Родительская семья как образец. Сценарий родительской семьи: влияние и последствия

Воспитание ребёнка - это самое чарующее, самое значимое и одновременно самое сложное и отнимающее немало сил занятие. Многие из нас, впрочем, встают на этот путь случайно, не задумываясь ни о его красоте, ни о подстерегающих нас трудностях. И вдруг сталкиваемся с чувством неуверенности, ощущаем стресс и давление.

Понимая, что недостаточно иметь любовь к ребёнку, врождённое знание о воспитании и инстинкты, мы просим помочь нам, дать совет, оказать поддержку, однако нередко не находим и не получаем их. Единственное знание, в котором мы уверены и которое исходит из опыта наших собственных родителей, мы чаще всего отрицаем как утерявшее актуальность из-за изменившихся социальных и культурных условий. Примеры соседей, родственников и друзей в том, что касается воспитания их детей, дают нам мало знаний, да и этот опыт может не вполне подходить для нашей семьи. Информация из книг, статей и передач запутывает нас ещё больше. К тому же, когда приходишь домой и пытаешься применить на практике разные с виду привлекательные теории, практически сразу понимаешь, насколько далеки они от реальности…

И вот нередко можно стать свидетелем удивительного явления: образованные родители, уверенные в себе, имеющие смелость и дерзновение, другими словами - родители-личности, абсолютно не уверены в своих родительских взглядах и познаниях по поводу того, как воспитывать детей. Что же делать?

Эта книга не даст вам готовых ответов на вопросы. В ней рассказывается о повседневной жизни разных людей, а также представляются доказанные педагогические теории о тех или иных явлениях, связанных с семейными отношениями и воспитанием детей. Решение будете искать вы сами. Ведь оно - единственное, соответствующее вашей философии жизни, вашей семейной реальности, вашему ребёнку, единственному и неповторимому в этом мире…

Автор книги, Кики Дзордзака ки-Лимберопу лу, родилась в 1947 году в Аркадии. Став в юности учительницей начальной школы, она параллельно начала организовывать так называемые «школы родителей». Эта деятельность помогла ей глубоко познакомиться с проблемами семьи, научила её вести «трудные» семьи по пути улучшения жизни и семейных взаимоотношений. Автор серии книг «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» живёт и работает в городе Гераклион на острове Крит. У неё двое детей и одна внучка.

Родительская семья

Пожалуй, теорию и основные правила должного воспитания любой родитель знает вполне неплохо. Есть даже такая шутка: «Я считала себя идеальной мамой, а потом у меня родился первенец». Увы, реальность вносит свои коррективы, и во взаимоотношениях с собственными детьми родитель постоянно оказывается в ситуации большого или маленького кризиса. В спорных ситуациях некоторые родители автоматически забывают все теории и реагируют согласно своим инстинктам - кричат, обзывают, унижают, угрожают, бьют своих детей. А когда осознают, что натворили, раскаиваются, их переполняет вина и мучают угрызения совести. Потом родители решают не поступать, как прежде, но лишь только вновь окажутся в сложной ситуации с ребёнком, всё повторяется по заданному сценарию. Что же происходит?

Скорее всего, вы, дорогой читатель, выросли в семье. Образ жизни, поведение родителей и других членов нашей семьи, нравственные ценности и достоинства (или же, наоборот, безнравственность), которым нас учили на словах или на деле, хорошие и плохие примеры из семейного окружения - всё это оставило в наших душах и характерах самый глубокий след.

Конкретные события и случаи из раннего детства мы чаще всего забываем. Пока мы были маленькими, каждый день был наполнен новыми удивительными вещами (к которым мы сейчас уже привыкли как к ежедневной рутине), так что старые впечатления быстро замещались новыми, уходя всё дальше и дальше в глубины подсознания. Мы многого не помним, но забытое прошлое продолжает незримо руководить нашими поступками.

Люди, которые участвуют в занятиях школы родителей, начиная говорить о своей отеческой семье, часто идеализируют её или дают лишь общую информацию. Постепенно, в продолжение диалога и обсуждения, они с изумлением обнаруживают, что в памяти всплывают события из далёкого прошлого, и каждое подобное воспоминание становится как будто частью мозаики или головоломки.

