В какую либо группу риска. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики

Медицинская помощь детям первого года жизни из группы риска на педиатрическом участке

Группа риска 1. По патологии центральной нервной системы

Педиатр на 1 году ежемесячно. Невропатолог по показаниям. Дети ИБ гр. здоровья — педиатр ежемесячно, невропатолог в 1,3,6 мес. По показаниям — окулист, эндокринолог, генетик, логопед, психолог.

Поза и положение, мышечный тонус, рефлексы, реакция на звук и свет, активность сосания, наличие и характер срыгивания и рвоты, стигмы дисэмбриогенеза, размеры и форму черепа, размеры и состояние швов и родничков, нарушение сна, "тревожные" патологические неврологические симптомы, прибавку в массе, темпы нервно-психического развития.

При необходимости нейросонография, рентгенография черепа в 2* проекциях, ЭКГ, биохимический анализ крови на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу.

Основные пути оздоровления: Охранительный режим и максимальное пребывание на свежем воздухе, правильный гигиенический уход. При синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости — свободное вскармливание, отказ от насильственного кормления. На первом месяце кормить не менее 7 раз в сутки. Психотерапия кормящей женщины, соблюдение техники кормления; первый прикорм в виде молочной каши (при отсутствии паратрофии). Лечебный массаж, гимнастика, водные процедуры. Настойчивые занятия по воспитанию и развитию ребенка. Медикаментозная терапия (фенобарбитал и др.) и фитотерапия (сборы из трав: хвощ, мята, пустырник, валериана) — по показаниям. Разрешение прививок комиссионно: педиатр, зав. отделением, невропатолог. При отсутствии патологии ЦНС в течение 6 месяцев ребенок переводится в 1 гр. здоровья.

Группа риска 2. По возникновению гнойно — воспалительных заболеваний

Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, затем в 14, 21 день и в 1 месяц. По показаниям (локализованная гнойная инфекция) — хирург, ЛОР -врач.

Особое внимание обращается на: Общее состояние, температура тела, активность сосания, наличие срыгиваний и рвоты: прибавка в массе. Состояние кожи и слизистых, пупочной ранки, пупочных сосудов, состояние лимфоузлов, печени, селезенки и др. внутренних органов; характер стула, мочеиспусканий. Неврологический статус, геморрагические симптомы.

Дополнительные методы исследования: Ан. крови в 1, 3, 6, 12 мес. и во время острых интеркуррентных заболеваний. Ан. мочи в 3, 12 мес. и во время интеркуррентных заболеваний. По показаниям — моча по Нечипоренко, на бактериурию, кал на копрограмму, микро пейзаж, посев из зева и носа.

Основные пути оздоровления: Соблюдение санитарно-гигенического режима (влажная уборка помещений не реже 2 раз в день, проветривание, гигиенические ванны, кипячение и проглаживание белья, правильное хранение предметов ухода за ребенком, правильные обработка кожи и пупочной ранки). Рациональное вскармливание, предупреждение запоров и дисфункций кишечника. При отсутствии реализации факторов риска до 4х месяцев и заболеваний ребенок может быть переведен в первую группу здоровья.

Группа риска 3 . По анемии

Частота осмотров специалистами: Педиатр на первом году ежемесячно.

Особое внимание обращается на: Общее состояние, вялость, ухудшение аппетита, правильность вскармливания, бледность кожных покровов, слизистых, состояние желудочно-кишечного тракта, показатели гемограммы (гемоглобин не ниже 200 г/л у детей 1-2 мес. и 110 г/л в З-12мес).

Дополнительные методы исследования: Анализ крови доношенным детям 1 раз в 3 мес., недоношенным ежемесячно.

Основные пути оздоровления: Рациональное питание, исключение перекорма молочными и мучными продуктами. Введение овощного пюре с 4 мес., фруктовых соков богатых вит. С, яичного желтка, гомогенизированного пюре с мясом или печенью — с 5 месяцев Профилактические дозы препаратов железа — 2-4 мг/кг элементарного железа в сутки с 3-х месячного возраста до введения в питание мясных продуктов. Особое внимание уделяется достаточному пребыванию на свежем воздухе, массажу, гимнастике. При отсутствии анемии, нормальном нервно-психическом и физическом развитии, отсутствии др. факторов риска дети к 1 году могут быть переведены в 1 гр. здоровья.

Группа риска 4-5 . По хроническим расстройствам питания (гипотрофии, паратрофии)

Частота осмотров специалистами: Педиатр 1 раз в мес. Дети ПБ группы здоровья-с 1 до 3-6 мес. осматриваются 1 раз в 2 недели, затем 1 раз в мес. Невропатолог- в 1, 6, 12 мес. Др. специалисты в декретированные сроки. Эндокринолог по показаниям.

Особое внимание обращается на: Аппетит, наличие срыгиваний и рвоты, эмоциональный тонус. Динамику физического развития, состояние кожи, её эластичность, тургор тканей, выраженность подкожно-жирового слоя, пастозность. Состояние лимфоузлов и вилочковой железы, ЦНС, температуру тела, появление очагов инфекции.

Дополнительные методы исследования: Антропометрия ежемесячно, общий анализ крови 1 раз в 3 мес. Общий анализ мочи в 3 и 12 мес., копрограмма. По показаниям кал на микропейзаж, активность трипсина, тест с Дексилозой, определение натрия в поте (проба с пилокарпином). При отягощенном семейном анамнезе по сахарному диабету- сахар крови 1 раз в 3 мес. (можно чередовать с определением в моче).

