27 сентября какой церковный в. Что нельзя есть во время однодневных постов? Международный пиратский день

Cегодня 17 сентября (4 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). * Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (ок. 251). * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911). * Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).
Мучеников Ермионии (ок. 117) и святой Евтихии, дочерей апостола Филиппа диакона; Вавилы Никомидийского и с ним отроков Аммания, Доната и прочих 82 (ок. 305-311); Феодора, Миана, Иулиана и Киона (ок. 305-311); Феотима и Феодула. Преподобных Петрония (ок. 349); Симеона Гареджийского. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867). Святого Александра. Священномучеников Павла (Васильевского), Иоанна (Васильевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Михаила (Богородского) пресвитеров и преподобномученика Стефана (Кускова) иеромонаха, Тверских (1937); священномучеников Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского) пресвитеров и мучеников Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина) и Александра (Блохина) Нижегородских (1937). Собор Воронежских святых. Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).

Моисей - величайший пророк Ветхого Завета

Св. пророк Моисей называется Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синай насколько возможно видеть человеку. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы. Тем самым Моисей был образом Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей предвидел пришествие Спасителя (Втор. 18:18), поэтому его называют пророком. Жизнь и деятельность Моисея описана в Библии. Родился он в то время, когда фараон, царь египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужеского пола, но Божиим Провидением был спасен и воспитан при дворе царском. Достигнув возраста, он предпочел страдать с народом Божиим - своими соотечественниками, чем владычествовать с язычниками. Однажды, заступившись за еврея, которого обижал египтянин, он убил египтянина и вынужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет он жил у своего тестя, священника Иофора, и пас его стада. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте, послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией Моисей и перевел евреев через Чермное море. После того как получил скрижали с десятью заповедями, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Однажды, когда Господь очень разгневался на народ, который согрешил в отсутствие Моисеево, он такими словами молился за народ: «Господи, если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести в самую землю, потому что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил железом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Умер Моисей на горе Навав, на границе земли Обетованной, лишь взглянув на ее оттуда. Умер он в возрасте 120 лет около 1531 г. до P. X. Место могилы его осталось неизвестным чтобы евреи, склонные к многобожию, не могли поклоняться ему, как Богу. Моисею приписывают авторство пяти первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Священномученик Вавила

Священномученик Вавила был епископом в Антиохии, во времена гонения. Император Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила служил в храме и не пустил туда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царя?» - сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Я не оскорбил царя, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Сам Царь Небесный повелел мне оберегать от волков данное мне стадо». - «Ты получишь прощение, если поклонишься богам нашим», - продолжал царь. - «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Хотел бы я и тебя вывести из мрака и избавить от геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище еще трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» -спросил царь. «Мои по духу», - отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» - спросил царь отроков. «Есть, - отвечали они, - но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали их мать, Христодулу. Та сказала, что отроки - ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласково уговаривать, потом бить за непослушание, и потом вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? сказал царь Вавиле. - Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем не повинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV в., по повелению Юлиана Отступника, мощи святых мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

Мученик Вавила Никомидийский

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, вместе с ним пострадали 84 отрока. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. С детьми же царь ласково беседовал, задавал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы умнее других, послушайте меня поклонитесь нашим богам». - «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», - отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом их всех, начиная с учителя. Из детей известны имена Аммония и Доната.

