Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом. Родительское собрание: «Как и чем играть с аутичным ребёнком

При обсуждении абилитационной работы с детьми, страдающими РДА, часто подчеркивается актуальность комплексного подхода. Такой подход включает в себя не только медицинское сопровождение, индивидуальные и групповые формы дефектологической, психологической и логопедической коррекции ребенка, но и работу с семьей. При этом нередко основной акцент ставится на обучении родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком, структурированию домашней среды, правильному выполнению домашних заданий и пр. В то же время, очевидно, что родителям необходима так же помощь иного рода: работа с душевными переживаниями (страхом, виной, стыдом), тревогой, связанной с будущим ребенка и с их собственными жизненными перспективами. В Европе и США уже давно уделяется особое внимание данному вопросу, в работу с аутичными детьми, практически всегда включается и помощь родителям со стороны социальных и психологических служб.

На консультации к врачам и психологам приходят самые разные семьи с аутичными детьми, отличающиеся и по социальному уровню, и по уровню образования и личностным особенностям ее членов, с разной степенью выраженности симптомов болезни ребенка. Некоторые из них только недавно узнали диагноз ребенка, кто-то, впервые пережив психоз сына или дочери, пребывает в растерянности и не до конца понимает значение происходящего, другие уже смогли проделать «работу горя» и способны самостоятельно спланировать весь спектр необходимых абилитационных мер. При этом острота кризиса не всегда напрямую зависит от того, сколько времени прошло с постановки диагноза. Как правило, особенности поведения ребенка, которые вынудили родителей обратиться за помощью к психиатру (эмоциональные особенности, негативизм ребенка, стереотипии, постоянная потребность в поддержании строгого порядка, наряду с трудностями коммуникации и пр.) уже сформировали «особый» тревожный фон. Обвинения окружающих в «плохом воспитании», непонимание особенностей ребенка ведут к резкому снижению самооценки, чувству вины, стыда и беспомощности у родителей. Но и после постановки медицинского диагноза, появление такой «определенности» отнюдь не всегда вызывает облегчение. Растерянность, шок, отсутствие четких представлений о будущем не способствуют быстрому принятию мер по организации необходимой помощи ребенку и созданию адекватной домашней среды. Длительность периода выхода из кризиса связана со многими причинами (включая личностные особенности родителей). Но, часто для совершенно разных людей общим местом является необходимость справиться со своим страхом, трудности, связанные с принятием ситуации, пониманием особенностей ребенка, социальной изоляцией, изменением расстановок внутри семьи и пр.

Важным моментом, фактором, обуславливающим различия преодоления этого кризиса, являются личностные особенности самих родителей, их собственный ранний опыт и система индивидуальных психологических защит. Нарушения в развитии ребенка могут актуализировать собственную раннюю травматизацию матери или отца, такое наслоение, в свою очередь, может привести к большей выраженности родительской депрессии и к меньшей способности к адекватным ситуации изменениям. Стоит отметить, что даже успешное преодоление этого первого кризиса не предотвращает родителей от постоянных негативных переживаний, связанных с ростом ребенка: необходимостью смены специализированных учреждений (дет.сад, школа и т.д.), модификациями симптомов, возможных регрессов, началом пубертата и т.д. в течение всей жизни.

Нередко переживания острого кризиса после постановки диагноза схожи с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и переживанием горя, утраты: разрушение прежних представлений о ребенке, о себе, об окружающем мире и своем месте в нем, крах представлений о будущем, чувство вины и беспомощности. Многие родители проходят через те же фазы: шока, отрицания, гнева, пересмотра ценностей и т.д. Некоторые семьи застревают в состоянии «хронического горя». В этих случаях, для максимально продуктивной помощи ребенку, включение в абилитационную работу психологического сопровождения родителей становится остро необходимым.

