возрастные, ведь они индивидуальны, многослойны, устойчивы, имеют эффект накопления (если их не излечить, то с годами станут частью патологической личности).
Ситуационный страх провоцируют и близкие, сами того не подозревая, запретами и ограничениями типа «Собака укусит!», «Незнакомец украдет!», «Милиционеру отдам!», «Машина задавит!» и т. п. До года малыш не разговаривает, но безошибочно улавливает интонации - ссора родителей формирует боязнь громкого голоса или чужих людей.
Активирует многочисленные страхи и развод родителей. Ребенок склонен обвинять себя в их расставании; любимые люди рушат его внутреннюю стабильность. Развод всегда драматичен; крики, громкие сцены, взаимные обвинения, хлопанье дверями трансформируются в аналогичные страхи.
Часто сталкиваемся с ситуацией, когда малыш, впервые посетив детский сад, начинает панически бояться этого заведения. По утрам плачет и кричит, что не хочет оставаться там. Мама, когда ведет его в садик, внешне весела, спокойна, а мысли у нее об одном: как оставить родную кровиночку, а вдруг что-то случится… Ребенок чувствует диссонанс между мамиными словами и эмоциями, от него не скрыть волнения: значит, там что-то не в порядке! И страх расцветает.

Буйная детская фантазия нередко заводит взрослых в тупик… Как отличить истинный страх от желания маленького артиста сыграть на публику?

Попросите описать страх словами, а лучше - изобразить (нарисовать, вылепить, вырезать и т. д.). Если малыш ни под каким предлогом и никаким способом не хочет этого сделать - с вероятностью 90% можно считать, что ничего пугающего нет.
«Обманщикам» не хватает внимания и заботы, такие детки часто страдают от эмоциональной прохлады родителей. Страшилка придумана как повод почаще прижаться к мамочке, побыть с ней рядом.

- Можно ли принять страхи за галлюцинации (при шизофрении и др.)?

Нет. Страхи накапливаются постепенно, а бред и галлюцинации поражают внезапно. Появляются невиданная двигательная активность и физическая сила (порой справиться с ребенком не под силу даже взрослому мужчине).
Детские страхи нормативно-фантазийные: даже когда малыш взахлеб рассказывает о вампире в погребе или боится ходить мимо ванной комнаты, где обитает домовой, он все равно сомневается в их существовании. Боясь, дети просят взрослых о помощи; при галлюцинациях же подмога не требуется. Ребенку никто не нужен, он полностью поглощен виде́нием. В период ремиссии говорит об увиденном как о норме бытия.
Многие родители склонны связывать возникновение психического расстройства с испугом, жуткими впечатлениями от фильма, книги. Боязнь может быть спусковым крючком, но психика ломается только при предрасположенности (неблагоприятная наследственность, нестабильная психоэмоциональная конституция, тревожность, нервность и др.). Поэтому не следует во всем видеть страхи.

- Если возрастные - вариант нормы, то надо ли их лечить?

У малышей, растущих в благоприятной атмосфере, все проходит само собой. Условно говоря: посмотрел фильм про привидения, побоялся и забыл. Родители даже не замечают, было ли что-то не в порядке.
Если же в семье эмоциональная нестабильность, непонимание, то избавиться от страхов помогут коррекционные занятия. Во избежание проблем советуем родителям проконсультироваться у психолога перед тем, как отвести ребенка в детсад и школу. Новая жизнь пугает любого человека, к ней его нужно подготовить.
Ситуационные страхи без коррекции не исчезают. Они перерастают в невротический тип личности со множеством ритуалов и обязательств. Присоединяются неврозы - заикание, энурез, тики.

- Как близким понять, что ребенок действительно боится?

Первый сигнал - изменяется стандартное поведение. Возникают новые привычки и приметы (чаще ритуального характера - многократное завязывание/развязывание шнурков, «счастливое» количество ступенек и т. д.), становится другой манера игры, портится сон.
Современные ситуационные страхи часто возникают из-за информационного шока. Ребенок бесконтрольно смотрит телевизор, сидит за компьютером. Существует закономерность, когда после очередного сериала о зомби к нам приходят дети, ставшие боязливцами и уверенные, что за дверями прячется мертвец…
Многие родители говорят, что не могут запретить ребенку фильм, который все смотрят. Табу и не нужны. Просто будьте рядом и объясняйте происходящее на экране. До 5 лет малыш по умолчанию верит в то, что видит. Если герой в фильме погибает, это трагедия. Не оставайтесь в стороне: расскажите, что реально, а что вымысел.
Идеальный вариант - до 5 лет давать смотреть только добрые детские мультфильмы и программы. «Страшилки», даже рисованные, воспринимаются как угроза.

- Можно ли вести ребенка на похороны? Не повлияет ли увиденное на развитие страхов и фобий?