Основные пути оздоровления: Устранение причин, способствующих развитию хронических расстройств питания. Рациональное питания. Расчет питания при дефиците массы на долженствующую массу, при избытке массы — по белкам — на фактическую, а по жирам и углеводам — на долженствующую по фактически съеденной пище с последующей коррекцией 1 раз в 1-2 мес. Закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональный уход за ребенком. Обеспечение семьи весами.

Группа риска 6. По рахиту

Частота осмотров специалистами: Осмотры педиатра и врачей специалистов — в декре-тированные сроки. По показаниям хирург-ортопед, нефролог

Особое внимание обращается на: Состояние костно-мышечной системы: размеры большого и малого родничков, состояние их краев: наличие размягчения и деформации костей черепа, грудной клетки, ребер, конечностей; тонус мышц; сроки и характер прорезывания зубов; развитие моторных навыков и умений; состояние нейровегетативной сферы и внутренних органов и систем: сердечно-сосудистой, органов брюшной полости (печени, селезёнки).

Дополнительные методы исследования: Реакция Сулковича 1 раз в месяц.

Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание кормящей женщины и ребенка, сохранение естественного вскармливания. При искусственном вскармливании — использовать адаптированные смеси; пребывание на свежем воздухе в летнее время 8-10 часов в сутки, в зимнее — не менее 3-4 часов; массаж ребенку с 1,5 месяцев, гимнастика в сочетании с массажем с 2,5-3 месяцев; профилактика инфекционных заболеваний (острых и хронических). Специфическая профилактика рахита вит. Д проводится доношенным детям с 3-х недельного возраста ежедневно в течение осеннее- зимне- весенних периодов года на 1 -ом и 2-ом году жизни в дозе 1000МЕ. Допускается курсовое назначение витамина Д (3 курса) в течение 2,6,10-го месяцев жизни; на 2-ом году жизни в зимне- весенние периоды года по 2 курса (30 дней каждый) с интервалом между ними не более 3 месяцев. Доза витамина Д на 1 курс колеблется от 60000 до 120000 ME, суточная доза витамина Д составляет от 2000 до 4000 ME. Недоношенным детям в зависимости от срока гестации и установления энтерального питания вит Д назначается с 10-20 дня жизни ежедневно в течение первых 2-х лет, исключая летние месяцы в дозе 400-500-1000 и 1000-2000 ME. При отсутствии признаков рахита на первом году жизни ребенок в возрасте 1 года переводится в I гр. здоровья.

Группа риска 7. По формированию пороков развития тканей временных и постоянных зубов, кариеса и аномалий прикуса

Частота осмотров специалистами: Педиатр на первом году жизни ежемесячно, по показаниям -стоматолог, ортодонт

Особое внимание обращается на: Сроки и порядок прорезывания зубов, смена зубов, состояние поверхности прорезавшихся зубов (наличие налета), активность сосания, появление вредных привычек (сосание пальцев, губ, языка), технику кормления грудью и из бутылочки, позу и положение головы ребенка во время сна, сомкнутость губ.

Дополнительные методы исследования: По показаниям рентгенограмма челюстей и ан. крови на содержания кальция, фосфора.

Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание, исключение подслащенного питья и ограничение приема сладкой пищи. Гигиенический уход за полостью рта. Соблюдение техники кормления, исключение вредных привычек, при выступании нижней челюсти над верхней показано низкое изголовье, если наоборот — высокое изголовье. Следить, чтобы губы ребенка были сомкнуты во время бодрствования и сна. Очищение поверхности прорезавшихся зубов от налета, наложение на них на 2 мин. марлевых полосок, смоченных 10% раствором глюконата кальция (реминерализующая терапия) в течение 10-15 дней каждые 3-4 мес. В первые 6-8 мес. после рождения при сниженном содержании фтора в питьевой воде (ниже 0.8-1.0 мг/л) назначается "Витафтор" по 1 капле / кг в течение 5-6 мес.

Группа риска 8. По синдрому увеличения вилочковой железы

Частота осмотров специалистами: Педиатр ежемесячно на 1-ом году жизни и ежеквартально на 2 году. По показаниям консультация эндокринолога, невропатолога, иммунолога, ЛОР — врача. При первичном выявлении тимомегалии — эндокринолог, иммунолог и ЛОР в 2, 3 года.

Особое внимание обращается на: Общее состояние, физическое развитие, состояние лимфатических узлов, миндалин, селезенки, наличие аденоидов, размеры сосудистого пучка во 2-3 межрёберье, признаки сдавления органов средостения (кашель, пероральный цианоз, набухание шейных вен, сосудистая сеть на грудной клетке, осиплость голоса, упорные срыгивания, рвота), симптомы надпочечниковой недостаточности, (пигментация и депигментация, темный оттенок кожи, мышечная гипотония, общая астения, снижение АД, повышенная тяга к соленому), наличие аллергических реакций на прививки, длительный субфебрилитет.

Дополнительные методы исследования: По показаниям — рентгенологическое или УЗИ обследование, при выявлении увеличения тимуса рентгенологический или УЗИ контроль каждые 3-6 месяцев, затем ежегодно до нормализации тимуса. Анализ крови в 3, 9, 12 месяцев. По показаниям Т и В лимфоциты, иммуноглобулины, исследование гормональных показателей по назначению эндокринолога.