Современные отечественные и зарубежные исследования индивидуальных особенностей родителей аутичных детей приводят различные, часто противоречащие друг другу, результаты. Спектр «диагнозов» одного или обоих родителей расстилается от «белого» (бессимптомного) психоза, патологии развития ЭГО до нарциссического и шизоидного расстройств личности. На практике же мы чаще всего сталкиваемся не столько с одинаковыми психотипами отцов и матерей, сколько со схожими проявлениями защитных механизмов против тревоги, связанной с состоянием ребенка.

Часто, при разных личностных структурах и индивидуальных особенностях матерей и отцов мы можем наблюдать противоречивое, двойственное отношение к ребенку, образ ребенка у родителя порой не соответствует реальности и пр., все это по сути является «побочным продуктом» действия внутренних защит по совладанию с травмирующей ситуацией. Понимание природы этих переживаний, драмы, происходящей в семье больного ребенка, поможет специалисту отойти от ригидной установки «больной ребенок - ужасные родители», суметь установить рабочий альянс с родителями, увидеть в них партнеров, а не помеху.

Анализ литературы показал, что в качестве основных методов работы с родителями, как правило, выделяют следующие:

· отдельные консультации родителей со специалистом, работающим с ребенком (как правило, несколько консультаций в начале работы с ребенком и далее раз в один или два месяца);

· совместные семейные консультации (могут быть и в присутствии ребенка) на дому или в специализированном учреждении;

· психологическое сопровождение (многократные консультации) специалиста, не работающего с ребенком;

· обучающие программы;

· поддерживающие группы встреч;

· индивидуальная или групповая психотерапия.

В каждом отдельном случае выбирается наиболее подходящий способ (или несколько) оказания помощи.

При этом консультирование родителей детей, находящихся на психотерапевтическом лечении или специальной педагогической коррекции занимает особую нишу. В качестве основного отличия от психотерапевтического процесса родителя многие авторы выделяют первичную ориентацию на интересы и нужды ребенка, цель такого консультирования - создание благоприятных условий для развития ребенка, а не лечение родителей.

В англоязычной литературе (независимо от вида проблемы ребенка), посвященной данному вопросу, описывается широкий спектр целей и направлений работы. Так, Сандлер, Кеннеди и Тайсон, в качестве функции консультирования родителей выделяют постоянную эмоциональную и практическую поддержку в ходе лечения ребенка, особым вниманием к поддержке самооценки родителя. Многие авторы (Арнольд, Вайсберг) делают основной акцент на совокупности поддерживающей и просветительской работы в целях мобилизации изменений домашней среды, улучшения функционирования родителей, изменений представлений о ребенке (на более реалистичные).

М. Четик так же выделяет две общие категории в консультировании родителей:

1. Проблемы, касающиеся эмоционального баланса в семье.

1) работа с главными трудностями каждого из родителя, которые могут влиять на его или ее способности выполнять родительские обязанности;

2) работа с различными стилями обращения родителей с детьми,

3) работа со стрессами, связанными с прохождением ребенком лечения.

2. Проблемы, которые, в первую очередь, касаются ребенка-пациента.

1) получение от родителей достоверной актуальной информации о ребенке и событиях, происходящих в семье;

2) общее информирование родителей о развитии и внутренней эмоциональной жизни ребенка;

3) обеспечение конкретного понимания родителями симптомов или происходящих изменений в поведении ребенка;

4) прояснение, как собственных проблемных взаимодействий родителей, так и их взаимодействий с ребенком.

При этом автор подчеркивает важность не только осознания собственных аспектов личности родителей и их влияния на развитие ребенка, но и понимания внутренней жизни самого ребенка. Кроме этого, М.Четик вводит понятие «переноса родительских функций»: для родителей, которые из-за нарушений раннего периода их собственной жизни, сами нуждаются в родительской опеке со стороны психолога, специалист, ведущий консультации должен сам функционировать для взрослого как «хороший» родитель. Такой позитивный опыт безоценочного принятия и заботы проводит родителя к освобождению внутреннего напряжения, разрядке, что позволяет ему улучшить собственное функционирование в качестве родителя.