Идеализация заканчивается, и настоящие воспоминания приводят в движения эмоции каждого участника группы. Появляются умиление, волнение, ностальгия, сожаление, боль, гнев, ярость, любовь, зависть, ревность. Эмоции, которые зачастую человек не мог выразить своим родителям. Эмоции подавленные, отстранённые, спрятанные в глубинах души. Но достаточно только заговорить о них, и они всплывают на поверхность, выходят в сознание и разворачиваются в полную силу.

Когда участники группы родителей поговорят о своей отеческой семье и вспомнят все подробности, которые смогут, начиная с раннего детства, можно перейти к следующему этапу - «систематизации» этих воспоминаний. Как вели себя родители по отношению ко мне? Как обращалась со мной моя мать? Как она вела себя по отношению к моим братьям и сёстрам? А отец?

Эти воспоминания всегда очень важны. Взрослый, проговаривающий их, вновь становится ребёнком и снова эмоционально переживает события, о которых рассказывает. Смеётся над забавными воспоминаниями, часто плачет, гневается, раздражается, возмущается, ревнует, жалуется. У одних родители живы, у других уже умерли. Но в обоих случаях часто есть «открытый счёт», то есть эти взрослые и, в общем-то, состоявшиеся люди так и не примирились со своими родителями, живыми или мёртвыми…

В результате этих воспоминаний можно прийти к осознанию одной истины: мы не можем стереть своё прошлое. Наши детские и отроческие годы живут в нас и составляют основу нашей личности и поведения.

Когда взрослые братья и сёстры вместе вспоминают события, случавшиеся с ними в детстве, их воспоминания и эмоции зачастую не совпадают. Воспоминания каждого из них об одном и том же событии разные и нередко взаимоисключающие. То же самое происходит и с воспоминаниями о поведении родителей.

На поверхность выходит правда, которая часто приводит людей в изумление. Задавленная детская ревность, чувство несправедливости, уверенность, что родитель отдавал предпочтение одному из братьев или сестёр, вражда, соперничество, нытьё и жалобы на свою судьбу. Всё невысказанное. Такие беседы между родными людьми очень тяжелы, вызывают боль, и обычно семьи их избегают. Однако, разговор об этом - если он всё-таки состоится - приводит к очищению и улучшению семейных взаимоотношений, восстанавливает нарушенную взаимосвязь между родственниками.

«Я вырос в одной деревне на Крите в многодетной семье, в достаточно тяжёлых условиях. Мой отец, Манóлис, был человеком с весьма жестоким, непредсказуемым характером. И он часто допускал несправедливость по отношению к домашним. Моя мама была очень нежной и доброй, но покорной, и у неё не было своего мнения.

Я любил учиться, однако мой отец запретил мне ходить в школу, когда я закончил начальные классы. Он брал меня с собой помощником на полевые работы или заставлял пасти овец. Часто он бил меня без причины.

Я так любил читать, что тайком прятался в печи с какой-нибудь книгой. Мне очень хотелось, несмотря ни на что, сдать переходные экзамены и поступить в гимназию. Однажды я поделился этим с мамой, и она пообещала мне помочь. Когда наступил день экзаменов, мама ещё накануне предупредила меня, чтобы я сказался больным. Отец поднялся до зари и спросил: «Где Левтéрис?» «Да он заболел, не может подняться», - ответила мама.

Лишь только отец вышел из дома, я поднялся и стал быстро собираться. Мама дала мне с собой мешочек с сухарями, куском сыра и водой. Я должен был идти пешком, и путь занимал примерно полтора часа. Учитель договорился, чтобы другие ребята из нашей деревни поехали на грузовике. Но я не имел на это права, поскольку закончил начальную школу годом раньше, а денег на билет у меня не было. Когда я добрался до гимназии, то пошёл к директору, подал заявление и сел в класс с другими детьми. Через несколько дней вышли результаты экзаменов.