Парадоксально, но подобные страхи развиваются, если маленький член семьи не участвовал в прощании. Незавершенность всегда дает почву для фантазий. «Я не видел человека мертвым, значит, он живой», - так рассуждает ребенок. Лет с 5 (все зависит от степени эмоциональной зрелости и психического развития) детей нужно допускать на похороны близких. Будьте рядом, объясняйте происходящее.
Если этого не сделать, могут появиться проблемы. Был случай: у нашего маленького пациента умер дедушка. Покойный был деспотом, ругал внука, когда тот баловался. Спустя некоторое время после похорон (на них ребенка не водили), стоило малышу нашкодничать, как он «видел» деда. Естественно, возник панический страх умерших. При работе с ребенком выяснилось, что он на подсознательном уровне ассоциирует деда с наказанием, а бурная фантазия воплощает боязнь кары в призрак.
Еще одного мальчика родные изолировали от прощания с отцом (тот утонул), сказав, что папа в командировке. Через несколько месяцев его стал пугать «мокрый человек», ребенок стал рассказывать, что от пришельца остаются лужи воды. Мама в панике привела сына к нам. Оказалось, что он слышал разговоры об утопленнике (не зная, что это отец), подсознание трансформировало услышанное в образ, так появился панический страх.

- Долго ли он корректируется?

Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем лучше. Средний курс - 10–12 занятий. Заметное улучшение (или исчезновение страха) наступает уже на 5–7-м сеансе. С проблемой работают 3 специалиста - психолог, психотерапевт и психоневролог.
Сложнее искоренить застарелый страх. Родители порой удивляют. «Ребенка полтора года назад укусила собака, он тогда сильно испугался… Помогите!» А где вы были раньше? На то происшествие наслоился страх одиночества, открытого пространства, мания преследования и т. д. Чтобы распутать такой клубок, нужно время.
Проблему страхов можно устранить без медикаментов. Лишь в тяжелых случаях при сопутствующем невротическом расстройстве применяют препараты, купирующие его симптомы.
Мы работаем по игровым методикам. Вначале предлагаем изобразить (выразить) страх. Нарисовать, вылепить, вырезать из цветной бумаги, сочинить о нем сказку. Когда фобия обретает форму, ее уничтожают (сжигают, разрывают, выбрасывают). Ребенок сразу становится хозяином ситуации, как бы поднимается над проблемой.
Прекрасные результаты приносят песочная терапия, музыкотерапия. Расслабляясь, дети избавляются от «зажимов», обретают спокойствие, гармонию.




Один из первых рисунков малыша – домик. Подрастая, он часто будет просить маму поиграть с ним в шалаш или пещеру, строить домики для кукол и машинок. Что стоит за этим?

Почему он так рисует дом?

Разглядывая рисунки городского малыша, трудно не задуматься: откуда у него, выросшего в типовом квартале блочных коробок, берутся эти «малюсенькие домики с треугольными крышами, с кудрявыми колечками дыма? И мы рисовали подобные домики, и наши родители, и наши бабушки.

Задайте ребенку вопрос, на что похожи окошки дома, и он ответит: на глаза.
В старину глаза называли око. Правда, созвучно со словом окно? На что похожа крыша? Конечно, на шапку. А купола древнерусских церквей – на богатырские шлемы. Покрывать голову, носить головные уборы у многих народов было обязательным обычаем. А еще крыша дома напоминала небо. В загадках небо называли голубым платком, покрывающим землю, защищающим ее.
Психологи предполагают, что подобный образ дома воспроизводит глубинные, подсознательные представления об устройстве мира и самого человека. Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности.
Зачем он прячется в «домик»?

Малыш любит залезать под стол, иногда прячется в шкаф? Так он ищет себе «норку». Свою собственную, куда посторонним вход воспрещен, и соразмерную его тельцу. Там он остается один на один с собой. Уединение нужно ему на 5-10 минут – потом он снова рад быть на виду. Но куда-нибудь скрыться на некоторое время необходимо.
Психологи называют такое место «нишей покоя». Родителям надо позаботиться о том, чтобы «норка» у ребенка была.
Простой вариант – два стула, стоящих на расстоянии 60-70 см и повернутых друг к другу спинками. Если накрыть их с трех сторон длинным покрывалом, получится «шалаш». В него можно прятаться с восторженным восклицанием: «Я в домике!» Другой несложный вариант – устроить «домик» под столом, накрыться длинной скатертью или покрывалом.

Уютные замкнутые уголки бывают нужны ребенку не только для уединения, но и для ролевых игр, игр-фантазий. С их помощью создается особое пространство – пространство превращений. У такого «домика» появляется и дополнительное назначение – служить тайничком. Сами дети стремятся устроить «секретные места» где-нибудь за «границей» реального мира. Например, в шкафу. Шкаф похож на дом без окон. Вспомните «Щелкунчика» или «Хроники Нарнии»: дверцы шкафа оказываются входом в иной мир.
Почему он так строит свой «дом»?

Вы решили соорудить крохе дом из диванных подушек. Он с восторгом принял ваше предложение и активно участвовал в строительстве. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что дом – не функционален! Ребенок не желает сидеть в нем больше пяти минут, и строить ему гораздо интереснее, чем «мечтать». Что делать внимательному родителю? Радоваться!
«Домостроительство» играет серьезнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его пространственных представлений. Поэтому всеми силами поощряйте строительную деятельность малыша.
Помощь могут оказать картонные коробки. Большая коробка провоцирует ребенка залезть в нее. Это уже почти готовый дом. Остается надстроить треугольную крышу и прорезать окошки. Если вы хотите превратить строительство в развивающее занятие, расскажите ребенку про ставни и про наличники. Можно красить, резать, клеить: все зависит от фантазии, наличия материалов и времени.

