Синестезия - это что за явление в психологии? Виды синестезии. Синестезия в психологии человека: как воспринимать мир не так как все


Мало кто знает о таком необычном и редком явлении   как синестезия. Но ведь, возможно, вы родители синестетика! Как определить это?
Феномен не так тяжело обнаружить, просто многие не догадываются о самом его существовании.

Синестезия – это явление восприятия, когда раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, характерными для другого органа чувств . Запутанно и непонятно? Давайте разберемся!

С примерами будет легче::

Цветной слух (фонемно-цветовая синестезия) – ассоциация слышимого звука с каким–либо цветом;

Слуховая синестезия – способность слышать звуки при наблюдении за движущимися, сверкающими предметами;

Вкусовая синестезия – ассоциация услышанных звуков с определенным вкусом;

Синестезия с графемой – смешение цветового или фактурного восприятия с буквами, словами, цифрами. По данным исследований ею обладает 1% населения Земли.

Самый распространенный из видов – восприятие дней недели в цвете.

Среди необычных проявлений можно выделить: цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения.
Всего исследователями задокументировано около 70 разновидностей. Известны многоаспектные синестеты, у которых синестезия возникает на несколько категорий явлений.

Общей теории феномена пока не существует:

По одной из версий синестезия имеет генетический характер. То есть, если вы обладаете «смешением чувств», можете попробовать проверить, нет ли у ребенка подобной вашей или иной ассоциации.
По мнению исследователей каждый двадцать пятый из нас – синестет. Это не является патологией. Некоторые люди приспособились использовать подобный дар для своей пользы, некоторые - испытывают к своему феномену полное равнодушие. Развить «добавочное чувство» еще никому не удавалось.

Среди минусов синестезии можно выделить излишнюю обобщенность, субъективную интерпретацию и оценочность.

Не редкое явление – временное исчезновение синестезии. Это может быть связано с гормональными изменениями в переходный период. В результате сильного стресса или сенсорной перегрузки ощущения также могут затухать или пропадать.
Люди, обладающие таким «даром», ничуть не лучше остальных. Факт синестезии мало изучен и может быть в будущем перспектива использования синестезии будет оправдана. Исследования в данной области продолжаются, но осложнены отбором подопытных, отсутствием систематизации и общей терминологической базы.

Обнаружение синестезии:

Сам ребенок часто лишь во взрослом возрасте выказывает свою необычность. Ведь в детстве нам кажется, что все видят и воспринимают мир именно так, как и мы. И, конечно, буква «З» - всегда оранжевая, а цифра «7» - не может быть иной, кроме как фиолетовой (пример ощущения графемного синестетика), также окрашиваются целые слова, имена людей.
На самом деле синестезией обладают столько,   сколько себя помнят. Ощущения практически не изменяются со временем.
Чаще открытие о своей особенности ребенок делает случайно. Например, в разговоре о каком-то имени он говорит, что оно не очень нравится ему, потому что «зеленое». После удивления окружающих выясняется, что только малыш считает его «зеленым», больше никто не видит его в цвете. Забавно, что у синестетиков одного вида очень мало совпадающих ассоциаций.
Если у одного цифра 4 – синяя, то у другого она коричневая, у третьего красная. Все уверенны, что его цвет единственно верный и другого закрепленного именно за этой цифрой быть не может.

Известные синестетики:

Библиографические свидетельства указывают на то, что синестетическими способностями обладали многие выдающиеся личности.
Владимир Набоков создавал в своих произведениях подобие чувственного монтажа. Колоколист Валентин Сараджев воспринимал более тысяч цветов в одной октаве и использовал это обостренное ощущение для создания колокольных симфоний. Абстракционизм Кандинского тоже связан с изображением им субъективных переживаний. Николай Римский-Корсаков обладал «цветным слухом». Из современных поп-исполнителей к числу синестетиков относится Ledy Gaga, Тори Амос.

Применение на практике:

Синестезию можно использовать многими способами в силу того, что она способствует восприятию сложных понятий. Самым естественным применением будет запоминание имен и номеров   - для людей с графемно-цветовой синестезией, дат и событий – с окрашенными или локализованными последовательностями. Дети, воспринимающие в цвете написанные слова, легко обнаруживают орфографические ошибки по «неправильной окраске».
Многих привлекает творчество, связанное с их формой проявления синестезии. Особая память на форму и фактуру часто приводят синестета к занятию живописью, фотографией, дизайном. Конечно, для реализации в профессии также необходимо развитие образности мышления, переосмысление восприятия.