Основные пути оздоровления: Рациональный режим, закаливание. Оптимальное питание, умеренное употребление жиров, углеводов. Санация хронических очагов инфекции, по показаниям — гипосен-сибилизирующая и иммуномодулирующая терапия. При тяжелых заболеваниях и стрессовых ситуациях (хирургические операции) — заместительная кортикостероидная терапия. При возникновении острых инфекционных заболеваний рекомендуется госпитализация, реже — организуется стационар на дому с ежедневным наблюдением. Снятие с учета после нормализации размеров тимуса.

Группа риска 9. По синдрому внезапной смерти (ВНС)

Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, на 14,21 день и в 1 мес., затем 2 раза в месяц до 8 мес. В последующем — 1 раз в месяц. Невропатолог и кардиолог в 1,3, 6,9,12 мес.; иммунолог и эндокринолог в первые 3 мес., а далее — по показаниям.

Особое внимание обращается на: Условия ухода за ребенком в семье, отношение к нему родственников, наличие клинических признаков незрелости, тимомегалии, надпочечниковой недостаточности, дисфункции щитовидной и паращитовидной желез, приступов цианоза, апноэ, потери сознания, синдрома рвоты и срыгиваний, вегетативной дисфункции, немотированных приступов беспокойства и возбуждения, синусовой брадикардия, тахикардия, аритмия, нарушения процессов реполяризации, удлинения интервала QT.

Дополнительные методы исследования: Определение группы риска по синдрому ВНС (по скрининг-таблице) при проведении первичного патронажа новорожденного. Общий ан. крови и мочи в 1,3 и 12 мес. Нейро-сонография и ЭКГ в первые 3 мес. жизни. По показаниям — кардиоинтервалография, холтеровское мониторирование, Эхо-КГ, определение вегетативного статуса. УЗИ тимуса в первые 3 мес. По показаниям УЗИ — др. эндокринных желез. По показаниям компьютерная томография, ЯМР, исследование электролитов крови, иммунологического статуса, гормонального профиля.

Основные пути оздоровления: Охранительный режим, хороший уход, более тщательное наблюдение за ребенком со стороны родителей и мед. персонала. Грудное вскармливание, при искусственном — введение смесей, обогащенных ингредиентами, ускоряющими созревание ЦНС. Профилактика дисбактериоза кишечника. Закаливание щадящим методом, щадящий режим физического воспитания. Рациональное положение ребенка во время сна: в положении на спине или — на боку (при положении на боку рука ребенка должна быть высвобождена, что предупреждает поворот его во время сна на живот). Дети с желудочно-пищеводным рефлюксом, аномалиями верхних дыхательных путей и некоторыми др. заболеваниями могут спать на животе. Не рекомендуется укладывать детей для сна на мягкие поверхности, Родители должны спать в одной комнате с ребенком и контролировать его состояние, особенно в ночное время, в поствакцинальном периоде и при заболеваниях. Родителей необходимо обучить доврачебным реанимационным мероприятиям. При наслоении вирусной инфекции необходимо применять препараты, уменьшающие набухание слизистой-носа, снижающие гиперсекрецию слизи, стимулирующие разжижение и отхождение мокроты. Рекомендуется назначение противовирусных препаратов, а при затяжном течении — антибиотиков. Детям с приступами апноэ рекомендуется назначение эуфиллина, особенно на фоне ОРВИ. При тахиаритмии, гастроэзофагальном рефлюксе эуфиллин противопоказан. В этих случаях назначают соответственно обзидан и церукал. Наблюдение при ОРВИ ежедневное педиатром до выздоровления с обязательной консультацией зав. отделением.

Группа риска 10. Дети с проявлениями экссудативно-катарального диатеза.

Частота осмотров специалистами: Педиатр 1 раз в месяц. В периоды активной иммунизации чаще. По показаниям -аллерголог, дерматолог. Другие специалисты — в декретированные сроки.

Особое внимание обращается на: Анамнез (аллергические заболевания в семье, злоупотребление пищевыми аллергенами в последние 3 месяца беременности, прием медикаментов, токсикозы в тяжелой форме, недоношенность и незрелость ребенка, раннее искусственое вскармливание, повторные курсы антибактериальной терапии); состояние кожи и слизистых оболочек, тургор тканей, анализы крови (лейкопения, эозинофилия, лимфоцитоз), мочи (протеинурия, микрогематурия), кала (дисбактериоз), копрограмма (нарушение переваривания пищи).

Дополнительные методы исследования: Анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям анализы кала на микропейзаж и копрограмму.

Основные пути оздоровления: Режим антигенного щажения. Исключение из питания кормящей матери облигатных пищевых аллергенов. Борьба за грудное вскармливание. При искусственном вскармливании введение кисломолочных или низколактозных смесей. Применение с целью витаминизаций только свежеприготовленных соков (яблочный, капустный, сливовый). Фитотерапия (отвары череды, тысячелистника, мяты, калины, березового листа, корня солодки и т. д.). При наличии дисбактериоза — биопрепараты (бифидум-бактерин, лакто-бактерин; с 6 мес. возраста — бификол, колибактерин). Борьба с дисфункцией кишечника (запоры, нарушение кишечного всасывания). Активная иммунизация проводится обычными типами вакцин в декретированные сроки с назначением антигистаминных препаратов за 2-3 дня до и 3-5 дней после прививки. Кроме этого, за 7 дней до и 7 дней после назначаются аскорутин, глютаминовая кислота, витамин Е.