Мученица Ермиония

Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 ноября). Зная врачебное искусство, она безвозмездно лечила христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел уговорами и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда святая Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, внушая неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермонию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала боли и говорила мучителю: «Царь, поверь, как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем Ермиония попросила отвести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что святая мученица хочет поклониться идолам. Но едва она вошла в капище и помолилась, как все идолы попадали. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил на помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и отсек ей голову. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII в. Икона находится в Москве, в Неопалимовской церкви. При царе Феодоре Алексеевиче она находилась при Грановитой царской палате. Царский конюх Колошин особенно почитал эту икону. Однажды судили его по какому-то важному делу, и он, не надеясь оправдаться, еще усерднее молился перед иконой, прося у Пресвятой Богородицы заступничества. И молитва его была услышана. Царь видел икону во сне, и Пресвятая Богородица объявила Колошина невиновным. Царь освободил Колошина от суда, а он в благодарность Богородице испросил у царя позволения построить храм во имя иконы Неопалимой Купины и перенес туда саму икону. Тогда установлено и празднование сей иконе в Неделю по Пасхе - в день перенесения иконы и освящения храма.
Однажды во время бывшего в Москве большого пожара икону обнесли вокруг домов прихода Неопалимовской церкви, и все дома уцелели. Икона Неопалимой Купины пишется так: представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух острых четырехугольников, из коих один красного цвета, напоминающий собой огонь, объявший виденную Моисеем купину (куст терновника), другой - зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, будучи объята пламенем. В середине звезды изображена Пресвятая Богородица; по углам - человек, лев, телец и орел -символы четырех евангелистов.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был родом из знатной дворянской семьи. Он родился в 1705 г. в праздник Рождества Богородицы.
В детстве отцу святителя было видение Приснодевы, подле которой молился Иоаким, осеняемый архиерейской мантией.
Не получив от родителей благословения на монашество, юноша тайно поступает послушником в Киево-Межигорский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Илларион. В 1727 г. в Киево-Братском монастыре он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Молодой монах служил учителем Киевской Духовной академии, священником Софийского собора, членом консистории.
В 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен игуменом Спасо-Преображенской Мгарской обители близ Лубен, а затем архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Игумен Иоасаф, не полагаясь на помощь наемников, не гнушался самой тяжелой и черной работы, не гнушался и прошения милости. Императрица Елизавета Петровна, удивленная достоинством чернеца-просителя, пожаловала ему весьма крупную сумму денег.
В 1748 г. архимандрит Иоасаф был призван к епископскому служению, владыкой Белгородским и Обоянским. На этом посту он стал известен своей строгостью.
Особо строго владыка боролся с привычкой пренебрежительно относиться к святыни. Однажды владыка Иоасаф увидел во сне лежавшую среди мусора икону Богородицы. Пресвятая Дева, скорбя, жаловалась Своему святителю: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для всей веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Именно такою, поверженною в сор, и нашел епископ Иоасаф икону эту в городе Изюме близ местной церкви. В другой раз, во время поездки по епархии, остановившись на ночлег в доме приходского священника, архиерей нашел запасные Св. Дары среди бумаг и мусора на полке с горшками, за что подверг священника жестокому наказанию.
Один 130-летний священник покаялся святителю Иоасафу, что в давние времена, устрашенный приказанием опоздавшего к обедне помещика, вынужден был возобновить, не переменив престола, прерванную литургию. Не послушав грозного гласа, повелевавшего ему не совершать незаконной службы, испуганный священник проклял самого ангела-хранителя храма. По настоянию святителя Иоасафа старец-преслушник совершил литургию на месте того, давно разрушенного храма, после чего умер, примирившись с Богом.
Святитель скончался 10 декабря 1754 г. и был похоронен в каменном склепе, устроенном по его настоянию в Белгороде и освященном в память Страшного Суда, ожиданием которого блаженный Иоасаф жил постоянно.
Святитель был канонизирован в 1911 г. В 1991 г. были чудесным образом вторично обретены мощи святителя, считавшиеся утраченными, и в день его памяти перенесены в Спасо-Преображенский собор города Белгорода, где и почивают поныне.
Память святого вспоминается также 10 декабря, в день его блаженной кончины.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

Православные праздники - это важная и неотъемлемая часть жизни верующих. Да и люди невоцерковленные с не меньшим уважением относятся к религиозным событиям, почитая их как давнюю историческую традицию, которая сформировалась за тысячелетний период христианства на Руси.

Согласно церковному календарю, ближайшие православные праздники в сентябре следующие:

За возникновением каждого из этих праздников стоит значительное религиозное событие, так или иначе связанное с Евангелием или одной из библейских заповедей. О них мы и расскажем далее.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

Великий христианский праздник. Его полное название, так как оно обозначено в церковных книгах - «Усекнове́ние честны́я главы́ честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна». Здесь не случайно дважды повторяется слово «честный»: именно это свойство характера Святого Иоанна привело его к трагическому концу.