Д.Узель (а так же О.Маратос и А Александридис) в консультировании родителей выделяет важный момент, связанный с особенностями поведения аутичного ребенка. Это «распознавание» или «расшифровка» его симптомов и эмоциональных состояний. Часто мы наблюдаем, крайние позиции в отношении к поведению ребенка. Одни родители все поведение ребенка списывают на проявления болезни, оставляя без внимания проявления его собственных потребностей, другие, напротив, игнорируя особую сензитивность сына или дочери, воспринимают его страхи или негативизм как действия «назло». Помощь в понимании того, что стоит за негативизмом или истерикой ребенка, как правило, помогает родителю преодолеть барьер в общении с ним, снимает чрезмерное напряжение, вызванное растерянностью и беспомощностью. В то же время эти авторы подчеркивают значимость партнерского включения родителей в коррекционный процесс, налаживание устойчивого рабочего альянса, особое внимание не только к эмоциональным состояниям ребенка, но и родителя (например, «парадоксальной родительской депрессией» в ситуации выраженной положительной динамики в состоянии ребенка).

Итак, в целом, в качестве основных практических моментов в консультировании родителей детей с РДА можно выделить следующие:

1. Оказание поддержки.

Очень важно, чтобы родители смогли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку. Поэтому уже на первой встрече желательно сказать родителям: «… хорошо, что Вы пришли, чтобы таким образом что-то сделать для Вашего ребенка»; «…я понимаю Ваше беспокойство (или раздражение) по поводу Вашего ребенка». Возможность поговорить о своих переживаниях при отсутствии негативной критики дает возможность почувствовать облегчение, что, в свою очередь, ведет к снижению напряжения в контакте с ребенком. Важно помнить, что многое из поведения родителей, что вызывает раздражение и недоумение у специалистов, является продуктом работы внутренних защит от тревоги, связанной с данной ситуацией, т.е. того, что защищает личность родителя от разрушения. Уважение и принятие личности родителя, позволяет создать ситуацию доверия и безопасности.

Положительное подкрепление должно иметь приоритет по отношению к критике негативного, необходимо хвалить родителей и поддерживать то, что они делают хорошо. Это не означает, что мы должны хвалить отцов и матерей за явные ошибки во взаимодействии с ребенком, но в каждом отдельном случае, можно наблюдать те аспекты отношений, в которых родители «достаточно хороши». Повышение родительской самооценки, позволяет сформироваться видению новых альтернатив в отношении к ребенку, отойти от привычных способов взаимодействия и застревании на какой-то одной позиции (абсолютного самопожертвования, борца против всех или «плохой матери»). В этом аспекте важно, чтобы специалист, проводящий консультации, имел внутренние позитивные установки по отношению к родителям. Трансляция чувства вины (даже бессознательная) может вызвать совершенно обратный от ожидаемого эффект от консультации.

Как упоминалось выше, нарушения развития ребенка, проблемы его социальной адаптации и пр. часто вызывают разные противоречивые чувства. И если чувство вины часто становится «двигателем» и стимулятором для активности в направлении поиска способов помощи ребенка, то стыд чаще всего является тем, что тормозит такую активность. Для таких людей болезнь ребенка может восприниматься как что-то постыдное, обнаруживающее их собственную ущербность, то, что им так важно скрыть. В этом случае, матери и отцы приходят на консультации уже готовые услышать обвинения и осуждения со стороны специалистов (и не важно стоят ли за этим проективные механизмы или что-то другое) и защищать себя. Наличие у специалиста ригидной установки «несчастный ребенок - ужасные родители» и бессознательная конкуренция с родителями могут вызвать еще большее напряжение в контакте с ними, вплоть до отказа семьи водить ребенка на занятия.