Группа риска 11. Дети с проявлениями лимфатико-гипопластического диатеза

Частота осмотров специалистами: Кратность наблюдения педиатром индивидуальна. При выраженных проявлениях диатеза наблюдение эндокринолога и иммунолога 2 раза в год в первые 3 года жизни, затем 1 раз в год. Другие специалисты — в декретированные сроки и по показаниям

Особое внимание обращается на: Анамнез (избыточное питание беременной, бактериальные заболевания во время беременности, наличие у родителей бронхиальной астмы, аденоидита, хронического тонзиллита, хронического гайморита, сахарного диабета, ожирения); большую массу тела, при рождении, физическое развитие, двигательную и эмоциональную активность, признаки гипокортицизма (вялость во второй половине дня, гипотермия, капельки пота в области лба и пр.), реакцию ребёнка на острые заболевания, проявления лимфопролиферативного синдрома

Дополнительные методы исследования: По показаниям — иммунограмма, исследование почечной экскреции 17 ОКС, при подозрении на тимомегалию — рентгенограмма грудной клетки; ЭКГ — 2 раза в год. Клинический анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям — сахар крови (при отягощенной наследственности по сахарному диабету) 1 раз в 3 мес.

Основные пути оздоровления: Режим по возрасту с исключением сильных психических и физических раздражителей. Индивидуальный уход до 3-х летнего возраста. Естественное вскармливание на первом году жизни. При искусственном вскармливании назначаются кисломолочные смеси. При длительной дисфункции кишечника ограничивают жиры до 4-5 г/кг массы тела. В дальнейшем диета с ограничением легкоусвояемых углеводов и жиров. Показано некоторое ограничение облигатных аллергенов. Питание детей после 3-х лет — по возрасту. Соль не ограничивают, если ребенок испытывает потребность в соленой пище. Медикаментозная терапия детям с тимомегалией назначается курсами 2 раза в год — весной и осенью:

1) короткие курсы десенсибилизирующих средств и трав (ромашка, тысячелистник, почки и соцветия березы, черемша, черника, облепиховое масло и др.

2) щадящая иммуностимуляция в течение 2-х недель (пентоксил, элеутерококк)

3) витамины А; В1,2,5,15;P;C.

4) стимуляция функций коры надпочечников (листья смородины, препараты лакричного корня) на 1-1,5 недели. Адаптогены (настойка женьшеня, пантокрин, золотой корень, заманиха, левзея) при выраженной аретриальной гипотонии. Пастозным детям — тиреоидин. При резко выраженной брадикардии, срыгиваниях, рвоте назначают холинолитики.При наличии симптомов сдавления тимусом жизненно важных органов назначают преднизолон на 7-10 дней. При развитии острой тимусно-надпочечниковой недостаточности — неотложная помощь по общим принципам. Щадящие методы закаливания по индивидуальному плану. Терпеливое отношение к гиперплазии лимфоидной ткани, аденотомия и тонзилэктомия по очень строгим показаниям. Вопрос о вакцинации решается строго индивидуально под прикрытием десенсибилизирующих препаратов. При наличии признаков тимусно-надпочечниковой недостаточности сроки проф. прививок отодвигаются.

Группа риска 12. Дети с проявлениями нервно — артритического диатеза.

Частота осмотров специалистами: Кратность наблюдения педиатром индивидуальна. Показано наблюдение невропатолога и эндокринолога. Другие специалисты — в декретированные сроки и по показаниям.

Особое внимание обращается на: Анамнез (отягощенная наследственность по нарушениям солевого обмена, гастроэнтерологической патологии, эндокринным заболеваниям, мигрени), повышенное использование беременной женщиной (особенно в последний триместр) в пищу продуктов, богатых пуриновыми основаниями, щавелевой и аскорбиновыми кислотами, кофеина, жиров; признаки повышенной нервной возбудимости, характер психического развития, симптомы сенситивной акцентуации характера, интеллект, наличие рвоты, вегетоневроза, артритизма, аллергоидных реакций (отек Квинке, крапивница, астмоидный синдром, аллергодерматоз и пр.), склонность к болевым симптомам (почечная, кишечная колики).

Дополнительные методы исследования: Концентрация мочевой кислоты в сыворотке крови, анализ мочи не реже 1 раз в 6 мес. По показаниям — моча на ацетон.