Учитель встретил моего отца в кофейне и сказал, что мне удалось поступить в гимназию. Тем же вечером, вернувшись домой, отец объявил, что поставил угощение для всех, кто находился в кофейне, потому что его сын поступил в гимназию»…

Левтéрис, 60 лет

«Мой отец был суровым и часто несправедливым человеком. Он меня нередко бил. Я боялась его и в детстве, и когда выросла. Не помню, чтобы отец меня когда-то приласкал или сказал мне доброе слово. Я вышла замуж в шестнадцать лет, и моя первая беременность и роды были очень тяжёлыми. Врачи опасались и за мою жизнь, и за жизнь ребёнка. Когда меня везли в операционную, ко мне подошёл отец, протянул руку и нежно погладил меня по голове. Это был самый счастливый момент в моей жизни. Как по волшебству забылись страхи и боль. Внутренне я только говорила: мой отец любит меня! И сейчас, годы спустя, стóит мне только вспомнить эту единственную отеческую ласку, я снова радуюсь как тогда!»

Катерина, 35 лет, дочь Левтéриса

«Моя мама - замечательный человек. Она очень сильно всех нас любит и знает, как нам это показать. Само её присутствие в моей жизни придаёт мне большую уверенность. Раньше я делал много глупостей, к тому же плохо учился. Но мама всегда поддерживала и поддерживает меня. Она помогает мне уважать самого себя и окружающих, потихоньку учит меня видеть мои ошибки и выражать мысли и чувства. Она никогда меня не била. Говорит, что, поскольку её постоянно бил мой дедушка, сама она ещё в детстве поклялась себе не повторять эту ошибку со своими детьми. Мама всегда относится ко мне с нежностью и заботой».

Георгий, 17 лет, сын Катерины

Три поколения, три рассказа о детстве. Манóлис, резкий и несправедливый, общается с домочадцами в приказной манере и бьёт их. Он, безусловно, рад успехам своего сына и косвенно выражает это, угощая всех в кофейне, но не интересуется, как, почему, когда сыну удалось сдать экзамен, предпочитая ничего не говорить о том, что произошло без его ведома.

Левтéрис жалуется на насилие со стороны своего отца, но применяет точно такие же «педагогические приёмы» по отношению к собственной дочери Катерине. Насилие порождает насилие. Ребёнок, воспитание которого имеет любой вид насилия - телесного, духовного, психологического или сексуального, нередко точно так же выстраивает модель своей дальнейшей жизни. На этой модели он основывает и воспитание собственных детей. Исключение составляют такие люди, как Катерина, которая твёрдо решила, что пережитое ею ни в коей мере не должно коснуться её детей.

У Георгия, сына Катерины, есть замечательный и светлый образец для подражания, и с большой вероятностью можно утверждать, что своих будущих детей он сможет воспитать правильно.

Возникает вопрос: почему Левтéрис не использовал в качестве образца свою маму, которая была такой нежной, доброй, послушной и так его поддерживала? Почему Катерина, в свою очередь, не последовала примеру своей матери, а решила использовать поведение отца именно как отрицательный пример?

Каждый ребёнок неосознанно выбирает поведение и педагогический метод одного из родителей и следует по этому пути. Конечно, и другой родитель влияет на формирующиеся в ребёнке модели поведения, но в значительно меньшей степени. Поэтому нередко в рассказах о родительской семье и детстве основное место занимают воспоминания об одном из родителей, о том, кто определил нашу собственную педагогическую позицию и повлиял на неосознанное поведение по отношению к нашим детям.

Продолжение следует…
Перевод с греческого выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

5 Comment threads

Родительская семья как образец

Не секрет, что всё, что вы говорите и делаете по отношению к вашим детям, влияет на их развитие. Но не все родители осознают, что все что, они говорят и делают по отношению друг к другу, также оказывает влияние на их детей. Как вы общаетесь со своим партнером, как выражаете любовь и решаете конфликтные ситуации, все это запечатлевается в детском мозгу как потенциальная модель будущих семейных отношений. Вне зависимости от желания ребенка, она будет оказывать влияние на его семейную жизнь в будущем. Супруг или супруга вашего ребенка будут благодарить или, напротив, проклинать вас, в зависимости от того, что вы передали своему ребенку.

Дети вместе с вами проживают ваше супружество

Ваша супружеская жизнь касается не только вас и вашего партнера. Конечно, есть интимные моменты в ваших отношениях, но, в общем и целом, ваша супружеская жизнь протекает на виду у остальных домочадцев. Каждый, кто живет в вашем доме, проживает ваше супружество вместе с вами. Наибольшее влияние ваши отношения оказывают на ваших детей.