Компания Ford наняла Майкла Хаверкампла, чтобы он трогал, слушал и нюхал автомобили. Его восприятие отличается следующим: когда он слышит звуки, то видит перед собой звуки и формы. В компании у него полноценная должность – специалист по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля.
Попробуйте   выяснить, нет ли у вашего ребенка необычного восприятия. Не путайте синестезию – прочно закрепленное ощущение, связанное с другим чувством, - и образную ассоциацию. Возможно, что обнаруженный феномен поможет вашей крохе в жизни!

Не смотря на то, что синестезия в психологии существует уже не одну сотню лет, мало кто знает, что это такое. Тем не менее, с этим явлением сталкиваются многие. Некоторые расценивают его как психическое расстройство, но на самом деле, ничего страшного в этом нет. Даже наоборот, развить синестезию у себя будет очень полезно. Это раскроет новые возможности для развития личности.

Суть явления

Синестезия в психологии связана с чувственным восприятием мира. Вкус, цвет, запах, тактильные особенности, визуальное восприятие – всем этим одновременно пользуются синестетики, оценивая один объект. Но давайте по порядку.

Понятие «синестезия», как уже говорилось, возникло около трехсот лет назад. Но ученые утверждают, что синестезия – это древний феномен, который использовали еще пещерные люди во время своих ритуальных танцев. Они воспринимали мир целиком, в том числе цвет, звук и прочие явления для них были неделимы. Примерно с XIX века явление стали использовать осознанно в творческом аспекте. Но к сегодняшнему дню уже говорят о том, что синестезия в психологии тоже заняла свое место. Мало того, получила собственную градацию.

Синестезия в психологии:

1. Цветной слух , который часто встречается у музыкантов и композиторов.

2. Слуховая синестезия – восприятие звука от созерцания предметов, даже если они стоят тихо.

3. Вкусовая синестезия – при прослушивании музыки, созерцании даже несъедобных предметов, люди ощущают конкретный их вкус.

4. Зрительная синестезия – категоризация зрительных образов в соответствии с цветом или тактильными ощущениями.

5. Ассоциирующаяся и проецирующая синестезия. Первая проявляется вследствие жизненных стереотипов, а вторая им не подвластна.


Синестезия - как развить?

После того, как явление вывели из области патологии и признали, что им обладает небольшой процент людей, все равно сложно определить, где настоящая синестезия, а где ненастоящая.

Многие ученые полагают, что развить синестезию невозможно, так как она передается генетически. Но практика показывает, что люди, лишившиеся одного органа чувств, вполне могут развить синестезию в качестве компенсации. Но все равно ученые рекомендуют внимательно разделять явление синестезии с галлюцинациями.

Логично, что такими особенностями обладают по большей части люди творческие: писатели, поэты, композиторы, музыканты. Однако если выполнять определенные упражнения, то эту особенность можно в какой-то мере развить.

Для этого возьмите себе за привычку ассоциировать предметы с несвойственными им явлениями. Пусть музыка излучает цвет, цвет передает вкус, а запахи можно потрогать. Это раздвинет границы вашего эмоционального опыта.

Еще одно упражнение – фантазии. Представьте себе, как бы готовил шашлык Моцарт, или какой бы портной вышел из Пушкина. Нетипичные ассоциации – путь к развитию синестезии .

Часто проводите гимнастику для глаз, дыхательную практику. Возьмите предмет, который источает интенсивный аромат, и придайте им тактильные, звуковые характеристики. Также можно воспринимая звук, цвет или образ выискивать в нем тонкие и незаметные нюансы, которые обычно ускользают от нас.

И наконец, задавайте себе нестандартные вопросы: как звучит чистый лист бумаги, какого цвета ля мажор и т.д. Сегодня синестезия в психологии получила новое звучание.

Если для человека каждая буква имеет свой цвет и запах, а каждый цвет звучит по-своему и может быть мягким, скользким или горьким – то это называется синестезией.

Когда на явление, предмет, событие или символ несколько или, что реже бывает, все органы чувств имеют четкую характеристику. Эти характеристики индивидуальны для каждого «синестета», они не одинаковы для всех.

Виды синестезии

Синестезии включают визуальные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и пространственные впечатления и ощущения в различных комбинациях.