Основные пути оздоровления: Режим — охранительный, не увлекаться пытливостью и быстротой психических реакций у этих детей, развивать у них тормозные реакции. Диетотерапия — преимущественно молочно-растительная, обогащенная солями калия, повышенное кол-во жидкости (отвар шиповника, сиропы с клюквенным, брусничным вареньем, сок облепихи, яблочный сок). Ограничение пуриновых оснований и некоторое ограничение белка. Исключается или ограничивается телятина, птица, субпродукты; мясо — в отварном виде. Элиминируются колбасы, грибы, бульоны, студень, некоторые овощи (щавель, шпинат, ревень, цвет, капуста), дрожжи, овсяная крупа, полированный рис, соус, бобовые, кофе, какао, крепкий чай, пряности, специи. Диетотерапия в п-д ацетонемических кризов — разгрузочные дни — яблочный, арбузный, картофельный и др. -1 -2 раза в неделю. При ацетонемической рвоте на 10-12 часов голодная пауза, жидкость ч/з рот или парентерально (физ., рингеровский р-ры, 5% р-р глюкозы). Внутрь — молочно-кислый натрий. Коррекция РН мочи для профилактики уролитиаза. При кислой реакции — вит. В1 и В6, щелочные минеральные воды, цитратные смеси блемарен, магурлит, солимак, уролит-5 и др. При кислой реакции мочи ниже 5.7 назначают — пепсин 3 раза в день в течение 10 дней. Показаны гимнастика, водные процедуры (ванны, обтирание теплой, затем холодной водой, души). Фитотерапия (корень валерианы, трава пустырника, трава пассифлоры или комбинированные препараты — пассит и велоседан). При усилении невротических реакций — транквилизаторы (сибазон, диазепам, реланиум, седуксен) Курс 10-14 дней.. Активная иммунизация проводится в декретированные сроки.

Группа риска 13. Дети из социально неблагополучных семей**

Частота осмотров специалистами: Педиатр первые 7 дней после выписки из роддома — в 14, 21 день и 1 месяц. С 1 до 6 месяцев -1 раз в две недели, с 6 до 12 месяцев — 1 раз в месяц. По показаниям — чаще. Специалисты — в зависимости от ведущих факторов риска (окулист, логопед, психоневролог, генетик, врач ЛФК).

Особое внимание обращается на: Анамнез. Общее состояние. Правильность кормления и ухода за ребенком. Динамику роста, веса, размеров головы, психомоторного развития. Наличие врожденных заболеваний, аномалий развития, стигм дисэмбриогенеза. Особенности поведения и сна. Наличие необходимых для ребенка принадлежностей, игрушек.

Дополнительные методы исследования:

Основные пути оздоровления: Совместная работа участкового педиатра, юрисконсультов, комиссий охраны материнства и детства и комиссий по делам несовершеннолетних, органов народного образования, внутренних дел, социального обеспечения, администрации и общественных организаций по месту учебы или работы родителей, направленная на оздоровление быта и взаимоотношений в семье.

* Таблица составлена в соответствии с Методическими указаниями "Дифференцированное медицинское наблюдение на педиатрическом участке за детьми первого года жизни, отнесенными к II-ой группе здоровья", утвержденными ГУ ЛПП детям и матерям МЗ СССР, Москва, 1987г.

** К числу социально неблагополучных семей относятся семьи, имеющие трудности в воспитании детей (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, где родители инвалиды, несовершеннолетние, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, жестоко обращающиеся с детьми, из плохих бытовых условий).

Группы риска - это категория людей, социальное положение которых не является стабильным, что зачастую может грозить данным людям появлением трудной жизненной ситуации. Эта категория условна, она объединяет людей, здоровье которых, как физическое, так и психологическое и социальное, с высокой вероятностью может быть нарушено. Причины проблем в таких группах могут быть разными: например, условия профессиональной деятельности, социальные условия жизни, особенности поведения и др.

Само определение понятия «группа риска» может варьироваться в зависимости от области, в которой применяется данное понятие. Группой риска могут быть как части населения, подверженные какому-либо заболеванию, так и обладатели какой-либо марки автомобиля, учитывая, что именно эта марка автомобиля статистически чаще всего бывает угнана. Именно поэтому существует множество критериев определения человека в группу риска.

В социальной работы группы риска - это инвалиды, неполные семьи, дети с девиантным и деликвентным поведением, преступники, одинокие престарелые люди, беженцы, алкоголики, люди с психическими отклонениями, как психически больные, так и одаренные, иногда считающиеся «трудными» и испытывающие трудности в общении с окружающим миром, наркоманы, бездомные, сексуальные меньшинства, СПИД-больные а также беженцы и мигранты. Эти люди наиболее уязвимы к социальным обстоятельствам или воздействиям окружающей среды.

Однако же чаще всего к группе риска относят подростков, ибо это категория населения чаще всего более подвержена социальной опасности. Ведь именно в подростковом возрасте необходимо вести профилактику наркомании и алкоголизма, так как подростки склонны к психической нестабильности, откуда и возникает предрасположенность к наркотическим веществам и алкоголю. Так же действительно необходимой является работа с подростками и детьми из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением.

Группы риска среди детей до 18 лет. Дети - самая уязвимая категория населения, а потому они нуждаются в ограждении от неблагоприятных факторов. Именно этой цели и служит социальная работа с группами риска. Говоря об области общественных наук в советском периоде к группе риска относились дети, поведение которых могло неблагоприятно отразиться на жизни общества. Туда входили трудные подростки, поведение которых противоречило социальной норме. Сейчас же специалистами по социальной работе эта категория детей рассматривается несколько по-другому - специалисты рассматривают тяжелые жизненные обстоятельства, которым подвергаются эти дети, тем самым уделяя внимание не столько неблагоприятным последствиям для общества, сколько последствиям для самого трудного ребенка. Существует множество категорий и критериев для определения детей, которые на сегодняшний день находятся в группе риска. Классификация приведена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация детей группы риска

Поведенчески-ориентированный метод

Дети с легкими формами антиобщественного поведения, которым не свойственны психические расстройства.

