Занятия с детьми с РАС – определяем приоритеты.

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

С ЭЛЕМЕНТАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

для детей с РАС (6-7 лет)

ТЕМА: « Одежда»

Рассказова Наталия Владимировна

ТАМБОВ

Задачи:

Включение аутичных детей в групповую работу.

Создание спокойной, доверительной атмосферы.

Развитие у детей познавательного интереса и сенсорно-двигательной активности.

Продолжать знакомить детей с предметами и их назначением. Активизировать словарь детей названиями предметов одежды, обуви, головных уборов.

Учить детей последовательно соединять отдельные игровые действия в связанные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации. Развивать понимание обращенной речи.

Формирование интереса к сверстникам и взаимодействию с ними.

Совершенствовать социальные способности взаимодействия и социального поведения детей. - Уметь выражать свое желание персонального обращения и контакта. Развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: кукла; игрушка-паровозик; предметные картинки (велосипед, машина, автобус, рубашка, платье, куртка, трусики, майка, свитер, колготки, шорты, брюки)); кукольная одежда; игра «Сшей одежду»; детская одежда (куртка, брюки, свитер, шорты, колготки, рубашка, платье, трусики, майка); сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Сегодня я пришла к вам с гостьей, куклой Катей. Поздоровайтесь с ней.

Дети: Здравствуй, Катя!

Кукла: Здравствуйте, мои друзья!

Этой встрече рада я.

До чего же, малыши,

Вы нарядны, хороши!

Педагог: Катя, почему ты грустная?

(Кукла рассказывает свою историю на ухо педагогу)

Педагог: Катя рассказала мне сейчас, что она была в магазине и видела там очень много красивой одежды. А её платье стало старое, а другая одежда уже мала, потому что Катя, как и вы, ребята, тоже выросла.

Но ты не грусти, Катя. Мы с ребятами поможем тебе. Я предлагаю всем вместе пойти в магазин и выбрать для Кати новую одежду.

Вы согласны?

Дети: Да!

Кукла: Что же нам делать, ведь магазин находится далеко, пешком туда не дойдем.

Педагог: Ребята, а на чем мы можем поехать в магазин? Давайте вспомним, на чем можно ездить? (на автобусе, на машине, на велосипеде…)

Раздается гудок паровоза. Появляется паровозик.

Педагог: Здравствуй, паровозик! Мы собрались ехать в магазин, за одеждой. Только мы не знаем, на чем нам поехать.

Паровозик: А вы возьмете меня с собой, а я вас отвезу.

Педагог: Конечно возьмем!

Паровозик: Тогда поехали!

Педагог одевает шапочку-паровозика. Дети строятся за ним, образуя вагончики.

(Звучит веселая музыка)

Педагог: Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух – гудит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Педагог: Остановка «Магазин». Вот и приехали.

Ребята со взрослым «заходят» в магазин и садятся на лавочку.

Педагог: Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Педагог: Конечно, же, это – одежда. Мы в магазине «Одежда».

Здесь много одежды для вас. Выбирайте прямо сейчас.

Педагог: Но сначала вспомним, какие виды одежды вы знаете.

Детям предлагается вспомнить названия предметов одежды и найти их в магазине.

Игра «Найди пару»

Педагог : Я буду показывать картинку, а вы по очереди найдете в магазине такой же предмет одежды, как на картинке.

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете предметы одежды. Посмотрите, а вот отдел, где продается одежда для нашей куклы Кати. Но есть одно условие, чтобы купить одежду, надо выполнить задание:

Вот сундучок. В нем лежат детали одежды. Надо на фланелеграфе собрать из частей один из предметов одежды.

Игра «Сшей одежду»

Педагог: Какие вы молодцы, ребята! А как вы думаете, к какому времени года относится одежда, которую вы сшили?

Педагог раздает карточки с изображением сезонных изменений: снежинка – зима, солнце – лето, желтый листик – осень, подснежник – весна.

Педагог: Найдите и покажите с помощью карточки соответствующий времени года предметы одежды.

Какую одежду мы носим зимой (весной, летом, осенью)?

Посмотрите на карточки. Все правильно показали:

Шубу носим зимой.

Платье – летом……

Педагог: Молодцы, ребята. С заданием справились!

Лера, помоги собрать одежду для Кати в сумочку.

Педагог: А теперь нам пора в обратный путь – домой. Магазин закрывается. Предлагаю занять свои места в вагончиках.

Дети «садятся» в поезд.

Педагог: Приготовились! Поехали! Ту-ту-ту!

Звучит музыка.

Педагог: Вот и приехали. Ребята, я думаю, вам понравилась наша поездка.

А тебе, Катя?

Кукла: Да, мне все очень понравилось. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли мне выбрать в магазине красивую и удобную одежду. А теперь мне пора домой. Меня ждет мама. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Катя!