Для обычного человека недоумение – это чувство, а для синестета – оно может быть еще слегка шероховатым, прохладным, соленым, звучать как нота ми и иметь синевато-серый оттенок.

Синестезия нередко проявляется у талантливых людей. Многие известные писатели (Цветаева, Бальмонт, Пастернак, Бодлер, Верлен, Рембо), композиторы (Римский-Корсако, Скрябин, Ференц Лист, Ян Сибелиус), физик Ричард Фейнман были синестетами. Типичный пример синестезии – Прометей (Поэма огня) Op. 60 - музыкальная поэма Александра Скрябина для фортепиано, оркестра, хора и партии света Luce, для которой в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии. В 1970-х был популярен «световой орга́н» - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Синестезия может передаваться по наследству. В качестве примера можно привести семью Набоковых.

Для чего нужно развивать синестезию?

Синестезия – часть целостного восприятия мира. Известна с древнейших времен, но свое название получила около трех веков назад.

Синестезия – расширенный спектр возможностей для современного человека, но, возможно, была присуща каждому человеку в далеком прошлом. Вполне вероятна связь интуиции и экстрасенсорных способностей с синестезией. Во всяком случае, они все относятся к «досознательному» восприятию человека. Когда человек «улавливает» или обращает внимание на «подпороговые стимулы», предощущения.

Синестезия способствует более яркому творческому самовыражению. Возможно, именно с этим явлением связано влияние некоторых абстрактных картин на восприятие.

Синестезию можно получить не только по наследству, но и развить. Особенно легко это сделать в детстве, когда малыши более чувствительны и восприимчивы. Их ощущения и чувства еще не отмечены ярлыками «хороших» и «плохих», не подавлены или извращены психологическими травмами. Как часто родители относят проявления синестезии своих детей к глупым фантазиям или сказкам.

Как развивать синестезию? С чего начать

Существуют специальные упражнения по развитию синестезии, которые включают и вовлекают органы чувств в работу по восприятию. Это замечательно получается у детей. Для них вполне естественно описывать цвет букв или вкус дней недели или звучание месяцев.

Если вы родитель и не обладаете синестетическим восприятием, но хотите развить эти способности у ребенка (а, может быть, заодно и у себя!) вам предстоит провести подготовительную работу.

Составить списки:

  • цветов (не обычных 7 цветов радуги, а, по крайней мере, не менее 30 оттенков (Гугл в помощь!)
  • -фактурных, осязательных ощущений (температура, гладкость – шероховатость…, мягкость- твердость, гибкость, пластичность и т.д.)
  • Звуков
  • Вкусов
  • Запахов
  • Эмоций
  • Событий
  • Символов
  • Алфавит все, надеюсь, знают
  • Действий
  • Геометрических фигур. И т.д.

Это не только будет способствовать обогащению сферы ощущений, но также расширит словарный запас ребенка.

Почему именно списки? Потому, что то, что не имеет названия – не существует.

Сделайте своей привычкой расширение восприятия – постоянно задавайте себе и ребенку вопросы:

Как бы мог (могла, могло) звучать это?

Какое оно на вкус?

Какого цвета?

Каково на ощупь?

Чем могло бы пахнут ь

Какой цвет у запаха? Какой вкус у звука? Какой на ощупь цвет?

У йогов есть упражнение – «цветное дыхание». Цвет и звуки – лечат.

Выходите за границы привычного, разрешенного и обыденного. Начните творить сказку вместе с ребенком. И вы увидите мир совершенно другим. Волшебным и необычным.

Тренируйте каждый орган по отдельности и все разом, делайте это постоянно и в вашем мозге будут постоянно образовываться новые нейронные цепи. Это залог долголетней счастливой жизни без склероза и маразма. Это развитие эйдетической, образной и эмоциональной памяти, Это развитие эмпатии – понимания и принятия эмоционального состояния другого человека.

Заостряйте внимание на оттенках и нюансах чувств. Прислушивайтесь, присматривайтесь, принюхивайтесь…

«Мир исполнен соучастий. Природа - нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

Для глубокого изучения:

Музыкально-цветовые ассоциации: «Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»

для детей от 10 до 14 лет

Продолжение следует.

Добрый день, дорогие мои читатели! Сегодня речь пойдет о таком интересном явлении, как синестезия в психологии. Это явление наблюдается примерно у 4% населения. Что это такое, симптомы определения феномена, помогает ли он жить или наоборот мешает – давайте разберемся во всем по порядку.