Дети с агрессивным поведением, имеющие плохие отношения с семьей, преподавателями и другими людьми. Они зачастую агрессивны и мстительны.

Педагогический подход

Дети, которым необходима медицинская помощь. Инвалидам необходимо помочь минимизировать негативные последствия их здоровья и адаптироваться к жизни в обществе, а так же научить окружающих их людей принимать инвалидов такими, какие они есть.

Педагогически запущенные дети. Обладают преступным и отклоняющимся поведением, сопротивляются попыткам воспитания со стороны взрослых и педагогов. В связи с подробными проблемами иногда возникают трудности помощи таким детям.

Неуспевающие дети имеют дело с барьерами на пути социального становления из-за недостатка социальных знаний и навыков.

Недисциплинированные дети, которые не совершают преступлений, но чье поведение расценивается взрослыми как неудовлетворительное. Эти дети легко внушаемы.

Практическая психология

Социально-запущенные дети

Педагогически запущенные дети

Дети, столкнувшиеся с насилием в семье или в школе.

Таким образом, к группе риска можно отнести детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и (или) социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести к их дезадаптированности, нарушить процесс социализации.1. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2011 г. Стр. 14.

Подводя итог, можно сказать, что группа риска - это такая общность людей, которая, возможно, еще не находится в трудной жизненной ситауции, но имеет риск оказаться в ней в скором времени. Этих людей может относить к группе риска множество таких критериев как возраст, род деятельности или место проживания.

В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные категории: ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст, дети подросткового возраста, старшеклассники

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дети группы риска».

Введение. . . . . . . . . . . 2

Сущность понятия «дети группы риска» . . . . . . 3

Причины попадания детей в «группу риска» . . . . . 4

Психологические особенности «детей группы риска» . . . 5

Ранний и дошкольный возраст. . . . . . 5

Младший школьный возраст. . . . . . . 7

Дети подросткового возраста. . . . . . . 9

Старшеклассники. . . . . . . . 11

Заключение. . . . . . . . . . 13

Библиографический список. . . . . . . . 14

Введение

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.

Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.

Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.

Сущность понятия «дети группы риска»

В настоящее время к атегория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внеш ним воздействиям со стороны общества и его криминальных эле ментов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

  1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

  3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Причины попадания детей в «группу риска»

Для решения вопросов оказания психологической и социаль но-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам не обходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоя тельства жизни этих детей:

  1. пьянство одного или обоих родителей;
  2. асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, во ровство, проституция и пр.);
  3. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  4. сексуаль ное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  5. убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
  6. отбывание одним из родителей срока тю ремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголиз ма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (по бои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
  7. остав ление малолетних детей одних без пищи и воды;
  8. отсутствие кры ши над головой, скитание вместе с родителями без средств к су ществованию и отсутствие постоянного места жительства;
  9. побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Психологические особенности «детей группы риска»

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика «детей группы риска». И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в се мьях. У них отмечаются замедленный темп психического разви тия, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллекту ального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, п о зднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Ранний и дошкольный возраст

Дети дошкольного возраста в учреждениях социальной и пси холого-педагогической поддержки детства отличаются понижен ной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации труд но переоценить; поэтому замена семьи жизнью в учреждении ока зывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В даль нейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и разви тие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудня ет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей из домов ребенка бедны и невыразительны.

В исследованиях Н.Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предпо ложить, что развитие чувства самоидентичности у детей, воспи тывающихся вне семьи, наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье. По данным Т. П. Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гор дость за достижение – такое важное личностное новообразова ние дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. У детей, воспитывающихся вне семьи, отсутствуют интерес к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, по требность в положительной оценке, они не умеют дифференци ровать успешные и неуспешные действия, одобряемое и неодобряемое поведение.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приво дит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоцио нальной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, пло хо дифференцируют их, имеют ограниченную способность пони мать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внима ние и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются нарушения самостоятельности – от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.

У этих детей нарушается представление о временных характе ристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении их в детское уч реждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Выход за рамки настоящего, в котором, эти дети проживают, и в прошлое, которое они уже прожили является главным условием приобретения жизненной уверенно сти и новой идентичности, условием бегства из порочного круга психической депривации.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной не равномерностью и несбалансированностью видов мышления. Пред метное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербаль ное мышление может при этом достигать возрастных норм, а не вербальное мышление значительно отстает, так как оно фор мируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреж дений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди телей, имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психической развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнооб разие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что ску дость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитываю щихся вне семьи, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изоб разительной деятельности, в недоразвитии невербального интел лекта. Любой вид мышления требует для своего развития практи ки решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрез вычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без ро дителей, отличаются от своих сверстников из полноценных се мей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со свер стниками.

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и свер стниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятель ностью. Дети оказавшиеся без попечения родителей, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в учреждения социально-педагогической поддержки, не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Пробелы в развитии игровой деятельности, как и в общем пси хическом развитии детей, с раннего возраста воспитывающихся вне семьи, часто бывают столь значительны, что обычные воспи тательные воздействия и занятия оказываются малоэффективны ми. К работе с этими детьми необходимо подключать психолога, который пользуется системой развивающих и психокоррекционных игр применительно к разным возрастам, использует разные виды игр: дидактические, ролевые, сюжетно-ролевые, игры с правилами, подвижные игры, игры-драматизации. Помимо этого психолог использует в работе игры, направленные на развитие мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.