2. Контейнирование

Близкая к идее «переноса родительских функций» Четика, концепция контейнирования в психоаналитической парадигме, при использовании в консультативном процессе, заключается в предоставлении родителю себя (собственного мыслительного пространства психолога (психиатра)) в качестве контейнера для таких душевных содержаний, как тревога, страхи, агрессия и пр. Репрезентация этих переживаний в мыслительном пространстве, позволяет их распознать, понять внутренние конфликты, возможные их решения, сформировать более зрелые защиты.

В семьях с детьми, с нарушениями развития, нередко наблюдается «дефицит» именно такого взаимодействия в диаде мать-ребенок еще на уровне прародительской семьи. Получение собственного опыта контейнирования во взаимодействии с консультантом, научение переводить собственные переживания в мысленные репрезентации (т.е. стать «контейнером» для самого себя), позволяет родителю по новому воспринимать аффективные проявления своего ребенка и «передать» этот опыт ему. Еще раз повторюсь, что такая работа не показана всем без исключений родителям аутичных детей. Необходимость перехода к такой работе будет продиктована особенностями индивидуального раннего опыта матери или отца, не заметить которые в процессе консультирования будет невозможно. В то же время, важно помнить, что консультирование не ставит целью решение глубинных личностных проблем родителей и ориентируется, в первую очередь, на интересы и нужды ребенка. При необходимости перейти к более глубокой проработке проблем родителей имеет смысл рекомендовать им обратиться к психотерапевту.

3. Особенности взаимодействия с ребенком.

Имеется в виду работа по изменению привычных паттернов взаимодействия с ребенком. Для этого часто бывает необходимо выявление и обсуждение главных трудностей каждого из родителя, влияющих на его или ее способности выполнять родительские обязанности, а так же работа с различными стилями обращения родителей с детьми. Нередко эти привычные паттерны даже не осознаются, ярким примером этого является использование матерями местоимения «мы», в ситуации, когда речь идет только о ребенке («мы описались», «мы кричим в метро» и пр.). Целью этой работы является перевод в сознание неосознаваемых проявлений чрезмерного симбиоза, гиперопеки и пр., что позволит в большей степени контролировать их на поведенческом уровне.

4. Обучение и разъяснения по поводу заболевания и симптомов.

Многие книги и статьи, посвященные аутизму, оказываются слишком сложными для восприятия родителей. Старый миф о том, что родители аутичных детей, как правило, высокоинтеллектуальные люди с техническим образованием, на практике подтверждается отнюдь не всегда. В связи с чем, при консультировании отцов и матерей важно вести и просветительскую работу. Не стоит вдаваться в длительные лекции о природе и вопросах генеза аутизма, важнее помочь родителям понять те поведенческие проявления ребенка, которые вызывают у них наибольшую растерянность и тревогу.

В самом начале работы с ребенком, особенно с малышом до 4 лет, наиболее продуктивной формой может быть работа в диаде мать (или человек, выполняющий материнские функции) – ребенок. Обучение родителей техникам присоединения, отзеркаливания, совместным играм и пр. в форме тренинга, при поддерживающей, позитивной позиции специалиста в большей степени, чем индивидуальные занятия способствуют положительной динамике. Перенос этого опыта в домашнюю среду позволяет всей семье включиться в «работу» с ребенком.

В ситуации, когда для ребенка выбирается когнитивно-бихевиоральный коррекционный подход, тренинг родителей (например, по системе АВА) является необходимым условием успешных результатов.

Тренинги и образовательные лекции могут проводиться и в групповой форме. В комфортной и безопасной обстановке, родители смогут обмениваться собственным опытом, получить поддержку и по-новому увидеть достижения своего ребенка.

В данной статье уже неоднократно упоминалась важность установки специалиста, работающего с родителями аутичного ребенка. На этом вопросе хотелось бы остановиться более подробно.

