Тематическая беседа «Русские народные художественные промыслы» (старшая группа). Методическая разработка на тему: Беседа о народных промыслах

Россия издревле славилась своими мастерами — кузнецами, гончарами, художниками и т.д. Мастера делают прекрасные игрушки, расписывают чудесную посуду, изготавливают одежду и при этом поют народные песни. Рассказать детям о таких людях и их труде можно в рамках знакомства с народными промыслами России. Согласно программе «От рождения до школы», в происходит знакомство детей с такими промыслами, как гончарное искусство, резьба по дереву и изготовление народных игрушек, кузнечное ремесло и конечно же разные виды росписи посуды и игрушек. С гжельской и хохломской росписями педагог более детально познакомит детей чуть позже, а в начале ноября, согласно ФГОС ДО, планируется неделя, направленная на знакомство детей с бытом и трудом русских людей, расширение знаний о народной игрушке и русском народном творчестве. Стихи по теме недели, содержание экскурсии в русскую избу, рассказы о прикладном искусстве для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные промыслы России».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о профессиях гончара, кузнеца, организация сюжетных игр «Семья ремесленников из Городца», «Ярмарка» и т.д., которые позволят расширить знания детей о труде русских людей. Дети отправляются в прошлое игрушек, узнают об убранстве русской избы и значении слов «хлебосольство и радушие».

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует наблюдения в природе за , заготовку листьев для гербария, просмотр презентации «Скопинская керамика» и опыты на выявление свойств глины.

Речевое развитие

Продолжается работа по развитию умения описывать посуду, выделяя особенности росписи на ней, чтению и пересказу русских народных сказок. Речевому развитию способствуют обсуждение пословиц и поговорок, а так же игры с дыхательными тренажёрами и разучивание мирилок.

Художественно-эстетическое развитие

Старшие дошкольники разучивают песни и хороводы, слушают народную музыку. Дети плетут половицы, работают кузнецами и украшают жостовский поднос, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Физическое развитие

Педагог продолжает знакомить детей с народными подвижными играми, беседует о значении режима дня, предлагает игры на развитие глазодвигательных мышц, что положительно сказывается на физическом развитии детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Пальчиковая игра «Кузнец». Цель: разучить слова. Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжить знакомство детей с разными видами росписей: городецкой, жостовской, гжельской и т.д. Физминутка «Чудо-птицы». Цель: развивать координацию движения и речи.
Про-
гулка
Беседа «Чем играли наши бабушки». Цель: рассказать детям о народных игрушках. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игры с перчаточным театром. Цель: развивать воображение и театральные способности детей. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о работе гончара. Цель: расширять знания детей о труде взрослых. Эксперименты с глиной. Цель: опытным путём выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. Чтение русских народных сказок по выбору детей. Цель: выяснить, какие сказки нравятся детям. Аппликация «У берёзы хоровод». Цель: продолжить учить детей работать с ножницами, складывать бумагу гармошкой. Настольная игра «Что сначала — что потом». Цель: закреплять знания детей о режиме дня.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Цель: расширять знание о быте наших предков, обогащать словарь. Игра «Сложи узор» (кубики Никитина). Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей». Цель: расширять знания о русском быте через танцы и песни. Проблемная ситуация «Придумай новое правило к подвижной игре». Цель: расширять представления о подвижных играх, развивать внимание.
Про-
гулка
Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице. Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. Наблюдение за осиной. Цель: ознакомить с деревом — осиной, её строением, листьями. Самостоятельные игры в книжном уголке. Цель: формировать бережное отношение к книгам. Экскурсия в мини-музей «Разные ложки». Цель: расширять знания о способах росписи посуды. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь.
ОД

Беседа в средней группе

по теме " Дымковская игрушка "

Воспитатель первой квалификационной категории

Цель : воспитывать интерес к народному творчеству.

Задачи :

    Знакомство с декоративно-прикладным искусством : Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.

    Развитие и обогащение речи : «народные умельцы» , «роспись» , «узор» , «орнамент» .

    Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.

Образовательная область : ОО «Познавательное развитие»

Демонстрационный материал : оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, презентация, видео как создавалась дымковская игрушка.

Предварительная работа : Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка» . Игра «Подскажи словечко» , беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.

Ход беседы:

1. Вводная часть.

Деятельность воспитателя :

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему мастерству молодых учили.

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.

2. Основная часть.

Деятельность воспитателя: Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух) .

1. Барышня

Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, волны, овалы, круги и точки-

Словно волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья, добра желают.

2. Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

3. Петушок.