Младший школьный возраст

Дети группы риска младшего школьного возраста имеют от клонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посеща ют школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюда ется задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуля ции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школь ников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

У детей, приходящих в начальную школу из детских домов, приютов, кризисных центров, использованы далеко не все воз можности дошкольного возраста для их развития. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассни ков. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. Такое начало учения связано с социальной ситуацией этих детей. Редко когда дети группы риска посещают детское образовательное учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учеб ные принадлежности.

Дети, пришедшие в школу-интернат или общеобразователь ную школу из дошкольного детского дома, в большинстве случа ев оказываются достаточно хорошо подготовленными к школе, у них сформировано умение классифицировать объекты и явления, они умеют читать или различать буквы, словарный запас у них достаточен для их возраста.

При приходе в школу из приюта, кризисного центра дети ока зываются слабо подготовленными к обучению, так как за корот кий срок пребывания в них невозможно подготовить детей к обу чению в школе. Поэтому такие дети оказываются слабо мотивиро ванными к учению (у них не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствуют произвольность поведения, навыки об щения и взаимодействия и т.д.).

По данным исследований А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из детских домов, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. В лучшем слу чае им доступны простейшие игры-манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте гово рит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся вос полнить.

Рисунки младших школьников, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние депривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрос лых, всем окружающим миром.

Дети из учреждений социально-педагогической поддержки проявляют в младшем школьном возрасте повышенную готов ность выполнить любое задание учителя, воспитателя, взросло го. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем их обучение. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслу жить его похвалу настолько велико у первоклассников из дет ского дома, интерната, приюта, что оно лежит в основе готов ности детей выполнять учебные задания учителя. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения учени ка к учителю, что отрицательно отражается на формирований полноценной учебной деятельности и развитии личности млад шего школьника.

Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляет само стоятельности ребенку.

Дети подросткового возраста

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, слож ностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, про явлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого чело чка. Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

  1. информация о современной жизни ; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);
  2. сочетание свободы и ответственности в деятельности ; под росткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослы ми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
  3. принятие себя (своего физического Я, характера, особен ностей, эмоций и т.д.);
  4. обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

Характеристика современных детей группы риска в подростко вом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, под ростки группы риска имеют следующие особенности:

  1. отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, по знание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
  2. проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;
  3. эмоциональное отвержение подростков со стороны родите лей и одновременно их психологическая автономия;
  4. среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
  5. «подкрепление» потери ценности образования для подрост ков группы риска – те , кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
  6. повышенный уровень тревожности и агрессивности;
  7. стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;
  8. искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуа ции переживания риска и т.д.).

Психологи (Л.С. Выготский и др.) выделили основные груп пы главных интересов подростков. К ним относятся:

  1. эгоцентри ческая доминанта – интерес к собственной личности;
  2. доминан та усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, ху лиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.;
  3. доми нанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д. Б. Эльконина, ко торый выделил симптомы развития. К ним относится возникно вение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, уп рямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уве ренность в том, что все самое интересное происходит вне шко лы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, тайные тетра ди, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выра жают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возник новению неформальных подростковых сообществ.

По данным А.Л. Лихтарникова у подростков, лишенных ро дительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нор мальных семей. Наиболее распространенными, ответами подрост ков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещ ные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компен сировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родитель ского попечительства, 43 % отмечают минимум признаков счаст ливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нор мальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70 %. Выхода из состояния одиночества не видят толь ко 1 %, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситу ациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого из менения у многих подростков неконструктивны (например, вы пить, покурить, пойти погулять и т.д.).

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Здесь понятие «беспомощность» рассматривается как то состо яние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состо яние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изме нить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстника ми; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Старшеклассники

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе рис ка, характеризуются особым процессом социализации. Они про живают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны сле дующие специфические особенности:

  1. неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности ус тановления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужден ность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  2. нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать дру гих, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
  3. низкий уровень социального интеллекта, что мешает пони мать общественные нормы, правила, необходимость соответство вать им;
  4. слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
  5. потребительская психология в отношениях к близким, госу дарству, обществу;
  6. неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие посто янных друзей и поддержки с их стороны;
  7. несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
  8. несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных по требностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
  9. низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
  10. склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веще ствами, обычно без признаков зависимости (курение, употребле ние алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоя тельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Многие из этих детей в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 95 % случаев это профессионально-техническое учи лище или техникум. Получая образование в этих учебных заведе ниях, они попадают в среду приблизительно таких же сверстни ков.

Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в единой культурной и досуговой среде. Про блемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учрежде ниях, так как они могут вернуться в привычное окружение попе чительного учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовно сти этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количе ством детей и взрослых не дает возможности самоидентифика ции, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободнее время, как организовать свой быт.

Обедненность общения со взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводит к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и свои ми желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверх ностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потреб ности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети группы риска мечтают о хорошей ра боте. Представление о хорошей работе у них особое: они представ ляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учрежде ниях социальной поддержки дети практически не имели карман ных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимость вещей, необ ходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный мини мум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представля ют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, по купать только необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попече ния родителей, на полном государственном обеспечении приво дят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д. Получая профес сию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки де нег они вновь идут в детский дом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой карти ной.

Родственники только вначале радуются их возвращению из дет ского дома, родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жи лья они не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, про водят время вместе.

