Какие бывают учителя? Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.

Педагогические науки / 6.Социальная педагогика.

Ст. преподаватель Нурова А.К . , ст. преподаватель Султанбекова Ж.Х.

Костанайский государственный педагогический институт, Казахстан

Роль творчества в развитии личности ребёнка

Творчество - это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в дошкольном детстве учёные связывают с развитием личности в целом, подчёркивая его субъективный. Известно, что личность ребёнка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к созданию нового.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основой психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Как отмечает Л.Ю.Субботина, воображая игровые ситуации и воплощая их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, честность, чувство юмора, смелость. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача взрослого – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных возможностей. Склонность детей к подражанию, помогает им овладевать навыками и умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как отмечает В.А. Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир.

Таким образом, условиями развития творческой личности являются:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Л итература

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.

2.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

4.Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

5.Петровский А.В. Психология формирования и развития личности М.: Просвещение, 1981.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.

7.Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

8.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// вопросы психологии, 1987 № 1.

9 . Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с.

10.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. - М.: АСТ, 2002 г. - 352 с.

На данный момент дошкольное образование включает в себя развитие не только умственных, психических и физических способностей ребенка, но и развитие творческих способностей в том числе. Благодаря развитию творческой стороны детей дошкольного возраста у них более активно формируется системность, ассоциативность, развивается воображение.

Основную роль в таком развитии должны брать на себя родители малыша. Они должны поддерживать всякие проявления творчества ребенка. Уделять особое внимание к занятиям с ним музыкой, рисованием, а также иным видам творчества и принимать в этих занятиях активное участие.

Занимает особое место в создании индивидуальности ребенка, формировании его личности и умственном развитии. Умения и навыки, которые он получает в процессе творчества, непосредственно влияют на развитие мелкой моторики ребенка, а также на стимуляцию мозговой деятельности.

Так как в дошкольном возрасте ребенок наиболее пластичен, восприимчив и у него нестандартное мышление, то творческое развитие малышей не следует откладывать на поздние сроки.

Если говорить про детские садики или специальные дошкольные группы, то такое развитие всегда проходит в форме игры. В процессе этих игр дети коллективно сочиняют стишки и песенки, на темы которые задают воспитатели, придумывают к словам рифмы, сочиняют разнообразные истории, которые связаны с определенным человеком или предметом, а также находят выход из смоделированных ситуаций. Все это активизирует правое полушарие мозга. Именно оно отвечает за творческое развитие.

Одними из самых распространенных способов творческого развития детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Вот, к примеру, игры, в которых малыши должны попытаться изобразить некую ситуацию танцем, или изобразить определенный предмет при этом, не говоря ни слова, а окружающие должны отгадать. Детские представления или утренники, которые устраивают дошкольные учреждения, хорошо способствуют творческому развитию детишек.

Развитием творческих способностей малышей занимаются не только в специальных дошкольных учреждениях. Достигнуть хороших результатов можно и дома. Родители могут пользоваться всеми подручными средствами, которые вы сможете найти у себя дома. Так, фантазию у ребенка получится развивать при помощи обычных фломастеров и карандашей. Придумайте и нарисуйте с ребенком несуществующий город или животное. Пусть в рисунках ваш малыш изобразит свою мечту или желание. Образное мышление и свою фантазию ребенок может выразить и в лепке из пластилина.

Еще одним способом творческого развития детей дошкольного возраста являются аппликации. Для этого вам пригодятся самые разнообразные предметы такие как: ракушки, цветы, листочки деревьев, цветная бумага, разноцветные камушки. Кроме всего этого, у детей тягу к творчеству развивают и добрые сказки, которые на ночь читают родители.

Общение с природой также благоприятно влияет на творческое развитие ребятишек. Ведь, когда он видит всю красоту природы, слушает шум деревьев, журчание воды в речке, голоса животных и крики птиц, то ребенок все больше восхищается прекрасным. После таких прогулок в памяти ребенка остаются увиденные образы.

1. Введение

Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С.Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» 1 . Ученый подчеркивал, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве.