Дымковский я петушок,

Пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами : кружками, кольцами, полосками, змейками.

Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Деятельность детей : солнце

Деятельность воспитателя : А что могла означать волнистая линия?

Деятельность детей : воду.

Деятельность воспитателя : А что же могла означать клетка?

Деятельность детей : поле.

Деятельность воспитателя : А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Деятельность детей : яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Деятельность воспитателя : Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки? (для красоты, ими украшали окна) . А играли этими игрушками?

Деятельность детей : Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Деятельность детей: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Деятельность воспитателя: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Деятельность воспитателя : Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку.

Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.


Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к народному искусству России


Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.


Дымковская игрушка рукодельное изделие. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.



Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.



После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.



Название: Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, Старшая группа

Должность: воспитатель (соответствие должности)
Место работы: МБДОУ д/c к.в. № 11 «Журавушка»
Месторасположение: город Ставрополь, Ставропольский край

Конспект НОД в старшей группе:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Составила и провела:

воспитатель Съедина Н.В.

2014-2015 учебный год

Программные задачи:

1. Познавательные:

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые:

Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка» , «Гжель» , «Хохлома» , «Городецкая игрушка» , «Матрешка» .

4. Художественно-эстетические:

Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

Вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

5. Физические:

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

Работа с раскрасками;

Во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

Беседы с детьми о русских народных традициях;

Знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком».

Работа с родителями:

обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.

Материал и оборудование :

— элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя)

— изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

— иллюстрации с изображением ярмарки

— атрибуты необходимые для игр;

— различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Ход занятия:

1-я часть — Приветствие:

Воспитатель 1: Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны???

Дети: Даааааааааааааа….

Воспитатель 1 : Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка» и дети заходят в группу.

Воспитатель 1 : Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т.д.

2 – я Основная часть: описание ремесел:

Воспитатель 2: Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Дааааа ….. Нееееттт…

Воспитатель 2: А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

  1. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
  2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
  3. Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

  1. Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой , а серебристо- оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности .
  2. Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Загадки:

Воспитатель1: Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них.(Загадки рассказывают дети, выучившие их предварительно, а отгадывают остальные дети группы):

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные

(Жостовские подносы)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Воспитатель 2 : Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

Продуктивная деятельность.

Воспитатель 1: дорогие ребята, а сейчас мы предлагаем вам немножко отвлечься. Подходите сюда. На этом столике вы видите матрешек. Чего у них не хватает(ответы детей) . Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны. Мы предлагаем вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку….. (Дети выполняют задание) Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.

Игровые физминутки:

Воспитатель 2: А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Моталочка».

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.

Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок.

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

3 часть — Итог занятия:

Воспитатель 1: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так?!

Дети отвечают , что у них нет лиц

Воспитатель 1: Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!

Дети выполняют задание.

Воспитатель 1: Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Дети отвечают:…

Воспитатель 1: Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться с ярмарки в наш детский сад.

Елена Мелекесцева
Конспект совместной образовательной деятельности педагогов с детьми «Беседа о русских народных промыслах» в средней группе

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с народными игрушками . Как с одним из видов народного творчества .

2. Закрепить знания детей о дымковской игрушке, элементов дымковского орнамента, цветовую гамму росписи.

3. Вызвать радость, эмоциональную заинтересованность у воспитанников от общения с дымковской игрушкой.

Материал и оборудование :

Дымковские игрушки («Няня» , «Барыня» , «Петух» , «Козлик» , «Баран» ,

Альбомы с изображением дымковской игрушки ,

DVD с изображением села Дымково , картинки с изображением дымковских мастеров за работой, изделий Вятских мастериц.

Гуашь жёлтого, красного и чёрного цвета,

Квадратные листы белой бумаги,

Мольберт для демонстрации картинок.

Элементы дымковской росписи.

Словарная работа : слобода, барыня-щеголиха, мастерица, индюк.

Использование предметно-развивающей среды : учебная и игровая зоны.

Работа с родителями : предложить родителям приобрести раскраски с изображением дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми .

Дети сидят полукругом на стульях, звучит народная мелодия . Воспитатель включает диск с – изображение села Дымково .

Воспитатель : В Дымкове, над Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю.

На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковскими

А давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? Хотите?

Дети : Да!

Воспитатель : давайте приоткроем ставни.

(Воспитатель включает следующее изображение – дымковские мастера за работой, росписью игрушек)

Воспитатель : вот эти мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете?

Дети : они будут разукрашивать игрушки.

Воспитатель : Верно, а как вы догадались, что они будут их разукрашивать? Что стоит на столе перед женщинами? Что они держат в руках?