Педагог: Ребята, мы славно потрудились, куклу нарядили. Я думаю, что вашу работу надо оценить с помощью вот этой «веселой» карточки. А теперь посмотрите друг на друга, и улыбнитесь друг другу.

Теперь мы можем пойти гулять.

Надежда Сергеевна Есина
Занятие «Играем с детьми РАС»

Ролевые игры

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры :

Играйте в динозавров , ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;

Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать ;

Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;

Играйте в железную дорогу , загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;

Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей : делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;

Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;

Играйте в школу , кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.

Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре.

Перенесите в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например :

Прогулки на площадке

Детей, катающихся поочередно на горке

Качели и карусель

Голубей и кошек

Сервировку стола

Купание в бассейне или ванне

В помощь вам наборы сюжетных конструкторов (Лего и аналоги, самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.

В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками , леденцами и другими особыми угощениями.

Сенсорные игры

У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия).

Детям с РАС важно предложить подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу и исподволь помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.

Попробуйте такие занятия :

Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;

Рисование по крему для бритья. Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;

Создайте «водяную стену» : расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;

Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;

Предлагайте ребенку различные виды еды (но не забывайте о диете – если вы ей следуете) - с разной текстурой, хрустом, и вкусом;

Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка;

Купите небольшой трамплин;

Подвесьте под потолок качели;

Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;

Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.

Посещайте игровые площадки : ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья, уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.

Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах) .

Не переусердствуйте : если ребенок проявляет тревожность или волнение, не давите на него слишком сильно. Постоянное медленное движение вперед предпочтительнее резких рывков.

Публикации по теме:

Групповое занятие с детьми РАС «Весёлые снежинки» Цель: формировать умение видеть красоту окружающей природы; ознакомление со свойствами снега; расширение кругозора детей. Воспитатель предлагает.

Игры с детьми с РАС Игры с детьми с РАС. Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых.

Тема встречи «Игры дома изготовляем, с ними в садике играем» (игровая деятельность – дидактические игры, сделанные родителями.

Песочная арт-терапия как один из методов работы с детьми с РАС В психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с РАС мы принимаем песочную -терапию. Метод представляет собой невербальную форму.

Конспект занятия по организации подвижной игры с детьми РАС «Мыши водят хоровод» Цель: развивать двигательную активность. Воспитатель: Сегодня мы будем играть в игру «Мыши водят хоровод». Какие мышки? Что они любят делать?.

Наталья Кривенко
Конспект занятия с детьми с РАС

«В ГОСТЯХ У ЗАЙКИ»

Цель : Формировать эмоциональный контакт. Развивать коммуникативные

навыки. Побуждать к простым игровым действиям. Закреплять

геометрические фигуры, различать называть цвета.

Материал : Игрушка-зайчик, мешочек, геометрические фигуры, цветные

Ребята, мы отправляемся в путешествие на поезде.

Загудел паровоз.

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чу,

Далеко я укачу…

Воспитатель «превращается» в паровоз и едет по группе. Дети- «вагончики» .

А мы приехали с вами на полянку. Смотрите кто сидит на полянке. (ребенок в маске зайчика сидит на корточках)

Это зайка. У него есть маленький, пушистый хвостик. Зайка любит прыгать, бегать и грызть морковку.

Игра «Мы на луг ходили» .

Ребята, давайте возьмем зайчика и наш поезд отправится дальше.

Останавливаемся около «Волшебного мешочка» .

Что же в этом мешочке? Смотрите, здесь геометрические фигурки.

Что это? (произношу вместе с детьми ) .

Правильно, это-круг, а это- треугольник. А какого цвета круг?

А какого цвета треугольник?

Этот круг какой по размеру? (большой) .

А этот? (маленький) .

Большие фигурки будут домиками. А маленькие- ключики. Вот вы и попробуйте найти свой замочек.

Д/и «Найди свой домик» .

Молодцы, ребята, все нашли свой домик.

(Если кто-то не нашел, воспитатель помогает вместе с детьми найти свой домик ).

Инсценировка песни «Встаньте дети, встаньте в круг…»

Хоровод «По малину в сад пойдем»

Жук. Смотрите какая у меня «малинка» . А какого она цвета? Правильно красная. А какая она большая. Давайте с ней поиграем.

Игра «Догони малинку» .

Ребята, нам пора домой. Давайте попрощаемся с зайчиком и жуком. Все вместе скажем до свидания. И наш поезд поедет домой.

Публикации по теме:

Слово «аппликация» в переводе с латинского означает прикладывание, это очень древний вид искусства. Аппликации из пластилина на стекле –.

Цель: развивать умение вырезать, приклеивать космическую ракету, сложенную вдвое, космонавтов из бумаги. Определять, называть небесные объекты.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Круг - Солнышко» для детей с РАС Цель: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного.

Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.

Особенности игры детей с РАС Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают.