Влияние семьи на развитие ребенка давно уже не ставится под сомнение, скорее наоборот. Коммерческий пример социального значения этого феномена мы можем наблюдать в огромном количестве литературы, посвященной «правилам» ухода и воспитания ребенка. Спрос на подобные издания, очевидно, является не только показателем стремления покупателей быть «хорошими родителями», но и свидетельством значительной тревоги по поводу собственной компетенции в этом вопросе. Такая ответственность носит порой гипертрофированный характер, все негативное, что происходит в жизни человека, сводится к нерадивости его родителей. Стоит ли удивляться, когда в особенностях развития ребенка (особенно при искаженном типе дизонтогенеза) главными виновниками видят матерей и отцов.

При этом подобное отношение мы можем наблюдать не только у людей, не имеющих отношение к данной сфере, но и у многих даже «продвинутых» специалистов. Как известно, значительную роль в понимании процессов развития ребенка сыграли труды психоаналитиков (М.Кляйн, Д.Винникота, Малер и др.). Революционные для того времени открытия в области становления детской психики, которые способствовали пониманию особенностей формирования личности и ее нарушений, выделяя важное значение внутреннему (воображаемому или фантазийному) миру взаимодействия Я и Другие (Ребенок и Мать), до сих пор могут восприниматься буквально (как отражение реальных отношений). В этом случае, «плохая грудь» М.Кляйн или «недостаточно хорошая мать» Винникота автоматически видится в любой матери ребенка с нарушениями развития, как главной виновницы патологии.

Существенную роль родителей, в первую очередь матери, наряду с конституциональным фактором, в формировании патологии аутичного ребенка выделял еще Каннер (не будучи психоаналитиком) в своем первом описании детского аутизма и, несмотря на последующее изменение этой точки зрения самого «открывателя» синдрома РДА, это убеждение надолго укоренилась в умах.

Поиск причины заболевания нередко сводится к поиску объекта приписывания вины за его наличие. И хотя, научные исследования давно уже не оставили никаких причин для сомнения в ведущей роли врожденных особенностей («конституционального фактора») в развитии таких заболеваний, и эту точку зрения разделяют не только психиатры, но и практически все психологические и психотерапевтические направления, развитие представлений о сути проявляемых симптомов, снова возвращают нас к вопросу о вине родителей. Как писал Д.Узель, «открытие того факта, что аутичные дети страдают от разлитой тревоги и очень редко испытывают ощущение собственной внутренней безопасности, так преломилось в сознании некоторых практиков, что они стали видеть в родителях основной источник тревожности ребенка и причину его трудностей».

Все это изначально приводит к формированию определенных установок и у специалистов, работающих с аутичными детьми и у самих родителей.

Конечно, здесь не идет речь об отрицании значимости связи «Мать-дитя» в развитии ребенка и родительской роли в становлении личности, важно понимать наличие данного «виновного» акцента, создающего большое напряжение в общении с родителями и препятствующему продуктивному контакту с ними.

Как уже упоминалось, необходимость обратиться за помощью к специалистам уже изначально для большинства родителей является фрустрирующей, стучась в ваш кабинет, они уже вовлечены в перенос (специалист является родительской фигурой, к которой они, как «маленькие» вынуждены обращаться за помощью). Часто мы с самых первых минут наблюдаем выражения бессознательных фантазий и тревог матерей и отцов.

Кроме этого важно помнить, что если в работе с детьми специалисты (и психиатры, и психологи, и педагоги) подвержены «опасности» значительного регресса, связанного с бессознательной идентификацией с ребенком, и очень важно отслеживать собственные эмоциональные реакции и переживания, то в работе с детьми с психической патологией такой риск значительно увеличивается. В этом случае вопросам переноса и контрпереноса должно уделяться особое внимание. Нередко менторский тон и неприятие у самих специалистов связан не столько с чувством своего профессионального превосходства над родителями, сколько с негативным переносом собственных родительских фигур. Таким образом, мы получаем «кучу-малу» из проекций и переносов родителей и специалистов, нередко приводящую к конфликтным ситуациям, и мешающую оказанию помощи ребенку.