Сколько ссор в месяц вы хотите, чтобы ваша дочь имела с ее будущим мужем? Могу поспорить, что ваш ответ будет "ни одной". Тогда ответьте на вопрос, сколько раз в день, месяц, год вы ссоритесь с собственным мужем/женой? Можете ли вы научить дочь конструктивно решать конфликты или, вообще, обходиться без них, когда каждый день она слышит, как вы, ссорясь, оскорбляете друг друга? Конечно, возможно, что ее будущее супружество будет не похоже на ваше по ряду причин. Например, у нее перед глазами могут быть примеры более успешных и гармоничных семей (семьи бабушек и дедушек, знакомых). Она может работать над собой в психологическом плане, читать специальную литературу, посещать тренинги или специалистов. Но, влюбом случае, это не освобождает вас, родителей, от ответсвенности за то образование по семейным отношениям, которое вы ей дадите. Является ли на данный момент ваша семья лучшей моделью, которую вы можете предложить вашим детям?

Как вы решаете конфликты?

Если вы по какой либо причине обижены на мужа/жену, вы дуетесь? Вы объявляете байкот на несколько дней? Если вы разозлились на супруга/супругу, хлопаете ли вы дверьми, кричите, оскорбляете вашего партнера?

Как бы вы себя не вели, учтите, что за вами внимательно наблюдают ваши дети и как "губки" все "впитывают". Всё - и хорошее, и плохое. Прежде чем учить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, вы должны сами научиться конструктивно улаживать ссоры и извлекать пользу из выяснения отношений. Помните, что дети не любят слушаться своих родителей, но охотно им подражают.

Умеете ли вы договариваться?

В гармоничной семье каждый из партнеров должен уметь когда-то уступить, когда-то настоять на своем. Модель жертвы или домашнего тирана не лучший образец для вашего ребенка. Пусть ваши дети видят, что вы, с одной стороны, уважаете чувства и желания друг друга, но в то же время, не забываете и о своих потребностях.

Как вы демонстрируете любовь к вашему партнеру?

Видят ли ваши дети, как вы с мужем/женой оказываете друг другу знаки внимания, говорите комплименты, заботитесь друг о друге, помогаете друг другу? Проводите ли вы вместе свой досуг, есть ли у вас совместное увлечение? Дети должны быть уверены не только в том, что родители их любят, но также они должны видеть, что мама и папа любят друг друга.

Как в вашей семье обстоят дела с ответсвенностью?

В нормальной семье (при условии, что дети уже достаточно взрослые) оба партнера работают, внося свой в семейный бюджет, а также выполняют свои обязанности по дому и уходу за детьми. Ненормально, когда один из членов семьи живет за счет других, или тратит семейные деньги на развлечения, а семья при этом страдает.

Начните с себя

В этой статье перечислены только некоторые аспекты семейной жизни, которые оказывают влияние на развитие детей. Вы не можете изменить поведение вашего мужа/жены, но вы можете измениться сами. Посмотрите на свое поведение со стороны. Хотели бы вы, чтобы ваши дети брали с вас пример? Будут ли они счастливы в личной жизни, подражая вам? Если ответ отрицательный, то вам есть над чем работать.

Материал: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0130.shtml

Неполная семья -- это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Различают отцовскую и материнскую семьи. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей, т. к. одному родителю приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи, восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение этих задач весьма затруднительно, поэтому очень часто неполные семьи испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Любая семья, а материнская, прежде всего, испытывает трудности в воспитании, развитии и социализации ребёнка. Уже одно перечисление этих факторов, психологически воздействующих на детей, говорит о сложности проблемы: с какого возраста ребенок растет в материнской семье, и как долго, в каком возрасте был ребёнок, когда ушел отец, и самое главное -- какова личность ребёнка. Очень важно, на каком социальном фоне, проходит жизнь материнской семьи (поддерживают ли ее близкие родственники, какое материальное положение, какие ценности в такой семье и т. д.

Разведенная женщина или мать-одиночка часто невротизирована своим социальным положением. Подрастающий ребёнок все чаще задавать вопросы: где папа и кто папа. Даже относительно уравновешенная мать, у которой с ребенком сформировались хорошие отношения, может потерять душевное равновесие при лобовых вопросах своего ребенка. Ребёнок из материнской семьи особенно нуждается в близком друге -- мужчине (чаще всего это дедушка по материнской линии или кто-то из близких родственников). Очень важно, чтобы мужчина -- друг установил доверительные, дружеские, отношения с ребёнком и эти отношения поддерживали его мамой. Взрослый мужчина в качестве друга нужен и мальчику, и девочке, что позволит -- правильно сформировать половую идентификацию ребёнка, т. к. он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины.