На следующем этапе малыш может строить дом не для себя, а для кукол, или гаражи для машинок. С этой целью используют обувные коробки разной величины и небольшие коробки из-под различной техники.
Покупной дом для Барби не идет в сравнение с самодельными картонными домиками. Такие домики могут быть одноэтажными, двухэтажными, трехэтажными – достаточно поставить одну коробку на другую и склеить этажи. Эти домики можно обустраивать исходя из собственных дизайнерских фантазий – выклеивать настоящими обоями и тканями, выстилать ковриками, украшать фольгой.

Наконец, из домиков можно составить целый город. А это уже новый масштаб деятельности. От работы с привычными кубиками город картонных коробок отличается своей многофункциональностью: действие может происходить и снаружи, и внутри. Высшим пилотажем является сооружение сказочных декораций. Тут возможны и разные формы крыш, и шпили, и флюгера, и колонны.

Чему может научить «дом»?

С древнейших времен дом был центром мира, деля его на две части: обжитое и необжитое, свое и чужое. Дом, точнее, его рисунок, поможет дать ребенку первые представления о карте. Вот дом. Вокруг дома – сад. За садом – дорога, ведущая в горы. За горами – море. Море окружает остров, на котором стоит дом. Вот здесь еще острова. Расстояния между островами – проливы. На этом острове, например, живут добрые люди, а на этом – злой Дракон, с которым нужно воевать. Можно придумывать бесконечно!
Конечно, здесь нет масштаба. Но сколько новых понятий, значковых обозначений, работы воображения в процессе придумывания «географических» названий!
Можно познакомить ребенка с направлениями света и научить ориентироваться по карте в соответствии со значками север, юг, запад, восток. И тогда настоящая, «взрослая» карта некоторое время спустя окажется для него живой и узнаваемой.
По материалам статьи М.Аромштам

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Почему в эту игру играют все дети? Будучи представителями разных культур, разных жизненных условий, обладателями разного темперамента и других индивидуальных особенностей, тем не менее, они объединены общим для всех увлечением - игрой в прятки.

Часто можно услышать, что в основе этой игры - стремление к поиску, тренировка к достижению цели во взрослой жизни, древний инстинкт охотников. Возможно, в этом есть часть ответа на вопрос.

Но я предлагаю взглянуть на эту забаву с другой точки зрения. С позиции не того, кто ищет, а того, кто прячется.

Разве прячась ребёнок мечтает на самом деле о том, чтобы остаться незамеченным? Разве, выискивая самые укромные места в доме, в квартире или во дворе, он на самом деле хочет, чтобы его никогда не нашли, а не найдя - забыли? Нет, конечно!

Дети прячутся потому, что очень хотят быть найденными. Особенно если затеяна игра с мамой или с папой. В этом проявляется их неистребимое стремление к близости и контакту. Их манит немножко подразнить своё чувство защищенности, устроить ему испытание, пощекотать нервишки.

От чего удовольствие, когда твое укрытие разгадано, когда тебя вытаскивают из твоего секретного логова на свет крепкие родительские руки, только многократно возрастает.

Дети хохочут и готовы повторить этот опыт снова и снова. Чтобы снова и снова почувствовать, как ты нужен, как ты важен, как тебя ищут и не остановятся, пока не найдут. До победного конца, наперекор всем препятствиям!

Наши дети тоже не исключение. Тоже очень любят играть в эту игру.

Заслышав гул мотора машины, когда папа возвращается с работы, они с воплями: «Это папа! Прячемся!» - рассыпаются по дому, прячутся, затихают и ждут…

Иногда к пряткам подходят достаточно формально . Наша средняя дочь в возрасте 3-4 лет месяцами не меняла места для своего укрытия. Сначала она пряталась за диваном. Потом - просто за дверью.

И очень долго мне было непонятно, почему она сидит почти на виду. Какой смысл в таких прятках? Пока я не поняла того, о чём сейчас пишу. Её не интересовало быть хорошо спрятанной, её интересовало быть обязательно найденной.

Она сидела в укрытии тихо-тихо, как мышка. А на лице - «шум и толкотня» эмоций. От волнения и легкой тревоги от собственноручного усиления разделения с папой: «только бы нашёл!» - до щекочущего предвкушения восторга от предстоящего момента нахождения.

Только когда подросла немного, стала прятаться более изобретательно. Теперь её интересует не только быть найденной, но и еще поводить папу за нос так, как это делает старший брат.

В тех редких случаях, когда папа сдаётся, не зная, где ещё можно искать сына, последний, конечно, доволен своей победой. Но потом всё равно спросит: «Ну как же ты меня не нашёл, папа?» Чувствуется эта досадная горчинка среди бурной радости.