Заключение

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.

Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения «детей группы риска» со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.

Так как у «детей группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, память, образного и логического мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве.

В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.

Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Завершая разговор о «детях группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Библиографический список

  1. Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». – М., 1996.
  2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». – М., 2006.

  3. Невский И.Л., Колесова JI.C. Подростки «группы риска» в школе. – М., 1996.
  4. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. – М., 2000.
  5. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2008.

Ситуация развития общества на современном этапе привносит в жизнь ребёнка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьёзных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей "группы риска". По исследованиям Киберева А.А. и Сеньчуковой И.В. наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, где дети обделены заботой и вниманием со стороны родителей .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время .

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях "группы риска", подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Фактически речь идёт о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие "группа риска" появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволило выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

В педагогике и психологии понятие дети "группы риска" употребляется довольно часто. Результаты исследования психологических особенностей детей "группы риска" представлены в работах отечественных и западных психологов: И.В. Дубровиной, Э.А. Минковой, М.К. Бардышевской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Л. Лихтарникова и др.

Согласно зарубежной и отечественной статистике в последнее десятилетие значительно увеличивается количество детей с проявлениями дезадаптации к условиям жизни. Причины, объясняющие это явление, самые разные: биологические, социальные и т.д.

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Возникновению дезадаптации способствуют или препятствуют особенности личности, условия ее формирования, история сознательных отношений с людьми.

Специалисты выделяют несколько психотравмирующих факторов, нарушающих адаптацию и приводящих к стрессовым ситуациям:

Шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности. Они отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни или благополучию ребенка. Это могут быть нападения животных (особенно собак), появление чужих людей, драки, пьяные попойки со скандалами, избиение или убийство родных или близких в присутствии детей, катастрофы, войны, взрывы, смерть близких, насилие, жестокое обращение с детьми;

Психотравмирующие кратковременные ситуации, способствующие утрате чувства защищенности. Они непродолжительны, но сильно воздействуют на психику ребенка Это утрата или болезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура), негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная и т.д.), перемена места жительства, невозможность соответствовать ожиданиям семьи и т д;

Постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (затрагивают идеалы, ценности, жизненные ориентиры). К ним можно отнести: семейные конфликты, противоречия в воспитании, неуспеваемость, появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра), враждебная, жестокая семья, резкая смена типа воспитания, приемная семья, помещение в чужую семью, направление в специальные учреждения, суд, отторжение ребенка из семьи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение родителей, педагогов, смена школьного коллектива, отрыв от семьи;

Эмоциональная депривация, способствующая нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы и ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. К этому приводит разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление его в детское учреждение, тяжелые заболевания ребенка.

По мнению разных специалистов - медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, невропатологов - дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от нормальных детей. Очень часто специалисты склонны называть это поведение патологией. Под патологией поведения мы будем понимать не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей, увеличенный риск соприкосновения со страданиями, смертью или утратой самостоятельности.

Дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Младшие школьники имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, очень часто они не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка развития мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой и т.д. Все это приводит к отставанию в овладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности.

У подростков отмечаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, иждивенчество, привычка жить по указке, сложность в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности), трудности в овладении учебным материалом, проявление грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство и разные формы делинквентного поведения). Для них характерны отклонения в общении со взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

У детей, переживших травматические, стрессовые и кризисные ситуации, обычно появляется чувство незащищенности, беззащитности. Обнаружить его проявления довольно сложно, так как они чаще всего нетипичные. Такими проявлениями могут быть, например, различные болезни, повышение температуры, головные боли и другие соматические симптомы .

По мнению многих исследователей, нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения влияют на всю дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.

В практике мы встречаемся со случаями, когда человек перенес травматическую ситуацию и у него проявляются некоторые из перечисленных симптомов. Тогда мы должны давать себе отчет в том, что все это - лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это - внутренний - мир человека, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую жизнь человека, независимо, в каком возрасте человек перенес травму.

По мнению Е.М. Черепановой (1996), травмирующие события, которые пережил человек, глубоко затрагивают его психику, причиняют настолько сильные страдания, что ответом является бурная отрицательная реакция. Нормальная психика в ситуации переживаемого дискомфорта позволяет человеку изменить свое отношение к окружающему миру, облегчить жизнь, снять психическое напряжение.

Когда у человека нет возможности разрядить возникшее внутреннее напряжение, его психика "сживается" с переживанием травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматического стресса в виде психических отклонений являются способом выживания, связанным с пережитым событием.

По мнению зарубежных психологов, можно объяснить причины психологических травм с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В обычной жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий: собственного бессмертия, простоты устройства мира.

У человека меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы. Если травма была нанесена в детском возрасте, то человек может не стать психологически взрослой личностью, а остаться инфантильным долгое время Люди, пережившие психологическую травму, чаще совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи.

В 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков; социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из - за жестокого обращения и пьянства родителей; центры психолого-педагогической помощи; "телефоны доверия" и т.п. Каждое из этих социально-педагогических учреждений вносит свой определённый вклад в лечение некоторых социальных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают всего комплекса проблем.

Л. Я Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева считают, что главной причиной здесь является отсутствие системных подходов в организации деятельности всей совокупности этих учреждений и объединяемых ими специалистов, а также в подготовке кадров.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.