В настоящее время при разводе родителей все чаще отмечается тенденция сохранения отношений между отцом и ребенком, а если эти отношения еще и поддерживаются матерью ребенка, то есть надежда, что в общество мы получим человека с правильно сформированным психотипом.

Очень много различных мнений можно услышать о детях воспитываемых одинокими матерями и чаще всего они противоположные. Одни говорят, что это плохо, другие говорят, что никакой разницы, третьи убеждают, что много известных людей было воспитано одной матерью. Да, действительно в некоторых случаях ребёнок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает, становится самостоятельным и успешно участвует в общественной жизни.

Такие дети чаще исключение, так как такому явлению до сих пор нет объяснения. И если три основных круга потребностей (стимуляция, учение, эмоциональная связь) могут быть удовлетворены в материнской семье, то удовлетворение четвёртого круга -- область общественных связей -- остаётся всё же под вопросом. Для материнских семьей характерно такое явление как феминизация (преобладание женского влияния).

В таких семьях, она, как правило, двойная, т. к. в сфере дошкольной и школьной педагогики работают в основном женщины. При определённых, условиях материнская семья может стать благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, хотя сама по себе материнская семья не является криминогенным фактором. Исследования ученых показывают, что материнская семья практически всегда сталкивается с трудностями при выполнении функции социализации детей. Материнская семья относится группе риска, т. к. она обладает наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить её как благополучную и снижающую адаптивные способности такой семьи.

Материнская семья имеет как свои плюсы, так и минусы. К преимуществам относятся: свобода и независимость от мнения другого родителя (отца), возможность самостоятельно принимать решения, всё внимание уделяется ребёнку. Дети из таких семей обладают более высокой самостоятельностью и активностью, частым их участием в принятии важных семейных решений, чем дети из полных семей.

Основными недостатками являются: чувство одиночества, неполноценности, невозможность благополучного воспитания ребёнка, материальные трудности, отсутствие помощи, поддержки, высокая ответственность одинокой матери за ребёнка, недостаточное влияние на ребёнка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неровности родительских чувств, возникновение в сознании ребёнка мысли о собственной второсортности.

Психологи все больше находят подтверждений тому, что родительская семья и особенности их воспитания влияют на то, какая семейная жизнь будет строиться у их ребенка в будущем. Самым известным примером является то, что мужчина часто выбирает в жены женщину, которая похожа на его мать. Речь не идет о внешности, здесь говорится о некоторых качествах характера, в которых мать и жена похожи между собой.

В психологии бытует мнение, что человек повторяет судьбу своих родителей. Девочка копирует поведение матери, отыскивая себе мужчину, похожего на ее отца, а мальчик копирует сценарий жизни отца, выбирая себе женщину, похожую на мать. Это автоматическая программа любого человека, которая ориентирована на выживание человечества. Если человек не желает думать и сам управлять своей судьбой, тогда у него будет активирована автоматическая программа самовыживания, когда он будет строить такие которые похожи на отношения его собственных родителей.

И довольно часто можно увидеть, что дочки повторяют судьбы своих матерей, сыновья – поведение своих отцов. Чуть реже можно встретить ситуацию, когда мужчина копирует поведение матери, но все равно ищет себе такого партнера, который будет похож на его отца. И наоборот: женщина становится похожей на своего отца, подбирая себе такого партнера, который похож на ее мать. Другими словами, ребенок становится похожим на одного из своих родителей, а идеальный партнер для него – это копия второго родителя.

Неужели людям суждено проживать ту же судьбу, которую прожили их родители? Нет. Конечно, автоматическая программа действует всегда, поскольку человек живет каждый день и все его тело запрограммировано на самовыживание. Но в воле самого человека сотворить свою жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Да, у вас есть родители, они построили свои отношения определенным образом. Но вы вправе выбирать: хотите вы жить так же, как ваши родители, или все-таки желаете иметь что-то такое, чего не было у них?