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской : желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке, кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

Какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель : Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи .

А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать (экран выключается)

Ребята, а хотите посмотреть, что же получилось у наших мастериц?

Дети : Да!

Воспитатель : (Достает игрушки-няня)

Это дымковская няня!

До чего красива няня!

На юбке белой кружки,

В кокошнике няня,

В руках Сеня и Ваня

Будут дети крепко спать

И во сне порастать

(Достаёт следующую игрушку-козлик)

Бока крутые

Рога завитые

Копыта с оборкой

На спине Егорка

(Таким образом воспитатель достаёт индюка, коня, барашка, оленя)

Воспитатель предлагает :

Давайте сначала рассмотрим рассмотрим дымковских животных. Как вы узнали, что это конь, а это баран. А это олень? Ведь они похожи друг на друга. Посмотрите, у всех животных одинаковые ноги, тело, морда. У всех вместо шерсти нарисованы узоры. (Выслушивает ответы детей) . Правильно, дымковские мастера выделили у каждого животного самое главное. Что отличает его от других. У коня это это круто изогнутая шея. У оленя – что?

Дети : ветвистые рога.

Воспитатель :

А у барана какие рога?

Дети :

Большие, загнутые кольцами.

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, какими узорами расписана игрушка? Какие из них вы запомнили, назовите?

Дети :

У коня из кругов, у козлика и барана из колец и кругов, а у оленя из полос и кругов.

Воспитатель :

Какие цвета использовали мастерицы?

(При затруднении показывает детям карточки с элементами узора и помогает назвать)

Какого цвета здесь узоры?

Из какого материала вылепили няню? (воспитатель слушает ответы детей, при необходимости уточняет и поправляет с помощью наводящих вопросов детям).

Воспитатель :

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

Посмотрите, ребята, как любовно украсили наряд этой барыни-щеголихи. Каким цветом расписала художница волосы барыни?

Дети : Черным цветом, круги красные, точки жёлтого цвета.

Воспитатель :

Назовите мне крупные и мелкие элементы? (педагог берёт конкретную игрушку, дети выделяют крупные и мелкие детали).

Как расположены элементы узора?

Дети :

Рядами (педагог проводит пальцем вдоль ряда колец и называет места. Где они проходят на теле животного или барышни (вдоль ног, шеи, по подолу юбки)

Воспитатель :

Какое у вас настроение создала эта игрушка : грустное или веселое?

Дети : настроение веселое, радостное.

Воспитатель : Почему же веселое, радостное? Какие цвета используют мастера, украшая эти фигурки?

(Ответы детей. После чего воспитатель достает фигурку петушка)

Воспитатель :

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони! (Проводится русская народная игра «Петух)

(Дети стоят в кругу. Ребенок-петушок в центре)

Трух-тух, трух-тух- тух, Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени, входит по двору петух, одну сторону, «петух» двигается в противоположную сторону.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами

Под окном стоит,

На весь двор кричит

Кто услышит, тот сидит (Дети останавливаются. «Петушок» кричит : «Кукуреку» , машет крыльями. Дети приседают).

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам ненадолго самим превратиться в Дымковских мастеров и украсить салфетку дымковской росписью, но сначала я предлагаю попробовать выложить понравившийся узор на фланелеграфе. (Дети выбирают узор и выкладывают такой же из готовых элементов (педагог комментирует действия детей : полосы чередуются с кругами). Далее воспитатель демонстрирует как нужно расписывать салфетку, напоминает цвета и название элементов.

Воспитатель :

А теперь попробуйте украсить свои салфетки дымковским узором, сначала мы рисуем чёрной краской прямую линию. Теперь над ней рисуем красной краской круги и ставим посередине каждого круга тычком жёлтую точку.

Готовые рисунки воспитатель вешает на магнитной доске, вместе с детьми рассматривают работы, отмечают, что салфетки получились яркие, праздничные. Ещё раз закрепляют. Что узор расположен рядами.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Клубок добра» Алексеева Светлана Николаевна воспитатель ГБДОУ д/с № 52 Колпинского района СПб. Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект интегрированного занятия по расширению представлений о народных промыслах «Этой красоте я в плен сдаюсь…» (по произведениям В. Ф. Бокова) Цель: Расширять представление детей о многообразии народных промыслов через творчество В. Ф. Бокова. Продолжать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы …) Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы) Воспитатель: Гладкова.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми «Путешествие по стране вежливости» ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети входят в зал. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Давайте вспомним, какие есть приветственные.