Во первых, не спутайте понятия синестезия и .

Синестезия – это неврологический феномен, при котором несколько человеческих чувств восприятия сливаются воедино. Таких людей называют синестетами. Они могут не только слышать звуки музыки, но и чувствовать их, отличать по запаху и видеть.

Теории возникновения

На сегодняшний день четко не установлен механизм возникновения этого явления. Существует несколько теорий:

Врожденная особенность

Согласно ей, это врожденное качество человека, которое передается по наследству. Изначально причиной его возникновения у отдельного индивидуума была мутация генов.

Самые яркие примеры переданной по наследству синестезии – это цветное восприятие букв Набокова, которое он унаследовал от матери. Затем он передал его своему сыну.

Стоит отметить, что передается лишь общий механизм, но никак не ассоциативный ряд. То есть, если у матери одни буквы ассоциировались с конкретными цветами, то это вовсе не обозначает, что у ее сына те же буквы будут ассоциироваться с теми же цветами.

Модель кросс-активации

Между двумя расположенными рядом зонами нашего мозга, которые отвечают за разные чувства, происходит взаимодействие. К примеру, зона, отвечающая за восприятие геометрических фигур, попадает в содействие с зоной, которая воспринимает звук. В результате этого между нейронами возникают аномальные связи, что провоцирует неправильное функционирование некоторых из них.

Все дети – синестеты

Согласно этой теории, существует гипотетическое мнение, что в мозгу младенцев существуют «нейронные мосты», которые поддерживают активные связи между органами, отвечающими за формирование ощущений. Если эту версию считать достоверной, то звуки, объемные формы и также цвета в восприятии маленького ребенка слиты в единое неупорядоченное целое. С возрастом такие связи поддаются разрушению, вследствие чего чувства становятся более контрастными и раздельными. Но незначительное количество людей сохраняет такие связи в мозгу на всю жизнь.

Диагностика

Как установить, обладает ли человек этим даром или нет? Хотя это явление некоторые относят к классу психоневрологических заболеваний, оно не включено в перечень расстройств, мешающих привычной жизнедеятельности человека. Это, скорее всего, отличное от других восприятие мира.

Простейшим вариантом первоначального тестирования является многократное исследование на восприятие цветов на протяжении длительного отрезка времени и анализ результатов.

На данный момент этот феномен плодотворно изучает большое количество ученых.

Как стать синестетом?


Многие задаются вопросом: «Как развить синестезию?». Стоит отметить, что перестать в один прекрасный день чувствовать запахи определенных слов или цвета звуков невозможно. Наша сила воли не владеет такими возможностями. Следовательно, стать обладателем такого явления по своему желанию также невозможно.

Но медицине знакомы случаи, когда по причине нарушения каких-то процессов в нервной системе человек обретал такого рода способности. Наиболее известная широкой аудитории подобная история произошла с 45-летним жителем Торонто. По истечении нескольких месяцев после пережитого инсульта мужчина начал чувствовать раздражение от слов, которые были написаны одним конкретным цветом.

Синие цвета начали у него ассоциироваться с запахом ягоды. Изначально мужчина испугался и обратился к врачам. В результате МРТ сканирования было установлено, что пострадавший после приступа мозг пытался восстановить привычное физиологическое состояние. В процессе чего интенсивно между отдельными нервными клетками мозга образовались неупорядоченные связи.

При проведении в Шотландском университете исследований было установлено, что синестеты имеют более четкую ассоциативную память. Причем такие ассоциативные связи формируются в них еще на уровне нейронов. Поэтому они намного прочнее условных, придуманных произвольным образом.

Наиболее распространенные виды синестезии:

  • музыка – слово;
  • музыка – вкус;
  • цвет – вкус;
  • число – цвет – слово.

Для некоторых людей такое взаимодействие ощущений может показаться даром, который помогает более качественно учиться и работать. Другие же понимают, что такие смешанные чувства ведут к дополнительному рассеиванию внимания. Которое может наступать произвольно в самый неподходящий для этого момент, к примеру, на экзамене.

Каждая из немногочисленных попыток ученых искусственно развить синестезию до этого дня проваливалась. Большинство из них сходится на мысли, что основой феноменальности является именно фактор спонтанности, который при искусственном развитии такого восприятия попросту отсутствует.