Праздник установлен в память о безумном злодеянии: жестокой казни Иоанна Крестителя царем Галилеи Иродом Антипой. 11 сентября (или 29 августа по старому стилю) все христиане горько скорбят о насильственной, безвинной смерти великого Пророка. В этот день все верующие обязательно посещают богослужение и соблюдают строгий пост.

Почему же день всеобщей Скорби назвали праздником? Понятно, что речь не идет о праздновании как таковом и не подразумевает радости и веселья в этот день. «Праздник» в данном случае -производное от слова «праздный», «ничего не делающий». А что можно делать в день, когда сердце переполняет горечь, страдание и боль утраты?

Трагедия произошла в 32 г. н. э., когда, исполняя каприз своей сожительницы, злобной и мстительной Иродиады, царь Ирод повелел палачам отрубить голову достойнейшему человеку, мудрому и честному Христову Крестителю Иоанну и принести ее на блюде в зал, где он предавался утехам вместе со своими гостями. Жуткое убийство стало расплатой за правду.

Суть конфликта Иродиады и Иоанна Предтечи заключалась в том, что великий Пророк в процессе своего служения открыто обличал грехи, называя вещи своими именами и призывая людей к покаянию и исправлению. Не обошел он вниманием и распутную жизнь царя Ирода, который, будучи женатым человеком, вступил в связь с замужней женщиной, к тому же - женой своего родного брата Филиппа. Для верующего человека такие греховные отношения являются нарушением седьмой библейской заповеди: «не прелюбодействуй». Разумеется, царю не понравилась смелость, с которой обличают его поведение. Смельчака упекли в темницу.

Жители Иудеи относились к Иоанну Крестителю с большим почтением и уважением, поэтому царь не осмелился пойти против воли народа и казнить обличителя. Но тут все решил случай. Во время пира дочь Иродиады поразила царя Ирода своим красивым танцем, за что он пообещал исполнить любое ее желание.

Желание Саломии подсказала ее мать: принести в зал отрубленную голову Иоанна на блюде. Ирод не посмел спорить с любовницей и послал к Иоанну палача. Позже голову предавали земле несколько раз, сейчас она покоится на священной горе Афон в Греции (тело Иоанна Предтечи похоронили его ученики).

В подлинности истории нет никаких сомнений, так как о ней упоминается в трёх Евангелиях их четырех. Описанное событие послужило поводом для объявления 11 сентября днём Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

История возникновения праздника восходит к VI-VII вв. нашей эры. Рождество Пресвятой Богородицы (полное название - «Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии») в православии относится к числу важнейших церковных праздников: двунадесятых.

Его появление связывают с греческой церковью, откуда он распространился и в другие страны. Теперь невозможно представить себе православный календарь без этого великого праздника: кажется, что он был всегда. Начиная с XIII века, Рождество Пресвятой Богородицы сопровождается торжественной службой и литургией.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в год, когда казалось, что мир стоит на краю гибели. Человечество дошло до крайней степени нравственного упадка, и спасти его могло только чудо. Для того чтобы восстановить правильные жизненные ценности в умах людей, нужно было, чтобы Бог сошел на Землю в облике человека. Но для его рождения нужна была достойная мать - чистая, непорочная, почти святая женщина. Такой не нашлось, и тогда Господь послал в мир девочку, которая и должна была стать Великой Матерью. Родилась она более 2000 лет тому назад в Палестине, в городе Назарете.

Галилейская семейная пара Анна и Иоаким (оба из знатных родов) были выбраны её родителями. Прожив вместе много лет, они не могли зачать ребенка и, достигнув преклонного возраста, почти потеряли всякую надежду воспитать собственное чадо, хотя не переставали молиться об этом.

Супруги были известны своим благочестивым образом жизни, добротой и милосердием к людям. Большую часть своих доходов они раздавали беднякам и жертвовали Иерусалимскому храму. По этим причинам пара была избрана для рождения Матери Спасителя мира.

Незадолго до этого события Иоакима сильно обидел священник храма, отказавшись принять у него традиционные праздничные дары Господу. В то время бездетность считалась грехом, о чем священник принародно заявил несчастному старцу.

Покинув храм, Иоаким отправился в пустыню, где, укрывшись в пещере, оплакивал свое горе и молился Всевышнему. Через сорок дней к нему явился Ангел и сообщил о том, что Господь услышал его молитвы и готов ниспослать в его семью дочь, которая станет отрадой всему миру.