Современные педагоги и методисты также отмечают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников должно достигаться путем тесной взаимосвязи обучения и творчества. Но обучение не должно быть механическим процессом передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. «Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для развития каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе» 2 . Побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий, развивающий, творческий характер.

Вопросам художественно-эстетического развития дошкольников посвящены работы отечественных ученых: Лабунской Г.В., Кузина В.С., Пидкасистого П.И., Лернера И.Я., Сакулиной Н.П, Теплова Б.М., Флериной Е.А. и др. В настоящее время разработаны также программы и методические рекомендации по развитию детского творчества (Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е.И., Палагина Н.Н., Лилов А.Н., Романова Е.С., Потемкина О.Ф. и др.). Детское творчество является предметом изучения также зарубежных исследователей Б. Джефферсона, Э.Крамера, В.Лоунфельда, У.Ламберта (США), К.Роуланда (Англия) и др.

Цель работы : теоретическое изучение взаимосвязи обучения и творчества в художественно-эстетичеком развитии дошкольников.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи :

    определить сущность понятий «обучение» и «творчество дошкольников»;

    выявить взаимосвязь обучения и творчества в художественно-эстетическом развитии дошкольников;

    описать подходы к развитию художественного творчества дошкольников в отечественных и зарубежных научных школах.

2. Художественное творчество дошкольников

2.1. Творчество и обучение в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. Разумеется, в таком понимании творчество недоступно детям дошкольного возраста. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных учёных позволяет сформулировать следующее определение: детское творчество - это создание ребёнком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребёнком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребёнка в процессе творческой деятельности. Важен также результат: придумывание к известному новых, ранее не использовавшихся деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п. Это также применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации для изображения предметов знакомой формы - на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок, проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций и т.п.

Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, например, в рисовании и т.п., и поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, музыкальной, игровой и других) на основе ранее усвоенных общих способов той или иной деятельности.

Из предлагаемого понимания детского художественного творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получать разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, знакомиться с произведениями изобразительного искусства, приобретать определённые знания о предметах и явлениях, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности.

Творческая деятельность детей, содержание детских работ оказывают на них большое воспитательное воздействие. Перед рисованием, лепкой с детьми проводятся наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин, беседы, которые развивают интерес и направленность детских мыслей и отношения к изображаемому в рисунке, лепке. Предварительный настрой и направленность мыслей, суждений, созданные воспитателем, реализуются самим ребёнком в его творческом действии, в котором он искренне и глубоко, по-своему, по-детски, мыслит, переживает и действует.

Детское творчество, как продукция предельно наивная, определяется уровнем развития ребёнка и ещё не может представлять собой общественно полезную ценность. Оно никого, кроме самого ребёнка, ничем не убеждает, не учит понимать жизнь. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребёнка и его творческих способностей. В этом плане оно заслуживает высокой оценки и требует внимательного руководства.

Обучение дошкольников творческой (художественной) деятельности мыслится как усложнение задач и заданий, которые ставятся перед детьми, усвоение детьми технических умений и навыков в области рисования, лепки, и т. д.

Обучение детей творческой деятельности нужно проводить на близких, хорошо знакомых предметах. Принцип жизненности в сочетании с грамотностью изображения - это верный путь обучения. В этом сказывается забота о том, чтобы обучение было близко, интересно и доступно детям по содержанию.

Творчество детей дошкольного возраста - это умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. умение не только копировать, но и реконструировать.

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Исследования Э.Г. Пилюгиной, О.Г. Тихоновой 3 убедительно доказывают: если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до трёх, а то и до четырёх лет), тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. При этом, необходимо развивать его восприятие и заботиться, чтобы у него накапливались сенсорный опыт и культура.

Ребёнок не рождается фантазёром. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения, т.е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий». Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя или учёного-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением (оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии), невозможна ни одна художественно-творческая деятельность.

Следовательно, для изобразительной деятельности у детей необходимо развивать эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. Этому должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа. Ведь, как писал Л.С. Выгодский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» 4 . Также необходимо развивать образное мышление.