У каждого человека есть выбор. Но не все об этом помнят и знают. Вы можете все пустить на самотек, и в таком случае наверняка будете жить так, как это делали ваши родители, поскольку вы видели их модель отношений, к которой привыкли, какой бы неидеальной она ни была. Но если вы все-таки задумываетесь над тем, нравятся вам отношения ваших родителей или нет, хотите жить точно так же или нет, тогда у вас возникают мысли относительно того, а что вы хотите иметь в своих любовных отношениях.

Прожить жизнь родителей или создать свой сценарий ? Это будет вашим выбором. Автоматическая программа вам будет помогать создавать ту жизнь, которой жили ваши родители. Но ведь и ваши родители – простые земные люди, которые совершают ошибки и имеют свои недостатки. Их союз может быть неидеальным. Поэтому в вашей воле трезво оценить ситуацию и решить, какой сценарий счастья будете создавать вы. Автоматическая программа будет действовать. Но если вы не захотите прожить жизнь своих родителей, тогда у вас появляется возможность начать жить так, как это видите лично вы. Привнесите в свою жизнь нечто новое, совершенное и хорошее – это и есть эволюция, прогресс, за который отвечают дети, а не родители.

Читательницам женского сайта сайт рекомендуется не просто встречаться с мужчинами, но и знакомиться с особенностями семейной жизни их родителей. Знакомьтесь с будущими и свекрами. Изучайте их установки, которыми они пользуются для построения своих семейных отношений. Понаблюдайте, какое поведение проявляется у отцов к матерям ваших мужчин, поскольку нередко сыновья повторяют их поведение. Можно уповать на то, что конкретно ваш мужчина будет особенным и не повторит судьбы своих родителей. Однако это чаще всего становится маловероятным.

Какая семья у родителей, такая семья у их сына

Множество примеров людей доказывают тот факт, что сыновья повторяют судьбы своих отцов, а дочки – матерей. Исключениями становятся те случаи, когда в семьях родителей мужчина и женщина занимают противоположные роли. Сыновья всегда копируют модель поведения тех, кто в семьях их родителей является лидирующим, а девочки – подчиняющимся, ведомым. В результате получается следующее: какая семья была у родителей, такую семью создает и их сын.

Чтобы понять, каким семьянином будет потенциальный муж, необходимо посмотреть на поведение его отца. Та же рекомендация работает и для мужчин: если они желают узнать, какими будут их потенциальные жены, необходимо посмотреть на поведение их матерей.

Сын часто является копией отца. Ведь он с самого детства впитывал в себя его поведение, манеры и нравы. Родители могут многому учить своих детей, однако сыновья (как и дочки) лучше всего усваивают то, что наблюдают за своими родителями. Если отец пил, то, скорее всего, сын тоже будет пить. Если отец изменял, то, скорее всего, сын тоже будет позволять себе изменять жене. Если отец мало зарабатывал, то, скорее всего, сын тоже будет мало зарабатывать. Если отец не помогал матери по дому, то и сын, скорее всего, не будет считать должным помогать своей жене.

Конечно, не все так однозначно. Есть и пары, где мужчины не похожи по своему поведению на собственных отцов. Здесь можно проследить схожесть сыновей с повадками матерей, которые, возможно, были лидерами в семьях.

В любом случае мужчина становится таким, каким его воспитывали родители. Здесь немалую роль играют родительские установки, которые прививались ему, когда он был еще маленьким.

Именно родители являются теми учителями, которые говорят ребенку, как нужно жить, чтобы минимальными усилиями достигать желаемых целей. Родители дольше прожили в материальном мире, и ребенок им безоговорочно доверяет, копируя их поведение, характер и мировоззрение. Именно мамы и папы могут разрушить будущее своих детей или, наоборот, помочь стать счастливыми.

В будущем ваш ребенок повзрослеет и начнет искать вторую половинку. Насколько счастливой будет его любовная жизнь, зависит во многом от того, что по этому поводу говорят родители, пока их малыш еще маленький и полностью им доверяет. Рассмотрим фразы, которые часто бросаются родителями. Если взрослым кажется, что они «просто болтают», то дети эти фразы воспринимают буквально.