Появился Ангел и в доме Анны, которая все это время горько оплакивала свою женскую судьбу и внезапное исчезновение супруга. Ангел утешил страдалицу, сообщив ей, что скоро у нее чудесным образом родится дочь, которую назовут Марией.

Обоих супругов Ангел направил к Золотым воротам храма в Иерусалиме, где они встретились после долгих дней разлуки. Этой же осенью в семье появилась девочка, которой впоследствии суждено было стать Матерью Спасителя человеческого рода.

Так появился праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а сама она, так же, как и , Серафим Саровский и некоторые другие богочестивые люди, была причислена к лику святых и стала самой главной заступницей для верующих, которые молятся перед ее иконами и просят о помощи.

С именем Божией Матери связаны и другие православные праздники в сентябре 2017 года. В частности, празднования в честь ее икон: «Неопалимая Купина» (17.09.), Каплуновской (24.09. и 25.09.), Леснинской и Новокитской (27.09.), «Призри на смирение» (29.09.)

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

Удивительна история установления этого религиозного праздника. Его официальное церковное название - «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». В православный календарь он был внесен в честь обретения святой Еленой в 326 году н. э. Животворящего Креста.

Ее сын император Константин вел многочисленные войны. Будучи язычником, он призывал на помощь своих богов. Но победа в сражениях часто была на стороне противника. Тогда он вспомнил, что его отец был православным и верил в Бога всех христиан.

Константин обратился с просьбой к Господу оказать ему помощь в битве над Максентием, как вдруг увидел в небе яркое изображение креста и надпись на нем «сим победиши». Затем Спаситель пришел к Константину во сне и сообщил, что нужно начертить кресты на всех щитах и шлемах его воинов.

Проснувшись, Константин так и сделал. Крест Господень помог ему не только одержать победу в этой битве, но и в дальнейшем не знать поражений от врагов. В честь своего великого помощника император приказал построить храм и найти утерянный крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Его мать Елена вызвалась помочь в поисках. Она отправилась на Святую Землю - там, в руинах разрушенного языческого храма были обнаружены три креста. Среди них был и тот, который она искала для сына. Чтобы определить, какой их них Крест Господень, к храму привели неизлечимо больную женщину. Прочитав молитву над каждым крестом, его прикладывали ко лбу больной. Третий крест принес ей немедленное исцеление.

Патриарх Макарий, присутствовавший во время этого испытания, поднялся на возвышенное место и показал животворящий Крест собравшемуся народу. С этого дня и появился новый праздник - Воздвижение Креста Господня.

Православные праздники для верующего человека - это важная составляющая его религиозной культуры. Они помогают укрепиться в вере, понять смысл многих богослужений и на всю жизнь обрести прочную связь с Господом.

Сентябрь богат событиями, о которых следует помнить любому христианину. Благодаря нашей статье вы сможете быть в курсе главных церковных праздничных дат и постов, которые будут происходить в сентябре 2017 года.

Однако сравнению с праздниками в церковном календаре на август сентябрь - довольно бедный на праздничные даты, но все же некоторые православные праздники в сентябре 2017 года, которые нужно знать всем, есть и в первом месяце осени.

Церковные праздники в сентябре 2017 года: календарь по дням

11 сентября, понедельник – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа. В этот великий церковный праздник в народе соблюдают строгий пост. А также нельзя есть и готовить ничего круглого: хлеб, капусту, арбуз, яблоки, мак и даже картофель.

14 сентября, четверг – Церковное Новолетие. Праздник посвящен наступлению Нового года в богослужебном церковном календаре. К началу Новолетия в полях заканчивались многие работы, совершался обряд погашения в доме старого огня и разжигания нового, люди молились Богу о благословении на новый, начавшийся год.

21 сентября, четверг – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Великий двунадесятый церковный праздник, посвященный рождению будущей Богородицы. В церкви молились и благодарили Богородицу, которая покровительствует земледелию, семье и всем матерям.