Что стимулирует развитие синестезии?


Синестезия проявляется в отдельных моментах жизни, а не постоянно. Частота таких появлений напрямую зависит от комплекса вызывающих ее стимулов. Стоит отметить, что если синестезию у человека вызывает музыка, то при ликвидации всех посторонних шумов и прослушивания в постоянном режиме классических мелодий можно больше никогда не пережить это чувство. Реалистичности в таких моментах будет катастрофически не хватать.

В других ситуациях даже против нашей воли нам не удастся избежать таких синестетических ощущений. К примеру, если ассоциативная память фиксирует наличие одного из компонентов (например, звук поезда), то вам не удастся избавиться от этого феномена. Ведь здесь речь идет о стимулах-триггерах.

Синестезия – дар или помеха?

Синестезия – это эндогенное явление, т.е. сформированный внутренними механизмами процесс. Она появляется еще в детстве. Естественно, в этом возрасте суть разного вида ощущений просто не сформирована ребенком. Даже самый простой, как может изначально показаться, вид синестезии – это своего рода зеркальное отражение сложных механизмов работы мозга.

Люди с этими способностями могут прожить жизнь, так и не догадавшись о своем уникальном даре.

Говоря о том, дар это или помеха, многие исследователи этого вопроса склоняются к первому варианту. Ведь большинство из нас не является синестетами. Одаренные могут держать в памяти и при необходимости быстро извлекать точные данные. Всё благодаря именно этим дополнительным нейронным связям.

Заключение

Дорогие читатели! Если вы замечали раньше за собой подобные явления и не знали, норма это или патология, не волнуйтесь - с вами все в порядке! Возможно, вы обладаете синестезией.


Как мы уже говорили, это не патология, а чудесная особенность. И если вы правильно будете ее использовать, то сможете добиться масштабных результатов.

А для того чтобы узнать, являетесь ли вы синестетом, достаточно просто сравнить свое восприятие с восприятием других людей – родственников, друзей или знакомых. Если определенные стимуляторы вызывают у вас отличные от остальных реакции, значит вы - синестет. Соответственно, вы имеете дополнительное преимущество перед остальными.

Подписывайтесь на обновления и добавляйтесь в наши социальные группы. Там выкладываются анонсы всех интересных статей. Пока, пока.

Техника креативности "5 чувств" или развиваем синестезию

Термин синестезия означает – «слияние всех чувств». Другими словами, это умение «брать» любой объект действительности сразу всеми пятью каналами восприятия: зрением, обонянием, слухом, осязанием и на вкус. Не обязательно при этом, конечно, грызть камень, поднятый с земли. Обязательно лишь вот что: представить в уме, абстрактно, каким был бы его вкус, какой бы он прозвучал нотой… Ведь мы же говорим: вкус победы, горечь поражения…

Учёные утверждают, что средний человек практически ничего не «видит» и не «слышит». Его восприятие мира, иными словами, чересчур бедно. Это связано напрямую с тем, что обычный человек привык воспринимать один предмет лишь одним органом чувств, не задействуя, практически, все оставшиеся чувства. Редко воспринимаем мы какой-либо обыденный предмет сразу по двум чувственным каналам. Например, когда мы воспринимаем одновременно и вкус и запах (хлеба, апельсина…). Тогда жизнь кажется нам уже более прекрасной и яркой, чем всегда. Если же нам случайно доведётся подключить к процессу восприятия ещё и одновременно третий канал, например, тактильное пальцевое ощущение, то такие моменты мы воспринимаем как счастье, мы запоминаем эту «полноту бытия».

Однако, учёные утверждают, что люди, которых принято называть «гениями», часто обладают природной способностью воспринимать мир сразу всеми пятью чувствами.

Поэтому они всегда живут в состоянии ощущения «полноты бытия» и, главное, для «гениев» нет никаких таких «обыденных предметов».

Ведь что такое «обыденный предмет»? Это предмет, который мы не трудимся воспринимать хотя бы парой чувств. Для его восприятия (быстрого, поверхностного) мы лениво включаем только одно дежурное чувство, да и то, включаем еле-еле. Только чтобы не стукнуться об этот предмет. Именно про такой способ жизни сказано поэтом: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут»…

От такого небрежения, чувства, которые не упражняет их хозяин – атрофируются, и уже становится довольно проблематично воспринимать мир сразу несколькими чувствами, сразу, как только Вы этого пожелаете…

Но, продолжаем мысль учёных. Несмотря на то, что «гениальные люди» обладают способностью к синестезии от природы, эту способность может развить в себе каждый человек.