Программа коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра 1 класс

Пояснительная записка

Что такое аутизм, аутитичный ребенок? Комплексный организм со многими неизвестными факторами развития. Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций. Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением.

Наиболее существенные симптомы РАС:

    одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

    отгороженность от внешнего мира;

    сопротивление любым переменам обстановки;

    склонность к стереотипиям;

    однообразие интересов и пристрастий;

    слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

    неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

    речевые нарушения;

    повышенная тревожность;

    недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

    наличие ритуалов;

    наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим.Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

Принципы коррекционной работы

1. Взаимодействие психолога и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации:

    совместное → самостоятельное действие;

    опосредованное внешними опорами → интериоризованное действие;

    развернутое поэлементное действие → свернутое действие.

2. Выстраивание задания от простого к сложному.

3. Эмоциональная вовлеченность ребенка в совместную деятельность.

4) Компактность методик и чередование разнородных заданий.

5) Отсутствие посторонних зрительных и особенно слуховых раздражителей.

6) Максимальная «персонификация» задания .

7) Плавное градуирование сложности заданий.

8) Наличие системы поощрений.

9) Использование игровых методов.

10) Адекватное дозирование игровых и неигровых (формальных) методов.

    установление эмоционального контакта с ребенком, создание комфортной психологической среды;

    учет особенностей сенсорной сферы;

    заинтересованность ребенка в выполнении требуемого действия – осмысленность деятельности для ребенка;

Цели программы:

Установление контакта со взрослыми;
- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
-стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
-формирование целенаправленного поведения;
-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности ребенка с РАС;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Принципы в работе с детьми с РАС:
1. Отсутствие давления, нажима, на первых порах даже прямого обращения.
2. Первые контакты строятся при опоре на собственную активность ребенка.
3. Создание и поддержание собственной эмоциональной значимости в глазах ребенка путем включения элементов контакта в привычные для ребенка моменты аутостимуляции.
4. Нельзя форсировать (работа по установлению контакта может быть очень длительной).
5. Постепенность в развитии форм контакта с обязательной опорой на сложившиеся стереотипы взаимодействия.

6. Усложнение контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру имеющихся форм.
7. Строгая дозировка контактов. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения ребенка может разрушить уже достигнутое.
8. Оберегание от ситуации конфликта после достижения аффективной связи с ребенком.
9. Помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает предпосылки для эффективной адаптации ребенка к миру. Происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Используемое оборудование.

Интерактивный стол «Смарт». Набор психолога «Пертра». Песочница.

Развивающие тренажеры «Разноцветные окошки». Подборка музыкальных произведений из диагностического набора «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства». Краски. Пластилин. «Живой песок». Магнитный набор «Полидрон». Д/карточки Эмоции. Разрезные карточки. Развивающий тренажер «Разноцветные окошки». Тактильное домино. Интерактивные игры «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы, цифры, цвет», «Возьми и сделай». «Сказки».

Примерное планирование занятий по блокам

Тема

1 блок

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом.

2.Развитие активности.

3.Развитие контактности.

2 блок

Диагностика.

3 блок

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия.

4 блок

1.Развитие аналитико-синтетической сферы.

2.Развитие внимания.

3.Развитие памяти.

4.Развитие речевого общения.

5.Развитие личностно-мотивационной сферы.

5 блок

1.Развитие элементов сюжетной игры.

2.Развитие элементов подвижно-ролевой игры.

3.Развитие элементов подвижно-соревновательных игр.

6 блок

Итоговая диагностика.

Приложение

Установление контакта.

Игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Развитие активности.

Игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

Игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

Игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

Корректурные пробы. «Мишки».

Ход игры: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид мишек, а потом другой.

Таблица.

Ход игры: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход игры: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Игра «На уроке в лесной школе»

Ход игры: - Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?

Развитие речевого общения .

Позови мячом.

Ход игры: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход игры: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Игра «Что Нина делать умела»

Ход игры: - Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Развитие личностно – мотивационной сферы

Игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Игра «Как Ава с кисой играли в прятки»

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи ! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Развитие элементов подвижно – ролевой игры .

Игра «Считалочка»

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие элементов подвижно – соревновательных игр.

Игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
3. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 4. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989. 5. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991. 6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.

(РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Симптоматика РАС

Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?

У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
  • Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

  • Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
  • Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Сопровождение детей с РАС

Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.

Пребывание детей с РАС в детском саду

Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.

При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.

Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.

Дети с РАС в школе

Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, - это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?

  1. Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
  2. Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
  3. Распорядок дня и школьные правила - детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.

Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.

В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.

АОП для детей с РАС

Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.

РАС подразумевают:

  • постепенное включение детей в процесс обучения;
  • создание специальных условий;
  • оказание психолого-педагогической поддержки семье;
  • формирование социальных и культурных ценностей;
  • охрана физического и психического здоровья ребёнка;
  • обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
  • максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.

Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя - нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.