  • «Слишком мал, чтобы интересоваться девочками/мальчиками». Другими словами, ребенку просто нужно вырасти, чтобы начать бегать за представителями противоположного пола.
  • «Мальчики/девочки тебя до добра не доведут. Тебе нужно учиться, а не о мальчиках/девочках думать». Родители здесь призывают вообще не думать о любви, поскольку она опасна и вредна. Пока человек любит, он лишается счастья.
  • «Сегодня глаза накрасила, а завтра ребенка принесешь домой!». Здесь взрослые говорят о прямой закономерности между нанесением макияжа и появлением ребенка. Скорее всего, как только девочка накрасится, она тут же станет матерью.
  • «Все мужчины – сволочи», «Все женщины – стервы». Здесь происходит программирование, как следует относиться к представителям противоположного пола. Поскольку они являются недоразвитыми, глупыми и психически больными, то ребенку к ним следует относиться пренебрежительно.
  • «Поцелуй папу – получишь конфетку». Ребенок привыкает к тому, что его ласки должны оплачиваться.

Взрослым кажется, что ничего плохого они не говорят своим детям. Однако со временем дети вырастают и начинают жить так, как их на это запрограммировали родители.

Как воспитание влияет на будущего мужа?

Может ли женщина изменить отношение будущего мужа к себе, независимо от того, какое воспитание он получил у родителей? Психологи утверждают, что изменить глубинные подсознательные программы очень сложно. Обычно то, что заложено родителями, навсегда остается с человеком. Даже если стараться и прилагать усилия, чтобы глубинные установки не влияли на отношение к ближнему, все равно рано или поздно наружу выплывает то, что уже запрограммировано.

Воспитание влияет на будущего мужа кардинально. Конечно, женщина может что-то изменить в мировоззрении мужчины, чем-то поразить или удивить. Но зачастую эти изменения незначительные. В большинстве своем представление о том, как должна строиться семья, какие роли обязаны выполнять муж и жена, программируются еще в детстве под влиянием родителей. У читательниц данной статьи происходит то же самое: они еще в детстве усвоили то, как они будут строить свою семейную жизнь.

Здесь остается только один выход: подобрать себе таких свекровей и свекров, которые хотя бы приблизительно строят свою семью по таким же принципам, по которым хочет ее строить женщина со своим будущим мужем.

Как сохранить отношения, несмотря на взгляды своего мужчины?

Говорить о том, что у мужчины и женщины будет одинаковое воспитание, не приходится. Обычно у партнеров имеются разногласия в отношении того, какой должна быть семейная жизнь и что должны делать муж и жена в этом союзе. Как сохранить отношения, несмотря на взгляды своего мужчины?

  1. Пересмотреть свое отношение на привычки будущего мужа. Часто оказывается так, что они не так уж и плохи. Просто от того, что вы к ним не привыкли, вам кажется, что их вовсе не должно быть.
  2. Умерить свои желания. Не все должно происходить так, как того хотите вы. С таким же подходом живет ваш мужчина. Если он вынужден в чем-то меняться, перепрограммируя себя, значит, и вам следует в чем-то себя ограничить или изменить.
  3. Пообщайтесь с родителями своего мужа. Возможно, вы чего-то не понимаете, а мужчина вам сам ничего не может ответить по этому поводу. Скорее всего, родители смогут дать ответы на некоторые вопросы.
  4. Не делайте поспешных выводов. Если окажется, что ваш мужчина из неблагополучной семьи, это еще не будет однозначно говорить о том, что он станет похожим на своих родителей. Все-таки люди имеют право выбора. Если ваш мужчина сделал выбор не быть похожим на своих родителей, а брать пример с других лиц, то он будет придерживаться данного принципа.

Итог

Родительская семья и особенности воспитания, через которые прошел мужчина, все-таки влияют на поведение и отношение его к будущей жене. Итог будет зависеть от тех выводов, которые он сделал еще в детстве, когда наблюдал за поведением своих родителей. Мужчина непременно брал с кого-то пример. И это могут оказаться совершенно посторонние люди, а не его собственные родители.

Чтобы получше понять, каково будет житься вместе с мужчиной, можно пожить с ним гражданским браком некоторое время. Данный опыт покажет более наглядно, каких принципов он придерживается, чтобы сделать женщине окончательный вывод, выходить за него замуж или нет. Уже практически ничего не получится изменить, поэтому следует трезво оценивать ситуацию и собственные возможности.

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.