Что это даёт нам в плане прагматическом, ближе к нашим реальным нуждам, например, для более успешного ведения бизнеса?

Представьте себе двоих людей, обследующих тёмный готический замок глубокой ночью.

У одного – завязаны глаза, заткнуты плеером уши, на руках перчатки и совсем нет никакого света – ни спичек, ни фонарика.

А другой человек имеет: фонарь, чуткие подвижные пальцы, и очень внимательный слух.

Как Вы думаете, кто из этих двоих найдёт в замке сокровища? Кто заметит там что-то интересное? Кто вообще выйдет оттуда живым?

Разумеется, все хотят иметь живой фонарик, лазая по готическим руинам.

В этой технике по развитию синестетики, мы и предлагаем вам такой волшебный фонарик.

Дело в том, что человек без его пяти чувств – это чёрный ящик, погружённый в абсолютно звуконепроницаемую темноту. Но чем лучше работают его чувства (обоняние, осязание и пр.), тем ярче освещается мир вокруг него, тем быстрее рассеивается тьма.

Разработав свои чувства по нескольким нехитрым методикам, Вы будете видеть гораздо больше шансов, перспектив и просто золотых идей, валяющихся перед вами на дороге. Больше, чем остальные, больше, чем Ваши конкуренты…

Поэтому, давайте развивать в себе способности «гениев».

Первое (базовое) упражнение

Итак. Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по вашему, выражает.

Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).

Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.

И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.

Это нужно не только художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.

Второе упражнение

Вспомните знаменитых творцов, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли кинорежиссёра. Музыканта – в роли писателя.

Если бы Феллини был музыкантом, то кем? Назовите имя! Или хотя бы назовите жанр, в котором бы он творил.

Если бы Марк Шагал был танцором, «как» и «что» бы он танцевал? «Как кто» бы танцевал Шагал?

От такого упражнения у Вас должны заныть мозги – это разрабатываются, прокладываются новые каналы восприятия информации, нейронные пути в мозге.

Если бы Уинстон Черчиль был мультипликатором, какие бы у него получились мультфильмы?

Третье упражнение

Займитесь любой (подходящей Вам) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения (например, известным всем палмингом). Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.

Четвёртое упражнение

Чтобы научиться чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Гвоздика, лимонная цедра, горсть земли, коробочка с новыми гвоздями, пачули, ладан, табак, размятый зелёный лист с неизвестного дерева…

Завяжите плотной тканью глаза и подносите к носу каждый такой предмет из своей коллекции. Попробуйте словами описать то, что Вы чувствуете. Для того, чтобы вдохновиться на эту работу перечитайте роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Пятое упражнение

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки…

Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями.

Шестое упражнение

Для того, чтобы развить свои вкусовые ощущения, купите себе книгу, из тех, что пишутся винными дегустаторами для любителей. Такие книги (поэмы о вкусе!) очень полезно читать всем, а не только тем, кто решил купить на аукционе коллекцию (погреб) старых вин и угощать ими своих дорогих гостей на торжественных обедах…

Посвятите каждому отдельному чувству день, неделю, месяц. Узнавайте разные цвета и вкусы, запахи и прикосновения, слушайте звуки.

И наконец, Седьмое упражнение

Научитесь снимать пласты грубых повседневных звуков и обнаруживать под ними более тонкие звуковые слои. Учитесь в какофонии дня слышать те звуки, которые мы обычно не слышим, то есть, более тихие звуки.

Для этого вслушивайтесь в каждую возникающую паузу. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину радио, телевизором, пустым разговором.

Отправьтесь в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая Вам откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым Вы уже больше никогда не будете.

Слушайте исполнение классических произведений музыки разными исполнителями – находите разницу в исполнении одного и того же опуса разными людьми. Слушайте одну и ту же мелодию, сыгранную на различных инструментах.

Такие, казалось бы, сугубо прикладные (искусствоведческие) задачи, на самом деле полезны не только и не столько для искусствоведов. Они развивают интеллект в целом и в конечном итоге выводят нас на дорогу успешных людей.


23.04.2010 16:54:00

Подборки лучших идей бизнеса 2018