Каковы же условия развития творческой личности? Большие возможности для этого представляют игра и художественная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не дол­жен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизнедеятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.о. нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы его воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянный контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т. д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т. п. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие меже ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. Только так ребенок поймет смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способ­ностей необходим. Важно учесть и темперамент, и харак­тер, и особенности некоторых психических процессов (на­пример, доминирующий вид воображения), и даже настро­ение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера твор­чества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым та­кого состояния у детей, когда "разбужены" их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, ком­фортно. Это возможно, если на занятии или в домашней художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Творческая активность дошкольников обеспечивается мотивацией задания, бережным отношением к процессу и ре­зультату детской работы, материальным обеспечением их изобразитель­ной деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, спо­собы действия, способности, позволяющие ребенку реа­лизовать любой замысел. Для этого знания, умения, фор­мируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошколь­ном возрасте (к семи годам) у детей появляется так назы­ваемый "спад" творчества. Ребенок, понимая несовершен­ство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобра­зительной деятельности, что сказывается на развитии твор­ческих способностей дошкольника в целом.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием изобразительной деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способами изображения, выразительными средствами рисунка.

Этому способствуют нетрадиционные техники рисования:

    пальчики – палитра,

    печать от руки,

    печатка (можно изготовить из ластика),

    тампонирование (рисунок наносится кусочком поролона),

    трафарет (чаще используется в сочетании с техникой "тампонирование"),

    набрызг (можно использовать зубную щетку),

    монотипия (используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.),

    кляксография (для «продвижения» клякс можно использовать трубочку для коктейля. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.),

    рисование по сырой бумаге (акварельным мелком рисовать по сырой бумаге, расположенной на влажной салфетке),

    цветные ниточки свежеокрашенные ниточки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа, половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются, затем, не снимая ладони с бумаги, нитки выдергиваются),

    граттаж (рисование-процарапывание заостренной палочкой по восковой прокладке: цветной фон акварелью затирается воском, покрывается черной гуашью с небольшим количеством шампуня),

    рисование по мятой бумаге (в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, что дает эффект мозаики),

    рисование восковыми мелками (краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой, и на цветном фоне появляется рисунок),

    штрих (можно рисовать сангиной, карандашом, углем).

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности - карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, конечно, является важным для интеллектуального развития детей.

2.2. Взаимосвязь обучения и творчества в развитии дошкольников

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируется у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности.

В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действия для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. Между этими двумя путями устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи.

Обучение – это отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе. Заботясь о качестве педагогических приемов, мы должны учитывать реакцию детей на них. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремиться ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер 5 .

Важное значение придается формированию эстетического отношения детей к произведениям искусства, отражающим жизненные явления. Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме, и таким образом приобщается к миру прекрасного. Эти переживания обогащают его духовный мир. Одна из наиболее важных педагогических задач - создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике рисунка Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Не менее важна задача образного познания действительности. В рисунках ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний. Усвоение ребенком способов восприятия, направленных на самостоятельное обследование предметов, их форм, различение их свойств - все это активизирует обучение, развивает художественно-сенсорные способности. Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в еще недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.

Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе 6 .

Все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его, однако, словом «детское» и отметив условность его применения. Анализ продукции детского творчества позволил исследователям применить этот термин преимущественно к детям старшего дошкольного возраста. Но и на более ранних этапах у детей 2-5 лет возникают как результат их поисков элементы художественно-образного воплощения в рисунке.

Однако далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Наметим показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции.

В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.

Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

Третья группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и их замысел.

Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве .

Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в рисунках. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира - путь, по которому развивается творчество ребенка.

Возможность применения произведений искусств для обогащения творческого опыта детей имеет огромное значение. Отобрав несколько произведений, в которых преобладает то или иное средство (допустим, колорит в живописи), можно привлечь к нему внимание ребенка. Повторные встречи с подобным явлением помогают присмотреться, сравнить, отразить его в своих рисунках.

Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных творческих заданий.

Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Следует отметить два его компонента. Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т.е. самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве детей зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности.

Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.

Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

1. Задания, требующие от детей от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и т.д.).