Для избежания таких «наслоений» во многих западных странах (например, в США и Великобритании) принято специальное обучение и прохождение собственной индивидуальной психотерапии специалистами (психологами, психотерапевтами, социальными работниками), работающими с родителями детей.

Специальная профессиональная подготовка и собственная психотерапия являются не только важным фактором, определяющим успешность такой работы, но и определенным средством «психогигиены» самого специалиста. Кроме этого, учитывая особую эмоциональную нагрузку (как при работе с пациентами в состоянии хронического горя) важным моментом является возможность обсуждения практических случаев в супервизорских группах или собраниях коллег. Такая коллегиальная работа с одной стороны, помогает посмотреть на собственную практическую деятельность как бы со стороны, осознать смысл собственных чувств и переживаний в ходе консультаций, а так же обсудить возможные способы помощи семье и ребенку, включения дополнительных средств или внесения изменений в коррекционную программу ребенка в связи с факторами, связанными с его родителями.

4.1. Что такое агрессивность?

Слово "агрессия" произошло от латинского "aggressio", что означает "нападение", "приступ". В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", которое впервые встречается в работах Чернышевского, затем пришло существительно "агрессия". Оно появилось в словарях в начале нашего столетия. И последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину: "Агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам, правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Каковы же причины появления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества. как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наооборот, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, там эти качества у детей не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия - либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком "мягких" родителей и чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребенка и такое поведение каждый раз остается ими "не замеченным", то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией. Эти данные приведены в книге Фурманова "Агрессивность".

4.2 Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится "грозой" всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей. Этого ребенка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно "принять" таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия - это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - вот главная и неразрешимая проблема, стоящая перед человеком, которому зачастую всего 4-6 лет. Ребенок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Вот так описывает Кряжева И.Л. поведение этих детей: агрессивный ребенок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать..., стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку". Нам, родителям и воспитателям, не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем." Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире.

Наблюдая за такими детьми, воспитатель может заметить, что они очень часто подозрительны и настороженны, любят сваливать вину на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома Б. ударил Сашу К. совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал. Рома искренне ответил: "У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня". По словам воспитателя, Саша К. не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял ситуацию именно как угрожающую.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, а количество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Крометого, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Такая работа очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно понять с помощью логики, его реакция на слова или действия может быть необъяснимой с точки зрения взрослого. Поступки такого ребенка иногда приводят в замешательство не только посторонних, но даже близких людей.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности его восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходима обратная связь: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту обратную связь родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку – и в образовательном учреждении, и дома. Чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе и в жизни вообще, педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

Семейное чтение может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств.

Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе.

Кроме семейного чтения, родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют его руками. При совместном рисовании родители могут сами нарисовать, например, машину, но «забыть» нарисовать, например, одно колесо. Они просят ребенка дорисовать картинку.

Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взрослые (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. В школе они могут проводить с ребенком только перемены, помогая ему наладить контакт со сверстниками, или присутствовать вместе с ним и на уроке. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает им выработать эффективную программу взаимодействия с аутич‑ным ребенком.

К сожалению, многие родители недооценивают значение соблюдения распорядка дня, который для аутичного ребенка является одним из важнейших условий его успешной адаптации, формирования у него чувства безопасности. Желательно, чтобы основные моменты режима не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что их ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Чтобы не провоцировать подобные приступы, следует поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и дел.

Для аутичного ребенка очень полезно создание семейных ритуалов, которые обеспечивают его спокойствие и уверенность в себе. Например, следующие один за другим вечерние ритуалы – прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж – подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители должны уделять особое внимание и отработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Если родителям известны особенности развития их ребенка и если они действуют в тесном контакте с педагогом и психологом, продвигаясь в одном направлении, помощь ребенку может оказаться более действенной.

Основные правила воспитания аутичных детей (Черепанова, 1997):

1. Соблюдайте режим дня ребенка;

Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2. Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях;

Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отведите специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;

В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;

В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3. Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т. д.;

Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т. д.);

Организуйте совместное с ребенком прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.


Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Так, иногда родители приходят к психологу и спрашивают, почему сын или дочь отреагировали на их слова или действия необъяснимым, с точки зрения взрослого, образом.
Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно этому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка
Очень часто аутичный ребенок ведет так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его в воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния за мимикой, жестами. Ведь иногда только
случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку - и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

Как и в случае с гиперактивными детьми педагог, и родители кроме всего вышесказанного, должны поддерживать контакт с психологом и врачом. Только в результате сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Конечно, наблюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

Даже если, на первый взгляд, им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Скорее всего, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими.
Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств.
Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе.


Кроме семейного чтения родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами. При совместном рисовании родители могут сами нарисовать например, машину, но «забыть» дорисовать например, одно колесо. Они просят ребенка дорисовать картинку.
Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. Причем в школе они могут проводить с ним только времени, помогая ему наладить контакт со с сверстниками, или же присутствовать вместе с ним на уроке. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает выработать им эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.
К сожалению, многие родители недооцевают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребенка. А это является ним из важнейших условий успешной адаптации ребенка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причем желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому лучше постараться не провоцировать самоагрессию. Для этого не провоцировать подобные приступы, поддерживая привычный для ребенка порядок вещей и детей

Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов - для обеспечения спокойствия и уверенности в себе. Например, следующие один за другим вечерние ритуалы: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж- подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Ежедневно общаясь со своим ребенком родители должны уделять особое внимание отработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций собствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Если родителям известны особенности развития их аутичного ребенка и если они действуют в тесном контакте с педагогом и психологом, продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку может оказаться более действенной.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей - это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Сложная и многогранная, эта работа должна принести свои плоды. Ребенок научится общаться с окружающими и освоит программу массовой школы.
Ниже приведены рекомендации (по Г. Д. Черепановой) родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы преимущественно с дошкольниками.

Показаны публикации 1-10 из 331 .
Все разделы | Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА)

Логопедическое представление для ПМПК на ребенка с РАС Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются. Мама интересуется проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом. В анамнезе - задержка речевого развития. Нарушений в...

Конспект занятия с ребенком-аутистом 5 лет Конспект занятия с ребенком аутистом 5 лет . Оборудование : кубики Денеша, «сухой бассейн» с манной крупой, массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь. Ход занятия : 1. Приветствие. Педагог здоровается с ребенком (если ребенок не говорит, добиваться жестового приветствия) ...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с РАС»

Публикация «Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для...» «Круглый стол» для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с аутизмом» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад компенсирующего вида №25 «Солнечный зайчик» - Жегалова Алина Дмитриевна. Цель: информирование родителей по данной теме, создание доверительных...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна» Тема «Домашние животные» Задачи: - образовательная: закрепить знания детей о свойствах песка, о правилах поведения в песочнице; -...


Визуальное расписание является необходимым средством организации занятия для дошкольника с расстройством аутистического спектра. Зачем нужно визуальное расписание на занятии для ребенка с РАС? Визуальное расписание дает ребенку понять, что он будет делать на занятии и как долго...

Презентация «Организация взаимодействия с детьми с РАС в инклюзивном образовательном пространстве» Актуально для детей 2–7 лет Очень сложное и неоднозначное инклюзивное образование на сегодняшний день, формирует ученический, педагогический и родительский коллективов к принятию детей с аутизмом. Разрабатываются и создаются таких условий обучения, которые являются наиболее...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области « Институте развития образования» с 16 .11.2017г. по 17.11.2017 г. прошло обучение специалистов Калининградской области, работающих с детьми, имеющими особые образовательные...

Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» (консультация для педагогов) На сегодняшний день существует огромное количество нарушений развития. Среди них актуальной является детский аутизм. Существует множество методик по работе с аутичными детьми. Так, метод выбора...