27 сентября, среда – Воздвижение Креста Господня. Великий двунадесятых праздник, который установлен в память обретения Креста Господня в Иерусалиме возле горы Голгофы на месте Распятия Иисуса Христа. В этот день соблюдается строгий пост. В народе приметили, что на Воздвижение все пресмыкающиеся "сдвигаются", т.е. начинают активное передвижение в места зимовки. Также в этот день не стоит делать никаких важных дел, т.к. все начинания будут пустыми и бесполезными.

30 сентября, суббота – День святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Православные христиане чтят память четырех святых, принявших мученическую смерть во имя веры в Христа. В народе этот день имел название Вселенских бабьих именин.

Однодневные постные дни в сентябре 2017 года:

В сентябре нет многодневных постов, а будет несколько однодневных постов: 6, 8, 11, 13, 15, 20, 22, 27, 29 сентября. В эти дни следует отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц, масла, сдобы.

17 сентября (4 сентября по старому стилю)

Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251).

Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мученическую кончину при Декии (249-251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить Святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения. На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: "Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа".
Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: "О, царь. для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь". На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: "Чьи это дети?" "Это мои духовные чада, - отвечал святой, - я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь".
Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому - 10, а третьему - 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и сжал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом († ок. 251).


Иконы Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина
(1680).

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно дать еще иное толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая»...


Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона «Неопалимая Купина».
По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, – там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.
«Неопалимая Купина» изображалась иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богоматерь с Младенцем на руках, но гораздо чаще на иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую Божию Матерь. Звезда составлена из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».
Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стояла икона прекрасного древнего письма, находившаяся некогда в «Святых сенях» Грановитой Палаты. Празднование этой иконе совершалось два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего купину, и в шестую неделю по Пасхе – неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.
Интересно событие, связанное с похищением в 1812 году ризы этой иконы солдатом Наполеоновской армии. Перед тем, как оставить Москву, пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она была похищена. Солдат признался, что с тех пор, как он взял ризу, он не мог найти покоя и его мучила невыносимая тоска.
В этом же храме находилась пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая икона «Неопалимой Купины» – небольших размеров. На ней перед Богоматерью был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».
К сожалению, храм этот исчез, но в Москве сейчас построен новый храм в честь иконы «Неопалимая Купина» – как бы в память о прежнем.

Прор. Боговидца Моисея (1531 г. до Р.Х.).
Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского
(1911).
Второе обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского
(1989).
Собор Воронежских святых.
Прпмч. Парфения, игумена Кизилташского м-ря.
Сщмчч. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра и Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра
(1937)
Новосщмчч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского и Сергия (Дружинина), еп. Нарвского
(1937).
Мц. Елены
(1943).
Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона
(ок. 117).
Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков
(IV).
Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона
(305-311).
Свт. Иоакима, патриарха Александрийского.
Прп. Петрония Египетского.
Св. Антимуса Слепого Нового Сефалонского
(1782).
Новомч. Петра метрополита Дабро-Боснийского
(1941).
Перенесение мощей св. Бириния, еп. Дорчестерского, свв. Вессекского.
Перенесение мощей св. Куфберга, еп. Линдисфарского.

|

28/09/2017 - 09:54

Сегодня, 28 сентября 2017 года, православная церковь продолжает отмечать праздник Воздвижение Креста Господня. В это день в храмах проходят праздничные службы, читаются молитвы. Также сегодня церковь вспоминает великомученика Никиту Готфского, который пострадал за веру в Христа в 372 году.

Воздвижение Креста Господня - один из 12-ти великих православных праздника. Он всегда празднуется 27 сентября. Сегодня же первый день Попразднства. Верующие в этот день вспоминают об обретении Креста, на котором был распят Христос. После крестной смерти Крест был утерян, его долго искали, но найти не могли. В IV веке царица Елена (мать императора Константина) нашла пещеру, в которой были три креста. Поочередно поднося кресты к неизлечимо больной женщине, царица определила, какой из крестов Животворящий.

Никита Готфский жил на берегах Дуная в IV веке. Он принял крещение и начал проповедовать христианство. Узнав об этом, язычники схватили Никиту и приговорили к смертной казни.

В народе Никиту Готфского называют Никитой Гусятником, так как в этот день в селах и деревнях начинался забой гусей. Также в это время дикие гуси улетали в теплые края, а охотники выходили на свою последнюю охоту. Запеченный гусь был главным блюдом на столе.

Если вам понравилась эта публикация,