Необходимо деятельность продуктивного творчества ввести в содержание художественного воспитания детей. Задачи развития творческих способностей, предусмотренные программой, должны получить конкретное решение.

Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в рисунке, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов. 7

Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. Уровень знаний и навыков устанавливается в соответствии с возрастом. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка и преднамеренностью поисков.

Различен и характер педагогического руководства. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. Применяются прямые указания, порой образец. Вместе с тем художественные занятия должны быть насыщены эстетическими переживаниями, активными и поисковыми действиями детей. При развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Способные дети преодолевают эти этапы в более короткие сроки. Отчетливее выступает индивидуальное, своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка. Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения - это тот необходимый опыт, при котором, их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.

Сущность обучения - средство художественного воспитания и развития. Обучение направлено на формирование эстетического отношения и переживания, образного познания действительности и формирование художественного восприятия .

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения . Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Характеризуя детское творчество, можно выделить следующие его черты :

    самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию,

    видение новой проблемы традиционной ситуации,

    видение структуры объекта,

    учёт альтернативы при решении проблемы,

    видение новой функции объекта в отличие от традиционной,

    комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы,

    отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода.

Важным показателем детского творчества является самостоятельность, инициатива, оригинальность решения замысла, увлечённость процессом его воплощения.

Пути формирования художественного творчества:

Вариативность педагогических условий,

Формирование поэтапного творчества у ребёнка,

Взаимосвязь между восприятием, деятельностью, творчеством и развитием художественных способностей.

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;

Возникновение потребностей, интересов к творчеству, в связи с различными видами художественной практики;

Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства в условные ситуации;

Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Показатели качества способов творческих действий:

Дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;

Применение известного материала в новых ситуациях;

Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;

Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их;

Быстрота реакций находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

Подражание образцу, применение его при воплощении новых образов, но нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Существенную активизацию творческого мышления дошкольника обеспечивают следующие факторы: ситуации незавершённости или открытости; поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных наблюдениях, разработках, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых; внутренние мотивы творческой деятельности.

С другой стороны, препятствуют развитию творческого потенциала ребенка следующие педагогические условия: ограничение активности, инициативности, самостоятельности; критика творческих попыток ребёнка, неодобрительные оценки его деятельности; стереотипы в мышлении, в обучении, в поведении; лимит времени, жесткая регламентация деятельности, излишняя опека; отсутствие свободы в выборе; работа по необходимости, без желания.

2.3. Подходы к развитию художественного творчества дошкольников в отечественных и зарубежных научных школах

Подходы к развитию детского художественного творчества довольно разнообразны. Иногда они отличаются кардинально, но чаще всего, придавая огромное значение развитию этого творчества, ученые расходятся в деталях.

Вероятно, самый главный водораздел между школами состоит в ответе на вопро: надо ли обучать детей изобразительной технике или дать им возможность для творческого самовыражения? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США), напротив, подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы прошлого столетия. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В.Котляр также считает, что взрослый должен помочь ребенку овладеть способами творческого отражения окружающей действительности. При этом осмысленность, которую вносит в деятельность ребенка взрослый, отнюдь не нарушает самобытности детского изображения.

Особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая подчеркивает необходимость формирования у детей изобразительных навыков и пишет о целесообразности их приобщения к нетрадиционным техникам рисования.

Но нельзя не отметить результаты исследований Э.Г. Пилюгиной, О.Г. Тихоновой, которые убедительно доказывают, что если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (до трёх - четырёх лет), то малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. При этом необходимо заботиться, чтобы у него накапливались сенсорный опыт, культура, а также нужно развивать его восприятие.

Педагог или родитель должен стремиться создавать радостную атмосферу, полную интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешной творческой деятельности детей и их самовыражения в творчестве.
Нужно обеспечить вариативность ситуаций, в которых им предстоит действовать, ибо это активизирует их мыслительную деятельность. Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы. Например, ребенок доволен своим рисунком, но коллективная работа на развернутом листе доставляет ему особое удовольствие. Общие усилия, направляемые на достижение цели, приносят детям много радости. Все это расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность становится активной. По словам П.П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец» 8 .

Е.Бугрименко, А.Венгер, К.Поливанова, Е.Суткова считают, что не всякие занятия изобразительной деятельностью и конструи­рованием способствуют развитию

образного мышления на высоком уровне эффективности. Многое зависит от методики и условий прове­дения занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, от того, как эти деятельности включены в педагогический процесс, от их интеграции с другими художественно-творческими деятельнос­тями. Ни в коем случае не навязывать решения изобразительной за­дачи 9 .

Видный педагог в области дошкольного воспитания А.Волкова подчеркивает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими» 10 .

«Развитие художественно-творческой деятельности детей в реалистическом направлении, - пишет Н.П. Сакулина, - невозможно без эстетического освоения действительности (под освоением мы разумеем восприятие, переживание, а также оценку). При таком освоении действительности у человека накапливается запас представлений (образов), который кладется в основу художественного творчества» 11 .

А.В. Запорожец утверждая, что «детское творчество существует», обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной жизни ребенка.

Процесс художественного творчества ребенка тесно связан с речью. Психолого-педагогические наблюдения за этим процессом (в большей степени это касается изобразительного творчества и игры) показывают, что процесс создания изображения детьми, как правило, сопровождался речью (В.Гербова, Е.Игнатьев, Т.Комарова,

B.Кузин, Н.Сакулина, Н.Сокольникова, Т.Шпикалова и другие). Дети называют предметы, которые они изображают, описывают, выделяя и отмечая характерные признаки. Речевое сопровождение процесса игры, изображения позволяет ребенку осознать то, что он рисует, лепит, вырезает и наклеивает, понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс. Е.И. Игнатьев считает, что необходимо воспитывать у детей умение рассуждать, сравнивать, называть изображаемое. «Воспитание умения правильно рассуждать, - пишет он, - в процессе рисования очень полезно для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процесс анализа изображаемого предмета, чем систематичное этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка обозначать словом признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха» 12 .

Исходя из сказанного, необходимо не только не пресекать разговоры детей во время творческого процесса, но наоборот, поощрять общение детей, стимулировать его, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы могут им понадобиться дополнительно и т.п.

Значение творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Американский ученый В. Лоунфельд называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка.

По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен посторонним.

Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считали, что художественное творчество оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, что растормозит его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Важнее изменение в его развитии.

Стоит упомянуть о таком интересном зарубежном педагогическом явлении, как вальдорфская система образования, основой которой является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство - уникальный

период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. День разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативный-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

Итальянским педагогом Марией Монтессори была создана другая целостная психолого-педагогическая система индивидуального воспитания детей дошкольного возраста. Главными характеристиками этой системы является личностно-ориентированная цель (ребенок - в центре воспитания), творчески продуктивное содержание обучения, свобода в воспитании. Эта система вобрала в себя гуманистические традиции Ж-Ж Руссо, И-Г Песталоцци, Ф.Фребеля, которые придавали особую значимость врожденному потенциалу ребенка и его способности развиваться в условиях свободы и любви. Один из ведущих принципов педагогики М Монтессори - «Помоги мне это сделать самому» - иллюстрирует то, что взрослый не учит ребенка, а помогает ему познавать окружающий мир. Главным условием при этом является свобода и самостоятельность.

Выдающийся французский педагог и гуманист Селестен Френе утверждал, что в каждом ребенке содержится более истин, чем во всех педагогических учебниках мира вместе взятых. «Ядром ценностей» он считал здоровье, развитие творческих возможностей ребенка, признание детского стремления к максимальному саморазвитию, создание благоприятной для развития детей среды, обеспечение «естественного, живого и всестороннего воспитательного процесса». Главная цель воспитания: «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить».

Основными средствами реализации этой цели С. Френе считал природу, труд в школе-мастерской, умственную деятельность, художественное творчество, собственный опыт ребенка.

3. Заключение

Творческое развитие личности дошкольника является приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения.

Обучение и творчество, будучи явлениями самостоятельными, в эстетическом развитии дошкольников они неразрывно связаны. Чтобы заниматься творчеством, ребенок должен получить определенные знания, умения и навыки. Для того чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть хотя бы простейшими художественными средствами. Задача педагога или родителя - помочь ему в этом.

Особое значение для формирования творчества на этом этапе приобретает освоение ребенком способов сенсорного обследования материалов, которое заключается в освоении детьми формы, цвета и качества материала.

Изобразительная и игровая деятельность выступают эффективным средством творческого развития детей дошкольного возраста.

Обучение ведет к развитию творческих способностей и воображения. Ребенка нужно научить образному видению окружающего. Знакомство с различными явлениями жизни человека, сказками, песнями, произведениями искусства – источник «питания» творчества. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир его душевных переживаний. Вместе с тем, они способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Наибольшую трудность представляет создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и удовлетворяет внутреннюю потребность ребенка в самовыражении в творчестве.

Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы.

Проблема развития детского творчества имела достаточно широкий диапазон в истории научных исследований, и волновала ученых разный областей и направлений, как отечественных, так и зарубежных. Проблема развития детского художественного творчества и сейчас является достаточно актуальной. Это позволяет переосмысливать предшествующие взгляды знаменитых ученых и находить новые пути решения данных проблем.

Список использованной литературы:

1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

2. Библиотека развивающего обучения. Вып.II. "Го­товность детей к школе, Диагностика психического развития и кор­рекция его неблагоприятных вариантов." Бугрименко Е.А, Венгер А.Л., Поливанова К.Н, Суткова Е.Ю. под ред, В.В.Слободчикова. Томск, 1992.

3. Ветлугина Н . А . Основные проблемы Ветлугина Н . А . // . – М .: Педагогика , 1972 . – 215 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Москва, 1999.

6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1994.

7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2008, с.20

8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с.67

9. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1956. С. 107.

10 Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г

1 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

2 Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.

3 Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с.67

4 Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2008, с.20

5 Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г

6 Ветлугина Н . А . Основные проблемы художественного творчества детей/ Ветлугина Н . А . // Художественное творчество и ребенок . – М .: Педагогика , 1972 . – 215 с.

7 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Москва, 1999.

8 Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984, с.141

9 Библиотека развивающего обучения. Вып.II. "Го­товность детей к школе, Диагностика психического развития и кор­рекция его неблагоприятных вариантов." Бугрименко Е.А, Венгер А.Л., Поливанова К.Н, Суткова Е.Ю. под ред, В.В.Слободчикова. Томск,1992.

10 Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1994.

11 Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1956. С. 107.

Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Художественное творчество - составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д. Существует собственное и исполнительное художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов. В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественного творчества отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности. Существуют разные точки зрения на истоки художественного творчества.

Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества .

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» , и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения .

"Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" .

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина.

Художественное творчество и ребенок… Возможна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и как приобщать их к художественной деятельности?

Все эти вопросы уже многие десятки лет волнуют самый широкий круг людей – педагогов и художников.

Все виды художественной деятельности – восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже дошкольном возрасте. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

При всех разнообразных подходах к сущности деятельности теоретический анализ позволяет обнаружить общепризнанные позиции:

деятельность – это объективная реальность, сложная, многоуровневая, динамическая система, способная к саморазвитию; как система является целостным образованием;

деятельность – это особая система, в которой существует и развивается человек; форма связи человека с внешним миром: изменяя мир, человек меняется сам;

деятельность – это способ вписанности человека в мир;

деятельность для человека – открытая система, в которой он может постоянно реализовывать свои возможности;

деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия, в ней обнаруживается органическая связь объекта и субъекта. В этом ракурсе деятельность – диалектически противоречивая целостность, так как, будучи реальностью, взаимодействующей с миром, она отражает объективность, а демонстрируя активность человека как субъекта, свидетельствует о ее субъективном характере;

деятельность – сущность человека, только ему свойственный способ существования, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него ценностью.

Большинство определений, раскрывающих сущность понятия «деятельность» и представленных в научной литературе, в основе своей имеют отношение человека к окружающему, целесообразное изменение его.

Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка.

Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту.

Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процессов формирования художественных способностей ребенка и тщетности педагогического вмешательства в него. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий. Конечно, эти тенденции часто редактировались, приобретали различный характер, обосновывались различными соображениями. В условиях формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. Роль активного руководства отрицалась. В других же случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребенка. На всех этапах развития советского общественного дошкольного воспитания и его теории проблеме развития детского творчества, отводилось должное место. Заметную (в области изобразительной деятельности), играли взгляды А.Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков, он давал им, однако, не верное толкование, выискивая в них проявления бессознательного начала и подчеркивая стихийность процессов рисования. С его точки зрения, существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества. Подобный взгляд на природу детского творчества, естественно, привел А.Бакушинского к идее резкого ограничения задачи руководства творчеством лишь, созданием своеобразной художественной среды. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

А. М. Матюшкин, изучая компоненты творческой трудовой деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия, способы деятельности, условия деятельности и определил следующие стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка . Я. А. Пономарев выделяет три самостоятельных этапа: 1) осознание проблемы; 2) разрешение проблемы; 3) проверка решения .

В работах Б.Теплова, А.Леонтьева, А.Запорожца подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Важно не только получить характеристику его структуры, но и проследить генетический путь его развития, установить оптимальные условия, которые обеспечат его дальнейшее формирование. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребенка не требует специальных доказательств. Здесь следует думать лишь о конкретной реализации поставленных задач. Для того чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Взрослый играет огромную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. В психолого-педагогических работах чаще всего отмечается, что наличие способностей к определенному виду художественной деятельности сочетается всегда с положительным отношением к нему. По мнению В.Мясищева, склонности проявляются в раннем возрасте и идут как бы впереди способностей, проявляясь подчас как бы спонтанно. Дети действительно интересуются многим, но поскольку деятельность их ограничена, а способности еще недостаточно сформированы, то и творческие проявления их оказываются слабыми. Культура – процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса. Способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, всё это культура.

Культура – единство всех форм традиционного поведения.

Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. Следует иногда тормозить излишнюю эффективность, которая захватывает ребенка в такой степени, что уводит от творчества. Вот почему прав А.Макаренко (1957), когда говорил о соразмерности между активностью и тормозными действиями. В итоге общая проблема получила достаточно разностороннее освещение. Результаты каждого из изучающих данных вопрос сопоставлялись с результатами другого и подтверждались. Подчас обнаруживались в них противоречия, которые анализировались. В целом же исследование было направлено на решение двух основных задач:

а) выявление особенностей детского продуктивного творчества, его художественно-образной природы, критериев его оценки;

б) определение путей управления им;

В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию» Творчество «выходит» из понятия культуры. Культура - мир « возделанных» личностей, чьё сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями человека. Процесс усвоения культуры очень сложен. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить.

Творчество – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Творческая деятельность – это только процесс.

Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов.

Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.

2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие "картин мира", приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.

Советский психолог Л.Выготский (1967) утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее»

Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку»

Психолого-педагогический аспект в изучении феномена художественного творчества (в основе которого – «внутренняя свобода и эмоционально чувственное раскрепощение субъекта творческого процесса») связан с исследованием психической структуры личности в процессе ее развития (социализации средствами искусства)

Творчество раскрывается через личность и в личности. Поэтому изучать продукты художественного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца, интегрированного в его субъектности), феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности), предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей), технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций»), в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности, не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления), но человек, преобразование внутреннего мира которого является целью, как художественного творчества, так и педагогической антропологии.

Просвещение выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность.

Высшая ценность человека – сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь.

Формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства может быть стихийным и педагогически направленным. В последнем случае художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Общение, игра, праздник и т.д. это необходимые функции культуры

С одной стороны, различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс художественное творчество устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного воспитания – собственное художественное творчество ребёнка. Оно (художественное творчество) всегда антропно, делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Художественное творчество развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи художественного формирования ребёнка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного.

Художественное творчество ребенка – это фактически выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме

В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественное творчество отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одарённых детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одарённого ребёнка обычному, потому что общие закономерности художественного творчества лучше прослеживаются на «обыкновенных детях», а не на «вундеркиндах» (Л.С. Выготский).

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения художественное творчество – незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка, представляющий большую исследовательскую ценность. В.С. Ротенберг убедительно показывает, что художественное творчество обеспечивается и развивает правополушарное пространственно-образное мышление, отличительной особенностью которого является одномерное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. В результате этого отдельные свойства образов и их грани могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких смысловых плоскостях, что и определяет многозначность образов в соответствующем контексте. Несмотря на то, что многозначность не только затрудняет выражение таких отношений в логически упорядоченной форме, но может даже препятствовать их осознанию, образное мышление обеспечивает антропность (естественность, непос- редственность и непрерывность) восприятия реальности и принятие ее такой, какой она является сама по себе.

Творчество раскрывается через личность и в личности.

Поэтому изучать продукты художественного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца), феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности), предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей), технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций»), в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления), а человек, преобразование внутреннего мира которого является целью художественного творчества.

Особое внимание развитию художественного инстинкта у детей уделял Ф. Фребель. По его мнению, пение, рисование, живопись и скульптура должны быть обязательными предметами обучения. Выявление творческих способностей, развитие эстетических задатков наряду с воспитанием других качеств являются необходимыми условиями процесса образования и воспитания средствами искусства, успешного формирования всесторонне развитого человека

Валентина Забелина

Художественное творчество , рисование – один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку показать в образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Нет сомнений в том, что родителям и педагогам необходимы знание специфики детского творчества , умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживать инициативу ребенка , самостоятельность в овладении навыками рисования .

Что же представляет собой художественное творчество ребенка-дошкольника ? Создавая изображение, ребенок осмысливает качества предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные эмоции (радуется красивому изображению, любуется им, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься).

Каждый ребенок , создавая образ того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество ребенка дошкольного возраста. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего их мира. Для того чтобы они смогли что-то нарисовать , необходимо разнообразие в этих впечатлениях.

Задача взрослого – целенаправленно формировать знания и представления об окружающем мире у детей путем специальных наблюдений, обогащая сенсорный опыт, постепенно и последовательно развивать восприятие, образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделить его свойства – форму, строение, цвет. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл.

Обязательно нужно наблюдать за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Можно дать детям пофантазировать, на что похожи тучки, гонимые ветром. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею – важный фундамент в развитии детского творчества .

Постепенно у детей накопится запас представлений, который и составит базу для работы воображения. Представления меняются, комбинируются, складываются в новые образы. И становятся богаче замыслы рисунков.

Не забудем о разнообразных играх, сказках, произведениях художественной литературы . Полезны специальные упражнения – словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, складывание разных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур . Все это способствует развитию воображения, без которого не может быть творчества . И помним, доброе, внимательное, заинтересованное отношение взрослых окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей .

Рисование важно включить в жизнь ребенка задолго до школы : с помощью изобразительного творчества развивается мелкая моторика. Если малыша не заинтересовали ручки и карандаши, на помощь придут нетрадиционные техники рисования : как правило, дети охотно берутся за новые художественные материалы и не боятся экспериментировать, к тому же если взрослый живо, эмоционально объяснит способы действий и покажет приемы изображения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связанная речь.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание этому вопросу, решают сразу две задачи :

во-первых, благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка ;

во-вторых, готовят детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.

Художественное творчество , рисование развивает у дошкольников пространственное воображение, воспитывает стремление искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал художником , строителем, педагогом или физиком… Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

(фото - НОД на тему "На яблоне поспели волшебные яблоки" (рисовали воспитанники 2-ой младшей группы по методу Макаревской "рисование по сырому " ; фото - конкурс "Лучшие постройки из снега" воспитанники подготовительной к школе группе из снега вылепили большую рыбу кит, черепаху, далее - назбрызгивали разноцветной водой из бутылки с пульверизатором, украшали их.